Социологические концепции личности кратко
Обновлено: 08.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Социология личности. Понятие личности, концепции. Статусно-ролевые отношения.
Личность-это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определенного общества, как продукт общественного развития.
В социологии понятие личности употребляется в двух значениях:
- Во-первых, человек-это нормативный тип личности, отвечающий требованиям общества, его ценностно-нормативным нормам (стереотип поведения: коллективизм, работоспособность, жизнерадостность и т.
- Во-вторых, человек является членом социальной группы общества, коллектива, то есть через свою деятельность включается в различные типы социальных систем.
Социологические концепции личности – это ряд теорий, признающих человеческую личность как специфическое образование, непосредственно привнесенное из определенных социальных факторов. Эти теории включают в себя:
1. Теория зеркала " Я " - социально-психологическая концепция личности, основанная на призвании к решающей роли взаимодействия индивидов. При этом собственное "Я" человека понимается как сумма впечатлений, которые человек производит на других.
2. Неофрейдизм-направление в социологии, сформировавшееся в процессе пересмотра основных положений фрейдизма и объединения его с различными социологическими и этнологическими теориями. Неофрейдизм исходит из принципа социокультурного детерминизма; особое внимание он уделяет выявлению нарушений в системе социальных отношений личности и созданию условий для развития и самореализации личности.
3. Социологический редукционизм – теоретико-методологическая направленность, заключающаяся в:
- сведение специфики человеческого существования к его социологическому аспекту
- в стремлении объяснить все без исключения формы человеческой деятельности в понятиях и категориях социологии
4. Теология-согласно М. Веберу и В. Парето-теория целенаправленного поведения человека
5. Ролевая теория – совокупность теорий, определяющих личность как совокупность выполняемых ею социальных ролей. Ролевая теория объясняет взаимодействие личности и общества. Обычно в теории ролей существует несколько уровней анализа:
- социологический: роль как элемент социальной культуры и структуры
- социально-психологические: взаимодействие индивидов между собой и взаимодействие индивида и группы
- уровень личности как системы, где сочетаются интересы общей психологии, социальной психологии и социологии;
6. Теория среднего уровня-Р. Мертон-теория, изучающая специфические формы взаимодействия человека и общества, занимающая промежуточное положение между общесоциологической и частной теориями. На основе теорий среднего уровня формируются и развиваются отрасли социологии.
Социальный статус – определенное положение в социальной структуре группы или общества, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют друг с другом.
Взаимодействуют между собой только субъекты (носители, носители) статусов, то есть люди.
В общественные отношения вступают не статусы, а их носители.
Социальные отношения связывают статусы, но эти отношения реализуются через людей, которые несут статус.
Один человек имеет много статусов, так как он участвует во многих группах и организациях. Один человек может занимать два противоположных статуса.
Набор статусов - это совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку.
Главный статус - это наиболее характерный для данного человека статус, по которому он идентифицируется. Основной статус относителен – он не связан однозначно с полом, расой или профессией.
Существуют также социальные и личные статусы.
Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, сословия, национальности, пола, возраста, вероисповедания.
Личностный статус – положение индивида в малой группе в зависимости от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (друзья, родственники) в соответствии с его личностными качествами.
Предписывается статус, в котором человек рождается, но который впоследствии обязательно признается таковым обществом или группой.
Достижимый статус – имеет характеристики предписанного и достижимого.
Статус – положение индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Первые существенно отличаются от последних.
Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Несоответствие статусов описывает противоречие в межгрупповых и внутригрупповых иерархиях. Это происходит при двух обстоятельствах:
- когда индивид занимает высокий ранг в одной группе, а низкий - во второй
- когда права и обязанности одного статуса противоречат или препятствуют исполнению прав и обязанностей другого
Политические, религиозные, демографические, родственные, экономические и профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность и направленность социальных отношений людей.
Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус.
Роль также называют динамической стороной статуса (социальное взаимодействие).
Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанные с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.
Набор ролей – набор ролей (комплекс ролей), связанных с одним статусом. Понятие набора ролей описывает все типы и все многообразие моделей поведения (ролей), присвоенных одному статусу. В соответствии с каждым типом роли формируется свой социальный тип отношений.
Максимальное слияние с ролью называется идентификацией роли, а среднее и минимальное расстояние от роли.
Ролевая теория личности
Авторами данной теории выступают Я. Морено, Т. Парсонс, Р Линтон и Р. Мертон. В ее основе лежит понятие о социальном статусе и социальной роли.
Ключевые положения ролевой теории личности:
Типы ролевых конфликтов:
Авторы данной теории личности – американские ученые Джордж Мид (1863–1931) и Чарльз Кули (1864–1929).
- Как меня воспринимают другие;
- Как другие реагируют на то, что видят;
- Как я отвечаю на реакцию других людей.
- Имитация – дети копируют поведение взрослых, не понимая его, т.к. имеют очень ограниченный опыт;
- Игра – дети учат язык и прочие символы, осваивают поведенческие паттерны в качестве определенных игровых ролей – учителя, врача, пожарного, пирата. В процессе игры дети переходят от одной роли к другой и, тем самым, развивают у себя способность придавать своим поступкам и мыслям определенное значение, которое им придают другие.
- Коллективная игра – дети изучают, как осознавать ожидания группы, а не одного человека. Они учатся этому на основе следования правилам коллективных игр, таких как волейбол, футбол, баскетбол и до. Это готовит их к тому, чтобы усвоить правила поведения в обществе, которые выражены в социальных нормах и законе. На этом этапе ребенок приобретает чувство социальной идентичности.
Читайте также: