Сон софьи в горе от ума кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вспомните, како­вы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами.

Отметьте, что сон в литературе – это и предмет описания, и художествен­ный прием, и особое средство познания мира.

Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини

– импровизация, он придуманный, вымыш­ленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта им­провизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого.

Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозре­ния от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто “в бедности рожден”, пытаясь выяснить потенциаль­ное отношение к этому Фамусова.

Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи (“цветистый луг”, “небеса”, “темная комната”, “какие-то

не люди и не звери” и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, ее мечты о счастье с “милым человеком” и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.

Подумайте, можно ли назвать сон Софьи “вещим”. Объясните, поче­му литературоведы называют его сном “наоборот”.

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.

Ничего ей не приснилось! Она наспех и не очень ловко придумала этот сон, чтобы отвлечь отца. Она вообще не спала в ту ночь, провела ее с Молчалиным.

Позвольте.. . видите ль.. . сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок.. . Знаете, кто в бедности рожден.. .

Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.

Потом пропало все: луга и небеса. -
Мы в темной комнате. Для довершенья чуда
Раскрылся пол - и вы оттуда,
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери,
Нас врознь - и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему - вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!. . -
Проснулась. - Кто-то говорит, -
Ваш голос был; что, думаю, так рано?
Бегу сюда - и вас обоих нахожу.

В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.

Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", пытается импровизировать, составляя свой "сон" в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка ("цветистый луг"), человек, которого "увидим — будто век знакомы", — затем "темная комната" и устращающие детали.

Скорее всего, сама того не замечая, Софья выдает себя и Молчалина: она испытывает к нему, к тому, "кто в бедности рожден", симпатию, ему же присущи те качества, которые Софья ценила в Молчалине; также сюжет сна отражает произошедшее: персонажи не спали, а проводили время вместе в комнате, описываемой, как луг. Более того, Фамусов как во сне, так и наяву предстает преградой воображаемому будущему счастью героев: там он — "бледен, как смерть, и дыбом волоса", здесь — говорит: "Кто беден, тот тебе не пара." Однако, возможно, образы, представленные Софьей во сне, — это лишь вспомнившиеся пейзажи, события тех "французских книг", против которых снова выступает Фамусов.

Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.

Вспомните, како­вы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художествен­ный приём, и особое средство познания мира.

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.

В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" сон Софьи играет большую роль. Он показывает, что героиня полностью отказалась от своих прежних чувств к Чацкому. "Был робок", "он все роптал" - эти детали помогают безошибочно узнать в "милом человеке" именно Молчалина. Восклицание же Фамусова "кто беден - тот тебе не пара" раскрывают характер главного героя, показывают нам хозяина дома как человека, для которого главным приоритетом являются деньги. Неудивительно, что счастье своей дочери он меряет толщиной кошелька ее будущего мужа. В конце своего рассказа Софья признается отцу, что видела его в совсем не лестном свете - со смертью на щеках в окружении страшных лиц. Фамусов увлекал свою дочь в пропасть под "рев, хохот, свист чудовищ". Этот фрагмент показывает, что Софья подсознательно не признает общество своего отца, оно кажется ей диким, злым, враждебным. И свое спасение девушка видит в Молчалине. Но даже во сне он не смог ей помочь, а лишь кричал вслед. Однако, как мы увидим впоследствии, Софья не откажется от своих намерений остаться с Молчалиным, безоговорочно приняв всего его недостатки. Она не хочет видеть рядом с собой человека сильного, решительного, ведь он тогда сможет и возразить, пойти против жены. Софье такой "спутник жизни" не нужен.

Функциональная значимость выдуманного сна Софии заключается в том, что таким образом раскрываются ее намерения и показываются детали ее характера, а также сон "намекает" на дальнейшее развитие сюжета. Намерения Софьи заключались в том, чтобы отказаться от любви к Чацкому и предпочесть Молчалина, но, т.к. Молчалин не богат, выбор Софьи отец не одобряет, а Софья не принимает заключения своего отца. "И я, и друг мой новый, грустили долго. он все роптал на жребий свой суровый, что не к добру любовь его манит, что не богат и вам не угодит." Фамусов отвечает: "Кто беден, тот тебе не пара." Софья хочет убедить отца в том, что он не прав, выдумав "Вы в пропасть за собой меня влекли."
В итоге, София разорвет связь с Чацким и все равно будет с Молчалиным - это доказывает, что сон был вещим.
Таким образом, выдуманный сон отражает намерения Софии, придуманное падение за отцом в пропасть - некая манипуляция Фамусовым есть отголосок нечестной натуры героини. В этом и заключается значимость сна Софьи.

Аватар

Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений.
Грибоедов в своей пьесе "Горе от ума" повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.

Опираясь на сентиментальные французские романы, девушка становится жертвой книжного знания жизни. Софья рисует некий образ идеального молодого человека для себя, им оказывается Молчалин. Героиня не может сказать это отцу, потому что тот убежден, что "кто беден", тот не пара для его дочери. О неодобрении своего отца девушка упоминает и во сне: "Он будто мне дороже всех сокровищ, / Хочу к нему - вы тащите с собой". Этой фразой Софья подчеркивает то, что отец не понимает ее, видит счастье дочери только в браке с богатым и успешным человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.

Аватар

И.А. Гончаров недаром заметил, что Софье Павловне Фамусовой приходится "тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого". В семнадцать лет девушка "расцвела прелестно" не только внешне, но и внутренне. Но уверенная в себе, сильная духом Софья всё же страдает от влияния "фамусовского общества", что точно показывает в приведенном отрывке сон героини.
Воспитанная на сентиментальных французских романах девушка полюбила секретаря своего отца; зная, что Фамусов, а также все поколение "века минувшего", осудит выбор ее сердца, Софья идет на хитрость. Умолчания в первых строках ("Позвольте. видите ль..") говорят о том, что сновидение героини ею выдумано. Однако, так Софья выразила и свои чувства к Молчалину, и свой яркий, не вписывающийся в рамки "фамусовского общества" характер. Девушка наделяет своего возлюбленного достоинствами ("и вкрадчив, и умен"), но безобидная фраза ("Знаете, кто в бедности рожден..") вызывает резкое неодобрение отца Софьи: "Кто беден - тот тебе не пара". Смелое сравнение, приведенное автором в реплике героини: "бледны, как смерть" - показывает не только страх перед разоблачением, но и месть Фамусовой за непринятие отцом ее чувств. Однородные члены предложения ("не люди и не звери", "рев, стон, хохот, свист чудовищ") выражают скрытый протест Софьи против всего "фамусовского общества", которое не дает девушке познать счастье с любимым человеком. Таким образом, приведенный в отрывке из комедии "Горе от ума" сон дочери Фамусова показывает, что Софье выпал на долю свой "мильон терзаний" и героиня стойко переносит несчастье благодаря собственной внутренней силе.

Аватар

Софья Павловна из комедии "Горе от ума" утром, при встрече с отцом рассказала ему свой выдуманный сон. Так девушка хотела сказать о своих нежных чувствах к Молчалину, она описывает его положительные качества "вкрадчив и умен", а также говорит о финансовом положении возлюбленного "в бедности рожден", на что сразу получает ответ Фамусова : "Кто беден, тот тебе не пара". Софья не принадлежит к закостенелому "фамусовскому обществу", она стремится к саморазвитию, например, до утра читает книги. В своем сне она раскрыла все свои переживания. Чудовища, появившиеся и мешавшие Софье и любимому, олицетворяют отца и его круг, т.е. людей, которые довольны существующим положением дел,слежуют заветам старого поколения и не желают ничего менять. Сон Софьи - это попытка девушки встать против воли отца (найти для дочери богатого и влиятельного мужа) и бороться за свою любовь.

Аватар

Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.


Фамусов до конца остается в неведении , в кого же на самом деле влюблена его дочь: он и в финале комедии, застав Софью с разгневанным Чацким (Молчалин к моменту появления Фамусова благоразумно удалился восвяси), считает, что его дочь влюблена в Чацкого.

Выявите функциональную значимость сна Софьи

София Я гнева вашего никак не растолкую. Он в доме здесь живет, великая напасть! Шел в комнату, попал в другую. Фамусов Попал или хотел попасть? Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно. София Вот в чем, однако, случай весь: Как давиче вы с Лизой были здесь, Перепугал меня ваш голос чрезвычайно, И бросилась сюда я со всех ног. Фамусов Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. Не в пору голос мой наделал им тревог! София По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда. Фамусов Что за история? София Вам рассказать? Фамусов Ну да. (Садится.) София Позвольте. видите ль. сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим - будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок. Знаете, кто в бедности рожден. Фамусов Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара. София Потом пропало все: луга и небеса. - Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол - и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с громом распахнули двери Какие-то не люди и не звери, Нас врознь - и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему - вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ! Он вслед кричит. - Проснулась. - Кто-то говорит, - Ваш голос был; что, думаю, так рано? Бегу сюда - и вас обоих нахожу.

Сон Софьи Фамусовой играет немаловажную роль в комедии Грибоедова 'Горе от ума' , так как предсказывает последующие события произведения и то, как сложатся отношения между героями. Неслучайно сон находится в начале комедии. Мы ещё мало знаем о героях, но благодаря сну Софьи можем многое понять. Например, мы убеждаемся, что Софья любит Молчалина. Девушка рассказывает, что ее избранник из сна - человек, 'который в бедности рождён' и отмечает те его качества , которые ценит в Молчалине. Её возлюбленный из сна 'вкрадчив', 'робок' и 'умён'. Однако Фамусов, недослушав Софью, прерывает девушку восклицанием: 'Кто беден, тот тебе не пара!' Фамусов относился к чиновникам 'века минувшего', которые склонны оценивать людей не по душевным качествам, а по чинам и наличию богатства. Это лишь подтверждает, что взгляды дочери и отца на брак расходятся: Софья влюблена в человека, который ниже ее по социальной лестнице, и фамусовское общество не может принять это. 'Хочу к нему, вы тащите с собой' - говорит Софья отцу. Фамусов не позволил бы ей выйти за Молчалина, даже

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

Читайте также: