Солнечная пиала легенда кратко
Обновлено: 02.07.2024
Было это в давние - предавние времена. Уже обживали люди берега славного Байкала. А вода в нем была холодная и прозрачная, Широко оно раскинулось. Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Парень он был удалой. Лицом видный, глазами добрый и до дела всякого охочий. Крепко любил он свой край и озеро синее.
Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился, много дней шел Тур. И вот он Байкал – голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке, не останавливался ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду. Осторожно нес ее. Вот и знакомые горы, то самое ущелье. Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Зазвучал в горах ее смех.
Навсегда остались вместе Тур и Гояк. А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой. Люди назвали его Тургояк – в память о славном юноше Туре и красавице Гояк. И еще называют Тургояк младшим братом Байкала.
Легенда о ТАГАНАЕ
«Говорят, в давние – предавние времена на месте нашего края совсем пустынно было – ковыль седой да полынь пахучая. Только ветер с волками на перегонки бегал да пески зазывал. В местах этих жил человек один, Таганаем его звали. Троих сыновей имел. Ишимбай, Сарбай и Селямбай – так их звали. А было у старика Таганая богатства видимо-невидимо. Камешки дорогие, денежки золотые, медные да серебряные – сундуки полнехонькие в потаенном месте запрятаны. Но больше всего дорожил Таганай саблей своей. Не простая была сабля -из метала волшебного, булата. Взмахнет Таганай саблей – ковыль голову седую к земле клонит, у недоброго человека душа от страха захолонет. И еще говорили: будто кто булат имеет – секретом долгой жизни владеет.
Вот и позавидовал этому леший Шурале. Жил он возле поганого болотца, добрых людей в трясину заводил, слушал комариное пение, до которого охотником великим был, да все придумывал: старший сын Таганая жадноват, спит и видит добро отцовское за собой. Вот и подговорил его Шурале: - Старый стал ваш отец. Зачем ему такие сокровища? Поделите с братьями поровну. Я вам место покажу, где сундуки Таганаевы схоронены, а вы мне сабельку его отдадите. Ишимбай согласился. Украл он у отца саблю булатную, отдал Шурале. Пошли за богатством. А Сарбай за ними следит. Открыл Ишимбай сундук отцовский -глаза разбежались. Ишимбай горстями гребет, камешки дорогие да монеты в узел насыпает. Тут и Сарбай подскочил. - Мне половину! – кричит. Тоже узлы вяжет. Железки разные и те прихватил.
Шурале радуется: сыновей с отцом поссорил.
Да радость недолгой была. Таганай как раз с охоты возвращался, сердцем чует – неладно. Огрел коня нагайкой, налетел степным беркутом на Шурале.
Леший от страха в болотце свое – бултых! Таганай погнался за сыновьями, наказать решил. А Ишимбаю с узлами бежать трудно, пот градом льет, камешки дорогие нет- нет да и выпадают. Где изумруд падет – лес зеленый поднимается, где бирюза – озеро голубое засверкает. Слышит Ишимбай горячий топот коня отцовского. Куда деваться? Побросал узлы – на том месте горы выросли. А Ишимбай от стыда сквозь землю провалился.
Рассказывают люди – по сей день, находят в земле черную Ишимбаеву кровь. Нефтью зовут. А Сарбай тоже жадности непомерной был. Бежит задыхается, а добро из рук не выпускает. Так в степях зауральских и дух испустил. Взмахнул Таганай булатом, голубым огнем вспыхнула сабля и пропала. От обиды за неблагодарных сыновей окаменел Таганай, в гору превратился. Да такую высокую, что по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай – подставка луны.
Юрий Подкорытов Легенда об озере ЗЮРАТКУЛЬ
Давным-давно жило на берегах маленького горного озера племя охотников и рыболовов. Один случай пошатнул вековые устои племени.
Родилась в этом племени девочка. Повзрослела и вдруг превратилась в девушку невиданной красоты. Многие охотники хотели взять Амину себе в жены. Даже сам вождь племени, Великий Повелитель гор, могучий богатырь Таганай, который держал на своих плечах ночное солнце – Луну, и тот добивался любви Амины. Но сердце девушки тянулось только к молодому, отважному охотнику Акбулату. Он тоже любил ее и считался первым женихом.
Однажды охотники ушли в горы. Тоскуя по Акбулату, Амимна пришла на берег озера и спустилась к воде. Она наклонилась к воде и застыла в удивлении, увидев прелестную девушку. Сердце девушки возликовало, она стала реже вспоминать Акбулата. Вскоре Амина забыла Юношу и стала с нетерпением ждать возвращение богатыря Таганная, чтобы взобраться на его плечи и осветить ночной мир своей красотой и лучезарным блеском.
«Разве я не прекраснее Луны? Только я одна достойна быть женой Великого Победителя Гор. – внушала она себе, и при этом Амина весело хохотала, воображая, как оттолкнет от себя безусого Акбулата.
Но сердце девушки, возмущенное изменой, вдруг сильно забилось, больно затрепетало, выскользнуло из груди и растворилось в озере. Амина застыла в немом изваянии, а потом превратилась в каменного истукана.
Проплыли тысячелетия. Камень, в который превратилась Амина, рассыпался, и теперь его осколки в виде отдельных острых ребер торчат из земли на Каменном мысу возле старых одиноких лиственниц, в наши дни их именуют Каменной или Безымянной сопкой. Неизменным осталось лишь озеро. Только вода в нем с тех пор стала всегда холодной и кристально чистой. Как вечный укор лучезарной Амине за то, что она охладела к юному Акбулату. И стали это озеро называть Юрак-куль. То есть озеро потерянного сердца или просто сердце-озеро, на дне которого, согласно древней легенде, покоится мятежное сердце красавицы Амины. А уж Зюраткулем оно стало позднее.
Андрей Яншин О ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ
В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем… Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей. Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал.
Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается. Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел.
Влево пошел. И прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть. Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно.
Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь. Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.
Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо — рудами. Ребра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А все прочее — всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.
Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой. И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.
А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал. Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…
Серафима Власова СУЛЕЯ
В Саткинском районе есть хребет Сулея, отдельная гора Сулея, железнодорожная станция с таким же именем. Как и о многих примечательных горах, о Сулее сложены легенды. Они записаны со слов сулеинского татарина по прозвищу Валет.
Пас в горах табуны лошадей старый пастух-башкир. Помогала ему в работе его единственная красавица-дочь. Полюбила она стройного, пригожего, как молодой серебряный месяц, юного джигита-табунщика, такого же бедняка, как она сама. Собиралась девушка выйти за него замуж, но отец и слушать не хотел об этом. А свататься приехал знатный пожилой бай — сытый, чванливый, круглый, как чугунный казан (котел). Богатый привез калым. Обрадовался старый пастух — привалило, наконец, ему счастье, удостоился великой чести быть в родстве с баями. На радостях велел он дочери принести большой глиняный кувшин с кумысом и угостить новоявленного родственника. Узнала девушка про свою беду и уронила от страха кувшин. Разбился хрупкий сосуд, расплескался кумыс по земле.
Там, где он окропил землю своей пеной, появились непросыхаемые болота и мочажины. Горько и долго плакала девушка. В тех местах, где градом пролились ее невинные слезы, сквозь твердые камни пробились бесчисленные горные ключи и тонкими живыми нитями устремились в речные долины. Но отец был непреклонен, и девушка тихо, беззвучно умерла, растворилась в прозрачных ключевых водах. Осознав несчастье, старик долго переживал свою утрату и навсегда покинул эти проклятые аллахом горы, леса и долины.
Этот же пастух по прозвищу Валет пересказал легенду в другом варианте. Жил в горах и пас табуны лошадей старый пастух-башкир. Помогала ему в работе его единственная красавица-дочь по имени Нурия. Полюбила она стройного, пригожего, как молодой серебряный месяц, юного табунщика Салима из соседнего стойбища, такого же бедняка, как она сама. Собиралась Нурия выйти замуж за Салима, но отец и слушать не захотел об этом.
Задумал он найти богатого жениха. И такой вскоре явился. Прослышав о необыкновенной красоте юной Нурии, приехал свататься знатный пожилой бай — черный и корявый, как навозный жук, толстый и круглый, как лесной паук. Богатый привез калым. Обрадовался старый пастух — привалило, наконец, ему счастье, удостоился великой чести быть в родстве с баями. На радостях велел он дочери подать большой глиняный кувшин с кумысом и угостить почтенного бая.
От свалившегося на нее горя Нурия чуть не упала в обморок. Выплеснула она на землю кумыс, а кувшин запрятала глубоко в камни, сказав, что он упал и разбился.
Сильно возмутился отец и прогнал свою непослушную дочь на все четыре стороны. Залилась Нурия горючими слезами и ушла невесть куда в леса и горы, где умерла в одиночестве и печали.
Там, где пролила она свои невинные девичьи слезы, сквозь твердые камни пробились бесчисленные прозрачные горные ключи и тонкими живыми нитями устремились в речные долины. А там, где кумыс промочил землю, появились непросыхаемые болота и мочажины.
Павел Бажов СОЛНЕЧНАЯ ПИАЛА
В далекие времена это было… Раскалило Солнце землю, дождевые тучи к себе забрало. Выгорела степь, пересохли реки и озера. Собрались старики-аксакалы на совет. — Без воды гибнет степь, без степи гибнут отары овец и табуны коней. А Солнце высоко, на облачке сидит, наших слов не слышит, нашего горя не видит. Вышел вперед егет-молодец: — Простите за смелость, почтенные, но позвольте и мне, молодому, слово ска-зать. Много раз я в степи арканом ловил необъезженных кобылиц. Пусть сплетут мне из хвостов жеребят длинный аркан, поймаю я ту тучку, на которой Солнце сидит, все наши обиды выскажу. Заарканил молодой егет тучку, что есть сил к себе тянет. Низко уже спустилась тучка, и видно: словно на пуховой перине спит-храпит на облачке Солнце. Видно, хороший сон видит — улыбается. Большой золотой самовар рядом стоит, остыл совсем. На подносе расписном золотая чашка-пиала стоит, полным-полнехонька. Кричал, кричал егет — не слышит Солнце, похрапывает во сне. Дернул егет аркан — закачалось облачко, упала с подноса золотая чаша. Дернул егет еще раз — упал на бок самовар, полилась вода на землю. Зазеленела степь. Ковыль седые волосы распустил, трава типчак в рост пошла. Даже перекати-поле ожило. В третий раз дернул арканом молодой егет — утянул тучку со спящим Солнцем за вершину большой Зуртау-горы, привязал веревкой крепко-накрепко. С тех пор, говорят, Солнце всегда за вершину Зуртау-горы на ночь прячется, на пуховом облачке до утра отдыхает. С тех пор, говорят, солнечную чашу-пиалу, что на землю упала, озером Касарги называют, круглое-де, как чаша .
Светлана Вдовина ЗАКЛЯТЬЕ КАМЕННОЙ ГОРЫ
Жил в одном селе батыр силы великой. Невеста его жила в соседнем селе. Настал черед свадьбы, и поехал батыр за невестой через Таш-Тау — Каменную гору. Увидел он по дороге змею, греющуюся на камнях, на солнце. Не утерпел, остановил коней и убил ее. А змея, умирая, показала ему свои ноги, в два ряда, шесть пар.
Понимая, что он становится с каждым днем безобразнее, что родственники его уже стыдятся, батыр ушел из дома. Прошел он много сел, городов, стран. Побывал в Индии, Китае, в Тибете у мудрецов. Питался подаянием, носил лохмотья, излечился от гордыни, от жестокости. Научился любви к ближнему, состраданию. Понял сердцем, что каждая травинка, каждая тварь — от Всевышнего. Так он научился любви к Богу. В унижении своем обрел утешение.
Когда почувствовал батыр, что ему осталось мало жить, что подходит его время уходить в Чын тотмыш — Настоящую жизнь, решил он вернуться домой, чтобы быть оплаканным родными и похороненным на родине. Дома его никто не узнал, кроме старой-старой собаки. Стал он жить со скотиной в хлеву, делил с собакой скудную пищу. Было у него время, чтобы исповедаться.
Ожидал батыр назначенного небесами срока с терпением, с молитвой, со страхом и надеждой. Через некоторое время он умер. На звуки собачьего воя вышли во двор отец с матерью и его уже немолодая жена. Лежал он перед ними такой же молодой и красивый, как в день своей свадьбы. Сошло с него заклятье Каменной горы.
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями.
Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горно-заводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, — или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тип проекта: исследовательский проект на тему:
2.1. Современные горожане о легендах прошлого…………………………………………9
2.2. Художественное своеобразие легенд Южного Урала………………………………..9
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми, которые переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Исследовать легенды и предания, связанные с историей Южного Урала, выявив их тематические направления, некоторые художественные особенности.
- Познакомиться с легендами и преданиями Южного Урала.
- Узнать об исследованиях в этой области.
- Выявить, что современные южноуральцы знают о легендах.
- Систематизировать тематические направления наиболее популярных легенд и преданий Южного Урала.
- Определить хронологические рамки возникновения различных легенд родного края.
- Выявить основные моральные качества, актуальные для разных поколений прошлого моих земляков.
- Определить некоторые художественные особенности легенд Южного Урала.
1. Теоретическая часть
1.1. Урал - страна легенд
Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты, ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена.
Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о происхождении Уральских гор.
Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов,змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают горы.(Уральские горы).
Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о происхождении Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.
Древнеуральский эпос – предания, сказки и легенды народов коми, манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных героев.
Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На первом месте, конечно же, медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен и сцен. На втором месте по почитанию – лось. Особое отношение ко многим пушным зверям, птицам и т.д. И еще превеликое множество других богов и богинь с запутанными отношениями и родственными связями, их названия аналогичны, но варьируются у ханты, манси и других угорских народов. Пантеон ничуть не беднее, чем у древних греков или индусов.
У вогулов было особое место, где они поклонялись своим богам. Это гора Мань-Пупунёр – пустынное плато, расположенное на территории республики Коми, среди девственных лесов Северного Урала. На плоской вершине 800-метровой горы стоят высоченные каменные столбы, созданные в течение десятков тысяч лет ветрами и водой, жарой и морозом.
1.2. Легенды Южного Урала
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями и легендами
Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горнозаводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, Землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и других.
Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.
Народ прежде знал, что у каждой горы, у каждого озерца, как у человека, свой характер. Что каждое место на Уральской земле связано с другими, что все пространство вокруг живое, оно дышит, меняется. Не помолишься, не попросишь у ветра помощи, не принесешь жертву — и не будет тебе удачи. Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи — и еще неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если отпустит, то будет ли милостив завтра. Поэтому немудрено, что и названия мест (топонимы, как сегодня говорят ученые) не просто так возникали, не из головы изобретали их наши предки — у природы подслушивали, в сердце вынашивали. Гору назвать — не улицу, в сердце выносить надо имя, родить его, как мать ребенка рождает. Как самые древние названия возникали не ведаем, а отголоском тому — топонимические предания не столь уж далекого времени, последних лет эдак трехсот-пятисот. Их немало, и во всех видна жажда народных сказителей прикоснуться к седой старине, когда человек был с природой одно, нераздельное целое.
Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.
И при этом везде речь идет об одном: не безоглядно ушла чудь под землю — хранит она заповедное сердце своей земли, бережет сердце гор, не позволяет варварам наложить руку на самое сокровенное — ждет, когда настанет час, когда исполнится еще одно древнее предсказание. Тогда выйдет чудь на поверхность и отдаст в руки достойных свои знания, вложит в сердца жаждущих свою мудрость. А сколок этой непреходящей мудрости, один из отсветов ее негаснущих — предания и легенды, из уст в уста передаваемые нашими предками друг другу и до нас дошедшие.
2. Практическая часть
2.1. Современные горожане о легендах прошлого
Что же знают наши горожане о преданиях Южного Урала? Выводы неутешительны: большинство о них даже и не слышали! Вот некоторые результаты интервью.
На вопросы анкеты отвечали учащиеся 7б класса и педагоги нашей школы, а также мои родители и их коллеги (всего 15 человек). В ходе обработки данных получились следующие результаты:
Международный день чая празднуют дважды в год – 21 мая и 15 декабря. В России же есть еще и третий чайный праздник: с 2012 года в третью субботу мая в республике Калмыкия отмечают Хальм Цяягин няр – День калмыцкого чая. Посвящен он народным традициям, но главным его героем, безусловно, является этот удивительный напиток.
Зачем в калмыцкий чай добавляют масло и соль и чем он заслужил отдельный праздник – читайте в нашей статье.
Из чего делают калмыцкий чай
Основу калмыцкого чая, или джомбы, составляет зеленый чай, плотно спрессованный в небольшие бруски. От ароматного кирпичика откалывают кусок, бросают в котел с подогретой водой (примерно 50 г чая на 1 л воды) и доводят до кипения. После добавляют молоко: коровье, овечье, верблюжье, кобылье – чем жирнее, тем лучше. Объем молока должен минимум в два раза превышать объем воды (но также допустимо варить чай на одном только молоке).
В старинных рецептах в состав напитка обязательно входил курдючный жир, но позже его заменили сливочным маслом. Вместо сахара всегда используют соль, также, в зависимости от вкусовых предпочтений и местных обычаев, в чай добавляют лавровый лист, мускатный орех, гвоздику, черный перец или другие специи. Полученную смесь кипятят еще минут 15, а потом процеживают через сито.
В итоге получается крепкий, в меру соленый и острый питательный чайный напиток, больше напоминающий бульон, нежели чай. Пить его принято из керамических пиал, а не из кружек. Пиала джомбы с лепешкой вполне может заменить завтрак.
По старинным калмыцким традициям чай был первым блюдом, которое подавалось гостям. Варили его в их присутствии, потому что даже намек на то, что напиток может оказаться несвежим, считался верхом неуважения. При приготовлении чай помешивали половником строго слева направо, согласно солнечному ходу.
Почему именно молоко и плиточная заварка: история калмыцкого чая
Калмыки – потомки монгольских племен, мигрировавших в конце XVI – начале XVII веков из Джунгарии на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий. Каждый ингредиент калмыцкого чая объясняется специфическим образом жизни кочевников. Прессованный чай удобнее перевозить на дальние расстояния – он занимает меньше места и дольше хранится. Кроме того, о бактерицидном действии зеленого чая было известно с древних времен, поэтому его добавляли в воду и пищу, чтобы сделать их более безопасными. Но сама по себе вода в пустыне – роскошь, так что неудивительно, что для приготовления чая использовали молоко: оно было и доступнее, и калорийнее. По этой же причине в джомбу добавляли жир, ведь пища кочевников должна быть простой, легкой в приготовлении и очень питательной.
Чайные традиции монголы переняли у жителей Тибета. По одной из легенд, чаем с молоком и солью от тяжелой болезни лечили Чже Цонкапу, который был канонизирован как второй Будда. По другой – сам Цонкапа и изобрел этот чай, чтобы поддерживать силы во время долгих постов.
Так или иначе, скорее всего, рецепт джомбы пришел из Тибета. Можно сказать, что это один из древнейших способов чаепития на территории от пустыни Гоби до Волги и Дона. Он широко распространен и среди других монгольских потомков, например бурятов, а также тюркоязычных народов, живущих по соседству, – алтайцев, хакасов, тувинцев. Позже традиции монгольского чаепития были заимствованы соседним русским населением, проживающим на территории Поволжья, а также многими народами Кавказа – адыгами, чеченцами, кумыками и другими.
У каждого народа напиток претерпевал изменения: в традиционный монгольский чай добавлялась мука, а адыги, чтобы предупредить цингу, заваривали джомбу с конским щавелем и кинзой.
Калмыцкий чай в СССР и сегодня
– Очевидный минус любого прессованного чая – то, что невозможно увидеть всю его структуру целиком, только внешнюю часть. Однако маловероятно, что в современном мире, где каждый промах тут же становится общественным достоянием благодаря интернету, производитель решиться экспериментировать с наполнением чайного кирпичика и будет, скажем, использовать откровенно некачественный продукт.
Ни прессовка, ни ее плотность никак не влияют на конечный вкус чая. Свойства напитка зависят только от самого сырья. Поэтому для приготовления калмыцкого чая вполне допустимо использовать и рассыпной зеленый чай, ориентируясь на то же количество граммов, указанное в оригинальных рецептах.
Свойства калмыцкого чая: кому его пить полезно, а кому – лучше воздержаться
Калмыцкий чай, даже в его современной интерпретации, обладает весьма специфическим вкусом. Однако этот напиток сложно недооценить, и, при всех своих особенностях, он обладает массой полезных свойств.
- Благодаря антиоксидантам в составе зеленого чая джомба имеет иммуномодулирующий и противовирусный эффект, ускоряет обменные процессы.
- Йодированная соль помогает восстановить водно-электролитный баланс, благоприятно влияет на нервную систему. Именно поэтому калмыцкий чай хорошо снимает симптомы похмелья.
- Калий в составе молока благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, укрепляет стенки сосудов.
- Горячий напиток с молоком способен увеличивать лактацию. Кроме того, он хорошо согревает после охлаждения.
Особенностью калмыцкого чая является именно сочетание зеленого чая и молока. Последнее не всегда хорошо усваивается взрослым организмом, но благодаря чаю этот процесс происходит легче. Молоко же, в свою очередь, нейтрализует действие кофеина и алкалоидов в составе чайных листьев.
Однако и у калмыцкого чая есть противопоказания:
Калмыцкий чай относится к тем напиткам, которые либо нравятся, либо нет. Вот вам, например, он нравится?
Спасибо автору за интересный рассказ!
Молочный чай с солью издавна был одним из любимых блюд у кочевых народов Великой степи.
В России,особенно на юге европ.части страны,этот напиток стал известен как калмыцкий чай,наверное,с приходом сюда ойра́тов (предков калмыков) из зап.Монголии в нач.17 в.
В старину было много рецептов калм. чая.
Например,варили т.н.чаи-супы,с баран.рёбрышками или пельменями (бёригами),с пассеров. мукой или выжарками и т.д.
В готовый чай добавляли бараний (курдючный) жир,сейчас это слив.масло, и какую-нибудь специю - молот. чёрн. перец или стружку мускат. ореха,лавр.лист или бутон гвоздики.А гурманы кладут горошинки душистого перца, утверждая,что в нём сочетаются вкусы и ароматы всех ост.специй.
Как отмечено,с тех давних пор и по наст. время калм. чай популярен в Поволжье,на Дону,Кубани,Сев.Кавказе.
Так,в Дагестане калм.чай - любимый напиток у многих народов Страны гор.Его варят дома,подают в кафе и ресторанах.Ему посвящены стихи,пословицы,даже песня есть "Калм.чай" (на кумыкском яз.).
А к примеру,в Краснодаре, в чайных-травных вам даже предложат самим сварить этот вкусный,сытный золотистый напиток.
В Казани,в сети кафе с горской кухней в меню всегда есть калм.чай.
С годами уже сложился современный,ставший классическим рецепт-лайт. В подсоленную воду бросают смесь пресс.зелёного и чёрн.байхового чая,доводят до кипения,вливают молоко и также доводят до кипения,варят минуты две и снимают с огня.Если молоко нежирное,добавляют слив масло и хорошо перемешивают,дают отстояться.Чай готов,можно угощать гостей,специи подаются отдельно.
Читайте также: