Соотношение государственной и публичной власти кратко

Обновлено: 30.06.2024

Как полагает проф. В. Н. Протасов, генетически государственная власть первична по отношению к государству, поскольку именно потребность общества на определенном этапе его развития во власти, способной управлять качественно новым состоянием общества, и обусловила появление государственной организации. Государство — носитель государственной власти, т. е. выступает той силой, которая служит базой для функционирования государственной власти. Здесь также проводится различие между государством и государственной властью.

Применительно к соотношению государства и государственности возникает вопрос: это разные понятия или тождественные.

Государственность — сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических духовно-нравственных условий жизни конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.

Государственность — это свойство, качество, состояние общества на конкретно-историческом этапе. В самом общем виде государственность можно определить следующим образом.

Государственность — это строй общественных отношений, при котором с помощью государства обеспечивается стабильная, сбалансированная, самодостаточная жизнедеятельность общества.

Этот строй общественных отношений, в свою очередь, влияет на государственную власть и другие общественные институты.

По мнению отдельных ученых, государственность представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых государственно-политических, социально-правовых, экономических, нравственно-этических, этнокультурных и иных, связанных с государством и реализацией его функций компонентов, посредством которых государственная власть осуществляет регулятивно-организующее, стабилизирующее, интегрирующее и активизирующее воздействие на общественные отношения.

Приведенное определение несколько громоздко, но оно конкретизирует, детализирует понятие государственности, раскрывает его структуру, составляющие элементы.

1) центральное звено — государство, которое определяет характер всех политических отношений в обществе;

2) экономический строй общества, где ведущее место принадлежит отношениям собственности;

3) социальная организация общества, в том числе национальные, религиозные, иные межличностные отношения;

4) духовно-нравственная, культурная организация общества;

5) правовая система;

6) информационная система, составляющая основной производственный ресурс общества;

7) человек как субъект общественного развития, носитель важнейших видов общественных отношений и главная цель функционирования государственности.

Названные компоненты представляют собой своего рода подсистемы, взаимодействующие друг с другом и дающие обществу возможность действовать как единой целое.

На развитие государственности воздействуют различные факторы и условия. Среди них называют многонациональный состав страны, геополитическое положение государства, этнокультурные особенности народов, их быт, традиции, образ жизни: активность граждан (подданных) в их влиянии на государство и его институты; эффективность правовой системы, процессы модернизации жизни общества в соответствии с мировыми стандартами и др.

Ученые, исследующие проблемы российской государственности, единодушно отмечают ее специфику по сравнению с западными странами, подчеркивают ее особый государственно-правовой дух. Например, в философской и социологической литературе называют четыре главные особенности российской государственности:

1) православие как форма коллективного сознания;

2) сильное государство и централизация государственной власти;

3) общинность. В России дольше чем в других странах сохранялась община как удобная форма жизнедеятельности крестьян. Эта бытовая сторона жизни российского крестьянства, которое составляло основную массу населения страны, накладывала отпечаток на государственную организацию;

4) колонизация, т. е. перенос традиционных форм организации на новые территории.

Все исследователи, подчеркивая российскую специфику, называют особый менталитет народов России, проявляемый в своеобразии экономического уклада, политико-правовой жизни, духовности и психологического восприятия мира. Изучение российской государственности важно для определения отношения российского общества к западным моделям и ценностям. Неучет самобытности народов России способен привести к тому, что многие модели, оправдывающие себя на Западе, могут быть отторгнуты в российской обществе.

Таким образом, понятия государства, государственной власти и государственности непосредственно связаны между собой, взаимно воздействуют и воспроизводят друг друга. В то же время это относительно самостоятельные категории, составляющие важную часть понятийной части науки теории государства и права и всего государствоведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

§ 3.7. Соотношение государства и права

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся

6. Механизм государства. Органы государственной власти РФ

6. Механизм государства. Органы государственной власти РФ Механизм государства – это единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть.Признаки механизма государства:1) иерархичность – построение государственного аппарата в

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

5. Механизм государства. Органы государственной власти

5. Механизм государства. Органы государственной власти Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

§ 5. Соотношение общества и государства

§ 5. Соотношение общества и государства Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий

§ 7. Соотношение государства и права

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

§ 2. Единая территория, государственно-территориальная организация территории и единая система государственной власти и управления как гарантия устойчивости федеративного государства

§ 2. Единая территория, государственно-территориальная организация территории и единая система государственной власти и управления как гарантия устойчивости федеративного государства Государственное устройство России до принятия Конституции 1993 года включало в себя

12.1 Соотношение государства и права

12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.Можно выделить пять основных позиций в

Власть– это способность одного лица или лиц навязывать свою волю другому лицу или лицам с целью удовлетворения своих интересов или интересов других лиц.

Власть всегда присуща человеческому обществу, она существовала на всех этапах его развития, это социальное явление.


  • по социальному уровню:

    • власть в масштабе общества

    • власть в масштабе коллектива

    • власть в отношениях между индивидами

    • демократическая

    • недемократическая

    • политическая (партийная, государственная)

    • неполитическая (родительская, церковная)

    • традиционная – построена на традициях, является наиболее устойчивой

    • легальная – опирается на закон и действует в соответствии с ним

    • харизматическая – основана на особых качествах лидера

    • легальная

    • теневая

    Социальная (публичная) власть — волевые (руководства — подчинения) отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработке и осуществлению общей для данного социального коллектива воли (интереса).

    Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном — политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.

    Каково соотношение политической и государственной власти?

    Различия политической и государственной власти трудно выделить, но они имеются:

    1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может быть двоевластие в России 1917 г. — власть Временного правительства и власть Советов. Обладая политической властью, Советы в то время не имели самостоятельной государственной власти. Другой пример — политическая власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике, переставших быть колониями Португалии (до провозглашения независимости в 1974 и 1975 гг.). Такую власть можно назвать предгосударственной. Только со временем она становится государственной, приобретает общий характер.

    Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятельностью. Она осуществляется в рамках различных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы крупных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических общностей и др.).

    3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и аппарата принуждения. Она обладает властно-принудительным влиянием на поведение людей и их организаций, обеспеченным государственно-правовыми методами.

    Политическая власть класса и иной социальной общности осуществляется через: а) их организации (опосредованный путь); б) политические выступления (непосредственный путь). Если власть класса реализуется с помощью государственного аппарата при опоре на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти.

    Государственная власть не может противопоставляться политической власти, так как политическая власть в обществе не мыслима без государства. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, ибо имеет возможность:

    а) придавать интересу (воле) власти общеобязательный характер;

    б) использовать специальные органы (аппарат) для ее осуществления;

    в) применять в случае необходимости принуждение.

    Обычно государственная власть представляет собой основное направление осуществления политической власти класса (социального слоя, социальной группы) в государственных формах с помощью свойственных только ей средств и методов.

    Государство - это суверенная организация публичной власти, действующая в отношении населения на закрепленной за ним территории с использованием права и принуждения. Сущность государства проявляется в его функциях.

    Публичная власть является одним из признаков государства.

    Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны.

    Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

    Власть публичная – всеобщая – распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, включая иностранцев, кто находится на территории, которую эта власть способна контролировать.

    Публичная власть есть власть политическая. Это власть, предназначенная решать общие дела, управляющая народом в интересах благополучия сообщества в целом, обеспечивающая стабильность и порядок. Ради этого она прибегает к организованному принуждению вплоть до физического насилия в отношении социальных групп и отдельных людей.

    Публичная власть обладает следующими особенностями:

    - носит институциональный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру;

    - распространяет свое действие на всю территорию страны и на все население;

    - способна решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

    - обладает прерогативой на издание юридических норм;

    - ее указания являются общеобязательными, их исполнение поддерживается возможность применения государственного принуждения;

    - действует постоянно и непрерывно;

    - имеет публичную нематериальную основу (казну, государственное имущество).

    Признаки публичной власти.

    Публичная власть - это организованное воздействие на людей (волю и сознание) с помощью различных способов, в том числе и принуждение.

    - наличие гос. аппарата, гос. органов, правоохранительной системы

    - наличие гос. служащих и чиновников на денежном вознаграждении.

    - выполняет общие задачи управления обществом

    - делит социальную общность на управляющих и управляемых

    - принятые решения обязательны для общества, вне зависимости участия его в их принятии.

    - следует интересам народа и объединяет его.

    Соотношение политической и государственной власти. Понятие и признаки государственной власти.

    Государственная власть - это публично-политическое отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

    Признаки государственной власти:

    1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);

    2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);

    3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);

    4. Охватывает все население государства;

    5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).

    6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

    7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

    Государственная власть имеет 3 ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.

    Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Государственная власть реализуется государственным аппаратом и его подразделениями. Политическая власть – посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Государственная власть может издавать законы, обязательные для всего населения, и в случае необходимости легитимно прибегнуть к использованию силы, чего лишены другие субъекты политической власти.

    Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

    К числу таких признаков относятся следующие:

    публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

    определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

    суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

    право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

    обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

    претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

    Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

    При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

    47.Соотношение государственной, политической и публичной власти

    отличие власти государственной от политической:

    Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять

    Читайте также: