Сон свидригайлова в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Материал статьи может пригодиться при подготовке к урокам по роману "Преступление и наказание".

ВложениеРазмер
sny_personazhey_ikh_rol_v_proizvedenii_prestuplenie_i_nakazanie_f.m.dostoevskogo.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

I Особенности художественного мира романа Достоевского

II Сны персонажей, их роль в произведении.

1. Сны Раскольникова до убийства как отражение скрытого гуманизма героя

2. Отражение убийства в снах Раскольникова.

3. Сны Свидригайлова – подведение итога его жизни.

4. Последний сон Раскольникова

III Роль снов в произведении

Своеобразие художественного восприятия мира Достоевским сказывается и в композиции произведения, и в портретах героев, их речи, цветовой гамме романа и т.д. Важнейшим элементом художественного мира Достоевского являются сновидения персонажей. Обращение к снам героев объясняется стремлением Достоевского к психологической правдивости повествования.

Живая и гуманная натура главного героя – Родиона Раскольникова – на протяжении романа постоянно вступает в противоречие с созданной им человеконенавистнической теорией. Но сила идеи, по мысли Достоевского, не менее велика, чем сила чувства, и способна подчинить себе душу человека. Сны Раскольникова выступают как проявления души, неподконтрольные порабощенному идеей сознанию.

Первый сон Раскольников видит еще до убийства. Герою, увидевшему себя ребенком, снится, как мужики до смерти забивают жалкую клячу. Сцена убийства представлена в произведении с ужасающими подробностями, что должно подчеркнуть противоестественность человеческого насилия и жестокости. Сон потрясает Раскольникова, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Этот сон выступает как предсказание о возможных последствиях теории Раскольникова, к которым герой пытался прислушаться. Кроме того, значение этого сна еще и в том, что он помогает нам лучше понять скрытые за рамками теории гуманизм, доброту и искренность героя.

Сновидения Свидригайлова, как и Раскольникова, тесно переплетены с явью. Достоевский показывает три видения этого героя, но они представлены как части одного большого сна.

Первый раз, заснув в гостинице, Свидригайлов видит мышь, которая шустро бегает по его постели, потом забегает ему за рубашку. Противные прикосновения выступают предвестием будущего самоубийства героя и в то же время, как мне кажется, - отражением низкой, неприятной души Свидригайлова, совершенных им в жизни поступков.

Таким образом, можно сказать, что сны Свидригайлова являются отражением его мировоззрения, помогают нам лучше понять его. Также сновидения дают возможность осознать губительные последствия теории Раскольникова, поскольку грехи Свидригайлова, отраженные в снах, – порождение сниженного варианта этой теории.

Этот сон можно назвать предупреждением будущих бед. Именно после него Раскольников отказывается от своей теории и по-настоящему раскаивается в своем преступлении.

Следовательно, сны, видения и грезы персонажей как внесюжетный элемент текста несут в себе определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания произведения. Достоевский с помощью снов Раскольникова и Свидригайлова помогает читателям лучше понять внутренний мир героев, осознать сущность их переживаний. Сон для Достоевского – незаменимый способ художественного познания человеческой личности, стремление познать и осмыслить ее с разных сторон.

“Характер Свидригайлова создан из поразительных контрастов, из самых резких противоречий, и, несмотря на это, а может быть, благодаря этому, он до такой степени живой, что нельзя отделаться от странного впечатления, что Свидригайлов больше, чем лицо романа, что когда-то знал его, видел, слышал звук его голоса” - так характеризует образ Свидригайлова Д.Мережковский.

В романе Достоевского “Преступление и наказание” Аркадий Иванович Свидригайлов представлен как темный двойник Раскольникова; он порожден кошмаром главного героя, выходит из его сна. “Ты его точно видел – ясно видел? Гм. то-то. А то, знаешь, мне подумалось. мне все кажется, что это, может быть, и фантазия. ”

Свидригайлов – тот же Раскольников, но уже окончательно “исправленный” от всяких предрассудков. Они идут по одному пути, но Свидригайлов свободнее и смелее Раскольникова и доходит до конца. Раскольников отменяет старый уклад жизни во Христе, вытесняя из себя человеко божеское, выковывая бога человеческое, но при этом все еще цепляется за красоту и благородство. Свидригайлов последовательнее: добро и зло – относительны, все позволено – все безразлично. Остается только мировая скука и пошлость.

Свидригайлов – сладострастник; на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки. Он любит грязный разврат, но совесть его спокойна. Он испытывает степень своей свободы во зле и не находит предела.

Совершая зверские поступки, при этом Свидригайлов не законченный злодей: Аркадий Иванович великодушно отпускает Дуню, раздает деньги, помогает Мармеладовым.

Свидригайлов, стоящий на перепутье божественного и дьявольского, испытывает муки совести. Он, не верящий в Бога, всем своим поведением и манерами отрицающий жизнь истинного христианина, остается честным и искренним перед самим собой. В результате духовных терзаний, жизнь и сон Аркадия Ивановича сливаются в единую материю сна-галлюцинации.

Тема сна весьма широко использовалась в классических русских произведениях различных авторов XIX века. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” на сновидения возложена особая задача – передать скрытую, неизвестную сторону души героев. Для творчества Достоевского вообще характерно отразить нравственную патологию героев, которую наяву они не хотят признавать. В своей книге “Самообман

Раскольникова” Ю.Карякин пишет: “Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Сны – кошмары у Достоевского – не зеркальное повторение происходящего наяву, не простой дубликат действительности. Это всегда чудовищная аберрация, но всегда – отражение действительности в кривом и увеличивающем зеркале”.

Такое вот увеличивающее зеркало ждало в конце жизни и Свидригайлова. Его сон – это разговор с самим собой, со своим внутренним миром, запредельным, но очень обнаженным и честным. В своих предсмертных снах Свидригайлов видит самого себя, сталкивается с множеством образов, которые рождаются в его воображении. Сновиденческие картины и образы провоцируют реакцию на них, запечатленную непосредственно в самом сне, и служат особой формой его исповеди. Эти сны играют роль надвигающейся катастрофы в жизни Свидригайлова.

В первом сне ему мерещатся мыши: “. вдруг как бы что-то пробежало под одеялом по руке его и по ноге. он встряхнул одеяло, и вдруг на простыню выскочила мышь. Он бросился ловить ее; но мышь не сбегала с постели, а мелькала зигзагами во все стороны, скользила из-под его пальцев, перебегала по руке и вдруг юркнула под подушку, он бросил подушку, но в одно мгновение почувствовал, как что-то вскочило ему за пазуху, шоркает по телу, и уже за спиной, под рубашкой. Он нервно задрожал и проснулся”.

Образ мыши является предвестником беды, надвигающейся катастрофы, апокалипсиса, который должен случиться со Свидригайловым. Мышь – это символ-воплощение души умершего, предвестник скоропостижной кончины. Приснившаяся, а в дальнейшем прыгнувшая за пазуху к Свидригайлову мышь постепенно приближает героя к неминуемой трагедии и скорой гибели.

Перейдя во второй сон, Аркадий Иванович видит “. прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день”. Герою всюду видятся цветы и травы, непременные спутники Троицына дня. Здесь царит жизнь и девственная чистота природы, но стоит Свидригайлову войти в дом, как все меняется: “посреди залы” стоит гроб, “обитый белым гроденаплем и обшитый белым густым рюшем”, в котором лежала “девочка, в белом тюлевом платье”. Белый цвет здесь несет оттенок смерти и тоски. Свидригайлов словно из пространства жизни перемещается в пространство смерти.Герой не видит здесь ни панихиды, ни свечей, ни толпы людей у гроба. Девочка из его сна - самоубийца, утопленница, не перенесшая насилия и надругательства.

Эта галлюцинация дает отсылку к прошлому Свидригайлова, к отголоскам слухов, которые бросают тень на его “доброе” имя и “безупречную” репутацию. Аркадию Ивановичу кажется, что он знает эту девочку, что это та совращенная им четырнадцатилетняя глухонемая.

Во втором сне очень явственно проступает тема борьбы совести Свидригайлова с его развратной стороной души. Герой, который в своей галлюцинации не хочет лгать себе, впервые испытывает ужас от насилия, грязи, распутства, человеческой низменности, от тех моральных устоев, что в жизни доставляли ему лишь наслаждение.

Каждый следующий сон – галлюцинация Свидригайлова все более и более отвратительный, несущий в себе катастрофическое, разрушающее воздействие на душу героя. Перейдя в третий и последний сон, Аркадий Свидригайлов находит в углу пятилетнюю девочку. Свидригайлов здесь испытывает чувство страха: “. ее губки раздвигаются в улыбку, кончики губок вздрагивают, как бы еще сдерживаясь. Но вот уже она совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится в этом не детском лице; это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок. Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются. ”.

В этом сне Свидригайлов спасает невинную девочку, заботится, согревает, укладывает ее спать. В его мыслях нет никакого злого умысла, но внезапно это маленькое существо превращается в него самого. Ранее такое румяное детское личико приобретает выражение развратной девицы. Пошлость, лицемерие, цинизм написаны на нем. Свидригайлов и эта малютка меняются местами. Герой осознает насколько он низок и страшен. Настоящий кошмар овладевает им, он начинает мучиться. Совесть подсказывает ему, что единственный выход – это самоубийство. Своей жизнью или лучше сказать проживанием ее, он преступал главные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Живя в свое удовольствие, Свидригайлов не ценил дружбы и не верил в настоящую любовь. Аркадий Иванович убивает в себе человеко-божеское. Будучи двойником Раскольникова, Свидригайлов не нашел для себя человека, с которым мог бы отмаливать свои грехи. У него не было своей Сонечки. Если во втором сне показана борьба совести, то последний сон – это взгляд в уродливое зеркало его души. Свидригайлов терпит крах, нравственное банкротство.

Весь ночной кошмар героя сопровождает образ зловещей природы.

Описания природы помогают Свидригайлову перейти из одного мира в другой, из бытия в небытие. Не случайно, что каждая галлюцинация оканчивается зарисовкой погоды за окном. Образ природы показан по принципу градации: от меньшего зла к большему.

В течение всей кошмарной ночи Свидригайлова преследует ощущение холода и сырости, неприятное ощущение промозглости. Ветер, вначале только завывающий, не дающий спокойно спать, вызывающий неприятные обрывчатые мысли, в дальнейшем “хлынет неистово в его каморку и облепит ему лицо и прикрытую одною рубашкой грудь”. Образ ветра дан Достоевским как символ нарастающей беды, которая неумолимо покарает Свидригайлова за его грехи.

В эпизоде снов Аркадия Ивановича присутствует и образ воды. Эта вода не очищающая священная стихия, она связана с пошлостью и развратом. В первом сне Свидригайлов видит мышь, которая скользит из-под его пальцев; во второй галлюцинации в гробу герою мерещится девочка-подросток с мокрыми волосами; а в последнем сне он заботится о “девочке лет пяти, не более, в измокшем, как поломойная тряпка, платьишке”.

Важен для эпизода снов Свидригайлова и образ свечи. Свеча – это символ связи человека с Богом, космосом, иными мирами. Свидригайлов, переходя из одной галлюцинации в другую, непременно зажигает свечу. Потеряв же последнюю надежду в перерождение личности, увидев свой истинный образ, герой ее больше не зажигает, он окончательно опустошил себя и не видит более смысла в жизни. Его свеча окончательно потухла. “Он на той же постели, так же закутанный в одеяло; свеча не зажжена, а уж в окнах белеет полный день”.

Достоевский вводит в сны Свидригайлова и тему тумана. Окончательно разуверившись в жизни, не видя более смысла продолжать ее, измученный совестью герой уходит. Он навсегда растворяется в этом “молочном, густом тумане, лежащим над городом”. Туман в данном эпизоде последний оплот жизненного пути Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Главный концепт всего произведения Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” - показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса. На примере Свидригайлова мы видим, что, даже нарушая закон, грабя, убивая, применяя насилия, человеку никогда не уйти от высшей справедливости - муки совести и кары господней.

В 6 главе шестой части романа "Преступление и наказание" мы наблюдаем последние моменты жизни Свидригайлова. Догадаться о его намерениях можно по поведению, поступкам и, конечно же, снам.

В этом романе сны передают неизвестную сторону души героев. Сон Аркадия Ивановича же &񗝅 это разговор со своим обнажённым внутренним миром. В своих предсмертных снах Свидригайлов встречается с образами, которые появляются у него в воображении.

Эти сны играют роль предвестника беды в жизни Свидригайлова.

Всего можно выделить три эпизода снов. В первом сне Свидригайлову мерещилось, словно по нему бегают мыши:

". . . что-то вскочило ему за пазуху, шоркает по телу, и уже за спиной, под рубашкой. . . "

Этот сон героя можно назвать вещим, так как чаще всего мыши снятся, предвещая беды, болезни или даже смерть, что и ожидает героя.

Во втором сне Аркадию снится "прелестный пейзаж; Светлый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день. " По началу этот сон похож на грезы, но, следуя дальше за героем, мы понимаем, что это самый настоящий кошмар. Свидригайлов идет в дом, двигается по залам. Дом довольно необычный: белый и усыпан цветами. В конце герой находит комнату с гробом, который тоже был белый. В гробу лежала маленькая девочка в белом платье. Часто встречающийся белый цвет неспроста: так Достоевский подчеркивает невинность мертвой девочки и факт того, что она мертва. Зная прошлое Свидригайлова, мы с точностью можем сказать, кто эта девочка. Это жертва разврата Аркадия Ивановича, та самая изнасилованная глухонемая девочка. В этом сне явно видна тема борьбы совести Свидригайлова с его развратностью. Он не хочет лгать себе, впервые испытывает ужас от насилия и грязи, от того, что в жизни приносило ему удовольствие. Изнасилование этой девочки, её смерть, оставили в развращённой и впечатлительной душе Аркадия глубокий след.

Третий сон героя можно назвать взглядом на него со стороны. Во сне он видит девочку, которая плачет в углу. Свидригайлов поднимает ее и несет к себе в кровать. Засыпая, маленькая девочка из совершенно невинного создания превращается в него самого. Ее лицо преображается и становится похожим на лицо грязной, распутной девицы. Это же мы можем заметить в Аркадии Ивановиче в течение всего романа: из казалось бы доброго мужчины он превращается в совершенно низкого человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Видения Раскольникова

Если кратко, то помимо важной композиционной роли сны Родиона вводятся в сочинение, чтобы показать его диалог с собственной совестью, обнажающий внутренние противоречия этого героя.

Забитая лошадь

Первый сон (глава V из 1-й части) раскрывает Родиона как двойственную личность, которая не лишена положительных качеств (сострадание к живому существу), при этом из содержания видения становится понятным, что убийство противоречит натуре героя. Проснувшись в холодном поту, юноша даже сперва отказывается от своего замысла. Краткое описание сновидения представляет собой следующие пункты:

Забитая лошадь

Помимо этого, близкое расположение Божьего храма говорит о том, что спасение всегда рядом и любой грешник может его обрести, если встанет на праведный путь.

Оазис в пустыне

Оазис в пустыне

  • Райская обстановка на фоне иссушенной и безжизненной пустыни — фигуральное воплощение его мечты о создании Нового мира, в котором будут жить только полезные и добрые люди. Помимо прочего, яркость красок в этом оазисе резко контрастирует с реалиями его обыденной жизни — скучной, бесцветной и серой.
  • Холодная, голубая вода является символом очищения, жажда героя во сне — потребность души в избавлении от дурных замыслов. Но Родион просыпается, так и не успев напиться воды.
  • Неслучайно наблюдение оазиса (реализация его мечтаний) происходит именно в пустыне Египта — это указание на первый поход Наполеона, который, как известно, закончился неудачно.

Эти видения были чем-то посредине между сном и грёзой.

Важной деталью является и то, что Родион не наблюдал в пустыне ни одного человека — это предвестник его грядущего разрыва с миром и с собственной душой. Сразу после пробуждения Раскольников не пытался проанализировать увиденное — он сразу отправился убивать старуху.

Полицейский Илья Петрович

Буквально через день после осуществления своего кошмарного замысла Родион, находясь в лихорадочном состоянии, видит бредовые видения своего подсознания, которые уже показывают небольшие изменения в теории Раскольникова о полезности отдельных людей. Кроме того, в этом сне отчётливо проступает страх юноши перед разоблачение и наказанием. Пересказ 3-го сновидения выглядит следующим образом:

Третий сон Раскольникова

Повторное убийство

  • Герой отправляется в квартиру к назойливой процентщице; его сопровождает какой-то человек, которой постоянно зовёт его за собой.
  • Обнаружив старуху в её доме, Раскольников обратил внимание, что она гадко смеётся над ним. Родион пытается её убить, как в первый раз, однако у него это не выходит — каждый раз, заглядывая ей в лицо после нанесения ударов, он видит, что она жива.
  • В ужасе герой убегает из квартиры. Из ниоткуда везде — и на лестничной площадке, и на улице, и в квартире — появились люди. Родион слышит их злобный и насмешливый гомон. Он пытается скрыться от них, однако ноги как будто приросли к земле.

Повторное убийство

Конец света

Картины гибели человечества от моровой язвы

Муки раскаяния, которые испытывает главный герой, являются средством спасения его души — осознав на собственном опыте разрушительность эгоизма, высокомерия и ненависти, Родион смиренно принимает свою судьбу. За все 5 снов герой прошёл путь от отвергания Бога до его принятия — в эпилоге Родион впервые в своей жизни открыл Евангелие. Смысл последнего сна Раскольникова также заключается в том, что герой понял — любовь является ключом ко спасению, ведь только благодаря Соне Мармеладовой, готовой пожерствовать последнее на благо людей, главный герой получил шанс на искупление своих грехов.

Три кошмара Свидригайлова

Кошмары Свидригайлова

Функция сновидений у Свидригайлова в раскрытии персонажа не менее важна, чем у Раскольникова. Именно при наблюдении кошмарных грёз, которые предшествовали его самоубийству, у персонажа проявляются отчётливые муки совести за совершённые проступки. В этих видениях Свидригайлов внезапно осознал, каким человеком он является и это осознание было чудовищным.

Все три кошмара снились ему один за другим, так что было сложно понять, где сон, а где явь. В первом сновидении Аркадий лежал у себя в кровати и вдруг почувствовал, как по нему пробежал какой-то зверёк. Это была мышь (символ грядущих бед, а также олицетворение загубленных душ); он пытался её поймать, однако безрезультатно.

Во втором сне Свидригайлов прогуливался по природе — стоял восхитительный тёплый день. Герой везде наблюдает цветы и травы, везде очень красиво и свежо. Он увидел дом и, после того как зашёл в него, всё резко изменилось — он оказался в чёрной комнате, а перед ним стоял гроб с покойницей, мёртвой девочкой-утопленницей, одетой в белое платье. Увиденное вызвало у него приступ страха и уколы совести.

Прозрение Свидригайлова

Каждый последующий кошмар всё разрушительнее действует на эмоциональное состояние Свидригайлова. В последнем сне он видел 5-летнюю девочку, стоящую в углу комнаты. Он испытывает смесь страха и чувства сострадания — он заботливо укрывает её одеялом и укладывает спать. Внезапно он замечает, что личико девочки преображается — в её лице читается, цинизм, пошлость и разврат. Секунду спустя Свидригайлов понимает, что он смотрит на самого себя.

Именно в последнем сне Аркадий Свидригайлов прозревает (подобно Раскольникову), насколько он заблуждался, придерживаясь своей теории, стремясь жить лишь ради удовольствия, не считаясь с жизнями других людей. Однако в отличие от Родиона, у которого был свой ангел-хранитель — Соня, у Свидригайлова не было рядом человека, который бы смог увидеть в изуродованной пороками душе свет.

Читайте также: