Социогенез в истории кратко

Обновлено: 06.07.2024

Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества, которое началось практически одновременно с формированием человека как биологического вида.

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век, бронзовый век и железный век. Эпоха первобытного общества практически совпадает с каменным веком и заканчивается, в основном, в неолите (последний этап каменного века) в процессе перехода к медному (промежуточному между бронзовым и каменным) или бронзовому веку вместе с постепенным возникновением первых государств и появлением письменности. Но стоит отметить, что все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи.

Первобытное общество — период в истории человечества до изобретения письменности. Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, палеоантропология.

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

эпоха первобытного стада;

эпоха родового строя (ранняя родовая община);

поздняя родовая община (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности, разложение родового строя).

1. Первобытное человеческое стадо (праобщина).

Первобытное человеческое стадо (или праобщина) — условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, Этот тип организации группы особей одного вида непосредственно сменил коллективы ближайших животных предков человека. Хронологически период существования первобытного человеческого стада совпадает с периодом архантропов, т.е. приблизительно от 2 млн. лет д.н.э., до приблизительно 200 тыс. лет д.н.э.

Поскольку собирательство не могло прокормить большую группу архантропов, численность такого стада была, скорее всего, невелика и вряд ли превышала несколько десятков особей. Половые отношения в таком коллективе, скорее всего, были беспорядочными (промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада стали запретными и были заменены половыми связями с членами других коллективов (экзогамия). Так стадо превращалось в род.

2. Ранняя (матриархальная) родовая община.

Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытно-общинного периода – матриархата. Это был союз, основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда и охоты, предположительно основанный на социальном равноправии. Хронологически он совпадает с периодом палеоантропов. В этот период времени охота играет уже, по всей видимости, основную роль в прокорме общины. Отличительная особенность данного периода – групповые браки, которые предусматривали брачные отношения не между индивидами, а между коллективами. Отсюда, возможно, и происходит явление матриархата – установление родства по отцовской линии было невозможным в условиях групповых браков. К этому же этапу развития общества относится появление похоронных обрядов, зарождение религии (захоронение в Ля-Шапель-о-Сен во Франции) и изобразительного искусства (параллельные царапинки на костях, украшения в виде просверленных зубов животных, продырявленные и раскрашенные ракушки, служившие, по-видимому, украшением).

3. Поздняя родовая община (патриархат, разложение первобытно-общинного строя).

Начинается в эпоху верхнего палеолита (верхний палеолит 50-10 тыс. лет назад) в период существования неоантропов. В этот период происходит развитие общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования. Первоначально, по всей видимости, в рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появлялся регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе. Совершенствование орудий труда и появление земледелия и скотоводства приводит к тому, что начинают появляться излишки произведённой (прежде всего, конечно, пищевой) продукции. Это в свою очередь создаёт условия для формирования такого явления, как частная собственность, появление которой приводит к имущественному, а, в след за ним, и социальному расслоению. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Престижная экономика возникла в условиях появления избыточного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин. Появление вследствие возникшего экономического неравенства социальной дифференциации привело к выделению в обществе знати. В этой ситуации механизмы регулирования первобытного общества переставали работать. Появилось такое явление, как власть. Родовая община была вытеснена вначале семейной общиной, а позже соседской общиной. Тем не менее, старые механизмы регулирования в обществе сохранялись очень долгое время. Высшим органом управления было некое народное собрание, которое собиралось по мере необходимости. Постоянно действующим органом был совет старейшин, который подчинялся решениям народного собрания. На низшей ступени управления находился вождь, властные полномочия которого могли быть реализованы только в случае войны.

Завершается разложение общины появлением государств. Эпоха первобытности на этом завершается.

(от лат. so(cietas) — общество и греч. genos — происхождение) —происхождение и развитие сознания , личности , межличностных отношений , обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея С. заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком , а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии и этнопсихологии .

— в психологии — происхождение, развитие высших функций психических, личности, отношений межличностных, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Закономерности социогенеза — предмет психологии исторической, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, и прочее, а также предмет этнопсихологии.

Изучение социогенеза в русле психоанализа и во французской социологической школе не позволило вскрыть его реальные механизмы, ибо они описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида либо сводились к духовному общению между людьми.

С иных методологических позиций проводилось изучение социогенеза в отечественной психологии, где социогенез трактуется как процесс, обусловленный деятельностью трудовой в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к социогенезу (палеопсихология Б. Ф. Поршнева), закономерности социогенеза высших функций психических в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Полезное

Смотреть что такое "социогенез" в других словарях:

СОЦИОГЕНЕЗ — (от лат. societas общество и греч. genesis происссож дение, возникновение) англ. socio genesis; нем. Soziogenese. 1. Учение о происхождении общества. 2. Процесс исторического и эволюционного формирования общества. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

Социогенез — (социогенезис; новолат. sociogenesis от лат. societas общество и др. греч. γένησις происхождение) Социогенез происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями… … Википедия

социогенез — <. > в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения… … Словарь Л.С. Выготского

Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь-справочник по педагогической психологии

Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь по педагогической психологии

Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия

Папуасская мифология — мифологические представления папуасов коренного населения острова Новая Гвинея и ряда близлежащих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических сообществ, которые отличаются значительной языковой… … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия



Социогенез – это известный термин, широко использующийся как в социологии, так и во многих других научных направлениях. Однако что он подразумевает? Как он появился? Для чего его используют? Данная статья расскажет вам обо всем, что нужно знать касательно данного термина. Социогенез – это очень важный элемент социологии и психологии, без которого понимание современного общества, а также общества на любом этапе его существования, было бы невозможным.

Происхождение термина

социогенез это

Что это такое?

социогенез определение

Основная идея

Что ж, теперь вам все больше и больше становится известно о том, что представляет собой социогенез – что это такое, откуда пошло понятие и т. д. Однако стоит взглянуть немного глубже и разобраться с тем, какие идеи являются основными для социогенеза, кто основал это движение, какие закономерности в нем прослеживаются и многое другое.

Если говорить об основной идее, то начать стоит с того, кто именно ее сформулировал. Это был известный психолог Вильгельм Вундт. Именно он впервые сказал, что каждый психолог, когда работает с индивидуумом, взаимодействует не просто с абстрактным понятием человека, а с кем-то, кто относится к определенной эпохе, существует в конкретном общественном строе, находится на определенном уровне в его обществе и его окружении. Этот человек не существует сам по себе как отдельная единица – его всегда нужно рассматривать в зависимости от его социокультурного контекста, взаимодействия с окружающей средой.

социогенез что это такое

Таким образом, основной идеей социогенеза является тот факт, что каждый человек является не только личностью как таковой, он также взаимосвязан с другими личностями, в результате чего и осуществилось происхождение и дальнейшее развитие человеческого общества.

Закономерности

Социогенез в психологии – это внушительный раздел, который очень важен для каждого специалиста. Социогенез прочно связан с исторической психологией, так как он рассматривает особенности общества и его внутреннего взаимодействия на различных этапах. Он изучает психологические особенности человека и общества, в частности становление его познания, восприятия мира, осознания себя как личности в зависимости от временного периода.

социогенез в психологии это

Основной метод

Естественно, данное направление является не только теоретическим, но и практическим. И основным методом исследований в данной среде является психологическая реконструкция. Это подразумевает восстановление типов поведения людей в обществе, свойственных для какого-либо конкретного периода времени. Все это производится в процессе интерпретации памятников культуры и других артефактов, оставшихся с давних времен.

Ученые, работающие в области социогенеза, занимаются самыми различными исследованиями, объектами которых могут быть как отдельные люди, сыгравшие какую-либо важную роль в истории (формирование портрета их личности, особенностей их поведения), так и целые социальные группы, а иногда даже народы и этничности. С помощью социогенеза можно установить, какими чертами характера обладал тот или иной известный в прошлом человек, какие настроения были в какой-либо конкретной социологической группе. Ученые узнают, какие общие черты характера были у тех или иных народов, населявших конкретную территорию в определенный период времени. Это имеет большое значение как в рамках истории, так и в рамках психологии как науки.

Социогенез в рамках психоанализа

Если для исторических наук социогенез очевидно играет важную роль, так как предоставляет очень обширные сведения о людях, социальных группах и целых народах, то с психологией все не так просто. Многие задаются вопросом: как социогенез может оказывать воздействие на прикладную психологию, то есть как он может помогать лечить пациентов? Одним из наиболее ярких примеров является психоанализ Зигмунда Фрейда, известный во всем мире. Именно в его рамках использовался анализ личности и социальной группы (чаще всего семьи) в историческом контексте – так называемый биографический метод.

Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создаёт общину.

В отношении к природе, то есть в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда - "не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд" . Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.

В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются и проследить их эволюцию труднее.

Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

Естественную базу, на которой создаётся первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые - осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её "от себе подобных". В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства приводил к тому, что каждый член общины мог осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.

Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины - потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равнонеобходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины и все её члены наделялись своей долей.

В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - движение туда и обратно) обмена, взаимности, то есть обмена, обязательного отдара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб.




Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создаёт общину.

В отношении к природе, то есть в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда - "не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд" . Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.

В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются и проследить их эволюцию труднее.

Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

Естественную базу, на которой создаётся первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые - осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её "от себе подобных". В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства приводил к тому, что каждый член общины мог осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.

Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины - потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равнонеобходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины и все её члены наделялись своей долей.

В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - движение туда и обратно) обмена, взаимности, то есть обмена, обязательного отдара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб.

Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

Читайте также: