Соотношение монизма и плюрализма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бытие – “нейтральный” признак всего мира (сущее вообще). Бытие – последнее, о чем возможно поставить вопрос, но оно само не определяемо непосредственно.

Все отношение к миру есть отношение только как к сущему, поскольку это есть результат практической деятельности субъекта! Проблема бытия есть проблема бытия сущего!

Соотношение “бытие – небытие” можно проиллюстрировать следующем тезисом: Есть факты волнующие сами по себе, но при определенных обстоятельствах это волнение не возможно. И возможно ли объективно описывать эти обстоятельства. (пример, любовь, внешний вид)

Античная мысль о проблемах бытия:

1. Истинная сущность бытия выраженная в понятии абсолюта. Все предельные характеристики нашего времени заключены в нем: необходимость, целостность, упорядочность, совершенность, гармония, истина и другие.

2. Бытие постижимо только разумен.

3. Абстракция чел. мышления.

Средневековая философия о проблемах бытия:

1. Мир создан Богом. Бог не сотворенное бытие. Бог уникален и универсален. Бог творит свободно. Его творение позитивно. Человек – венец Его творения. Человек – обладает и управляет всем тем, что для него создано. Бог дает моральный закон.

2. Средневековые философы понимают человека как частное существо. Тело – Душа – Дух. Дух есть сопричастность к Богу посредством веры.

3. На смену греческой идеи бессмертия души приходит идея воскрешения.

4. Человеческая история имеет линейный характер, от сотворения мира до апокалипса.

Философия Нового времени и Немецкая классическая философия о проблемах бытия:

1. В эту эпоху формируется классичесая (механическая) модель бытия, на основе представлений о мире Ньютона и Декарта.

2. Согласно Декарту: Универсум есть громадный, детерменистический часовой механизм: Бог – часовщик, Бог есть божественный эфир, начало бытия.

3. Кант очерчивает горизонты познавательных способностей человека. Знание имеет априорный характер.

Философия 20 о проблемах бытия:

1. Абсолют объявляется фикцией (Бог умер! Человек свободен! Ф. Нициле) Единственныая реальность – язык! (Язык – дом бытия! М. Хайдеггер).

2. Человеческое бытие определ. Посредством его (человека) нужд, деятельности и осмыслевается через феномены сознания.

3. Фил. Учения кот. Изучают феномены сознания: феноменология, традиция, герменивтика.

Категория Бытия обладает значениями и смыслами, которые есть особые планы (типы) реальности:

1. Бытие природы (бытие вещей, процессов, состояний) Характеристики: целостность, системный характер, принцип.

2. Бытие социального (бытие общества в целом и бытие отдельного человека)

Течение и направления в филосовской мысли.

По количеству первоночал бытия.

Монизм – одно первоначало – Веданта, Фалес, Демокрит, Гегель, Маркс и др.

Плюрализм – много первоночал – Лейбниц, Вайшемика и др.

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

В философии существует три вида монизма:

Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).

Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.

Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Монизм (от греч. mónos — один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность М. — дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал. М. первоначально имел форму наивного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи, например "вода" (у Фалеса), "огонь" (у Гераклита). Главную проблему философского М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистический М. выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому М. Разновидностью последнего является т. н. "нейтральный М." (махизм, эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из "нейтрального" начала (например, у Э. Маха — из "элементов"). Идеалистический М., сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования "сотворения" мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанций, не может объяснить согласования физических и психических процессов в поведении человека (Р. Декарт). В противоположность идеалистическому М. и дуализму материалистический М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистического М. до понимания общественной жизни. Высшей и единственно последовательной формой М. является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило рассмотреть противоположности материального и идеального как исторически возникающие и превращающиеся друг в друга, объединить в едином воззрении учение о бытии и о познании, довести здание материализма "до верху", придать ему действенный характер, создать единую методологию революционного мышления и революционного действия. Целостность учения марксизма-ленинизма — образец монистического развития теории. Диалектико-материалистический М. — не только мировоззренческий, но и логико-методологический принцип, требующий от теории раскрытия внутреннего единства и связи явлений, последовательного проведения определённой точки зрения на факты, систематического восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его особым проявлениям.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

(от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма.

Классич. примером П. была монадология Лейбница, по к-рой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун, Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет неореализм Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. реализм Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма.

В совр. бурж. философии нередко употребляют термин "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший возможность множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. ". Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, Gött., 1956, S. 6).

Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая тезис материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена диалектика материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также факт признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи.

Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как хаос разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха; марксизма, позитивизма.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

Лекция № 34. Этапы истории философии

Лекция № 34. Этапы истории философии Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по

Лекция № 61. Понятие культуры в философии

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком — то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое

Монизм

Монизм Монизм (от греческого monoV – единый) – обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное

МОНИЗМ

МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2)

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии,

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

В данной статье я попытаюсь осветить два фундаментально различающихся философских подхода: это монизм и плюрализм. Философский плюрализм включает в себя понимание неограниченного множества существующих и возможных учений и тенденций, т.е. у него нет идейных ограничений, которые были бы обусловлены идеологическими, методологическими, политическими и прочими причинами. Философский монизм наоборот включает в себя ограниченное число учений, подходов и тенденций, а ограничение обуславливается теми или иными причинами. Любая религия, отдельно взятое философское учение или даже сама наука – монистичны, что обусловлено рядом убеждений. Есть радикально монистические системы, которые не допускают любыx отхождений от своей догмы. Впрочем, внутри любой религии и даже науки есть персонажи, которые придерживаются радикального дословного монизма. Но есть и умеренные монисты, которые допускают некоторую вариабельность подходов внутри своей системы. В итоге наука, христианство, буддизм и даже ислам – скорее системы умеренного монизма, подразумевающие некоторые изменения в рамкаx одной тенденции.

Нередко осуществляются попытки представить умеренную монистическую идеологию в качестве плюралистической, но это, в сущности, неверно, потому что умеренно монистических учений достаточно много и все они обладают некоторой степенью вариабельности, особенно в тех сферах, которые не соприкасаются с центральными догмами, без которых то или иное учение перестает быть самим собой. Например, атеистическое христианство невозможно, как и невозможно христианство без Иисуса. Иисус – определяющая догма христианства. Такими же догмами в науке являются эмпирические и математические методы. Проблема в том, что в последние века среди умеренно монистических учений стало модно обвинять друг друга в радикализме и фанатизме, игнорируя факты чужих изменений и, нередко, пренебрегая наличием догм в сердцевине собственного учения. Для недопущения подобных двойных стандартов необходимо различать подлинно монистические и подлинно плюралистические учения. Последних, к сожалению, в истории философии нет.

Польза монистических учений

Монистические учения претендуют на общую или частную истину. Дело в том, что в рамках монистических учений формируются системы положений и методов, которые позволяют рассматривать те или иные явления с разных сторон. Познанием со всей наивностью и откровенностью может заниматься только человек, придерживающийся монистической позиции. Да, он будет использовать сомнительные методы, ибо все методы сомнительны; будет создавать культурные парадигмы; будет формировать свое сознание и сознание окружающих на том или ином базисе. В общем, на догмах строятся культуры, а не на сомнениях. И познание основывается на догмах. Притом в число этих догм можно включить также и методы познания.

Зачем нужна плюралистическая философия?

Дело в том, что человечество за довольно короткий промежуток времени своего существования создало огромное количество монистических философских систем. Их количество колоссально, но еще больше пугает то, что, судя по всему, лимит создания монистических систем не исчерпан и, думается, исчерпан быть не может. Столкнувшись с таким обилием оппонентов, каждое отдельное учение вынуждено, с одной стороны, изучать врага, а, с другой, нападать на него и защищаться. Всем монистическим учениям свойственно искажать информацию о своих оппонентах или представлять её в невыгодном свете.

Монистические учения с большим трудом справляются со взаимным пониманием. Именно это формирует необходимость создания философии о философии, религии, науке и прочих интеллектуальных явлений. Притом, эта философия не должна быть частью монистических учений, а также должна быть нейтральна по отношению ко всем существовавшим и возможным учениям. Претендующие на нейтральность ученые не таковы, потому что они разбрасываются оскорблениями в догматичности, фанатичности, мифологичности – и они явно подразумевают негативный оттенок, пытаясь выделить на фоне других учений науку, которая, на самом деле, сама в корне традиционна и догматична. Только очень сильно ослепленный человек может отрицать, что в науке есть традиции и постулаты, которые принимаются просто на веру. Только глубоко обманутый человек может думать, что научные открытия совершаются скептиками, которые по определению не могут ничего открывать, потому что у них нет критерия, метода и даже веры в значимость открытий. Но не будем о науке.

Какой же должна быть философия о философии? Прежде всего, плюралистичной, потому что ей тем или иным образом нужно включить в себя необъятное множество противоречащих друг другу учений. Но как добиться плюралистичности? Каков её фундамент? Буддизм? Он зациклен на духовных практиках и на определенной цели, что крайне монистично. Наука? Наука оперирует эмпирическими и математическими методами, что также не повсеместно, узко и монистично в масштабе философии в целом. Агностицизм? Агностицизм содержит в себе веру в непознаваемость мира, а потому критикует все системы, которые допускают эту познаваемость.

Получается, что самая чистая форма плюрализма должна совмещать в себе сомнение и понимание. Только в таком случае можно создать философию, которая потенциально сможет охватить все другие философские учения.

Догматизм

Опора на авторитетные тексты

Монисты часто отсылают своих оппонентов к прочтению их авторитетных работ. В случае с наукой, например, это требование практически невозможное, потому что по каждому вопросу даже многие специалисты не в силах охватить все источники. Впрочем, кто сможет прочесть все труды Маркса, Энгельса и их признанных учеников и последователей, не являясь при этом марксистом?

Мы живем в мире, где существует множество мировоззренческих альтернатив. И литературы огромное множество. А потому в достаточной мере прочитать её всю невозможно.

Монизмы против друг друга

Многие не понимают, что любая искренняя критика – является следствием догматизма, так как строится на тех или иных убеждениях. Искренняя критика без убеждений невозможна. Единственное направление мысли, вся критика которого не является искренней, - это абсолютный скептицизм, который был рекомендован мной в качестве основания плюрализма.

Все монистические системы выступают против друг друга. Они оппоненты. Каждое из них заинтересовано в мировом лидерстве. Отсюда и рождается бесконечная критика. Критика является главным стимулом ознакомления учений друг с другом, что отдаляет их от понимания.

Самодостаточность монизмов

Дело в том, что всякая монистическая система сама в себе самодостаточна. Она предлагает тот или иной способ отношения к миру, в котором могут присутствовать различные элементы. Монистические системы определяют методы, этику, политику, предпочтительную финансовую систему. В общем, в каждой такой системе – целый мир со своими законами и желательным поведением. Проблема заключается в том, что существует некая условная реальность, в которой эти миры вынуждены сосуществовать. Каждый мир хочет возобладать в реальности, но всякий раз все заканчивается провалом. Дело в том, что внутри себя этим мирам свойственно образовывать подмиры, которые расшатывают целостную систему. Даже если та или иная система добивалась господства на определенной территории, то в итоге происходило сильнейшее расслоение, которое давало возможность еретикам обосновывать свои идеи. Реальность заключает в себе некие плюралистические механизмы, которые необходимо осознавать и изучать как-то иначе, нежели обвинениями в инакомыслии, лжеучености и мракобесии. Что-то подобное может сделать только плюрализм. Именно поэтому необходимо склонять философию в целом к плюрализму.

Философия в монизме

Каждая монистическая система с удовольствием описывает философию через себя. Для науки философия – это наука, для христианства – служанка богословия, для всякого философского учения – она нечто свое. Притом философия нередко понимается либо как путь к заветному итоговому учению, которое и является монистичным, либо частью монистичной системы в рамках якобы одной традиции. Монизмы имеют разные определения философии, потому что с определения философии начинается оправдание любого монизма как философского учения. И определений философии огромное множество. Более того, вся философия в целом воспринимается монизмами крайне отрывочно. Нередко рационалисты вовсе игнорируют иррационализм, а иррационалисты совершенно недооценивают рационализм. Монистам свойственно ограничивать философию.

Плюралист же не понимает, что такое философия. Для плюралиста очевидно, что философия включает в себя такое большое количество подходов и образов жизни, что описать её одним определением становится крайне трудно. Философия сама по себе – это некая предельная абстракция, которую сложно осознать и еще сложнее понять, а именно поэтому её определения разнятся. Плюралист же может сказать, что философия – это продуктивное мышление во всем его многообразии. Впрочем, это не многое проясняет, но так и должно быть в случае с философией.

Плюрализм и многоличность

Плюрализм также формирует привычку не зацикливаться на своей личности и своем личном опыте, на своем познавательном опыте, на опыте своего прочтения книг. Монисты чаще всего зависят от всего этого. На мониста влияют условия его жизни, окружающая среда, порядок прочитанных им книг и многое-многое другое. Плюралист очищен. Он уравнивает все в себе. Это такой подход, в котором нет диспропорции между мифом и наукой, между знанием и верой, между ложью и правдой. Плюралисты не только не ограничиваются личным, но и могут взращивать в себе новые личности. Строение личностей для них – дело обычное, так как все убеждения в их мировоззрении могут быть заменены.

Парадокс: плюрализм – один, монизмов – много

Монизмов много – это очевидно, но многим не покажется очевидным тот факт, что плюрализм может быть только один. Дело в том, что у каждого настоящего философского плюрализма должна быть: гибкая герменевтическая методология, абсолютный скептицизм в основании, и он должен включать все существующие и возможные учения хотя бы потенциально. В общем, основные параметры для всех плюралистических систем одни, и они не могут быть другими, так как другие параметры сформировали бы ограничения и предрассудки. Ограничения и предрассудки не должны быть свойственны плюрализму. Именно поэтому плюрализм один и альтернатив не имеет. Его методы не ограничены, он включает в себя бесконечное множество учений, он основан на сомнении, потому что сомнение – единственная противоположность убежденности и вере. Все остальные параметры этого единого подхода могут варьироваться в довольно большом диапазоне.

Почему наука не может претендовать на понимание монизмов?

Дело в том, что науки о мнениях, среди которых выделяется религиоведение, во-первых, сконцентрированы на фактах, во-вторых, принадлежат к общенаучному монизму, в-третьих, пользуются ущербной философской герменевтикой, восходящей к христианству.

Заключение

В мире всегда будет существовать некоторое число монистических систем, которые будут не понимать друг друга. Тотальная всемирная монополия возможна, но крайне маловероятна. Ближе всего к ней за всю историю человечества подобралась наука. Но все равно, думается, что ни один монистический проект не сможет добиться абсолютного господства над всеми умами. И это прекрасно. Такое устройство мира требует установку, позволяющую его адекватно разбирать. Такой установкой является плюрализм. Миру нужны и монизмы, и плюрализм, притом последний в лучшем мире должен быть уважаем всеми монистическими системами. Это могло бы увеличить степень осознанности каждого отдельного мониста и привести к развитию всеобщего понимания в мире. Развитие плюралистической философии кажется мне важной альтернативой тем или иным монистическим доминантам. Как минимум, без плюрализма невозможна бесстрастная оценка монистических учений, которые заведомо являются предвзятыми. В этой предвзятости нет ничего плохого в сущности, но для познания и понимания она губительна. Мне думается, что следующим витком качественного развития философии должна быть разработка качественного плюралистического учения, отвечающего не только стандартам всех существовавших учений, но и включающая в себя некое подмножество возможных учений. Собственно, этим я и занимаюсь.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога (схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела.

Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).




Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога (схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела.

Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Читайте также: