Соотношение диалектической и формальной логики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мышление как предмет логики. Особенности логики как науки. Законы формальной логики. Диалектическая логика как составная часть марксистской философии. Система категорий, формализованные логические системы и содержательные формально-логические теории.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.03.2017
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Логика формальная и диалектическая

Предметом логики является изучение форм мышления. Главное назначение логики состоит в поиске и обосновании таких форм мышления, которые обеспечивают достижение истины в познании, предохраняют мыслящего субъекта от ложных путей и ошибок. Логика, как наука, состоит из двух частей: формальной логики и логики диалектической. Обе части логики исследуют закономерности рационального мышления. Различие между ними связано с тем, что само рациональное мышление реализуется на двух качественно различных уровнях: рассудочном (низшем) и разумном (высшем). Законы формальной логики - это законы рассудочного мышления. Они обеспечивают функционирование познания, предохраняют от ошибочных ходов мысли. Однако законы формальной логики, выявляющие требования к построению форм истинного знания, мало говорят о том, какие пути ведут к формированию нового знания, к достижению объективной истины. Ориентиры разумного мышления, обеспечивающие развитие познания, его движение к истине, дает диалектическая логика.

Цель работы - определить соотношение формальной логики и диалектической логики.

Задачи работы - рассмотреть особенности формальной и диалектической логики; обозначить общее и отличия формальной и диалектической логики.

Глава 1. Что такое логика

логика мышление формальная дилектическая

Логика (от греч. logos -- мысль, слово, речь, разум) -- это наука о законах и формах мышления. Известно, что мышление как процесс изучают самые различные науки. Философия изучает проблему отношения мышления к предметам и явлениям объективного мира. Психология рассматривает специфические закономерности и механизм психической жизни человека. Языкознание представляет сущность слова и знака как инструментов мыслительного процесса человека. Логика же изучает мышление как средство, метод познания действительности. В центре внимания логики находятся общечеловеческие законы мыслительного процесса, без соблюдения которых он вообще невозможен. Логика учит человека строить правильное рассуждение и, используя формально-логические законы, приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа.

Особенности логики как науки:

* логика рассматривает мышление как инструмент познания объективного мира, как безусловное средство получения истинных знаний через понятия, суждения и умозаключения

* мышление интересует логику со стороны практической результативности и правильности выводного знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту , а только с помощью законов и правил мышления;

* мышление интересует логику как структурно-формальный процесс, то есть как процесс, в котором можно отвлечься от содержания объекта и сконцентрировать внимание только на форме;

* логика носит всеобщий характер, так как она, абстрагируясь от частного, анализирует типическое, общее; логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, так как мыслительный процесс у всех людей, независимо от национальной принадлежности, различий в языке, жизненного опыта, рода деятельности, имеет общую логическую структуру -- в противном случае люди просто бы не поняли друг друга и не могли бы объясниться;

* логика предполагает единство содержания и формы анализируемого предмета, что, в свою очередь, обеспечивает правильность и непротиворечивость мыслительного процесса.

Цели изучения логики:

* научиться создавать стройные рассуждения, чтобы приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа;

* овладеть методикой научного анализа развития противоречивых процессов и явлений социальной жизни на основе законов формальной логики;

* историю возникновения и этапы развития логики, сущность, содержание и специфику логики как науки

* характер и содержание основных законов логики, их особенности и взаимосвязь;

* сущность и содержание принципов логики, ее соотношение с философией, диалектику взаимосвязи с объективной реальностью;

* особенности структуры формальной логики, методы доказательства истины, пути обнаружения противоречия в неверных или сознательно искаженных суждениях и умозаключениях.

логика мышление формальная дилектическая

Глава 2. Формальная логика

Формальная логика, в отличие от неформальной, организована как формальная система, обладающая высоким уровнем абстракции и чётко определёнными правилами. Формальная логика занимается выводом нового знания на основе ранее известного без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а применением законов и правил мышления. Начальной ступенью формальной логики можно считать традиционную логику, а её следующей ступенью -- математическую логику, использующей формализацию, подобную математической, символический аппарат и логические исчисления.

Законы формальной логики:

Закон формальной логики (мышления) -- внутренняя, существенная, необходимая связь между некими мыслями. Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи выражаются в основных формально-логических законах: тождества, не противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Законы формальной логики имеют необходимый и всеобщий характер, действуют во всяком процессе мышления независимо от того, в какой форме он протекает. Кроме основных законов, существуют еще и другие формально-логические законы, связанные с отдельными формами мышления, с отдельными логическими операциями: например, закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия и др.

Требование непротиворечивости мышления выражает второй основной формально-логический закон непротиворечия: два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно. Закон непротиворечия можно выразит формулой, применяемой математической логикой в исчислениях высказываний: неверно, что а и не-а одновременно истинны. В этой формуле под а понимается любое суждение, под не-а -- суждение, отрицающее суждение а. Утверждая что-либо о каком-либо предмете, мы не можем, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении. В основе закона непротиворечия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Отражая эту сторону действительности, закон непротиворечия требует, чтобы мышление не допускало противоречивых утверждений. Если, например, предмет А имеет определенное свойство, то в суждениях об этом предмете мы обязаны утверждать это свойство, а не отрицать его и не приписывать данному предмету того, чего у него нет. Нужно строго отличать формально-логические противоречия от противоречий объективной действительности. Противоречия, существующие объективно, -- внутренний источник развития вещей и явлений материального мира. Это -- реальные, действительные противоречия, которые отражает и должно отражать мышление при помощи действующих в нем диалектических законов. Формально- логические противоречия -- это противоречия путаного, неправильного рассуждения, не являющиеся отражением жизненных, диалектических противоречий и затрудняющие познание действительности. Закон непротиворечия указывает, что из двух противоположных суждений одно необходимо ложно. Но поскольку он распространяется и на противные, и на противоречащие суждения, вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть как истинным, так и ложным.

Таким образом, подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не допускает противоречий в мыслях. Но вместе с тем он представляет собой дальнейшее развитие закона непротиворечия, устанавливая, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но они не могут быть также одновременно ложными: если истинно одно из них, то другое необходимо ложно. Всякое третье, среднее решение исключено.Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными и ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, то есть доказать ее соответствие с действительностью.

Требование доказательности мышления, обоснованности суждений выражает четвертый основной закон формальной логики -- закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Достаточным, то есть действительным, невымышленным основанием наших мыслей может являться личный опыт, индивидуальная практика. Истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности. Но личный опыт ограничен. Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей. Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве оснований своих мыслей предыдущий опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности. Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность рассматриваемой мысли. Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а будет логическим основанием для b, а b -- логическим следствием этого основания. Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Требование закона достаточного основания сводится к тому, что всякое суждение, прежде чем быть принятым за истину , должно быть обоснованно. Обоснованность -- важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей.

Глава 3. Диалектическая логика

Диалектическая логика в своём научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако её элементы имели место уже в древней, особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода господствовала формальная логика как единственное учение о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания в философской мысли начинает сознаваться её недостаточность, необходимость нового учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в немецкой классической философии. Так, Кант проводил различие между общей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается, подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке диалектической логики принадлежит Гегелю, давшему её первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир.

Марксистское учение о логике вобрало в себя всё ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Диалектическая логика не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить её границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если формальная логика есть наука о законах и формах отражения в мышлении постоянства, покоя в объективном мире, то специфика диалектической логики -- изучение отражения в законах и формах мышления процессов развития, внутренних противоречий явлений, их качественного изменения, перехода одного в другое и т. д.

Вопрос о системе категорий, в которой последние берутся в порядке субординации, соподчинения, ещё не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответствующий принципу единства логического и исторического, движения знаний от явлений к сущности, от простого к сложному и т. д. На эту сторону обращал внимание Ленин, внёсший огромный вклад в разработку диалектической логики.

В современной науке большую роль играют формализованные логические системы и содержательные формально-логические теории, изучающие отдельные стороны и задачи мышления. Диалектическая логика есть тот общий логический базис человеческого познания, та общая логическая теория, с позиций которой можно и должно объяснять все частные и конкретные логические теории, их значение и роль.

Диалектическая логика - высшая степень в развитии логической науки, но она не отменяет и не поглощает формальную логику, последнюю не следует рассматривать как пройденный этап.

Диалектическая логика, как и формальная, изучает мышление, но с другой стороны и другими методами. Формальная логика - это логика, которая изучает структуру мышления, исследует законы строения нашего мнения. Она призвана дать ответ, какой должна быть структура мысли, чтобы она была истинной и правильно воспроизводила действительность. Диалектическая логика исследует то, как в абстрактном мышлении познающего истину, действуют общие законы диалектики. Диалектическая логика изучает природу логических форм, их познавательную суть, раскрывает связь форм и законов мышления с законами объективного мира. Формальная логика исследует структуру готовых, сложившихся логических форм, не интересуясь их генетическими связями и взаимопереходами, диалектическая же логика изучает формы мышления в их связях, переходах, в развитии, движении.

Ограниченность формальной логики состоит в том, что соблюдение одних только ее законов для познания недостаточно, а не в том, будто она применяется только для познания каких-то элементарных связей и отношений, а при исследовании сложных явлений и связей Ее законы будто и не действуют. В процессе познания на степени абстрактного мышления имеет место постоянное сочетание двух моментов - формального соблюдения в каждом акте мысли и диалектического направления мысли в целом. И формальная, и диалектическая логика действуют везде, при познании любых объектов, как простых, так и сложных, при познании как относительно неподвижных предметов, так и предметов, движущихся меняются.

Не существует какой-то особой области элементарных отношений, которые бы узнавались с помощью только формальной логики, а диалектическая логика в них была бы неприменима, как не существует и такой области познания, где мышление подлежит только законам диалектической логики и где необязательно соблюдения требований формальной логики . Там, где соблюдаются законы формальной логики, действительно диалектическое мышление становится невозможным, там диалектика подменяется софистикой и эклектикой. Формальная логика обеспечивает определенность, ясность, последовательность мышления, то, без чего мышление как логический процесс по сути невозможно.

Список использованной литературы

логика мышление формальная дилектическая

1. В.К. Батурин - Логика: Учебное пособие, М., 2013;

2. А.Д. Гетманова - Логика: Учебное пособие , М., 2008;

3. В.И. Кириллов - Логика: Учебник для средних учебных заведений, М., 2008;

Формальную логику часто называют элементарной, и это название правильно выражает ее природу и познавательную роль. Однако элементарное в нашем сознании нельзя представлять как нечто примитивное.

Элементарное — это более или менее простое, исходное, но именно потому оно и является обязательным, непременным моментом в системе человеческих знаний. Так и правила формальной, или элементарной, логики составляют начальный и совершенно необходимый момент в структуре познающего мышления. Обеспечивая логическую правильность нашей мысли, формальная логика вносит свой вклад в научную теорию познания, хотя и не охватывает всех сторон познавательного процесса. Одно следование законам формальной логики не обеспечивает познания истины; соблюдать эти законы необходимо, но это не решает всех задач научного познания, не анализирует всей полноты условий достижения объективной истины. Требования формальной логики нельзя игнорировать, поскольку без них невозможно выводное знание, но было бы ошибочным также абсолютизировать их (считать единственно необходимыми и достаточными), впадая тем самым в метафизику.

Что же представляет собой диалектическая логика как наука? Существуют различные определения предмета диалектической логики, каждое из которых раскрывает определенную сторону этой науки. Однако почти все авторы считают, что диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления.

Диалектическая логика не только содержит общие методологические принципы, имеющие фундаментальное значение в современном научном познании. Она имеет специфический логический аппарат, который существенно отличается от логического аппарата формальной логики, а также важнейшие логические принципы. Логический аппарат диалектической логики составляет система категорий материалистической диалектики, которые являются как узловыми пунктами познания, ступенями познавательного процесса, так и формами диалектического мышления. С помощью этого аппарата ученые могут осуществлять сложнейший конкретный анализ, тонкие и глубокие логические операции, позволяющие проникать в сокровенные тайны действительности.

Диалектическая логика и логика формальная изучают основные законы и формы познающего мышления. Но основные законы мышления, которые изучает формальная логика, существенно отличаются от основных законов мышления, изучаемых диалектической логикой. Все основные законы формальной логики (законы тождества, противоречия (непротиворечивости), исключенного третьего и достаточного основания) отражают главным образом одну сторону материальной действительности — относительную устойчивость, качественную неизменяемость явлений окружающего мира, их тождественность в определенном отношении. Основные же законы диалектической логики (основные законы диалектики), наоборот, отражают материальные явления в их движении, развитии, бесконечном многообразии. Поэтому основные законы формальной логики в своем действии ограничены, а основные законы диалектической логики действуют безгранично.

4 СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЛОГИКИ

Логика входит в систему наук, которые составляют интеллектуальное ядро духовной культуры и вместе с тем выполняют в обществе важные функции, в первую очередь познавательную, мировоззренческую, идеологическую, методологическую.

1. Познавательная. Логика дает пояснения определенным явлениям и процессам мис-лення, что дает возможность предусмотреть, при наличии каких условий можли-ве достижения истинных знаний и к каким последствиям приведет неправиль-ний ход рассуждений.

2. Мировоззренческая. Если в естественных и общественных науках мышления — это лишь средство познания действительности, то в логике оно является непосредственной целью познания. Раскрывая закономерности мышления, логика делает свой взнос в решение фундаментальной философской проблемы — отношения мышления к бытию. Тем самым логика влияет на формирование мировоззрения людей — совокупности их взглядов на мир в целом.

3. Идеологическая. Силу логических аргументов используют в идеологической борьбе. В самой логике часто разворачивалась идейная борьба разных философских направлений: рационализма и эмпиризма, идеализма и материализма, диалектики и метафизики и тому подобное.

4. Методологическая. Логика обеспечивает науки методами познания, основу которых составляет теория умозаключений и доведений. Современная символическая логика разрабатывает математические методы решения мыслительных заданий.

В наше время роль и значения логики существенно возрастают, что обуславливается потребностями НТР, в первую очередь в широкой компьютеризации производства, управления и обслуживания. Логика широко применяется для решения важных проблем информатики, например, проблемы создания искусственного интеллекта.

Логика способствует становлению культуры мышления человека, что проявляется в первую очередь в культуре устной и письменной речи. Логическая культура состоит из таких основных составных частей:

· определенной совокупности знаний о средствах интеллектуальной деятельности, её формы и законы;

· умений применять эти знания на практике, то есть правильно
оперировать понятиями, суждениями, использовать в рассуждениях надлежащие схемы умозаключений, подходяще доводить и опровергать те или другие положения;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнов В.X., Мішин В.М., Кирш Д.П. Логіка: Навч. посіб. для економістів. — К.: КНЕУ, 2000.

2. Бандурка О.М., Тягло О.В. Курс логіки: Підручник. — К.: Літера ЛТД, 2002.

3. Жеребкін В.Є. Логіка: Підруч. для юрид. вузів і факультетів. — К.: Знання, 1999.

Как считал Кант, своё развитие логика завершила уже во времена Аристотеля. Но это формальная логика . Формальная логика абстрагируется от содержания мысли, имеет дело только с её формой. Такая логика хорошо применима в математике, но она однобока и половинчата в отношении бесконечно изменяющейся материи. Ещё Зенон Элейский в V веке до н. э. сформировал около 40 апории – противоречий, которые невозможно разрешить формальной логикой.

Движущееся тело никогда не достигнет конца пути, потому что оно сначала должно дойти до середины пути, потом до середины оставшегося пути, потом опять до середины остатка и т. д. – таким образом, прежде чем дойти до конца пути, тело должно пройти бесконечное множество середин, а это потребует бесконечного времени.

В диалектической логике противоречащее себе не переходит в нуль (как в математике), а является отрицанием своего особенного содержания, и переходит в понятие более высокого порядка. Новое понятие содержит в себе как предыдущее понятие, так и его отрицание – тезис (исходное понятие) + антитезис (противоположность исходного понятия) = синтезис (новое понятие, в состав которого входит как исходное понятие, так и его противоположность).

Очень многие именно здесь впадают в когнитивный диссонанс.

Ведь с детства нам известна только формальная логика, которая используется в математике. Все мы помним доказательство от противного: допустим, что данное утверждение верно, но если логически мы приходим к противоречию, то значит данное утверждение ошибочно. Диалектическая же логика различает противоречия во всём. Но – это крайне важно! – когда мы говорим об одной стороне противоречия, всегда строго соблюдаются все законы формальной логики. Беря изначально противоречивое, если в процессе рассуждения мы не допускаем формально логических ошибок, мы вновь придём к противоречию (см. пример апории). Противоречия не могут на веки вечные сохраняться в форме антиномий, но чтобы объединить тезис и антитезис в синтезис, необходимо чётко зафиксировать антиномию. Но так как формальная логика упорно трактует противоречие как ошибку, мышление, основанное только на формальной логике, обречено либо тщательно замаскировывать противоречия, либо бессильно отступать перед ними.

Таким образом, диалектическая логика не отрицает формальную логику, а включает её в себя. Отрицательное, которое имеет понятие в самом себе – это то, с помощью чего понятие ведёт дальше само себя. Грубой ошибкой будет считать, что не относящееся к самой сути дела внешнее отрицательное действие есть противоречие. Противоречие должно быть внутри самого понятия, находиться в неразрывной связи с понятием.

Познание в диалектике есть сам себя конструирующий путь. К нему мы приступим в следующей заметке.

Подлинное понимание действительности, теоретическое и практическое ее освоение требует знания не только формально-логических, но и диалектических законов. Это обусловлено тем, что мышление имеет не только форму, но и содержание. Связь формы и содержания мысли в самом общем виде можно сформулировать так: содержание мысли всегда оформлено, а всякая мыслительная форма содержательна. Логический анализ соотношения законов формальной и диалектической логики позволяет не только глубже понять место и роль основных формально-логических законов в общей системе мышления, но и успешней использовать знание о них в профессиональной деятельности.

Но для всестороннего исследования предмета, в его изменении и развитии, одних формально-логических законов оказывается недостаточно. Здесь вступают в силу диалектические законы мышления. Рассмотрим более подробно сферы их действия.

Во-первых, предметы действительности, как и сама действительность, сложно устроены, обладают большим разнообразием свойств и качеств.

Лица, воспитанные на абстрактной метафизике и формальной логике и искалечившие свое непосредственное жизненное восприятие, никогда не поймут, как это шкаф сразу, одновременно, в одном и том же отношении есть и единое и многое. Они станут говорить что это в разных смыслах шкаф есть единое, есть многое, желая спасти формально-логические законы тождества и противоречия. Но именно один и тот же шкаф и един и множествен, один и тот же шкаф есть и целое и части, один и тот же шкаф есть целое, не содержащееся в отдельных частях (ибо каждая часть не есть целое) и в то же время только в них и содержащееся (ибо не может же шкаф находиться сам вне себя)[9].

Подобные формулы и означают, что тут действуют уже иные, диалектические законы мышления. Это прежде всего закон единства и борьбы противоположностей, сущность которого состоит в следующем: источник, движущая сила всякого развития есть единство и борьба противоположностей; возникновение, обострение и разрешение противоречий приводит на известном этапе к исчезновению старого и возникновению нового. В приведенном примере в затвердевающем стекле уже нельзя фиксировать лишь абстрактное тождество жидкости с самой собой и отвлечься от имеющихся в ней различий. Ведь подобные различия, нарастая, становятся все более существенными, ибо жидкость все более перестает быть жидкостью. Они выступают формой проявления изменений, происходящих в процессе затвердевания, и их результатом – признаками твердого тела.

Здесь также сочетаются противоположности.Ведь затвердевающее стекло – это переходное (промежуточное) состояние. А всякий переход объективно отличается противоречивостью – исчезновением одних свойств (в данном случае – жидкого тела) и возникновением других (твердого).

Здесь также проявляется закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, который гласит: развитие предметов и процессов материального и духовного мира происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. В свою очередь, новое качество открывает новую меру для количественных изменений в дальнейшем. Именно постепенные количественные изменения при переходе от одного качества к другому и делают возможным нечто промежуточное, среднее, третье, требующее соответствующего отражения в понятиях. Здесь обнаруживается закон отрицания отрицания. Он указывает, что развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обусловливают устранение старого и утверждение нового, связь, преемственность между старым и новым, удержание положительного и тенденцию поступательного в целом, необратимого, восходящего, спиралевидного развития с повторением отдельных черт старого на новой качественной основе.Рассматриваемое стекло при всех преобразованиях не перестало быть стеклом. Произошло лишь отрицание одной качественно определенной формы (жидкость) другой (твердое тело). А это потребовало соответствующего сочетания понятий.

Но можем ли мы во всех без исключения случаях безошибочно определить, какой перед нами человек? Нет. Ведь ребенок рано или поздно превращается в подростка, подросток в юношу и т. п. Причем это тоже процесс постепенных количественных изменений, приводящих незаметно к новому качеству. Здесь не бывает так, что вечером человек лег спать подростком, а утром проснулся уже юношей.

С точки зрения диалектики любой предмет, существуя более или менее длительное время, претерпевает те или иные изменения, развивается, поэтому в разное время проявляет разные, в том числе противоположные свойства. Их адекватное, точное, верное отражение и происходит на основе действия законов диалектической логики.

В-четвертых, диалектические законы мышления проявляют свою силу и тогда, когда один и тот же качественно определенный предмет рассматривается всесторонне, в разных отношениях к другим предметам, с которыми он так или иначе связан.

И действительно, будучи качественно определенным, огонь тем не менее в разных отношениях проявляет себя по-разному, об­наруживает различные, даже противоположные свойства.

Единство противоположностейможно рассмотреть на таком примере. Одно селение находится в горах, другое - на равнине. Житель гор опускается, чтобы попасть в другое селение, житель же этого селения поднимается, чтобы попасть в горы. Подъем и спуск - противоположности. Но если нет направления движения, то можно ли назвать дорогу из одного селения в другое спуском? А подъемом? Нет, конечно. Дорога выступает в таком случае как единство противоположностей. Но, заметим, если есть подъем, то есть и спуск. Если есть приближение, то есть одновременно и удаление.

Сказанное также относится ко всякому предмету вообще. Ведь его свойства не создаются отношением к другому предмету, а лишь проявляются в таком отношении. А так как любой предмет взаимодействует с множеством других предметов, то он неизбежно обнаруживает разные, в том числе противоположные свойства. Их всесторонняя оценка возможна на базе законов диалектической логики.

Означает ли сказанное, что в случае действия диалектических законов мыш­ления формально-логические законы вовсе перестают действовать? Нет, не означает. Дело в том, что одни и те же законы, будь то законы природы или общества, в разных условиях могут проявляться по-разному, а следовательно, принимать различные формы.

С этой точки зрения основные формально-логические законы перестают действавать в своей простой форме, проявляющейся лишь в определенных условиях, но с изменением этих условий продолжают действовать уже в иной, более сложной и общей форме. Если простая форма этих законов давно открыта традиционной логикой, то их другая, более общая и сложная форма - лишь в процессе становления диалектической логики.

Так, будучи в ряде случаев не в состоянии однозначно ответить, имеем ли мы дело с подростком или юношей, мы находим выход в том, что называем такого человека и подростком, и юношей. Ясно, что требования закона тождества, а следовательно и других формально-логических законов в их обычной, простой, традиционной форме, не выполняются.

Каково же в целом отношение формально-логических законов к законам диалектической логики? Они, как можно сделать вывод из сказанного, и исключают друг друга, и не исключают. Все зависит от того, в каком виде рассматриваются формально-логические законы – простом, традиционном или сложном. Формально-логические законы необходимы в любом мышлении, будь то недиалектическое или диалектическое. В известных пределах ими можно вполне ограничиться, чтобы обеспечить правильность мышления.

Но при определенных условиях они оказываются недостаточ­ными. Требуется действие диалектических законов мышления. Однако и в этих условиях формально-логические законы не прекращают своего действия. Они лишь неизбежно меняют свою форму. Взаимодействуя с диалектическими законами, они и здесь обеспечивают определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность диалектического мышления, которое тоже не может не быть правильным, если оно ведет к истине.

Каким же образом соотносятся между собой законы диалектической и формальной логики. Это соотношение характеризуется тем, что формально-логические законы по своему значению в познающем мышлении имеют относительно абстрактный, односторонний характер, ибо они, в отличие от законов диалектики, охватывают не весь познавательный процесс, а лишь определенные стороны познающего мышления, его последовательность, определенность, логическую непротиворечивость и обоснованность. Законы же диалектической логики не только охватывают и упорядочивают весь процесс мышления и весь процесс познания, но одновременно являются и наиболее универсальными законами действительности, законами развития всего окружающего нас мира.

Существует точка зрения, согласно которой формально-логические законы после их соответствующего преобразования, которое позволит рассматривать с их помощью развивающиеся предметы, явления действительности, становятся законами диалектической логики. Так, закон абстрактного тождества формальной логики, символическое выражение которого А=А, в логике диалектической заменяется законом конкретного тождества, который также можно представить символически в виде формулы А=А и A≠A. Подобному преобразованию, по мнению сторонников данной точки зрения, подвергаются и все другие основные законы формальной логики. Закон противоречия (А не есть не-А) в диалектической логике становится законом диалектического противоречия (А не есть и есть не-А). Закон исключенного третьего (или А, или не-А) в диалектической логике преобразуется в закон единства утверждения и отрицания и единства противоположностей (А есть и не есть А; А есть А и не-А). Место закона достаточного основания формальной логики (В есть потому, что есть А) занимает закон конкретного основания (В есть потому, что есть совокупность взаимосвязанных, внутренне противоречивых, претерпевающих изменения оснований А, С, Д и т. д., из которых с необходимостью следует В)[11].

Можно ли принять такое толкование законов диалектической логики? Думается, что на этот вопрос можно ответить: и да, и нет. Да, ибо указанные выше закономерности действительно присущи диалектической логике. Она включает в себя и принцип конкретного тождества, и принцип диалектического противоречия, и принцип конкретного основания, которые по праву можно назвать диалектическими закономерностями. Однако эти закономерности, как нам представляется, нельзя считать основными законами диалектической логики, ибо подобных закономерностей в диалектической логике не четыре, а значительно больше. Сюда можно отнести такие диалектические закономерности, как объективность рассмотрения, всесторонность рассмотрения, конкретность истины и многие другие. Основными же законами диалектической логики являются, как было показано выше, основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания[12].

Раскрывая существо законов формальной и диалектической логики, мы особо подчеркивали, что и те и другие законы не имеют абсолютного характера, что они действуют лишь при определенных условиях. За этими пределами они утрачивают свою силу.

Отсюда следует, что нельзя прежде всего абсолютизировать законы формальной логики, пытаться, например, давать однозначные ответы там, где речь идет о переходных явлениях, о рассмотрении предмета в разное время или в разных отношениях. Абсолютизация формально-логических законов служит одним из источников неопределенности, путаницы и непоследовательности в мышлении.

С другой стороны, нельзя абсолютизировать и диалектические законы мышления, применять их требования там, где требуется однозначный ответ: существует нечто или не существует, присуще ему какое-либо свойство или не присуще. Жонглирование диалектическими формулами, выход за пределы их действительной применимости способны привести не только к логическим противоречиям, но и к полной неопределенности мысли.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите сферы действия диалектических законов мышления.

2. Какова общая характеристика диалектических законов?

3. Что такое диалектическое противоречие?

4. Как проявляются диалектические противоречия в мышлении?

5. В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоположностей, как он проявляется в правовом мышлении?

6. Какова специфика проявления в мышлении юриста (менеджера) закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?

7. Что такое мера предмета?

8. Как соотносятся диалектическое и метафизическое отрицание?

10. В чем состоит сущность закона отрицания отрицания?

11. Как соотносятся формально-логические и диалектические законы мышления?

Читайте также: