Социологические теории девиантного поведения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Основные подходы к объяснению девиантного поведения представляют собой не столько конкурирующие теории, сколько описание совокупности факторов, влияющих на склонность к девиантному поведению, и вызывающих различные формы девиации.

Многие теории, пытаясь объяснить склонность определенных категорий людей к девиантному (преступному) поведению, обращаются к физиологическим факторам, прежде всего к физическому типу (Ч.Ламброзо, У.Шелдон).

Предпринимались попытки объяснить склонность к девиантному (деликвентному) поведению с помощью психологических факторов. Так, З.Фрейд выдвинул концепцию, согласно которой люди, принадлежащие к некоторым психологическим типам, склонны к девиантному поведению и сами как бы стремятся к тому, чтобы их оценивали как потенциальных преступников.

Однако эмпирические исследования не дали надежных результатов, подтверждающих эти теории. Большей достоверностью отличаются социологические концепции. Основные социологические теории, объясняющие девиантное поведение распадаются на две группы:

I. Теории, рассматривающие девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (функционалистский подход)

1. Теория аномии. Согласно Э.Дюркгейму, основной причиной девиантного поведения является разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Таким образом, рост преступности связан с определенными этапами развития общества.

В отличие от этого, Р. Мертон считал аномию внутренне присущей современному ему буржуазному обществу, так как она возникает в результате рассогласования терминальных и инструментальных ценностей. Возникает парадокс - отклоняющееся поведение является следствием стремления следовать общепризнанным целям. Из 5 выделенных Мертоном типов поведения 4 являются разновидностями девиации (все, кроме конформизма).

Типология отклоняющегося поведения Р. Мертона

Тип поведения Терминальные Инструментальные

2. Теория деликвентных культур. Согласно этой теории (Селлин, Миллер, Сазерленд), девиантные (деликвентные) группы и субкультуры, однажды возникнув, имеют тенденцию к самовоспроизводству. Молодежь втягивается в эти субкультуры, поскольку не может противостоять их социализирующему воздействию.

II. Теории, объясняющие возникновение и поддержание девиантных субкультур тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые виды поведения как девиации, и тем самым способствуют формированию девиантных и деликвентных субкультур (конфликтологический и марксистский подход).

1. Концепция стигматизации (приклеивание ярлыков). Автор - Говард Беккер. Основа концепции - понятие "первичной" и "вторичной" девиации. Согласно этой концепции, многие люди могут совершить аморальные и даже противоправные поступки достаточно случайно. Но после этого они получают от общества "метку" ("стигму") преступника, и, отбыв наказание за первый проступок, уже вынуждены вливаться в криминальную среду.

При этом правила, которые определяют норму в данном обществе, создаются относительно узкими кругами влиятельных лиц, решающих, какие формы поведения правомочны, а какие - нет, в соответствии со своими представлениями и нормами, принятыми в их кругу.

2. Еще дальше в отрицании наличия целостной нормативной системы общества пошли сторонники так называемой "радикальной криминологии". Как пишет Н. Смелзер, "радикальная криминология" не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

Законодательные акты рассматриваются как результат классовой борьбы, стремления правящих классов закрепить свое господство и подавить сопротивление угнетенных классов. В этом отношении радикальная криминология перекликается с классическим марксизмом.

Тема 5. Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Социализация как процесс усвоения культуры. Современные концепции социализации. Особенности социализации в современном и традиционном обществах. Понятие первичной и вторичной социализации. Роль референтных групп в процессе социализации. Саморегуляция личности. Свобода и ответственность личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

5.1. Социализация - совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям(Смелзер).

Социализация включает две стороны. Во-первых - это процесс усвоения культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых - формирование "Я" – личности человека.

Понятие "личность" отличается от понятия "индивид". Под "личностью" (personality) понимается конкретный человек во всем богатстве его биологических и социальных черт. Таким образом "личность" - одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как "индивид" - понятие бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социобиологии, социологии.

Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856-1939), впервые выделивший два компонента личности - "бессознательное" (id) и социальное ценностно-нормативное начало ("superego"). Собственно личность как совокупность индивидуальных типологических особенностей человека (ego), согласно Фрейду, формируется на пересечении этих двух компонентов.

Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое понимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится осваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он "перемещается" по мере прохождения жизненного пути.

Кроме нормального процесса социализации, при котором человек усваивает культуру новой группы, опираясь на багаж усвоенных ранее норм и ценностей, существует так называемая "ресоциализация", когда новое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложившиеся ранее представления человека о жизни.

Теории социализации

Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просветителей (человеческая психика как "табула раза" - чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через воспитание) или от этического учения И. Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших между этими подходами, они не могли объяснить реальных процессов, происходивших в человеческом обществе. Почему столь различны нормы и ценности, управляющие поведением людей? Почему молодые люди, которым в школе прививались одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру и по жизненному пути?

Эти вопросы не случайно возникли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окончательная трансформация традиционного европейского общества в индустриальное, а затем - в постиндустриальное.

Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса.

5.2.1. Теория З. Фрейда. Ее задача - объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного Фрейду европейца, как в процессе первичной социализации (в детстве), так и в зрелом возрасте. Суть его теории состоит в том, что человек в процессе взросления преодолевает противоречия между id и superego, то есть между физиологическими (в первую очередь эротическими) влечениями и ограничивающими их социальными нормами. В ходе социализации он проходит 4 стадии: оральную, анальную, генитальную и фаллическую, в зависимости от того, от каких именно органов своего тела он получает наибольшее удовольствие и разрядку. Последняя стадия совпадает с формированием устойчивого влечения к лицам противоположного пола. Разные люди проходят эти стадии по-разному; зачастую это связано с неконтролируемой свободой, либо, наоборот, с чрезмерным подавлением их естественных потребностей. В зависимости от этого, формируются психологические особенности личности - крайний эгоизм или наоборот альтруизм, всевозможные психологические комплексы (которые сам Фрейд считал нормой; лишь крайние проявления комплексов можно считать аномальными). Наиболее распространенные комплексы - Эдипов (скрытое влечение мальчика к матери и конкуренция с отцом) и комплекс Электры (влечение девочек к отцу и конкуренция с матерью).

5.2.2. В отличие от школы Фрейда (психоанализ), направление, названное впоследствие Х. Блумером символическим интеракционизмом (Ч. Кули, Дж. Мид, А. Халлер), интересовалось не психологическими конфликтами, а отражением нормального процесса социализации, и прежде всего - почему система общественного образования и воспитания приводит к тому, что разные группы учащихся воспринимают разные ценности, зачастую прямо противоположные тем, которые предлагаются обществом. Они отметили, что формирование личности идет не только под влиянием школьных программ и СМИ, но главным образом под влиянием тех социальных групп, в которые включен ребенок с самого рождения. Наиболее разработан этот подход у американского философа Дж.Мида (1863-1931).

Основная идея Мида состояла в том, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в группах. При этом, в детстве человек последовательно проходит три стадии: стадию имитации, на которой ребенок повторяет отдельные действия, присущие той или иной роли (например, шлепает игрушки, или прикладывает к ним стетоскоп); стадию индивидуального играния роли, на которой ребенок играет целостную роль, но в "социальной группе" своих игрушек (папа, мама, врач, и т.д.); наконец, стадию коллективного играния ролей, когда группы детей (5-8 лет) распределяют роли между собой ("дочки-матери", "казаки-разбойники", "Штирлиц-Мюллер").

Структура личности, по Миду, при внешней схожести с гипотезами Фрейда, в корне отличается от последних. Личность включает два уровня: "I" и "Me", которые на русский язык не совсем точно переводятся как "Я" и "Меня". Оба эти местоимения должны переводиться как "Я", но в разных значениях этого слова. "I" - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. "Me" - это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю. Таким образом, если "Ме" в целом идентично "Superego", то "I" отличается и от "Id", и от "Ego" поскольку не предполагает бессознательного.

5.2.3. Теории Фрейда и Мида призваны объяснить эмоционально-нормативный срез личности. Однако не меньшее значение имеет развитие познавательных возможностей (Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев).

Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) разработал теорию стадий когнитивного (познавательного) развития. Суть его теории состоит в том, что ребенок в процессе социализации воспринимает информацию не пассивно , а в соответствии со своими потребностями и устремлениями. Пиаже выделял четыре стадии интеллектуального развития ребенка:

- сенсомоторную (до 2 лет), на которой ребенок не отделяет себя от окружения;

- дооперациональную (эгоцентрическую - до 7 лет), на которой мир воспринимается исключительно через призму своих эгоистических потребностей;

- стадию конкретных операций (7-11 лет), характеризующуюся тем, что ребенок осваивает отдельные физические и логические операции, становится менее эгоцентричным, но не способен посмотреть на себя глазами других людей;

Таким образом, между теориями социализации нет существенных противоречий; они скорее рассматривают различные ее стороны.

Э. Дюркгейм выделяет четыре вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.

Причины эгоистических самоубийств Э. Дюркгейм видел в разрыве социальных связей, отсутствии коллективной поддержки, отдалении индивида от общества. Дюркгейм замечает, что в основе крайнего индивидуализма как одной из важнейших причин эгоистического самоубийства, лежит специфическое состояние общества. Это общее состояние, в свою очередь, отражается в дезинтеграции общественных групп – религиозных, семейных, политических, непосредственно влияющих на индивида.

Альтруистические самоубийства встречаются тогда, когда личные интересы оказываются поглощенными социальными. Если широкое распространение эгоистических самоубийств возможно в атомизированном обществе, в обществе, страдающем от дезинтеграции, то альтруистические самоубийства, чаще всего, встречаются в обществах с очень высокой степенью социальной интеграции. Примером может служить самосожжение индийских вдов (религия, родственники, соседи как бы подталкивают к этому шагу), ритуальное самоубийство самураев (в этом случае к самоубийству подталкивает идеология, страх запятнать не только свою честь, но и честь рода, ожидания окружающих). Здесь индивид идет на смерть в соответствии с требованиями и ожиданиями общества.

Аномический тип самоубийств получает широкое распространение в период общественных потрясений, экономических и социальных кризисов. Под аномией Э. Дюркгейм подразумевал отсутствие четких правил поведения. Ситуация, когда старая система ценностей оказалась разрушенной, а новая еще не сложилась, прямо ведет к аномии. В основе аномических самоубийств лежит ослабление или отсутствие четких норм и правил, регламентирующих жизнь людей. Примером здесь мог бы служить человек, увидевший смысл жизни в деньгах, но в результате афер потерявший все, что у него было, и, вдобавок, наделавший долги, с которыми он не может рассчитаться. Состояние аномии могут переживать вдовы/вдовцы и разведенные люди (нарушается привычный порядок, уклад жизни). Дюркгейм отмечал наличие родственной связи между эгоистическим и аномическим видом самоубийства, указывая на социальную отчужденность как некую общую основу.




Возможно, при изучении самоубийства как наиболее яркого примера отклоняющегося поведения Э. Дюркгейм несколько преуменьшил роль психологических факторов, а его классификация носила формалистский характер. Однако французскому социологу удалось показать глубокую зависимость отклоняющегося поведения от социальной среды, зависимость одних социальных фактов от других. Его теория аномии нашла применение и при объяснении других видов девиантного поведения.

Другая социологическая теория, также получившая название аномии, была разработана американским социологом Робертом Мертоном. Теория аномии Мертона заметно отличается от теории аномии Дюркгейма. Мертон выделил пять типов приспособления индивидов в обществе. Один из них – конформность – предполагает принятие человеком одобряемых обществом целей и законных средств достижения этих целей. Конформизм не является девиантным поведением. Его можно рассматривать как социально – одобряемое поведение. Конформист, выбравший в качестве цели материальное благополучие, постарается получить хорошее образование и устроиться на высокооплачиваемую работу. Конформист, поставивший себе цель стать первым в каком-нибудь виде спорта, будет долго и упорно тренироваться, ездить на тренировочные сборы и соревнования. Люди в тех случаях, когда они проявляют конформизм, способствуют сохранению стабильности общества. Иначе обстоит дело с четырьмя другими формами приспособления, которые рассматриваются как девиантное поведение.

Последний тип приспособления индивидов в обществе – мятеж. Мятеж характеризуется полной переоценкой ценностей. Место одних целей занимают другие. Меняется и отношение к средствам достижения целей. Например, достижение цели всеобщего равенства может предполагать национализацию и принудительное изъятие денежных средств у населения. Поведение большинства революционеров можно рассматривать как мятеж. Мятеж, прежде всего против существующей системы ценностей, против существующего порядка и власти, охраняющей этот порядок.

ФОРМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ КУЛЬТУРОЙ ЦЕЛИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРО-ВАННЫЕ СРЕДСТВА
конформность + +
инновация + -
ритуализм - +
бегство - -
мятеж +/- +/ -

Э. Дюркгейм выделяет четыре вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.

Причины эгоистических самоубийств Э. Дюркгейм видел в разрыве социальных связей, отсутствии коллективной поддержки, отдалении индивида от общества. Дюркгейм замечает, что в основе крайнего индивидуализма как одной из важнейших причин эгоистического самоубийства, лежит специфическое состояние общества. Это общее состояние, в свою очередь, отражается в дезинтеграции общественных групп – религиозных, семейных, политических, непосредственно влияющих на индивида.

Альтруистические самоубийства встречаются тогда, когда личные интересы оказываются поглощенными социальными. Если широкое распространение эгоистических самоубийств возможно в атомизированном обществе, в обществе, страдающем от дезинтеграции, то альтруистические самоубийства, чаще всего, встречаются в обществах с очень высокой степенью социальной интеграции. Примером может служить самосожжение индийских вдов (религия, родственники, соседи как бы подталкивают к этому шагу), ритуальное самоубийство самураев (в этом случае к самоубийству подталкивает идеология, страх запятнать не только свою честь, но и честь рода, ожидания окружающих). Здесь индивид идет на смерть в соответствии с требованиями и ожиданиями общества.

Аномический тип самоубийств получает широкое распространение в период общественных потрясений, экономических и социальных кризисов. Под аномией Э. Дюркгейм подразумевал отсутствие четких правил поведения. Ситуация, когда старая система ценностей оказалась разрушенной, а новая еще не сложилась, прямо ведет к аномии. В основе аномических самоубийств лежит ослабление или отсутствие четких норм и правил, регламентирующих жизнь людей. Примером здесь мог бы служить человек, увидевший смысл жизни в деньгах, но в результате афер потерявший все, что у него было, и, вдобавок, наделавший долги, с которыми он не может рассчитаться. Состояние аномии могут переживать вдовы/вдовцы и разведенные люди (нарушается привычный порядок, уклад жизни). Дюркгейм отмечал наличие родственной связи между эгоистическим и аномическим видом самоубийства, указывая на социальную отчужденность как некую общую основу.

Возможно, при изучении самоубийства как наиболее яркого примера отклоняющегося поведения Э. Дюркгейм несколько преуменьшил роль психологических факторов, а его классификация носила формалистский характер. Однако французскому социологу удалось показать глубокую зависимость отклоняющегося поведения от социальной среды, зависимость одних социальных фактов от других. Его теория аномии нашла применение и при объяснении других видов девиантного поведения.

Другая социологическая теория, также получившая название аномии, была разработана американским социологом Робертом Мертоном. Теория аномии Мертона заметно отличается от теории аномии Дюркгейма. Мертон выделил пять типов приспособления индивидов в обществе. Один из них – конформность – предполагает принятие человеком одобряемых обществом целей и законных средств достижения этих целей. Конформизм не является девиантным поведением. Его можно рассматривать как социально – одобряемое поведение. Конформист, выбравший в качестве цели материальное благополучие, постарается получить хорошее образование и устроиться на высокооплачиваемую работу. Конформист, поставивший себе цель стать первым в каком-нибудь виде спорта, будет долго и упорно тренироваться, ездить на тренировочные сборы и соревнования. Люди в тех случаях, когда они проявляют конформизм, способствуют сохранению стабильности общества. Иначе обстоит дело с четырьмя другими формами приспособления, которые рассматриваются как девиантное поведение.

Последний тип приспособления индивидов в обществе – мятеж. Мятеж характеризуется полной переоценкой ценностей. Место одних целей занимают другие. Меняется и отношение к средствам достижения целей. Например, достижение цели всеобщего равенства может предполагать национализацию и принудительное изъятие денежных средств у населения. Поведение большинства революционеров можно рассматривать как мятеж. Мятеж, прежде всего против существующей системы ценностей, против существующего порядка и власти, охраняющей этот порядок.

ФОРМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ КУЛЬТУРОЙ ЦЕЛИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРО-ВАННЫЕ СРЕДСТВА
конформность + +
инновация + -
ритуализм - +
бегство - -
мятеж +/- +/ -


Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений проводится в социологии, психологии, криминологии, а так же в психопатологии. [4]

Девиацией является отклонение параметров от норм. Данное отклонение определено социальными причинами. Главной задачей девиации является определить причину отклоняющегося поведения.

Так же, девиации близко по понятию определение делинквентного поведения. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, - девиация. Но убийство другого человека - преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки. Так же к делинквентному поведению можно отнести промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Различие двух данных терминов заключается лишь в том, что девиация относительна, а делинквенция абсолютна.

Имеется всего лишь несколько теорий возникновения девиации.

Биологическая теория.

Первые попытки объяснить девиантное поведение имели биологические характеристики. Предрасположенность к различным девиациям предписывали к природным особенностям человека, таким образом, физические теории всех типов говорят о том, что поступки человека, в том числе и отклоняющиеся, зависят целиком от его природных данных.

Психологическая теория.

Так же, как и теории, основанные на физических данных личности, психологическая теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а в самом индивидууме. Основой данной теории является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности.

Социологическая теория отклоняющегося поведения

Теория аномии

Аномия — это коллективно-социальное состояние, которое характеризуется аммонификацией системы ценностей, являющиеся следствием упада всего общества в целом, разноречием между обнародованными намерениями и недостижимостью их реализации для большей части этого общества. [5]

Термин anomie использовался Эмилем Дюркгеймом для толкования состояния социальной безнормности по отношению, как к большим, так и к малым общностям.

При этом Эмиль Дюркгейм не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, он считал, что общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Таким образом, по Дюркгейму, аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, не имеет никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

В данном состоянии у людей проявляется затрудненность в координировании своего поведения в соответствии с нормами, которые в данный момент ослабляются, становятся неясными и противоречивыми. Именно в периоды быстрых общественных модификаций люди перестают понимать, чего ждет от них общество, они испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. В этот момент времени прежние нормы уже не представляются достойными, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. Обычно в такие периоды происходит резкое возрастание количества случаев девиации в обществе.

Теория стигматизации

Единомышленники теории стигматизации брали за основу первенствующую идею конфликтологии, исходя из которой, личность часто не может поладить с другим лицом, так как расходятся в своих потребностях и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, которые управляют институциональной жизнью, и с успехом особо тщательно пытаются выделить нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Теория конфликта

Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ, при этом ему удается избегать наказания за свои действия. Трудящиеся – являются жертвами капиталистического угнетения. В своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление. Другие виды девиации - алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция - продукты моральной деградации, базирующиеся на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств.

Объяснения, которые исходят из понятий субкультур.

В теории аномии, которая развита Мертоном, в детерминизации асоциального поведения, большое внимание было предназначено нормам культуры и ее идеалам. Следствием ухода от данных ценностей могло явиться асоциальное поведение. Теория говорит о том, что аномия приводит большие группы индивидов, в первую очередь молодое поколение, еще не сформировавшиеся, к поиску новых норм (форм поведения), которые не соответствуют определенным ценностям данной культуры общества. В следствие создаются определенные субкультуры, отклонение от прежних социальных норм в которых - не является девиацией, а вполне отвечающее новым ценностям поведение, которое провозглашается нормами новой культуры. В новых, так называемых субкультурах все, что осуждается и запрещается главной культурой, а именно: агрессивность, мелкие кражи сексуальная распущенность, вандализм и так далее, - является нормальными средствами самовыражения, так же, вызывает уважения со стороны других членов общества, по крайней мере, членов данной социальной группы, примером может явиться группа хиппи.

Обобщая данную тему, можно увидеть несколько основных выводов;

1) Проход меж авторитетностью определенной культуры общества и самим социальным устройством

2) Углубляющееся разногласие между главной в обществе культурой и разнообразными субкультурами, чье поведение является антиобщественное и противоправное, примером могут служить субкультуры преступных групп, или группы людей, отбывающих тюремное заключение;

3) Широко распространенный в трансформирующемся обществе переходного типа разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, к различным видам девиантного поведения.

4) Отказ личности от ценностей и норм, существующей в обществе, т.е. Когда официальные и признанные цели и ценности становятся недосягаемыми, таким образом гражданин не может достичь реализации своих целей законным путём.

5) Потеря морально-ценностных ориентиров личности. В данный момент происходит потеря определения аморального и морального определения, исчезает давление на определенные ценности. Личность уже не имеет определенного понятия добра и зла, не различает дозволенное и недозволенное. В данном случае чаще всего происходит нравственный кризис личности, так как создается ощущение вседозволенности;

6) Исходя из того, что у личности происходит распад эталонов и ценностей, что происходит в действительности, индивид ощущает своё существование бессмысленным, такое самочувствие и состояние приводит зачастую к самоубийству;

7) Из этого следует, что аномией является скарификация моральных и правовых предписанных норм, законов и т.д., которые в кризисных для общества условиях могут превратиться из личностных форм поведения в сплошные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кара-Мурза С.Г Аномия в России: причины и проявления Издательство: Научный эксперт Год: 2013

Маркин А.В. Функции отклоняющегося поведения в условиях информационной аномии (2006)

Феномен отклоняющегося (девиантного) поведения не нов. Такое явление всегда присутствовало в обществе, присутствует и, пожалуй, будет присутствовать. Девианты, то есть люди, не желающие или не имеющие возможности жить по нормам общества, всегда были и будут. Однако для каждого общества существуют свои рамки поведения и понятия нормы, а, значит, число индивидов с таким поведением может быть разным, так же, как и средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

В основе теорий о феномене девиантного поведения прежде всего лежит поиск и оценка его причин. Предлагаю вам погрузиться в историю и пройти экскурс по становлению отношения общества к девиациям и пониманию сути этого явления.

Теории девиаций: история

Задумываться о причинах возникновения девиантного поведения, особенностях его формирования и развития впервые стали в XIX веке. Обобщенно и по сей день все теории можно разделить на биологизаторские и социологизаторские, психоаналитические.

Биологизаторские теории

Первые теории возникли с позиций биологизаторского подхода. Они так или иначе отличались друг от друга, но общая идея была одна – все девиации носят врожденный характер.

Предпосылками асоциального поведения современные сторонники биологизаторского подхода называют неблагоприятные индивидуальные особенности. При этом авторы не исключают воздействия кроме биологических факторов еще социальных и психологических. В рамках этого И. С. Ной и В. С. Овчинский говорили о необходимости изучать генетику, психиатрию, психологию и психогенетику.

Социологизаторские теории

Практически параллельно с биологизаторским рассматривается социологизаторский подход. Его представители связывают отклоняющееся поведение с социальными условиями жизни людей. Однако выявив связь отклонений в поведении с социально-экономическими условиями общества, ученые не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу девиантного поведения.

Дюркгейм выразил мнение, что определенный уровень преступности есть в любом обществе, его не может не быть. И заботиться надо о том, чтобы поддерживать этот уровень и не позволять ему расти, а не искоренять.

Итак, в рамках социологизаторского подхода можно выделить следующие теории:

Социально-психологические теории

Аномия общества

С середины XX века начинают возникать социально-психологические теории. Общим в них было то, что исследователи искали причины возникновения девиаций личности среди ее ближайшего окружения. То есть анализировались взаимоотношения индивида с окружением.

Представителем социально-психологического подхода также был русский ученый Ю. А. Александровский. Он говорил о том, что в ответ на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране у человека могут возникнуть социально-стрессовые расстройства. А это в свою очередь влияет на поведение. И. И. Карпец и А. Р. Ратинова во главе девиантного поведения ставят дефекты в области правосознания; Н. Ф. Кузнецова – дефекты психологии индивидуумов, социальных общностей.

К слову, в России первые исследования девиантного поведения начали проводиться в 60-х годах ХХ века (В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и другие). На начальном этапе это были исследования отдельных видов девиаций. Значимый теоретический вклад внес В. Н. Кудрявцев, который первым стал рассматривать социальные отклонения как патологию, антиобщественное поведение. Однако Я. И. Гилинский выразил альтернативное мнение. С его точки зрения отклонения – это нормальное общественное явление, функция социальной системы.

Психоаналитические теории

Еще одним подходом является психоаналитический. Главным его представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц. При таком подходе исследователи считают, что ведущую роль в формировании девиантного поведения занимают некоторые качества индивида:

  • чувство повышенной тревожности;
  • агрессивность (это считалось основным качеством);
  • ригидность;
  • комплекс неполноценности;
  • желание и стремление все разрушать.

Сторонники теории говорили о том, что все социально-дезадаптивные формы поведения возникают вследствие:

  • подавления истинных влечений индивида;
  • жесткой блокировки их реализации;
  • жесткого контроля над собой и своими эмоциями;
  • низкой самооценки.

Главенствующую роль отдавали агрессии и другие ученые – А. Бандура, А. Басс, Л. Берковц, С. Розенцвейг, среди отечественных ученых – С. Н. Ениколопова, Т. Н. Курбатова. Но вот обоснование возникновения агрессии у них отличалось. Причинами, согласно этим авторам, являются не сдерживание влечений, а различные социальные, пожизненно действующие факторы.

Что такое девиантное поведение?

Отклонение от общества

Таким образом, проанализировав ряд источников, можно сделать вывод о том, что единого понятия, что такое отклоняющееся поведение, нет. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена его междисциплинарным характером. Изучением проблемы отклонений занимается ряд наук:

  • психология,
  • педагогика,
  • криминология,
  • социология.

Однако очевидно, что отклоняющееся поведение можно трактовать с позиции общественного мнения и с позиции личности. Тогда для общества в рамках психологии девиантное поведение – это совокупность поступков, которые в своих проявлениях противоречат общепринятым в социуме правовым или нравственно-социальным нормам конкретного общества в конкретное время.

Относительно личности девиантное поведение – это рассогласованность психических процессов, связанная с:

  • недостаточной адаптивностью;
  • проблемами с самоопределением;
  • неадекватной самооценкой;
  • недостаточным морально-нравственным контролем над своим поведением.

Понятие нормы

Девиантное поведение: минусы и плюсы

Одним из первых о девиациях в позитивном ключе заговорил Э. Дюркгейм. Он выразил мысль о том, что сама по себе девиация позитивна и неизбежна. Автор отмечает, что каждое изобретение, каждая креативная мысль, развивающая наше общество – положительная девиация.

Итоги

Проанализировав несколько авторских теорий и определений феномена девиаций, можно сказать, что социальная норма – это установленные конкретным обществом правила, права и обязанности поведения людей в этом обществе. Отклоняющееся поведение – поведение, не соответствующее установленным в данном обществе нормам.

Таким образом, девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм (в положительную или отрицательную сторону), вызванное особенностями социализации (усвоение социального опыта) человека или его десоциализацией (потеря приобретенного ранее социального опыта).

Развитие, формирование и усвоение девиантного поведения происходит за счет индивидуальных особенностей человека, его близкого окружения и социально-экономического состояния общества, в котором индивид находится. Все факторы можно объединить в три группы: социальные, психологические и биологические.

Читайте также: