Соломенная игрушка история возникновения для детей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми.

Куклы используются не только для игр, но и как сувениры, реклама, как театральные персонажи и герои мультфильмов.

На смену ручным народным куклам на витрины магазинов пришли "барби" и "кены", а в сувенирных лавках появились куклы в богато расшитых народных костюмах.

Но наряду с этими промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации.

"Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей."И тема эта далеко не исчерпана.

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемы злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку: "Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная".

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы , будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и поставила среди стерни.

Это, наверное, и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных.

Всевозможные корзины, короба и другие изделия плели крестьяне из соломенных жгутов. Сущность этого вида спирального плетения заключался в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой и укладывается по спирали плотными витками.

Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную красоту. И золотистый цвет, переливчатый блеск соломы не могли остаться без внимания.

В Нижегородской, Тверской и Вятской и других областях золотистой соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки, игрушки.

Традиционной среди мастеров стала техника инкрустации из соломки.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла?

Обычно начинаем занятия с чтения сказки "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таится в этой сказке! ":Умирая , купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу. отдала ей и сказала: ":Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. "

Дальше выясняем, для чего ещё нужна была такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации. Параллельно с тряпичной куклой, мы пробуем изготовлять куклу из соломы Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем , какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы.

А потом весёлых забавных человечков забыли. Но так уж устроен наш мир, что не может безвозвратно исчезнуть то, что приносит радость и делает людей добрее.

Вот тут-то мы и начинаем творить свою несравненную куклу-красавицу.

Учебный год начинается с празднования "осенин", с изучения темы "Хлебная Матушка" и изготовления традиционной игрушки из соломы, Продолжается эта тема ближе к весне, когда мастерят чучело Масленицы (Костромы)

Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся, Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

В основе "Хлебной Матушки" лежит пучок соломы, перегнутый посередине веерообразно, сложенный вдвое или перекрученный. Руки и косы такой куклы выполняют способом отведения части материала основы от линии сгиба или шеи.

Для придания устойчивости и пышности юбке подвязывают дополнительные соломинки по линии талии или насаживают основу на специально подготовленный соломенный подъюбник.

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

Такие куклы часто называют "стригушами", потому что в ходе работы солому подравнивают, стригут, выстригают.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.

Работая с тканями, мы изучаем их орнаментацию и колористику, знакомимся с ценнейшими коллекциями тканей и платков, изучаем историю народного костюма.

Далее, от отдельных работ переходим к тематическим композициям. Работа над композициями требует более глубокого знакомства с бытом, укладом, традициями, праздниками, обрядами уральского региона.

  • кукла-матрешка
  • кукла-мальчик
  • универсальная кукла
  • дед Мороз и Снегурочка

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству.

Соломенная кукла

Соломенную куклу можно увидеть в народном творчестве многих стран мира. Солома с давних времен использовалась человеком. Изначально для плетения различных вещей требовались длинные прутья кустарников и деревьев, стебли растений и шкуры убитых животных. Из всего этого создавали игрушки, посуду, емкости для хранения, предметы одежды, обуви, мебели и даже стены жилища. Как только люди начали выращивать культурные растения, после сбора урожая, обязательно оставляли солому для различных хозяйственных нужд. Ее использовали в качестве подстилок, как для людей, так и животных, и в качестве корма для домашней скотины. Ремесленники научились плести из соломы шляпы, лапти, ковры и корзины, куклы для детей. Кроме того, соломенные игрушки часто использовались для ритуальных обрядов. Сегодня для большинства современных людей кукла – это обычная игрушка, которой никого не удивишь. Но наши предки к куклам относились со всей серьезностью. Они наделяли получившиеся фигурки божественной силой, верили, что в них заключена магия земли и урожая. В древности соломенная куколка являлась сильнейшим оберегом, который защищал человека от злых духов и несчастий. Причем, у каждой созданной куклы было свое особое предназначение. Такие куколки изготавливались специально для конкретного события. Некоторых кукол сжигали на кострах и в огне, символизируя очищение и зарождение новой жизни, других кукол бережно хранили в домах, размещая их на самом видном месте.

Описание игрушки

На сегодняшний день известно несколько разновидностей соломенных кукол: Зернушка, Капустка, Бессониница и Десятиручка. Первая, Зернушка, делалась из соломы, ручки ее перевязывались особым способом. В ручку куклы вплетали несколько колосков. Люди верили, что своей силой Зернушка способна обеспечить хороший урожай и принести достаток в дом. Капустку плели исключительно незамужние девушки и выставляли ее у окна. Девушки верили, что такая куколка способна привлечь хорошего жениха. Капустке намеренно придавали округлую форму, так как она символизировала материнство и продолжение рода. Куколка Бессонница должна была оберегать младенцев от нечистой силы. Обычно ее располагали в колыбели младенца или подвешивали над ней. Процесс создания этой куклы самый простой: солому скручивали и обматывали разноцветными лоскутками ткани. Соломенная Десятиручка предназначалась для невесты в качестве подарка. Она помогала девушке легко справляться со всеми домашними делами, еще считалось, что Десятиручка притягивает любовь и благополучие в новую семью. Издавна создание кукол было исключительно женским занятием, мужчинам было запрещено этим заниматься. Считалось, что только от умения, опыта и старательности женщины, которая изготавливала куклу, зависело счастье и порядок в доме. Перед работой женщины соблюдали строгий пост, молились, а во время плетения читали специальные заговоры, которые наделяли куклу волшебной силой. Преднамеренно соломенных кукол делали безликими, у них не было ни глаз, ни носа, ни рта. По древним поверьям, кукла, лишенная лица была неодушевленным предметом, а потому в нее не могли вселиться потусторонние, злые силы, способные навредить человеку.

Как играть?

Новый век

Производство

Соломенных кукол изготавливали преимущественно в деревнях и селах, но в отличие от глиняной и деревянной игрушки, плетение соломенных кукол никогда не было настоящим промыслом. Образцы соломенных кукол, созданных более ста лет назад, до сих пор хранятся в Русском музее Санкт – Петербурга, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде, а также в музеях Финляндии, Эстонии. Соломенная кукла даже сегодня остается архаичной, она донесла до нас самые простые, но ярко-выраженные способы создания фигур людей и животных. Из соломы делали не только образы людей, но еще плели и животных. Особой популярностью пользовались козлы, кони, птицы. Образы зверей символичны. Так, фигурка козлика часто украшала праздничный каравай и обозначала плодородие и счастье; конь – это символ жизни, посланец солнца; птички означали весну и зарождение новой жизни.

Сегодня соломенные куклы оригинальный подарок и необычное украшение, которое можно презентовать близкому человеку на любой праздник. Сделанная своими руками игрушка бесценна, ведь в ее создание вложено максимум тепла, доброты и любви.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

История Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. В 19-20 веках соломенную игрушку делали в любой части России, где выращивали хлеб. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей.

Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца.

Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться.

Со временем выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, домашнюю утварь, но уже более сложной конфигурации и техники. Со временем выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, домашнюю утварь, но уже более сложной конфигурации и техники.


Соломенных кукол можно встретить в народном творчестве многих стран мира. Природный материал издавна использовался людьми и в быту, и в религиозных ритуалах. Плетение появилось еще в период развития человеческой цивилизации. Сначала использовались гнущиеся ветви деревьев и кустарников, стебли вьющихся растений и полоски шкуры убитых животных. Плели посуду и одежду, обувь и предметы быта, мебель и даже стены домов.

История возникновения плетения из соломы

С появлением земледелия человек научился самостоятельно выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма коровам и козам. Понравился данный материал и мастерам рукоделия. Из соломы получались прекрасные шляпы и лапти, коврики под ноги и корзины или блюда для еды. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники. Постепенно ремесло превращалось в искусство, ведь каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

Ценность материала

Как вы уже поняли, славянские народы всячески использовали солому в своей хозяйской деятельности, однако остатки от обмолоченного зерна имели для крестьян еще и магическое значение. Люди наделяли стебли злаков божественной силой, они верили, что в них заключена магия хлебного поля. Крестьяне проводили многочисленные ритуалы как перед посадкой пшеницы, так и во время сбора урожая, вымаливая у богов благоприятных условий для произрастания злаков, ведь от этого зависела жизнь всех членов общества.

снопы соломы

Люди украшали первый собранный ("зажиночный") и последний ("дожиночный") снопы. Существовала традиция сплетать последние стебли пшеницы между собой, оставляя их нетронутыми на поле. Они украшали их яркими лентами и цветами. Из колосков делали венки на голову девушкам, использовали их и для декорирования помещений. Вскоре жатвенная обрядовость переросла в народное творчество, сохранялись традиции из поколения в поколение. Соломенные куклы огромного размера, так называемые хлебные чучела, делали из последнего собранного снопа. Считалось, что там находится дух хлеба. У разных народов они имели свои внешние особенности. Но смысл у всех вкладывался один - задобрить богов, чтобы получить хороший урожай.

Празднование Масленицы

Многие традиции древних славян сохранились и в наше время. Так, в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Это традиционный праздник встречи зимы и весны. Прощание с зимними холодами отмечается с размахом. Помимо вкусных блинов и вареников, люди собираются на обряд поджигания соломенного чучела, которое символизирует зиму.

сжигание куклы на Масленицу

Последний день праздничной недели раньше отмечали по-разному, в зависимости от губернии. Одни возили соломенную куклу на санях, чтобы все могли попрощаться с зимой. У других организовывался целый масленичный поезд из сотен повозок. Есть традиция оплакивать чучело во время похоронной процессии с попами и плакальщицами сзади. Чучело зимы укладывали в корыто или даже настоящий гроб и несли через все село, чтобы все жители попрощались с ним.

В конце Масленицы соломенную куклу поджигали. Часто в костер бросали поминальную еду - отварные яйца и блины. Ритуальный обряд сжигания "хлебного духа" заканчивался тем, что солому и пепел собирали и разбрасывали по полю, что символизировало будущее воскрешение его в зернах нового хорошего урожая.

В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки. В последний день Масленицы куклы бросали в печку и тоже сжигали, а остатки соломы отдавали домашнему скоту.

Плетение кукол

Объемные фигурки издавна делали родители для своих малышей. Помимо прямого своего назначения в качестве игрушки, кукла наделялась еще и свойствами оберега или лекарственного средства. Так, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти.

красивые фигуры из соломы

По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.

Существовала традиция перед свадьбой делать большие фигуры жениха и невесты и ставить их у ворот при входе во двор. Так как солома символизировала плодородие, то куклы должны были способствовать появлению потомства в семье.

Соломенная кукла "Стригушка"

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

  • Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.
  • Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения.

кукла из соломы

Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Изготовление кукол из соломы

Если вы решили научиться искусству плетения из природного материала, то дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками. Для начала нужно после уборки урожая выйти на пшеничное поле и насобирать длинную солому. Достаточно будет небольшого пучка.

куклы из соломы на выставке

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы.

Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность стола и обрезания краев, чтобы они были ровными. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.

Схема плетения куклы-женщины

Мастер-класс по соломенной кукле начнем с укрепления пучка соломы на каркасе. Можно использовать как проволоку, так и деревянную палочку. На стержень надевается сложенный пополам подготовленный пучок соломы. Оставьте верхнюю часть нетронутой. Это будет голова персонажа. На уровне предполагаемой шеи туго оберните несколько раз влажную соломинку и завяжите узелок сзади. Длинные концы вплетите ниже в корпус туловища.

как делать куклу из соломы

Отдельно на проволоке делают руки. Пучок соломы по краям завязывают, а остальное заплетают косичкой. Между прутьями верхней части туловища, немного ниже шеи, вставьте эту оплетенную проволоку и согните ее руками вниз. Дальше можно либо просто перевязать солому на линии талии, либо создать платье со шлейками через шею. В таком случае на готовую куклу надевается еще один тонкий пучок перегибом вокруг головы. Материал перекрещивается спереди и снова завязывается на уровне талии.

Куклу можно перевязывать тонкими атласными лентами, в основном используются красные. Иногда подбирают канты с вышитым орнаментом. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.

Дальше разберемся, как сделать мужского персонажа.

Как сделать куклу-мальчика

Начало работы напоминает предыдущий вариант. Если вы хотите сделать кукле округлую голову, то можно скатать из соломы шарик и вставить его при сгибании первого пучка. Каркас в данном случае не использовался, так как у мальчика снизу солома будет разделяться на два отдельных пучка для образования ног.

как сделать соломенную куклу мальчика

Когда большой пучок сложили пополам, завяжите прочно на уровне шеи пеньковую нитку или соломинку. Отдельно делают руки, только для мужского персонажа мы не будем плести косичку, а оставим пышные рукава рубашки нетронутыми. Завязывают только края, изображающие кисти рук.

Прямо под данным пучком перевяжите талию. Нижнюю "юбку" разделите пополам и в самом низу каждого пучка перевяжите соломинками, чтобы отделить стопы. В конце подравняйте все срезы ножницами и фигурка мальчика готова!

Обрядовая кукла "Десятиручка"

Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.

кукла из соломы

Каждая рука перевязывалась ленточкой своего цвета и девушка заговаривала ее, чтобы кукла помогала ей в работе. Если вы захотите самостоятельно сделать "Десятиручку", то оберните вокруг туловища нитку крестом, чтобы руки держались крепко и не сдвигались.

Теперь вы знаете, как сделать соломенную куклу. Пробуйте, у вас обязательно получится. Удачи!

Читайте также: