Социологическая школа права в россии муромцев коркунов ковалевский кратко

Обновлено: 07.07.2024

Господствующие в обществе отношения нуждаются в защите, которая может быть организованной (юридическая норма защиты, осуществляемая при помощи специальных (государственных) органов и заранее установленным способом) и неорганизованной. Таким образом, общественные отношения включают два компонента: фактические отношения и юридические отношения защиты, объединение которых составляет субъективное право (право в субъективном смысле).

Концепция права как живого правопорядка являлась теоретическим выражением либерально-реформистских взглядов российской оппозиции.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

1. Социологическое направление правопонимания в дореволюционной России: учения С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского и Н.М. Коркунова.

2. Формирование социологического правопонимания в России

Социологическое направление в теории права и
государства методологически исходило из того, что
существование и развитие права и государства
определяются общественными факторами. Большое
внимание представители этого направления придавали
изучению общественных интересов и отношений,
классификации
социальных
групп,
исследованию
психологических и моральных основ государства и права.
Выдвинутая
Р.
Иерингом
теория
юридически
защищенного интереса нашла немало сторонников в
России. Наиболее известными из них были С. А. Муромцев
и Н. М. Коркунов, а так же М.М. Ковалевский.
Максим Максимович
Ковалевский (1851—1916),
преподавал московском (1877—
1887 гг.) и Петербургском (1906—
1916 гг.) университетах
конституционное право, историю
политических учений, историю
иностранного законодательства.
Н.М.Коркунов (1853—
1904), преподавал в
Петербургском
университете, Военноюридической
академии и других
учебных заведениях
теорию и
энциклопедию права,
государственное
право российское и
зарубежное.
С. А. Муромцев (18501910гг), профессор
гражданского права
юридического
факультета Московского
университета, лидер
конституционнодемократической партии,
председатель I
Государственной думы.

3. Муромцев Сергей Андреевич (1850-1910)

Под влиянием концепции Р. Иеринга, Муромцев
создал собственное учение о праве. Его труды
содержат исследования по римскому праву,
гражданскому праву и общей теории права:
"Очерки общей теории гражданского права"
(1877 г.), "Определение и основное разделение
права" (1879 г.), "Что такое догма права?" (1885
г.).
"Мы соблюдаем правоотношения
не думая, просто потому, что
привыкли их соблюдать, что
считаем это должным, без всякой
связи с какой-либо санкцией"
"Если
отношение
сопровождается
юридической защитой, но существует и
осуществляется без ее влияния, то
ошибочно почитать такое отношение
правовым. К праву не принадлежит все то,
что
соблюдается
из
приличий,
из
нравственности, из привычки, из обычая, из
чувства долга, без внимания к факту
юридической защиты. Правовое и прочное
не одно и то же"

4. Основные позиции Муромцева С.А.

5. Коркунов М.Н. (1853-1904)

6. Основные позиции Коркунова М.Н.

7. Ковалевский М.М (1851-1916)

8. Идеи Ковалевского М.М

9. Список литературы:

1)Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник / В.
С. Нерсесянц. – Москва: Инфра–М, 2013. – 835 с.
2)Философия права: учебник / О. Г. Данильян и др.
– Москва: Инфра–М, 2013. – 335 с.
3)Философия: учебник / Н. Ф. Бучило и др. –
Москва: Проспект, 2013. – 358 с
4) Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция.
Философия права. М., 1996

Рекомендовано Советом по правоведению

Учебно-методического объединения университетов России

в качестве учебника для юридических вузов

Авторский коллектив:

Воротилин Е. А., канд. юрид. наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3), гл. 25 (§ 5), гл. 26 (§ 1—4, 6—9);

Лейст О. Э, докт. юрид. наук, профессор — гл. 1, 4 (§ 3—5), гл. 5, 6, 9, 10, 13, 14 (§ 5, 7, 8, § 6 в соавторстве с Е. А. Воротилиным), гл. 16, 17 (§ 4), гл. 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25,(§ 1—4, 6, 7), гл. 26 (§ 10), Заключение;

Мачин И. Ф, канд. юрид. наук, доцент — гл. 27;

Струнников В. Н, докт. юрид. наук, профессор — гл. 12, 15, 26 (§ 5);

Томсинов В. А, докт. юрид. наук, профессор — гл. 7, 8, 11;

Фролова Е. А., канд. юрид. наук, доцент — гл. 24.

Глава 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха государственно-организованного общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции, и др. Знание о различных вариантах решения этих проблем и о обоснованиях решений — необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Изучение истории политических и. правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала именовалась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б. Н. Чичериным), затем — "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г. Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге — профессора Н. М. Коркунова). После 1917 г. эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

В настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени — становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен. Для ориентации студентов во времени в учебнике указаны даты жизни различных мыслителей и годы издания их произведений. Заучивать эти даты при подготовке к экзамену не нужно; необходимо точно знать, в каком веке создана та или иная политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно запомнить, о какой части века идет речь (начало, середина, конец), к какой эпохе относится деятельность автора политико-правовой доктрины. Разумеется, незнание некоторых дат (например: 988, 1640—1649, 1688, 1776, 1789—1794, 1812, 1825, 1861 гг. и т.п.), свидетельствующее о недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой дисциплине.

В учебной программе курса "История политических и правовых учений" указаны произведения политических мыслителей — основные источники, рекомендуемые студентам и слушателям для самостоятельного изучения.

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.


Наука социология права сравнительно молодая отрасль знаний, потому что была признана только в 1962 году на V Международном социологическом конгрессе. Но учение о социальных факторах возникновения права, его социальной обусловленности, тесных связях права с общественной реальностью разрабатывались во многих трудах русских учёных в отрасли права и социологии.

Данная научная статья возлагает на себя задачи показать зарождение и развитие социологически-правовых теорий, начиная с истоков зарождения науки социологии права в рууской научной мысли, то есть с конца XIX до начала XX века.

Нужно отметить, что именно Н. М. Коркунов своим психологическим подходом к праву и государства существенно повлиял на Л. И. Петражицкого и других исследователей, ведь он говорил, что основа права — в индивидуальном сознании, где различается субъективный и одновременно социально- психологический аспект. А концепция психологического единения как источника и базиса права и государственной власти опережала концепцию коллективного сознания Э. Дюркгейма. Итак, в трудах М. М. Коркунова были предложены принципиально новые подходы в анализе государства и права, которые были социологическими по своим методологическим основам, хотя проблема возможности выделения специализированной дисциплины (социологии права) им не ставилась.

Особенностью его теории является то, что, в отличие от юридического позитивизма и некоторых социологических концепций второй половины XIX в., он рассматривал право как стоящее вне и над государством, явление, которое непосредственно вытекает из факта общественной солидарности, примирений среды и поэтому обязательное (с точки зрения естественной необходимости) для самого государства. Закон правомерен только в том случае, если он соответствует социальной солидарности. Объективность юридических норм состоит в том, что они в концепции М. М. Ковалевского независимые от произвола не только отдельного индивида, но и от государства. Он абсолютизировал положение об относительной самостоятельности права, связывая его не с государством, а непосредственно с организованной силой общества, организованной силой союзов, другими словами, не только государством, но и с различными институтами, которые имели возможность применить принуждение для воплощения в жизнь своих норм [3, c. 105]. Это некоторым образом обосновывает появление права раньше государства.

Пытаясь разрушить нормативный подход к пониманию права, ученый утверждал, что под правом вместо совокупности юридических норм понимается совокупность юридических отношений. Определяя вторичность юридических норм относительно фактических общественных отношений, С. А. Муромцев обосновывает необходимость судебного правотворчества при условии ускорения общественных изменений, отставание и инфляционность законодательства. Он также выдвинул требование о свободном судебном правотворчестве относительно установленных норм права. Суд должен выполнять, по его мнению, функцию постоянного и постепенного проведения в жизнь справедливости по мере возникновения несоответствия закону и жизни [6, c. 105].

Также необходимо обратить внимание на концепцию Николая Андреевича Гредескула. В правовой науке, по его мнению, существуют три направления, а именно: догматический, исторический и социологический, которые постоянно ведут борьбу за приоритет. Важнейшим из этих трех направлений Н. А. Гредескул считал социологический. И не только потому, что в нем сконцентрированы основные задачи правоведения, но и потому, что их решения должно благотворно повлиять как на догматику, так и на историю права. Только социолого-юридический подход дает возможность научно овладевать явления права, разумно создавать именно право. Только с его помощью реально решить важнейшую практическую задачу — определить, каким же должно быть право [8, c. 28].

Юрист русского происхождения Питирим Александрович Сорокин, кстати, тоже сторонник интитуционализму, как и Жорж Гурвич, основные свои труды написавший в Америке, рассматривал право как основу, душу каждой организованной группы. Оно трактовалось им как общеобязательные правила поведения, в которых свобода одного человека согласуется со свободой других лиц с целью разграничения и защиты интересов человека. Генезис нормы права автор усматривал в сознании человека, переживаниях индивидумом определенных правовых ситуаций. Такие ситуации возникают каждый раз, когда один участник отношений признает себя правомочным в отношении другого, а тот выполняет роль обязанной стороны, т. е. они находятся в атрибутивно-императивной связи. Таким образом, П. Сорокин, по сути, пытается превратить право в основу общества, его многочисленных коллективных образований (союзов), а само право снижает до уровня правовых установок или психологических переживаний субъектами правовых ситуаций.

Сорокин активно пропагандировал идею о социологии права как интегративную область, призванную объединить все гуманитарное знание в целую науку. Само видение социального прогресса П. Сорокин видел через сочетание социологии права и социологии морали с нарастающим приоритетом последней. Питирим Сорокин, будучи сторонником институциональной социологии с ее отрицанием лидирующей роли норм права, установленных государством, надеялся на способность коллективных организаций не только создавать нормы права, но и обеспечивать их реальное действие [11, c. 28, 29]. Некоторые исследователи считают именно такую ​​позицию наиболее близкой к концептуальной основе социологии права.

Изучение выше представленных социологических теорий важно не только для исследования зарождения и становления русской социологии права и подтверждения ее самостоятельного статуса как науки, а вообще необходимо для всестороннего рассмотрения права через призму социальных связей, чтобы показать, какую регулирующую роль оно выполняет в обществе, какой это разноплановый и ценный для жизни каждой страны аспект общества.

Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. 7-е узд. — СПб., 1907. — 623 c.

Бурдяк В. І. Становлення і розвиток соціологічних концепцій права: Навчальний посібник. — Чернівці: Рута, 2001. — 84 с.

Ковалевский М. М. Общее учение о государстве. — СПб., 1909. — 214 c.

Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семи и собственности / М. М. ЕКовалевский. — М., 1939. — 186 с.

Ковалевский М. М. Сочинения: В 2 Т.: соціологія / М. М. Ковалевский. — М.: Госполитиздат, 1997. — Т. 1. — 187 с.

Варчук В. В. Социология права — отрасль социологии. / Социологические исследования, 1996, № 11 — С.102–109.

Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. М., 1879. — 250 c.

С. В. Савчук Передумови виникнення та формування юридичної соціології // Науковий вісник Чернівецького університету. 2003. Випуск 187. Правознавство, С. 26–31.

Жоль К. К. Философия и социология права: Учебное пособие. — К.: Юринком Интер 2000. — 480 с. (Б-ка Snudiorum). — Библиогр.: с. 444–479.

Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. — СПб.: Издательский Дом С.-Перерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. — 848 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, социология, норма, правовая наука, генетическая социология, государственная власть, общество, гражданское общество, общественная реальность, систематическая социология.

Похожие статьи

Гражданское общество как социально-правовое пространство

Рубрика: Социология.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, государство, гражданская культура, деятельность государства, законодательная деятельность, законодательный процесс, механизм контроля.

Тип социальности, государство и право | Статья в журнале.

Тип социальности, государство и право. Автор: Гончарова Татьяна Михайловна. Рубрика: Психология и социология.

Гражданское общество в восприятии различных поколений.

Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности – стремления

Российская наука до сих пор не дает четкого ответа не только на вопрос: «Есть ли в России

Понятие социального государства | Статья в журнале.

социальное государство, государство, формальное равенство, жизнь общества, государственная власть, социальная справедливость, правовое государство, проблема обеспеченности, свобода человека.

социальная реальность, общественная жизнь, социология, проблема, наука, направление, фундаментальная социология, социальный мир, Культурологический аспект, логическая связь.

Правовая культура государственного служащего как один из.

Гражданское общество — стадия общественного развития, обладающая развитыми политическими, экономическими, правовыми и культурными отношениями между членами общества и государством.

В статье рассматривается социология как наука, формирование социологии и соотношение с философией.

Читайте также: