Софт скиллс это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Разработчики предпочитают прокачивать hard skills — профессиональные навыки, например, знание языков программирования, шаблонов проектирования, алгоритмов, архитектуры баз данных и так далее. Soft skills придают меньшее значение, хотя они делают специалиста более высокооплачиваемым и востребованным.

Что такое soft skills

Это надпрофессиональные неспециализированные навыки, которые не связаны с должностными обязанностями сотрудника. Soft skills одинаковы для всех независимо от специальности. К ним относятся умения:

  • слушать собеседника, вести диалог и переписку, аргументированно отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы;
  • общаться с представителями разных специальностей, социальных и культурных групп;
  • формировать команду, ставить цели, проявлять инициативу и делегировать обязанности;
  • понимать поставленную задачу — что, как и зачем нужно делать.

Недостаточно прокачать soft skills самому, нужно поделиться ими с коллегами.

Зачем нужны

Повысить личную производительность. Иногда эффективнее задать вопрос коллеге и получить ответ за 10 минут, чем искать решение проблемы самостоятельно весь рабочий день.

Оптимизировать рабочий процесс. Если технические навыки не идеальны, софт скиллз компенсируют это. Сотрудник, который умеет задавать вопросы, может уточнить информацию или попросить помощи у другого специалиста.

Планировать время. Если работник умеет ставить задачи и распределять рабочее время, он успевает больше.

Получить повышение. Чтобы получить руководящую должность, нужны лидерские качества, навыки делегирования обязанностей и конфликт-менеджмента. При обсуждении желаемой должности или прибавки к зарплате также понадобится навык вести переговоры и аргументировать свое мнение.

Soft skills: что это и зачем они нужны в работе

Федор Кошель

Бэкенд разработчик, тимлид Qlean

Soft skills: что это и зачем они нужны в работе

КУРСЫ НЕТОЛОГИИ

Soft Skills

Узнать больше

  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ?

Что нужно всем

Слушать членов команды. Разберём на примере стандартной SCRUM-команды. Продукт менеджер хочет больше возможностей для клиентов, QA-инженер — убрать все баги, дизайнеры — красивое оформление и поиграть со шрифтами. Программисты понимают, что часть из этого невозможна, часть не нужна, на остальное нет времени. Команда сможет сделать продукт, только если все услышат друг друга.

Не бояться говорить о своей проблеме. Навык отрабатывают во время дейли или стендапов — коротких встреч на 5-15 минут, где выступает каждый член команды. Если у специалиста возникнет проблема, ему нужно сказать об этом. Коллеги помогут решить её в течение 15 минут прямо во время дейли или хотя бы выработают путь решения. Например, если бэкенд-разработчик в рассказе о вчерашней работе упомянет о реализации, фронтендер сможет заметить несогласованность ещё до написания своей части. В итоге проблему смогут решить еще до ее возникновения.

Планировать. Если продукт-менеджер принёс задачу, которую невозможно или нецелесообразно выполнить за определённое время, членам команды нужно об этом сказать. Когда все выскажутся и услышат друг друга, смогут спланировать реальный график работы.

При общении проблему рассматривают с нескольких сторон — так шанс найти правильное решение выше.

Что нужно новичкам

Искать информацию. Если знаете, где искать — ищите самостоятельно. Не знаете надежный источник — обратитесь к коллегам.

Перенимать опыт коллег. Наблюдайте за работой опытных специалистов, спрашивайте советы, если есть возможность — просите ознакомиться с их готовыми проектами.

Спрашивать советы. Важно не стесняться подойти к опытному коллеге и сказать, что вы не можете придумать решение или оно кажется неправильным. Прежде, чем задать вопрос, обдумайте его и попытайтесь найти решение самостоятельно. Не мешайте коллегам работать и не просите решать проблемы за вас.

Не бояться показаться глупым. Если вы только учитесь, то имеете полное право задавать вопросы и просить поделиться опытом. Не задавая вопросов, вы можете выглядеть лучше, но развиваться при этом будете хуже.

Лучше один раз спросить и показаться глупым, чем не спросить и остаться таковым.

Что нужно опытным

Предлагать помощь новичкам. Многие новички будут бояться и стесняться, предлагайте им помощь сами. Благодаря опыту и навыкам вы сможете дать полезные советы. Это облегчит работу и вам: чем профессиональнее будут молодые коллеги, тем меньше проблем возникнет при работе над проектом и тем быстрее вы его сдадите.

Объяснять и учить. Попробуйте доступно и с примерами рассказать, как работают хэш-таблицы или В-деревья. Объяснение будет полезно и вам — так вы посмотрите на привычную задачу с другой стороны и начнёте лучше её понимать.

Критиковать и принимать критику. Озвучивайте только обоснованную критику. Если не можете сразу предложить альтернативное решение, выводите команду на обсуждение и совместный поиск. Не забывайте, что тоже можете ошибаться. Не считайте критику оскорблением профессионализма.

Профессионал уверен в своих навыках, его невозможно оскорбить критикой.

Предлагать новые решения. Скорее всего, вы уже работали с разными проектами, технологиями и моделями управления. Если текущая команда не использует какое-либо рациональное решение, значит, его никто не предложил и не описал преимущества. Станьте первым — принесите лучшее из своего опыта.

Вывод

  • Дейли, планирования и ретроспективы созданы не для начальника, а для команды, но, чтобы это понять и начать пользоваться ими с удовольствием, нужно прокачать soft skills.
  • Пользуйтесь soft skills и улучшайте себя и свою команду. Тогда и на работу вы будете ходить с удовольствием и энтузиазмом.

Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?

В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.

Содержание статьи:

Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?

В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.

Появились два термина:

В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.

Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.

Что такое Soft Skills простыми словами?

Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.

Разница между Hard Skills и Soft Skills

Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.

Умение написать читаемый код на Python.

Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.

Нарисовать логотип в CorelDRAW.

Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.

Осуществлять правовую оценку договоров компании.

Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.

Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:

    Первый – профессионал высокого уровня, но неконтактный.

Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.

Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.

Soft Skills – это не про черты характера

Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.

Выражаются они глаголами:

анализировать и т.п.

Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.

Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).

Что относится к мягким навыкам? Полный список

Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.

Коммуникативные:

  • Устанавливать контакт и организовывать диалог с разными людьми.
  • Оказывать влияние и вести эффективные переговоры.
  • Понятно, убедительно говорить, писать, владеть различными форматами делового общения.
  • Презентовать (себя, компанию, продукт и т.д.).

Уметь слушать и слышать.

Список социальных навыков Soft Skills:

Соблюдать трудовую этику.

Self-management (или проще – саморегулирование):

Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).

Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:

  • Анализировать и прогнозировать.
  • Создавать и модернизировать системы.
  • Принимать решения.
  • Способность мыслить нестандартно;.
  • Искать и создавать ресурсы, информацию, пути выхода.

Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.

Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.

Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?

Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.

Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.

Кому нужно развивать Soft Skills навыки?

Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:

Представителям профессий, спрос на которые падает.

Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.

Какие Soft Skills самые важные и почему?

Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:

  • Умение адаптироваться, меняться, действовать в условиях частичной неопределенности.
  • Способность к эффективной коммуникации в разных форматах и на различных уровнях.
  • Самоорганизация.
  • Аналитические способности.

Навык командной работы.

С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.

Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?

Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.

Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации

Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.

  • Творческий потенциал можно развивать решением ТРИЗ-задач, головоломок, периодическим использованием неведущей руки, занятиями, связанными с искусством.
  • Развитию мягких навыков целеполагания и принятия решений способствует овладение методиками СМАРТ, матрицы Эйзенхауэра, квадрата Декарта и т.п.
  • Исследовательский потенциал прирастает при использовании на практике инструментов подобных матрицам БКГ, Ансоффа, SWOT-анализа.

Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.

Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.

Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.

Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?

  • Работа в большой организации иногда пока еще позволяет рассчитывать только на Hard Skills. Крупные фирмы могут иметь разветвленную структуру и жесткое разделение функционала, дополняя узких профессионалов в большом коллективе специалистами с мягкими умениями.
  • Фриланс, самозанятость и малый бизнес невозможны без высокого уровня владения Soft Skills. Мягкие компетенции в современных условиях определяют конкурентоспособность на рынке труда и возможность продвигаться по карьерной лестнице.

Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.

Что же такое гибкие навыки?

В современном мире мало иметь знания: они слишком часто устаревают, и их всегда можно приобрести. Важны навыки. Они могут быть либо профессиональные, практические, либо такие, которые можно применить в разных сферах. Собственно, soft skills, которые я буду называть гибкими навыками, — это кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете.

Если говорить откровенно, то гибкие навыки — это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ классической гимназии и классического университета, построенных на взаимодействии дисциплин. Но экономическая ситуация конца XIX — начала XX века с конвейером и автоматизацией труда привели к идее, что самое эффективное образование должно быть построено на узкой специализации. Профессионал должен быть хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь смежными дисциплинами. Даже курсы повышения квалификации предполагали совершенствование в своей узкой области.

Почему о важности гибких навыков заговорили именно сейчас?

В начале XXI века человечество столкнулось с возрастающей скоростью изменений. Если посмотреть на экономический ландшафт десятилетней давности, то половина самых крупных компаний относились к промышленности или к добывающей отрасли. С тех пор картина поменялась несколько раз.

Скорость смены экономического ландшафта накладывает отпечаток на то, как устроены профессии. Десять лет назад полностью подготовиться к сегодняшней работе было просто невозможно, и скорость изменений будет только возрастать.

Именно поэтому эксперты заговорили о важности навыков, которые потребуются вне зависимости от того, в какой индустрии или в какой области вы будете работать

В чём заключается ценность этих навыков?

В прошлом году вышел манифест Международного экономического форума о навыках, которые будут востребованы в 2020 году. В основном там упоминаются комплексные навыки, которые охватывают сразу несколько областей.

Софт скиллз направлены на то, что будет оставаться стабильным и более востребованным в постоянно меняющейся ситуации. Среди навыков, перечисленных в манифесте Международного экономического форума, когнитивная гибкость, способность принимать сложное устройство мира, находить взаимосвязи между разными отраслями и адаптироваться к меняющимся условиям.

Ценность таких умений заключается именно в том, что они не автоматизированы и вряд ли буду автоматизированы в ближайшем будущем.

При автоматизации того, что можно автоматизировать, наиболее ценным остается то, что нельзя заменить роботами

Уже сейчас видно, что социальная работа и педагогика становятся более востребованными: живое общение и качественное образование становятся всё более важными ценностями.

Какими бывают гибкие навыки?

Трудно составить полный список навыков. Так, модель компетенций Lominger включает 67 позиций. Внутри Яндекса мы делим навыки на универсальные и те, что нужны руководителям.

Универсальные навыки связаны с личной эффективностью и с взаимодействием с другими. С личной эффективностью связаны, например, умение управлять собой, своим временем, рабочими процессами, ориентация на результат, критическое мышление, а также умение учиться. Современную экономику отличает от экономики тридцатилетней давности то, что вы вряд ли будете делать одно и то же всю жизнь. Скорее всего, что-то поменяется, и надо быть к этому готовым.

Другая группа универсальных навыков связана с общением с другими людьми. Мы уже не живем во времена конвейерного производства. Что бы вы ни делали, скорее всего придется договариваться и обсуждать это с другими людьми. Процесс коммуникации в таком случае становится очень важен. В IT-компаниях, где горизонт планирования совсем небольшой из-за постоянного развития технологий, даже техническим специалистам приходится принимать множество коллективных решений, которые рождаются в процессе обсуждения. И сотрудники не могут позволить переговорам зайти в тупик, иначе работа попросту встанет.

Отдельный большой пласт — это навыки для руководителей. К ним относятся умение ставить и оценивать задачи, мотивировать других и развиваться самому, быть лидером, строить свою команду и взаимодействовать с другими командами.

Как выглядит процесс обучения гибким навыкам?

Soft skills только начинают проникать в школьные программы, так что пока приходится говорить об обучении этим навыкам взрослых. Эффективное обучение взрослых представляет собой так называемый цикл Колба: ты что-то делаешь, у тебя получается, пусть и не идеально, ты продолжаешь, пока навык не улучшается. Получается постоянный эксперимент, в котором задействованы попытки и рефлексия, участник узнаёт что-то новое, применяет это и делает выводы.

В Яндексе программы обучения гибким навыкам устроены так, чтобы сотрудники могли проработать различные ситуации в безопасной среде. Это могут быть ситуации, с которыми они раньше не сталкивались, или конкретные случаи из их практики, в которых они хотели бы получить лучший результат. Проработать можно многое, начиная от найма новых людей и постановки задач, до конфликта интересов и вопросов мотивации. Как правило, ситуации недопонимания между сотрудником и руководителем сложны для обеих сторон, но можно научиться с ними справляться.

Можно применять разные методы обучения. Так, довольно тяжело научиться командной работе. В школе нас учат работать индивидуально, оценки ставят за личные академические успехи. Но именно в команде люди учатся брать на себя ответственность, распределять между собой роли, договариваться об общих целях и результатах. И часто получается, что этому приходится учить уже во взрослом возрасте на работе. Сейчас в некоторых школах практикуется в том числе проектное обучение и совместное выполнение заданий. Это должно помочь научиться командной работе с детства.

Как научить взрослых людей учиться и самостоятельно добывать знания? Иногда помогает опыт получения высшего образования. В магистратуре и аспирантуре учат пониманию того, что важно, а что неважно, где искать релевантные знания. Но часто это приходится осваивать уже в процессе работы. Не удивительно, что один из самых популярных курсов на Coursera называется Learning how to learn.

Нет ничего полезнее для обучения, чем узнать себя получше: посмотреть на себя со стороны с помощью обратной связи, полученной от коллег, лишний раз подумать о том, что получается хорошо, а что не очень, найти людей, на которых вы хотите быть похожи, и сравнить себя с ними

Следует помнить, что в основе всего лежит мотивация. Если вы понимаете, что вы нелюдимы, но вам нужно это изменить, например, это важно для команды, то появятся и мотивация, и потребность меняться. Если же по работе вам не нужно ни с кем общаться, то зачем переступать через себя?

Одной из задач этой олимпиады является организация стажировок в крупных компаниях для ее участников. Чтобы попасть на стажировку, пройти ее и потом остаться работать в компании, важно продемонстрировать не только академические знания и хороший кругозор, но и те самые гибкие навыки, необходимые в любой профессии.

Soft skills: самое важное о гибких навыках

Что такое soft skills?

Давайте поразмыслим о том, какие вообще навыки могут быть. Есть те, которые нужны или могут оказаться полезными каждому человеку: управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров и т.д. Этот тип навыков и называется soft skills или унифицированными навыками.

Обладание ими полезно для представителей всех профессий и возрастов. Причем чем выше человек идет по карьерной лестнице, тем большим количеством унифицированных навыков ему приходится пользоваться, в то время как профессиональные навыки (они же hard skills или жесткие навыки), становятся не столь важны. Именно по это причине большинство skills-тренингов проходит именно по софт скиллз.

Что такое soft skills?

Итак, резюмируя, дадим определение нашим навыкам:

  • Soft skills(мягкие навыки) – унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относятся управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т.д.
  • Hard skills (жесткие навыки) – навыки, связанные с техникой исполнения чего-либо, которые можно наглядно продемонстрировать (например, умение работать в программе Excel, управление автомобилем, проведение полостных операций и т.д.) Это уникальные навыки, присущие определенной категории профессий. Человек, обучающийся любому подобному умению, впоследствии способен доводить действие до автоматизма, действуя по заранее знакомому шаблону. (Вспомните себя, когда вы, к примеру, только-только начинали водить машину, а потом вспомните, как водите сейчас, да еще и едете по знакомому маршруту.)

Курсы и тренинги, результатом которых является уверенное владение как унифицированными, так и уникальными навыками, способствуют выработке определенных рефлекторных действий в каждой конкретной ситуации в повседневной жизни. Но, в отличие от профессиональных навыков, унифицированные навыки требуют последовательной отработки и симуляции такого рода ситуаций, которые вынуждают человека принимать самостоятельные решения. В противном случае обучение может оказаться попросту неэффективным.

Вот хороший пример: когда человек идет на заведомо сложный разговор, он пытается выстроить диалог, который позволит ему быстрее ориентироваться в аргументах и оперировать фактами. Однако, скорее всего, диалог пойдет не так, как он себе представлял. Дальше вариантов развития событий всего два: либо человек войдет в ступор и потеряет свои позиции в глазах собеседника, либо найдет возможность вернуть разговор в нужное ему русло. Отсюда можно сделать интересный вывод, что эффективное использование унифицированных навыков гораздо более сложная задача, нежели профессиональное владение hard skills.

При этом важно понимать, что критерии отделения soft skills от любых других навыков размыты, однако это больше является следствием их популярности и использования в разных областях. К примеру, для большинства людей умение быстро печатать на компьютере является надпрофессиональным навыком (еще одно название унифицированных навыков), однако для стенографистов или писателей это, скорее, hard skill.

Является ли умение быстро печатать гибким навыком? Да, т.к. оно может быть использовано в многих областях, и в целом будет полезно программистам, менеджерам, редакторам, секретарям, студентам, научным сотрудникам и т.д.

Т.е. если вы профессиональный стенографист, у вас уже есть определенные способности, которые при прочих равных профессиональных навыках сделают вас более эффективным в разных профессиях, чем другие люди, которые не умеют печатать быстро. Другими словами, ваши soft skills, во-первых, могут применяться в разных профессиях, а во-вторых, могут быть в этих профессиях полезными.

В итоге, если резюмировать еще раз, можно сказать, что soft skills – это способности человека, помогающие ему быть эффективнее при их использовании в различных областях деятельности, вне зависимости от профессионального, языкового, исторического и культурного контекста. А теперь не будет лишним сказать несколько слов о том, откуда взялись эти самые софт скиллз.

Как и когда появились soft skills?

Это слово происходит от сокращения английского software, которое в этом смысле впервые применил американский математик из Принстонского университета Джон Тьюки в 1958 году. Software или программное обеспечение — это совокупность всей информации, данных и программ, которые обрабатываются компьютерными системами. И это слово возникло в оппозиции к hardware, т.е. к железу, платам, микросхемам.

В научной же сфере одно из первых упоминаний датируется 1972 годом, когда этот термин был употреблен в выступлении на одной из конференций в США [

И основатель AliExpress Джек Ма:

Оба указывают на то, что данные навыки невероятно важны в 21 веке, когда многие функции человека начинают выполнять компьютеры и роботы. Впрочем, мысли о важности надпрофессиональных навыков высказывались еще в Древней Греции, да и цитата Ломоносова про математику фактически тоже про них.

Также значение софт скиллз подтверждалось исследованиями. Например, в 2017 году Google провела внутреннее исследование, чтобы определить самые эффективные команды и подразделения. В результате специалисты обнаружили, что лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными гибкими навыками.

Ранее, в 2015 году, было подобное исследование Гарварда, в котором 85% факторов успеха в карьере отдавалось soft skills. И все это неспроста. Сегодня профессиональные навыки становятся все более специализированными, а многие задачи человеку помогает решать компьютер.

Функции же человека, которые влияют на эффективность работы, переходят в область его коммуникации с партнерами и коллегами, стратегического и творческого мышления, т.е. того, что не умеют делать машины и чему вряд ли научатся.

Какие существуют soft skills?

Какие существуют soft skills

Так какие же существуют надпрофессиональные навыки, какие из них стоит развивать и как? Вот это действительно очень интересный и сложный вопрос. И даже специалисты порой не могут дать однозначного ответа, ведь, если постараться, можно назвать более 1000 навыков, которые можно отнести к софт скиллз.

Люди не раз пытались их назвать и описать. Если вы искали эту информацию, к примеру, в Интернете, то наверняка видели 10 soft skillsдля программиста или для школьника, или для работника, или еще для кого-нибудь.

Мы бы предложили немного иначе рассматривать эти навыки. Как нам кажется, нужно выделить несколько уровней группировки. Тут давайте обратимся к примеру. Предположим, вы занимаетесь скорочтением. Это комплексный навык, в котором вам нужно тренировать зрительные способности, чтобы видеть больше текста и воспринимать его.

Всего мы можем выделить 4 группы soft skills:

  • аналитические (логическое мышление, устный счет, запоминание информации и т.п.);
  • творческие (умение проводить мозговые штурмы, знание алгоритмов ТРИЗ и т.п.);
  • коммуникативные (писательское мастерство, риторика, переговоры, умение использовать методы НЛП и т.п.);
  • организационные (тайм-менеджмент, планирование, умение вести здоровый образ жизни и управлять своим психическим состоянием и т.п.)

В эти 4 группы входят составные навыки, такие как скорочтение, творческое мышление, ораторское мастерство и т.д. И даже каждый из этих составных навыков можно разбить на поднавыки, которые связаны с его применением. Естественно, эта классификация не единственная, но сегодня именно ее мы считаем самой удобной и именно ее мы используем на 4brain для разработки наших программ и фильтрации курсов.

Как и какие soft skills развивать?

Как и какие soft skills развивать

Несмотря на то, что для развития каждого навыка есть свои рекомендации, существуют универсальные вещи, которые важно знать и учитывать для развития любого надпрофессионального навыка. И здесь есть несколько важных нюансов.

Во-первых, скорее всего, вы уже развиваете определенные навыки опосредованно через другие дисциплины. К примеру, математика или программирование учат логически мыслить, а групповые виды спорта развивают коммуникативные навыки, умение работать в команде и лидерские качества. Во-вторых, нужно понимать, что такое опосредованное развитие не всегда позволяет овладеть надпрофессиональными навыками в совершенстве, и более эффективно их развивать по-отдельности.

И, в-третьих, следует знать, что для развития soft skills очень удобно использовать компетентностную модель, в соответствии с которой компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков. И все эти 3 составляющих важны. Снова пример: чтобы хорошо запомнить информацию, нужно не только тренировать и отрабатывать навык запоминания, но и обладать знаниями о работе памяти, мнемотехниках и т.п. Знания – это всегда основа выработки любого навыка. Одни лишь онлайн-тренажеры или курсы не помогут.

Наконец, в-четвертых, важно понимать, что развитие софт скиллз требует тренировки, повторения и отработки на практике изученного материала. Нужно не просто пройти какой-то курс, а стараться регулярно использовать выученные методы в жизни. Только в этом случае выбранный навык удастся закрепить должным образом.

Ну а чтобы определиться с тем, что же конкретно требует развития, можно пойти разными путями. Как вариант, вы можете прописать на бумаге все, что умеете уже сейчас, и то, чему желаете научиться. Затем проанализировать свои записи, привести их общему знаменателю и выбрать несколько компетенций для развития в ближайшее время. Но можно использовать и специальные алгоритмы.

Одним из таких является специализированный тест 4Brain, пройдя который вы получите индивидуальную подборку материалов. Причем этот тест подберет не только навыки, но и покажет какие статьи, книги и курсы помогут их развить. Тест бесплатный, а пройти его можно, перейдя по этой ссылке. Но давайте подведем итог статье.

Выводы

Гибкие навыки сегодня

Обучение сегодня – это не только школа или вуз, а некоторая жизненная позиция LLL (LifeLongLearnig или обучение длиною в жизнь). Учиться нужно всегда, иначе знания и навыки устаревают. И в этом самообучении soft skills играют очень важную роль. Во-первых, они помогают лучше обучаться, а во-вторых, именно эти навыки меньше всего подвержены старению, т.е. это актив надолго.

У нас долго считалось и до сих пор считается, что soft skills человек осваивает посредством получения жизненного опыта и освоения основных предметов. Но отечественная педагогика даже сейчас существенно отстает как от мировых трендов, так и от реальных потребностей населения (по данным Яндекса, люди сегодня интересуются логикой, устным счетом, скорочтением, творческим мышлением, ТРИЗ и другими вещами, задавая миллионы запросов ежемесячно).

Но все же не стоит преувеличивать и роль soft skills, ведь важно не столько то, чем вы владеете, сколько то, как вы это применяете. Одни гибкие навыки без конкретных профессиональных знаний сильно не помогут. Так что важно понимать, помогают ли они вам в карьерном росте, чувствуете ли вы себя в жизни на своем месте, нравится ли вам ваша работа и устраивают ли вас успехи в личной жизни – это самое главное, и именно для этого и нужно развивать в себе любые навыки. А мы готовы оказать вам в этом существенную поддержку.

Читайте также: