Соотношение сознания и бессознательного кратко
Обновлено: 06.07.2024
Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа - это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.
Первая теория о бессознательном
Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.
З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.
Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.
Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие "подсознание".
Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.
Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.
З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.
Бессознательное носит сексуальный характер.
Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.
Бессознательное по З. Фрейду
З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:
"Оно" или "Id" - уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.
"Я" или "Ego" – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.
"Сверх-Я" или "Super-Ego" – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.
"Сверх-Я" – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает "Я".
"Я" выступает в качестве посредника между внешним миром и "Оно", задача "Я" сделать так, чтобы "Оно" было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям "Оно". Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований "Сверх Я", иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний "Оно".
Для демонстрации взаимоотношений между "Я" и "Оно", учёный взял образ всадника на лошади, где "Я" – всадник, а "Оно" – лошадь. Если человек "Я" здоров, то он способен подчинить себе "Оно", управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями "Оно" и указаниями "Сверх-Я" приобретают непреодолимый характер, то "Оно" уходит из-под контроля "Я", это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.
Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между "Оно" и "Сверх-Я", а сознательное "Я" может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением "Сверх-Я" до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.
Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между "Оно" и "Сверх-Я". В качестве инструмента для данного компромисса человек использует "Я". Таким образом, содержание "Оно" постепенно переходит в содержание "Я".
Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.
Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие "Эдипов комплекс".
С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.
Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.
Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.
З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.
Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.
Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.
Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.
З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.
В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие "сексуальное влечение" на "либидо".
Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.
Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях "Эроса" и "Танатос". Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.
Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.
Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.
Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.
| ОШИБКИ |
Бессознательное в личности | ЗАБЫВАНИЕ |
Сновидения, мечты, грезы |
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:
Ø когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
Ø когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
Ø когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;
Ø когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области
1. предсознательного – это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).
2. Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.
3. Третий тип бессознательных явлений – это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали. Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.
В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:
Ø бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);
Ø сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;
Ø бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.
К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).
ВОПРОСЫ:
1. Что такое психика?
2. Какова структура психики?
3. Как соотносятся психика и организм?
4. Как развивается психика в процессе филогенеза?
5. Как развивается психика в онтогенезе?
6. Какая связь существует между психикой и мозгом?
7. Какова структура сознания?
8. Почему самосознание является вершиной сознания человека?
9. Какие компоненты и этапы формирования самосознания Вам известны?
10. Как осуществляется взаимодействие сознания и подсознания?
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.
Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.
Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.
Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.
| ОШИБКИ |
Бессознательное в личности | ЗАБЫВАНИЕ |
Сновидения, мечты, грезы |
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:
Ø когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
Ø когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
Ø когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;
Ø когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области
1. предсознательного – это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).
2. Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.
3. Третий тип бессознательных явлений – это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали. Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.
В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:
Ø бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);
Ø сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;
Ø бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.
К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).
Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в результате продолжительной психотерапевтической практики З. Фрейда и под влиянием философских теорий Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.
По мнению З. Фрейда, первым двум областям психики – сознательному и бессознательному – присуща постоянная борьба, воздействующая на функционирование всей психической жизни человека. Следствиями этой борьбы становятся душевный акт или человеческий поступок.
Сознание не всегда контролирует поступки и чувства и определяет направленность человеческих мыслей. Необходимым и важным составным элементом психической структуры является система бессознательного. Зачастую оно и является движущей силой, детерминирующей в том числе и поведенческую модель человека.
Бессознательное в психике является врожденной инстинктивно-рефлекторной деятельностью. На уровне бессознательного поведенческие акты (например, направленные на удовлетворение биологических потребностей, таких как сохранение организма или вида, в том числе продолжение рода) регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. При этом генетически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформировавшихся мозговых структур. Данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции в крайне редких случаях, в критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта).
В личности человека бессознательное предстает в виде качеств, интересов, потребностей и т. д., не осознаваемых, но присущих ему и проявляющихся в разнообразных непроизвольных реакциях и психических явлениях. Систематизировав, их можно разделить на три группы бессознательных явлений личностного характера:
1) ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов;
2) непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и т. п., что опосредованно или непосредственно связано для человека с неприятными переживаниями;
3) представления, связанные с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).
Очень устойчивая и неподвижная сфера подсознательного определяет поведение, которое можно лишь слегка откорректировать только методами психотерапии и гипноза. Говоря метафорически, сознание вооружено понятиями, а подсознание – эмоциями и чувствами.
В психике человека сознательное и бессознательное противостоят друг другу. Одновременно они неразрывно связаны. В области бессознательного главная роль принадлежит подсознанию, которое хранит всю информацию о человеческом теле на текущий момент и о духовном развитии человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
1. Соотношение обучения и развития
1. Соотношение обучения и развития Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь
Соотношение мифов и реальности
СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР
12.1. Соотношение любви и секса
12.1. Соотношение любви и секса Известный социолог Питирим Сорокин писал в начале XX в., что любовь проявляется в двух формах. «Если внимательно присмотреться к тем формам, в которых в наше время проявляется любовь между полами, то нельзя не поразиться одним весьма странным
Соотношение сознания и бессознательного
Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в
Соотношение сознания и бессознательного
Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях:
Соотношение постоянства и разнообразия
Соотношение постоянства и разнообразия Когда вы стремитесь чем-то увлечь человека, важно также учитывать такие аспекты, как постоянство и разнообразие. Все мы в жизни стремимся и к постоянству, и к разнообразию, но вот в чем и как – этим люди здорово отличаются друг от
Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.
Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.
А. Г. Асмолов предложил[28] объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:
? надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;
? неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;
? неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
Читайте еще:
При этом международное право, решения ООН сменились диктатурой США, президент которых дает лицензию на отстрел людей. Последний раз такая лицензия была выдана приказом Клинтона непосредственно накануне голосования по импичменту в Палате представителей, что вряд ли нуждается в комментариях.
При всей бесконечной исключительной индивидуальности каждого человека, существуют некие серии желаний, позволяющие обнаружить обладателя тех или иных психологических следов. «– Кто-то назвал человека животным, наделенным душой. – Уинвуд Рид хорошо сказал об этом, – продолжал Холмс. – Он говорит.
3. В основном, чем короче и проще утверждение, тем оно эффективнее. Утверждение должно быть четкой установкой, оно должно передавать сильное чувство; чем сильнее чувство оно несет, тем сильнее впечатление, производимое на ваше сознание. Длинные, многословные и теоретические утверждения.
Snyderman, M., & Rothman, 5. (1988). The IQ controversy: The media and public policy. New Brunswick, NJ: Transaction Books.
В ходе своих путешествий я познакомился с женщиной, которая за семь лет до этого совершила не вполне традиционный, но интересный обряд: вышла замуж за саму себя! Целью этого обряда было заставить себя постоянно вспоминать о своих обязанностях по отношению к себе — обязанностях, которые она бы.
Патофизиологические расстройства при неврозах мы можем прокомментировать динамикой следующих понятий, связав их главным образом с клиникой: 1) перенапряжение процесса возбуждения; 2) перенапряжение процесса торможения; 3) "сшибка" процессов возбуждения и торможения; 4) нарушение билатеральной.
Еще раз повторю: неприятности бывают у каждого человека, только все по-разному к ним относятся. Неудачник не собирается бороться с неприятностями, он с благодарностью принимает все удары судьбы, все беды и злосчастья, которые сыплются на его голову. Есть такое понятие: «притягивать.
План выполнения дипломной работы предполагает обстоятельный анализ литературы по проблеме, а также эмпирическое исследование или практическую психологическую деятельность на выборке, обеспечивающей достаточную обоснованность
Можно, конечно, спросить, где будет использоваться такая теория? Я думаю, что после освоения ее можно непосредственно применять в самоанализе. Нужно помнить, что мы сами являемся частью системы с обратной связью, включающей другие человеческие существа, и что, начав с того конца системы.
Психика – сложная система, подсистемы которой состоят из иерархически организованных изменчивых элементов. Основные свойства психики – системность, целостность , нерасчлененность. Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования, подробно рассмотренные в Лекции 1.
С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.
Бессознательное (англ. unconscious mind, the unconscious) – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции.
Бессознательное может рассматриваться как источник мечтаний, спонтанных мыслей, которые появляются без всякой видимой причины, хранилище забытых воспоминаний, центр неявных знаний. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата Зигмундом Фрейдом. Различные проявления бессознательного исследуются в прикладной клинической и экспериментальной психологии. Типы бессознательных явлений показаны на рис. 2.7.
Часто понятие "бессознательное" заменяется термином "подсознание" (англ. subconsciousness), который не является строго научным с точки зрения психологической науки. На рис. 2.8 показаны различные психологические характеристики, отнесенные к феноменам сознания и подсознания.
Предсознание (англ. preconscious) – это
- психические процессы, протекающие без отображения их в сознании и помимо сознательного управления, т.е. под порогом сознания (мысли о хорошо известном, навыки, привычки, непроизвольные реакции и др.).
- способность системы воспринимать и обрабатывать информацию одновременно о нескольких элементах окружающей среды без участия сознания, но доступной ему при концентрации внимания на этой информации, для ускорения процесса познания и генерации идей при недостатке возможностей у сознания.
Понятие "предсознание" обозначает феномены психики, которые в данный момент находятся за фокусом сознания, однако тесно с ним связаны, влияют на его функционирование и с изменением условий сравнительно легко переходят в его сферу.
Понятие "неосознаваемое" (англ. nonconscious) обозначает автоматические, в том числе и рефлекторные, действия, не контролируемые сознанием (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе).
Сверхсознание (англ. higher consciousness ) – разновидность неосознаваемого, это эмоционально-образная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций.
Проявления сверхсознания: преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.). Физиологический механизм сверхсознания – правополушарная доминанта.
Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, способствующее функционированию сознания.
2.5. Структура сознания
Феноменологическая психология – основанное на идеях и методах феноменологии направление психологии, в рамках которого на дескриптивном (описательном) уровне исследуется феномен сознания вне связи его с физическим миром. Основным методом изучения сознания в феноменологической психологии является интроспекция в сочетании с методами изучения мозговой активности.
На рис. 2.9 представлены эмпирические характеристики, формы, функции, компоненты, свойства и уровни ясности сознания человека.
По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.
По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [5, С. 137-138].
Сознание как процесс – поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в "фокусе внимания" субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на "периферии сознания" и являются слабоуправляемыми.
Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.
Свойства сознания человека:
- активность – активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием;
- избирательность – сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира;
- обобщенность,отвлеченность – сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями;
- целостность – сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний;
- константность – устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью;
- динамичность – способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности;
- искаженность – при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира;
- индивидуальный характер – отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом;
- рефлексивность – сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.
Эмпирические характеристики сознания:
- пространственная – способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его;
- временная – способность создавать виртуальный временной континуум "прошлое – настоящее – будущее" и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем;
- информационная – способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения.
- энергетическая – способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.
Краткие итоги
Психика – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.
Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.
Психика – результат сложной деятельности нервной системы организма.
Стадии развития психики животных: стадия сенсорной психики _ стадия перцептивной психики _ стадия интеллекта.
Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования. С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.
Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.
Бессознательное – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции
Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, которое также способствуют функционированию сознания.
Читайте также: