Согревание недоношенного ребенка алгоритм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каковы морфологические признаки недоношенности?

1. Пониженное питание. У глубоко недоношенных детей подкожный жировой слой полностью отсутствует, массо-ростовой коэффициент составляет 30-50, тогда как у доношенных он равен 60-80.

2. Пропорции тела: у недоношенных короткие ноги, высота головы по отношению к росту составляет 1/3- 1/4, середина тела выше пупка (в то время как у доношенного на уровне пупка).

3. Ушные раковины мягкие, легко подворачиваются внутрь, плотно прилегают к черепу.

4. У девочек малые половые губы не прикрыты большими, половая щель зияет, хорошо виден клитор; у мальчиков яички не опущены в мошонку.

5. Отмечается обильный рост пушковых волос не только на спине и плечах, но и на других частях тела (на щеках, лбу, бедрах).

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым, широко открытые швы, большие размеры переднего родничка, часто открыт малый родничок.

7. Экзофтальм, нередко сочетающийся с увеличением лобных и теменных бугров, что наиболее отчетливо проявляется на 2-3-м месяце жизни.

Каковы, функциональные признаки недоношенности?

Для недоношенных детей характерна морфофункци-ональная незрелость всех органов и систем, прежде всего центральной нервной системы; степень выраженности этой незрелости зависит от срока беременности. У недоношенных наблюдается аритмия дыхания, могут быть периоды апноэ (остановка дыхания), гипоксические поражения центральной нервной системы. Если приступ апноэ длится более 16 секунд и сопровождается бради-кардией, может развиться асфиксия и внезапная смерть. Дискинезии желудочно-кишечного тракта у недоношенных детей проявляются срыгиванием, рвотой, вздутием живота, болями в животе, задержкой газов и стула и связаны с незрелостью иннервации и несовершенством центральной вегетативной регуляции.

Для недоношенных детей характерно несовершенство терморегуляции, поэтому они быстро охлаждаются и так же быстро перегреваются.

Как проводится первый туалет недоношенного новорожденного?

Первый туалет недоношенному новорожденному проводится в детской палате на обогревательном столе через 6 часов после рождения. Стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным маслом или рыбьим жиром, удаляют сыровидную смазку и кожу обрабатывают 1 % спиртовым раствором йода или чистым 55-70 % спиртом. Недоношенные дети должны находиться в боксах с центральной подачей кислорода и вмонтированными бактерицидными лампами.

Каковы особенности содержания и ухода за недоношенным, ребенком?

Сразу после рождения такой ребенок должен обогреваться струей теплого воздуха или обогревательными лампами. Первичную обработку (отсасывание слизи, перевязку пуповины, профилактику бленнореи) проводят на специальном обогревательном столе. Затем ребенка заворачивают в согретые, стерильные пеленки, в одеяло с грелкой или помещают в согретый переносной кувез и доставляют в палату для недоношенных детей.

Инкубаторный (кувезный) с индивидуальным микроклиматом метод выхаживания является наиболее эффективным. Он характеризуется созданием физиологических условий с первых минут внеутробного существования. В кувезе поддерживается оптимальная температура и влажность. Это позволяет уменьшить энергетические затраты ребенка на сохранение температуры тела, потерю жидкости через кожу и при дыт хании.

Каковы особенности патронажа недоношенного ребенка?

Первичный патронаж к недоношенному ребенку выполняется участковым педиатром и медицинской сестрой в день выписки ребенка из роддома.

Недоношенные дети должны быть обеспечены весами, а при снижении лактации или отсутствии молока у матери - донорским молоком.

Частота наблюдения участковым педиатром и медицинской сестрой устанавливается индивидуально, в зависимости от конкретных условий.

При оценке физического и психомоторного развития недоношенных детей медсестра должна учитывать массу тела при рождении, срок беременности, характер внутриутробного развития и течение раннего неонатального периода.

Медсестра следит за физическим и психомоторным развитием ребенка и разъясняет родителям, что для того,'чтобы ребенок развивался нормально, с ним необходимо заниматься кропотливо и систематически (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговор и т. д.).

Каковы особенности физического развития недоношенных детей?

Для здоровых недоношенных детей характерны высокие темпы физического развития. Наименьшая прибавка массы приходится на 1-й месяц, наибольшая - на 3-4-й. Глубоко недоношенные дети удваивают свою первоначальную массу ко 2-3-му месяцу, а к 1 году увеличивают ее в 6-8 раз. Дети, рожденные с массой 1500-2000 г удваивают ее к 3 месяцам, а к году увеличивают в 4-6 раз.

Рост недоношенных за первый год увеличивается на 27-38 см; на втором году жизни - на 2-3 см ежемесячно. Средний рост недоношенного ребенка к 1 году достигает 70-77 см. Ежемесячное увеличение окружности головы в первом полугодии составляет 1-4 см, во втором 0,5-1,0 см. Окружность головы за первый год увеличивается у недоношенных на 15-19 см и в 1 год составляет 44,5-46,5 см.

Каковы особенности психомоторного развития недоношенных детей?

Психомоторное развитие у недоношенных с массой при рождении до 2000 г отстает по сравнению с доношенными и примерно соответствует не календарному, а гестанционному возрасту. Следует иметь в виду, что длительно болеющие, а также те недоношенные дети, которые в силу разных обстоятельств лишены индивидуального ухода, отстают в психомоторном развитии в большей степени.

Что представляют собой специальные методы физического развития недоношенных?

Выкладывание на живот недоношенного ребенка способствует укреплению мышц затылка, конечностей, живота. Выкладывание на живот рекомендуется начинать с 3-недельного возраста при удовлетворительном состоянии - перед кормлением на 2-3 минут, сначала 1-2 раза, затем 3-4 раза в день.

Поглаживающий массаж способствует расслаблению мышц. Начинают его с 1-1,5 месяца жизни. Пока у ребенка сохраняется мышечная гипертония, разрешаются только поглаживание и движение рефлекторного характера. После исчезновения мышечной гипертонии применяют и другие приемы массажа: легкое растирание, разминание, поколачивание и пассивные упражнения с постепенным их усложнением. Эти приемы массажа и гимнастики у детей с массой тела при рождении менее 1500 г можно применять только с 6 месяцев, а у детей, рожденных с массой более 2000 г, - с 2-3 месяцев. После 7-9 месяцев с ребенком проводят более сложные упражнения: поворот с живота на спину, ползание, вставание на четвереньки, присаживание, вставание на ножки.

Приемам массажа и гимнастики мать обучается в кабинете по воспитанию здорового ребенка при детских поликлиниках с помощью специально подготовленной медицинской сестры, а при отсутствии таковой - патронажной медицинской сестры.

Цель: поддержание нормальной температуры тела.

Показания: недоношенный ребёнок.

Противопоказания: возможность согреть ребёнка другими способами

(помещение в кувез).

Оснащение:пеленальный комплект;одеяло;кроватка для новорождённых;грелки резиновые – 3 штуки;емкость с дезинфицирующим раствором для замачивания грелок;термометр для измерения температуры тела.

Последовательность действий:

1. Запеленать ребенка закрытым способом, положить в кровать, накрыть одеялом.

2. Заполнить грелки горячей водой (60-70 о С), соблюдая все правила.

3. Положить грелки поверх одеяла: одну под ноги ребенка, другие – по бокам на расстоянии ладони от ребенка.

4. Заменять воду в грелках по мере остывания на более горячую поочерёдно (не все сразу) с промежутком в 1 час.

5. Проводить регулярно термометрию ребенка, чтобы не допустить перегревания или переохлаждения.

6. Вылить воду из грелок после использования. Грелки поместить в емкость с дезинфицирующим раствором.

Осложнение: перегревание.

Помощь: при повышении температуры тела выше 37 о С убирают грелки,

Показания для согревания недоношенных детей в кювезе: создание оптимальной окружающей среды для недоношенных или больных новорожденных детей.

-заполнить водой водоиспарительную систему

-подключить к сети

-отрегулировать t и влажность

2.Постоянная t в кювезе 32-36 0 С.

3.Относительная влажность воздуха 85-95%

4.Кислород подается в смеси с атмосферным воздухом, концентрация не выше 40%

5.Дезинфекция и смена кювезов проводится через 2-3 дня

Показания для согревания недоношенных детей

Согревание больных и недоношенных детей, рассасывание воспалительного очага, боли спастического характера при хронических заболеваниях органов пищеварения.

Противопоказания:

Острые воспалительные процессы в брюшной полости, опухали, кровотечения, повышение температуры тела.

Техника согревания грелками:

1.Приготовить: грелки резиновые, вода 40- 45С, пеленки, кукла-фантом ,градусник для измерения температуры тела и температуры воды .

2.Вымыть и осушить руки .

3.Выпустить воздух путем нажатия на грелку, пока из горлышка не покажется вода.

4. Закрутить пробку, проверить герметичность (опустить грелку вниз горлышком) .

5. Обернуть грелку в пеленку, приложить к ребенку .

6. Для согревания ребенка используют 3 грелки, которые укладываются поверх одеяла, одна грелка - к ногам ребенка, две – вдоль туловища с обеих сторон .

7. Воду в грелках меняют поочередно, через час , по часовой стрелке .

Температура под одеялом не должна превышать 26-30 0 С.

Применение гелевой грелки

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

Нагреть гелевую грелку в горячей(40-50 0 С) воде. Проверить температуру грелки – положить ее на внутреннюю поверхность предплечья. Приложить грелку к назначенной области. Она должна только прикасаться к телу ребенку. Во время процедуры проверяют состояние кожи в местах прикосновения грелки , особенно тщательно каждые 5 мин в течение 30 мин от начала обогрева .

Заключительный этап выполнения манипуляции. После окончания процедуры извлечь грелку, вымыть ее с мылом, ополоснуть и протереть наружную поверхность дезинфицирующим раствором . Вымыть и просушить руки .

Отметить время обогрева ребенка в листе наблюдения.

Хранить грелку в полиэтиленовом мешке или ящике, коробке. Каждые три дня емкость для хранения обрабатывать дезинфицирующим раствором . В пакет положить этикетку с указанием даты, времени обработки , подписи медсестры, проводившей обработку .

Применение термозащитной пленки

Завернуть термозащитную пленку в хлопчатобумажную пеленку как в пододеяльник. Нагреть ее с помощью рефлектора

Основной этап выполнения манипуляции .Уложить ребенка. Накрыть новорожденного термозащитной пленкой. Верхний край ее должен находиться на уровне подмышечной области, нижний - прикрывать стопы .

Заключительный этап выполнения манипуляции . После окончания процедуры снять с ребенка термозащитную пленку .

Отметить время обогрева в листе наблюдения. Обработать поверхности термозащитной пленки и пакет для ее хранения дезинфицирующим раствором.

Положить пленку, а также этикетку с указанием даты, времени обработки , подписи медсестры в пакет для хранения .

Применение термоматраца.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. Проверить отсутствие повреждений на покрытие термоматраца .

Провести дезинфекцию его поверхности. Вымыть и просушить руки.

Положить термоматрац в кроватку и включить в сеть. Он прогревается до 37- 38 0 С.

Состояние подогрева проверяют прикосновением к нему внутренней стороной предплечья.

Положить на термоматрац теплую пеленку.

Основной этап выполнения манипуляции. Уложить ребенка на обогреваемую поверхность. Длительность обогрева должна соответствовать назначению врача. Обязателен контроль температуры тела.

Заключительный этап выполнения манипуляции. После окончания выкл. термоматрац из сети, извлечь из кроватки и обработать его рабочую поверхность дез. раствором. Вымыть и просушить руки.

1. Недоношенные новорожденные (родившиеся при сроке гестации до 37 недель) и среди них можно выделить:

- недоношенных, имеющих массу тела ниже и длину тела выше 10-го перцентиля для гестационного возраста (маловесный для рассчитанного гестационного срока).

2. Доношенные новорожденные, имеющие первоначальную массу до 2500 г (маленькие для гестационного срока, с задержкой внутриутробного роста).

Код протокола: H-P-038 "Уход за маловесными новорожденными младенцами"
Профиль: педиатрический
Этап: стационар

Классификация

II. Очень малая масса тела при рождении – масса тела при рождении менее 1500 г (до и включая 1499 г).

III. Чрезвычайно малая масса тела при рождении – масса тела при рождении менее 1000 (до и включая 999 г).

Лечение

- температура воздуха в родзале должна быть 28ºС (включить дополнительные обогреватели, приготовить теплые пеленки, шапочку, носочки и другую соответствующую детскую одежду);

- команда неонатологов, владеющих всеми методами реанимации, так как маловесные новорожденные чаще нуждаются в реанимации.


1. Применение универсальных мер предосторожности (профилактика внутрибольничных инфекций) – правильное и тщательное мытье рук, использовать только стерильные инструменты, избегать ненужных инвазивных процедур.

- контролировать температуру тела младенца каждые 30 минут, в течение первых 2-х часов после рождения.


3. Профилактика гипогликемии после рождения: начинать грудное вскармливание не позже 1 часа после рождения для обеспечения адекватного потребления калорий.

- подсчитать частоту дыханий в 1 минуту, если ЧД менее 30 в/мин., или более 60 в/мин., пересчитать вновь;

- очень теплая палата, с температурой воздуха 25-28ºС, без сквозняков, детская кроватка не должна стоять у стены/окна;

- ребенок должен быть тепло одет (шапочка, носочки, теплая одежда), но не пеленать, так как при тугом пеленании ребенок быстро охлаждается;


2. Профилактика гипогликемии и обеспечение адекватного потребления калорий путем раннего и частого грудного вскармливания:

- ежедневно оценивать грудное вскармливание (правильность прикладывания, эффективность сосания, длительность и частоту кормлений, удовлетворенность ребенка);

- при использовании альтернативных методов кормления – оценивать ежедневное количество потребляемого молока.

- подсчитать частоту дыханий в 1 минуту, если ЧД менее 30 в/мин., или более 60 в/мин., пересчитать вновь;

- настаивать на том, чтобы мать сама ухаживала за ребенком (переодевала, мыла, измеряла температуру);

- раннее начало грудного вскармливания для адекватного потребления жидкости и обеспечения энергетических потребностей;

- если уровень глюкозы 1,1 ммоль/л и менее – в/в струйная инфузия 2 мл/кг 10% глюкозы медленно, более 5 минут;
- далее - в/в капельная инфузия 10% глюкозы в объеме суточной потребности, согласно возрасту ребенка;

- если уровень глюкозы остается ниже 1,1 ммоль/л – повторить струйное в/в введение и далее продолжить капельную инфузию;

- если уровень глюкозы больше 1,1 ммоль/л, но меньше 2,6 ммоль/л – продолжить капельную инфузию и повторять анализ каждые три часа до уровня глюкозы 2,6 ммоль/л и более в двух последовательных измерениях;

- если ребенок продолжает получать инфузию по любой причине – повторять анализ уровня глюкозы каждые 12 часов;

- после нормализации показателей и прекращения инфузии, необходимо 2-х-кратное измерение уровня глюкозы крови в течение 12 часов;

Цель: поддержание нормальных энергетических потребностей и тканевой трофики для обеспечения процессов роста и развития маловесных новорожденных детей.

Маловесные новорожденные достаточно часто имеют проблемы вскармливания, что обусловлено недостаточным развитием сосательного и глотательного рефлексов.

1. Энтеральное питание (грудное вскармливание или кормление сцеженным грудным молоком альтернативными методами: через зонд, или с помощью чашки, ложки).

2. Энтеральное питание маловесного новорожденного можно начинать при отсутствии у него аномалии кишечника, примеси желчи в желудочном содержимом, вздутия живота, при хорошем прослушивании перистальтики кишечника, а также при наличии мекония.

Для поддержания нормальных энергетических потребностей и тканевой трофики грудное молоко является идеальным питанием для новорожденных и особенно для маловесных, так как в молоке их матерей содержится больше белка за счет большего содержания иммуноглобулинов. Даже несколько капель молозива чрезвычайно полезны для новорожденного. Необходимо помнить, что координация сосания и глотания быстрее и лучше происходит у новорожденных, получающих грудное вскармливание.

1. Необходимо накормить младенца как можно раньше после рождения, но не позже первых 2-х часов и после этого повторять кормления через каждые 3 часа у младенцев с массой тела при рождении 1,25 – 2,5 кг (не менее 8 раз в сутки) и через каждые 2 часа у младенцев с массой тела при рождении менее 1,25 кг (12 раз в сутки), чтобы предупредить развитие гипогликемии.

2. Убедите мать держать ребенка у груди более продолжительное время, позволяя удлинять паузы между сосанием.

3. Если у матери еще не появилось молозиво, кормите ребенка донорским грудным молоком, а если это невозможно, то раствором глюкозы.

5. При кормлении зрелым грудным молоком рекомендуется сцедить переднее молоко в течение первых двух минут и для кормления маловесных использовать заднее молоко, отличающееся большим содержанием жизненно необходимых жирных кислот и иммуноглобулинов.

6. Если ребенок не может вскармливаться грудью, дайте сцеженное грудное молоко (СГМ), используя альтернативный метод вскармливания (чашка, ложка, зонд).


Способ кормления зависит от первоначальной массы тела новорожденного младенца, имеющейся патологии, зрелости рефлексов сосания, глотания и их скоординированности:

- у младенцев с массой тела при рождении от 1,75 до 2,5 кг и без наличия серьезных проблем грудное вскармливание возможно сразу после рождения;

- у младенцев с массой тела при рождении менее 1,75 кг и без наличия серьезных проблем чаще используются альтернативные методы вскармливания сцеженным грудным молоком либо через зонд, либо из чашки/ложки.


Таблица 1 - Объем грудного молока у новорожденного с массой тела при рождении от 1,5 до 1,749 кг, состояние ребенка стабильное

Цель: обеспечить нормальную температуру тела не­доношенного новорожденного.

Показания: недоношенность I – II степени.

Противопоказания: повышение температуры тела.

- резиновые грелки 3 шт.;

- одеяло или теплая пеленка.

Техника безопасности:

- следить за цветом кожных покровов и температурой тела ребёнка;

- следить за целостностью грели;

- не допускать применения воды более высокой температуры;

- следить за расстоянием между ребёнком и грелкой;

- нельзя убирать сразу все грелки.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

Обеспечение правильного ухо­да за ребенком

Подготовить необходимое оснаще­ние

Обеспечение четкости выпол­нения процедуры

Заполнить грелку горячей водой 45-50° С на 1/2 или 2/3 объема

Сухое тепло усиливает крово­обращение, способствует согре­ванию

Вытеснить воздух из грелки, нажав на нее рукой, плотно закрыть проб­кой

Обеспечение безопасности па­циента

Опрокинуть грелку горловиной вниз и убедиться в ее герметичности

Предупреждение ожога кожи

Аналогичным способом пригото­вить еще 2 грелки

Ребенка необходимо обложить грелками с трех сторон

Обернуть каждую грелку пеленкой, сложенной в 4 слоя

Предупреждение местного пе­регревания, ожога кожи

Выполнение процедуры

Уложить грелки на расстоянии при­мерно 10 см от ребенка, завернутого в пеленки:

а) одну на уровне стоп;

б) две другие – вдоль туловища с обеих сторон

Обеспечение равномерного согревания тела ребенка

Создание “тепловой зоны”

Смену воды в грелках проводить по мере ее остывания, обязатель­но поочередно

Предупреждение резкого пере­пада температуры окружающей ребенка среды

Завершение процедуры

Вылить из грелок воду

Обработать их наружную повер­хность грелки дезинфицирующим раство­ром

Вымыть и просушить руки

Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Кормление новорожденного ребенка через зонд

Цель: обеспечить новорожденного ребенка необхо­димым количеством пищи, когда естественное пита­ние через рот невозможно.

Показания: невозможность естественного кормления через рот;

отсутствие глотательного рефлекса.

Противопоказания: крайне тяжёлое состояние ребёнка.

- отмеренное необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37—38°С;

- стерильный желудочный катетер;

- стерильный шприц 20 мл;

- лоток для оснащения;

- электроотсос или резиновая груша.

Обязательные условия: размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:

масса менее 1000 г — №4 носовой или № 6 ротовой;

масса 1000—2500 г — № 6 носовой и ротовой;

масса более 2500 г — № 6 носовой или № 10 ротовой

Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

Обеспечение права родителей на информацию

Подготовить необходимое оснаще­ние

Обеспечение четкости выпол­нения процедуры

Надеть косынку, маску

Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки

Обеспечение инфекционной безопасности

Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафикси­ровать такое положение с помощью валика

Выполнение процедуры

Измерить глубину введения кате­тера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевид­ного отростка. Сделать метку.

Примечание: можно измерить глу­бину введения катетера следующим образом: от кончика носа за ухо и до верхнего края грудины

Обеспечение введения катете­ра в желудок

Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропу­стив через него воздух

Примечание: следить, чтобы сво­бодный конец катетера был посто­янно зафиксирован рукой

Обеспечение эффективности проведения процедуры

Удалить поршень из шприца

Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепым концом вверх

Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком

Предупреждение истечения молока из катетера при дальней­шем его заполнении

Взять слепой конец зонда в пра­вую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появ­ления первой капли молока из от­верстия в области слепого конца зонда)

Вытеснение воздуха из катете­ра предупреждает попадание воз­духа в желудок малыша

Вернуть зонд в левую руку в исходное положение

Примечание: во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх

Зажать катетер зажимом на рас­стоянии 5-8 см со стороны

Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки

Правой рукой взять зонд на рас­стоянии 7-8 см от слепого конца

Смочить его в молоке

Исключение вытекания из кате­тера молока

Предупреждение соскальзыва­ния катетера со шприца

Влажный зонд легче ввести

Предупреждение травмирования слизистых оболочек

Вставить зонд через нос по ниж­нему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.п.)

Исключение попадания зонда в дыхательные пути

Добавить в шприц молоко

Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) вве­сти молоко в желудок младенца

Медленное поступление моло­ка предотвращает резкое усиле­ние перистальтики желудка и по­явление рвоты

При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер

Примечание: если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количе­ство молока, - вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку

Предупреждение попадания воздуха в желудок

10. Зажать катетер большим и ука­зательным пальцами правой руки на расстоянии 2-3 см от рото­вой полости и быстрым движе­нием извлечь его через салфет­ку

Завершение процедуры

Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом

Уменьшается вероятность аспира­ции Облегчается опорожнение желуд­ка

Снять перчатки, вымыть и осу­шить руки Использованный инструмента­рий поместить в дезраствор

Читайте также: