Социология семьи и брака кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Семья как социальный институт и социальная группа.

2. Возникновение и исторические типы семьи.

3. Типология современной семьи.

4. Социальные функции семьи.

5. Жизненный цикл семьи.

6. Структура семьи и типы семейных отношений.

7. Институт брака.

8. Проблемы и перспективы развития семейно-брачных отношений.

Основные понятия: социология семьи и брака, семейная группа, структура семьи, социальные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, социально-статусная, регулятивная, медицинская; жизненный цикл семьи, типы семьи: традиционная, неотрадиционная, эгалитарная, партнерская, расширенная, патриархальная, неполная, нуклеарная, бездетная, многодетная; брак, виды брака: эндогамия, экзогамия, полигамия, полигиния, полиандрия, моногамия, ранний брак, детский брак, покупной-выкупной, церковный, юридический (гражданский); семейное право: заключение брака, права и обязанности членов семьи, формы ответственности, развод, мотивы и причины разводов.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

Семья – один из главных устоев общества и одна из важнейших ценностей человека. Это сложное социальное образование, в котором переплетаются многообразные формы общественных отношений и которое выполняет многочисленные, необходимые обществу и человеку функции. Семью можно рассматривать как социальный институт и как малую социальную группу.

Семья– это социальная группа, имеющая общее место жительства, экономическую кооперацию, систему социальных и эмоциональных взаимоотношений. Семья включает взрослых обоего пола, поддерживающих социально санкционированную сексуальную связь и как правило, имеющих одного или нескольких детей (собственных или взятых на воспитание).

Как малая социальная группа семья представляет совокупность людей, объединенных браком или кровным родством и имеющих совпадающие интересы в области организации быта, взаимопомощи и взаимной ответственности за здоровье и благополучие членов семьи. Она объединяет целый спектр интересов и отношений разного рода: эмоциональных, духовных, экономических, сексуальных и др. Это самая сплоченная и стабильная ячейка общества, та группа, с которой человек всегда сохраняет связи.

Как социальный институт, она включает в себя совокупность ролей и статусов, норм, ценностей, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Семья – это главный институт человеческого общества. Этот институт включает несколько более частных институтов: брака, родства, материнства и отцовства, собственности и др. В свою очередь, институт брака включает институты ухаживания, сватовства, обручения и др.

Так, с точки зрения социологии семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Это система статусно-ролевых отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт она взаимодействует с обществом, государством и другими социальными институтами. Т.е., с точки зрения социологии, семья – это реально и фактически существующая малая группа, независимо от того, как она возникла, какие процедуры, церемонии и обряды сопровождали её возникновение. Еще одна важная характеристика семьи – преемственность поколений. Под семьей социология понимает такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении.

С точки зрения экономической, семья – это группа лиц, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство. Но совместное проживание и ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, а домохозяйства. Домохозяйство часто шире, чем семья по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей хозяйство и даже вместе проживающих, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Такими лицами могут быть воспитатели, няни, домашние учителя, служащие, если они живут в семьях нанимателей. Это могут быть и те, кого семья приняла, чтобы поддержать материально или из-за неспособности самим обслуживать себя. Домохозяйством считается отдельный человек, семья или несколько человек, живущих в общежитии или на съёмной квартире и ведущих общее хозяйство (питание, средства ухода за жильем), но не обязательно имеющих родство. Поэтому обязательно требуется дополнение: семья – это домохозяйство, т.е. группа совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством, а также общим бюджетом (совместным хозяйством).

Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые рассматривают семью, прежде всего с точки зрения типологии брака, родства, видов семьи. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии и полигинии, патриархальности и матрилинейности пришли в социологию из этих дисциплин.

История института семьи в разных культурах – это предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, генеалогическое древо, ритуалы обручения, сватовства, рождения, смерти, имянаречения, положение в обществе вдов и вдовцов, холостяков и разведенных, сирот и незаконнорожденных.

Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.

  1. Как социальная группа – объектом наблюдения представлены взаимоотношения внутри рода.
  2. Как социальный институт – выяснение общественных функций семьи, связь семьи с обществом.

Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.

Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.

Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.

Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.

Социальные функции семьи

​​Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.

Типы брака

  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

Семья, её функции, типы. Брак

Социальные функции брака

  1. Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
  2. Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом;
  3. Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
  4. Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
  5. Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.

Типологизация семьи

  1. Доминирование в семейных отношениях:
    • Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
    • Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
    • Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.

  2. Сложной семейной структуры:
    • Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
    • Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.

  3. Количество детей в семье:
    • Малодетные – один-два ребёнка.
    • Среднедетные – три-четыре ребёнка.
    • Многодетные – пять и более детей.
    • Бездетные – супруги, не имеющие детей.
    • Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.

Признаки патриархальной семьи

  • Доминирование родовых интересов над общественными;
  • Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
  • Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
  • Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
  • Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
  • Отсутствие мобильности поколения;
  • Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;

В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.

Социология семьи — отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи . Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.

В связи с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития " труда, с одной стороны, и с другой - семьи .

Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни.

Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.
- в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Специальные социологические теории – теории в социологической науке, изучающие социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессах их взаимодействия.Социология брака и семьи – отраслевая социологическая дисциплина, стремящаяся типизировать процессы изменения и развития брака и семьи в каждом конкретном обществе. Объектом познания социологии семьи являются брак и семья. Семья – основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой, направленное на воспроизведение рода. Брак – социально признанная и одобренная форма отношений между брачными партнерами, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родительские права и обязанности. Особое место в социологическом изучении семьи занимают мотивы заключения браков, причины разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел касательно числа детей в семье, численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака, а также изменения функций мужчины и женщины в семье, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни, исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

Определения брака и семьи, их историчность.

Социология семьи и брака– специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака.Семья -это социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обусловливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества. Брак -исторически изменяющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. В процессе исторического развития отношения семьи и общества постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака, при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак, при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигиния, или многоженство. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи. К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную). Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. а смену патриархальной семье приходит новый тип –нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире.

Изучение семьи Л. Морганом.

Л. Морган (1818—1881) считал, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семъя, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семъя. Промискуитет характерен для низшей ступени дикости. Половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. Согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной. Кровнородственная семьяхарактеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежали лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи — пуналуальной. В пуналуалъной семьеиз полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семъя таким образом, представляет собой такую форму брачных ношений, когда брачными партнерами являются группа сестер одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого на семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые продолжительные связи между одним мужчиной и одной жен­иной. Это — первый шаг к появлению парного брака. Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семъя, которая появляется на рубеже дикости и варварства, в ко­торой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые ношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным существом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению рамках моногамной семьи.

Функции семьи.

Семья –основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой, направленное на воспроизведение рода. Под функциями семьи понимают направления в ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. Семья всегда выполняет целый ряд функций, которые помогают в решении определенных социальных задач. 1. Репродуктивная функция(основная функция). Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых его членов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества.2. Воспитательная, функция социализации. Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Центральное место в социализации занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. 3. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. 4. Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные экономическая аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. 5. Рекреационная функция (функция эмоционального удовлетворения).Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. 6. Статусная функция.Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. 7. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Дофамилистическая эпоха.

Семья и индустриализация.

Переход к промышленному производству, произошла индивидуализация труда. Переход ряда функций от института семьи к другим институтам. Семья превращается в хозяйственно-потребительскую ячейку, когда каждый член семьи вовлекается в хозяйственную часть производства и семейные узы утрачивают значение посредника между индивидом и обществом. Меняется экономическая мотивация рождения детей, удлиняется период социализации детей, усиливается экономическая зависимость детей от родителей, что ослабляет репродуктивную мотивацию. Снижается запрет на вмешательство в репродуктивной цикл. Происходит переоценка ценностей. Сняты ограничения в добрачные сексуальные отношения, над процедурой развода. Изменяется тип производства – индивидуально-капиталистическая экономика, а не семейная. Массовое распространение малодетности.Черты традиционной и современной моделей семей. Традиционная: 1. Родственно-семейный принцип организации жизни. 2.Домохозяйство. 3. Традиционное разделение мужских и женских ролей. 4.Незначительная психологическая разделяемость между семьей и семейной общиной. 5.Социально-географическая мобильность связана с наследованием семейного статуса. 6.Семьецентризм. 7.Централизация расширенной семейно-родственной системы. 8. развод по инициативе мужа. 9. Закрытая система выбора супругов. 10. Культура многодетности с жестким табу на вмешательство в репродуктивный цикл. Современная: 1.Индивидуальная экономическая деятельность. 2.Разделение домы и работы, появление наемного труда. Труд на предприятиях. Индивидуальная система оплаты труда независимо от семейно-родовых связей. Распространяется потребительский тип семьи. 3.Эгоритарность (равенство, взаимозаменяемость ролей в семье) 4.Резкое размежевание дома и всего вснесемейного. 5.Внесемейная мобильность. 6.Индивидуализм-эгоцентризм. 7.Нуклеарная семья, в которой супружество ставится выше родовых связей, а индивидуальные ценности выше супружеских. 8. Развод по обоюдному согласию – вызван межличностной несовместимостью. 9. Открытая система выбора супругов. 10.Малодетность.

Семейная социализация.

Центральное место в социализации занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Семья в жизни ребенка играет самую важную роль. Важными методами семейной социализации, которые активно используются в семье: имитация, подражание, идентификация, подкрепление. Именно подражая, ребенок принимает на себя социальные роли, которые ему придется использовать в будущем. Именно соотнося себя с мамой и папой, он решает, как, кем быть в дальнейшем, имитируя привычки взрослых, их поведение, ребенок также перенимает социальный опыт. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Это происходит посредством системы санкций, которые родители используют в воспитании ребенка, а также при просвещении его по каким-либо вопросам. Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей - потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности.Стадии социализации можно разделить: 1. собственносемейная (от рождения до 1 года) - включает два подуровня: субъект-объектный (первые полгода ребенок адаптируется к изменившейся после рождения обстановке), субъект-субъектный (от полугода до года, ребенок демонстрирует возрастную активность по освоению окружающего мира); 2. смешанная или полиинституциональная (с года, полутора года до конца жизни) - когда идет сочетание семейной социализации с социализацией в рамках различных коллективов. Выделяют два подпериода: субъект-объектный и субъект-субъектный.

Семейное единство.

Жизненный цикл семьи.

Добрачное поведение.

Значение брака.

Брак – это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины. Брачные отношения представляют собой сложнейший вид отношений между людьми. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства. В отличие от других социальных отношений брак включает в себя естественно-биологический элемент - интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Кроме этого, брачные отношения имеют экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны. Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Социология брака и семьи как специальная социологическая теория.

Специальные социологические теории – теории в социологической науке, изучающие социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессах их взаимодействия.Социология брака и семьи – отраслевая социологическая дисциплина, стремящаяся типизировать процессы изменения и развития брака и семьи в каждом конкретном обществе. Объектом познания социологии семьи являются брак и семья. Семья – основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой, направленное на воспроизведение рода. Брак – социально признанная и одобренная форма отношений между брачными партнерами, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родительские права и обязанности. Особое место в социологическом изучении семьи занимают мотивы заключения браков, причины разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел касательно числа детей в семье, численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака, а также изменения функций мужчины и женщины в семье, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни, исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

Определения брака и семьи, их историчность.

Социология семьи и брака– специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака.Семья -это социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обусловливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества. Брак -исторически изменяющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. В процессе исторического развития отношения семьи и общества постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака, при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак, при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигиния, или многоженство. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи. К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную). Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. а смену патриархальной семье приходит новый тип –нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире.

Читайте также: