Содержание детей в детском учреждении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание детей в детских учреждениях является разновидностью социального обслуживания.

Детскими учреждениями, призванными оказывать социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются:

- детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

- детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;

- специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

- оздоровительные образовательные учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

(Все эти учреждения действуют на основании Типовых положений, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ)

В образовательные учреждения принимаются:

- дети, отобранные у родителей по решению суда;

- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.

Временно (на срок не более одного года) могут приниматься:

- дети одиноких матерей (отцов);

- дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев;

- дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий, и не имеющие постоянного места жительства;

- выпускники данных детских учреждений до их трудоустройства или обучения.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; и др.), создаются в целях осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания (в том числе с предоставлением социально-бытовых услуг) до определения наиболее оптимальных форм их жизнеустройства.

В указанные учреждения принимаются несовершеннолетние:

- оставшиеся без попечения родителей;

- нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;

- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;

- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;

- отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За содержание в детских дошкольных учреждениях детей, имеющих родителей, размер платы, взимаемой с родителей, не может превышать 20% стоимости содержания ребенка в этом учреждении, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10% таких затрат. Если ребенок имеет психические или физические недостатки либо находится в туберкулезном дошкольном учреждении, то его родители полностью освобождаются от платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1 Проблемы в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Такие жестокие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

И только в последние несколько лет у нашего государства появилась возможность частично начать реализовывать программы по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Но это - колоссальная проблема, требующая немалых финансовых затрат со стороны федеральной и региональной властей.

Таким образом, проблема помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей требует не только объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. На современном этапе развития российского общества крайне необходимо принимать меры по совершенствованию отечественного законодательства на различных уровнях для оказания эффективной помощи указанной категории детей в различных отраслях жизнедеятельности. Ведь сиротство - это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Мечтаете научиться водить мотоцикл? MOTOSHKOLA CLUB приглашает!

Социальное обслуживание детей

Правом на социальное обслуживание закон наделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, чья жизнедеятельность объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для оказания социальных услуг несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации, создаются специализированные учреждения:

  1. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  2. социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
  3. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, пребывания и (или) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

  1. личное обращение несовершеннолетнего;
  2. заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
  3. направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  4. постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
  5. акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

  1. принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  2. оказывают несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям социальную, психологическую и иную помощь в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
  3. содержат несовершеннолетних на полном государственном обеспечении, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
  4. уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;
  5. содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются специальные образовательные учреждения:

  • детский дом (для детей раннего, от полугора до трех лет; дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
  • детский дом - школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  • специальная (коррекционная) школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Содержание и обучение воспитанников в учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, чьи родители лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, чьи родители неизвестны или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. При передаче ребенка (детей) в приемную семью учитывается его мнение и согласие администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, где находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Проблема устройства детей, оставшихся без родительской опеки, является актуальной несмотря на принятие ряда законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить их права и интересы. Так, приоритетность семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определенная Конвенцией ООН о правах ребенка. Изучение проблем внедрения патронатной формы воспитания детей обусловлено прежде потребностью расширить семейные формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также определить меры социальной защиты, обеспечивать стабильность функционирования патроната над детьми. Решение поставленной задачи будет способствовать усилению привлекательности цивилизованных форм воспитания, уменьшению количества детей, находящихся (или могли бы находиться) в приютах или интернатах.
Ценным сокровищем каждого государства есть ее дети – ее будущее. Поэтому прямая обязанность общества – заботиться, охранять, заботиться в первую очередь о детях. Конституцией закреплены равные права всех детей, независимо от их происхождения. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возложено на государство.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы содержания детей в детских учреждениях 5
1.1 Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.2. Проблематика реализации прав детей, лишенных родительского попечения и содержащихся в детских учреждениях, в России 15
Глава 2. Зарубежный опыт содержания детей в детских учреждениях 18
2.1. Опыт пост социалистических государств 18
2.2. Опыт западных стран 20
2.3. Виды детских учреждений в Китае 23
Заключение 31
Список использованных источников 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание детей в детских учреждениях как особый вид социального обеспечения.docx

Оглавление

Введение

Проблема устройства детей, оставшихся без родительской опеки, является актуальной несмотря на принятие ряда законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить их права и интересы. Так, приоритетность семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определенная Конвенцией ООН о правах ребенка. Изучение проблем внедрения патронатной формы воспитания детей обусловлено прежде потребностью расширить семейные формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также определить меры социальной защиты, обеспечивать стабильность функционирования патроната над детьми. Решение поставленной задачи будет способствовать усилению привлекательности цивилизованных форм воспитания, уменьшению количества детей, находящихся (или могли бы находиться) в приютах или интернатах.

Ценным сокровищем каждого государства есть ее дети – ее будущее. Поэтому прямая обязанность общества – заботиться, охранять, заботиться в первую очередь о детях. Конституцией закреплены равные права всех детей, независимо от их происхождения. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возложено на государство.

Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна в современных условиях, так как на протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ними не теряют актуальности и злободневности. Не случайно по стране прокатилась волна судебных процессов, связанная с серьезными нарушениями в сфере опеки и попечительства и усыновления детей - граждан России иностранцами. И, как результат, возникший в обществе резонанс активизировал работу законодательных, исполнительных и правоприменительных органов государства в данной сфере: были приняты новые нормативные правовые акты, пресечена деятельность отдельных недобросовестных работников, наживающихся на несчастных детях.

Объектом данной курсовой работы является детские учреждения, как институт социализации.

Предметом курсовой работы выступает социальное обеспечение детских учреждений.

Цель работы – раскрыть сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке(исследованию):

- Законодательные проблемы в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Проблематика реализации прав детей, лишенных родительского попечения и содержащихся в детских учреждениях, в России;

- Практические особенности и характеристика девиантного поведения среди воспитанников детских домов: опыт социологического анализа.

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы содержания детей в детских учреждениях

1.1 Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства1.

Читайте также: