Соединение в романе идеи личного и всеобщего война и мир кратко

Обновлено: 08.07.2024

  • Романтические мотивы. Сюжетные линии рассказывают о чувствах, моральных трудностях, жизненном кризисе персонажей;
  • Эпопея. Описание масштабных исторических событий, отображающих действительность военного времени;
  • Разнообразие проблематики. Автор раскрывает важные темы: душа, любовь, дружба, смысл жизни, отношения поколений, сравнение мирной и военной реальности.

Что такое диалектика души – формы проявления

Диалектика души – это в литературе доскональное воссоздание процесса формирования чувства, мысли, настроения, переходящего в другие формы, типы ощущений. Писатель характеризует весь путь:

  • Зарождение чувства;
  • Развитие;
  • Изменение под действием внешних, внутренних факторов;
  • Закономерная последовательность появления других эмоций;
  • Результат.
  • Князь Андрей Болконский, его духовные поиски;
  • Пьер Безухов со своими переживаниями, заблуждениями;
  • Наташа, страдающая от любовных неудач.

Диалектика проявляется в кризисных ситуациях, с которыми сталкиваются персонажи. Характерный пример – Наталья Ростова, переживающая разрыв отношений с князем из-за козней злых людей. Также автор использует литературный подход для описания состояния Николая после проигрыша, Пьера – в результате дуэли. Писатель рассказывает о ходе мышления героев, опираясь на сложные ассоциации, взаимосвязи.

В романе описывается не только русская земля, защита родины, менталитет персонажей, но и каждый герой отдельно. Автор говорит о духовном пути развития, динамичности внутреннего мира. Он проводит глубинный психоанализ, опираясь на основные принципы диалектики души. Перед описанием каждого исторического события писатель создавал толстый блокнот с записями из реальных источников.

На основании этой информации он выстраивал сюжетную линию для каждого персонажа. Методы диалектики души Толстого:

  • Использование снов с целью подачи ментального, подсознательного плана. Детализация впечатлений героев от происходящих событий. Пример – бал с Наташей Ростовой;
  • Создание непредсказуемых сюжетных поворотов, анализ реакции героя на случившееся;
  • Применение внутреннего монолога, подслушанные мысли;
  • Демонстрация динамичности взглядов. Толстой показывает, как одна ситуация способна кардинально изменить мировоззрение человека.

Лев Николаевич оценивает ход мыслей персонажей со стороны нравственности, выстраивает четкую последовательность. Данный подход являлся новаторским для девятнадцатого века. Писатель первым провел столь глубокое психологическое исследование личности.

Названия романа " Война и мир" соединяет в себе философское
и историческое.
Название это глубокое и и многозначное.
На первый взгляд, "Война и мир" как бы иллюстрирует
чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов.
Но в русском языке слово мир означает не только
"состояние без войны", но и человеческую общность,
изначально - крестьянскую общину; и мир - как все,
что окружает нас: среда, физическая и духовная атмосфера
обитания. И все эти значения "срабатывают" в названии
толстовского романа.
Чем серьезнее он прочитан, чем глубже понят, тем более
объемным, многомерным становится смысл этой
формулы: война и мир.
Роман Толстого - о месте и роли войны в жизни людей,
о противоестественности кровавых распрей в человеческих
взаимоотношениях.
О том, что утрачивается и что обретается в пылу битвы.
О том, что, кроме деревянных домов сгорает дотла, уходит
в небытие самый мир довоенной России; что с каждым
человеком, умирающим на поле брани, гибнет весь
его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей,
калечатся десятки судеб его близких.
Это роман о том, что есть война в жизни народа и в жизни
каждого человека; какую роль играет она в мировой
истории; об истоках войны и ее исходе.

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип
романа Л. Толстого.
Антитеза стала основным методом изображения не
только системы образов, но и всей философской концепции
автора. Наиболее ярко это проявилось в заглавии
романа (война-мир) .
Прежде всего антитеза "войны" и "мира" проявляется в
сравнении военных действий и мирной жизни людей.
Описание сражений и боев занимает значительное
место в структуре романа, оно прямо противопоставлено
картинам мира.

В любом случае понятие "мир" потеряло начальный смысл, поскольку у Толстого был "мiръ" (общество), а не "миръ" (отсутствие войны). Послереволюционая реформа языка это дело похерила.

Вадим Соков Оракул (66138) Скучный ты чел, г-н Шамашов. Ни здорового в тебе авантюризма, ни романтики )))))))))))))))))))))))))))))))))

Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Историческое и личное в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".

Проблемно-тематический анализ произведения.

Толстовское стремление исследовать глубины исторического и личного бытия замечательно сказалось в работе над его великой книгой "Война и мир". В поисках истоков декабристского движения он пришел к эпохе Отечественной войны 1812 года, сформировавшей будущих дворянских революционеров. Преклонение перед героизмом и жертвенностью "лучших людей" начала XIX века писатель сохранил на всю жизнь.
Историческая подготовка движения декабристов не заняла главного места, хотя и нашла отражение в романе. Более того, в эпилоге "Войны и мира", вместе с рассказом о возвышенных мечтах Николеньки Болконского, иронически повествуется о гордых и самонадеянных рассуждениях Пьера Безухова, полагавшего, что деятельность небольшой группы людей в Петербурге способна переменить основы всей жизни России.
История входит у Толстого в роман с первых же его страниц внутренним состоянием и отношениями между вымышленными лицами. Это происходит на вечере у Анны Павловны Шерер, где гости разговаривают о гриппе в Москве. Само упоминание об этой болезни исторично.
Сплетая историю с частным существованием людей, автор "Войны и мира" стремился утвердить тип общественного развития, основанный на самых простых и непреложных проявлениях человеческой жизни.
Нераздельность частного существования каждого и жизни всех наиболее решительно в романе отстаивается образом Платона Караваева. Как и Наташа, Каратаев тоже руководим отнюдь не расчетом, не разумом. Но в его стихийных побуждениях, в полную противоположность Наташе, нет ничего и лично своего. Даже во внешности этого героя снято все индивидуальное, а говорит он пословицами и поговорками, запечатлевшими в себе лишь общий опыт и общую мудрость. Каратаев имеет собственное имя и определенную биографию, при этом он в полной мере свободен от собственных желаний, не существует для него ни личных привязанностей, ни хотя бы инстинкта самосохранения.
Каратаев наделен именем древнего философа Платона, что, по Толстому, прямо указывает на самый высокий "тип" пребывания человека среди людей, участия в движении времени.
Платон Каратаев уже немолодой солдат. Прежде, в суворовские времена, он участвовал в походах. Война 1812 года застала его в московском госпитале, откуда он и попал в плен. Здесь нужна была уже не воинская доблесть, а терпение, выдержка, спокойствие, умение приспосабливаться к условиям и выжить, дождаться победы, в которой Платон был уверен, как всякий русский человек того времени. Он выразил эту свою мысль пословицей: "Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае".
Исследователи подчеркивают крестьянскую крепость, трудолюбие, оптимизм Каратаева как важные положительные, истинно народные черты. Без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть трудную войну, но и вообще жить.
Наблюдая Каратаева и всю обстановку плена, Пьер понимает, что живая жизнь мира выше всяких умствований, что счастье в нем самом, то есть в самом человеке, в его праве жить, радоваться солнцу, свету, общению с другими людьми.
Образ Каратаева вообще наиболее непосредственно связывает вместе картины жизни и самые различные рассуждения Толстого. Здесь открыто сходятся, взаимно "высвечивая" друг друга, искусство и философия истории. Философская мысль тут прямо внедряется в образ, "организует" его.
Так создатель "Войны и мира" объяснил, что ввести истинный взгляд на историю было его неизменной целью, о достижении которой он постоянно и всячески заботился. Само же существо этого взгляда предполагало, прежде всего, развертывание человеческих отношений.
В описании грандиозных событий русской истории Толстой-художник пытался передать судьбу людей, Толстому-историку же были необходимы герои. Главное различие здесь заключается в том, что герои отображают лишь один взгляд на действительность, а люди соответствуют всем сторонам жизни.
В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой развивал свои философские мысли о свободе и необходимости в истории и частной жизни: "Так называемая власть над людьми. есть наибольшая зависимость от них".
Книга Толстого не только о предопределенности в истории, но и о свободе личности, ограниченной лишь нравственным идеалом.
Своим произведением Толстой утверждает решающую роль народных масс в истории. По его мнению, действия так называемых великих людей не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно, чем сознательно. Человек более свободен в жизни личной, чем в общественной. И чем выше он стоит на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе.
Толстой приходит к выводу, что "царь есть раб в истории". Заслуга Кутузова, например, состоит в том, что он есть точка приложения равнодействующих народных сил. Писатель отражает и моменты бездействия Кутузова, но это не снижает роли этого лица в истории, так как он не может распоряжаться ходом исторических событий. Но Кутузов может осознать действительный ход событий и быть его сознательным проводником. В противоположность ему Наполеон – лишь пешка в руках истории.
Роман "Война и мир" в полной мере воплотил всю философию Л.Н. Толстого, его понимание истории, и в этом плане он был произведением новаторским.

На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса.

Смысл названия романа

Война и мир — два состояния общества, диаметрально противоположные друг другу, основанные на разных идеалах. На самом деле существует огромное количество трактовок названия романа. И это ещё раз подчёркивает всю глубину мыслей Толстого и многогранность его величайшего творения.

Почему же писателя не удовлетворило это название? Наверное, потому, что его замысел был намного шире и глубже, чем просто повествование об Отечественной войне 1812 года. Толстой хотел представить во всём многообразии, в противоречиях и борьбе жизнь целой эпохи и гениально выполнил эту задачу.

Новое название романа-эпопеи так же масштабно и многозначно, как само это произведение, как вся жизнь человеческая.

Действительно, о чём великое творение Толстого? Самый простой ответ: о жизни России в первой четверти XIX века, о войнах 1805- 1807 и 1812 годов, о мирной жизни страны между этими войнами и о том, как жили люди (и вымышленные, и исторические персонажи) после них.

Внутренние противоречия - обязательное условие движения жизни отдельного человека и человечества в целом.

Читайте также: