Солженицын политические взгляды кратко

Обновлено: 17.05.2024

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918, Кисловодск, РСФСР — 3 августа 2008, Москва, Российская Федерация) — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против политического строя СССР и политики его властей.

Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, также получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.

Содержание

Биография

Детство и юность

Александр Исаевич (Исаакиевич [1] ) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.

В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

Интересовался театром, летом 1938 года пытался сдать экзамены в театральную школу Юрия Завадского, но неудачно.

27 апреля 1940 года женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской (1918—2003), с которой познакомился в 1936 году.

Во время войны

Добивался направления в офицерское училище, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому [7] ; в ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск, где располагался запасный полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.

На фронте вёл военные дневники, много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии; в 1944 году получил благожелательный отзыв Б. А. Лавренёва.

Арест и заключение



Арест и приговор

После ареста Солженицын был доставлен в Москву; 27 июля заочно приговорён Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, пункт 10, часть 2, и пункт 11 Уголовного Кодекса РСФСР).

Заключение

В августе направлен в лагерь в Новый Иерусалим, 9 сентября 1945 года переведён в лагерь в Москве, заключённые которого занимались строительством жилых домов на Калужской заставе (сейчас — площадь Гагарина).

В декабре 1948 года жена заочно развелась с Солженицыным.

Зимой 1952 года у Солженицына обнаружили раковую опухоль, он был прооперирован в лагере.

Освобождение и ссылка

Реабилитация

В августе 1956 возвращается из ссылки в Центральную Россию. Живёт в деревне Мильцево (почтовое отделение Торфопродукт Курловского района Владимирской области), преподаёт математику в Мезиновской средней школе Гусь-Хрустального района. Тогда же встретился со своей бывшей женой, которая окончательно вернулась к нему в ноябре 1956 (повторно брак заключён 2 февраля 1957).

6 февраля 1957 решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын реабилитирован [11] .

С июля 1957 жил в Рязани, работал учителем астрономии средней школы № 2.

Первые публикации

30 декабря 1962 года Солженицын был принят в Союз писателей СССР.

Рассказы Солженицына резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью. Это подчёркивали в то время многие, в том числе писатели и поэты. Так, Варлам Шаламов в письме Солженицыну в ноябре 1962 года писал:

Диссидентство

Ещё в августе 1968 года познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман. Солженицын стал добиваться развода с первой женой. С большими трудностями развод был получен 22 июля 1972. Вскоре Солженицыну удалось зарегистрировать брак со Светловой, несмотря на противодействие властей (брак давал ему возможность прописаться в Москве).

В августе-сентябре 1973 отношения между властью и диссидентами обострились, что затронуло и Солженицына.

Изгнание

12 февраля Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства [23] . 13 февраля он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте). 29 марта СССР покинула семья Солженицына. Архив и военные награды писателя помог тайно вывезти за рубеж помощник военного атташе США Вильям Одом.

Вскоре после высылки Солженицын совершил короткое путешествие по Северной Европе, в результате принял решение временно поселиться в Цюрихе, Швейцария.

Снова в России

С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. [25]

В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве.

Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США во Владивосток, проехав на поезде через всю страну и закончив путешествие в столице. Выступил в Государственной думе РФ.

В 1997 году был избран действительным членом Российской Академии наук.

Награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2006).


12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына [34] и поздравил его с присуждением Государственной премии. [35]

Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче.

Незадолго до смерти болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной — президентом Фонда Александра Солженицына — работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука.

Кончина и погребение



Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своем доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности [38] [39] .

5 августа в здании Российской академии наук, действительным членом которой являлся А. И. Солженицын, состоялись гражданская панихида и прощание с покойным. На этой траурной церемонии присутствовали бывший Президент СССР М. С. Горбачёв, бывший Президент России, Председатель Правительства РФ В. В. Путин, президент РАН Ю. С. Осипов, ректор МГУ В. А. Садовничий, бывший Председатель Правительства РФ академик Е. М. Примаков, деятели российской культуры и несколько тысяч граждан [40] .

Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), викарий Московской епархии [41] . В тот же день прах Александра Солженицына был предан земле в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой историка Василия Ключевского [42] [43] . Президент России Д. А. Медведев возвратился в Москву из краткого отпуска, чтобы присутствовать на заупокойной службе [42] .

Семья, дети

Творчество

Рассказы и повести

Романы

Воспоминания, эссе, публицистика

  • Бодался телёнок с дубом
  • Россия в обвале (эссе) М., Русский путь, 2001 (Исследования новейшей русской истории) ISBN 5-85887-151-8 (в 2-х тт.)
  • Как нам обустроить Россию (статья)

Другое

Оценки творчества и деятельности

Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича. В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир — не стало великого нравственника, справедливца, таланта. [56]

Критические оценки

В 1967 году писатель Михаил Шолохов написал в Союз советских писателей о Солженицыне:

В частности, Йоханан Петровский-Штерн написал: [63]

солженицынская книга, вопреки постулатам автора, - не средняя линия в понимании истории евреев России, а самая что ни на есть антиеврейская, да еще приправленная псевдонравственными сентенциями и обставленная псевдоакадемическими атрибутами. Но ссылки, цитаты и авторитетные имена вряд ли способны затушевать крупный план солженицынского полотна. Хочет того Солженицын или нет, но его книга закрепляет все самые лживые, дурные, безосновательные, предрассудочные и, увы, ультраконсервативные представления о евреях, сложившиеся в традиции русской мысли.

В 1974 году Андрей Сахаров писал о взглядах Солженицына [66] :

Диссидент Григорий Померанц писал о взглядах Солженицына [67] :

То, что меня сталкивает с Александром Исаевичем, нельзя свести к недоразумениям, к непониманию друг друга. Скорее это разное понимание зла, сосредоточенность на разных сторонах зла. Александра Исаевича увлекает задача борьбы с возмужавшим, окрепшим злом. Я смотрю на такое зло глазами Лао-цзы: твердое, крепкое - завтра будет мертвым. Мне страшно другое: младенчество зла, первый поворот добра к злу, первые его робкие, прелестно нетвердые шажки.

. Человек, живущий за глухой стеной, может рассматривать её как абсолютное зло и разрушение её - как безусловное торжество добра. Примерно так Солженицын смотрит на коммунизм: "Вот концентрируется Мировое Зло огромной ненависти и силы. Оно растекается по земле, и надо стать против него" (Речь в Вашингтоне 30 июня 1975 года).

. Победа Франко в 1939 году была победой мирового фашизма, т.е. одной из разновидностей зла, остервенения. И вот здесь для меня возникает вопрос, который, вероятно, покажется Александру Исаевичу нелепым: если возможна эволюция от раннего, агрессивного франкизма к сравнительно мягкой "бархатной" диктатуре позднего Фрако, то (кто знает!) возможен и бархатный коммунизм?

Тут в меня летят мысленные груды тухлых яиц. Очень многие неофиты православия выходят из себя, как только речь заходит о чешской весне. Им как-то лично, небескорыстно хочется, чтобы она необходимо увяла. Видимо, марксизм или коммунизм столь грубо отождествляется с антихристом, что всякая мысль об эволюции коммунистического режима к лучшему рассматривается как недопустимый скандал. Между тем. Римская империя (вавилонская блудница Апокалипсиса) не развалилась от того, что люди прочли Евангелие, а слилась с христианством (или, по крайней мере, с христианской церковью). С точки зрения "Письма вождям", сосуществование православия с некоторыми политическими традициями большевизма (в данном случае признаваемыми русскими) вполне возможно. Но если мыслим православный большевизм (сапоги всмятку), то, может быть, где-нибудь при другом климате, мыслим и либеральный коммунизм? Согласен, опять сапоги всмятку, или вкрутую, чушь. чепуха. Но мало ли какая чепуха бывает на свете! Я не знаю, возможно ли это, но мне бы это понравилось.

. Где-то в большом, сложном, запутанном мире коммунисты так же вдохновляются борьбой со злом, как антикоммунисты. И антикоммунисты так же стервенеют, так же сатанеют от своего антикоммунизма, как коммунисты - от своего антиимпериализма, антифашизма и т.п. И нельзя преодолеть зло, не избавившись от всех "анти", от захлеба борьбы.

Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности… Солженицын — писатель масштаба Писаржевского, уровень направления таланта примерно один.

Критики указывают на противоречия между приводимыми Солженицыным оценками числа репрессированных и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки [74] [75] (например, на оценки числа депортированных в ходе коллективизации — более 15 млн [76] [77] ), критикуют Солженицына за оправдание сотрудничества советских военнопленных с немцами во время Великой Отечественной войны [78] [79] .

Награды и премии

Увековечение памяти

В октябре 2008 года мэр Ростова-на-Дону подписал постановление о присвоении имени Александра Солженицына центральному проспекту строящегося микрорайона Ливенцовский [91] .

Алекса́ндр Иса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918 - 2008) советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель.

Труды : Как обустроить Россию, Обвал,

Солженицын выделяет как самые необходимые сегодня три свойства личности: нравственность, ответственность, настойчивость. Особенно нравственность. В работе "Русский вопрос к концу ХХ века" он пишет: "Мы должны строить Россию нравственную - или уж никакую, тогда все равно". Все свое историософское произведение "Русский вопрос к концу ХХ века" он посвящает теме нарушения христианских норм милосердия властью России по отношению к своему народу на протяжении почти всей многовековой истории страны. Возрождение России Солженицын связывает с усилением ответственности и настойчивости личностей.
Восстановление этой "доброй земли" и всего "посаженного ранее Богом", то есть всей многовековой культуры России - Православия, языка, искусства, истории, школы, национального характера, национальных традиций, - и является сегодня второй главной задачей возрождения России. С горечью Солженицын пишет в "Обвале" о потерях, которые понесла наша национальная культура, наш национальный характер за годы советской власти, и призывает к восстановлению преемственности с исторической (докоммунистической) Россией во всех областях культурного, гражданского, государственного развития, призывает к освобождению от коммунистических и посткоммунистических искажений норм нашей жизни, к восприятию и критическому осмыслению наследия тысячелетней русской истории.

Особенно беспокоит Солженицына состояние нашей школы. Он пишет в "Обвале": "Перед сохранением русских как единого народа ныне выросло много препятственных условий. И первое среди них: судьба нашего юношества. Будет ли наша школа средоточием русской культуры? Обеспечит ли она ее преемственность, живость исторической памяти и самоуважение народа. Реально идущий сегодня в российском образовании процесс направлен как раз обратно нашему спасению".

Солженицын выделяет три основные части гражданского общества:
1. Местное самоуправление, независимое от центральной власти и являющееся прообразом политического управления страной. (Ныне действующее местное самоуправление таковым не является, а составляет придаток центральной власти.)
2. Местная мелкая и мельчайшая экономика, свободная от государственной опеки, с большим количеством горизонтальных (а не вертикальных) связей, охватывающих нужды производства, распределения и сбыта.
3. Широкая сеть некоммерческих общественных организаций, осуществляющая занятость, правовую защиту, разработку и представление различных гражданских инициатив и другие виды социальных нужд населения.
Вот тут-то и должны проявиться указанные выше свойства личности - ответственность и настойчивость.

29. Концепция культурной динамики П.А. Сорокина.Питирим Сорокин (1889 - 1968) - один из самых выдающихся умов ХХ века.

Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что "основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения" [Сорокин. Социокультурная динамика. 1996. С. 386].

Реальность как иерархия различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами., все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест, В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре, которой можно обнаружить как остатки ее "предшественницы", так и ростки "наследницы". Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осуществляться, в соответствии с концепцией ученого, сквозь призму анализа ценностей различного характера, к числу которых в первую очередь относятся нормы (как правовые, так и в особенности культурные и моральные).




. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.

Рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной, Сорокин писал: "Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина — ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них — истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная — красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта—добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова — вплоть до почти полного отождествления культуры и общества (о чем им написана книга "Кризис нашего века", изданная в Нью-Йорке в 1941 г., а затем и еще одна работа — "Общество, культура, личность"). Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством "моральной реконструкции человечества", в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.

Алекса́ндр Иса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918 - 2008) советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель.

Труды : Как обустроить Россию, Обвал,

Солженицын выделяет как самые необходимые сегодня три свойства личности: нравственность, ответственность, настойчивость. Особенно нравственность. В работе "Русский вопрос к концу ХХ века" он пишет: "Мы должны строить Россию нравственную - или уж никакую, тогда все равно". Все свое историософское произведение "Русский вопрос к концу ХХ века" он посвящает теме нарушения христианских норм милосердия властью России по отношению к своему народу на протяжении почти всей многовековой истории страны. Возрождение России Солженицын связывает с усилением ответственности и настойчивости личностей.
Восстановление этой "доброй земли" и всего "посаженного ранее Богом", то есть всей многовековой культуры России - Православия, языка, искусства, истории, школы, национального характера, национальных традиций, - и является сегодня второй главной задачей возрождения России. С горечью Солженицын пишет в "Обвале" о потерях, которые понесла наша национальная культура, наш национальный характер за годы советской власти, и призывает к восстановлению преемственности с исторической (докоммунистической) Россией во всех областях культурного, гражданского, государственного развития, призывает к освобождению от коммунистических и посткоммунистических искажений норм нашей жизни, к восприятию и критическому осмыслению наследия тысячелетней русской истории.

Особенно беспокоит Солженицына состояние нашей школы. Он пишет в "Обвале": "Перед сохранением русских как единого народа ныне выросло много препятственных условий. И первое среди них: судьба нашего юношества. Будет ли наша школа средоточием русской культуры? Обеспечит ли она ее преемственность, живость исторической памяти и самоуважение народа. Реально идущий сегодня в российском образовании процесс направлен как раз обратно нашему спасению".

Солженицын выделяет три основные части гражданского общества:
1. Местное самоуправление, независимое от центральной власти и являющееся прообразом политического управления страной. (Ныне действующее местное самоуправление таковым не является, а составляет придаток центральной власти.)
2. Местная мелкая и мельчайшая экономика, свободная от государственной опеки, с большим количеством горизонтальных (а не вертикальных) связей, охватывающих нужды производства, распределения и сбыта.
3. Широкая сеть некоммерческих общественных организаций, осуществляющая занятость, правовую защиту, разработку и представление различных гражданских инициатив и другие виды социальных нужд населения.
Вот тут-то и должны проявиться указанные выше свойства личности - ответственность и настойчивость.

29. Концепция культурной динамики П.А. Сорокина.Питирим Сорокин (1889 - 1968) - один из самых выдающихся умов ХХ века.

Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что "основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения" [Сорокин. Социокультурная динамика. 1996. С. 386].

Реальность как иерархия различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами., все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест, В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре, которой можно обнаружить как остатки ее "предшественницы", так и ростки "наследницы". Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осуществляться, в соответствии с концепцией ученого, сквозь призму анализа ценностей различного характера, к числу которых в первую очередь относятся нормы (как правовые, так и в особенности культурные и моральные).

. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.

Рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной, Сорокин писал: "Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина — ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них — истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная — красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта—добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова — вплоть до почти полного отождествления культуры и общества (о чем им написана книга "Кризис нашего века", изданная в Нью-Йорке в 1941 г., а затем и еще одна работа — "Общество, культура, личность"). Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством "моральной реконструкции человечества", в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.

Александр Исаевич Солженицын – признанный классик отечественной литературы. Его произведения изучают в школе. Но в его тернистом жизненном и творческом пути были и не слишком известные, но интересные и противоречивые эпизоды.

1. Антисталинские взгляды

Александр Солженицын после Великой Отечественной войны стал нелестно высказываться по поводу политики Сталина. Об этом он открыто писал в письмах, где явно прослеживались зачатки революционного заговора.

Само собой, такой персонаж был неугоден советской власти, поэтому Солженицына было решено брать по арест.

2. Не воспользовался черным ходом

В 1974-м году Солженицын жил в Москве на улице Горького, неподалеку от Генеральной прокуратуры СССР, и получив несколько повесток из нее, и видя за собой постоянную слежку и крайне негативные публикации в советской центральной прессе, знал, что будет арестован, заранее собрал необходимые вещи и написал письмо, предназначенное для общественности после его ареста.

Но малоизвестен факт, что в той его квартире была потайная дверь, из которой можно было выйти по черному ходу из дома. Но Солженицын этой возможностью не воспользовался – он бескомпромиссно боролся за правду и готов был к аресту, тюрьме и высылке.

3. Наградить нельзя высылать

Для того, чтобы официально иметь возможность выслать советского гражданина Солженицына из СССР, сотрудники Генеральной прокуратуры получили сверху указание возбудить уголовное дело и произвести допрос писателя. Но автор игнорировал вызовы в прокуратуру, и тогда его решили доставить в принудительном порядке.

Но этот вариант не был утверждён и Солженицына выслали, не только изъяв в СССР все его книги, но и наказывая тех, кто их распространял и читал…

4. Писатель – это навеки

После избрания президентом Соединенных Штатов Рональда Рейгана противостояние с СССР заметно обострилось. Как-то раз президент даже пригласил в Белый дом известных эмигрантов-диссидентов. В том числе, конечно, и жившего в штате Вермонт Солженицына.

Впрочем, встретиться с Рейганом Солженицын всё же был согласен. Когда тот уже не будет президентом США. Вот тогда, предлагал Александр Исаевич, милости просим в вермонтское жилище – посидеть за столом, поговорить о проблемах наших стран… Ведь американский президент – это звание лишь на время. А вот русский писатель – это уже навсегда.

Ранее мы уже писатели о том, что сегодня на фоне инициативы установки памятника Солженицыну вопрос о его патриотизме и творчестве горячо обсуждается, люди разделились на два лагеря. А Владимир Владимирович уверен, что памятнику писателя в России – самое место.

А как вы относитесь к противоречивой личности Солженицына? Пишите в комментариях!

Об авторе: Николай Владимирович Работяжев – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

11 декабря 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) Александра Солженицына. Но Солженицын внес большой вклад не только в русскую литературу, он был также крупным политическим философом и публицистом неославянофильского направления. Его, без сомнения, можно считать одним из виднейших представителей отечественной консервативной мысли XX века.

На наш взгляд, многие идеи Солженицына могут лечь в основу современного либерального и просвещенного российского консерватизма. Но при этом надо иметь в виду, что отношения писателя с идеями политического либерализма были непростыми. Например, не вполне ясным остается отношение Солженицына к политическому плюрализму. Писатель весьма скептически высказывался о многопартийной системе на Западе и формирующейся многопартийности в России, а плюралистами именовал своих оппонентов – эмигрантских публицистов леволиберального и социалистического направления, тенденциозно трактовавших российскую историю. Сам же Солженицын всегда высказывался за выборы по мажоритарной системе, когда избиратели голосуют не за партию, а за известного им кандидата. Вероятно, подспудное неприятие писателем многопартийной системы связано с унаследованным им от славянофилов органическо-соборным пониманием общества (ведь если российский социум – это единый организм, то в нем нет почвы для социально-политических конфликтов и отражающей их на политическом уровне борьбы партий).

Также возникает вопрос: вписывается ли в традиции русской философской мысли полное и безоговорочное осуждение Солженицыным социалистической идеи? Во всяком случае, большинство отечественных мыслителей конца XIX – начала XX века – Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Федор Степун – признавали частичную правду идеи социализма (хотя и отвергали его марксистскую трактовку). Думается, что отечественный просвещенный консерватизм должен интегрировать не только либеральные, но и некоторые социалистические ценности.

В настоящее время политико-философское наследие Солженицына в России не слишком востребовано. В нашей стране пока доминируют иные формы консервативной идеологии. Но время либерального консерватизма, опирающегося на идеи великого русского писателя, мыслителя и пророка, еще наступит.

1345556111_02

Данной статьей мы открываем цикл статей, посвящённых лауреатам Нобелевской премии из России в области литературы. Нас интересует вопрос — за что, почему и по каким критериям выдают данную премию, а также то, почему эта премия не выдается людям, которые заслужили её своим талантом и достижениями, например, — Лев Толстой и Дмитрий Менделеев.

Лауреатами Нобелевской премии в области литературы от нашей страны в разные годы стали: И.Бунин, Б.Пастернак, М.Шолохов, А.Солженицын, И.Бродский. При этом надо отметить, что за исключением М.Шолохова — все остальные были эмигранты и диссиденты.

В этой статье мы расскажем о лауреате Нобелевской премии 1970 года писателе Александре Солженицыне.

000476492_1-25face1274a28836bf008d6068c05d7f

КТО ТАКОЙ АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН?

Вот что пишет сам Хрущёв в своих мемуарах:

Я горжусь, что в своё время поддержал одно из первых произведений Солженицына… Биографии Солженицына я не помню. Мне докладывали раньше, что он долгое время сидел в лагерях. В упоминаемой повести он исходил из собственных наблюдений. Прочёл я её. Тяжёлое она оставляет впечатление, волнующее, но правдивое. А главное, вызывает отвращение к тому, что творилось при Сталине…. Сталин был преступником, а преступников надо осудить хотя бы морально. Самый сильный суд — заклеймить их в художественном произведении. Почему же, наоборот, Солженицына сочли преступником?

Мне эту премию надо, как ступень в позиции, в битве! И чем быстрее получу, тем твёрже стану, тем крепче ударю!

1345556111_02

Рассмотрим более подробно биографию, творчество, идейные взгляды писателя А. Солженицына.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске, в семье казаков. Отец, Исаакий (то есть на самом деле его отчество — Исаакович, то есть солгал всем, говоря везде, в том числе и письменно, что он Исаевич) Семенович, погиб на охоте за полгода до рождения сына. Мать — Таисия Захаровна Щербак — из семьи богатого землевладельца.

В 1939 Солженицын поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории (в некоторых источниках указаны литературные курсы МГУ). В 1941 Александр Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета (поступил в 1936).

1345556111_02

В октябре 1941 был призван в армию, а в 1942, после обучения в артиллерийском училище в Костроме, oтправлен на фронт командиром батареи звуковой разведки. Награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.

В книге, написанной первой женой Солженицына — Наталией Решетовской, изданной в Советском Союзе, содержатся забавные вещи: оказывается, в 1944 — 1945 годах, Солженицын, будучи советским офицером, сочинял проекты устранения Сталина.

Дело в том, что среди артиллерийских батарей в годы Великой Отечественной войны были и батареи инструментальной разведки — звукометрии, на одной из которых и служил Солженицын. Это было самое надёжное средство выявить стреляющие батареи противника. Звукометристы развёртывали на местности систему микрофонов, которые принимали акустическую волну от выстрела, сигнал записывали и обсчитывали, на основании чего получали координаты стреляющих батарей противника даже в условиях поля боя, изрядно насыщенного артиллерий. Это давало возможность при хорошей организации управления войсками начать подавлять своим артиллерийским огнём батареи противника после одного — трёх залпов врага.

Поэтому звукометристами дорожили, — и в целях обеспечения безопасности их боевой работы — они дислоцировались в ближних тылах, а не на передовой, и тем более не в первой линии окопов. Их размещали так, чтобы они не оказались и вблизи объектов, которые могут быть подвергнуты налётам вражеской авиации и артобстрелам. При отступлении их выводили из района боя одними из первых, при наступлении они шли за войсками первой линии. Т.е. делая своё важное дело, с противником непосредственно они соприкасались в боевой обстановке только в каких-то чрезвычайных случаях, а для противодействия ему имели только стрелковое оружие — карабины и личное оружие офицеров.

1345556111_02

1345556111_02

3 февраля 1956 решением Верховного Суда СССР Александр Солженицын был реабилитирован и переехал в Рязань. Работал учителем математики.

1345556111_02

Имя Александра Солженицына всегда вызывало много жарких споров и обсуждений. Одни называют и называли его великим русским писателем и активным общественником, другие — подтасовщиком исторических фактов и хулителем Родины. Однако истина, наверное, где-то есть. Ларчик открывается очень просто: Хрущёву нужен был писака, который бы без зазрения совести смог очернить те успехи, которые были достигнуты в период правления Иосифа Сталина. Им и оказался — Александр Солженицын.

Читатель без труда может узнать за что, когда и как подвергались правительственным репрессиям наши писатели. Когда и какими тиражами издавались их книги. Каков был реальный успех (продаваемость) этих книг. Какой авторы получали гонорар. На какие средства, к примеру, Чехов купил усадьбу Мелихово. Ну, а жизнь Солженицына — это скандалы, эпатаж, триумфы и море белых пятен, причём именно в самых поворотных моментах его биографии.

Ну, ладно, предположим, что все 50 тысяч были проданы. Но каков же был гонорар? Неизвестно.

Сыновья Солженицына учатся в дорогих частных школах. Александр Исаакович (будем уже правильно его именовать) содержит большой штат прислуги (!) и охранников. Естественно, их число и оплата неизвестны, если не засекречены. Однако некоторые очевидцы видели в его квартире в Швейцарии круглосуточно дежуривших двух чемпионов по каратэ.

1345556111_02

АНТИПАТРИОТИЗМ СОЛЖЕНИЦЫНА

В мае 1974 года Солженицын говорил:

Поеду в США, буду говорить в сенате, буду беседовать с президентом, хочу уничтожить Фулбрайта и всех сенаторов, которые намереваются идти на соглашения с коммунистами. Я должен добиться, чтобы американцы усилили давление во Вьетнаме.

Кстати, он несколько раз призывал Штаты уничтожить коммунизм с помощью ядерной войны. Солженицын публично заявил:

Ход истории возложил на США руководство миром.

Солженицын поздравил генерала Пиночета, совершившего государственный переворот в Чили и тысячами убивавшего без суда и следствия людей на стадионах в Сантьяго. Александр Исаакович искренне скорбел по поводу кончины фашистского диктатора Франко и призывал новые испанские власти не спешить с демократизацией страны.

Вмешивайтесь, — призывал Солженицын, — Вмешивайтесь снова и снова настолько, насколько можете.

Как свидетельствовал Костиков, мнение писателя оказалось неожиданным и для многих шокирующим:

Я изучил всю историю островов с XII века. Не наши это, Борис Николаевич, острова. Нужно отдать. Но дорого…

А теперь в школах между портретами Пушкина и Достоевского вешают портреты Солженицына. А не пойти ли нам ещё дальше и повесить в классах портреты Гришки Отрепьева, гетмана Мазепы и генерала Власова (последнего А.Солженицын считал героем)?

Читайте также: