Социалисты и анархисты кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социальный анархизм используется для четкого определения и описаний тенденций в рамках анархизма, акцентирующихся на коммунитаризме и кооперативных аспектах анархистской теории и практики. Социальный анархизм включает в себя (но не ограничен ими) анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, некоторые формы либертарного социализма, анархо-синдикализм и социальную экологию.

Связанные понятия

Посткапитализм — любая гипотетическая будущая экономическая система, которая должна заменить капитализм в качестве доминирующей формы экономики.

Антикапитализм — широкий спектр движений, идей и подходов, которые выступают против капитализма. Антикапиталисты, в строгом смысле этого слова, это те, кто хотят полностью заменить капитализм другой системой.

Либертарный социализм — совокупность социалистических политических философий, посвящённых сопротивлению авторитарному принуждению и социальной иерархии, в частности институтам капитализма и государства.

Антиэтатизм — термин, описывающий системы взглядов, отвергающие государственное вмешательство в личные, общественные и экономические дела. Антиэтатистские воззрения могут полностью отрицать как государство, так и принужительное управление вообще (как, например, анархо-коммунизм и анархо-капитализм), могут стремиться к уменьшению размера и области влияния государства к минимуму (например, минархизм), или могут защищать безгосударственное общество как отдаленную цель (к примеру, автономизм).

Коммунистическая, или социалистическая, революция — социальная революция, осуществляющая переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической.

Анархо-индивидуализм, или индивидуалистический анархизм (от греч. αναρχία — безвластие; лат. individuum — неделимое), — одно из направлений анархизма, целью которого является установление анархии, то есть безвластного общества, в котором отсутствуют иерархия и принуждение. Базовый принцип традиции индивидуалистического анархизма — право свободно распоряжаться собой, которое присуще любому человеку от рождения.

Люксембургиа́нство, люксембурги́зм — революционно-марксистское течение в социал-демократическом, а затем также коммунистическом и левом движении, противостоящее, с одной стороны, пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, авторитарным направлениям в коммунизме. Его основательницей была немецкая радикальная социалистка, одна из основателей антивоенного Союза Спартака и Коммунистической партии Германии Роза Люксембург.

Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

Пролетарская революция — социальная и/или политическая революция, в ходе которой рабочий класс (пролетариат) свергает власть буржуазии. Сторонниками осуществления пролетарской революции, как правило, выступают радикальные социалисты, коммунисты и большинство анархистов.

Классический либерализм — политическая идеология, ветвь либерализма, которая утверждает гражданские права и политическую свободу. Классический либерализм особо подчеркивает необходимость экономической свободы.

Эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества. Противоположность элитаризма.

Способ производства (нем. Produktionsweise) — категория марксистской политэкономии, единство определённой ступени развития производительных сил и обусловленного ею типа производственных отношений. Общественные способы производства с одной стороны (производительные силы) отличаются по соответствующему историческому типу производственной техники, с другой (производственные отношения) — по соответствующему типу экономической реализации господствующих отношений собственности на средства и условия производства.

Структуралистский марксизм (англ. Structural Marxism) — философское течение в марксизме, основывающееся на идеях и концепциях структурализма.

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Этатизм (фр. Étatisme) или госуда́рственничество, реже статизм (англ. statism), — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Идейная противоположность анархизма.

Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм.

Реформизм — система взглядов и политическое течение, отрицающее необходимость революции и отстаивающая возможность создания общества социальной справедливости средствами постепенного эволюционного приближения к социализму или же улучшения существующей капиталистической системы в процессе накопления реформ через компромиссы.

Революционный социализм — совокупность социалистических теорий и движений, утверждающих необходимость коренного изменения социально-экономической и политической системы государства посредством революции, совершённой силами массовых движений (рабочего класса или большинства граждан) для достижения социалистического общества. Бренд "революционный марксизм" в большинстве языков мира с большим числом носителей фактически является синонимом "троцкизма". Поэтому революционно-социалистическими называют.

Коммунизм рабочих советов (рэтекоммунизм, нем. Rätekommunismus) — левокоммунистическое движение, возникшее в Германии и Нидерландах в 1920-х годах, отвергающее идею партии как авангарда пролетариата (так как это обязательно приведёт к партийной диктатуре). Сторонники коммунизма рабочих советов ратовали за рабочую демократию, которая реализуется через федерацию рабочих советов, составленных из делегатов, избранных на рабочих местах и подлежащих отзыву в любой момент. В некоторых аспектах коммунизм.

Анархи́зм (от ἀν – без и ἄρχή – власть) — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость управления обществом с помощью государства.Существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Критика либерализма — совокупность политических, экономических и философских идей, составляющих оппозицию либеральным идеологиям, организациям и правительствам.

Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Анархо-пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) — это направление внутри анархического движения, которое отвергает применение насилия в борьбе за социальные перемены. Основное влияние оказали идеи Генри Дэвида Торо и Льва Николаевича Толстого. Основное его развитие происходило в Нидерландах, Великобритании и Соединенных Штатах до и во время Второй мировой войны.

Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда. Средства производства и труд человека неразрывно связаны и взаимообусловлены. Средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками, физическими возможностями к труду и приводящие эти средства производства в действие, составляют производительные силы. Присвоение средств производства порождает особые общественные взаимоотношения между людьми — производственные отношения.

Во многих частях мира термин коммунализм используется для обозначения современной теории, которая описывает широкий диапазон социальных движений и социальных теорий, которые ориентируются на местное общинное самоуправление. Такая система самоуправления, по мнению её сторонников, должна исходить из принципов децентрализации и прямой демократии, опирающейся на местные муниципалитеты.

Революционный синдикализм (ревсиндикализм) (фр. syndicat — профсоюз, союз) — направление профсоюзной мысли, возникшее в конце девятнадцатого столетия.

Конвергенция (от лат. convergere — сближаться, сходиться) — политическая теория второй половины XX века, согласно которой СССР постепенно становится более либеральным, а Запад — более социалистическим, в результате чего должна возникнуть усреднённая социально-экономическая система, сочетающая принципы социализма и капитализма (например, плановую экономику и политическую демократию соответственно). В более широком смысле — увеличение сходства между различными обществами, находящимися на одной стадии.

Экономическое вмешательство — меры, принимаемые правительством в рыночной экономике и рыночной многоукладной экономике для контроля над предпринимательством, устранению мошенничества и кризисной ситуации. Может быть использовано для выполнения каких-либо политических и экономических задач, таких как содействие экономическому росту, увеличению занятости, повышение заработной платы, повышение или снижения цен, поощрение равенства, управление денежной массой и процентными ставками, увеличением прибыли.

Госуда́рственный социали́зм (нем. Staatssozialismus), в истории экономических учений и политологии — классификационная группа, в которую относятся теории перехода к социализму осуществляемого путём частных реформ, активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, огосударствления средств производства и т. п., не предполагая изменения основ реформируемого строя.

Ана́рхо-синдикали́зм (от др.-греч. ἀναρχία — безвластие; σύνδικος — защитник, общий; фр. syndicat — профсоюз, союз) — это часть международного анархистского движения, корнями которого являются идеи Пьера-Жозефа Прудона и Михаила Александровича Бакунина. В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления, должны и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества.

Социализм - экономический строй. Анархия - политический. Те же самые анархисты могут быть как левыми так и правыми. С социалистическими лозунгами могут выступать откровенные нацисты. .
Самая главная, с моей точки зрения, слабость анархизма - это (при чрезвычайной привлекательности конечного идеала - коллективистского общества без власти, экслуатации и насилия) полная невнятность в ответе на вопрос - а как будет происходить политический переход. Социализм отличается в лучшую сторону как раз реалистичностью и возможностью частичного воплощения идеи, а именно, общественная борьба за права трудящихся и социальные реформы.

Социализм (в противовес коммунизму) - идеология БЮРОКРАТИИ
Анархизм как раз направлен в первую очередь против неё.

Нет, ибо социализм - государственная модель (точнее - экономическая, но в рамках государства) , а анархизм - антигосударственная. К тому же, анархизм бывает различных видов и форм от анархо-индивидуализма по Прудону, до анархо-коммунизма и анархо-синдикализма по Кропоткину и Бакунину.

Мы должны подчеркнуть, что анархисты отрицают все экономические формы, основанные на доминировании и эксплуатации, включая феодализм, советский тип "социализма" и т.д. Мы концентрируем свои усилия на капитализме, только потому, что этот тип организации общества сейчас наиболее распространен.

Кроме того, анархисты отвергают капитализм вследствие того, что он, кроме эксплуатации людей еще и несет в себе авторитаризм. При капитализме рабочие не принимают участия в управлении производственным процессом, не владеют результатами своего труда. Такая ситуация базируется на псевдоравной свободе для всех, и при этом это не может быть неэксплуататорской, поэтому и оспаривается анархистами. Эта тенденция лучше всего раскрыта в работе Прудона, где он утверждает, что "капитализм (частная собственность) установил повсюду систему заработной платы, составляющую эксплуатацию; и любой рабочий. будет просто служащим владельца-капиталиста-покровителя; если он не будет участвовать в процессе управления производством. В первом случае рабочий подчинен, эксплуатируется: его постоянное состояние - повиновение. Во втором случае он полноправный человек и гражданин. он является равноправным хозяином предприятия, в которой он был прежде рабом.. . мы не должны колебаться, поскольку нет иного выбора. необходимо формировать АССОЦИАЦИЮ рабочих. потому что без этого они остались бы эксплуатируемы, подчинены капиталистам, и такое общество всегда будет состоять из двух каст. касты владельцев и касты рабочих, что является несовместимым с представлением о свободном и демократическом обществе. " [Избр. произв. стр. 233 и стр 215-216]

Поэтомувсе анархисты являются антикапиталистами. "Если бы труд приносил богатство, то не было бы никакого капитализма" [Александр Беркман,Анархо-коммунизм, стр. 37]. Бенджамин Таккер назвал его идеи "Анархическим социализмом" и осудил капитализм как систему, основанную на "ростовщичестве, проценте, арендной плате и прибыли". Таккер считал, что при анархистском некапиталистическом обществе, капиталисты станут ненужны и эксплуатация труда капиталом прекратится, и с тех пор "труд. будет. обеспечивать только заработную плату". [Анархо-Индивидуализм, стр. 82 и стр. 85] Такая экономика будет базироваться на взаимном банковском деле и свободном обмене изделиями между кооперативами, ремесленниками и крестьянами. Для Таккера, и других анархо-индивидуалистов, капитализм - не истинно свободный рынок, он контролируется различными законами и монополиями, которые гарантируют преимущественное перед рабочими право капиталистов, гарантируя эксплуатацию последних через прибыль, процент и арендную плату (см. секцию Г). М. Штирнер имел только презрение к капиталистическому обществу и его различным "призракам, " который для него означал идеи, которые рассматриваются как священные, типа частной собственности, соревнования, разделения труда, и т.д.

Анархисты считают себя социалистами, но определенного вида - либертарными социалистами. Как анархо-индивидуалист, Джозеф А. Лабади выразил свое мнение так (аналогично у Таккера и Бакунина): " [я], сказал, что Анархизм – не социализм. Это - ошибка. Анархизм - добровольный Социализм. Есть два вида Социализма - авторитарный и анархический (либертарный), государственный и свободный. Действительно, мнение каждого человека должно либо увеличить, либо уменьшить полномочия делегированных к управлению людей. Поскольку они увеличиваются, они - иерархичные; поскольку они уменьшаются, они являются анархическими. " [Анархизм: Чем Это Является и Чем Это Не является]

Лабади заявил, что обычно "все анархисты - социалисты, но не все социалисты - анархисты. " Поэтому, комментарий Дэниела Гуерина, что "Анархизм является действительно синонимом социализма. Анархист - прежде всего социалист, цель которого - отменить эксплуатацию человека человеком", отражен повсюду в истории анархистского движения. [Анархизм, стр. 12]. Действительно, Адольф Фишер использовал почти точно те же самые слова, что и Лабади, чтобы выразить тот же самый факт - "каждый анархист - социалист, но каждый социалист - не обязательно анархист" - подтверждая, что анархическое движение было "разделено на две фракции; коммунистические анархисты и Прудонисты или относящиеся к среднему классу анархисты. " [Автобиографии Мучеников, стр. 81]

Анархо-социалисты и анархо-индивидуалисты имеют различные мнения по многим вопросам - например, является ли некапиталистический, свободный рынок лучшим средством максимизирования свободы. Но все они соглашаются, что капитализм носит эксплуатационный и репрессивный характер и что анархистское общество должно ему противопоставить не связанный с заработной платой труд. Только коллективный труд "уменьшит зависимость индивидуума от влияния внешних сил" в рабочее время, следственно, самоуправление рабочих - основной идеал реального социализма. Эта тенденция ясно выражена Джозефом Лабади, который утверждал, что профсоюзы являются "обязательным условием получения свободы ассоциацией" и что "без такого союза, рабочий является намного больше рабом капиталиста, чем с союзом". [Различные Стадии труда.]

Однако значения слов со временем изменяются. Сегодня под социализмом почти всегда подразумевается государственный социализм, система, против которой все анархисты выступали как против опровергающей свободы и подлинные социалистические идеалы. Все анархисты согласились бы с заявлением Н. Хомского по этому вопросу: "Если левые сознательно сотрудничают с Большевиками, тогда я категорически отделил бы себя от левых. Ленин был одним из самых ярых врагов социализма". ["Анархизм, Марксизм и Надежда Будущего ",Красно-Черная Революция, Номер 2]

Анархизм развивался в постоянной оппозиции идеям Марксизма, социальной демократии и Ленинизма. Еще задолго до того, как Ленин пришел к власти, Михаил Бакунин предупреждал последователей Маркса против "Красной бюрократии", которая означает "худшее из всех деспотических правительств", если государственно-социалистические идеи Маркса когда-либо осуществлятся. Действительно, работы Штирнера, Прудона и особенно Бакунина предсказывают ужасы государственного социализма с большой точностью. Кроме того, анархисты были первыми среди критиков и оппозиции большевистскому режиму в России.

Однако, будучи социалистами, анархисты действительно разделяютнекоторые идеи снекоторыми Марксистами (но не с Ленинистами). И Бакунин и Таккер согласны с диалектическим материализмом Маркса и критическим анализом капитализма, так же как и с его трудовой теорией стоимости (см. секцию C). На самого Маркса существенно повлияла книга Макса ШтирнераЭго и Его Собственный, которая содержит блестящий критический анализ того, что Маркс называл "вульгарным" коммунизмом, а так же и государственного социализма. Нередко у марксистов были взгляды, очень сходные с социальным анархизмом (особенно с анархо-синдикализмом) - например, взгляды Антона Паннекука, Розы Люксембург, Поля Маттика и других марксистов, которые были достаточно далеки от взглядов Ленина. Карл Корш и другие писатели сочувствовали анархистской революции в Испании. Есть много писем Маркса Ленину, но есть также и большое количество писем Маркса либертарным марксистам, которые были резко критически настроены к Ленину и Большевизму и чьи идеи приближаются к идеям анархизма.

Социальный анархизм используется для четкого определения и описаний тенденций в рамках анархизма, акцентирующихся на коммунитаризме и кооперативных аспектах анархистской теории и практики. Социальный анархизм включает в себя (но не ограничен ими) анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, некоторые формы либертарного социализма, анархо-синдикализм и социальную экологию.

Содержание

Коллективистский анархизм



Коллективистский анархизм, также называется революционным социализмом или одной из его форм [11] [12] , является революционным типом анархизма, обычно связываемым с Михаилом Бакуниным и Иоганном Мостом [13] [14] . Это вполне специфическая тенденция, её не следует путать с более широким понятием коллективизма или общинным анархизмом [15] . В отличие от мутуалистов, анархо-коллективисты выступают против всех форм частной собственности на средства производства, противопоставляя им понятие коллективизированной собственности.

При этом стоит отметить, что анархо-коммунистические и анархо-коллективистские концепции не были взаимоисключающими: хотя коллективисты отстаивали необходимость платы за конкретный трудовой вклад, часть из них рассматривали возможность послереволюционного перехода впоследствии к анархо-коммунистической системе распределения по потребностям [17] . Коллективистский анархизм возник тогда же когда и марксизм, но при этом противостоял марксистской идее диктатуры пролетариата, несмотря на провозглашенную марксистами цель коллективистского безгосударственного общества [18] .



Анархо-коммунист Петр Кропоткин, веривший, что при анархии рабочие спонтанно самоорганизуются для производства всех необходимых продуктов для всего общества.

Коммунистический анархизм

Анархо-коммунисты исходят из того положения, что действительно свободная форма социальной организации возможна только в обществе, состоящем из самоуправляющихся коммун и общин при коллективном использовании средств производства, организованных на принципах прямой демократии и создающих федерацию коммун и объединения федераций и/или конфедерации посредством горизонтальных и вертикальных (построенных снизу вверх) связей [19] .

Отвечая тем, кто пытался приписать анархо-коммунистам стремление загнать человечество силой в коммунистическое общество, которое будет организовано по типу аскетичной казармы или тюрьмы, Кропоткин писал:

Точно так же мы вовсе не хотим и делить деньги Ротшильда. Мы хотим устроить так, чтобы каждому родящимуся на свет человеческому существу было обеспечено, во-первых, то, что оно выучится какому-нибудь производительному труду и приобретет в нем навык, а во-вторых, то, что оно сможет заниматься этим трудом, не спрашивая на то разрешения у какого-нибудь собственника или хозяина и не отдавая львиной доли всего своего труда людям, захватившим землю и машины [16] .

Платформизм

Синдикалистский анархизм


В начале XX столетия в качестве особого направления в анархизме возникает концепция анархо-синдикализма [24] Сосредоточив свое внимание на рабочем движении, синдикалисты исходили из того, что организация радикальных профсоюзов сможет создать потенциальную силу для социальных изменений в обществе, заменив государственную власть и капитализм новым обществом, базирующимся на самоуправлении трудящихся.

Анархо-синдикалисты стремились к отмене системы наемного труда и частной собственности на средства производства, в которых они видели важнейшие причины существования классовой дифференциации. Главными принципами, на которых основывается анархо-синдикализм, представляют собой солидарность, самоуправление трудящихся и прямое действие (всеобщая забастовка и повседневная борьба на рабочем месте, саботаж). Это коррелируют с другими направлениями в анархизме, такими как анархо-коммунизм и анархо-коллективизм [25] .

Хотя анархо-синдикализм зачастую и ассоциируется с рабочим движением начала двадцатого столетия (в частности, во Франции и Испании), многие синдикалистские организации активно действуют и сегодня, часть из которых по прежнему входят в Анархо-синдикалистский Интернационал (МАТ — Международная ассоциация трудящихся, созданная зимой 1922—1923 годов) и международное профсоюзное объединение (базирующееся правда на революционно синдикалистских, а не анархо-синдикалистских принципах) Индустриальные рабочие мира (ИРМ), хотя есть и и организации, не входящие в эти объединения, такие как например Шведская революционно-синдикалистская профсоюзная федерация (SAC) и Всеобщая конфедерация трудящихся (CGT) Испании [27] .

Новые направления

Дальнейшее развитие социального анархизма вобрало в себя анархистские составляющие из социальной экологии, демократии участия и партисипативной экономики.

Демократия участия

Партисипативная экономика

Основные ценности, которые parecon стремится осуществить, это равенство, солидарность, разнообразие, рабочее самоуправление и эффективность (эффективность в данном случае означает достижение целей без растраты впустую высокоценных активов). Эти цели предлагается достигнуть главным образом через следующие принципы и институты:

  • советы рабочих и потребителей, использующие самоорганизаторские методы для принятия решения;
  • сбалансированные комплексы работы;
  • вознаграждение в соответствии с приложенными усилиями и жертвами;
  • совместное (партисипативное) планирование

Альберт и Хэнель подчеркивают, что parecon предназначен только для обращения к альтернативной экономической теории и должен сопровождаться одинаково важными альтернативными видениями в областях политики, культуры и родственных (семейных) отношениях. Авторы также обсуждали элементы анархизма в области политики, поликультурализма в области культуры, и феминизме, в области семьи и гендерных отношений, как возможную основу альтернативных видений в будущем в этих сферах общества.

Социальная экология

Социальная экология — это философская концепция, разработанная в 1960-е годы Мюрреем Букчиным.

Он считал, что нынешние экологические проблемы глубоко коренятся в социальных проблемах, в первую очередь в доминирующих иерархических политических и социальных системах. Они привели к некритическому принятию конкуренции — философии расти-или-умри. Это предполагает, что этому нельзя сопротивляться отдельными действиями, такими как этическое потребительство, но что необходимо обращаться к более этическому мышлению и коллективной деятельности, основанных на радикальных демократических идеалах. Подчеркивается сложность взаимоотношений между людьми и природой, а также важность создания социальных структур, принимающих это во внимание. [31]

Читайте также: