Соотношение правотворчества и законотворчества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Субъективной деятельности законодателя предшествуют объективные процессы правообразования. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу. Таким образом, издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других.

Правообразование — это процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права в недрах общественных отношений и до их закрепления в законе. Более того, еще до вмешательства законодателя могут сложиться вполне объективированные правила (например, обычаи), которыми начинают руководствоваться. Эти правила могут получить признание в обществе, и только потом они становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются законодателем в нормативных правовых актах как общеобязательные.

Таким образом, правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития, а правотворчество — всегда творческая деятельность и обусловлена государственным волеизъявлением. Последнее, в силу разных причин, может и не согласовываться с общественной закономерностью, заявлять о себе вопреки ей. Обеспечение гармонии — это уже практическая проблема. В теории правового государства всегда констатируют несоответствие закона праву, когда законодатель возводит в закон свой произвол.

В процессе правообразования имеет место взаимодействие самых разных факторов — экономических, социальных, политических. Большую роль приобретает общественное сознание во всех его формах (нравственное, политическое, религиозное и т. д.). В формировании правового сознания здесь участвует не только интеллектуальное, элитарное, но и обыденное мнение. Только потом, уже в правотворческой деятельности, решающее значение приобретут позиции чиновников, депутатов, иногда специалистов-правоведов. Но и сознание людей обусловливается жизненными отношениями в целом и теми конкретными обстоятельствами, которые рождают потребность в правовом регулировании.

Как правило, формирование права проходит в столкновении мнений и действий, порой в непримиримой борьбе. Государство потому и подключается к установлению права, что нет единства среди участников возникших общественных отношений, есть противоречия, есть борьба. Всеми ощущается необходимость в авторитетном установлении меры прав и обязанностей сталкивающихся сторон. Впрочем, государство может и не дожидаться реальных столкновений. Часто оно имеет цель предотвратить нежелательное развитие общественных отношений и вмешивается в процесс на ранней стадии формирования права. Действуя различными методами, государство способствует развитию новых, нужных обществу в целом или определенному классу (социальной группе) общественных отношений. Правотворчество — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования созданием юридически обязательного нормативного акта.

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

Законотворчество является исключительной монополией представительных высших органов государства (в Украине — Верховной Рады) либо народа (гражданского общества) в предусмотренных законом случаях. Законотворчество — важная составная часть правотворчества, заканчивающаяся принятием законов. Результат правотворчества — все нормативно-правовые акты: законы, указы, распоряжения, решения и др. Они появляются на свет вследствие сложной деятельности высших государственных органов, органов местного самоуправления, местной государственной администрации, коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов.

С другой стороны, законотворчество представляет собой частный случай правового нормотворчества, которое также может носить и подзаконный характер (в этом случае его разновидностью будет подзаконное нормотворчество как процесс создания, изменения или отмены подзаконных нормативно-правовых актов, таких как нормативные приказы или постановления, рассчитанные на неопределенный круг лиц и многократное применение). Законотворчество в строгом смысле является процессом принятия законов как нормативно-правовых актов особой значимости, внесения в них изменений либо их отмены.

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему источников права, нормативных правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся как целое и часть.

В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т.д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов, и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

Принципы права

Рассказов Л. П. Теория государства и права.

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения.

По мнению одних учёных, принципы – это теоретические положения (идеи), другие считают, что принципы – это правовые нормы с общим содержанием (главные правовые нормы).

Достаточно ли определять принцип только как теоретическое положение (идею, научную категорию)? Нет. Характерной чертой правового принципа является нормативность (обязательность), следовательно, он должен быть выражен в правовой форме. Этим принцип права отличается от иных неправовых принципов, например морали, нравственности и др.

Принцип как положение (идея) может провозглашаться в доктрине, а его содержание раскрываться и закрепляться в правовых нормах. Например, один из принципов гражданского процессуального права - принцип диспозитивности. Ни один из нормативных актов, являющихся источниками гражданского процессуального права, не содержит понятия "диспозитивность" и, соответственно, нормы общего характера, в которой провозглашался бы данный принцип. Это понятие используется в процессуальной науке, в том числе для обозначения правового принципа. В науке раскрывается и содержание понятия диспозитивности. Вместе с тем соответствующие правовые положения, в которых выражается данное содержание, имеются в законе (ст. ст. 4, 39 и др. ГПК РФ).

Принципы – это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. В принципах концентрируются характерные черты как права вообще, так и его соответствующей отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Понятие, содержание и принципы правотворчества

Морозова Л. А. Теория государства и права

Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

1) монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество — это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

2) созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

3) процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.

Процесс правотворчества в демократических государствах осуществляется на основании определенных принципов, т. е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

1) Принцип законности предполагает:

· принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

· оформление определенной процедурой. Законность означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной, соответствующей нормам права процедуре. Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России;

· выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

· новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

2) Принцип демократизма. Демократизм предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.
Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.
Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 1990-х гг. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свое мнение в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.
Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются, конечно же, в меньших масштабах, соответственно, и их роль в жизни общества также гораздо меньше.

3) Принцип научности. Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.
Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т.д.
При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д.
Принцип научности также включает в себя учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой; учет научных рекомендаций.

4) Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.
Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют в подавляющем большинстве случаев профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.

7) Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

8) Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

9) Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

Правотворчество следует отличать от правообразования. Последнее — более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему источников права, нормативных правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся как целое и часть.

В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т.д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов, и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

Читайте также: