Софиология с н булгакова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Участниками трагедии выступают и отдельный человек, и человечество как целое. В каждом из них преломляется и отражается трагедия другого. Индивидуальное сознание, воля, ум включены в универсальное сознание, всеобщую волю, всеединый разум. Всеми силами философ-богослов противится разъединению человечества, распаду его на атомы, столкновение которых приводит к случайным и парадоксальным комбинациям, не обладающим общим смыслом и потому неминуемо распадающимся. Антиномизм бытия – не препятствие, а условие духовного вызревания человечества, сочетающего в себе интеллектуальную смелость с нравственной силой.

Русская софиология

Глава восьмая. Софиология

Глава восьмая. Софиология Русская софиология Комментируя одно из писем Ф. Самарина, о. Павел Флоренский замечает, что идея Премудрости Божией коренится в самих истоках русского религиозного сознания, ибо она связана с глубинными основами его своеобразной природы;

Русская софиология

1. Федеральное богословие или богословие завета (Federal Theology)

Около кризиса

Естественное богословие в эпоху Просвещения

Естественное богословие в эпоху Просвещения Философия Нового времени характеризуется освобождением от исторических предпосылок христианства. После церковного раскола XVI в. и последовавших за ним религиозных войн христианство не могло больше сохранять единство

ИСТОКИ МИССИОНЕРСКОГО КРИЗИСА

ИСТОКИ МИССИОНЕРСКОГО КРИЗИСА ВизантияМиссиология — это размышления о том, как мы смотримся в глазах не-христиан. В чем правда и в чем неправда этих не-наших представлений о нас. Как можно изменить эти представления.Школы таких исследований в Православии нет. Миссия была

ИСТОКИ МИССИОНЕРСКОГО КРИЗИСА

ИСТОКИ МИССИОНЕРСКОГО КРИЗИСА РоссияВизантийские авторы никогда не признавались в кризисном положении миссии. В отличие от них российские духовные писатели и миссионеры эту горькую правду видели и о ней говорили.Св. Феофан Затворник: «Заснули все и живем спустя

Софиология в России – случайность или чаяние?

Софиология смерти в творчестве С.Н. Булгакова

Софиология смерти в творчестве С.Н. Булгакова В течение сорока восьми лет научной и дидактической работы (1897–1944 годы) С.Н. Булгаков написал и опубликовал 28 томов оригинальных произведений, свыше 180 научных статей на философские, богословские и экономические темы, около 80

Русская софиология в контексте кризиса культуры

Русская софиология в контексте кризиса культуры По понятным причинам я, насколько это возможно, оставлю в стороне собственно богословские вопросы, связанные с русской софиологией. Споры о ее отношениях с догматическим христианством, о связях с платонизмом или

8. Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие. Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский.

С. Н. Булгаков о проблеме кризиса культуры С. В. Колычева

СОФИОЛОГИЯ ОТЦА СЕРГИЯ БУЛГАКОВА
И СОВРЕМЕННОЕ ЗАПАДНОЕ БОГОСЛОВИЕ


Бытует идея, что софиология — дело прошлого. Еще совсем недавно и даже ныне в некоторых кругах утверждают, что любой дискурс, затрагивающий библейский образ Премудрости Божьей, в итоге приводит только к идеалистической деформации ереси, ведущей начало от Филона Александрийского и гностических сект второго века новой эры. Говорили и о том, что софиология была сурово осуждена Русской Православной Церковью в 1935 г., что она потеряла всю свою актуальность пред лицом мощного течения неопатристического синтеза.

Эти же исследования смогли объяснить, почему, невзирая на победу софиологического течения над довоенными критиками, именно неопатристическое течение на 50 лет вышло на передний план в Русской Православной Церкви. Основными причинами для этого были: в политическом контексте холодная войнаи преследования Церкви не позволяли создавать творческое богословие ни на востоке, ни на западе; экуменический контекст требовал объединения всех православных поместных церквей вокруг признаваемых Православной Церковью решений семи Вселенских соборов; в философском контексте отдавалось предпочтение мысли пост-кантианского толка, различающей вещь в себе и ее проявление, по отношению к философии персонализма, постулирующей личностное начало всякого действия и энергий; кроме того произошла смена поколений — пришло новое поколение богословов, отдающее предпочтение тезису об ущемлении православного богословия, а не догматическому развитию православной мысли [2] .

Сегодняшнее отношение к прошлому, одновременно критическое и уважительное, — результат далеко не однодневного труда. Это результат богословского и поэтического созревания. Многие мыслители — от Оливье Клемана до Сергея Аверинцева (здесь нужно вспомнить о. Александра Шмемана, Константина Андроникова, Никиту Струве, владыку Антония Блюма и др.) напоминали об удивительной плодотворности богословия Парижской школы. Эта плодотворность зиждилась прежде всего на опыте личной встречи с Богом и на многовековой библейской, патристической и литургической интерпретации этого опыта.

Это значит, что библейский лик Божьей Премудрости есть не только лик христологический, что он не есть один из многих абстрактных атрибутов Божества. Это — Божья жизнь, место встречи трех ипостасей Троицы, место встречи Бога и Человека.

Однако, софиология не только не ушла в прошлое, но, как сказал в своем выступлении на нашей конференции о. Иларион Алфеев, сегодня пришло время вернуться к догадкам и духовному пути — о. Сергия Булгакова. Мой краткий обзор пятидесятилетней рецепции его мысли на Западе в плане догматическом, экклезиологическом и эстетическом — всего лишь скромная лепта в это современное движение за углубление духовного сознания.

1. Софиология — углубление догматической традиции

Чтобы оценить рецепцию мысли Булгакова, нужно кратко напомнить о догматической проблематике, характерной для богословского творчества декана Института св. Сергия.

Главный вопрос Булгакова, неразрешенный патристической традицией, был следующим: как каждая ипостась в отдельности и все они в совокупности связаны с творением?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выйти за пределы икономии, апофатического созерцания действия божественных энергий в мире, войти в сферу жизни внутритроичной, катафатически участвовать в тайне три-ипостасного источника этих энергий. Вот почему Булгаков обратился прежде всего к восславлению Евхаристии и нашел для этого вдохновение как в преподавании в Институте св. Сергия, так и в церковном служении подле митрополита Евлогия, рядом с матерью Марией и Бердяевым. Хотя у Булгакова очень быстро появился интуитивный ответ на поставленный вопрос, сформулировал он его только со временем, и в соответствии с духовной атмосферой среды, в которой он формировался.

В этом изречении нет ни савеллианства, ни модализма. Природа, усия, не отбрасывается во мрак таинства и являет себя как соотносимая модальность, как нетварная Премудрость и как Премудрость тварная. Просто таинство Троицы и есть самооткровение Бога в Премудрости в качестве Отца, Сына и Духа Святого. Такой подход подлежал серьезной критике Владимира Лосского в 1935 г.: согласно В. Лосскому, в этом утверждении наличествует смешение природы и Божественной Личности.

2. Софиология — основание для переосмысленной экклезиологии

3. Софиология — источник художественного вдохновения

Софиологическая мысль о. Сергия Булгакова глубоко обновила все сферы православного богословия. Помимо догматики и экклезиологии это затронуло иконологию и мариологию (учение о почитании Божьей Матери).

И снова мы переходим, не отрицая, естественно, апофатического отношения к Богу (основанного на ветхозаветной непредставимости Бога) к катафатической позиции. Булгаков исходит из того принципа, что образ Христа принадлежит его ипостаси, а не его природе. У Христа две природы и один образ, но в двух разных модусах. Христос есть одновременно образ Отца (духовный и необязательно видимый) и первообраз всего, но существует телесный и видимый образ. В этой перспективе Премудрость должна восприниматься как образ Божий. Поскольку, с одной стороны мир, — тварный образ Премудрости, постольку с другой — София есть икона Бога в Человеке. Вот почему, по Булгакову, Премудрость является также общим основанием почитания Пресвятой Девы и творения.

Эти удивительные рассуждения Булгакова оставили глубокий след в православном богословии: от восславления колоколов Владимиром Ильиным до прославления человеческого лика Павлом Евдокимовым, от открытия теургического измерения литургии отцом Ал. Шмеманом и Константином Андрониковым до разработки эко-теологии Оливье Клеманом и патриархом Варфоломеем. Если коллоквиум в честь Никейского Собора в 1987 г . вернул право голоса наследникам Вл. Лосского и Леонида Успенского, то возрождение православной мозаики и работы американского богослова о. Джона Брека по пасхальной иконографии и Туринской плащанице продолжают развитие катафатической линии Булгакова [18] .

Осознание значимости софиологической проблематики в Европе связано, как мы видели, с рецепцией работ о. Сергия Булгакова. Однако не будем рассматривать софиологию как учение, принадлежащее только русской, украинской или даже православной теологии.

Ведь духовная рефлексия на Западе, одновременно интеллектуальная и эстетическая, не пребывала в пассивном ожидании горстки русских эмигрантов-интеллектуалов, чтобы обратить свое внимание на тему Софии и библейского образа Премудрости Божьей. Отец Луи Буйе описал явление Божией Премудрости на витражах Шартрского собора ХІІ в. На них мы видим Христа, сидящего на коленях у Девы, окруженного 6 голубями вместо 7. Седьмой, Sapientia, был по убеждению средневекового художника Матерью и Сыном!

Чтобы показать всю значимость софиологической проблематики для нашей технократической цивилизации, пребывающей на путях глобализации, я процитирую мыслителя-агностика Эдгара Морена, одного из современных наиболее значимых и влиятельных французских философов. Как-то он мне признался, что, по его мнению, фреска Сотворения мира в Сикстинской капелле, написанная Микеланджело, имела столь значительное влияние на возрожденческую мысль именно по причине необъяснимого и таинственного появления Софии рядом с Творцом.

При этом неугасимом свете вновь обретенной Божьей Премудрости, после прошествия мрака нового средневековья, увидим ли мы близкое восхождение нового Возрождения?

[1] См.: Геннадий (Эйкалович), игум. Дело прот. Сергия Булгакова. (Историческая канва спора о Софии). Сан-Франциско, 1980.

[3] Булгаков Сергий., прот. Агнец Божий. М.: Общедоступный Православный университет, 2000. С. 126.

[5] См .: Houziaux А . Le tohu-bohu, le serpent et le bon Dieu. Paris : Presses de la renaissance, 1997.

[6] См .: Ricoeur P. La memoire, l’histoire, l’oubli. Paris : Seuil, 2000.

[7] См .: Schultze B. Sagesse // Dictionnaire de Spiritualit й . T. XIV. Paris , 1988. Col 122–126.

[8] См .: Mies F. ( й d). Toute la sagesse du monde. Hommage а Maurice Gilbert. Bruxelles: Lessius, 1999.

[9] См .: Bouyer L., p и re. Sophia ou le monde en Dieu. Paris : Cerf, 1994.

[10] См .: Guillou Le, p и re. Le myst и re du P и re. Paris , 1973.

[11] Владимир (Сабодан), митр. Экклезиология в отечественном богословии. Киев , 1997. С . 403.

[13] Borrely A., p и re. L’oeucum й nisme spirituel. Paris , 1988. P. 117.

[14] Balthazar U. von. Raser les bastions // Dieu Vivant. 1947. № 25. P. 23.

[15] См .: Cerbelaud D., p и re. Ecouter Isra л l, une th й ologie chr й tienne en dialogue. Paris : Cerf, 1995.

[17] Souzenelle A. de, R й sonances bibliques. Paris : Albin Michel, 2001. P. 228.

[18] Breck J., p и re. La puissance de la parole, trad. fr. Paris : Cerf, 1996. P. 233.

[19] Bouyer L., p и re. Le tr ф ne de la Sagesse , essai sur la signification du culte marial. Paris : Cerf, 1957. P. 277.

[20] Mies F. ( й d). Toute la sagesse du monde. P. 676.

[21] См. каталог выставки: София Премудрость Божия. Москва: Радуница, 2000.

Софиология прот. Сергия Булгакова и церковная реакция на нее.

Софиология прот. Сергия Булгакова и церковная реакция на нее.

Образ Премудрости не раз привлекал внимание экзегетов и богословов. Известны споры, которые еще в арианскую эпоху велись вокруг истолкования этих мест [1] . Известно также и то значение, которое означенные места получили, с одной стороны, в русской иконописи [2] , с другой – у группы русских религиозных мыслителей конца XIX и первой половины XX века, в частности у Владимира Соловьева, о. Павла Флоренского и о. Сергия Булгакова. Поэтому вопрос о Божьей Премудрости представляет особый интерес. В целом для русского богословия долгое время присущим и актуальным был теологический вопрос о происхождении, значении, идейной генеалогии ветхозаветного понятия и образа Премудрости. [3]

Если в дореволюционные годы философское и затем богословское творчество о. Сергия приветствовалось самим патр. Тихоном, в то в 30-е годы 20 века единственным эпитетом, характеризующим богословие о. Сергия в обвинительных документах было слово ересь.

Критическое отношение к теологии о. Сергия Булгакова достигло кульминации летом 1935 года.Все началось с тайного донесения, посланного митрополиту Литовскому Елевферию, под началом которого состояли приходы Московской юрисдикции в Западной Европе, двумя молодыми богословами, Алексеем Ставровским и Владимиром Лосским. Их доклад предупреждал Церковь-Мать о несоответствии богословской системы о. Сергия православной традиции и об опасности, грозящей чистоте веры. Митрополит Московский Сергий требует дополнительных разъяснений.[8] В. Лосский, лиценциат Сорбонны по средневековой истории, а затем и А. Ставровский, бывший студент Института, не окончивший полный курс, шлют два новых, более подробных послания, где утверждают, что софиология о. Сергия отдает пантеизмом, т. е., что она стирает грани между Богом и Его творением.

Анализ критики сотериологии о. Сергия Булгакова.

Указ митр. Сергия от 7 сентября 1935 и Определение архиерейского собора в Карловцах от 17-30 октября 1935 года во многом базируется на докладной записке В. Н. Лосского и С. Четверикова, то получается, что в документы включена вся основная критика. Они выходят с разницей в месяц, обвинения фактически повторяют одно другое, иногда дословно, как в обвинительных определениях, так и в изложении учения церкви. Это повторение объясняется преемственностью этих документов.

[1] Попытка подведения итогов этих споров см. о. Сергий Булгаков. Купина Неопалимая. Париж, 1927.

[2] См. Флоренский П., иерей. Столп и утверждение Истины. М., 1990.

[3] Князев А., протоиерей. Понятие и образ Божественной премудрости в Ветхом Завете. // Православная мысль. Вып. Х. – Париж, 1955. С. 92 – 112.

[4] Булгаков С., протоиерей. Свет невечерний. – М., 1917. С. 216.

[5] Гаврюшин Н. ". И еллини премудрости ищут". Заметки о софиологии. // По следам рыцарей Софии. – М.: Стар Интер, 1998. С. 95.

[6] Свиридов И., протоиерей. София с точки зрения христианской гносеологии. // У стен Нового Иерусалима. – Москва - Париж, Издательство РА, Издательство LaPresseLibre, 2000. Стр. 222-227

[7]Помазанский М., протопресвитер. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви.

[13] Сергий (Страгородский), митр. Указ № 2267 митр. 1935.

[14]Зандер Л.А. Бог и мир. С.181-230.

[15] Сергий (Страгородский), митр. Указ № 2267 митр. 1935.

[16] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. - о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии — Премудрости Божией.

[18] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей.

[19] Сергий (Страгородский), митр. Указ п.2.3.

[20] Булгаков Сергий, прот. Еще к вопросу о Софии, Премудрости Божией.

[21] Лосский В. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996.

[22] Серафим (Соболев), архиеп. Защита Софианской ереси протоиереем Сергием Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. Изд-во: София. 1937г.

[23] Сергий (Страгородский), митр. Указ.

[24] Сергий (Страгородский), митр. Указ. № 1651.

[25] Флоровский Г., свящ. Восточные Отцы V – VIII веков. Преподобный Максим Исповедник.


Первоначальный импульс работы о Софии Премудрости возник у меня достаточно давно и пришел не из философских штудий. Еще в студенческие годы довольно долгое время, очень насыщенное творчески и духовно и прекрасное хотя бы в силу самого факта юности — моей и тех, с кем мне ее посчастливилось разделить, мне приходилось жить в Великом Новгороде.

Город, бывший, как сказал Владимир Соловьев, когда-то и Новым и Великим, а затем ставший сонным и провинциальным, в XX веке подвергся непоправимым военным разрушениям, а в последнее время все больше превращается в одну из туристических витрин новой России.

И все же неистребимое, немеркнущее обаяние его древней славы захватывает всякого, кто почувствует хотя бы отзвук былого величия, красоты и вольности.

Монография посвящена исследованию истории софиологических учений от мифологических представлений древности до начала XX в. и их отражению в софиологии прот. Сергия Булгакова.

Софиология протоиерея Сергия Булгакова

М. : Изд-во ПСТГУ, 2011. — 464 с.

Учения о Софии Премудрости и

софиология прот. Сергия Булгакова

Мудрость и миф . 15

Лики Мудрости . 15

Афина — олицетворенная мудрость . 22

Мифологическая мудрость в сочинениях Булгакова:

София и Афродита . 27

Античные учения о софии-мудрости . 32

Мудрость у досократиков . 32

Мудрость у Плотина . 38

Булгаков и софиологические учения античности . 39

София Премудрость Божия в Ветхом Завете . 48

Библейская софиология . 48

Экскурсы Булгакова . 52

Учения о Софии Премудрости в формах эллинистического

синтеза и гностических системах древности и их место

в софийной онтологии Булгакова . 60

Логос и софия у стоиков . 60

Филон Александрийский: от логосов к Логосу, от софии

к Премудрости . 62

София гностиков . 64

Эллинистические учения о мудрости и софиология Булгакова.

Проблема гностицизма . 70

Еврейская мистическая традиция и софиология . 85

Учения о Софии Премудрости в раннем христианстве, патристике

и схоластике . 90

Премудрость у апологетов . 90

Библейская экзегеза Софии Премудрости в богословии

Афанасия Александрийского . 93

Софиология в западной патристике и схоластике . 97

Раннехристианская и святоотеческая мысль в генезисе

учения Булгакова: от платонизма к паламизму . 101

София Премудрость в культуре Византии и Древней Руси . 114

Образы Софии в византийской и древнерусской иконографии

и литературе . 114

Русские философы об иконе Софии Премудрости . 144

Иконография Софии Премудрости в сочинениях Булгакова . 148

Софиология в европейской неортодоксальной мистике, поэзии,

литературе и философии Возрождения и Нового времени . 151

Дева-Премудрость в поэзии и мистической литературе . 151

Романтики: встречи с Софией . 165

Асофиен ли Кант? Софиология в европейской философии . 178

Штудии Булгакова . 226

София в русской политической культуре XVIII века . 226

Софиология в русской философии . 240

Премудрость и масоны . 240

Любомудры, Чаадаев, славянофилы и Дама . 243

Софиология и духовно-академическая традиция . 253

Владимир Соловьев — о. Сергий Булгаков . 259

О. Павел Флоренский — о. Сергий Булгаков . 269

Софийная онтология прот. Сергия Булгакова

Софиология как эстетика . 277

Теофания: София в свете божественного Да. 300

Труды крымского периода и 1920-х годов: от онтологии

высказывания к софийной теоантропии . 307

Имяславие как ключ к софиесловию . 310

Софиология иконописи . 329

Большая трилогия . 333

Абсолютный Субъект — Триипостасная Личность . 335

Усия-София: Мир Бога . 337

Софийность творения: мир в Боге . 339

Боговоплощение: Бог в мире . 343

Софийная Двоица в Св. Троице и в твари . 353

София Божественная и тварная . 361

Список сокращений . 376

Приложение I. Определения Софии / Премудрости в текстах

Приложение II. С.Н. Дурылин и Н.А. Римский-Корсаков:

музыкально-философский контрапункт . 428

( Отрывок монографии из свободных источников )

Учения о Софии Премудрости

и софиология прот. Сергия Булгакова

Вечная сия Премудрость Божия во всех веках и народах неумолкно продолжает речь свою, и она не иное что есть, как повсеместного естества Божия невидимое лицо и живое слово, тайно ко всем нам внутрь гремящее.

Григорий Сковорода.

Начальная дверь ко христианскому добронравию

Мудрость и миф

1 См. : Ассман Ян.Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999. С. 233—234.

раивает мир, имея знание неких первосущностей, скрытых в глубине пер-возданного хаоса, из которого возник и он сам.

2 Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. С. 291.

кая производящая сила, власть, могущество и т.д., и это значение можно лишь выделить из соответствующего контекста.

сверхсильной централизации Египетского государства и падает в периоды междуцарствия, которые египтяне представляли себе как вытеснение

порядка хаосом. Свое понимание этого процесса они очень точно отразили в художественной литературе, представляя в ней собственную историю как попеременное изгнание Маат, порядка и справедливости, — и ее воцарение после периодов беспорядка и хаоса 1 . Существенно, что, следуя мысли Ассмана, Маат персонифицирует собой еще и принцип теодицеи, поскольку ее господство предполагает не только право каждого на часть божественной справедливости, но и право, в соответствии с установлением Маат, требовать эту справедливость для себя — в том числе у богов и фараона. Ведь Маат — это надлежащий порядок, а отступление от него есть нарушение воли богов 2 .

Греческой богиней мудрости является дочь Зевса Афина (ниже ей будет уделено особое внимание). Ее римская сестра Минерва, покровительница ремесел и искусств, особо чтимая писателями, актерами, врачами, музыкантами, учителями, — происходит от этрусской Менрвы, богини плодородия, древнейшего материнского божества Средиземноморья, которая почиталась как богиня-воительница, покровительница городов и ремесел.

2 См .: Assmann Jan. Ma`at: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im alten Ägypten. Münich, 1990.

позднее. Изначально они являются чаще всего богинями-матерями, вынашивающими и пестующими производящие силы природы и человека. Существенно, что они никак не являются родительницами мудрости как таковой — ведь мудрость изначально сама по себе, она возникла сразу вместе с богами в момент победы божественного порядка над первозданным хаосом.

1 См. : Аверинцев С.С.К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // София-Логос : Словарь. Киев, 2000. С. 216.

В древнегерманских сказаниях мудрость является чрезвычайно важным субстанциальным началом мироздания. Его центром является мировое древо Игдрасиль, из-под корней которого истекает источник мудрости. В обмен на мудрость Один отдает великану Мимиру, хранителю источника, собственный глаз. По другой версии, Один добывает руны, средоточие божественной мудрости. Для этого он проходит через тяжелые испытания, но руны получает лишь после того, как потребляет напиток мудрости — священный мед поэзии 4 .

1 Аверинцев С.С.К уяснению смысла надписи… С. 216.

2 См. : Былины : Сборник. Л., 1986. С. 94—100.

3 См. : Там же. С. 89—94.

4 См. : Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

5 Таким образом, священный напиток мудрости, мед поэзии, — это всем знакомый прозаический квас.

Наконец, в мировой литературе есть целый сонм мудрых мифических животных-прорицателей, которые не только исполняют волю своего повелителя, но и дают ему мудрые советы. Носителями мудрости могут быть не только живые существа, но и стихийные силы (впрочем, безусловно живые для мифологического сознания), опоэтизированные природные объекты — такие, как уже упомянутые источник мудрости, мед мудрости, древо мудрости, священные предметы. Мудрость может таиться в волшебных волосах героя, храниться в сказочном яйце, скрываться в рыцарском мече и т.д., и т.п.

Мы вправе, таким образом, сделать вывод, что в индоевропейских мифах мудрость может принадлежать самым разным персонажам, находящимся на любой ступени божественной иерархии — от верховного божества-творца до служебных полубогов, от низших мифических существ до реально существовавших персонажей исторических хроник и житий святых, легендарно переосмысленных в уже не столь древних эпических сказаниях. Носители мудрости могут быть любого облика, пола и возраста и даже не обязательно олицетворены в человеческом образе. Впрочем, типологическое описание и классификация мифологических существ и предметов, так или иначе связанных с мудростью, это особая задача, не связанная с целями этого исследования. Ясно одно — в мифе мир напоен мудростью: есть множество существ, природных объектов, творений человеческих рук, которые мудрость избирает своим обиталищем, пронизывает их, проникает в них — в то же время не сливаясь с ними и в них не растворяясь. Все они лишь носители и трансляторы мудрости, она же всегда сама по себе. Мудрость онтологически изначальна, она имеет прямое отношение к происхождению и устройству мира. Эту мироустрояющую мудрость миф обнаруживает в мире повсюду, отчего и связаны с нею столь разнообразные персонажи, вещи, явления.

Вернемся к женским персонажам — носительницам, хранительницам, обладательницам мудрости. В греческих мифах священной мудростью обладают нимфы, древнейшие божества природных сил. Они знают тайны жизни и смерти, но обитают вдали от Олимпа и никак не участвуют в принятии божественных решений. Единственное, что находится в их власти, — отнимать разум у людей, насылая на них безумие. Сивил-

1 См. : Младшая Эдда. Л., 1970.

такой реализации. Других, столь же близко стоящих к богу-вседержителю, и одновременно столь же мудрых и всесильных богинь, которые были бы при этом именно девами (в чем выражается чистота мудрости, ее не-подвластность страстям — т.е. абсолютная свобода, праведность и истинность), в мировой мифологии мы вряд ли обнаружим.

Рассмотрим ее облик и свойства пристальнее.

2 Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи… С. 216.

4 См. : Античная литература. Греция : Антология. Ч. 1. М., 1989. С. 97.

1 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 56.

4 Аверинцев С.С. София // София-Логос. С. 159.

5 Античные гимны. М., 1988. С. 89.

По-видимому, более архаичную версию мифического рождения Афины передает Дамаский: согласно Акусилаю, присоединяемому к семи греческим мудрецам, она, вместе с Эросом и Эфиром, рождается от совокупления порожденных изначальным Хаосом Эреба и Ночи (Дамаский. О началах, 124) 6 . Гомер, у которого Афина покровительствует двум своим

Афина — одна из богинь, неподвластных вожделению, она навсегда пребывает в девах 7 . Александр Афродисийский, комментируя пифагорейцев, называет ее приснодевой 8 , а Плутарх отождествляет Афину с Лу-

1 Аверинцев С.С.К уяснению смысла надписи… С. 217.

2 Античные гимны. С. 167.

3 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 46.

4 Античные гимны. С. 134.

5 Ср. : Притч 8: 27—29.

6 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 90.

7 См. : Античные гимны. С. 89.

8 См. : Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 468.

1 См. : Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 89.

2 См. : Античные гимны. С. 165.

3 См. : Мифологический словарь. М., 1991. С. 72.

4 См. : Гомер.Илиада. Л., 1990. С. 281.

5 См. : Античные гимны. С. 112.

6 Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995. С. 158.

7 Античные гимны. С. 278—279.

8 Лосев А.Ф.История античной эстетики. Последние века. Кн. I. М., 1988. С. 99.

9 Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи… С. 214.

1 Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи… С. 221

4 Гесиод. Работы и дни //Античная литература. Греция : Антология. М., 1989. С. 65

5 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 286—287.

6 Платон. Федр // Платон. Собр. соч. : В 4 т. Т. 2. М., 1990—1994. С. 157.

7 Плотин. Эннеады. Третья эннеада. СПб., 2004. С. 146.

Мифологическая мудрость в сочинениях Булгакова: София и Афродита.

2 Здесь и далее в цитатах авторский курсив специально не оговаривается.

1 См. : 1918, Современное арианство (Из этюдов о религии человекобожия). С. 102—141.

1 Булгаков С.Н. Афродита простонародная и Афродита Небесная // Вопросы жизни. 1905. № 6.

1 Булгаков С.Н. Жребий Пушкина // Булгаков С.Н.Тихие думы. М., 1996. С. 259.

2 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 854—855.

Античные учения о софии-мудрости

1 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. С. 854—855.

4 См. : Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 103.

1 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 107.

Читайте также: