Социологическая школа в литературоведении кратко

Обновлено: 07.07.2024

Социологический метод - понимание литературы как одной из форм общественного сознания. Связи литературы с социальными явлениями определенных эпох. Взаимосвязь социологического метода с другими школами. История становления и основные черты данного метода.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.09.2018
Размер файла 34,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В этой связи законным представляется вопрос и о том, что Н.А. Добролюбов в своей статье не упоминает, чего он не замечает? Очевидно, что определенные моменты художественной структуры драмы Островского критик решительно оставляет без внимания.

Кругозор автора замкнут и принципиально ограничен идеологическим и социальным горизонтом данного момента истории. В.Н. Волошинов не допускает мысли, что возможно общение и понимание между носителями разных идеологических оценок, разных языковых и культурных сознаний, не пересекающихся или далеко отстоящих друг от друга в системе рангов социальной иерархии. Перед нами сознание монолитное и принципиально ограниченное, что вовсе не отрицает таланта исследователя.

Вплоть до 80-х годов ХХ века в литературоведении социалистических стран в качестве основы социологического метода был принят исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Литература по теме

литература социологический общественный

1. Добролюбов Н.А. Литературная критика. - М., 1979.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. 3-е изд. Т. 1-2. - М., 1976.

3. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. Т. 1-2. - М., 1958.

1. Писарев Д.И. Литературная критика в трех томах / Сост. Ю.С. Сорокина. - Л., 1981.

2. Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук / Сост. Д.А. Юнов. - СПб., 1995.

3. Паперно Ирина. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма / Авторизированный перевод с английского Т. Я. Казавчинской. - М., 1996.

4. Georg Lukбcs. Der russische Realismus in der Weltliteratur. - Berlin, 1952.

5. Arnold Hauser. Soziologie der Kunst. - Mьnchen, 1974.

Подобные документы

Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

реферат [26,0 K], добавлен 13.08.2009

Понимание термина "образ" в науке о литературе. Трактовка данного понятия в зависимости от эпохи. Образы главных действующих лиц в повести "Пиковая дама". Социологический принцип в характеристике личности человека и общественной среды в прозе Пушкина.

курсовая работа [45,6 K], добавлен 29.04.2013

Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

курсовая работа [60,4 K], добавлен 20.12.2010

Возникновение детской литературы как жанра, ее основные функции, специфика и характерные черты. Классификация детской литературы по возрасту, категориям, видам и типам. Рейтинг специализированных издательств отечественной и переводной детской литературы.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 13.01.2011

Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

реферат [135,2 K], добавлен 12.06.2011

Мольера в истории литературы принято относить к числу представителей классицизма. Существенные черты творчества комедиографа свидетельствуют о его связи с этим направлением. Мольер оказал большое влияние на развитие западноевропейской литературы.

статья [8,2 K], добавлен 18.06.2008

Значение уроков по творчеству зарубежных писателей для углубления знаний по литературы. Методы и приемы в изучении зарубежной литературы. Взаимосвязь и взаимодействие национальных литератур. Конспект урока по зарубежной литературе.

Социологический метод изучения литературы – это метод, который подразумевает изучение связи литературы с социальными явлениями конкретных исторических эпох.

Вульгарный социологизм – это обозначение прямолинейного упрощенного истолкования форм общественного сознания (искусства, философии, литературы) исключительно как выражения интересов отдельного класса, как непосредственного результата воздействия на них техники или экономики.

Становление социологического метода изучения литературы

Литература является одной из форм общественного сознания. С этим пониманием связан социологический метод изучения литературы. Этот метод приобретает значение и смысл не в качестве единственного и универсального, а во взаимной соотнесенности с другими методами. Социологический метод, прежде всего, акцентирует связи литературы с социальными явлениями конкретных исторических эпох. История возникновения этого подхода восходит к культурно-исторической школе литературоведения. В 19 веке наиболее важной философской основой социологического метода был позитивизм. Социологический метод сближают с культурно-исторической школой следующие факторы:

  • Историзм
  • Внимание к процессам, а не к индивидуальностям
  • Стремление рассматривать литературу в качестве выражения закономерностей материальной культуры того или иного народа
  • Готовность объяснять художественное творчество при помощи законов других наук, в частности, социологии, экономики и т.д.
  • Интерес к влиянию литературы на политическую ситуацию и общественную жизнь.

Социологический подход к изучению литературы может быть применен и для анализа самого художественного произведения на фоне общественной жизни, и для изучения его воздействия на публику. В этом случае социологический метод соприкасается с психологическими подходами к изучению литературы и с рецептивной эстетикой.

В первом случае в художественном произведении в первую очередь выделяют исторические тенденции, изображение действия политических и экономических законов, социально обусловленные моменты, характеры, которые тесно связаны с общественной атмосферой.

Во втором случае рассматривается проблема рецепции произведения разными группами читателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Важным принципом социологического метода является то, что в литературе интересно в первую очередь социально-типическое, а не индивидуальное.

Собственно литературные характеристики для социологического метода являются вторичными признаками. Такое искажение связано с особым местом этого метода в осмыслении литературы как системы.

Вульгарный социологизм

Наиболее последовательные сторонники вульгарного социологизма прямолинейно и жестко связывали художественное мышление автора, включая детали стиля, с его классовой принадлежностью, отношением к политическому противостоянию. Последователи вульгарного социологизма считали перечисленные параметры определяющими для всего творчества в целом. Но социологический подход глубоко связан с классическими традициям отечественной литературы и культуры и не сводится к крайним и вульгарным формам.

Концепция В. Н. Волошинова

Кругозор определяет и общность опенок, которые подразумеваются теми, кто творчески рассматривает художественное произведение.

По мнению Волошинова, идеологическая оценка в литературно-художественном произведении не должна выражаться в виде сентенций или поучений, так как это снижает поэтический смысл целого.

По концепции Волошинова, задача социальной поэтики заключается в объяснении каждого момента формы как активного выражения оценки в двух направления: к слушателю и к предмету высказывания – персонажу.

Он подчеркивает, что смысл, значение формы относится не к материалу, как считают формалисты, а к содержанию.

СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД в литературоведении — методологические и методические принципы изучения лит-ры как социального явления. В соответствии с этим изучение форм взаимодействия лит-ры

и общества называется социологией литературы. Ее предметом является, с одной стороны, специфика функционирования лит-ры (значение лит-ры в обществе, ее воздействие на общество, место и роль в нем писателя, восприятие читателем лит-ры, обратное воздействие вкусов и лит. навыков публики на писателя и т. д.), с другой — изучение обществ. (в т. ч. классового) генезиса лит-ры и лит. форм (видов иск-ва, жанров, стилей, тем, объектов изображения и т. д.).

Непременным условием социологии вообще, социологии иск-ва (лит-ры) в частности, является выработка идеи историзма. На протяжении 19 в. это понятие кристаллизуется по разл. каналам: в философии (выдающаяся роль здесь принадлежит Гегелю), в процессе развития естествознания (эволюц. теория Ч. Дарвина), в рус. революц.-демократич. эстетике 60-х гг. 19 в., а также в теории классовой борьбы, созданной французскими историками 1-й пол. 19 в. (Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье). Идеи, нашедшие свое выражение в трудах названных ученых, противостояли духу и смыслу бурж. социологии, создававшейся позитивистами.

Бурж. социология в целом, а также социология искусствоведения и лит-ры в течение б. ч. 19 в. развивались под сильным влиянием позитивизма и механич. детерминизма. Последний в лит-ведении получил свое последоват. выражение в деятельности создателя культурно-историч. метода И. Тэна, рассматривавшего худож. произведения как явление, закономерно обусловленное окружающей автора средой. В отличие от предшественников, в чьих критич. суждениях часто преобладал субъективизм, Тэн впервые поставил в литературоведении проблему метода. Кроме культурно-историч. методологии,

Дальнейшим развитием марксистского С. м. в области искусствознания и его высшей формой являются работы В. И. Ленина (см. ст. Ленин В. И. о литературе), ставшие основой подлинно научной, марксистской социологии иск-ва. Ленинскую концепцию усвоили критики-большевики В. В. Воровский, М. С. Ольминский и др. Особую роль в пропаганде, разъяснении и развитии ленинской концепции иск-ва сыграл А. В. Луначарский.

Бурж. лит-ведение 20 в. не имеет такого единого науч. фундамента. Заруб. социология лит-ры чаще всего исходит из изучения лишь отдельных компонентов лит.

В США и Англии социологич. исследования как общего характера, так и в области лит-ведения, связаны с психологич. и семасиологич. теориями, а также с бихевиоризмом. Наиболее показательны в этом отношении труды К. Бёрка по философии культуры. Вопросы идеологич. сущности иск-ва изучаются А. Хаузером, в осн. трудах к-рого присутствует мысль о неразрешимом противоречии между социологич. (идеологическим) и эстетич. началами иск-ва. Буржуазная социология искусства оказалась бессильной раскрыть истинные закономерности развития художественной культуры.

1. Биографический метод. Первая половина XIX века. Основатель ‑ Ш.О. Сент-Бев. Интерес к биографии художника. Особенности литературного произведения определяются своеобразием личности творца. Итог литературоведческой работы ‑ создание литературных портретов писателей[1].

4. Компаративистика = сравнительно-историческое литературоведение. Метод сформировался в первой трети XIX века. Т. Бенфей, П. Ван Тигем, М.Ф. Гюйяр, В. Фридерих, О.Ф. Миллер, А.Н. Веселовский, М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, Н.И. Конрад. Изучение сходства и различия, связей и взаимовлияния литератур стран и народов мира. Литературные связи и влияния ‑ процесс всеобъемлющий по времени. Разные творения писателей разных эпох пребывают в едином историко-литературном пространстве[4].

5. Психологическая школа. Конец XIX века ‑ 1920-е годы. С. Жирарден, Э. Энекен, В. Вундт, И. Фолькельт, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.Г. Горнфельд. Искусство выражает все, что есть в душе человека: субъективные впечатления внешнего мира, собственные переживания. Литература занята исключительно разработкой психологии человека. Различие между художниками объясняется различием их психологических типов. Литературоведение должно изучать вдохновение и психологию творческого процесса[5].

6. Социологический метод. Сформировался в конце XIX ‑ начале ХХ века. Исследование роли литературы в общественной жизни, связи литературы с мировоззрением и общественным сознанием. Марксистское литературоведение представлено трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, П. Лафарга, Ф. Меринга, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, затрагивающими вопросы литературы. Метод основан на постулате стойкой связи литературы с политикой. Неприятие свободы творчества писателя, критика желания автора уклониться от социальной борьбы. Неприятие пессимизма в литературе. Анализ классовых мотивов в искусстве. Понимание реализма как выражения правды и общественного идеала в конкретной форме[6].

8. Постструктурализм. Сформировался в 1970-е годы. Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Р. Жирар, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ю. Кристева. Многие постструктуралисты начинали как структуралисты. Постструктурализм в определенной мере продолжил и развил идеи структурализма, но в то же время подверг его критике. Постструктурализму свойственно негативное отношение ко всяким позитивным знаниям, к любой попытке рационально обосновать явления действительности, и, в первую очередь, культуры. Ценится спонтанная работа мысли и воображения, вдохновение, почерпнутое в бессознательном. Постструктуралисты полагают, что трудно и просто невозможно адекватно понять и интерпретировать текст. Теория и практика постструктурализма показывает, что в конце ХХ века литературоведение перестало быть только наукой о литературе и превратилось в своеобразный способ философского мышления[8].

[2] Там же. – С. 57-71. См. также: Петровская Н.Г. Культурно-историческая школа // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2001. – Стб. 423-425.

[3] Гусев В.Е. Мифологическая школа // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2001. – Стб. 565-566.

[4] Николюкин А.Н. Сравнительно-историческое литературоведение // Там же. – Стб. 1022-1024.

[5] Михайлова О.В. Психологическая школа // Там же. – Стб. 836.

[6] Гуревич П.С. Марксистское литературоведение // Там же. – Стб. 506-508.

[7] Ильин И.П. Структурализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2001. – Стб. 1042-1044.

[8] Ильин И.П. Постструктурализм // Там же. - Стб. 767-771.

[9] Ильин И.П. Деконструктивизм // Там же. – Стб. 210-213. Руднев В.П. Деконструкция // Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. – 2-е изд., доп. – М.: Аграф, 2001. – С. 102-105.

[10] Цурганова Е.А. Герменевтика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2001. – Стб. 170-174.

Читайте также: