Социология 21 века новые направления исследований кратко
Обновлено: 05.07.2024
Предполагается проанализировать актуальные научные направления и методологические подходы, характерные для современной российской и зарубежной социологии. Особое внимание будет уделяться следующим темам: глобальные проблемы современности и их решение в рамках ключевых социологических подходов; актуальные направления эмпирических социологических и социопсихологических исследований; теория и история социологии; методы и методология социологических исследований.
Планируемый результат выполнения работы
Подготовка научных трудов (сборников, переводов, аналитических обзоров и т.п.) и серии публикаций в рецензируемых журналах, индексируемых в БД WoS, Scopus, РИНЦ.
© 2020 Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН
Юридический адрес:
117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21.
Научные подразделения ИНИОН РАН временно расположены по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, д. 15, к. 2.
Белый зал и абонемент временно работают по адресу: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 3.
37. Мировая и российская социология: перспективы XXI века.
Новое социологическое мышление. Основные тенденции консолидации мирового социологического знания.
И в теории, и в практике социологической деятельности наблюдаются новые позитивные тенденции сближения и выработки общих позиций. Наблюдается важная тенденция в социологии –сближение социологических парадигм. Сближение в направлении поиска ответа с различных методологических позиций на одни и те же вопросы (например, выявление путей эффективного противостояния терроризму, религиозному фундаментализму, борьбы с бедностью, нищетой, массовой неграмотностью, коррупцией, безработицей и т.д.). Методологическое противоборство не имеет перспектив вследствие того, что тормозит развитие социологической науки.
Современный немецкий социолог Хартмут Эсер рассматривает в качестве тенденции развития теоретической социологии интеграцию различных социологических парадигм в один унитарный и всеобъемлющий концепт социологического объяснения.
Многие социологи (Валлерстайн, Гидденс, Ритцер и др.) стремятся к созданию не столько интегрированной социологии, сколько интегральной социальной науки, которая объединила бы усилия представителей ряда областей социального плзнания в рамках не предметных, а проблемных полей исследования.
При этом ученые ратуют за междисциплинарную интеграцию не только с социальными, но и с естественными науками и современными технологиями (нанотехнологии). Отсюда будущее социологии – в выходе за ее пределы, но с сохранением собственного предметного поля, методов и путей исследования социальных проблем.
Ряд представителей постмодернизма говорят о необходимости замены социологической науки широким дискурсом и социальным нарративом. Реализация такой позиции означала бы раскол теоретической социологии, угрозу ее ценностно-методологической целостности.
Отсюда обсуждается проблема раздела между западной и незападной социологиями. Большинство социологов все же полагает, что социология страны или региона должна быть связана с национальными традициями, их историей и в то же время учитывать и использовать накопленный международный социологический опыт.
В социологическом мышлении исследователей из стран Востока, Юго-Восточной
Азии происходят серьезные перемены и наблюдаются новые тенденции. Ученые стремятся участвовать на равных правах с североатлантическими коллегами в жизни мирового социологического общества и хотят быть признанными и принятыми ими. Это также очень важная тенденция в развитии современной теоретической социологии – стремление к научному равенству и к успешной социальной адаптации в самом сообществе.
Вопрос о формировании единого социологического мышления был поставлен в к. 1980-х-начале 1990-х в условиях распада мирового социалистического содружества, отказа от коммунистических догматов, перехода стран бывшего социализма на новые рельсы политического и экономического развития, связанного с рыночной экономикой и политической демократией.
Одна из важных тенденций развития теоертической социологии – резкая активизация ее публичной направленности (функцию публичности выделил амер социолог Буравой). Речь идет о придании большей популярности социологии в обществе. Социология помогает повернуться к реальным проблемам общества, превращая частные заботы в публичные проблемы. Проблема публичности обсуждалась на 26 Всемирном социологическом конгрессе (Дурбан, 2006).
Итак , развитие мирового социологического знания тесно связано с его консолидацией, которая может рассматриваться как основная тенденция теоретической социологии. Она предполагает несколько аспектов:
1). Сплочение усилий ученых для решения актуальных и злободневных научных, социальных и практических задач
2). Преодоление раскола и интеграция социологов, представляющих разные страны и регионы мира
3). Сближение социологических парадигм
4). Создание интегрированной социальной, а не только социологической науки.
Международная социологическая ассоциация.- объединение национальных социологических ассоциаций, исследовательских институтов, центров, отделений и факультетов, а также физических лиц, занимающихся социологическими исследованиями. Основана в 1949 при содействии ЮНЕСКО. Учредительный конгресс состоялся в сентябре 1949 в г. Осло. В нем приняли участие социологи из 21 государства.
В соответствии с Уставом, целями МСА являются: содействие развитию социологии в мире, использование социологии в решении глобальных и региональных проблем, расширение личных контактов между социологами различных стран, усиление международного обмена информацией в области социологии, поддержка проведения международных социологических проектов. Свою деятельность МСА осуществляет в таких направлениях, как подготовка и проведение Всемирных социологических конгрессов; организация работы исследовательских комитетов, объединяющих и координирующих усилия ученых в разработке определенных направлений в социологии; социологические издания.
В МСА, в качестве ее членов, входят: национальные социологические ассоциации, а также приравненные к ним организации; международные и национальные организации, занимающиеся исследованием частных социологических проблем; отдельные социологические институты и факультеты университетов; институты и другие учреждения, работающие в смежных с социологией областях знания (социальной психологии, демографии и др.); физические лица (персональное членство). Членом МСА с 1958 являлась Советская социологическая ассоциация АН СССР.
В составе МСА насчитывается 50 исследовательских комитетов (например, вооруженные силы и общество; экономика и общество; исследование сообществ; социология образования; и т.д.)
С 1950 МСА проводит Всемирные социологические конгрессы (ВСК) - профессиональные форумы социологов различных стран мира.
Российская социологическая ассоциация.В октябре 2003 г. в ходе Второго Всероссийского социологического конгресса, участниками была отмечена необходимость консолидации всех социологов и социологических обществ. Эта идея была поддержана делегациями 45 регионов, представители которых провели учредительный съезд Российской социологической ассоциации (РоСА). Съезд был проведен 2 октября, Почетным Председателем был избран академик РАН Осипов Г.В., Президентом ассоциации - профессор Добреньков В.И.
РоСА будучи ассоциацией, объединяющая в первую очередь университетских ученых, видит свою миссию в работе с молодыми социологами. Поэтому особое место в календаре научных мероприятий занимают проводимые для студентов, аспирантов и молодых ученых конференции, конкурсы и школы.
Всемирные социологические конгрессы.- форумы, где социологи мира делятся своим исследовательским опытом и наработками, оценивают социальные процессы, происходящие в мире, размышляют о роли, месте и тенденциях дальнейшего развития международной социологии в контексте трансформирующихся социальной реальности и методов ее познания. К.С.В. созываются Международной Социологической Ассоциацией с 1950, проведшей за время своего существования четырнадцать конгрессов
Основная работа в ходе конгрессов происходит на уровне исследовательских комитетов (которых около 50), тематических и "ad hoc" групп. Основная проблема - объединение научных усилий людей, пользующихся не только разными парадигмами и социально-политическими теориями, но и разными естественными языками, и не понимающими друг друга в буквальном смысле слова. Сегодня официальными рабочими языками МСА являются английский, французский и испанский. Никакого перевода не бывает и зачастую возникают сложно преодолимые барьеры между теми, кто говорит по-английски, и теми, кто пользуется другими официальными языками, что затрудняет плодотворность дискуссий и необходимую циркуляцию научных знаний и исследовательского опыта, необходимую для развития мировой социологии. На каждом конгрессе проводятся перевыборы состава исполкома МСА, ее Президента, главных редакторов журналов "Международная социология" и "Современная социология".
Перспективы международного сотрудничества социологов
Основные направления международного сотрудничества:
- Участие в международных мероприятиях, таких как Всемирные социологические конгрессы, Европейские социологические конференции, различные международные конференции, симпозиумы, семинары по широкому кругу проблем;·
- Совместные международные исследовательские проекты по наиболее актуальным проблемам, в которых могут принять участие представители 2 и более стран-участниц;·
- Широкий обмен учеными, аспирантами и студентами. Организация специальных летних школ, семинаров и рабочих групп для молодых социологов с последующей публикацией их работ.
+ в конце первой части тенденции Теор. социологи
Российские социологические школы и проблемы их взаимодействия.
Две точки зрения. 1. Отечественная теоретическая социология – догоняющая наука. Она развивается в рамках парадигмы освоения. То есть поэтапного восприятия развивающегося теоретического и инструментального корпуса знаний, продуцируемого западной социологией. На этом пути отечественную социологию подстерегают три опасности:
2). Осмысление социальных явлений в их специфически российском контексте
3). Снижение интереса к самостоятельному конструированию теоретических моделей и схем, основанных на осмыслении эмпирического материала.
2. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой она может развиваться вне непосредственного обобщения социальной практики и полученного эмпирического материала о ней.
Успехи отечественной социологии зависят от того, Как она сумеет вписаться в процесс мировой консолидации социологического знания, не утратив при этом своего собственного лица, специфики отечественной школы, национального своеобразия.
В начале 21 в. в России активно обсуждаются проблемы неклассической и постнеклассической социологии. Основание современной неклассической социологии – социогенетика, позволяющая понять единство организации и развития социума, центральная роль в этом процессе – человек, взаимосвязь его жизненных сил и жизненного пространства. Отсюда необходимость виталистской социологии как социологии жизненных сил человека.
Особенности неклассической социологии 21в. (Россия):
1). Связь с достижениями естествознания
2). Упор на человека, его соц. активность, культуроцентричность, анализ его жизненных сил
3). Предметное поле – закономерности исторически конкретного способа жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа
Особенности постнеклассичекой социологии (Россия):
1). Междисциплинарный и комплексный подход к анализу соц. реальности
2). Синтез социогуманитарного и естественно-научного знания
3). Полипарадигмальные подходы используются
4). Включение современных направлений системного анализа (синергетика, диатропика, фрактальный подход
5). Опора на традиционную восточную философию и русский антропокосмизм
6). Расширение представлений о предмете социологии и стирание междисциплинарных различий с социогуманитарными науками
Современные социологические теории в России.
Особенности: 1). Имеют национально-самобытный характер2). Созданы на основе происходящих изменений3). Сравнение с процессами, происходящими в СССР.4). Имеют практическое значение: поиск реальных путей трансформации российского общества (привлечение и опыта зарубежья)5). Тесно связаны с теоретической социологией зарубежных стран, выполнены в рамках парадигм и метапарадигм
Заславская. Концепция социального механизма социетальной трансформации. Трансформационные процессы нельзя изучать в закрытом соц. пространстве. Открытое же пространство требует использования трех основных векторов:1). Преобразование в социокультурной среде2). Институциональные изменения3). Знать, что происходит с человеческим потенциалом общества
Что она понимает под каждым вектором: 1). Новая конфигурация соц. расслоения2). Новые формы эк. И соц. взаимодействий3). Основные компоненты чел. Потенциала: соц.-дем., соц.-эк., социокульт., инновац.-деятельностный.
Она осуществляет анализ с выходом на методику исследования.
Наумова. Теория рецидивирующей модернизации.
Модернизация – рецидивирующая, догоняющая, отстающая. М. осуществляется в условиях посткоммунист. Стран, которые, осуществляя ее, живут взаймы у прошлого и будущего (прежний опыт+внешние долги).
М. в России м.б. успешной в условиях:1). Наличие эк. И чел. Ресурсов2). Быстрый рост численности среднего класса3). Общенациональная идея4). Предупреждение острых соц. конфликтов и столкновений
Кирдина. Теория институциональных матриц.
Матрицы – системы базовых институтов (основной институт – экон.), они встроены в общественные структуры.
Институциональная матрица – устойчивая, исторически сложившаяся система институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер (эк., полит., идеолог.).
Противопоставляет восточные матрицы – Х, и западные – У.
В современной России матрицы Х. Отсюда снижение возможности развития по либерально – демократической траектории, длительное существование в рамках управляемой демократии. Реформы по внешней видимости выглядят как демократические, а политика, направленная на их реализацию – государственно-принудительная.
Шкаратан, Радаев. Этократическая модель соц. стратификации.
Они говорят о том, что в России не было деления на рабочих и интеллигенцию. Наша модель стратификации связана с властью. Вся система распределения шла через эти структуры. Эта теория сыграла имеет большое значение в теориях стратификации на международном уровне.
Тощенко. Концепция парадоксального человека. (относятся к теориям личности, как и небезызвестные теории Ядова)
Парадоксальный человек – атрибут парадоксального общества, в качестве которого выступает общество переходного периода, и наоборот, ПО реализует себя в ПЧ.
Парадоксы возникают на основе противоречий. Противоречие парадоксального характера: стремление к дальнейшему развитию демократии и отчетливому стремлению к авторитарному управлению.
Говорит о парадоксальности мифологического сознания. Анализирует миф о рынке, который спасет, принесет богатство и достаток.
Кравченко С. Теория играизации общества.
Играизация – новое явление в обществе радикального модерна и постмодерна, которое связано с кризисом традиционной системы социального управления, основанной на жестком контроле поведения людей. Оно обозначает зарождение особого стиля жизни, предполагающее парадоксальное сочетание серьезного и потешного, реального и виртуального, чувственного и интеллектуального, организационного и дезорганизационного, рационального и иррационального. Это особый игровой габитус, позволяющий даже в условиях дискретной, нелинейной социальной реальности добиваться вполне прагматических жизненных целей.
У отечественной социологии есть перспективы развития, есть генераторы идей, есть зарождающееся поколение социологов, НО есть одна проблема: не нужно уходить от социологии тем, кто на ней обучается.
Развитие социологии является сложным и многоаспектным процессом. Социологическая наука в России прошла более чем вековой путь. Долгое время социология находилась под запретом. Потребовалось немало усилий, чтобы социология начала свое возрождение и заняла достойное место в системе наук об обществе.
Социология в XXI веке переживает трудные времена, которые препятствуют ее дальнейшему развитию. Состояние глубокого кризиса, в котором находится наука, ставит ее перед выбором, который и будет определять дальнейшую судьбу социологии. Выбором пути развития отечественной науки об обществе, пути переосмысления накопленного и взращивание нового.
На сегодняшний день намечается преодоление теоретико-методологического кризиса, в котором пребывает отечественная социологическая наука в последнее десятилетие. Во всех крупных вузах России открылись кафедры и факультеты социологии, которые занимаются не только подготовкой высококвалифицированных кадров и исследованиями, которые достаточно традиционны по своим подходам и проблематике, но также представлены попытки развития новых неклассических концепций и направлений. Произошедшее в 20 веке расширение социологии происходит и по сей день. Сегодня существует достаточно много специализированных направлений: социология повседневности, социология личности, социология семьи, молодежи, культуры и другие.
Объект курсовой работы – научные достижения российской социологии в 2000 – х гг.
Предметом исследования являются научные достижения российской социологии в контексте научно-исследовательских проблем и институционального развития.
Целью является изучение научных достижений российской социологии в 2000 – х гг. научно-исследовательского и институциального характера.
1. Выявить проблемы и тенденции развития российской социологии на пороге XXI в.
2. Рассмотреть основные направления современной социологии.
3. Изучить развитие социологии в России на примере Москвы и Санкт-Петербурга и региональных социологических школ.
Глава 1 Российская социология на пороге XXI века
Проблемы и тенденции развития социологии
За последние двадцать лет развитие отечественной социологии во многом синхронизировалось с европейской и мировой социологиями и приобрело при этом не только плюсы, но и минусы. К последним добавились и свои собственные.
Среди социологов возникает вопрос: действительно ли социология развивается, то есть идет вперед, прогрессирует? Всемирный профессиональный форум говорит о социологии в движении и социологии на перекрестье дорог в глобальную эру: старые проблемы, новые перспективы[2]. В социологическом сообществе утвердилось мнение, что современная социология находится в длительном кризисе, о чем свидетельствуют аргументы многих известных социологов.
Рассмотрим и другие признаки, свидетельствующие о том, что социология находится в глубоком кризисе. Во-первых, социологическая теория всё более замыкается на самой себе. Между тем наука становится наукой лишь тогда, когда может объяснять и прогнозировать происходящие в обществе процессы, проанализировать различные социологические категории и определения. В сущности, обращение к проблемам общества и есть смысл существования социологии. Она возникла из общественных потребностей, завоевала признание своим вкладом в решение конкретных проблем индивида, групп, обществ. Нынешние призывы к повышению общественной роли социологии связаны с конкретной ситуацией на пересечении общественных запросов и работы социологов[4].
Трудно не согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который полагает, что олицетворением кризиса и дезинтеграции социологии является кризис понятийного аппарата[6].
В последнее время теоретическая социология в нашей стране развивается во многом за счет восприятия западных социологических теорий как самых современных, так и уже давно ставших классическими.
Настает время выбрать путь и идти вперед. Копирование западных образцов – путь ошибочный, ведущий к утрате самобытной русской науки и ее отставанию от Запада. Понимание теорий западных ученых может быть достигнуто только при наличии собственной теоретической базы[7].
Для реализации накопленного потенциала необходима консолидация социологического сообщества, создание условий для дальнейшего динамичного развития социологической науки, усиление ее влияния на социальный прогресс и становление гражданского общества[8].
Основные направления современной российской социологии
В XX веке произошло расширение социологии. Из нее выделились несколько специализированных направлений. Сегодня таких направлений существует достаточно много: социология права, социология семьи, социология молодежи, личности, культуры и др. Мы рассмотрим некоторые из них.
Политическая социология – один из способов изучения человека в политическом пространстве, в политической среде, которая включает взаимодействие социального и политического, изучает явления политической жизни не только как постоянные институциональные величины, а как процесс и результат их превращения из социальной субстанции в политическую. Среди социологов можно назвать имена известных ученых, которые активно проповедуют данную науку и используют ее основные подходы в своих исследованиях. В Москве – это: М. К. Горшков, А. А. Дегтярев, В. О. Рукавишников, Ж. Т. Тощенко и др. В Петербурге – Б. А. Исаев, А. В. Клюев, В. Е. Семенов и др. Предметное поле политической социологии довольно интенсивно разрабатывается в Алтайском, Волгоградском, Воронежском, Ростовском, Уральском и других университетах. В ведущих высших учебных заведениях готовятся специалисты по этому направлению с присвоением ученой степени кандидата и доктора социологических наук.
Социология образования. В период становления социологии образования в первые десятилетия XX века было не вполне ясно: относится ли новая отрасль к социологии, или все же – к педагогике, психологии? В основе кризиса отрасли было недостаточное внимание к собственному предмету и категориальному аппарату, центральным проблемам, интеграции и развитию отрасли. То же самое отмечается и теперь в российской социологии образования.
Развитие российской социологии образования происходит в сложных условиях. Осознание этих сложностей и является предпосылкой того, что она, наконец-то, обретет свою почву, осознает себя и свое предназначение в системе социального знания и обществе, а, значит, и сможет ответить на вызовы нынешнего этапа развития России и глобального развития[11].
В социологии и демографии семьи обращено внимание на теоретические концепции и парадигмы отечественной демографии[13] (В. М. Медков), становление демографической теории и развитие социологических исследований демографического поведения[14] (Н. В. Зверева). Семья рассматривается как развивающийся объект социальной защиты и как фактор воспроизводства социальной идентичности; анализируется адаптивный потенциал семьи и проблемы дезадаптации в условиях переходного периода, влияние СМИ на формирование образа семьи в общественном мнении.
В соответствии с социальными вызовами, значительно усилились позиции социологии регионального развития (В. В. Зырянов, И. П. Рязанцев и др.), гендерной и социогендерных отношений (Т. А. Гурко, Е. Л. Омельченко и др.), девиантного поведения (А. И. Долгова, Н. Ф. Кузнецова и др.), здравоохранения, аграрной, социальной сферы, включающей в себя социологию социальной работы, конфликтологии[15].
Исходя из выше сказанного, можно сделать совершенно обоснованный вывод: российской социологии известны все ее проблемы, мешающие качественному развитию, а если социологам известны их проблемы, то они определенно знают пути их решения.
междисциплинарность, гуманитаризация, дифференциация, интеграция, рефлексивная теория и методология, методы диалога, дискурс-анализ interdisciplinarity, humanitarization, differentiation, integration, reflexive theory and methodology, methods of dialogue, discourse analysis fanlararo bog'liqlik; gumanitarizatsiya; differentsiatsiya, integratsiya, refleksiv nazariya va metodologiya; dialog usullari; nutqni tahlil qilish
Аннотация
Статья посвящена современным тенденциям развития социологии, определяемым кардинальными социальными преобразованиями и формированием постиндустриального общества, поиска новыми государствами собственной модели развития. По мнению автора, в условиях когда основным ресурсом становится человеческий капитал, перед социологией встает задача разработки интегрально-дифференциальной теоретико-методологической основы для объяснения многообразия форм, уровней, способов практической деятельности. Современные тенденциями развития социологии являются диалектика, системно-целостное познание общества и человека, практическая направленность. Такой социологией является рефлексивная социология.
Рефлексивная социология – это объективно-концептуальная, интеллектуальная теория, направленная на решение проблем общественной жизни, объясняющая разрозненные факты путем открытия закономерных связей деятельность. Она обеспечивает более высокий, антиномичный уровень теоретизирования, способный фиксировать знание в контексте культуры, стать гибкой практически ориентированной теорией нового интегрально-диффенциального типа.
Библиографические ссылки
T. Parsons Economy and society. A Study in the Integration of Economic and Social theory. London, 1956. - С.57.
Ядов В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии. Социологический журнал. 2003, №3. С.6-7.
Юдин Г.Б. О возможности рефлексивной социологии: от действительности к недействительности // Пути России. Современное интеллектуальное пространство. Школы.Направления. Поколения.Т. ХVI. - М.:Унив. кн., 2009. - С.274.
Гидденс Э. Трансформация интимности. - Спб: Питер, 2004.
Бергер П. , Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.,1995; Луман Н. Что происходит? И Что за этим кроется? // Теоретическая социология. Антология в 2х т., Т.2.; Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., Медиум, 1995.
См. Гайдукова Г. Т. У истоков. Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. - СПб.: Алетейя, 1995. - С.38.
Токмаков А.Н. Саморефлексия человека, ценности и оценка техники //Человек в мире культуры:рефлексия и саморефлексия. - Рязань: Пресса, 2004. - С.148.
См. Рассохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. - М., Когито-Центр, 2010. - С.44.
Flavel J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. - NY, 1976. - C. 231-233.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Медиум, 1995. - С. 27.
Юдин Б.Г. О возможности рефлексивной социологии: от действительности к недействительности // Пути России. Современное интеллектуальное пространство. Школы. Направления. Поколения. Т.ХVI. - М.:Ун. книга, 2009. - С.274
Бажанов В.А. К вопросу о механизмах саморефлексивности науки // Проблемы рефлексии в научном познании. - Куйбышев: КГУ, 1983. - С.66.
Лобов А.М. Научная саморефлексия: пределы и возможности // Проблемы рефлексии в научном познании. - Куйбышев: КГУ, 1983. - С.30.
Автономова Н.С. Рефлексия в науке и философии // Проблемы рефлексии в научном познании. - Куйбышев: КГУ,1983. - С. 20.
Ҳаракатлар стратегияси асосида жадал тараққиет ва янгиланиш сари. 2017-2021. Рисола, Ғ.Ғулом номидаги нашриет- матбаа ижодий уйи. - Тошкент – 2017.
Читайте также: