Сохранение светской доминанты в культуре петербурга в 1725 1761 гг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Совершить виртуальное путешествие в Санкт-Петербург после
Петра Первого, чтобы узнать, кто правил Российской империей и
Справедливо или нет утверждение о том, что история
Санкт-Петербурга отражает историю дворцовых
переворотов в России?

3. План

4. Новой столице быть!

Екатерина I
1725-1727
Власть при Екатерине 1
сосредоточил князь и
фельдмаршал Меншиков, а
также Верховный Тайный
Совет. Екатерина же была
полностью удовлетворена
ролью первой хозяйки
Царского Села, полагаясь в
вопросах управления
государством на своих
советников. Её интересовали
лишь дела флота — любовь
Петра к морю коснулась и её.

5. Столица - Москва 1727-1730 гг.

6. Петр II

Петр II ( 1715 - 1730 г. ) с
детских лет круглый сирота:
26 июня 1718 года был
казнен его отец, царевич
Алексей Петрович. Мать
умерла еще раньше. Петр
Великий совершенно не
интересовался занятиями
внука и не рассматривал его
в качестве возможного
наследника престола. Он
крайне неодобрительно
относился к семейству своей
первой жены, Евдокии
Лопухиной.

9. Дочь царя Ивана V Алексеевича, племянница Петра I. Возведена на престол Верховным тайным советом. Фактически при ней правила придворная нем

10. Возвращение столицы в Санкт-Петербург (1730)

Анна I Иоанновна
1730-1740
• Указом императрицы Анны
Иоановны Сенату в 1731 года
предписывалось учредить
кадетский корпус. Под его
размещение был передан
Меншиковский дворец на
Васильевском острове.
• Иоановский равелин
Петропавловской крепости.
• Конюшенная площадь.
Большая и Малая
Конюшенные улицы.
Конюшенный мост.

11. Иоановский равелин Петропавловской крепости

12. Конюшенная площадь

Правительственная деятельность при
Анне Иоанновне в целом была
направлена на продолжение курса
Петра I. Сама императрица мало
занималась государственными
делами, она была поглощена
мелочами придворной жизни,
возложив управление страной на
своих советников, в основном немцев.
Наибольшим влиянием пользовался
Бирон, который вмешивался во все
дела управления страной.

Новая императрица очень любила пышные
приёмы, балы, маскарады. Эпоха правления
Анны Иоанновны славна катастрофическим
безденежьем. Денег не хватало ни на что,
кроме императорских развлечений и
прокорма царского двора.

Императрица была
суеверна,
забавлялась
стрельбой по
птицам (причём
судя по отзывам
современников и
иностранных
дипломатов —
стреляла очень
точно, что для
русской женщины
того времени
необычно), любила
яркие наряды.

Утро
Анны
Иоанновн
ы.
Она любила быть в курсе всех
сплетен, личной жизни
подданных, собирала вокруг себя
много шутов и болтушек, которые
потешали её.

Анна была подчеркнуто набожна, суеверна,
проявляла заботу об укреплении православия.
При ней были открыты новые духовные
семинарии, начата постройка Казанского
собора.

20. В 1737 г. открылась первая балетная школа.

• История русского балета
начинается с 1737 года.
Именно тогда, благодаря
прошению господина
Ланде, появилась первая в
России школа балетного
искусства — известная
ныне на весь мир СанктПетербургская Академия
танца имени Агриппины
Яковлевны Вагановой.

Елизавета I
Российская императрица,
младшая дочь Петра
I и Екатерины I,
рождённая за два года до
их вступления в брак.

25. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в СПб. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744. Худ. Л.Ф. Бонштедт. (По рисунку М. И. Махаева).

Загородный дом
Бестужева-Рюмина
на Каменном
острове. Гравюра
по рисунку М.
Махаева. 1753
Эрмитаж на
Каменном
острове.
Гравюра по
рисунку М.
Махаева. 1754

Именно в годы правления Елизаветы Петровны появился
Аничков дворец, Строгановский и Шереметьевский дворцы,
Смольный и Никольский соборы, дворец канцлера
Воронцова. Главным архитектором той эпохи, безусловно,
являлся Бартоломео Франческо (Варфоломей) Растрелли,
сын Бартоломео Карло Растрелли.
Аничков дворец.
Архитектор Ф.
Растрелли.
Подарок тайному мужу
императрицы Разумовскому.

28. Зимний дворец. Архитектор Ф. Растрелли.

29. Строгановский дворец

30. Шереметьевский дворец

31. Смольный монастырь. Архитектор Ф. Растрелли.

32. В 1756 году был основан Артиллерийский музей.

33. В 1756 г. родился драматический театр.

Сумароков –
драматург.
Фёдор Григо́рьевич
Во́лков (1729—1763) —
русский актёр и
театральный деятель.
Считается основателем
русского театра.

Елизаветинская эпоха
отличалась проведением
маскарадов и балов, о них писали
современники, что не было более
красивого и пышного двора, чем
при Елизавете. Главным
украшением маскарадов и балов
были дамы, на которых сверкало
несметное количество
брильянтов.
Иногда праздники соединялись с
различными затеями. Например, под Новый
1751 год был устроен великолепный
цветник, освещённый 300-стами свечами,
они представляли собой великолепную
композицию.
Парадный наряд императрицы
Елизаветы Петровны. Пушкин.

Иногда праздники соединялись с
различными затеями. Например, под
Новый 1751 год был устроен
великолепный цветник, освещённый 300стами свечами, они представляли собой
великолепную композицию.
Парадный наряд императрицы
Елизаветы Петровны. Пушкин.
Танцуя до упаду и подвергаясь сильной испарине вследствие
преждевременной полноты, императрица иногда по три раза меняла
платье во время одного бала. В 1753 году во время пожара в одном
из ее московских дворцов сгорело 4000 платьев, однако после ее
смерти в ее гардеробах их осталось еще 15 000, а кроме того, два
сундука шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков
французских материй.

В Елизаветинскую была запрещена быстрая
езда, а езда в упряжке из нескольких
лошадей разрешалась только послам или
выезжающим из города надолго.
Петербург в годы правления Елизавекты
получил большое развитие: стал красивее,
чище, образованнее.
Елизавета пришла к власти на волне патриотической
борьбы с немцами, но вот парадокс — оставила своим
преемником Петра-Ульриха, будущего императора
ПетраIII, люто ненавидевшего всё русское. Правда, та же
Елизавета сумела выбрать своему преемнику в жёны
такую немку, которая искренне захотела и смогла стать
русской. Екатерина Великая — это тоже наследство
Елизаветы.

Пётр III
1762г.
Внук Петра I и Екатерины 1, сын цесаревны Анны Петровны
и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха.

Здание Академии
наук
со стороны Невы.
Эрмитаж: в 1767 г.
достраиваются
Дворцовый мостик
и набережная.

В 1773 году появилось
потрясающее украшение не
только Летнего сада,
но и всего города – ажурная
прекрасная решётка
архитектора Юрия Фельтена.

44. В 1783 году в Санкт-Петербурге открылся Мариинский театр, прославившийся в XIX веке придворным балетом. Первоначально театр назывался Большой

47. ПА́ВЛОВСК. При Павле I — его резиденция. Основан в 1777году.

Справедливо или нет утверждение о
том, что история Санкт-Петербурга
отражает историю дворцовых
переворотов в России?
Приведите доказательство вашего мнения.

5. Возглавил актёрскую труппу первого Русского театра.
6. Стал первым российским академиком.
Физик, химик, литератор.
Автор программы обучения в
Московском университете, возродил
искусство мозаики и смальты.
7. Назовите сооружения, спроектированные в нашем
городе Франческо Растрелли.

8.
При какой императрице в нашем городе появился
первый памятник Петру 1?
Елизавете Петровне
Екатерине Второй
Анне Иоановне.
9. В каком году был открыт первый театр в нашем
городе?
1727, 1783 1782
10. Имя архитектора создавшего решетку для
Летнего сада:
Растрелли
Чевакинский
Фельтен.
11. Эрмитаж появился при:
Екатерине Второй
Екатерине 1
Елизавете Петровне

1. Сохранение светской доминанты в культуре Санкт-Петербурга в 1725–1761 гг.

2. Развитие градостроительных начал петровского Петербурга в 1725–1761 гг.

4. Станковая живопись середины XVIII века.

5. Монументально-декоративная живопись середины XVIII века.

В общем контексте создавшегося в новой столице нового типа культуры начинается разработка и преподавание философии. Назовите и охарактеризуйте первые философские работы, расскажите о первых шагах в преподавании философии как светской науки.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Перечислите основные из них, определите их значение для развития светской системы образования в Санкт-Петербурге.

Важнейшими факторами развития светской науки стали открытие и функционирование в Санкт-Петербурге Академии наук (1725) и многогранная деятельность первого русского профессора, гениального ученого М. В. Ломоносова.

Изучаемый период в культуре отмечен возникновением новой русской литературы. Проанализируйте творчество А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.

Завершить рассмотрение первого вопроса следует рассказом об учреждении в 1756 г. в Санкт-Петербурге первого российского профессионального театра.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на то, что уже в 1720-е годы большое значение приобретает самостоятельное творчество первых русских архитекторов М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова. Каждый из них оставил след в разных видах архитектурной деятельности. Проанализируйте творчество этих архитекторов как важный этап в развитии нового стиля середины столетия.

Отвечая на четвертый вопрос, следует выделить особенности развития русского искусства середины столетия, акцентируя внимание на том, что ведущие художники (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов) формировались и обретали зрелость как истинно русские мастера, с чисто русским пониманием образа, с почтением к отечественной изобразительной традиции, с мировоззрением русского человека. Особенности русского искусства рассматриваемого периода, можно выявить, проанализировав творческое наследие одного их мастеров. Например, творчество И. Я. Вишнякова можно охарактеризовать как сплав старых русских традиций и принципов нового для России общеевропейского искусства, процесс закрепления национального своеобразия и освоения общеевропейского живописно-пластического языка. Анализируя значение И. Я. Вишнякова в русском искусстве, следует сказать, что он сконцентрировал то, что было в творчестве других художников его времени: общность мироощущения, высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами общеевропейского искусства.

К сфере монументально-декоративной живописи следует отнести и отечественную мозаику середины столетия, производство которой связано с именем М. В. Ломоносова. Расскажите о создании первой мозаичной фабрики в Усть-Рудице под Петербургом и о мозаичных панно М. В. Ломоносова.

1. Сохранение светской доминанты в культуре Санкт-Петербурга в 1725–1761 гг.

2. Развитие градостроительных начал петровского Петербурга в 1725–1761 гг.

4. Станковая живопись середины XVIII века.

5. Монументально-декоративная живопись середины XVIII века.

В общем контексте создавшегося в новой столице нового типа культуры начинается разработка и преподавание философии. Назовите и охарактеризуйте первые философские работы, расскажите о первых шагах в преподавании философии как светской науки.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Перечислите основные из них, определите их значение для развития светской системы образования в Санкт-Петербурге.

Важнейшими факторами развития светской науки стали открытие и функционирование в Санкт-Петербурге Академии наук (1725) и многогранная деятельность первого русского профессора, гениального ученого М. В. Ломоносова.

Изучаемый период в культуре отмечен возникновением новой русской литературы. Проанализируйте творчество А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.

Завершить рассмотрение первого вопроса следует рассказом об учреждении в 1756 г. в Санкт-Петербурге первого российского профессионального театра.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на то, что уже в 1720-е годы большое значение приобретает самостоятельное творчество первых русских архитекторов М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова. Каждый из них оставил след в разных видах архитектурной деятельности. Проанализируйте творчество этих архитекторов как важный этап в развитии нового стиля середины столетия.

Отвечая на четвертый вопрос, следует выделить особенности развития русского искусства середины столетия, акцентируя внимание на том, что ведущие художники (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов) формировались и обретали зрелость как истинно русские мастера, с чисто русским пониманием образа, с почтением к отечественной изобразительной традиции, с мировоззрением русского человека. Особенности русского искусства рассматриваемого периода, можно выявить, проанализировав творческое наследие одного их мастеров. Например, творчество И. Я. Вишнякова можно охарактеризовать как сплав старых русских традиций и принципов нового для России общеевропейского искусства, процесс закрепления национального своеобразия и освоения общеевропейского живописно-пластического языка. Анализируя значение И. Я. Вишнякова в русском искусстве, следует сказать, что он сконцентрировал то, что было в творчестве других художников его времени: общность мироощущения, высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами общеевропейского искусства.

К сфере монументально-декоративной живописи следует отнести и отечественную мозаику середины столетия, производство которой связано с именем М. В. Ломоносова. Расскажите о создании первой мозаичной фабрики в Усть-Рудице под Петербургом и о мозаичных панно М. В. Ломоносова.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Преодоление антипетербургской оппозиции после смерти Петра I и Екатерины I. Влияние Просвещения на развитие петербургской культуры. Политика Елизаветы Петровны в сфере культуры как определяющий фактор в формировании духовного облика столицы самодержавного государства. Идеологическая, психологическая, эстетическая оппозиция Москвы петербургскому европеизму и вызревание славянофильской концепции. Строительство города в соответствии с принципами, заложенными Петром I. Развитие ансамблевого принципа застройки города и разностороннее включение скульптуры в архитектурный пейзаж.

Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

Роль Екатерины II в формировании духовного облика Санкт-Петербурга. Екатерина II как государь, личность, представитель эпохи Просвещения.

Утверждение классицизма как господствующего принципа художественной культуры, соответствующего рационалистически-просветительской установке российского абсолютизма. Создание Академии художеств и ее регламентирующая роль в художественной жизни столицы. Эстетический потенциал столичной культуры.

Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге. Проблема воспитания человека нового типа и система образования. Развитие издательского и книготоргового дела, журналистики, библиотек. Значение сатиры в литературе и драматургии. Становление музыкальной культуры. Влияние идеалов Просвещения на развитие русской культуры и роль Екатерины Великой.

Возникновение духовного бицентризма России в начале XIX столетия как результат конфронтации Москвы и Петербурга в конце XVIII века.

Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург

Характерные особенности петербургской культуры первой половины XIX века. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского Просвещения и ее развитие в сферах науки, образования, искусства. Основание Царскосельского лицея, возрождение Университета, развитие гимназического и высшего педагогического образования. Формирование социального слоя петербургской интеллигенции и ее деятельность в различных сферах культуры. Место и роль женщины в культуре Петербурга. Образ женщины в литературе и искусстве Петербурга.

Идеология и деятельность декабристов как порождение политической культуры Петербурга. Романтизм в русской культуре первой трети XIX века и его особенности в Петербурге и в Москве. Переход от романтических позиций к реалистическим при сохранении высокого значения эстетических ценностей в искусстве и в повседневной жизни города.

Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского

Влияние научно-технического прогресса и обострившихся социальных противоречий на динамику столичной культуры. Отражение этих противоречий в творчестве Ф. Достоевского, мучительный поиск способов их разрешения. Полифоничность и диалогизм его творчества (М. Бахтин) как отражение духовного строя петербургской культуры.

Развитие научной мысли. Приоритет естественных и технических наук как отражение растущих потребностей промышленности. Периодическая система элементов Д. Менделеева — ярчайшее проявление единства рационального и эстетического. Уровень культуры производства, определяющийся связью функциональных, конструктивных и эстетических критериев. Влияние позитивизма на философскую и эстетическую мысль Петербурга. Ограниченность позитивистского движения в России по сравнению с Западной Европой.

Развитие журналистики, издательского дела, книготорговли, библиотек. Переводы произведений европейских мыслителей, ученых, писателей на русский язык. Значение сатиры в петербургской литературе, драматургии, журналистике, изобразительном искусстве. Продолжение гоголевской традиции.

Отражение спора о Петербурге в общественной мысли и в искусстве.

Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций

Дальнейшее технико-технологическое совершенствование петербургской промышленности. Научное и эстетическое обеспечение этого процесса. Достижения естественных и технических наук и дальнейшее развитие русского дизайна. Национальное преломление европейского научно-технического прогресса. Первая мировая война, нарушившая естественный ход эволюции культуры города в данном направлении.

Строительство в городе и проблема сохранения или изменения его архитектурного облика. Верность традиции ансамблевости в художественном мышлении и новаторство. Особенности петербургского модерна; неоклассицизм и зарождение конструктивизма.

Углубление культурных связей с Западной Европой и одновременно возникновение интереса к Востоку. Развитие научного востоковедения в Петербурге и восточная ориентация в разных областях художественного творчества.

Особенности социокультурного процесса в Петербурге–Петрограде и в Москве (до и после возвращения ей статуса столицы).

Художественное самосознание города — его воплощение в литературе, графике, живописи, фотоискусстве и нарождающемся кинематографе. Появление научного петербурговедения как теоретического самопознания города.

Стиль петербургской культуры как всепроникающая эстетически значимая структура мировосприятия, мышления, творчества и поведения.

Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти

Зависимость нового городского строительства от этой политики и эстетического диктата вождей (сталинский неоклассицизм и хрущевский функционализм). Нарастающий разрыв между городским центром и спальными районами. Отражение этих противоречий в строительстве ленинградского метрополитена.

Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга

Превращение петербургского краеведения в культуроведение. Создание серии организаций и добровольных обществ, деятельность которых посвящена изучению города, восстановлению его роли в отечественной культуре, преподаванию истории Санкт-Петербурга в гимназиях и специализированных университетах.

Основные препятствия на пути возрождения Петербурга. Экономические трудности, общие для всей страны. Непонимание руководителями города и государства действительной роли Петербурга в истории отечественной культуры. Предвзятое отношение к культуре как результат многолетней пролетаризации населения города и воспитания презрения к интеллигенции. Празднование 300-летия города как стимул к преодолению этих препятствий и освобождению духовной энергии его жителей для восстановления места Петербурга в российской культуре.

Санкт-Петербург как центр российского и мирового туризма. Необходимость дальнейшего продвижения культурного наследия Санкт-Петербурга на рынке туристских услуг. Включение города в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вопросы для обсуждения:

Уникальность природно-географического положения Санкт-Петербурга.

Общая характеристика динамики населения города.

Периодизация культуры Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург как промышленный, торговый, культурный центр, центр российского и мирового туризма.

ТЕМА 2. ОСНОВАНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРОДА (1703–1725)

Вопросы для обсуждения:

Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.

Строительство Санкт-Петербурга (1703–1725).

Утверждение светских начал в русской живописи петровского Петербурга.

Становление в Санкт-Петербурге светской скульптуры.

Музыкальная жизнь города.

ТЕМА 3. КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА В ПОСЛЕ ПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА (1725–1761)

Вопросы для обсуждения:

Сохранение светской доминанты в культуре Петербурга в 1725–1761 годах.

Развитие градостроительных начал петровского Петербурга в 1725–1761 годах.

Станковая живопись середины XVIII века.

Монументально-декоративная живопись середины XVIII века.

ТЕМА 4. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА — РОССИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Вопросы для обсуждения:

Особенности российского Просвещения.

Становление в Петербурге духовной культуры просветительского типа.

Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения.

Открытия литературы Санкт-Петербурга последней трети XVIII века.

Развитие изобразительного искусства в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века.

Расцвет отечественной скульптуры во второй половине XVIII века.

Рождение русской композиторской школы.

ТЕМА 5. ПЕТЕРБУРГ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА — ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ

Вопросы для обсуждения:

Типологические особенности культуры Петербурга 1-й пол. XIX века.

Реализация потенциала просвещения в петербургской культуре.

Рождение нового типа россиянина — русского интеллигента.

Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.

Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль ампир в градостроении и архитектуре Петербурга первой половины XIX века.

ТЕМА 6. ПЕТЕРБУРГ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА — ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

Вопросы для обсуждения:

Особенности культуры Петербурга 2-й. пол. XIX века.

Отражение особенностей петербургской культуры в творчестве Ф. М. Достоевского.

Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Интеллигент-разночинец.

Специфика художественной культуры Петербурга Достоевского.

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА–ПЕТРОГРАДА НАЧАЛА ХХ В. — ЭПОХА ТРЕХ РЕВОЛЮЦИЙ

Вопросы для обсуждения:

Исторические предпосылки развития культуры рубежа веков.

Общая характеристика культуры рубежа веков.

Особенности общественного сознания как одна из предпосылок развития культуры.

Новые тенденции в художественной культуре.

Литературная жизнь предреволюционного Петербурга–Петрограда.

Облик Петербурга рубежа XIX–ХХ веков, градостроительные тенденции, стиль модерн в архитектуре.

ТЕМА 8. КУЛЬТУРА ПЕТРОГРАДА–ЛЕНИНГРАДА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Вопросы для обсуждения:

Влияние революционных событий на культуру города. Перенос столицы в Москву.

Характеристика новых тенденций, появившихся в культуре в связи с изменением общественного строя.

Сохранение в Ленинграде в 1920-е годы петербургских традиций и стиля петербургской культуры.

Культурная жизнь города в годы Великой отечественной войны и блокады (1941–1945).

Восстановление города и культурная жизнь Ленинграда в 1950–1980-х годах.

ТЕМА 9. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вопросы для обсуждения :

Основные тенденции развития культуры Санкт-Петербурга на современном этапе.

Строительство и архитектура: новации и проблема сохранения традиций.

Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.

Театральная жизнь города.

Музыкальная жизнь города.

Праздничная культура Санкт-Петербурга.

Петербург и петербуржцы.

Похожие документы:

Учебно-методический комплекс (98)

. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине по выбору Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста) для студентов не библиотечных специальностей вузов культуры .

Учебно-методический комплекс (279)

. Пермь 2009 Составитель: Е.Н. Кислицина, канд. пед. наук, доцент Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации специальности 071201 .

По направлению подготовки 080100

1. Сохранение светской доминанты в культуре Санкт-Петербурга в 1725–1761 гг.

2. Развитие градостроительных начал петровского Петербурга в 1725–1761 гг.

4. Станковая живопись середины XVIII века.

5. Монументально-декоративная живопись середины XVIII века.

В общем контексте создавшегося в новой столице нового типа культуры начинается разработка и преподавание философии. Назовите и охарактеризуйте первые философские работы, расскажите о первых шагах в преподавании философии как светской науки.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Перечислите основные из них, определите их значение для развития светской системы образования в Санкт-Петербурге.

Важнейшими факторами развития светской науки стали открытие и функционирование в Санкт-Петербурге Академии наук (1725) и многогранная деятельность первого русского профессора, гениального ученого М. В. Ломоносова.

Изучаемый период в культуре отмечен возникновением новой русской литературы. Проанализируйте творчество А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.

Завершить рассмотрение первого вопроса следует рассказом об учреждении в 1756 г. в Санкт-Петербурге первого российского профессионального театра.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на то, что уже в 1720-е годы большое значение приобретает самостоятельное творчество первых русских архитекторов М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова. Каждый из них оставил след в разных видах архитектурной деятельности. Проанализируйте творчество этих архитекторов как важный этап в развитии нового стиля середины столетия.

Отвечая на четвертый вопрос, следует выделить особенности развития русского искусства середины столетия, акцентируя внимание на том, что ведущие художники (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов) формировались и обретали зрелость как истинно русские мастера, с чисто русским пониманием образа, с почтением к отечественной изобразительной традиции, с мировоззрением русского человека. Особенности русского искусства рассматриваемого периода, можно выявить, проанализировав творческое наследие одного их мастеров. Например, творчество И. Я. Вишнякова можно охарактеризовать как сплав старых русских традиций и принципов нового для России общеевропейского искусства, процесс закрепления национального своеобразия и освоения общеевропейского живописно-пластического языка. Анализируя значение И. Я. Вишнякова в русском искусстве, следует сказать, что он сконцентрировал то, что было в творчестве других художников его времени: общность мироощущения, высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами общеевропейского искусства.

К сфере монументально-декоративной живописи следует отнести и отечественную мозаику середины столетия, производство которой связано с именем М. В. Ломоносова. Расскажите о создании первой мозаичной фабрики в Усть-Рудице под Петербургом и о мозаичных панно М. В. Ломоносова.

Читайте также: