Соотношение правосудия и судопроизводства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство, производство по уголовному делу) является по сути предусмотренной уголовно-процессуальным законом формой применения уголовного закона , представляет собой процессуальный порядок привлечения к уголовной ответственности и применения мер уголовно-правового характера.

Уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу (ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, уголовный процесс и уголовное судопроизводство являются тождественными понятиями .

Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рас­смотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке уголовных, гражданских, административных и ар­битражных дел.

При уяснении сущности правосудия по уголовным делам ни в коем случае не следует отождествлять его с уголовным судопроизводством по следующим причинам:

    1. правосудие осуществляется не только по уголовным, но и по гражданским, административным и арбитражным делам (в этом плане понятие правосудия шире понятия уголовного су­допроизводства и выходит далеко за его пределы);
    2. уголовное судопроизводство включает в себя не толь­ко правосудие по уголовным делам, но и досудебную подготовку материалов (в этом плане понятие правосудия уже понятия уголовного судопроизводства, которое включает в себя досудебное производство, т.е. деятельность прокурора, органа дознания, дозна­вателя, следователя и руководителя следственного органа по возбу­ждению уголовных дел и их предварительному расследованию; пра­восудие в этом смысле ограничивается лишь деятельностью суда в сфере уголовного судопроизводства).

    Производство в Конституционном Суде Российской Федерации вряд ли можно отнести к правосудию, ибо оно не разрешает кон­кретных уголовных, гражданских, арбитражных и т.п. дел.

      • п о задачам, предмету деятельности правосудие шире уголовного процесса, поскольку судебная власть осуществляется не только посредством уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ);
      • п о кругу органов, осуществляющих производство по делу , уголовный процесс шире правосудия. Правосудие исчерпывается деятельностью суда (ст. 118 Конституции), тогда как уголовный процесс помимо суда ведется органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Даже в судебных стадиях правосудие и уголовный процесс не сливаются.

      Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой (гласно и негласно) путем оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Исходя из задач ОРД, она является обеспечивающей по отношению к уголовному процессу .

      Таким образом, под правосудием следует понимать часть судопроизводства, состоящую в осуществлении правоприменителъной деятельности судов путем рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, регламентированной нормами процессуального законодательства.

      1. Правосудие — это часть судопроизводства. Всякое правосудие составляет суть судопроизводства, но не всякое судопроизводство является правосудием. Только три вида судопроизводства — гражданское, уголовное и арбитражное — с учетом известных оговорок применительно к каждому из них — можно отождествлять с правосудием.

      2. Правосудие осуществляется в процессуальном порядке.

      Следует иметь в виду, что это родовые признаки, которые еще не позволяют ограничить правосудие от судопроизводства. Видовым же признаком, позволяющим это сделать, является цель: рассмотрение и разрешение по существу гражданских, уголовных и арбитражных дел в ходе судебных заседаний.

      Теперь о том, что касается особенностей отдельных видов правосудия, регламентированных в процессуальном законодательстве.

      1.3 Понятие и значение правового статуса судьи Конституционного суда РФ

      Предпосылкой к осуществлению судьями судебной власти является их единый правовой статус, закрепленный в нормах правовых актов. В учебной юридической литературе правовой статус судей часто отождествляется с их правовым положением[23]. Обычно под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей, порядок наделения их полномочиями (путем выборов или назначения), а также правовые гарантии, позволяющие судьям осуществлять свои полномочия в соответствии с законом.

      Судьи являются носителями судебной власти. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и руководствуются только Конституцией РФ. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

      Процедура назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ состоит из трех этапов: вначале управомоченные должностные лица и органы (депутаты и члены Федерального Собрания РФ, а также законодательные органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения) вносят Президенту РФ предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда РФ. Далее Президент РФ обращается в Совет Федерации Федерального Собрания РФ с представлением о назначении кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ. И, наконец, Совет Федерации Федерального Собрания РФ обязан рассмотреть вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней. Причем началом срока выступает момент получения представления Президента РФ.

      Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Кандидат считается назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ, если при голосовании за его кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ (90 и более членов). Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, принимает присягу.

      Полномочия судей Конституционного Суда РФ сроком не ограничиваются. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

      К числу правовых гарантий, специально предназначенных для обеспечения деятельности судей Конституционного Суда РФ необходимо отнести следующие: независимость (ст. 13), несменяемость (ст. 14), неприкосновенность (ст. 15, в ред. ФКЗ РФ от 5.12.2001 г.), равенство прав (ст. 16). Независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

      Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, принадлежащего ему и членам его семьи имущества, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством России для судей иных высших федеральных судов. В случаях если другими нормативными правовыми актами предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, то применяются положения таких нормативных правовых актов.

      Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом.

      Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, заключен под стражу, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного Суда РФ, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, который в течение двадцати четырех часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой уголовно-процессуальной меры принуждения или об отказе в даче согласия. Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным Судом РФ решение.

      Дегтярев С., кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры гражданского процесса УрГЮА, консультант ФАС УО.

      Правосудие в свете концепций теории права является категорией многоаспектной и содержательной. В действующих законодательных актах и результатах судебной практики, особенно Конституционного Суда РФ, этот термин встречается намного чаще. Практически во всех теоретических исследованиях правосудие выделяется в качестве одной из характеристик судебной власти либо как органически связанное с ним явление. Следует заметить, что в гражданской процессуальной науке термин "правосудие" встречается как общеизвестный термин - в основном при характеристике эффективности правосудия, т.к. в большинстве случаев теория оперирует иными правовыми категориями - судопроизводство, соответствующий гражданский, арбитражный процесс, лишь в последние годы исследователи проявляют повышенный интерес к этой правовой категории , что связано с развитием судебной власти в РФ. Об этом же свидетельствует А.В. Цихоцкий, который приходит к выводам, что в юридической литературе понятие "правосудие по гражданским делам" самостоятельно не исследуется, . и воспринимается без каких-либо уточнений в теории гражданского процесса , и цитируемый им Н.Т. Арапов, который объясняет это тем, что и по уголовным, и по гражданским делам правосудие осуществляется судом, построенным на единых принципах, а обоим видам судопроизводства присущи многие единые принципы . Между тем следует заметить, что в последнее время задаются оценочные характеристики не судебной власти, а именно правосудию, особенно это отражено в решениях Международного Суда по правам человека и Постановлениях Конституционного Суда РФ. Причем, если речь идет об изменениях в законе, в основном применяется термин "судопроизводство", обоснованием же изменениям служит эффективность, точнее неэффективность правосудия, либо несоответствие принципам правосудия, т.е. даются оценочные характеристики уже правосудия. В этом, на наш взгляд, прослеживается влияние принципа разделения властей, отход от позитивистской теории права, гуманизация и социализация права и, соответственно, взаимное влияние основных прав человека и гражданина на механизм реализации самой судебной власти в РФ, изменение подхода правоприменителя к понятиям правосудия, социальной справедливости, целям и задачам судебной власти в судопроизводстве. Например, на необходимость четкого определения правосудия указывает И.Л. Петрухин, который считает невозможным без этого исследовать проблему эффективности судопроизводства .

      См., например: Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск, 1997; Фокина М. Система целей доказывания в гражданском и арбитражном процессе. Общие положения // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 4. С. 26 - 27 и др.
      Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск, 1997. С. 58.
      Арапов Н.Т. Проблемы теории и практики правосудия по гражданским делам. Л., 1984. С. 6. Цит. по Цихоцкому А.В.
      Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия (по уголовным делам). М., 1979. С. 17.

      В Большом толковом словаре правосудие рассматривается в двух значениях: 1) как судебная деятельность; органы, осуществляющие эту деятельность; суд; 2) решение, суждение, основанное на законах и справедливости .

      Большой толковый словарь русского языка / Автор и рук., гл. редактор С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. С. 953.

      В Большом юридическом словаре под правосудием понимается только форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел. Кроме того, на основании ст. 118 и ст. 123 Конституции РФ в словаре приводится признак этой деятельности - осуществление в установленном законе процессуальном порядке, а также принципы правосудия: осуществление только судом; открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); недопустимость заочного разбирательства уголовных дел (исключения в федеральном законе); осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия .

      Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2004. С. 469.

      В юридической литературе выделяются разные признаки правосудия, соответственно, разные определения этой правовой категории. Например, В.М. Семенов в качестве правосудия определяет деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства . В качестве признаков правосудия, соответственно, выделены: 1) осуществление правосудия только судом (со ссылкой на ст. 118 Конституции РФ); 2) осуществление правосудия только способами, указанными в законе, т.е. путем конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства; 3) осуществление независимым судом на основе закона и в точном соответствии с ним; 4) осуществление в процессуальной форме; 5) в результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет к виновному государственное принуждение, предусмотренное законом .

      Судебная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Семенова. Екатеринбург., 2002. С. 16.
      Там же.

      М. Фокина при исследовании целей доказывания приходит к выводу о единстве категорий "правосудие" и "справедливость": "Справедливость и правосудие - слова-синонимы. Справедливость в области гражданского судопроизводства является составной частью социальной справедливости. Она является целью, принципом, движущей силой гражданско-процессуальной деятельности" . Данное утверждение не соответствует действительности, т.к. правосудие по нормам Конституции (ст. ст. 118, 123) - прежде всего деятельность, поэтому рассматривать саму деятельность как справедливость, на наш взгляд, не вполне логично и требует уточнений. Справедливость все-таки является оценочной категорией, в большей степени внеправовым термином, кроме того, о достижении либо недостижении справедливости (в любом ее виде) можно судить только по результатам рассмотрения и разрешения конкретного дела. Предварительная оценка справедливости может быть основана на сравнении установленного порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел с действующими принципами судопроизводства и правосудия. На наш взгляд, следует разделять соотношение правосудия и справедливости с точки зрения потребителей судебных услуг и самих правоприменителей в лице органов судебной власти и научных работников. В первом случае, действительно, в общественном правосознании правосудие ассоциируется с категорией справедливости , во втором - эти термины далеко не всегда равны, справедливость учитывается правом, она является составляющим элементом авторитетности и легитимности судебной власти и уже традиционно рассматривается в качестве общеправового принципа.

      Фокина М. Система целей доказывания в гражданском и арбитражном процессе. Общие положения // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 4. С. 26.
      К такому выводу приходит Цихоцкий А.В. (там же. С. 54 - 56), который ссылается на социологические исследования: Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции. М., 1996. С. 190; Мозговая А.В., Городничева А.И. Экономика и гражданское общество: По результатам выборочного социологического опроса. М., 1996. С. 20.

      Так же как и судебная власть, категория "правосудие" не может рассматриваться как однопорядковая категория по сравнению с категорией "судопроизводство". Во-первых, процессуальная форма в отношении правосудия является одним из ее общих, отличительных признаков от иных видов деятельности органов государственной власти. Процессуальная форма для каждого вида судопроизводства конкретизирована и закреплена не в качестве одного из общих признаков, а является отличительной чертой от иных видов судопроизводства.

      Во-вторых, правосудие как составляющее понятие судебной власти связано только с одним субъектом соответствующих процессуальных правоотношений - судом либо лицом, в силу закона наделенного подобным статусом. Судопроизводство же регулирует деятельность всех участников соответствующих процессуальных правоотношений. Соответственно, возникает вопрос о соотношении категорий доступа к правосудию и доступа к судопроизводству? На наш взгляд, это разные, но взаимосвязанные явления, которые необходимо разграничивать. Наиболее наглядно это должно проявляться на этапе возбуждения гражданского дела, влекущего возбуждение дела, и, соответственно, всего судопроизводства по отдельному делу.

      В-третьих, различие в источниках права: судебная власть и правосудие связаны с организационным обеспечением принципов осуществления самого правосудия, которое регулируется иными нормами права, даже если они содержатся в одних и тех же источниках - Бюджетном кодексе РФ, Конституции РФ, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; ФЗ "О статусе судей Российской Федерации"; ФЗ "О Судебном департаменте" и т.д. Судопроизводство же характеризует саму деятельность по отправлению правосудия - постадийное движение дела и т.д. - основными являются ГПК, АПК РФ.

      В-четвертых, категории "судебная власть" и "правосудие" являются родовыми категориями по отношению к категории "судопроизводство", т.к. и судебная власть, и правосудие осуществляются посредством предусмотренных в ст. 118 Конституции РФ видов судопроизводств: гражданского, административного, уголовного и конституционного. Кроме того, к категории правосудия (в частности, и Конституционный Суд РФ, и Европейский Суд по правам человека) обращаются только, когда речь идет о принципах его отправления, выражающихся в естественных и основополагающих правах человека. Таким образом, правосудие в какой-то мере является объединяющим систему принципов явлением, определяющим все составляющие части любого рассмотрения и разрешения дела в рамках соответствующего судопроизводства (в нашем случае идеалистическое содержание данного явления). Более того, термин "правосудие" закреплен в основном на уровне Конституции РФ и соответствующих Федеральных конституционных законов либо в общей части ГПК и АПК РФ в качестве принципов (ч. 1 ст. 5, п. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 7 АПК; ч. 4 ст. 1, ст. 5, ч. ч. 1, 2 ст. 8, ст. 12 ГПК; см. также ч. 2 ст. 1, ст. 4 ФЗ "О Судебном Департаменте при Верховном Суде РФ"; ч. ч. 1 - 4 ст. 1, ст. 9, ст. 10, ч. 2 ст. 16 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации"), либо - определяющий правосудие в качестве вида деятельности (как мы говорили выше, деятельности по реализации судебной власти) - ст. 1, ч. 1 ст. 19, ст. 54, ч. 5 ст. 56, ч. 1 ст. 58 АПК; закреплен рассматриваемый термин и в иных нормах федеральных законов, опять же для обозначения, в основном, исключительности деятельности по отправлению правосудия и реализации судебной власти - ч. 2 ст. 1070 ГК РФ; глава 30 УК РФ "Преступления против правосудия"; ч. 2 ст. 1, ст. 11 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"; ч. 1 ст. 1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; абзац 7 ст. 5 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; ч. 6 ст. 1 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" и ряде других.

      Выводы. Таким образом, правосудием является "обобщенный образ" любого разбирательства дела органом судебной власти в пределах своей компетенции.

      Во-первых, правосудие является абстрактной категорией до той поры, пока не нарушен один из системы принципов, олицетворяющих собой современное правосудие, при осуществлении судопроизводства по конкретному делу. Некая абстрактность этой категории подтверждается тем, что правосудие одновременно является совокупностью определенных принципов, связанных с реализацией основных прав человека на современном этапе. Правосудие и судопроизводство соотносятся как принцип и правовой институт или правовая норма, в какой-то степени - как общее и частное. В качестве обоснования следует привести позицию В.М. Семенова, который по поводу существования правовых принципов именно в рамках правового пространства указал, что "независимо от формы нормативного выражения, принципы не могут существовать вне права - иначе они будут идеями, теориями, взглядами, но не принципами отрасли права" . Дополнительным доводом в обоснование этого положения является указание на то, что нарушение принципов возможно только при нарушении норм права и, наоборот, нарушение нормы права может содержать в себе нарушение одного или нескольких принципов права . Другими словами, любое нарушение соответствующей процессуальной нормы является одновременно нарушением правил соответствующего вида судопроизводства, одного или нескольких из соответствующих принципов права, но всегда можно сказать, что это будет нарушением правосудия.

      Семенов В.М. Понятие и система отраслевых принципов советского гражданского процессуального права: Сб. учен. трудов. Выпуск 2. Свердловск, 1964. С. 189.
      См. подробнее: Семенов В.М. Понятие и система отраслевых принципов советского гражданского процессуального права: Сб. учен. трудов. Выпуск 2 Свердловск, 1964. С. 194; Юдельсон К.С. Советский гражданский процесс: Учебник. М., 1956. С. 32; Дегтярев С.Л. Принципы доказательственного права и их классификация. В сб.: Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2002. С. 144 - 151.

      Во-вторых, нарушителем правосудия всегда является либо орган судебной власти, осуществляющий рассмотрение и разрешение конкретного дела, либо государство, устанавливающее определенные правила отдельного конкретного судопроизводства, которые противоречат конституционным принципам или принципам международного права, связанные с реализацией основных прав и свобод человека на современном этапе развития человеческого сообщества (см. практику Европейского Суда по правам человека). Данное связано также с тем, что правосудие - составляющее звено понятия судебной власти, которая может быть реализована только органом судебной власти как его исключительная деятельность. Нарушителем правил судопроизводства всегда является любой иной участник судопроизводства, но не суд. Обоснование данного тезиса связано с мерами ответственности, которые могут применяться в отношении нарушителей процессуальной формы рассмотрения конкретного дела. Для суда это рассмотрение дела вышестоящей инстанцией и отмена, изменение решения (судебного акта), т.е. опять в рамках процедуры, в рамках соответствующего судопроизводства по его правилам "движения дела". Кроме того, следует учесть принцип диспозитивности, позволяющий сказать, что нарушение судом правил судопроизводства может стать основанием для пересмотра вынесенных им судебных актов только по воле лиц, участвующих в деле, но не вышестоящего суда. В случае злоупотребления судьей судебной властью, корысти и т.д. - опять же процедура, связанная с рассмотрением вопроса соответствующей квалификационной коллегией о соответствии поведения судьи установленному статусу, однако в этом случае предметом рассмотрения будет не собственно нарушение соответствующей процессуальной формы судом, а нормы, регулирующие статус судьи, и его действия как конкретного человека, а не абстрактного органа судебной власти - см., например, ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей (утверждено Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.07.2002) ; п. 5 ч. 2 ст. 19 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ред. от 05.04.2005) .

      Вестник ВАС РФ. 2002. N 10.
      Российская газета. 2002. 19 марта. N 48.

      Если нарушителем правил судопроизводства обнаруживается участник судопроизводства, не являющийся органом судебной власти, действующие ГПК (в частности, глава 8, ст. 99) и АПК (в частности, глава 11, ст. 111) содержат меры ответственности, которые могут быть применены к нарушителю установленной соответствующей процессуальной формы органом судебной власти, рассматривающим дело .

      Об этом свидетельствует, например: Юдин А.В. Злоупотребление процессуальными правами в гражданском судопроизводстве. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.

      Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

      Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, принадлежащая судам.

      Признаки судебной власти:

      · Осуществляется только судами (исключительность судебной власти[1])

      Президент милует, тех уже над кем свершилось правосудие. ГД амнистирует аналогично, а также обвиняемых, но они имеют право отказаться, и их дело будет рассмотрено компетентным судом.

      · Особое положение суда в государстве

      v Особая процедура назначения судей

      Правосудие – деятельность по рассмотрению и разрешению дел судами. Судебная власть реализуется через отправление правосудие.

      · Осуществляется только судом

      · Осуществляется по специальной процедуре

      v Внешняя атрибутика (зал судебного заседания, флаг, герб, мантии)

      v Процессуальный порядок деятельности: суд обязан не только применить нужную материально-правовую норму, но следовать процедуре, установленной в процессуальных нормах (ГПК, АПК, УПК, КоАП, КАС). Если не следовать процессуальной норме, то решение суда может быть отменено вышестоящей инстанцией.

      · Общеобязательность судебных решений, обеспеченность их неукоснительного исполнения специальной системой мер государственного принуждения: решения судов действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Неисполнение судебных актов влечет уголовную и административную ответственность

      Судопроизводство – порядок рассмотрения и разрешения дел судами.

      Кто? Судебная власть. Что делает? Осуществляет правосудие. Каким образом? Посредством судопроизводства.

      2. Гражданское (ГПК; АПК) – правосудие по спорам о нарушении личных и имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Арбитражные суды разрешают экономические и иные дела в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      3. Административное (КАС; ГПК, АПК; КоАП) – рассмотрение дел о проступках, посягающих на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, предусмотренных КОАП и по своему характеру не влекущие уголовное наказание.

      4. Уголовное (УПК) – рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, запрещенных УК РФ под угрозой наказания.

      1. Законность – точное и неукоснительное соблюдение законов всеми лицами (органами гос-ва, должностными лица, гражданами). Иерархия актов.

      2. Независимость судей – судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

      3. Равенство всех перед законом и судом – государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст.19 Конституции).

      Есть явление неприкосновенности, то есть невозможности подвергнуть лицо ряду принудительных мер (аресту, допросу, обыск) и привлечь к уголовной ответственности без санкции соответствующего компетентного органа, что однако не является исключением из принципа равенства, поскольку неприкосновенность необходима для нормального осуществления профессиональных обязанностей и при этом не влечёт невозможность привлечения лица к ответственности.

      4. Гласность – открытое рассмотрение дел с присутствием публики, которой разрешено процесс фиксировать + устность, непосредственность, непрерывность.

      5. Равноправие и состязательность сторон – всякий имеющий собственный интерес пользуется равными правами для отстаивания своих интересов и оспаривания позиции противной стороны.

      6. Язык судопроизводства

      Судопроизводство в КС РФ, ВС РФ, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке РФ; в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Мировые судьи – на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

      [1] Исключительность в смысле, что другие органы исключаются из правового поля осуществления правосудия.

      Читайте также: