Сохранение и переработка античного наследия кратко

Обновлено: 16.05.2024

Многие римские города были разрушены, а их руины превратились в каменоломни для окрестных жителей. Писатель V века сокрушался:

Но погибшая от рук варваров античная цивилизация не исчезла бесследно: оставались люди, хранившие мудрость греко-римского мира.

Одним из них был ученый и писатель VI века Боэций, живший в захваченной варварами Италии. Он происходил из знатного римского рода и был приближенным короля Теодориха.

Боэций был одним из самых уважаемых учителей Средневековья. Он написал первые средневековые учебники по арифметике, музыке, астрономии, геометрии. Боэций в своих трудах стремился в доступной форме донести до людей Средневековья достижения античной культуры.

Будучи христианином, он переводил и комментировал произведения великих философов языческой древности Платона и Аристотеля.

Самому ученому судьба приготовила тяжелые испытания. По ложному доносу он был заточен в темницу и подвергнут мучительной казни. Казнив Боэция и его родственника и единомышленника Симмаха, Теодорих в глубине души признавал несправедливость своего поступка.

Однажды во время трапезы ему подали огромную рыбу, голова которой напомнила ему Симмаха. Короля охватил ужас, он заболел и вскоре умер.

Постепенно варвары восприняли развитую культуру Римской империи, остатки которой были еще живы. Латынь оставалась языком, на котором говорили и писали книги ученые, а священники проводили богослужение.

Наследие античной культуры и его ценность для современного общества

Под наследием античной культуры стоит понимать все, что оставили нам предки, жившие в период античности, а также все, что можно считать культурными достижениями той эпохи. Это очень важно определить сразу, поскольку речь здесь будет идти именно об этих достижениях в разных культурных сферах: в архитектуре, литературе, скульптуре, а также в науке. Какое же наследие античности имеет сегодня человечество и какова его роль для современных людей?

Архитектурное наследие

В настоящее время известны несколько античных цивилизаций, и все они оставили свои следы, их можно увидеть и по сей день. В первую очередь речь идет о множестве архитектурных объектов. Они сохранились преимущественно на территории южной Европы и Азии, там, где были Древняя Греция, Древний Рим, Македония, Персия, Вавилон и другие государства. Даже сейчас можно посмотреть на эти объекты, разнообразие в их формах, планировки помещений и, конечно же, обратить внимание на формы и декорации.

Но важно даже не столько то, что это памятники античности, сколько то, как эти идеи трансформировались в современной архитектуре. Если здание украшено колоннами, например, то смело можно сказать, что этот элемент заимствован из античной архитектуры. То же самое и со стилизованными фасадами, стадионами-колизеями и другими постройками – множество элементов трансформировались из античных в современные, а другие были переняты дважды, первый раз в эпоху Возрождения, второй – сейчас.

Античных памятников скульптуры также крайне много. Это как сохранившиеся целиком образцы, так и неполные скульптурные композиции. Все античные скульптуры для той эпохи были огромным культурным прорывом, а сейчас они ценятся как достояние. Чем же привлекателен именно этот вид искусства? В первую очередь совершенством форм. Это удивительно, но вспомнив древнегреческие скульптуры, например, бюсты, можно отметить сходство черт лица и пропорций. Античные скульптуры очень точны в исполнении, это довольно тонкая работа, причем даже современные профессионалы могут выполнить с помощью дополнительных приспособлений и долгого моделирования. Античные же мастера выполняли их только с опорой на свои умения.

Скульптура сегодня многое переняла из античного прошлого. Это и сами формы, и материалы, и методы выполнения. Именно античная скульптура считается одной из самых прогрессивных, она же является классической, потому как все ее известные образцы не имеют аналогов и выполнены крайне точно.

Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. В основном литература мифологична, что позволяет многое узнать о верованиях в античном обществе.

Литературных произведений в большем количестве дошло из Древней Греции и Древнего Рима. Здесь можно оценить поэтический слог того времени – гегсаметр. Такие поэтические произведения на оригинальном языке можно спеть, а при долгом пении возникает чувство погружения в транс. Не до конца понятно, как именно это делали предки, потому что в истории ничего подобного даже на античных языках написано не было.

Что касается письменности, то самой интересной можно назвать не латынь, хотя она по сей день употребляется, а клинопись. Это письменность в Древнем Вавилоне и у шумер, открытие ее поразило мир.

Античность – время и научных открытий. Наследием можно считать знания геометрии, математики, некоторых физических и химических законов. Также в науку были привнесены многие изобретения, такие как система водоснабжения и орошения. Впечатляют географические и астрономические открытия античности.

Античная наука была толчком к развитию всех цивилизаций. До сих пор многие научные сведения, полученные в то время, можно назвать бесценными. Также множество механизмов и изобретений, открытых в то время, используются и по сей день, и лишь немного они были усовершенствованы.

Культура античности оказала значительное влияние на развитие Европы и всего современного мира. В ней находятся истоки европейской цивилизации.

Примеры наследия античной культуры

Древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Аристотель стали основоположниками современной науки. Одним из крупнейших ученых является Пифагор, ставивший число в основу мироздания и сделавший много открытий в математике и геометрии. Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит изобретение системы меридианов и параллелей.

В архитектуре и строительной технике европейцев используется кирпич, строительный элемент римлян. На основе архитектуры базилик возводились церкви и общественные здания в романском стиле. В начале XI века с использованием античной техники создавались церковные витражи, мозайки, стены украшались росписью.

Изобразительное искусство античности основано на утверждении гармонии и красоты человека и природы. К периоду античности принадлежат скульптуры "Венера Милосская", "Ника Самофракийская", а также "Колосс Родосский" - одно из чудес света.

Ценность античной культуры для современного общества

Государства Западной Европы осваивали наследие античности благодаря древнеримским авторам и латинским переводам древнегреческих авторов. На страны Восточной Европы античная культура оказывала влияние благодаря связям с Византией. С VIII века, когда труды Аристотеля были переведены на сирийский язык, а в IX веке работы греческих ученых и философов – на арабский, традиции античности получили распространение и в восточных государствах. После принятия христианства рукописи древнегреческих авторов были переведены на славянские языки. При Ярославе Мудром собирались и переводились труды античных авторов по истории и философии, о сотворении мира, о животных, растениях и камнях. К XVI веку на Руси уже были известны: Гомер, Цицерон, греческая мифология.

Достижения античности ценились и в средние века, и в эпоху Возрождения. Основой европейского образования было изучение латинского и греческого языков. Любой образованный европеец хорошо знал постулаты авторов античности.

Немецкие философы XVIII-XIX веков преклонялись перед эстетическим совершенством и величием Древней Греции, признавали вечную драгоценность греческого классического искусства. Представители российской интеллигенции также признавали всемирно-историческую ценность культуры античности.

Ф. Энгельс говорил, что Греция и Рим заложили фундамент, без которого не существовало бы современной европейской цивилизации. Чтобы понять основные закономерности дальнейшего развития европейских государств необходимо изучать античность.

Фраза Достоевского "красота спасет мир" отражает роль наследия античности для современного общества. В мире, где идет борьба за нравственность и духовность, античная культура, являясь объектом эстетического наслаждения, продолжает волновать людей. Искусство Древней Греции и Древнего Рима живо, оно формирует духовный мир человека, его ценности. Без наследия античности дальнейшее развитие человечества представить невозможно.

Старостин Д.Н. Античное наследие в раннем средневековье: пример реформы календаря // Вестник древней истории. 2008. №1. С. 174-184.

Античное наследие в раннем средневековье: пример реформы календаря

Каролингское возрождение - период широкого распространения грамотности и развития культуры, пришедшийся на правление первых франкских королей этой династии. Обращение к античному наследию было неотъемлемой частью этого процесса, и именно тогда оно приобрело другое значение по сравнению с тем, которое наблюдалось в период, непосредственно последовавший за падением Римской империи в 476 г. В каролингскую эпоху знание перестало быть привилегией отдельных образованных людей: в это время короли предприняли ряд мер для поднятия уровня образованности своих подданных, особенно священнослужителей. Примером этому может служить Admonitio generalis, капитулярий Карла Великого. Особенности сохранения античной культуры и адаптации ее наследия к новым историческим реалиям являются вопросом, от ответа на который зависит наше понимание процесса перехода от античности к средним векам. Одним из примеров того, как античная культура была приспособлена к нуждам средневековой Европы, стал процесс преобразования римского календаря, который и заложил основы нашей современной системы исчисления времени. Эта тема актуальна и сейчас, когда новые исследования показали, как можно по-новому посмотреть на целый ряд проблем истории культуры путем выявления изменений в ритмах жизни, отражавшихся в календарях. В нашем случае рассмотрим вопрос об адаптации античного календаря к условиям средневековья.

Для начала сделаем краткий экскурс в античную иконографию времен года, которая является главным источником представлений о времени, характерных для большинства населения Римской империи. С одной стороны, изображения месяцев были связаны прежде всего с официальными языческими культами: месяцы Юпитера, Венеры или Цереры - именно такие истолкования можно дать некоторым изображениям[3]. Мозаики Северной Африки, например, в Эль-Джеме (начало III в.), изображают ритуалы, сопутствовавшие празднованию этих и других официальных римских культов[4]. В Италии, где политические символы римского владычества принимались в первую очередь, выбитые на камнях календари соединяли официальный год из двенадцати месяцев с циклами сельскохозяйственной жизни. Они упоминали рядом с названием месяца знак зодиака, основной праздник и работы крестьян[5].

Описание Теодульфа показывает, что увиденная им иконография соответствует позднеантичным традициям. Он описывает изображения месяцев в виде человеческих фигур, которые дополняются четырьмя временами года, представляющими годичный сельскохозяйственный цикл. Зерновые культуры летом, виноград осенью, ловля птиц зимой. Подобные изображения можно найти в календаре из монастыря Райхенау, где традиции позднеантичной иконографии выражены очень сильно. Так, большинство изображений содержат знак зодиака и фигуру человека, чьи одежда и поза дают представление о времени года. В этих изображениях уже нет ритуального поклонения римским богам, характерного для поз дне античных изображений; они также не являются просто жанровыми сценками. Скорее это попытка обобщить представление о месяцах, уместное не только в светском, но и в монастырском контексте. Картины в описании Теодульфа и в календаре из Райхенау точно соответствуют иконографии месяцев из кодекса-календаря 354 г., который стал своего рода эталоном представлений о времени, характерных для аристократии поздней античности.

Однако несмотря на то что одна из традиционных для поздней античности форм иконографии месяцев и времен года была известна в каролингскую эпоху, можно отметить, что в это время наблюдается обращение и к другим традициям, существовавшим в Средиземноморье. Были и другие варианты изображения времен года в начале IX в., которые сильно отличаются от того, что можно найти в кодексе-календаре 354 г. Более того, забегая вперед, отметим, что именно этот способ изображения и стал доминирующим в иллюстрированных средневековых календарях. Это не значит, что в каролингскую эпоху придумали новый способ исчисления времени. Однако можно говорить о том, что в начале IX в. изображение месяцев не только как обобщенных символов, но и как жанровых сценок, посвященных сельскохозяйственной деятельности, стало актуальным и интересным.

Общая характеристика культурного наследия античности

Античность – это совокупность исторических и художественных форм древнегреческой и древнеримской цивилизаций.

Хронологические рамки периода - IX-VIII вв. до н. э. до IV-V вв. н. э.

Уникальность культурного наследия античной культуры состоит в том, что оно охватывает все сферы материальной и духовной деятельности человечества.

Историю древнегреческой цивилизации и Древнего Рима объединяет общий путь социального развития и характер общественного производства, основанного на античном рабовладении. Стержнем, пронизывающим всю культурную жизнь античных государств, являлись мифология и тесно связанные с ней религиозные верования.

В истории культуры Античной Греции выделяют следующие периоды:

  • предполисный или гомеровский;
  • архаический;
  • классический;
  • эллинистический.

Наследием древнегреческой цивилизации являются многочисленные достижения в области материальной и духовной культуры, общественно-политические традиции. В Древней Греции зародился профессиональный театр, развивалась литература. Имена Гомера, Сафо, Эзопа, Аристофана, Эсхила известны и сегодня.

Ежегодно в Греции в г. Эпидавре проходит фестиваль, в культурную программу которого входят постановки пьес великих древнегреческих драматургов. Как и более 2500 лет назад спектакли ставят на сцене античного театра.

Древнеримская культура в значительной степени продолжала традиции Греции. В то же время можно выделить ряд характеристик, отличающих древнеримскую культуру:

  • религиозная сдержанность;
  • практицизм;
  • художественная система, призванная олицетворять могущество и власть.

В развитии культуры Древнего Рима выделяют следующие периоды:

  • царский - VIII-VI вв. до н.э.;
  • республиканский - V-I вв. до н. э;
  • имперский - I-V вв. н.э.

Готовые работы на аналогичную тему

Культурное наследие античности предопределило развитие современной европейской цивилизации.

Объекты культурного наследия Древней Греции

Объект культурного наследия – это сооружение, выдающееся место или ансамбль, входящие в их состав элементы, территории на которых эти объекты расположены, и связанные с ними движимые объекты.

К наиболее известным объектам культурного наследия античной Греции относится Афинский Акрополь. Уже в VII-V тысячелетиях до н.э. на этом месте были основаны первые поседения. Акрополь представляет собой историко-архитектурный комплекс в состав которого входят:

  • Парфенон;
  • вход на Акрополь – Пропилеи;
  • храм Ники – древнегреческой богини победы;
  • скульптура Афины с копьём.

Парфенон – храм, посвящённый Афине, - один из величайших памятников античного культурного наследия.

Рисунок 1. Афинский Акрополь и Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К сожалению, значительная часть барельефов, изображавших кентавров, амазонок, гигантов и других мифологических героев не сохранились.

В список культурного наследия всемирного значения включён храм Аполлона, расположенный на полуострове Пелопоннес. Само здание храма построено из известняка, а элементы декора из мрамора. Достопримечательностью храма являются хорошо сохранившиеся ионические и дорические колонны.

Руины города Дельфы. Центральный элемент комплекса – сохранившиеся фрагменты храма Аполлона, возведённого в 4 веке до н.э. По преданию именно здесь озвучивала предсказания Пифия. Также в состав исторического комплекса входят:

  • руины Дельфийского античного театра;
  • древний стадион;
  • храм, посвящённый Афине (колонны и фундамент).

В состав культурного наследия античной Греции включены археологические руины городов Эпидавр и Олимпия. Эти античные города расположены на севере Пелопоннеса. Эпидавр славился храмами Асклепия и Артемиды. Олимпия – место проведения общеэллинских спортивных соревнований, Олимпийских игр.

К одному из чудес света относилась выполненная Фидием статуя Зевса, покровителя Олимпийских игр. Статуя была выполнена из золота и слоновой кости.

К античному культурному наследию на территории Греции относятся и археологические памятники Микен и Тиринфа (Пелопоннес), Вергины (Центральная Македония).

Объекты античного культурного наследия в Италии

Объекты античного культурного наследия, связанные с историей Древнего Рима могут быть разделены на три категории:

  • расположенные на территории современного города Рим;
  • античные памятники Италии;
  • архитектурно-исторические объекты на территории стран, в прошлом входивших в состав Древнего Рима в период империи.

Столица современной Италии – город Рим был основан в 753 г. до н.э. и значительная часть памятников античной культуры сохранилась именно здесь.

  • форум;
  • храм Веспасиана;
  • храм Весты;
  • мавзолей Августа;
  • мавзолей Адриана;
  • Пантеон;
  • колонна Траяна;
  • колонна Марка Аврелия.

Римский форум – это центр политической жизни Древнего Рима где проходили выборы должностных лиц, сенаторов, богослужения и другие важнейшие события, в решении которых принимали участие граждане.

Представляет собой площадь, центр которой пересекает мощённая камнем мостовая, так называемый Аппиев путь, и на которой расположено несколько храмов и общественных зданий.

Рисунок 2. Римский форум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На площади Пьяцца-делла-Ротонда расположен Пантеон – храм всех богов, построенный в 126 году н.э. Этот памятник античного культурного наследия имеет не только огромную историческую, но и архитектурную ценность.

Рисунок 3. Римский Пантеон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Здание Пантеона построено с удивительной пропорциональностью: высота от пола до высшей точки свода равна диаметру основания купола.

Выдающимся памятником античной римской архитектуры является колонна Траяна, высота которой составляет 83 метра. Внутри мраморной колонны находится винтовая лестница по которой можно подняться к расположенной на капители смотровой площадке. Колонну украшает лента рельефов длиной 190 метров.

Памятником культурного наследия античного Рима является Колизей – арена, на которой проходили гладиаторские бои и другие популярные в Древнем Риме соревнования. Арену окружает огромный амфитеатр каждый ярус которого ранее украшали колонны и скульптуры.

К наиболее известным памятникам античного культурного наследия Древнего Рима можно отнести археологический резерват Помпеи.

Археологический резерват – участок территории в состав которого входит комплекс археологических объектов и прилегающие земли. В силу большого культурно-исторического значения находится под особым контролем государства.

Значение этого памятника культурного наследия в том, что он даёт возможность ознакомиться с застройкой древнего античного города, типовой планировкой, бытом римлян.

Читайте также: