Софисты и сократ кратко

Обновлено: 30.06.2024

Софистика как направление в философии была значительным фактором культурной и социальной жизни классической Греции.

По своей профессии софисты были странствующими учителями мудрости и красноречия, переезжавшими из одного города в другой. Они выступали на общественных праздниках и торжествах, произнося соответствующие этим дням речи—панегирики городу, надгробные речи, восхваление какого-либо лица, общественного деятеля, командира, поэта или писателя.

Кроме демонстрации собственных талантов, образцов красноречия и блестящего стиля софисты занимались преподаванием риторики, логики, грамматики и психологии. В качестве упражнения ученикам предлагались самые разнообразные темы, имевшие целью развить их логические и словесные способности: панегирики павлинам, мышам, горшкам, соли и пр. Отрицательной стороной софистики был доведённый до крайних пределов формализм, нередко переходивший в игру словами и понятиями, в схоластику. Философский скепсис и субъективизм не мешали, однако, некоторым софистам с успехом заниматься науками и искусствами.

Софистов делят на старших и младших. Из старших наиболее известны Протагор и Горгий. К младшим софистам принадлежат Антифонт, Алкидамант и Критий.

Расцвет софистики относится ко второй половине V в., ко времени высокого развития социально-экономической, политической и культурной жизни Афин. То было время, когда старая система знаний, покоившаяся на ионийской натурфилософии и наивном реализме, уже не могла удовлетворить запросы человеческого ума, особенно в области общественных наук. Социальная жизнь, накопленный опыт и культурно-философские запросы времени не умещались в рамках старых теорий и философских систем.

Впервые в истории человеческой мысли вставал вопрос о природе самого знания. Что такое знание? Как оно получается? Что является критерием объективной истины, и, наконец, вообще существует ли объективная истина?

На последний вопрос софисты давали отрицательный ответ.

Отрицая существование общеобязательных истин, софисты сильнее своих предшественников философов-натуралистов подчёркивали значение метода отбора и группировки материала,

что в то время являлось большим научным прогрессом. Только владея философским методом, учили софисты, можно охватить всё разнообразие естественных и социальных явлений. Знание организует природные способности человека, помогая ему ориентироваться в сложных условиях окружающей жизни. Образованный человек — в полном смысле совершенный, или добродетельный, — человек, умеющий устанавливать правильные отношения к окружающей его социальной среде.

В истории античной культуры софисты занимают приблизительно такое же место, какое в западноевропейской культуре занимают французские энциклопедисты XVIII в-. Не было ни одной жизненной сферы, которой не коснулись бы софисты. В экономике, политике, математике, естествознании и социологии — во всех областях человеческого знания софисты поставили ряд вопросов и выдвинули много новых точек зрения. Однако разрешению этих вопросов мешала идеалистическая основа философии софистов, присущий им скепсис и субъективизм.

К софистам непосредственно примыкал Сократ (469—399 гг.), сын афинского скульптора Софрониска и сам скульптор.

Несмотря на свою бедность, Сократ сумел, однако, получить солидное философское образование, обнаружив в этом отношении большую силу воли. С другой стороны, это характеризует и Афины, где даже самый бедный человек мог заниматься самыми тонкими и сложными вопросами науки и философии. Учителями Сократа были софисты. События внешней жизни Сократа крайне просты. Во время пелопоннесской войны он участвовал в трёх сражениях, в Потидее он спас жизнь Алкивиаду. В качестве притана участвовал в процессе стратегов, командовавших флотом в сражении при Аргинусских островах. На процессе Сократ выступил против мнения большинства собрания, приговорившего стратегов к смерти.

В 399 г. афинским судом Сократ был обвинён в безбожии и при-говорён к смерти. Ему было поставлено в вину, что проповедуемое им ученье подрывает основы государственности и демократии.

Сократ стремился, таким образом, преодолеть гносеологический и этический скепсис софистов и утверждал, что существует объективная истина. Но идеалистическая основа философии у Сократа и софистов была общей. Учение Сократа подготовило почву для платоновского идеализма.

Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948, с. 320-324.

Среди софистов выделятся группы так называемых:

- старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

- младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Характерные черты философии софистов.

Для софистов характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Софизм как основной логический прием софистов.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

«То, что не потерял, ты имеешь,

ты не потерял рога;

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Значение деятельности софистов.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру.

К их главным заслугам относят то, что они:

- критически взглянули на окружающую действительность;

- распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

Философия Протагора.

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

- вне человеческого сознания ничего не существует;

- нет ничего раз и навсегда данного;

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

- если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

- окружающий мир относителен;

- объективное (истинное) познание недостижимо;

- существует только мир мнения.




Философия Сократа.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

- любое знание есть добро;

- любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

- ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники – философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

Представители данной школы (киренаики):

- выступали против изучения природы;

- высшим благом считали наслаждение;

- соответственно целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для достижения наслаждения.

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

Среди софистов выделятся группы так называемых:

- старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

- младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Характерные черты философии софистов.

Для софистов характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Софизм как основной логический прием софистов.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

«То, что не потерял, ты имеешь,

ты не потерял рога;

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Значение деятельности софистов.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру.

К их главным заслугам относят то, что они:

- критически взглянули на окружающую действительность;

- распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

Философия Протагора.

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

- вне человеческого сознания ничего не существует;

- нет ничего раз и навсегда данного;

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

- если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

- окружающий мир относителен;

- объективное (истинное) познание недостижимо;

- существует только мир мнения.

Философия Сократа.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

- любое знание есть добро;

- любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

- ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники – философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

Представители данной школы (киренаики):

- выступали против изучения природы;

- высшим благом считали наслаждение;

- соответственно целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для достижения наслаждения.

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Гост

ГОСТ

Софисты – это греческие мудрецы, учители ораторского искусства, наук, этики, преподававшие за плату. Позднее термин получил негативную окраску, софистами стали называть спорщиков, проходимцев и демагогов.

Жизнь Сократа

В силу собственного признания и убеждений Сократ активно участвовал в активно политической жизни Афин. Он неоднократно выступал в суде, сначала защищая афинских стратегов от гнева демоса, а затем напротив защищая народ от диктатуры, установленной его учеником Алкивиадом.

Сократ не оставил после себя каких-либо трудов. Философ не признавал письменности полагая, что слово будучи запечатленным на бумаге становится мертвым и уже не способно ни передать свой смысл, ни способствовать развитию ума и памяти. Свое учение Сократ развивал и преподавал в ходе диалогов. Возможно, по этой причине многочисленные ученики понимали взгляды Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее по-своему, ведь их беседы проходили в разных условиях и обстоятельствах. Так, например, Платон, будучи мирным человеком, пишет, что Сократ осуждал зло во всех его проявлениях, даже если это зло творимое по отношению к врагам, в то время как Ксенофонт – стратег и военачальник Афин, упоминал, что Сократ признавал необходимое зло, совершаемое против врагов и ради собственной защиты.

Готовые работы на аналогичную тему

Сократ женился довольно поздно. Его супруга Ксантиппа родила философу трех сыновей, однако их брак был несчастливым. Ксантиппа прославилась сварливым и дурным характером. В тоже время и сам Сократ не был примерным семьянином. Он не зарабатывал денег, не участвовал в жизни семьи и воспитании детей, довольствовался малым, ходил в одной и той же потрёпанной хламиде.

Афинское общество также было недовольно Сократом. Философ не учил ораторскому мастерству или наукам, но все же к нему стягивал вся афинская молодежь, в поисках мудрости, в стремлении стать добродетельными и благородными людьми. Стремление молодых людей учиться у Сократа, который не брал платы, и превозношение его авторитета, выше авторитета родителей, противоречили нормам и представлениям тогдашних Афин. За это Сократ был обвинен в развращении молодежи.

Также Сократ полагал, что у каждого человека есть даймон, который нашептывает его душе верные советы и решения. Сократ всегда прислушивался к внутреннему голосу и тот никогда не подводил его, выручая из самых гибельных ситуаций. Однако афинское общество восприняло размышления мудреца о даймоне как богохульство, поклонение новому, неизвестному богу в ущерб богам Афин.

Наконец военный подвиг Сократа, спасение Алкивиада, был также обращен против него. Когда режим диктатуры в Афинах был сброшен общество обвинило Сократа в спасении Алкивиада, ведь если бы он бросил его на поле боя, последний не смогу бы узурпировать власть в Афинах и принести городу множество бед.

На основании данных обвинений Сократ был привлечен к суду. Однако философ отказался от защиты и сам произнес защитную речь, которой, впрочем, только распалил ненависть афинян. Также философ отказался от замены наказания на денежный штраф и от предложений учеников в организации бегства. В возрасте 70 лет Сократ принял яд из чаши, защищая свои убеждения и свой образ жизни.

Философия Сократа

Сократ совершил настоящий переворот в античной философии. До этого греческие мыслители обсуждали вопросы бытия, его природы, способов и возможностей познания. Сократ был тем, кто развернул философию к человеку, поставил человека в центре философской проблемы и начал рассматривать этические вопросы.

Центральными этическими категориями философии Сократа выступают понятия добра и зла. Под добром, добродетелью Сократ как не удивительно понимает прежде всего знание. Знание самого себя и окружающего мира. Лишь тот человек, который обладает знанием и способен проникнуть разумом в сущность вещей, ведет осознанный образ жизни, т.е. принимает решения исходя из собственных знаний и убеждений, а не воли случая или слепых желаний. Зло в свою очередь – это незнание и невежество, погоня за наслаждениями, зависимость личности от собственных желаний и эмоций.

Сократ выдвинул целый ряд парадоксов относительно добра и зла:

  • добродетель – это знание,
  • зло – это незнание добра,
  • никто не желает зла,
  • никто не делает зла по собственной воле.

Последнее утверждение особенно ярко раскрывает позицию Сократа. Поскольку зло – это незнание, то его невозможно совершить намеренно. Ведь признаком намеренного поступка является его осознанность, а осознанность возможна лишь в том случае если человек обладает знанием. Обладающий же знанием обладает и добродетелью и не станет совершать зло. Тот же кто творит зло творит его по незнанию, не умея различать доброе и злое и не понимая, что он делает. А значит совершает зло случайно, ибо не способен контролировать собственные поступки.

В связи с этим главной задачей философии и общества Сократ видел воспитание подрастающих поколений и совершенствование способов этого воспитания, чтобы всякий человек мог стать добродетельным.

Споры Сократа с софистами

Вся философия Сократа, система его убеждений и жизни, противоречила софизму как явлению. В то время как Сократ считал главным в жизни человека добродетель, которая основывается на истинном знании, и потому отдавал все силы воспитанию и бесплатному обучению желающих, софисты напротив, утверждали непознаваемость мира, субъективность оценок реальности, отсутствие незыблемых истин и обучали, как доказать собственную правоту в любой ситуации за плату.

Софизм - что это такое? Примеры софизмов. Что значит софистика в философии? Кем были древнегреческие софисты? Учение софистов кратко. Этический релятивизм. Протагор и софизм Эватла. Софисты и Сократ.

Фото Софисты, софизм и софистика - это. Примеры софизмов

Что значит софистика

В переносном смысле софистика - это подмена понятий, крючкотворство. Сегодня софистикой называют применение в споре ложных доводов, неправильных доказательств. Синонимы к слову софистика: казуистика, подмена понятий, пустозвонство.

В этом же смысле софизм - нечестный прием в дискуссии, запутывание оппонента, подмена понятий. Синонимы к слову софизм: уловка, увертка, подмена понятий.

Древнегреческие софисты. Философия софистов

Софист в Древней Греции - это платный преподаватель красноречия, искушенный в ораторском мастерстве и ведении дискуссий. В греческих городах-полисах гражданам нужно было лично защищать себя в суде (адвокатов не было) и выступать в народных собраниях, поэтому многие брали уроки у таких учителей.

К классическим софистам V-IV веков до н.э. относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский (так называемые старшие софисты), а также Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах и другие младшие софисты. Труды большинства софистов не сохранилось, доступны лишь фрагменты и упоминания их идей у других авторов.

Софисты не были едины в своих философских взглядах. Например, идею о том, что все в мире относительно, они объясняли совершенно по-разному:

Человек есть мера всех вещей, поэтому все истинно, утверждал Протагор.

Всякое мнение ложно, поэтому подлинной истины не бывает, считал Ксениад.

В действительности не существует ничего; но если реальность и существует, то человек ее постигнуть не может; а если и может постигнуть - не способен объяснить другому, рассуждал Горгий.

Исходя из этих разных посылок, софисты проповедовали этический релятивизм - обосновывали право каждого человека по-своему оценивать мир с учетом своих интересов.

Софисты четко разделяли законы природы и законы общества. Законы природы действуют для всех, они неизменны. А все человеческие установления - это результат соглашения между людьми. Например, принятое в Греции рабство не вечно, потому что люди от природы равны и свободны, объяснял Алкидамант.

А вот Критий прямо утверждал, что религию выдумали умные люди, чтобы заставить глупых подчиняться и выполнять законы.

Что такое софизм? Примеры софизмов

Софизмы делят на два вида:


    Логический софизм основан на нарушении логики: подмене тезиса (основной мысли); на ложных посылках; на нарушении хода рассуждения, нелогичном выводе и т.п.

Что ты не потерял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя его рога.

Одно зерно - не куча. Если добавить еще одно зерно, это тоже не будет кучей. Получается, если к любому числу зерен прибавить одно зернышко, кучи не будет. Значит, любое количество зерна - это не куча.

Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего - дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Сократ - человек. Человек - не то же самое, что Сократ. Значит, Сократ - это не Сократ.

Человек способен видеть без левого глаза и способен видеть без правого глаза. Других глаз у нас нет. Получается, что человеку не нужны глаза, чтобы видеть.

Еще один классический пример софизма - так называемый софизм Эватла.

По легенде, у Протагора учился судебному красноречию Эватл. По договору, ученик должен был заплатить учителю 10 тысяч драхм, как только выиграет свой первый судебный процесс. Но когда учеба закончилась, Эватл не участвовал в тяжбах и ничего не платил.

Тогда Протагор решил сам подать в суд на ученика и потребовать плату. Он рассуждал так: Деньги я получу в любом случае. Если Эватл проиграет дело - заплатит по решению суда. Если выиграет - заплатит по договору.

Эватл рассуждал обратным образом: Платить я не будут в любом случае. Если я проиграю, то не должен платить по договору. Если я выиграю, то не должен платить по решению суда.

Как разрешилось дело двух софистов - непонятно. Если верить рассказу Авла Геллия, то судьи отказались выносить вердикт, потому что любое их решение противоречило бы самому себе.

Софисты и Сократ

Сократ критиковал софистов за нежелание разделять истину и ложь. Он отмечал, что моральный релятивизм (представление, что все относительно) вреден для общества и государства.

Главным способом поиска истины для Сократа был диалог и логическое рассуждение. Он осуждал ораторское искусство как умение потакать толпе. Хитростям софистов Сократ в диалоге противопоставлял искусно задаваемые вопросы. С их помощью философ обнаруживал противоречия в рассуждениях собеседника и заставлял его самого прийти к нужным выводам.


Сократ. Бюст из Национального музея в Неаполе. Фото: Wikimedia

Читайте также: