Согласно легенде иннокентий 3 учредил орден францисканцев когда увидел во сне будто франциск кратко

Обновлено: 07.07.2024

Одна из таких историй, присутствующая в биографиях как Святого Доминика, так и Святого Франциска – сон Папы Иннокентия III. Сюжет её таков: Понтифик видел сон либо видение, в котором Латеранская базилика – главный храм Рима, символизирующий собой всю Церковь – накренилась, но некий праведник поддержал её своим телом и не дал ей упасть. Позже Папа Иннокентий III встретился с этим праведником и узнал его. Такова история. Остаётся вопрос: кто именно этот праведник, поддержавший здание Церкви и предотвративший его падение? Францисканцы видят в нём Святого Франциска, а доминиканцы – Святого Доминика. Действительно, этот сон мог присниться Папе Папе Иннокентию III в 1209 году, когда Франциск и его последователи впервые обратились к Папе для утверждения их образа жизни; либо он мог присниться ему чуть позже, в 1215 году, когда Доминик отправился в Рим на IV Латеранский Собор и встретил там Понтифика.

Что касается Доминиканской традиции, Константин из Орвието (Constantine de Medicis, ставший епископом Орвието, автор известного антифона O Lumen) получил аналогичное задание на Генеральном Капитуле доминиканцев в 1244 году, в результате чего им была написана Legenda S. Dominici, которая также относится к 1246-1247 годам.

Рассмотрим обе трактовки сна Папы Иннокентия и исторические контексты этого происшествия применительно к Франциску и Доминику. Вначале обратимся к францисканской традиции как описывающей хронологически более ранние события. Как уже было сказано, в 1209 году Франциск отправился в Рим просить у Папы утверждения составленного им для своего братства устава. Францисканские легенды повествуют о том, что Папа отнёсся с пренебрежением к нищему Франциску и прогнал его прочь. Далее легенда гласит:

Однако существует и другое повествование о встрече Франциска с Иннокентием, в котором Папа изменил своё отношение к Франциску не из-за сна или видения, а под впечатлением смирения святого: Папа был поражён грязным видом Франциска и послал его к свиньям; но, когда Франциск, буквально исполнив совет, вернулся ещё грязнее с просьбой теперь исполнить его мольбу, то Иннокентий, растроганный таким смирением, отнёсся к нему милостиво.

Согласно третьей легенде, Франциск убеждает Папу поэтической притчей о сыновьях бедной женщины в пустыне, которые оказались царскими сыновьями и были признаны своим отцом.

Святой Доминик в 1215 году также отправился в Рим для одобрения основанного им Ордена Проповедников со стороны Апостольского Престола. Но он столкнулся с совсем иной проблемой. Дело в том, что, во-первых, проповедь являлась в то время прерогативой епископов, поэтому создание монашеского Ордена, основной обязанностью которого была как раз проповедь, противоречило сложившейся традиции. Во-вторых, состоявшийся накануне Латеранский Собор постановил во избежание путаницы и неудобств, связанных с увеличением количества монашеских орденов, запретить создание новых. Но Божественное Провидение вмешалось в эту, казалось бы, неразрешимую, ситуацию. Вот как Анри Лакордер описывает произошедшее далее:

Как известно, Доминик остановил свой выбор на Уставе Святого Августина, и 22 декабря 1216 года основанный Домиником Орден был утверждён Папой Гонорием III.


роспись нефа Нижнего храма Святого Франциска в Ассизи

Францисканцы первыми изобразили историю с Папой Иннокентием – в росписи нефа Нижнего храма Святого Франциска в Ассизи, работа, над которой, вероятно, началась до 1263 года. Автором этой и других фресок, являвшихся самыми ранними росписями в недавно построенном храме, был так называемый Мастер Святого Франциска – итальянский художник, работавший в Умбрии в 1250—1280 годы. К сожалению, фреска плохо сохранилась, однако на ней можно различить, словно парящую в золотистом ореоле фигуру Папы Иннокентия, слева от которого Святой Франциск подпирает здание храма. Фрески Мастера Святого Франциска были совершенно новым словом в росписи церквей той эпохи. Разумеется, его живопись находилась в тесной связи с византийской традицией, но отличалась большим динамизмом и экспрессией.


барельеф гробницы Святого Доминика в Болонье

Доминиканцы отобразили сон Папы Иннокентия немного позже – в одном из барельефов гробницы Святого Доминика в Болонье, над которой работал известный итальянский скульптор Никколо Пизано (Nicola Pisano). В 1264 году он получил заказ на создание гробницы и разработал её проект. Однако над воплощением проекта трудился не только Пизано, но и его помощник Лапо ди Ричевуто (Lapo di Ricevuto) и другой знаменитый скульптор Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). Доминиканец Фра Гульельмо да Пиза (fra Guglielmo da Pisa), который спроектировал в 1270 году кафедру в храме San Giovanni Fuorcivitas в Пистойе, также внёс свой вклад в работу над горбницей Святого Доминика. Некоторые искусствоведы предполагают, что в создании гробницы принимал участие ещё один, пятый по счёту, мастер, имя которого, к сожалению неизвестно. Сотрудничество нескольких скульпторов в работе над столь значительным заказом было обычной практикой в средневековом искусстве.

Мраморный барельеф, изображающий сон Папы Иннокентия, находится на задней стороне гробницы, декор которой состоит из двух сцен (каждая имеет по три сюжета), разделённых статуей Христа-Искупителя: слева находятся сцены из жизни Блаженного Реджинальда Орлеанского, а справа – сцены встречи Святого Доминика с Папой Иннокентием III, сна Папы Иннокентия и утверждения Ордена.


Джотто, Верхний храм базилики Святого Франциска в Ассизи

Наиболее известные изображения сна Папы Иннокентия: во францисканской традиции – фрески Джотто в Верхнем храме базилики Святого Франциска в Ассизи (1297-99 гг.)


Беноццо Гоццоли, храм Святого Франциска в Монтефалько

и Беноццо Гоццоли в храме Святого Франциска в Монтефалько (1452 г.);


Фра Анджелико, пределла алтаря Коронации Девы Марии


Фра Анджелико, Кортонский триптих

и во многом повторенная в пределле Кортонского триптиха (1437 г.),


Фра Анджелико, пределла Кортонского триптиха

куда включена также сцена встречи Святых Доминика и Франциска.

Ещё одним великолепным примером отображения этого сюжета является миниатюра из Доминиканского Градуала середины XV века, находящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Итак, как мы видим, средневековые благочестивые легенды вдохновляли не только первых последователей святых, но и людей искусства, которые в своих произведениях так или иначе запечатлели важнейшие события той эпохи, в том числе и в духовной жизни.

В действительности, не столь важно, кого из великих святых – Доминика или Франциска – Папа Иннокентий III видел во сне поддерживающим здание Церкви. Гораздо важнее то, что и Доминику, и Франциску действительно удалось сделать это, преобразив жизнь Церкви, внеся в неё новизну и, одновременно, вернув её к апостольским идеалам. Таким образом, реальность оказалась намного удивительнее самых смелых ожиданий и самых необычайных легенд.

Вопрос:

Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.

Подробный ответ:

Это только легенда, да и то непонятно, к кому имел отношение этот сон. Францисканцы утверждают, что праведник, поддержавший Латеранскую базилику во сне папы, был Святым Франциском. Доминиканцы считаю, что это был Святой Доминик. Есть и другие легенды, в которых говорится, что папа Иннокентий III с недоверием отнесся к Франциску и отослал его чистить свинарник, и лишь увидев, что тот буквально исполнил его требование, смягчился и утвердил устав нового ордена. Как было на самом деле, мы уже не узнаем. Тем не менее смысл сна папы Иннокентия III очень прост – предполагается, что святой орден поддержит церковь и не даст ей упасть.

Средневековое устройство общества и роль религии в нем. В чем заключалась папская власть и кто такие еретики.

  1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Церковные мыслители выделяли три сословия, из которых должно было состоять общество:

  • Духовенство – монахи и священники, чьим долгом было молитвами заступаться за людей перед богом.
  • Воины – в основном это феодалы, осуществляющие воинскую повинность, защищающие христианское население от врагов.
  • Крестьяне и горожане – к этому сословию относили всех, кто не входил в первые два. Они обеспечивали всем необходимым остальные сословия.

Духовенство считалось главным сословием, так как являлась посредником между богом и людьми, а также являлось хранителем учения, как человеку после смерти попасть в рай.

Основным в христианской морали было правило – относиться к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Церковь учила о том, что земные блага и богатства являются пагубными, ведут к конфликтам и вражде. Однако, не смотря на подобные взгляды, сами представители духовенства зачастую имели огромные состояния, а так же плодородные земли и зависимых крестьян.


  1. Что было главной причиной разделения церквей?

В средние века у последователей христианской веры сложились определенные правила и непреложные истины, например утверждение о святой троице – единстве бога в трех лицах: Боге отце, Боге сыне и Боге святом духе.

Все догмы и правила соблюдались среди всех христиан, независимо от их местонахождения. Однако в середине 11 века возник конфликт между двумя главами христианского мира – папой римским и Византийским патриархом. Конфликт возник на почве разделения сфер влияния в разных европейских странах.

  1. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Папа Иннокентий III был главой католической церкви в начале 13 века. Он запомнился потомкам своим гибким умом, твердой волей и большими способностями. Иннокентий III значительно расширил пределы папской области, а также сильно увеличил свое влияние на европейских монархов. Его влияние было настолько велико, что короли Англии, Польши и еще нескольких государств, признали себя вассалами Иннокентия III .

организация католической церкви

Понятие еретик означает человека, являющегося противником господствующего вероучения церкви. Причем в религиозном плане все средневековые еретики следовали духовным традициям Евангелия. Несогласие еретиков с церковью заключалось в порицании жадности священнослужителей, пышности обрядов, размером десятины, которую крестьяне обязаны были регулярно выплачивать церкви, а также злоупотреблением власти.

  1. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Тех людей, которых католическая церковь заподозрила в ереси или в неподчинении, могли ожидать суровые наказания. Кроме смертной казни и преследований, церковь могла отлучить еретика от церкви. Это было страшным наказанием для верующего человека, так как он лишался доступа к священным обрядам:

  • крещения;
  • отпевания после смерти;
  • исповеди и т.д.

Следовательно, после смерти его душа была обречена на адские муки. Кроме этого людям, верным церкви было запрещено оказывать отлученному помощь и поддержку.

Так называемые нищенствующие ордены представляли собой монашеские ордена, которые были основаны под покровительством Папы Римского. Глава католической церкви в начале 13 века видел, как народ почитает тех, кто по своей воле отказался от земных благ, и живет в бедности. Папа Римский поддержал таких людей, как Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Бертольд Калабрийский, и прочих.

папская власть - нищенствующие ордена

Франциск Ассизский был из богатого рода, но стал монахом, отказавшись от благ. Он проповедовал добро и любовь, странствовал по Италии, призывая людей покаяться и жить за счет милостыни. Благодаря покровительству папы Иннокентия III , Франциск Ассизский основал орден Францисканцев, которые занимались популяризацией аскетизма и любви к ближнему.

Все монашеские нищенствующие ордена существовали за счет добровольных пожертвований, не имели ни частной, ни общественной собственности, а все их участники давали обет бедности.

  1. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе в борьбе с ересями? В чем это выражалось?

В начале 13 века монахом Домиником Гусманом был основан нищенствующий орден Доминиканцев. Своей главной задачей орден ставил перед собой борьбу с еретиками и охрану основ правоверия.

В период наибольшего расцвета орден насчитывал более 150 000 участников. В 1232 году Папа Римский передал в ведение ордена инквизицию. Большинство судей и служителей инквизиции были монахами-Доминиканцами. На гербе Доминиканцев была изображена собака, держащая в пасти горящий факел. У этого изображения было двоякое значение – факел означал намерение ордена нести людям слово Господне, а также охранять католическую веру от ереси.

доминиканский орден

Главным источником богатства средневековой церкви являлся особый вид налога, который назывался десятина. Его должны были платить все жители Западной Европы, и обычно этот налог имел размер десятой части доходы человека, будь это обычный крестьянин или знатный дворянин. Также к источникам богатства духовенства можно отнести оказываемые церковью платные услуги, такие как крещение, венчание, отпевание умерших и так далее.

Нередко люди добровольно жертвовали в пользу церкви свои деньги и имущество, причем священнослужители всячески поощряли подобную щедрость, признавая ее одной из основных добродетелей.

  1. При Григории VI католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.

Папа Римский Григорий VI провел немало церковных реформ, и одной из самых известных был знаменитый целибат, что в переводе с латинского означает обет безбрачия, который стал обязательным для всего духовенства.

Григорий VI был убежден, что семейные узы и сопутствующие им житейские проблемы только отвлекают духовенство от их священного долга – служения Господу. Кроме этой причины, была и еще одна – снизить злоупотребления церковниками своими полномочиями, которые проявлялись в предоставлении привелегий своим родственникам, например таких, как раздача церковных земель или должностей.

Интересен факт, что изначально целибат был введен только для высшего духовенства, однако те, кто находился в мелком церковном сане, например диаконы, очень редко вступали в брак, поскольку любой подобный мелкий чин всегда являлся лишь ступенью в карьерной лестнице.

особенности папской власти

В наши дни безбрачие духовенства сохранилось. Особенно строго его соблюдают католики, у которых ни один церковный чин не имеет права вступать брак. В настоящее время это является предметом жарких дискуссий, многие считают подобный обет неоправданно суровым. В православии также сохраняется этот обычай, однако распространяется он только на монашество.

В обществе средневековой католической Европы, согласно принципам церковной морали, отношение к материальным благам было отрицательным – считалось, что богатство отвлекает от забот по спасению души, ведет к ненависти и вражде.

По церковным канонам, по которым аскетичность считалась главной добродетелью, богатому человеку было очень сложно попасть в рай после смерти. Единственным способом спасти свою душу для средневекового богача - было добровольное пожертвование своих богатств беднякам. Таким образом получалось, что богатый человек спасал своей благотворительностью жизни бедняков, а бедные люди, принимая поддержку, спасали души богатых людей.

3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?

средневековье - папская власть

4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, Будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна Папа римский.

Не смотря на почтительное отношение религиозных людей в средневековой католической Европе к аскетизму и бедности, в большинстве случаев бедняков на улицах Европы не жаловали. И уж тем более они были лишними в обители Папы Римского.

Поэтому, когда Франциск явился к Иннокентию III в первый раз, Папа Римский, в ответ на просьбы создать монашеский орден, указал Франциску на дверь.

По легенде, вскоре после того, как Франциск ушел ни с чем, Папе приснился сон, в котором он видел, как Латерианская базилика наклонилась и вот-вот упадет, а внизу стоит человек в рваной одежде, и не дает базилике упасть, подпирая ее плечом. Иннокентий III истолковал свой сон, как послание Господа о том, что Франциск должен стать поддержкой и опорой в делах католической церкви. Он велел разыскать Франциска, а вскоре после этого утвердил орден францисканцев.

папская власть

5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

В средние века, во времена тотального диктата Папы Римского и католической церкви, всегда были люди, которые открыто критиковали церковь. Обычно они придерживались истинного христианского учения, считали скромность и бедность одними из главных добродетелей. Еретики открыто порицали жадность священнослужителей, пышность и богатство церковных обрядов, стремление духовенства к власти.

Господствующее духовенство не намерено было терпеть подобные изобличения, которые угрожали их должностям и репутации среди населения, особенно от их братьев по вере. В связи с этим, на еретиков была объявлена настоящая охота. Был создан специальный орган по борьбе с ересью – инквизиция.

Инквизиция усердно преследовала противников католической церкви по всей Европе, и предавала их ужасным наказаниям, в том числе и смертной казни.

Сообразно легенде, Иннокентий третий организовал один францисканцев когда узрели во сне словно Франциск Подпирает плечом шатающийся основной собор Рима. Растолкуйте, как Понял смысл своего сна папа римский

  • Александра Пуга
  • История
  • 2019-09-08 15:26:35
  • 0
  • 1

Папа Римские понял что, франциск подпирающий главный собор Рима, означал что он будет ассистентом и защитником, конкретно потому Инокентий решил и учередил орден францисканцев.






Добрый день! Хотим разместить рекламу на Вашем проекте. Кто принимает решения по этому вопросу? Предлагаю обсудить

Три экскаватора различной мощности могут вырыть котлован,работая по отдельности:первый -10 дней,второй-за 12,третий-за

Читайте также: