Соотношение курса правоохранительные органы с другими юридическими дисциплинами кратко

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время не существует единого понятия правоохранительных органов и правоохранительной деятельности.

В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие).

Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все он могут быть отнесены к правоохранительным.

К основным признакам правоохранительной деятельности принято относить следующие: 1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств; 2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий; 3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом; 4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т. е. связана с применением мер государственного принуждения.

В общей части рассматриваются основные теоретические положения курса (понятие и признаки судебной власти, правосудия, общие понятия судебной системы и др.). Особенная часть посвящена организации и деятельности конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.)

В специальной части курса изучается организация и деятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.

Для того, чтобы освоить курсы, предметом которых являются отрасли права (конституционное, административное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.), студентам необходимо иметь соответствующий методический и лексический инструментарий.

Кроме того, конституционные основы (принципы) правосудия (равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом и на основе закона; состязательность и равноправие сторон в судебном процессе; гласность судопроизводства и др.) изучается в качестве отдельных разделов и в той, и другой учебных дисциплинах.

Необходимо выделить и отдельные правовые институты, изучаемые в различных предметах с точки зрения судоустройства и судопроизводства. Так, институт присяжных заседателей является частью уголовно-процессуального права как совокупность норм, регулирующих особенности данного вида судопроизводства по уголовным делам (оценка доказательств, разграничение функции председательствующего и присяжных заседателей и др.).

В судоустройственном аспекте институт присяжных заседателей изучается с точки зрения требований, которые к ним предъявляются, формирования списков возможных кандидатов, оснований освобождения от данной деятельности.

Дисциплина правоохранительные органы РФ - вводный курс в специальность "Юриспруденция", в котором содержаться основные сведения о правоохранительной деятельности различных субъектов общественных отношений. А также об органах осуществляющих правоохранительную деятельность, в частности , их организацию, полномочия, принципы осуществления деятельности.

Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ являются:

а) те органы гос-ва, которые занимаются предварительной, а так же последующей защитой прав и свобод человека (УПК).

б) те органы гос. власти, которые занимаются как предварительной защитой прав и свобод, так и последующей, включая нотариусов и адвокатов.

Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.

Систему курса можно разделить на следующие разделы:

1. Общая часть: 2. Специальная часть:

-Методология; -полномочия и виды судов РФ;

-Источники; -гос. органы, обеспечивающие безопасность, правопорядок (ФСБ, ФСО, испол. власть);

- Судебная система РФ -органы пред. Расследования и прокурорского надзора;

-Органы по обеспечению правовой помощи (адвокатура, нотариат, уполномоченный по правам ….)

Соотношение дисциплины правоохранительные органы с другими юридическими дисциплинами.

3. Понятие, содержание, признаки правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.

Цели деятельности:

охраны личности, ее прав и свобод;

охраны общества, его материальных и духовных ценностей;

Понятие курса "Правоохранительные органы РФ":

Дисциплина правоохранительные органы РФ - вводный курс в специальность "Юриспруденция", в котором содержаться основные сведения о правоохранительной деятельности различных субъектов общественных отношений. А также об органах осуществляющих правоохранительную деятельность, в частности , их организацию, полномочия, принципы осуществления деятельности.

Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ являются:

а) те органы гос-ва, которые занимаются предварительной, а так же последующей защитой прав и свобод человека (УПК).

б) те органы гос. власти, которые занимаются как предварительной защитой прав и свобод, так и последующей, включая нотариусов и адвокатов.




Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.

Систему курса можно разделить на следующие разделы:

1. Общая часть: 2. Специальная часть:

-Методология; -полномочия и виды судов РФ;

-Источники; -гос. органы, обеспечивающие безопасность, правопорядок (ФСБ, ФСО, испол. власть);

- Судебная система РФ -органы пред. Расследования и прокурорского надзора;

-Органы по обеспечению правовой помощи (адвокатура, нотариат, уполномоченный по правам ….)

Соотношение дисциплины правоохранительные органы с другими юридическими дисциплинами.

3. Понятие, содержание, признаки правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.

Органична связь названного курса с конституцион;ным(госу- дарственным) правом России — основой правовой системы страны, дающей жизнь всем другим отраслям права. Как часть публичного права оно, в частности, имеет предметом своего правового регулирования принципы организации и порядок функционирования институтов государственной власти, правовое положение

граждан и их взаимоотношения с государством. В конституционном праве, основным источником которого является сама Конституция РФ, определяется роль и место правоохранительных органов в государственном механизме, закрепляются взаимосвязи между ними, устанавливаются конституционные принципы их организации и функционирования, а также конституционно-правовой статус человека в России — гражданство, правосубъектность, конституционные права, свободы и обязанности, их обеспечение законной деятельностью правоохранительных органов.

Кроме того, правоохранительные органы повсеместно применяют нормы административного права при посягательстве на собственность, общественный порядок, безопасность дорожного движения и т.д.

Трудно переоценить тесную связь рассматриваемого курса с уголовно-процессуальным правом как системой правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующих деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному разбирательству уголовных дел, по разрешению процессуальных вопросов исполнения приговора. Именно в нем установлены права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса и корреспондирующиеся обязанности соответствующих должностных лиц правоохранительных органов по их соблюдению.

Необходимо иметь в виду, что структура и система каждого правоохранительного органа строятся в зависимости от задач и содержания выполняемой им деятельности, а содержание деятельности зависит от решения организационных вопросов. Поэтому задачи и порядок (процедура) осуществления уголовно-процессуальной деятельности в значительной мере определяют по

строение судебной системы, прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, адвокатуры.

Нормы гражданского и уголовного права — эффективный и широко применяемый инструмент правоохранительной деятельности.

Они позволяют определять признаки уголовных преступлений и гражданских правонарушений, делать вывод о наличии или отсутствии последних и необходимости приведения в действие механизма соответственно гражданско-правовой или уголовной ответственности, о видах воздействия, наказания или иных мерах уголовно-правового характера за совершение преступления, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением. От этого зависит законность деятельности правоохранительных органов.

ностью, в том числе и через Интерпол, Европол, разработки комплексного института выдачи (экстрадиции) преступников. Отсюда актуальность взаимного проникновения настоящего курса и зарождающейся (пока в виде спецкурсов) учебной дисциплины международного уголовного права[44].

Легко просматривается связь настоящего курса и с такими юридическими дисциплинами, как теория государства и права и история отечественного государства и права.

Они дают исходные сведения о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, об основополагающих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности (законность, правосознание, сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права), о применении права, правовой системе, о соотношении права и его источников, права и судебной практики и др. Учитывая, что изучение вопросов организации и деятельности многих правоохранительных органов требует рассмотрения их в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с опытом как отечественным, так и зарубежным, как в пространстве, так и во времени, становится понятной связь этих дисциплин.

Существенна связь правоохранительной деятельности и рассматриваемого курса с правовой статистикой и криминологией. Предоставляя соответствующие данные о количественных и качественных параметрах преступности, их изменении во времени и пространстве, о работе органов уголовной юстиции, правосудия, статистика способствует тем самым развитию правоведения, его постоянной связи с правоохранительной деятельностью.

Что касается криминологии, то проводимое ею изучение преступности — это всегда статистико-криминологическое исследование, на базе которого анализируются и оцениваются особенности криминальной ситуации в каждый конкретный период. Они призваны обнаруживать рассогласование между количественными и особенно качественными характеристиками преступности и уголовно-правовой политикой государства, реализуемой деятельностью правоохранительных органов. Уголовно-правовая политика является отражением скорее внутренней политики государства, чем тенденций современной преступности. Статистико-криминологические показатели — надежные индикаторы, предупреж

дающие общество о том, что существующие нормы закона уже не адекватны требованиям современного общества и нужна их соответствующая корректировка.

В условиях резко изменившейся ситуации в стране стратегические задачи, стоящие перед уголовно-правовой политикой, остаются неизменными и требуют лишь скорейшего осуществления: через разработку общенациональной программы государственного контроля над преступностью, системную реформу законодательства криминального комплекса, коренную перестройку органов уголовной юстиции и судебной системы — переход к качественно иным, более надежным и цивилизованным формам уголовно-правового контроля над преступностью.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.Г1. Божьева. М., 2000. Гл. 1.

Предмет изучения данной дисциплины характеризуется сложным, комплексным характером. Это из-за того, что у Российской Федерации довольно мощный государственный аппарат, обеспечивающий реализацию разных внутренних и внешних функций государства. Выполняя их, правоохранительные органы всегда находятся между собой в тесной взаимосвязи.

У правоохранительных органов РФ весьма продолжительная история. Это особенно касается судебных органов, прокуратуры, адвокатуры, полиции. Реализуемая в настоящее время реформа правоохранительных органов, с одного взгляда, основывается на исторической взаимосвязи и взаимозависимости, а с другого – стремится – к всестороннему соответствию структуры общественным отношениям, в первую очередь, определяющихся правовыми нормами. Большое значение при этом имеет оценка функциональной составляющей разных органов правоохранительной деятельности.

Функции суда в ходе производства уголовных дел длительное время характеризовались обвинительным характером, прокуратура проводила предварительное расследование, органы исполнения наказаний выступали составляющей частью ОВД. Данные и иные случаи указывают на то, что при изучении какого-то правоохранительного органа невозможно напрямую проводить исторические параметры.

Органы правоохранительной деятельности нужно изучать не только в общем виде и системной взаимосвязи, но и по отдельности.

Таким образом, у каждого органа имеется собственная социальная роль, из которой следуют специфические задачи и функции как органа целиком, так и структурных подразделений, должностных лиц. Причем функции рассматриваются не только как права этого органа, но также и обязанности, возложенные на него законодательством. Это дает возможность правильно определить, в каких конкретно случаях и какие функции имеет право применять правоохранительный орган и выносить меру социальной ответственности, возлагаемой на конкретный правоохранительный орган и должностное лицо за невыполнение либо ненадлежащее выполнение собственных профессиональных обязанностей.

Связь с Конституционным правом

Связь с гражданско-процессуальным правом, арбитражным и уголовным процессом

С исследуемой дисциплиной тесно связаны также предметы, которые преподаватели дают студентам осваивать на старших курсах. Они затрагивают различные виды судопроизводства (гражданского, арбитражного, уголовного). Поэтому необходимо знать общую структуру судов, судебного звена, судебной инстанции. Вышеперечисленные виды судебной деятельности изучают в рамках Гражданско-процессуального права, арбитражного и уголовного процесса. Так как в уголовном судопроизводстве довольно важную роль играет досудебная подготовка уголовных дел, потребуется усвоение системы и состава органов предварительного расследования.

Связь с Международным правом

Особое внимание стоит уделить на взаимосвязи этой дисциплины с Международным правом. Множество международных стандартов, затрагивающих организацию и деятельность государственных правоохранительных органов, закрепляются нормативными правовыми актами на международном уровне. Посредством общепризнанных принципов и норм международного права обеспечивается надлежащее функционирование разнообразных органов, соблюдение прав, свобод и интересов личности.

Читайте также: