Социализация нравственного поведения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Социализация, в сущности, представляет собой процесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произвола, уважительному отношению к другим, короче говоря, процесс развития морали.

Американский психолог Л. Кольберг выделяет следующие ступени морального развития:

1. Преконвенциональный (доморальный) уровень.

На этом уровне ребенок выполняет требования взрослых просто ради самого послушания; именно поэтому он избегает нарушения норм. Тем самым он стремится избежать возможного наказания. Кроме того, его поведение — результат давления авторитета родителей.

Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять.

3. Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что — злом. В первой фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении.

Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида.

В третьей фазе, которой достигают далеко не все взрослые люди, формируются собственные моральные принципы, носителем моральных требований становится собственная совесть человека, и он поступает морально вне зависимости от обстоятельств, выгоды, рациональных соображений.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т.п.

Именно поэтому П.Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества1.

Смотрите также:

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В.Пет­ровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к.

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.
В подтверждение сво


СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На процесс формирования нравственных представлений и понятий, на воспитание нравственных чувств, процесс формирования умений и навыков нравственного поведения свое влияние оказывает целый ряд социально ­педагогических факторов, которые воздействуют на сознание и поведение личности.

Современная педагогика считает, что становление личности человека зависит не только от воспитания, но и от многочисленных обстоятельств его жизни, от того, какие люди встречаются на его пути и как сложатся отношения с ними, от того, в какой социальной среде он будет расти, как будет с ней взаимодействовать, от того насколько активно сам человек будет строить свое взаимодействие с окружающим миром. Вот этот процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром называется социализацией. Социализацию определяют как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных явлений, связей, за счет активного вхождения в среду.

На процесс формирования и развития современного человека свое влияние оказывает и то, что происходит в мире, в стране и обществе (макрофакторы), и то, в каком населенном пункте живет и в какой национально-культурной среде растет человек (мезофакторы). Также непосредственное и каждодневное влияние на процесс формирования и

развития личности оказывают те явления и процессы, которые происходят в микросреде. Особенно велико их влияние на процесс формирования нравственных качеств личности.

Первым из этих факторов является семья. В настоящее время, когда другие факторы среды значительно ослабили свое влияние на процесс нравственного становления личности, роль семьи в этом деле возрастает.

Проблемами, связанными с ролью семьи в нравственном воспитании детей и подростков, интересовались многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого. Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци еще в начале прошлого века пришел к выводу, что для нормального нравственного развития ребенка важно своевременное и умеренное удовлетворение потребностей. Выдающийся немецкий педагог И.Ф. Гербарт считал, что нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Все методы нравственного воспитания должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника, что это хорошее возникает и развивается именно в семье .

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что именно нравственное воспитание является главным в становлении и развитии человеческой личности. Он писал: "Мы смело высказываем убеждения, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями". Ушинский считал, что "необходимым условием правильного развития человека является труд. Правильно организованный труд в семье не только способствует нравственному воспитанию, но и укрепляет семейную жизнь. Воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни .

Большое внимание роли семьи в нравственном воспитании детей и подростков уделял А.С. Макаренко. Главным принципом его воспитательной его системы было: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.

Нравственное воспитание в семье начинается с пробуждения в ребенке добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют у детей с младенческого возраста как ответ на родительскую любовь и заботу. Но любовь родителей к детям должна проявляться в меру. Любить ребенка - значит учить его преодолевать препятствия, вести его к честной трудовой жизни, развивать в нем честные и благородные чувства.

В задачу родителей по нравственному воспитанию своих детей входят прежде всего организация деятельности ребенка, в процессе которой вырабатываются необходимые качества.

В семье начинают формироваться простые нравственные качества, которые потом могут перерастать в очень сложные и очень важные. Одним из таких качеств является "послушание. Когда дети послушны, легко поддерживать порядок дома. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему нравственные идеи и выработать у него привычки нравственного поведения. Послушание надо воспитывать в самом раннем возрасте, уже в первые годы жизни. Оно есть первая и

необходимая ступень в развитии воли. Оно включает готовность и умение отказаться от непосредственного влечения во имя должного. Если в своем поведении ребенок не находит опоры в разуме и воле старших, он вырастет не волевым, а своевольным человеком. Послушание приучает выполнять требования как более важное, чем его желания, А ребенок слушается тех людей, которым доверяет, в справедливости требований которых не сомневается. Послушание основано на сердечности и интимности отношений, на чувстве любви и уважения. А основываясь на послушании легче формировать волю и сознательную дисциплину. Послушание может стать основой дисциплинированности.

В семье закладываются основы формирования и таких нравственныхкачеств, как приличия и манеры. Ребенок вступает в общение с людьми раньше

чем он узнает, поймет и усвоит моральные нормы человеческих отношений. Семья вырабатывает у ребенка привычки культуры поведения, которые закреплены в правилах приличия.

Соблюдая правила приличия, люди делают общение друг с другом приятным, создают условия для хороших отношений между людьми. Такое же значение имеют и хорошие манеры. Чтобы у ребенка выработать хорошие манеры и привычки соблюдать правила приличия, со стороны родителей не требуются пространные разъяснения. Важным фактором их выработки является пример самих родителей, других старших членов семьи. Большую роль в этом деле могут играть дедушки и бабушки.

Семья играет важную роль в выработке таких нравственных качества как вежливость, скромность. Любая семья может сформировать у детей терпение, настойчивость, упорство. Терпение необходимо и в труде, и в учебе, и в общении с людьми. Оно предполагает способность воздержаться от чего - либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать силы для ее достижения. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования воли и характера.

Для формирования терпения, настойчивости и упорства очень важно, чтобы преодолевать трудности захотел сам ребенок. Их роль в жизни особенно возрастает в подростковом и старшем школьном возрасте. Но все начинается с семьи. Большую роль в этом деле играет пример родителей.

Особенно сложной и ответственной функцией родителей в нравственном воспитании своих детей является воспитание правдивости, честности, чести. Эта задача стала особенно важной и сложной для практического решения в современных условиях, когда в жизни стало столько лжи и несправедливости.

В семье начинается и решение такой нравственной проблемы, какой является воспитание верности данному слову. Чтобы сдержать слово, необходимо всесторонне осмыслить реальность его выполнения, учесть свои силы и возможности для преодоления препятствий, которые могут возникнуть.

С воспитанием правдивости и верности данному слову тесно связано воспитание честности. Быть честным значит быть порядочным, чистоплотным, добросовестным.

О роли семьи в трудовом воспитании детей и роли труда в нравственном воспитании хорошо сказано в педагогических сочинениях А. С. Макаренко. Обращаясь к родителям, он писал, что труд всегда был основанием для человеческой жизни, что значение человека в обществе, ценность его как гражданина зависит исключительно от того, насколько он будет подготовлен к труду. Особое внимание он обращал на то, что "трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния". Он считал, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. В раннем детстве оно начинается в игре. С возрастом трудовые поручения должны усложняться. Выполнение трудовых обязанностей дома, в семье, должно продолжаться и тогда, когда дети учатся в школе.

Весьма существенную роль семья может играть в воспитании характера. Характер - это целостная система устойчивых отношений человека к миру, к себе, которая формируется и закрепляется в общении, отношениях, поведении и деятельности. Характер развивается, изменяется в процессе воспитания в течение всей жизни человека, но его основа закладывается в детстве, еще в дошкольном возрасте. В процессе воспитания качеств характера важно формировать единство мотивов ребенка и закрепленных привычных способов поведения. Для воспитания сильного, устойчивого характера наибольшее значение имеет устойчивость, организованность семьи, образ поведения самих родителей, особенно отца. Немаловажную роль в развитии у ребенка устойчивых черт характера играет также единство требований взрослых к ребенку. Сильный, самостоятельный, стойкий характер развивается только в процессе самостоятельного поведения. Его психологическая основа состоит в единстве знаний, установок, чувств, мотивов и действий.

Особенно трудным в развитии ребенка, как для родителей, так и для педагогов, как уже выше отмечалось, считается подростковый период, что объясняется тем, что для этого возраста характерны активизация умственной деятельности, изменения ценностных ориентации личности, взглядов на взаимоотношения с окружающими. Важнейшей психологической особенностью подросткового возраста является более интенсивное, по сравнению с предыдущими возрастными периодами нравственное становление личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его постоянно воспитывали. Для него характерны желание самоутвердится, и неумение это сделать, богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления.

Еще более осложняется роль родителей на этапе, когда их дети становятся старшеклассниками, когда они становятся юношами и девушками. В это время для них характерны активное развитие личности, они проявляют большой интерес к проблемам долга, чести, справедливости. Ранний юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования социальных потребностей, особенно в общественной необходимости, доверии, уважении к себе. Неуважение к личности юноши и его "Я"' может привести не только к конфликтам, но и к отклонениям в нравственном поведении. В то же время надо заботиться о том, чтобы не развивалась характерная для них переоценка своего "Я".

При внимательном изучении оказывается, что в том возрасте, когда дети учатся в старших классах, для них также характерны противоречия, как подросткам. Ведущим противоречием в процессе психического развития юношей и девушек оказываются противоречия между новыми условиями жизнедеятельности, в которые попадает подросток, новыми общественными требованиями, предъявляемыми ему и его нравственной готовностью выполнять эти требования и пока еще не соответствующим данным требованиям уровнем развития. Преодоление этого противоречия, стремление быть на уровне новых требований ведет к новому этапу формирования самосознания, которое приобретает качественно новый характер по сравнению с подростковым периодом.

Список литературы

Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. Избр. пед. соч., т. I, М., 1940, с. 168.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч., т.Н, 1948, с. 340.

Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972, с. 72.

Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990, с. 223.

Песталоцци И.Г. Избр. пед. произведения. М., 1965, т III, с. 339

Семья. Социально-психологические и проблемы. Справочник. Киев, 1990, с. 155-156.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. т. II, с. 242


В монографии анализируются проблемы нравственной социализации молодежи в современной России. Рассмотрены барьеры, агенты и механизмы процесса нравственной социализации молодежи. Особое внимание уделяется анализу общественной морали в условиях трансформации российского общества. Приводится авторская типология личности на основе уровня нравственного развития. Книга адресована социологам, педагогам, психологам, всем, кто интересуется проблемами нравственного развития молодежи.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Нравственная социализация личности: понятие и сущность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности нравственной социализации молодежи в современной России. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Нравственная социализация личности: понятие и сущность

Сложности в экономической и политической сферах современной России влекут за собой нравственные проблемы общества: переоцениваются и забываются традиционные этические принципы и духовные ценности. В целом, как подчеркивал В. М. Соколов, нравственное сознание и поведение россиян характеризуются неустойчивостью и противоречивостью. В них переплетаются как позитивные перемены в сторону свободы и развития социальной инициативы, так и апатия, пассивность, неудовлетворенность своими силами. Эти процессы характерны для всех социальных групп и слоев общества 2 . Безусловно, большое влияние на формирование нравственного сознания и поведения граждан России оказала глобализация. Она проявляется в массовом распространении и универсализации социокультурых образцов, основу которых составляют ценности самоактуализации, самореализации, свободы, комфорта. Часто глобализация небезосновательно трактуется как экспансия западной (преимущественно американской) системы ценностей. Подобные изменения стали символом эпохи постмодернизма, затронувшего и российское общество 3 . Заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность своей жизнедеятельности, общество старается транслировать духовно-нравственные ценности молодому поколению, однако духовно-нравственный кризис препятствует этому. Он проявляется тогда, когда ценностные установки принимают все более деструктивный характер. Вследствие их превалирования уязвимыми становятся такие сферы, как духовность, культура, нравственность, патриотизм. Еще одним не менее важным обстоятельством является рост потребительского отношения человека, следствием чего становится формирование общества потребления, в котором многие нравственные устои подвергаются забвению.

Отмеченные выше проблемы касаются и молодежи. По единодушному мнению правоведов, педагогов, психологов и социологов эскалация девиантного поведения — типичная характеристика инволюции российского общества, угрожающая ее национальной безопасности, особенно в отношении нравственного развития подрастающего поколения.

В документах стратегического планирования и нормативных правовых актах, определяющих основы системы обеспечения национальной безопасности России, отмечается, что в нашей стране в настоящее время возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности, а к угрозам национальной безопасности отнесено их разрушение, что закономерно нашло свое отражение в тезисе о том, что долгосрочным национальным интересом нашей страны является сохранение и развитие традиционных ценностей 4 . Важность реализации этого национального интереса определяет актуальность научных социологических исследований процесса нравственной социализации молодежи с целью раскрытия условий и механизмов поддержки позитивных и предупреждения негативных ценностно-мотивационных основ социальной активности российских граждан, понимания сущности духовно-нравственных традиций разных поколений как интегрирующего феномена народа, российского социума во всех его проявлениях.

Социализация представляет собой двусторонний процесс, предполагающий, что, с одной стороны, среда воздействует на человека, а с другой — человек с помощью своей деятельности, путем построения ее определенной стратегии оказывает воздействие на среду. Социализация молодежи способствует омоложению общества, противостоит его инерции и застою. Болгарский ученый П. Митев назвал процесс обновления общества в результате социализации молодежи ювенализацией. Ювенализация, по сути, является особым видом творчества, вызванного влиянием молодежи на социально-политическую и ценностную системы общества 11 .

В процессе нравственной социализации ученые выделяют несколько стадий, уровней и фаз. Согласно исследованиям швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, процесс освоения ребенком нравственных и норм проходит две стадии: нравственного реализма и нравственного релятивизма 14

В возрасте до пяти лет ребенок еще не имеет четких этических суждений и действует в основном спонтанно. В 5—7 летнем возрасте дети находятся на стадии нравственного реализма и полагают, что нужно следовать всем установленным правилам, так как они неоспоримы, абсолютны и нерушимы. Ребенок в этой стадии судит о моральности любого поступка, оценивая только его последствия, и еще не способен учитывать намерения человека.

Идеями Ж. Пиаже вдохновился американский психолог Лоренс Колберг, который выделил три уровня нравственного развития личности: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых состоит из двух стадий:

1. Преднравственный уровень (4—10 лет). Ребенок, находясь на этом уровне, оценивает поступки с помощью внешних обстоятельств, без учета мнения других людей. На первой стадии мнение ребенка формируется на основании того, к чему может привести данный поступок: вознаграждению или наказанию. На второй стадии мнение о поступке формируется в зависимости от пользы, которую можно получить благодаря ему.

2. Конвенциональный уровень (10—13 лет). На этом уровне нравственного развития человек поступает в соответствии с условной ролью, опираясь на принципы других людей. На третьей стадии мнение зависит от того, получит ли данный поступок одобрение со стороны окружающих или нет. На четвертой стадии мнение формируется в соответствии с существующим порядком, сформированным уважением к власти и исходящими от нее законами.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Настоящая нравственность, в представлении Л. Кольберга, возникает лишь на этом уровне нравственного развития. Только достигнув постконвенционального уровня, человек приобретает способность оценивать поведение, опираясь на свои собственные критерии, что означает высокий уровень умственной деятельности.

На пятой стадии оценка действия базируется на уважении к демократически принятому решению или в целом на уважении прав каждой отдельной личности.

На шестой стадии действие оценивается как правильное, если оно продиктовано совестью, независимо от соответствия закону или мнению других людей.

Наряду с этим Л. Колберг заявлял, что многие люди так никогда и не достигают пятой стадии нравственного развития, а до шестой стадии доходят меньше 10% людей в возрасте старше 15 лет 16 .

Таким образом, нравственная социализация осуществляется через:

— освоение индивидом нравственных норм и ценностей конкретного общества;

— усвоение человеком нравственных моделей поведения;

— поэтапное формирование индивидуального нравственного сознания.

Актуальным является вопрос о фазах нравственной социализации личности. Каждый этап нравственной социализации личности может состоять из нескольких фаз. Обладая конкретным, предметным характером, фазы могут по-разному проявляться на каждом этапе нравственной социализации. Традиционно к таким фазам относят фазу адаптации и фазу интериоризации (интернализации).

Если в биологии процесс адаптации характеризуется как приспособление живого организма к условиям окружающей среды, то в социологии — это процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Он проявляется в принятии личностью ценностей и норм какой-либо социальной среды, например, социальной организации или института.

В процессе нравственной социализации молодежи большую роль играют такие факторы, как:

— целенаправленное влияние общества на человека, т.е. процесс воспитания в самом широком смысле слова;

— социальная среда, в которой постоянно воспитывается и действует человек и этические нормы, доминирующие в ней;

— нравственная активность личности, ее автономность в выборе, усвоении и осмыслении этических знаний;

— способность личности критически сравнивать различные точки зрения, оценивать их сквозь призму добра и зла;

— активное участие в практической, преобразовательной деятельности.

Основная функция нравственной социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность трансляции духовно-нравственных норм и ценностей на основе преемственности поколений 17 . Благодаря процессу нравственной социализации обеспечивается воспроизводство духовной сферы общества системы общества, усвоение нравственных норм, ценностей, моделей поведения, происходит воспроизводство традиционных ценностей.

Нравственная социализация может проходить двумя путями. Первый способ — это трансляция от предшествующих поколений новым поколениям духовно-нравственного опыта, воплощенного в нравственных нормах, принципах и моделях поведения. Такого рода передача осуществляется в результате семейного воспитания, учебы в школе, с помощью СМИ. Второй — это усвоение индивидом новых, ранее незнакомых ему нравственных знаний, приобретение нового нравственного опыта. В обычной жизни оба эти направления переплетаются. Нравственная социализация может быть прямой — беседы с родителями, уроки в школе, изучение нравственных основ по школьной или вузовской программе, и косвенной — например, машинальное копирование детьми нравственного поведения родителей.

Учеными неоднократно отмечалось, что семья играет решающую роль в формировании у детей базовых нравственных ориентаций. Под влиянием господствующих в семье традиций индивид усваивает наиболее прочные этические ценности, нормы и нравственные ориентиры. Во-первых, как правило, семья транслирует подросткам наиболее одобряемые ею нравственные нормы и ценности путем обучения и непосредственного примера. Во-вторых, именно семья воспитывает и развивает личностные качества ребенка, формируя у него определенные нравственные качества: сострадание, любовь, доброту, соучастие, милосердие, взаимопомощь, уважение к страшим и др.

Исходя из определения процесса нравственной социализации личности, необходимо исследовать:

— барьеры передачи индивиду нравственных знаний, норм и ценностей;

— агенты и механизмы процесса нравственной социализации;

— особенности процесса вхождения индивида в социальную структуру;

— изменения в структуре общества в процессе нравственной социализации личности;

— социальную активность личности в процессе нравственной социализации, проявляющуюся в преобразовании общественных условий и нравственных практик на основе назревших потребностей, интересов, целей и идеалов;

— уникальность процесса нравственной социализации;

— социальную типологию личности на основе уровня нравственного развития.

Таким образом, нравственная социализация молодежи — это сложный, многоступенчатый процесс усвоения молодыми людьми системы моральных знаний, ценностей, норм и образцов поведения, позволяющих им быть полноценными членами общества; процесс приобщения молодежи ко всем сферам жизни и общества на основе их оценки через призму добра и зла.

Цели нравственной социализации достигаются в том случае, если люди готовы поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами и ценностями. У них должна быть сформирована потребность совершать социально значимые действия. В современных условиях процесс нравственной социализации молодежи приобретает новые черты в связи с системной трансформацией обществ, включая российское, и глобализацией социокультурного пространства. В этих условиях существенно возрастают неопределенность и непредсказуемость результатов нравственной социализации молодежи как для отдельного человека, так и в целом для общества. Стремясь приспособиться к изменяющимся условиям, молодые люди вынуждены искать способы, позволяющие рационализировать реальность и процесс социализации в ней. Все это обуславливает особенности нравственной социализации молодежи.


Во-первых, социализацию можно рассматривать как усвоение социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они не навязываются посредством внешней регуляции, а налагаются самим индивидом и являются, таким образом, частью личных свойств индивида (Ж. Пиаже и др.). Во-вторых, социализация нередко сводится к целенаправленному воспитанию. Любое правило, шаблон поведения навязывается индивиду группой. Этот подход принижает самостоятельность индивида в саморазвитии личности, недостаточно учитывает процессы ее спонтанной самоорганизации и латентного влияния на социализацию личности социальной среды. В-третьих, социализация может рассматриваться в качестве существенного элемента социального взаимодействия (Дж. Мид). Взаимодействие это происходит, когда люди общаются. Стало быть, речь идет о взаимодействии как клеточке общественного организма и одновременно — психологическом явлении. В этом случае понимание социализации основывается на предположении, что люди, вступая в интеракцию, желают улучшить свой собственный имидж посредством достижения статуса и освоения ролевого поведения с целью одобрения со стороны окружающих. Индивиды становятся социализированными лишь тогда, когда они направляют свои собственные действия в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей.

В основе социологического понимания социализации, по мнению Ю.Р. Хайрулиной, лежит взаимодействие личности с социальными институтами, в ходе которого она усваивает аккумулированные ими ценности, правила, роли и занимает соответствующий статус. А. В. Мудрик интерпретирует социализацию как социально-педагогическое явление, сущность которого состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Основываясь на субъект-субъектном подходе, он определяет социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Определяя понятие социализации с позиции права, В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев пишут, что она, с одной стороны, включает в себя целенаправленное воздействие социальных условий человека, приобщая его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе, с другой — социальную деятельность самого человека, который в социальной среде совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формирует у себя новые качества и свойства. В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир.

Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете, автоматически подсознательно направляют все его поступки.

Становление личности как субъекта социальных отношений происходит в процессе формирования и развития ее свободной воли первоначально в моральной сфере, а затем в нравственно-правовой.

В процессе становления и формирования личности как субъекта социальных ценностей она движется вперед от индивидуального круга ценностей к ценностям общественным, правовым, которые способствуют развитию ее свободной воли от моральной сферы к нравственно-правовой сфере.

Индивид вступает с обществом в различные отношения — политические, экономические, юридические, моральные, духовные и т. д. Иначе говоря, общество есть не что иное, как совокупность отношений, следствие взаимодействия между индивидуумом и государством.

Процесс социализации личности условно можно подразделить на несколько стадий:

Первая стадия — становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная стадия — исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии.

Вторая стадия — восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой стадии в личности человека формируются качества гражданина.

Третья стадия имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной стадии нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т. е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, стадии развития правовые ценности приобретают для человека конкретную значимость и выступают средством формирования активной, одобряемой обществом жизненной позиции личности.

Каждая стадия нравственно-правовой социализации личности в свою очередь условно разделяется на два периода:

  1. Когда личность как бы нравственно взрослеет, обогащаясь вначале познанием норм морали, а затем нормами права, которые, с одной стороны, побуждают человека к законопослушному поведению, а с другой — ограничивают, оказывая положительное влияние на его сознание.
  2. Когда индивидуум в нравственном и правовом смысле сформирован и готов к исполнению своего гражданского долга, он становится активным субъектом общественных отношений, как бы возвращая при этом в социум приобретенные им у него ценности.

Таким образом, человек, социализированный обществом, используя полученные от него знания, трансформированные в его сознании, вносит свой вклад в социализацию самого общества.

Основные термины (генерируются автоматически): социализация, социальная среда, стадий, формирование личности, моральная сфера, норма, нравственно-правовая социализация личности, общество, процесс усвоения, самый человек, свободная воля, целенаправленное воздействие, ценность.

Читайте также: