Соотношение понятий должностное лицо и государственный служащий кратко

Обновлено: 07.07.2024

Главная Архив вопросов Пожалуйста помогите, не могу разобраться в определениях. Чем отличается государственный служащий от лица, замещающего государственную должность?

Государственные должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими, их правоотношения регулируются отдельными нормативными правовыми актами о статусе отдельных государственных должностей.

Государственные должности могут быть как выборными, так и назначаемыми в соответствии с трудовым законодательством.

Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.

Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 установлен Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации.

Статьей 25 Устава Пермского края установлен перечень государственных должностей Пермского края.

Государственная должность характеризует объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации компетенции соответствующего государственного органа, должность государственной гражданской службы, как часть организационной структуры государственного органа в рамках своей компетенции обеспечивает практическое осуществление его задач и функций.

Понятие и признаки должностного лица определены в примечании 1 к ст. 285 УК РФ (по мнению автора настоящей работы, определение должностного лица целесообразно дать в специальной статье Общей части УК РФ). Признаки должностного лица представлены схематично на рис. 3 в приложении.

Под лицами, занимающими государственные должности РФ, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ). Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК РФ).

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (примечание 4 к ст. 285 УК РФ). Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (примечание 5 к ст. 285 УК РФ).

Закон выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. государственный служащий уголовный право

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 № 19). Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники полиции и т.д.).

Представители власти выполняют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления. Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). В муниципальных образованиях законодательную власть также осуществляют депутаты представительного органа местного самоуправления. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и правительство субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также оперативные работники тех властных структур, правоохранительных и контролирующих органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную и иную безопасность и т.п.

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировыми судьями.

Представителями власти являются также руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ.

Технические работники и неоперативный состав, работающий в органах законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органах (начальники канцелярий, хозяйственных и юридических отделов, бухгалтеры, секретари, референты, консультанты и т.п.), не могут признаваться представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами, но уже по другому основанию.

Право и политика.

Политика – деятельность государства и иных политических институтов (прежде всего – политических партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – государство как политическая организация всего общества.

Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:

1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;

3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конституции об основах конституционного строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конституция:

  1. провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;
  2. указывает на демократический социальный и правовой характер государства;
  3. гарантирует свободу эконом, деятельности;
  4. гарантирует разделение властей;
  5. запрещает цензуру и т. п.

По этим и многим другим вопросам политика государства жестко связана правом.

Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в политической деятельности;

4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Например, в случае принятия политического решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодательного процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Таким образом, должность характеризуется следующими признаками:

1) является частью организационно структуры государственного органа;

2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной правовыми актами;

3) содержится за счет средств соответствующего бюджета.

Государственные должности в соответствии с законодательством Российской Федерации подразделяются на три категории.

В первую очередь, это так называемые политико-судебные должности, учреждаемые для исполнения полномочий государственных органов, поименованных в Конституции Российской Федерации и в Конституциях или Уставах Субъектов Российской Федерации. Лица, замещающие указанные должности не относятся к государственным служащим, хотя и попадают в категорию должностных лиц.

Во-вторых, это патронатные должности, которые учреждаются для обеспечения деятельности и на срок деятельности лиц, замещающих государственные политико-судебные должности.

В-третьих, это государственные административные должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Государственными служащими являются лица, замещающие штатные государственные патронатные и административные должности, осуществляющие государственные полномочия и получающие за осуществление этих полномочий вознаграждение за счет средств соответствующего государственного бюджета.

Правовое положение государственного служащего определяется несколькими понятиями: должность в статутно-правовом смысле, в конкретно-функциональном и абстрактно-функциональном смысле. В первом случае должность является как бы предпосылкой оформления правового статуса государственного служащего. В результате чего государственный служащий получает ряд прав и наделяется определенными обязанностями: на получение денежного содержания, на официальное звание, на определение круга его полномочий по занимаемой должности и т.д., те есть приобретает определенный социальный статус.

Во втором случае должность – это конкретизирующее понятие, которое определяет специальные задачи, функции и полномочия государственного служащего на конкретной государственной должности, переданные ему на основе какого-либо административного акта, указания, поручения, распоряжения, представления или каким-то другим законным способом. Данные задачи, функции и полномочия фиксируются, как правило, в должностной инструкции.

И, наконец, под должностью в абстрактно-функциональном смысле понимается абстрактный (неопределенный) круг задач в рамках государственной организации, который должен выполняться служащим при обязательном указании на это со стороны государственного органа (председатель, инспектор, советник, помощник, директор, секретарь и т.д.)

Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью.

Назначение государственным органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей, с другой. Это правило призвано придать определенную гибкость государственной администрации, обеспечивая ей возможность проводить изменения, реорганизацию или упразднение служб и назначать служащих в зависимости от их способностей и пригодности к выполнению государственных задач и осуществлению государственных функций.

В этой связи необходимо пояснить, что представляет собой квалификационный разряд. Прежде всего, это специальное звание, которое дает его владельцу право занимать определенный ряд государственных должностей. Квалификационный разряд принадлежит государственному служащему, связывает его с государством. Кроме того, квалификационный разряд, выступает гарантом стабильности государственной службы. Так, например, в странах публичной государственной службы в странах Западной Европы в случае упразднения замещаемой должности государственный служащий не должен увольняться (соответственно, он не может быть уволен); его ранг дает ему право занять другой пост.

Квалификационные разряды присваиваются государственным служащим, как правило, по результатам, квалификационного экзамена или аттестации.

Завершая рассмотрение вопроса о государственной службе, следует осветить и такой вопрос как понятие и сущность бюрократии.

В обиходе бюрократами или чиновниками называют, как правило, лиц, работающих в госаппарате и выполняющих различные управленческие функции. Фактически речь идет о государственных служащих. Однако по своему смысловому значению данные термины несут некоторую негативную нагрузку, характеризуя собой определенную социальную аномалию. Это связано с тем, что, зачастую, лица причастные к осуществлению властных функций государства, используют данные им полномочия не в интересах общества, а для достижения своих собственных целей, либо достаточно равнодушно относятся к исполнению своих обязанностей, не замечая за сухими предписаниями нормативных правовых актов реального человека и его нужды.

Чтобы разобраться в социальной природе бюрократии, наметим для себя основные черты данного явления (М/м лекция № 5.2, слайд № 26).

Во-первых, бюрократия – это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).

Во-вторых, это явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть. Бюрократия и демократия – это два различных, а точнее – противоположных способа организации власти в социальном коллективе.

В-третьих, бюрократия может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации, например, партии, так или иначе организационно оформленной.

В-четвертых, объективной стороной бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, их отчуждение друг от друга, которое таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы.

В-пятых, бюрократизм представляет собой явление динамическое.

Та или иная властно-управленческая система может быть в большей или меньшей степени подвержена бюрократизму, что определяет возможность и необходимость борьбы с ним. В этой связи необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что наиболее радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, то есть переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. И в таких случаях должна быть разработана и применена система тактических мер борьбы с бюрократизмом. Общая задача этой системы – создание устойчивой обратной связи субъекта и объекта власти. Средства для налаживания такой связи имеют демократическую природу и в целом известны: это демократические процедуры формирования и функционирования властных систем, позволяющие влиять на их структуру, личный состав; различные механизмы надзора и контроля и т.д. При этом необходимо иметь ввиду, что в механизме государства разные системы органов по-разному открыты для такого воздействия: одни в большей степени, другие – в меньшей. Соответственно они в разной степени подвержены и бюрократизации. Прежде всего, представления о бюрократии и бюрократизме связываются с управленческим, чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и в наибольшей степени подвержен перерождению.

В большинстве стран континентальной Европы чиновничество традиционно считалось наследственным делом аристократов и до настоящего времени данный институт несет на себе определенный ареал аристократизма, а государственная служба считается уделом избранных и функционирует как публичный государственно-правовой институт. Совершенно другая картина имеет место в Соединенных Штатах Америки, где должность изначально являлась предметом договора между лицом, претендующим на ее замещение, и сообществом, заинтересованным в услугах того или иного претендента. Соответственно и государственная служба была сформирована в большей степени как институт частного права. В результате послевоенной оккупации Германии войсками союзников, аналогичная система была внедрена и на Европейском континенте, а в настоящее время в определенной степени заимствована Россией.

Slavka Dimitrova-Simeonova at Burgas Free University

Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции Сборник научных трудов

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Supplementary resource (1)

Закон о государственном служащем: принят 27 июля 1999 г.: офиц. текст. – София: Сиби, 2010. – 236 с. 2. Уголовный кодекс Болгарии: принят 2 апр. 1968 г.: офиц. текст. – София: Сиби, 2010. – 318 с. 3. Костов, Д. Държавна служба / Д. Костов. – 1-е выд. – София: Сиби, 2002. – 200 с. 4. Стайнов, П. Понятието длъжностно лице по административното право / П. Стайнов // Известия на Института за правни науки. – 1960. – № 1. – С. 5–42.

– 506 с. 8. Единый классификатор должностей в администрации: принят 1 марта 2004 г. постановлением Совета министров С. г.: офиц. текст. – София: Сиби

Гутенберг, 1932. – 506 с. 8. Единый классификатор должностей в администрации: принят 1 марта 2004 г. постановлением Совета министров С. г.: офиц. текст. – София: Сиби, 2009. – 233 с.

Recommendations

Short Term Imprisonment vs. Community Sanctions

Short prison sentences are often ineffective in rehabilitating prisoners due to the short time for effective intervention or completion of rehabilitation programs. Community sanctions in comparison are more effective and less expensive. Numerous researches reveal that the majority of community sanctions provide similar or even better effectiveness than short-term prison sentences. This project aims to prove that rehabilitation work can be done more effectively with offenders in the community and guarantees better chances for reintegration as imprisonment, even for short periods, results in problems of reintegration, i.e. in managing prisoners' successful re-entry into the community. . [more]

Slavka Dimitrova-Simeonova

НАКАЗАНИЯТА ЗА КОМПЮТЪРНИ ПРЕСТЪПЛЕНИЯ В БЪЛГАРСКОТО ЗАКОНОДАТЕЛСТВО И СЪОТВЕТСТВИЕТО ИМ С ДИРЕКТИВА.

Slavka Dimitrova-Simeonova

In this article are observed the punishments for computer crimes under Bulgarian Criminal Code and provisions of Directive 2013/40 on attacks against information systems and replacing Council Framework Decision 2005/222/JHA.

Читайте также: