Софистика и эклектика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почему мир эволюционирует? Как она продолжает развиваться? Есть ли направленность в изменениях? С одной стороны, эти вопросы решаются в философии концептуально через диалектику и метафизику, с другой стороны, они проблематичны для философии и находятся в центре ее исследований. В современном понимании диалектика — это философская теория развития природы, общества и мышления, а также основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода интеллектуального развития человечества. В древние времена усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идеологические основы диалектики. После рождения, развитие диалектики на долгое время стало конкретизацией их идей. Только в 19 веке, в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах), диалектика получила новую (теоретическую) основу для своего развития. В том же веке за диалектикой Гегеля последовала система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, гегелевскую диалектику и марксистскую диалектику.

Примеры диалектического мышления можно увидеть в изложении в идеях Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. В целом совокупность разработанных ими принципов диалектики можно представить следующим перечнем: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития — образование и разрешение противоречий; взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и индивидуального, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и контингентности, возможности и действия.

Диалектика — не единственная теория об эволюции всего сущего. Кроме нее, существуют и другие теории с аналогичным объектом философского интереса (развития), которые также являются философскими методами.

Набор философских идей, по-иному (недиалектически) объясняющих первооснову всего сущего, стал интеллектуальной основой антидиалектики. Одной из основных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, развитие которого происходило и происходит за счет различных идей.

Эклектика и диалектика - Проявления метафизики

Проявления метафизики

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно, ко второй группе относятся философские идеи, которые объясняют мир из принципа развития, но интерпретируют его метафизически. Эти идеи либо отрицают принцип противоречивого развития, а если противоречивое развитие признается, то оно не внутреннее (саморазвитие), а внешнее; развитие сводится либо исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), либо к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее эволюцию, во-вторых, как концепция эволюции, противостоящая диалектике. Развитие метафизики от ее первого значения ко второму, от ее исторического образа к современному, показывает, с одной стороны, идеологическую силу диалектики, в борьбе с которой метафизика была вынуждена признать свое исходное положение — принцип развития — в противостоянии с диалектикой. С другой стороны, способность к обновлению показывает достаточную силу самой метафизики.[3]

Жизненные проявления метафизики многообразны. Она проявляется как в мыслях, так и в практических действиях. Наиболее жизнеспособными формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Другие альтернативы диалектики

Догматизм (от dogma, позиция) — философский термин, обозначающий особое отношение к содержанию системы, а не к самой системе. Понятие догматизма определяется, прежде всего, двумя противоположными терминами — скептицизмом и критицизмом. В широком смысле догматизм — это попытка построить философскую систему без предварительного изучения познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек способен постигать цели, т.е. различать истину.

Догматизм основан на возведении существующего мировоззрения в ранг единственно верного, на неумении и нежелании видеть, понимать, принимать реальные изменения, происходящие в мире. Догматизм наиболее ярко проявляется в характерной черте метафизики — ее односторонности. Не стремясь увидеть мир во всем многообразии его взаимосвязей, догматизм фиксирует то, что однажды было усвоено, как абсолютно истинное, считает универсальным то, что однажды было успешно применено. Таким образом, она существенно деформирует знания и практику и становится препятствием для появления нового.

Релятивизм — это фланг догматизма. Релятивизм (от греч. — относительный, относительный) — теоретико-познавательная концепция, возникающая в результате одностороннего выяснения сущности истины, преувеличения ее относительности, т.е. интерпретации результатов познавательного процесса. И, конечно, релятивизм функционирует здесь как своего рода метафизическая интерпретация истины. Релятивизм — это не единая доктрина, а скорее расплывчатый набор убеждений о том, что истинность или ложность утверждений зависит от характеристик индивида или социальной группы. Существует радикальный релятивизм (П.Фейерабенд), близкий к агностицизму и солипсизму, согласно которому не существует объективного знания и поэтому невозможен прогресс науки. Умеренные релятивисты (Т. Кун) определяют истинность или ложность теорий в зависимости от контекста, времени и места их использования. Чаще всего релятивисты используют тезис Дюэм-Куайна о недоопределенности теории фактами (или тезис о теоретической заряженности наблюдений) для обоснования невозможности в принципе установить соответствие между фактами и утверждениями наблюдения. Таким образом, релятивизм стоит в прямой связи с диалектикой как эпистемологией, и в этом акте как ее альтернатива. Догматизм построен на преувеличении важности абсолютной истины и игнорировании момента ее конкретности; релятивизм, с другой стороны, преувеличивает важность относительной истины и отбрасывает момент ее абсолютности.

Софистика (греч. σοφιστική — хитрая аргументация) Аргументация, основанная на сознательном нарушении законов логики, на использовании ложных аргументов. Учение сформировалось в Афинах во второй половине 5 века до н.э., в школе софистов — философов-просветителей, склонных к релятивизму, первых профессиональных педагогов общего образования. Термин софистика происходит от греческого слова софист (sophistes — мудрец), которое тогда использовалось для обозначения платных учителей ораторского искусства. Вначале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли свод правил логического рассуждения, но вскоре отошли от логических принципов его организации и сосредоточили все внимание на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие выводится из общего контекста событий, на полисемии слов, на подмене понятий и т.д.

Софистика и электика

Метафизика часто встречается в форме эклектики. Эклектика — это все, что обнаруживает эклектизм, то есть стремление образовать единство из разнородных, несовместимых элементов.

Эклектика (греч. eklego — выбирать) — метод мышления, объединяющий взаимоисключающие принципы в одну конструкцию, одно отношение. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в различных доктринах. Например, попытки философского слияния материализма и идеализма можно назвать эклектикой.

В действительности, эти эмоциональные обещания и предрасположенности человеческого разума отражают элементы противоречия. Здесь Сартр прав. Негативность, однако, не сводится к этому, только к субъективности, к эмоционально-антропологическому опыту. Таким образом, Сартр оставляет в стороне другую диалектику, объективную диалектику, которая господствует во всей природе.

Метафизика, эклектика, софистика

Какова природа софистики и эклектики как форм антидиалектического мышления? В этом они всеобъемлющие, универсальные и гибкие. Эта гибкость распространяется на тождество противоположностей и используется субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь и гибкость понятий обусловлены объективным противоречивым процессом материального мира и его единством. Мыслить диалектически — значит представлять в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов.

К софистике и эклектике как методам аргументации обычно прибегают те, кто заинтересован в искажении истины, субъективистски извращая реальность, затушевывая свои истинные намерения и даже не желая разобраться в сути дела.

Диалектическое восприятие действительности означает преодоление эклектизма и софистики в каждом их проявлении. В то же время в последние годы задача освобождения общественного сознания от оков догматизма стала чрезвычайно актуальной.

Приверженцы доктринерского, догматического типа мышления оперируют социальными идеями, лозунгами, теоретическими парадигмами мышления, установками, инструкциями, которые некритически воспринимаются как абсолютные истины. Они игнорируют конкретность истины, необходимую гибкость концепций и потребности практики. Такое мышление приводит к идеологической нетерпимости, схоластическому утопизму, застою в науке, консерватизму в технологиях и безынициативности в социальных действиях.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что, во-первых, метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; во-вторых, метафизика на многие сходные вопросы смотрит с позиций, противоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

· по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

· по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

· по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, количества и качества, направленности развития, а также мышления, познания, отношения к окружающему миру. Однако не следует думать, что метафизика – сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому.


§ диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, всё подвергать сомнению, всё отрицать;

§ новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску ещё более нового (т.е. диалектика должна идти вперёд и вперёд, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

§ отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

Эклектика – неорганичное, чисто внешнее соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий; создание чисто искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика – это рассуждения, доказательства, основанные на софизмах. Софизмы, в свою очередь, – это формально кажущиеся правильными, но ложные по существу умозаключения, основанные на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы, т.е. положения, принимаемые за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знаний и отрицания на этом основании возможности познания объективной истины.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Среди философских методов познания наиболее древними являются: диалектический метафизический. Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики. Диалектика Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др. Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

Среди философских методов познания наиболее древними являются: диалектический метафизический. Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики. Диалектика Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др. Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

Диалектика является не единственной теорией и методом познания всего сущного. Наряду с ней существует и альтернативные теории:

Метафизика (от греч. мeta ta physika – после физики) употребляется в трех значениях:

1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) началах бытия. Понятие впервые употребил Антроник Родосский ( I в. до н. э.), который систематизируя труды Аристотеля так назвал работы об умопостигаемых началах бытия, все что было помимо физики (природы);

2) в современной Западной философии термин часто употребляется как синоним философии;

3) противоположный диалектике основной философский метод.

Метафизика является главной альтернативой диалектики, потому что она:

а) является, как и диалектика, развитой теорией;

б) многие вопросы рассматривает с противоположных диалектике позиций.

Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика:

1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое;

2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок;

3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается);

4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо вообще отрицает;

6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов.

Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития.

На Западе метафизика является равноправной с диалектикой теорией и методом познания бытия.

Для эклектики и софистики характерен тот же подход к действительности:

б) рассмотрение отдельных фактов вне их связи с другими, с сущностью процесса;

в) неумение видеть и выделять главное;

Эклектика (гр. eklektikos – выбираю) – механическое смешение разнородных вещей, их сторон, явлений без выяснения их внутренней диалектической связи.

Метод эклектики – это механическое соединения разных подходов к объекту, констатация различных его сторон без уяснения главного.

Софистика – это сознательная подмена в анализе действительных связей мнимыми, выведение из верных фактов умозаключений правильных по форме, но ложных по содержанию. Особенно часто софистика, как прием политической борьбы, используется для манипулирования общественным сознанием.

Как метод – негибкость в мышлении, рассуждениях, понимании и объяснении окружающей действительности.

Релятивизм (лат. relativus) – учение, согласно которому всякое познание относительно, объективная истина не существует и, следовательно, объективное познание действительности невозможно. Сторонники релятивизма абсолютизируют изменчивость мира и наших знаний о нем.

Читайте также: