Содержание либеральной реформы в англии кратко

Обновлено: 05.07.2024

5. Либеральные реформы в Англии в начале XX в. Д.Ллойд-Джордж.

В 1901 г. скончалась королева Виктория. Три поколения британцев родились, а многие из них и умерли в ее царствование. Королева стала символом целой эпохи, ее образ ассоциировался с величием и могуществом империи. Она олицетворяла для англичан прочность и устойчивость Великобритании, верность ее традициям.

Англия вступила в XX в. в состоянии войны с бурами, и на гребне шовинистичес­кого подъема победу на парламентских выборах вновь одержали консерваторы. Война н начавшийся экономический кризис по­ставили тори перед серьезными проблемами во внутренней и внешней политике. Вновь поднятый вопрос о протекционизме вызвал серьезные разногласия в партии й едва не привел й ее расколу. На выборах 1906 г. консерваторы потерпели полное поражение и к власти вновь вернулись либералы.

Со времен Гладстона Либеральная партия претерпела серь­езные изменения. На первый план в ней выдвинулось радикальное крыло сторонников реформ и социального Прогресса, которое вскоре возглавил один из талантливейших политиков Англии Дэвид Ллойд-Джордж. Именно он стал идеологом и практиком либеральных реформ, проведенных в стране в начале XX в.

Заняв пост министра торговли и промышленности, Ллойд-Джордж сумел предотвратить несколько крупных забастовок, выступив посредником на переговорах между предпринимателями и рабочими. По его инициативе в 1906 г. парламент запретил промышленникам предъявлять тред-юнионам иски в связи с убытками, нанесенными стачками. Большое значение Ллойд-Джордж придавал проведению социальных реформ, взявшись за это дело с присущей ему решительностью и энергией. Ведь от голосов рабочих-избирателей теперь зависело будущее его партии.

Пост министра финансов, занятый в 1908 г., позволил Ллойд-Джорджу более активно влиять на политику правительства. Но первый же проект бюджета, предложенный им парламенту, встретил яростное сопротивление консерваторов. Проект предусматривал увеличение налогов с зажиточных слоев населения и затрагивал, прежде всего, интересы крупных землевладельцев.

Борьба вокруг бюджета вовлекла правительство либералов в затяжной конфликт с палатой лордов, который закончился в 1911 г. принятием нового закона о парламенте. Полномочия верхней палаты были урезаны, она вообще лишилась права вмешиваться в бюджетные вопросы. Прочие законопроекты она могла задерживать лишь дважды; если палата общин принимала их в третий раз, они становились законами и без санкции лордов.

Подъем освободительного движения в Ирландии и зависимость от голосов ирландских депутатов заставили правительство либералов внести в 1912 г. на рассмотрение парламента новый билль о гомруле. Однако и на этот раз консерваторы встретили законопроект в штыки. Они потребовали расчленения Ирландии и выведения из-под юрисдикции будущего ирландского парламента ее северной части - Ольстера, где проживали потомки английских переселенцев. Хотя закон о гомруле и был принят в 1914 г., Ольстер исключался из сферы его действия, а начавшаяся война дала повод правительству отложить его осуществление.

6. Внешняя и колониальная политика Англии.

Утрата промышленной монополии и обострившаяся конкуренция на мировом рынке наложили отпечаток на внешнюю политику Великобритании. Начиная с 70-х гг. XIX в. одной из основных ее задач становится укрепление и расширение колониальной империи.

Исходя из идеи, что англичане призваны нести прогресс и цивилизацию британского образца всему миру, Б.Дизраэли разработал концепцию Великобритании как мировой империи, образованной на федеративной основе, отдельные государства которой, возглавляемые собственными правительствами, будут связаны с ней экономическими, военными и финансовыми узами.

Упадок некогда могущественной Османской империи побуждал великие европейские державы к вмешательству в ее внутренние дела. ' Ведь турецкие владения охватывали стратегически важные районы Балкан, Ближнего Востока, Черноморские проливы. Претендуя на господство в Восточном Средиземноморье и преобладающее влияние на Ближнем Востоке, Англия стремилась не допустить в этот регион другие европейские страны. За поддержку, оказанную Османской империи во время русско-турецкой войны, султану пришлось уступить Великобритании о. Кипр.

В 1875 г. правительство Дизраэли за 4 млн. фунтов стерлингов выкупило у египетского хедива (правителя) контрольный пакет акций Суэцкого канала, что дало возможность Англии укрепить свои пози­ции на Ближнем Востоке. Спустя 7 лет уже либеральное правительство Гладстона начало против Египта агрессивную войну, которая закончилась оккупацией страны и фактическим установлением английского протектората.

Протекторат (от лат. - покровитель) - форма зависимости одного государства от другого, при которой зависимое государство сохраняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т д. по своему усмотрению осуществляет государство-метрополия. Одна из форм колониальной зависимости.

Безудержные захваты вовлекли Англию в острые конфликты со всеми великими державами и ухудшили ее международное положение. В 1898г. англо-французское колониальное соперничество в Африке едва не привело к войне между двумя странами.

7. Англо-бурская война.

Стремясь создать сплошную цепь английских владений в Африке, от Египта на севере до Далекой колонии на юге, британские власти не раз пытались захватить две небольшие южноафриканские республики - Трансвааль и Оранжевую. Эти республики, богатые золотом и алмазами, были населены бурами - потомками европейских переселенцев, которые колонизировали местное население.

Война обошлась Англии в 6 тыс. убитых, 23 тыс. раненых и 16 тыс. умерших от ран. Тяжелое впечатление произвели на общественность известия об ужасах изобретенных британской военщиной концентрационных лагерей. За годы войны от голода и болезней в них умерло 20 тыс. буров, в основном стариков, женщин и детей.

Доминион - государство в составе Британской империи, признававшее главой государства английского короля (королеву), предоставленного в доминионе генерал-губернатором.

Вслед за Канадой, имевшей статус доминиона с 1867 г., права самоуправления получили Австралийский союз (1901), Новая Зеландия (1907) и Южная Африка (1910). Начиная с 1907 г., британское правительство стало регулярно собирать имперские конференции для консультаций с доминионами по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики.

Однако ухудшение международного положения страны в начале XX в. вынудило английское правительство изменить внешнеполитический курс. Резкое усиление военной и морской мощи Германии, ее неприкрытые территориальные притязания создавали реальную угрозу существованию Британской империи. Политика изоляции становилась опасной и британская дипломатия начала поиски союзников в предстоящей схватке с Германией.

Задолго до начала войны британское правительство стало усиленно вооружать страну: за десять предвоенных лет военные расходы Англии увеличились в три раза. Созданный в 1903 г. Комитет имперской обороны разработал стратегический план в масштабе империи. Наряду с усилением флота в Англии была создана армия, готовая, в случае необходимости, к боям на континенте.

В этой статье представлен обзор эволюции либерализма в Великобритании . Он ограничен важными либеральными партиями, имеющими в качестве критерия наличие представительства в парламенте. Знак ⇒ указывает на другую сторону в статье. Для включения в эту статью партии не обязательно называть либеральными.

Резюме

Значение термина

В Соединенном Королевстве слово либерализм может иметь несколько значений. Ученые используют этот термин для обозначения классического либерализма , но он может относиться как к экономическому либерализму , так и к социальному либерализму или политическому либерализму . Это также может просто относиться к политике либерал-демократов . Однако важно не путать его с американским либерализмом, который приобретает иное значение по ту сторону Атлантики.

Исторически сложился, что этот термин относится к либеральной политике союза с XIX - го века, образованной партий вигов , пилитами и радикалами . Этот альянс, переросший в Либеральную партию , доминировал на политической сцене на протяжении большей части правления королевы Виктории и в годы, предшествовавшие Первой мировой войне .

История

В начале XX - го века и нового либерализма

Однако Великая война 1914 года уменьшила поддержку либералов в народе. Сами либералы в 1918 году разделились на две фракции: сторонники Асквита и купоны Джорджа. Когда Асквит становится лидером оппозиции, Джордж формирует коалицию с лидером консерваторов Бонаром Лоу , премьер-министром. Однако внутренний конфликт либералов побуждает многих реформаторов и радикальных избирателей присоединиться к Лейбористской партии , в то время как более консервативные либералы сливаются с консерваторами во главе со Стэнли Болдуином . Всеобщие выборы 1924 года положили конец Либеральной партии в качестве правящей силы. Однако новый либерализм оставался предпочтительной идеологией Либеральной партии до ее роспуска в 1988 году, когда он вошел в состав Либерально-демократической партии.

Неолиберализм 1980-х годов


Тэтчеризм приводит к низкой инфляции, невмешательству, свободным рынкам за счет жесткого контроля денежной массы , приватизационных маневров и ограничений рабочего движения. Это ключевая часть глобального либерального экономического движения, и ее часто сравнивают с Рейганомикой в Соединенных Штатах, экономическим рационализмом в Австралии или даже с Роджеромикой в Новой Зеландии. Тэтчеризм также близок классическому либерализму.

Хронология либеральных партий в Великобритании


С 1859 по 1899 гг.

1859 г. Виги сливаются с пилитами и радикалами в Либеральную партию. Либеральная партия получила абсолютное большинство на всеобщих выборах 1859 года с 356 местами. Генри Джон Темпл (лорд Пальмерстон) становится премьер-министром во второй раз. 1865 г. Либеральная партия получила общее большинство на всеобщих выборах 1865 года с 369 местами. Лорд Пальмерстон умирает в своем офисе, и его заменяет граф Джон Рассел .


1868 г. Общее большинство за Либеральную партию на выборах 1868 года , 387 мест. Уильям Юарт Гладстон становится премьер-министром. 1874 г. Либеральная партия проиграла всеобщие выборы 1874 года , получив только 242 места. Формируется консервативное правительство. 1880 г. Либеральная партия формирует на выборах абсолютное большинство с 352 местами. Гладстон становится премьер-министром во второй раз. 1885 г. Либералы получили 319 мест, но не смогли сформировать большинство, а ирландские националисты удерживали баланс сил. 1886 г. Противники ирландского самоуправления в Либеральной партии во главе с лордом Хартингтоном и Джозефом Чемберленом отделяются, чтобы сформировать Либеральную юнионистскую партию . Либеральная партия проиграла всеобщие выборы 1886 года , набрав всего 191 место. Либерально-синдикалистская партия получает 77 мест и неформально сотрудничает с новым консервативным правительством. 1892 г. 272 места за либеральную партию в 1892 году . Гладстон становится премьер-министром в четвертый раз, сформировав правительство меньшинства, зависящее от ирландских националистов. Либерально-синдикалистская партия имеет 45 мест. 1894 г. Гладстон уходит с поста премьер-министра. Его преемник - Арчибальд Примроуз, 5-й граф Розбери . 1895 г. Либеральная партия проиграла всеобщие выборы 1895 года , набрав всего 177 мест. Либерально-синдикалистская партия получает 71 место и вместе с консерваторами формирует союзническое правительство.

С 1900 по 1944 гг.

1900 г. Либеральная партия получила 184 места на всеобщих выборах 1900 года . Либерально-синдикалистская партия занимает 68 мест и снова вместе с консерваторами формирует юнионистское правительство. 1906 г. Возвращение Либеральной партии к власти. На всеобщих выборах 1906 года он набрал 396 мест . Генри Кэмпбелл-Баннерман становится премьер-министром. Эти выборы оказываются самой большой победой либералов, а также последним разом, когда они получили абсолютное большинство мест. У партии либеральных юнионистов всего 25 мест.


1908 г. Генри Кэмпбелл-Баннерман уходит в отставку и его заменяет Е.С. Асквит . 1910 г. Либеральная партия получила 274 места, а либеральные профсоюзные деятели - 32 на выборах в январе 1910 года . Асквит формирует правительство при поддержке ирландских националистов. Очередные выборы состоятся в декабре , на которых у Либеральной партии 272 места, а у Либеральной юнионистской партии - только 36. 1912 г. Либерально-юнионистская партия сливается с консерваторами и формирует нынешнюю Консервативно-юнионистскую партию (известную как Консервативная партия). 1915 г. После нескольких неудач во время Первой мировой войны Его Святейшество Асквит призвал консерваторов сформировать коалиционное правительство перед лицом войны. Это событие знаменует конец последнего либерального правительства.


С 1945 года по настоящее время

1945 г. 12 мест от Либеральной партии и 11 от Национал-либеральной партии на выборах в законодательные органы 1945 года . 1947 г. Национал-либеральная партия переименована в Национал-либеральную партию и официально сливается с Консервативной партией. 1950 Либеральная партия заняла 9 мест на всеобщих выборах . Консервативные кандидаты, все еще носившие национал-либеральный ярлык, получили 17 мест. 1951 г. На выборах в законодательные органы 1951 года Либеральная партия получила 6 мест. Консервативные либералы получают 19 мест и вместе с консерваторами формируют консервативное правительство. 1955 г. Национал-либеральная партия, по-прежнему в союзе с консерваторами, набирает 21 место на всеобщих выборах и по-прежнему участвует в правительстве. Либеральная партия получила 6 мест. 1959 г. Либеральная партия снова получила только 6 мест на выборах в законодательные органы 1951 года . национал-либералы получили 19 мест и все еще образуют консервативное правительство с консерваторами. 1964 г. 9 мест от Либеральной партии и 6 от национал-либералов на всеобщих выборах 1964 года . 1966 г. Либеральная партия получила 12 мест на всеобщих выборах , а национал-либералы - только 3. 1968 г. Национал-либералы полностью сливаются с Консервативной партией. 1970 г. Либеральная партия получила 6 мест на выборах 1970 года . 1974 г. Либеральная партия получила 14 мест на всеобщих выборах в феврале и сохранила баланс сил. На новых выборах в октябре Либеральная партия получила 13 мест. Маргарет Тэтчер становится лидером Консервативной партии, и партия принимает либеральную философию тэтчеризма. 1979 г. Консервативная партия одержала убедительную победу на всеобщих выборах 1979 года , получив 339 мест, тогда как Либеральная партия получила только 11 мест. девятнадцать восемьдесят один Фракция Лейбористской партии отделяется от Социал-демократической партии (СДП). 1983 г. Проводится политика союза между Либеральной партией и СДП. Либеральная партия получила 17 мест, а СДП - 6 мест на всеобщих выборах 1983 года . Консерваторы одержали еще одну уверенную победу, заняв 397 мест. 1987 г. Консерваторы снова побеждают на выборах, набрав 376 мест. Альянс либералов и СДП получил 22 места на всеобщих выборах 1987 года . 1988 г. Либеральная партия сливается с СДП в либерал-демократов. Формируются противники слияния. 1992 г. Консерваторы одержали еще одну победу, получив 336 мест, а новые либерал-демократы получили 20 мест на всеобщих выборах 1992 года . 1997 г. Консервативная партия получила 165 мест, а либерал-демократы - 46 на всеобщих выборах 1997 года . 2001 г. Либерал-демократы заняли 52 места на всеобщих выборах 2001 года . Консерваторы получили 166 мест. 2002 г. Отколовшаяся группа от Консервативной партии, Проевропейская консервативная партия, сливается с либерал-демократами. 2005 г. Консерваторы получили 198 мест, а либерал-демократы - 62 места на всеобщих выборах 2005 года . 2010 г. Консерваторы выиграли всеобщие выборы, получив 306 мест. Либерал-демократы получили 57 мест. Без общего контроля две партии формируют коалиционное правительство. 2015 г. Консерваторы выигрывают выборы, набрав более 330 мест. Это конец коалиции, либерал-демократы почти уничтожены, имея всего 8 мест. 2017 г. Еще одна избирательной победы для консерваторов, с 317 местами, в то время как 12 мест идут к либерал - демократам.

Хронология либеральных партий в Северной Ирландии

1956 г. Образована Либеральная ассоциация Ольстера, которая вскоре переименована в Либеральную партию Ольстера. 1969 г. Образована Партия Альянса Северной Ирландии . 1985 г. Либеральная партия Ольстера выставляет на выборах своего последнего кандидата в Северной Ирландии и впоследствии вместо этого поддерживает кандидатов от Альянса. 1988 г. Небольшая ветвь либерал-демократов сформирована на севере Ирландии. Как и Либеральная партия Ольстера, она поддерживает кандидатов от партии Альянс на выборах. 2010 г. Партия Альянса Северной Ирландии занимает 1 место на всеобщих выборах.

Почти двести лет после Реставрации Стюартов в 1660 г. вплоть до первой половины XIX в. в Англии не происходило заметных демократических движений с самостоятельной платформой и политическими требованиями. С этим были связаны и низкие темпы демократических преобразований в правовом английской государстве, и ускоренные темпы давно назревавших реформ на протяжении XIX века.

Конструирование парламентской монархии в Англии было бы невозможно без ее остова, каковым стал принцип независимости, как структурной, так и финансовой, парламента и принцип его верховенства в политической системе.

Реформа избирательного права и прежде всего системы парламентских выборов происходила в несколько этапов (1832, 1867, 1884, 1885, 1911, 1918, 1928 гг.) и привела в итоге к следующим результатам: поэтапное снижение и затем отмена имущественного и образовательного цензов на парламентских выборах; введение тайной подачи голосов; переход к нарезке единообразных избирательных округов; ужесточение наказаний за преступления против избирательной системы.

Другой отличительной чертой средневековой избирательной системы Англии было несоответствие между количеством избирателей и числом избираемых ими в своих округах депутатов. Так, в некоторых местечках избирателей было не более 3-4 человек, а в других избирательное право принадлежало лишь мэру и его советникам. В среднем на одном местечко приходилось 12 избирателей и 2 депутата, в то время как, например, 500 тыс. жителей Лондона посылали в парламент всего 4 депутата, а 165 тыс. жителей графства Корнуэллс – лишь 44 депутата. Кроме того, депутатские места нередко служили предметом откровенного торга, и их покупали за весьма значительную сумму в 2 тыс. ф.ст.

Избирать и быть избранными могли только лица, достигшие 30-летнего возраста с доходом не менее 2 ф.ст. в год и обладавшие недвижимостью. Демократичности выборов мешали помимо цензов открытая подача голосов и засилье в парламенте сельской аристократии, а не городских буржуа с их либеральными взглядами (на 90 депутатов, избиравшихся в городах, приходилось 398 депутатов из графств).




Акт о народном представительстве 1832 г. В преамбуле этого Акта были перечислены основные цели первого этапа избирательной реформы: 1) лишение большинства незначительных местечек права посылать депутатов в парламент; 2) предоставление такой привилегии большим и густонаселенным городам; 3) увеличение числа найтов (рыцарей-дворян), посылаемых в парламент от графств; 4) распространение права участия в выборах на многих подданных его Величества; 5) уменьшение расходов на избирательные кампании.

Несмотря на все эти преобразования и попытки расширения электората, по результатам реформы 1832 г. избирательное право получила всего лишь 1/22 часть населения Англии (376 тыс. из 12 млн. подданных).

В результате преобразований 1884 г. число избирателей достигло 5 млн. жителей. Возможность вотировать в графствах была предоставлена лицам, арендовавшим немеблированные квартиры за плату не менее 10 ф.ст. в год. В целом, после третьего этапа избирательной реформы право голоса на парламентских выборах получили следующие категории лиц:

1) все владеющие в течение 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей недвижимостью, приносившей годовой доход в 10 ф.ст., при условии проживания в избирательном округе 6 месяцев и уплаты всех налогов;

2) наниматели или собственники жилых домов, уплатившие налог на бедных;

3) в графствах право голосовать предоставлялось в зависимости от вида землевладения: фригольдеры, получавшие 2 ф.ст. годового дохода, лизгольдеры и копигольдеры со сроком аренды 60 лет и годовым доходом в 5 ф.ст.;

4) квартиранты, платившие за пользование жильем не менее 10 ф.ст. и проживавшие не менее 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей;

Анализ избирательного закона 1884 г. показывает, что права голоса по-прежнему не имели женщины, мужчины моложе 21 года, а также лица, которые в течение 12 месяцев получали помощь от прихода, и подданные, не отвечавшие цензу оседлости.

Обязательным условием голосования было включение в избирательные списки, что представляло большие трудности, т.к. сам процесс регистрации избирателей регулировался 117 актами, изданными в разное время.

Следующим этапом парламентской реформы стало создание в 1885 г. новых избирательных округов. Ранее депутаты избирались от городов и графств в целом, как от особых юридических учреждений. После закона 1885 г. избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. жителей выбирал 1 депутата, от 50 до 65 тыс. жителей – 2 депутатов, от 65 тыс. жителей и более – 3 депутатов.

– IV.2 –

Почти двести лет после Реставрации Стюартов в 1660 г. вплоть до первой половины XIX в. в Англии не происходило заметных демократических движений с самостоятельной платформой и политическими требованиями. С этим были связаны и низкие темпы демократических преобразований в правовом английской государстве, и ускоренные темпы давно назревавших реформ на протяжении XIX века.

Конструирование парламентской монархии в Англии было бы невозможно без ее остова, каковым стал принцип независимости, как структурной, так и финансовой, парламента и принцип его верховенства в политической системе.

Реформа избирательного права и прежде всего системы парламентских выборов происходила в несколько этапов (1832, 1867, 1884, 1885, 1911, 1918, 1928 гг.) и привела в итоге к следующим результатам: поэтапное снижение и затем отмена имущественного и образовательного цензов на парламентских выборах; введение тайной подачи голосов; переход к нарезке единообразных избирательных округов; ужесточение наказаний за преступления против избирательной системы.

Другой отличительной чертой средневековой избирательной системы Англии было несоответствие между количеством избирателей и числом избираемых ими в своих округах депутатов. Так, в некоторых местечках избирателей было не более 3-4 человек, а в других избирательное право принадлежало лишь мэру и его советникам. В среднем на одном местечко приходилось 12 избирателей и 2 депутата, в то время как, например, 500 тыс. жителей Лондона посылали в парламент всего 4 депутата, а 165 тыс. жителей графства Корнуэллс – лишь 44 депутата. Кроме того, депутатские места нередко служили предметом откровенного торга, и их покупали за весьма значительную сумму в 2 тыс. ф.ст.

Избирать и быть избранными могли только лица, достигшие 30-летнего возраста с доходом не менее 2 ф.ст. в год и обладавшие недвижимостью. Демократичности выборов мешали помимо цензов открытая подача голосов и засилье в парламенте сельской аристократии, а не городских буржуа с их либеральными взглядами (на 90 депутатов, избиравшихся в городах, приходилось 398 депутатов из графств).

Акт о народном представительстве 1832 г. В преамбуле этого Акта были перечислены основные цели первого этапа избирательной реформы: 1) лишение большинства незначительных местечек права посылать депутатов в парламент; 2) предоставление такой привилегии большим и густонаселенным городам; 3) увеличение числа найтов (рыцарей-дворян), посылаемых в парламент от графств; 4) распространение права участия в выборах на многих подданных его Величества; 5) уменьшение расходов на избирательные кампании.

Несмотря на все эти преобразования и попытки расширения электората, по результатам реформы 1832 г. избирательное право получила всего лишь 1/22 часть населения Англии (376 тыс. из 12 млн. подданных).

В результате преобразований 1884 г. число избирателей достигло 5 млн. жителей. Возможность вотировать в графствах была предоставлена лицам, арендовавшим немеблированные квартиры за плату не менее 10 ф.ст. в год. В целом, после третьего этапа избирательной реформы право голоса на парламентских выборах получили следующие категории лиц:

1) все владеющие в течение 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей недвижимостью, приносившей годовой доход в 10 ф.ст., при условии проживания в избирательном округе 6 месяцев и уплаты всех налогов;

2) наниматели или собственники жилых домов, уплатившие налог на бедных;

3) в графствах право голосовать предоставлялось в зависимости от вида землевладения: фригольдеры, получавшие 2 ф.ст. годового дохода, лизгольдеры и копигольдеры со сроком аренды 60 лет и годовым доходом в 5 ф.ст.;

4) квартиранты, платившие за пользование жильем не менее 10 ф.ст. и проживавшие не менее 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей;

Анализ избирательного закона 1884 г. показывает, что права голоса по-прежнему не имели женщины, мужчины моложе 21 года, а также лица, которые в течение 12 месяцев получали помощь от прихода, и подданные, не отвечавшие цензу оседлости.

Обязательным условием голосования было включение в избирательные списки, что представляло большие трудности, т.к. сам процесс регистрации избирателей регулировался 117 актами, изданными в разное время.

Следующим этапом парламентской реформы стало создание в 1885 г. новых избирательных округов. Ранее депутаты избирались от городов и графств в целом, как от особых юридических учреждений. После закона 1885 г. избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. жителей выбирал 1 депутата, от 50 до 65 тыс. жителей – 2 депутатов, от 65 тыс. жителей и более – 3 депутатов.

Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения.

Хотя избирательный ценз не был снижен, как это предполагалось по первому варианту билля, количество электората увеличилось за счет того, что активное избирательное право было предоставлено фермерам и тем арендаторам, которые уплачивали 10 фт. стерл. в год арендной платы. Таким образом, количество избирателей значительно увеличилось в основном за счет сельского населения. Например, в Шотландии их количество выросло с 4 тыс. до 65 тыс. человек [4].

Реформа имела скромные практические результаты по двум причинам: во-первых, из-за жесткого противодействия тори [8], во-вторых, вследствие того, что она проводилась правым, умеренно настроенным крылом либерального движения — вигами, которые стремились, сохранив политическое господство земельной аристократии, допустить к власти тесно связанную с ней банковскую олигархию. Но виги, укрепив свое влияние в парламенте союзом с финансовыми магнатами, не желали делиться властью с представителями среднего класса и тем более с рабочими.

Однако, несмотря на это, политическое значение реформы было огромным. Она показала возможность политических перемен под влиянием общественного мнения и подтвердила правоту либералов, отстаивавших реальность поэтапного осуществления демократической избирательной реформы. Ее следствием также стало изменение соотношения сил между палатами и короной в пользу палаты общин, кабинет министров теперь стал формироваться из представителей парламентского большинства. Нужно отметить, что именно поляризация мнений в парламенте по вопросу о парламентской реформе 1832 г. положила начало новому партийному размежеванию: делению на либералов (реформистов) и консерваторов — и созданию викторианской двухпартийной системы.

Третьей либеральной парламентской группировкой были так называемые радикалы. Они выражали интересы мелких собственников и социально ущемленных слоев английского общества (рабочих, католиков, нонконформистов). Обращаясь к нуждам трудящихся, и в первую очередь рабочего класса, они боролись за проведение социальных реформ. Вместе с тем взгляды и деятельность английских радикалов можно охарактеризовать как либеральные, поскольку они протестовали против насильственных методов борьбы и предлагали только реформистский путь решения политических и социальных проблем. В реформированном парламенте радикальная группировка была представлена в основном ирландскими католиками и нонконформистами.

По итогам парламентских выборов 1832 г. либералы получили в общей сложности 66,7% голосов (554719) против 29,4% (241284) избирателей, проголосовавших за тори [9].

В ряде округов по-прежнему значительным оставалось влияние местных лендлордов, что отражалось на ходе выборов. Например, на юге Линкольншира на выборах 1841 г. в 32 из 44 избирательных округов, принадлежащих одному землевладельцу, голоса всех избирателей были отданы ему [15]. Если земельная собственность в избирательных округах распределялась примерно поровну между землевладельцами — кандидатами от вигов и тори, то претенденты от противоборствующих партий заключали между собой так называемый мир округа, сводившийся к дележу представительных мест от данных округов.

Читайте также: