Социал демократическая и коммунистическая идеология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основные принципы социалистических идеологий:

Оптимистический взгляд на природу человека. По мнению социалистов, все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости.

Коллективизм и солидарность заключаются в устранении эксплуатации человека человекам, в помощи и сострадании обездоленным и эксплуатируемым.
Верховенство общественных интересов над частными.

Социальная справедливость, заключающаяся в общественной собственности на средства производства и перераспределении национального дохода в пользу нуждающихся.

Прогрессизм – вера в осуществление проектов будущего через общественно полезный труд.

Основные направления социалистической идеологии:

Ортодоксальный марксизм (коммунизм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.

Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, К. Каутский, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.

Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В.И. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.

Анархизм – (от греч.anarchia- безвластие) – идейно-политическое течение, отрицающее роль государства, и отстаивающее идею освобождения личности от всех форм власти. Анархизм зародился в 40-х годах XIX века в Европе. Основными представителями анархизма являются М. Штирнер, Ж. Сорель, П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин. Анархизм представлен двумя направлениями: анархо-индивидуализм (признает приоритет личного эгоизма) и анархо-коммунизм (настаивает на идее освобождения человека от насилия посредством свержения государства). С начала XX века получил развитие анархо-синдикализм, отстаивающий приоритетную роль профсоюзов в освободительной борьбе рабочего класса.

Марксизм возник на основе осмысления стихийного рабочего движения первой половины XIX века. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в огромных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В этих особенностях рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал.

Социал-демократизм как идейно-политическое течение возник в конце 70-х годов XIX века на почве рабочего движения, взявшего за основу своей идеологии марксизм. В начале XX века социал-демократизм распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах Европы. Основателями идеологии социал-демократизма считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Они пересмотрели важнейшие установки марксизма, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права.

Отличительные черты социал-демократизма:

Отказ от классовой борьбы.

Расширение социальной базы, представленной не только рабочим классом, но и интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.

Основные идеологические ориентиры социал-демократов сформулированы в Годесбергской программе СДПГ (1959) и Декларации принципов Социалистического интернационала (Стокгольмская декларация 1989).

В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в собственность персонала предприятий.

В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация условий труда; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.

В настоящее время социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий. К концу 80-х годов XX столетия в социал-демократии выявились два направления: традиционалистское, представленное социал-демократами Германии, Швеции, Финляндии, лейбористами Англии, и модернистское, к которому относятся социал-демократы Италии, Испании, Франции. Первое течение за основу своей социальной базы продолжает считать промышленных рабочих, второе - опирается на более пестрый контингент, куда помимо рабочих входят интеллигенция, чиновничество, представители мелкого и среднего бизнеса.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Коммунизм и социал-демократия

Во-первых, в свoем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия.

Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Её, как правило, называют представительной, или плюралистической, демократией.

В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либеральная, или конституционная, демократия.

Под социал-демократией подразумевают теорию и практику социалистических и социал-демократических партий и то, как она сформировалась в течение конца XIX-XX в. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри нее существуют целый ряд национальных и региональных вариантов, фракций, расходящихся по своим идеологическим и политическим установкам. Своими идейными корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и идеям социалистов-утопистов. Но она вобрала в себя также множество идей из других идейно-политических течений. Особо следует отметить, что первоначально социал-демократия вызревала отчасти в рамках марксизма, отчасти под его сильным влиянием.

При этом главным стимулом утверждения и институционализации социал-демократии стали формирование и неуклонное возрастание в последней трети XIX- начале XX в., роли и влияния рабочего движения в условиях капиталистического развития. Более того, почти все социал-демократические партии возникли как внепарламентские партии, призванные отстаивать в политической сфере интересы рабочего класса.

Социал-демократия возникла в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве она первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем обобществления средств производства и установления диктатуры пролетариата. Отдельными её группировками признавался также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму.

Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия, в общем и целом отвергла эти идеи, признала существующие общественно-политические институты и приняла общепринятые правила политической игры. Правила социал-демократической ориентации стали парламентские и господствующую систему. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать так же, как историю постепенного отхода от марксизма.

Основной вклад в разработку концепции демократического социализма внес известный деятель немецкой социал-демократии XIX в. Э. Бернштейн. Главная его заслуга состояла в отказе от тех идей марксизма, реализация которых в России и ряде других стран позже привела к утверждению тоталитарных режимов. Речь идет прежде всего об установках на социальную революцию, насильственное уничтожение старого мира, диктатуру пролетариата, непримиримую классовую борьбу.

Немаловажный вклад в формирование программы нового идейно-политического течения внесли представители английского фабианского и гильдейского социализма, реформистские течения в французском социализме.

Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

В такой социалистической интерпретации либеральных принципов Бернштейн выделял три основные идеи:

  1. свобода;
  2. равенство;
  3. солидарность.

Причем на первое место он ставил солидарность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь благими пожеланиями. Здесь перед социал-демократией возникал сакраментальный вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибoльшей экономической эффективности и наибольшей свободы, oднoвременнo не отказываясь от равенства всех членов общества. Главную задачу социал-демократии Бернштейн и видел в том, чтобы разрешить эту антиномию.

Вся последующая история социал-демократии, по сути, и есть история поисков путей разрешения данной антиномии. Были и такие национальные социал-демократические движения, которые с самого начала развивались на сугубо реформистских началах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. К ним относятся, в частности, английский лейборизм и скандинавская социал-демократия. Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

В духе дискуссий в немецкой социал-демократии в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма. По-видимому, определенный потенциал развития по реформистскому пути был заложен и в российской социал-демократии, в той ее части, которая была представлена меньшевиками, в особенности В.Г. Плехановым и его сподвижниками. Но победу в ней одержало революционное крыло во главе с В.И. Лениным.

После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. В 1951 г. Социалистический Интернационал принял новую программу принципов - Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы основные ценности демократического социализма, которые, по сути, означали окончательный отказ от марксизма. Последняя точка над I в этом вопросе была поставлена в Венской программе Социалистической партии Австрии1958 г. Годесбергской программе СДПГ 1959 г., которые решительно отвергли основополагающие постулаты марксизма о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. В последующем, поэтому же пути – одни раньше, другие позже (некоторые в 1980-х гг.) – пошли остальные национальные отряды социал-демократии.

Конструктивной силой в мировом развитии в послевоенные годы стал Социалистический Интернационал, объединивший 42 социалистические и социал-демократические партии. Европейская социал-демократия внесла немаловажный вклад в дело достижения разрядки напряженности между Востоком и Западом, в подготовку хельсинкских договоренностей, в другие важные процессы, способствовавшие оздоровлению международного климата послевоенных десятилетий. Неоценимая роль во всех начинаниях социал-демократии XX в. принадлежала таким ее выдающимся деятелям, как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран и др.

В целом социал-демократы выступают за постепенность, и конкретность мер, принимаемых в процессе повседневной рутинной работы, за политику так называемых малых дел, которые в совокупности и составляют движение к социализму. Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Поэтому неудивительно, что у них общее направление политики определяется относительно краткосрочными программными документами, содержащими перечень мер, подлежащих осуществлению в случае победы на очередных выборах.

Основные направления социалистической идеологии:

Основные принципы социалистических идеологий

Оптимистический взгляд на природу человека. Все человеческие пороки коренятся в общественной несправедливости.
Коллективизм и солидарность – принципы, лежащие в основе способа производства, исключающего эксплуатацию человека человеком.
Свобода понимается на основе верховенства общественных интересов над частными.
Равенство должно быть не только юридическим и политическим, но также экономическим и социальным.
Социальная справедливость, выражающаяся в общественной собственности на средства производства и прежде всего в справедливом распределении, предполагающем приоритет общественных потребностей перед индивидуальными.
Рационализм. Общество должно быть перестроено на разумных началах посредством планирования и реализации грандиозного замысла, осуществляемого совершенным социальным механизмом – государством трудящихся. Идеалом общественного устройства выступает не просто демократия, а научно организованное управление обществом.
Прогрессизм. Проблемы капитализма могут быть разрешены не путем воссоздания прошлого опыта, а путем разработки и реализации определенных проектов будущего.

Коммунизм как идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
общественная собственность на средства производства;
всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
коммунистическое общественное самоуправление;
отношения сотрудничества и взаимопомощи;
планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Список литературы доступен в полной версии работы.

Социал-демократия – это политическая философия, идеология и теория социальной справедливости, возникшая во второй половине XIX в., а также левое социально-политическое движение, происходящее из рабочего движения.

Социал-демократия часто выражается как форма реформистского демократического социализма. Согласно своему нынешнему представлению о себе, социал-демократия выступает за социально справедливое общество с демократическими и социальными средствами или средствами государства всеобщего благосостояния.

Современные социал-демократические партии и организации выступают за баланс и компромисс:

  • между рынком и государством;
  • между человеком и обществом;
  • между признанием капиталистической системы и демократии как наиболее эффективного механизма обогащения в частной сфере с одной стороны и распределением национальных богатств наиболее справедливым способом, заботой об общественном благе – с другой.

Основные идеи, цели, положения и ценности идеологии социал-демократизма

Социал-демократическая идеология

Первоначальная социал-демократия разрабатывала антикапиталистическую программу. Но со временем она обратилась к политическому прагматизму. Социал-демократия считается умеренным течением в современном левом движении.

Прагматическая социал-демократия сосредотачивается только на минимальной программе, которая стремится осуществить частичные изменения в институтах представительной, парламентской демократии и рыночной капиталистической экономики, исходя из экономической роли государственного сектора, государственного регулирования, программ, инвестиций и услуг. Социал-демократы стремятся уменьшить несправедливость, вызванную нерегулируемой либеральной моделью рыночной капиталистической экономики.

Большинство социал-демократических партий, организаций и движений преимущественно разделяют следующие ценности:

  • свобода – свобода демократического участия, свобода как защита и знание прав, свобода от дискриминации, от зависимости, от крайней бедности, от страха и злоупотребления политической, экономической и иной властью и положением;
  • равенство – не только перед законом, но и равные возможности и возможности для всех людей (и всех социальных классов) в различных сферах жизни, независимо от половых, профессиональных, статусных и иных различий;
  • солидарность – проявление понимания и сострадания к людям, которые стали жертвами той или иной формы дискриминации, несправедливости, неравенства или неудобных обстоятельств, личная готовность действовать вместе с другими, чтобы найти способы уменьшить и предотвратить такие явления (этот принцип также подразумевает развитие институциональных форм солидарности и международной солидарности);
  • достижение, уважение, защита и продвижение основных прав и свобод человека без дискриминации по какому-либо признаку (таким как раса, пол, цвет кожи, социальное происхождение, национальное происхождение, этническая принадлежность, связь с нацией или сообществом, язык, религия или убеждения, политические или иные взгляды, членство в политической, профсоюзной или иной организации, сексуальная ориентация, брак или семья, место рождения, возраст, социальный статус, имущественное положение, генетические характеристики, состояние здоровья, инвалидность или другие личные качества);
  • бесплатное здравоохранение, образование и социальная помощь со стороны государства;
  • расширение и защита прав и свобод обездоленных, бесправных людей, социальных групп и слоёв населения;
  • относительно равномерное распределение национального дохода, например, за счёт прогрессивного налогообложения;
  • государственное вмешательство в экономику для расширения социального сектора (в основном кооперативов);
  • устойчивое экономическое развитие при содействии сбалансированному развитию городских и сельских территорий (соблюдение баланса местного и регионального развития);
  • активная государственная политика на рынке труда;
  • развитие права людей на труд, профсоюзные организации, здравоохранение, образование и социальную защиту;
  • расширение влияние сотрудников на предприятие (самоуправление сотрудников);
  • защита прав сотрудников (в том числе обеспечение возможности функционирования профсоюзов) и прав потребителей;
  • улучшение положения трудящихся масс, особенно рабочего класса;
  • идея партиципаторной демократии и возрастание влияния граждан и гражданского общества на власть;
  • использование демократических, ненасильственных парламентских и непарламентских форм действий, а также противодействие всем недемократическим, авторитарным и тоталитарным формам государства;
  • реализация и развитие демократических институтов, верховенства закона и социальной ответственности;
  • утверждение в обществе равенства между мужчинами и женщинами;
  • развитие плюралистического и солидарного общества, улучшающего качество жизни рабочих, уязвимых групп и общества в целом;
  • ускорение социального и научно-технического прогресса (достижения в области технологий и информации служат на благо человечества);
  • охрана культурного и природного наследия, а также окружающей среды и животных;
  • продвижение мирных и дипломатических средств разрешения споров и конфликтов.

Социал-демократия предлагает идею создания социального государства, исправления ошибок общества. По мнению социал-демократов, богатство государства делится по принципу социальной справедливости, т. е. богатство используется поровну между капиталистами и народом.

Для достижения этих целей социал-демократия предлагает усилить регулирующую и управленческую деятельность государства. Социал-демократия вместе с буржуазией стремится претворять в жизнь принципы социализма эволюционным путём, не разрушая современное капиталистическое общество.

Их политическая программа основана преимущественно на парламентской демократии и рыночной капиталистической экономике с правом голоса как для нижнего, так и для среднего класса.

Социал-демократия выступает против всех форм авторитаризма и однопартийного правления. Таким образом, социал-демократия выступает против концепции однопартийной модели правления, которую отстаивали так называемые большевистско-коммунистические партии XX в.

Истоки и причины создания социал-демократической идеологии

История социал-демократиии

Развитие индустриального общества в XIX в. и рост рабочего класса, который жил на очень низком уровне, породили социалистическую мысль. На рабочее движение наибольшее влияние оказал Карл Маркс, объявивший о создании инкорпорированной формы, вызванной движением коммунистической революции, диктатурой пролетариата и бесклассовых граждан.

Первый и Второй Интернационал: начало противостояния социал-демократической и коммунистической идеологии

В 1889 г. все социал-демократические партии были объединены Интернационалом.

Основной партией, руководившей другими европейскими партиями, была именно СРП. Её члены выполняли важнейшие функции в Интернационале. До конца XIX века многие социалистические партии использовали только переводы программы немецкого предшественника.

С началом XX в., первоначально революционно-социалистическая социал-демократия всё больше отличалась от коммунистических движений тем, что она пыталась решить социальные проблемы не через революцию в рабочем классе, не путём насилия и революции против буржуазии, а мирным путём в рамках демократических реформ. Социал-демократические движения превратились в политические партии.

В некоторых странах социал-демократия близка к левому либерализму, который, однако, не отводит государству, как и социал-демократия, решающую роль в решении политических проблем. В начале своего существования социал-демократия также была больше ориентирована на социальные классовые структуры, особенно на рабочий класс того времени.

Современное социал-демократическое движение возникло из раскола социалистического движения. Это разделение можно охарактеризовать как конфликт между теми активистами, которые настаивали на революции как методе реализации социалистической программы, и теми, кто считал, что эти изменения можно вводить постепенно.

Коммунисты отказались от социал-демократической идеологии из-за отказа от революции, её парламентско-демократической ориентации, заключения компромиссов с буржуазией.

Во Франции социал-демократическое движение сформировал марксист Жан Жорес. Он утверждал, что не существует согласованной социалистической платформы, которая могла бы применяться в разных странах и регионах из-за разных политических систем.

По его мнению, политические разногласия между Германией и Францией показали, что социалистические тактики, используемые в Германии, не будут работать в других странах, а также, что парламентская демократия является ключом к развитию социалистического движения во Франции.

В целом, к теоретикам социал-демократической идеологии можно отнести следующих мыслителей:

  • Август Бебель (1840-1913);
  • Эдуард Бернштейн (1850-1932);
  • Жан Жорес (1859-1914);
  • Карл Каутский (1854-1938);
  • Отто Бауэр (1881-1938);
  • Роберт Оуэн (1771-1858).

Социал-демократические взгляды Эдуарда Бернштейна

Социал-демократические взгляды Эдуарда Бернштейна

Ревизионисты критиковали ортодоксальных марксистов, особенно Карла Каутского, который упускал из виду необходимость развития капитализма, чтобы заменить его социализмом, упомянутый Марксом, и относился к тезису о социалистическом государстве слишком идеалистично.

Бернштейн был сильно привязан к учению Маркса и Энгельса, но он видел ошибочный, по его мнению, марксистский тезис, особенно ставящий под сомнение теорию исторического материализма.

На практике он отверг многие существенные элементы марксистской теории. Бернштейн и другие представители немецкого рабочего движения подвергли критике некоторые вопросы Коммунистического манифеста, в частности спорный тезис о постепенном расширении рабочего класса за счет среднего класса.

Сам Маркс согласился с Бернштейном, который признал, что средний класс не исчез и что его теория прибавочной стоимости по этому вопросу неверна. Бернштейн назвал долгосрочным планом перехода к социалистической капиталистической экономике, а не внезапной революцией капитализма, принимающей переходное состояние смешанной экономики.

Эдуарда Бернштейна считают отцом социал-демократии. Его идеи были более критичными по отношению к марксистской мысли. В эволюционном социализме Бернштейн критиковал социальную революцию, продвигаемую Марксом, а также диктатуру пролетариата. Он говорил о постепенном превращении социализма в капиталистическую систему с конечной целью создания социалистического общества.

История социал-демократической партий и организаций в XX в.

После Второй мировой войны к власти в Европе пришли многие социал-демократические партии. В Германии, Австрии, Швеции и Франции в разные годы социал-демократические партии были правящими.

Во второй половине XX в. социал-демократия была, наряду с христианской демократией и консерватизмом, одним из двух решающих направлений во многих демократиях в Европе (особенно в Скандинавских странах, Испании, Франции, Италии и Великобритании).

Партии, входящие в её состав, сочетали в себе элементы социализма и либерализма как двух из трёх классических политических ориентаций. Социал-демократия нашла свой электорат в основном в менее религиозной и городской среде, а также среди рабочих, служащих и пенсионеров.

На рубеже тысячелетий влияние социал-демократических партий по всей Европе уменьшилось. Связывающая сила их традиционной идеологии уменьшалась в ходе возрастающей индивидуализации и появления новых политических конкурентов.

В постсоциалистических государствах стран СНГ социал-демократия обычно играет лишь второстепенную роль. Иногда их партии возникали из партий бывших социалистических государств.

Современные социал-демократические партии и организации

Современные социал-демократические партии и организации

Сегодня социал-демократия обычно находится в левом центре политического спектра. В начале XXI в. несколько крупнейших социал-демократических партий Европы потеряли поддержку и потерпели поражение на выборах. Социал-демократическая партия Германии проиграла выборы в 2005 г., Британская лейбористская партия – в 2010 г., социалистическая рабочая партия Испании – в 2011 г.

Несмотря на многочисленные поражения социал-демократов в Европе, в других странах наблюдается значительный рост поддержки социал-демократических партий.

Современная социал-демократия поддерживает следующие идеи:

  • организацию правовых реформ;
  • создание программ экономического перераспределения для устранения экономического классового неравенства между буржуазией и пролетариатом;
  • продвижение государственных компаний;
  • развитие экономической демократии как альтернативы частному предпринимательству и как средства защиты прав трудящихся;
  • политическое продвижение государства всеобщего благосостояния.

Эти цели были чётко определены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала 1951 г., участники которой выступали против большевистских форм коммунизма, особенно сталинизма. Они были обеспокоены продвижением постепенного перехода от капитализма к социализму.

Многие предложения, выдвинутые социалистами в первой половине XX в., были внесены социал-демократами в некоторых странах промышленно развитого мира. Во многих странах были введены государственные службы здравоохранения и социально-экономические службы. В США, где социал-демократическая партия является маргинальной, существуют программы по охране окружающей среды и здоровья, а в некоторых штатах также есть социальные программы.

В последние годы несколько социал-демократических партий (особенно Британская лейбористская партия) заняли более центристские экономические позиции, ослабив регулирование рынка и приватизировав некоторые контролируемые государством компании.

Традиционные социал-демократы считают, что третий путь связан с центристскими группировками социал-демократических партий. Многие круги современных левых политиков утверждают, что эти методы формулирования экономики предали принципы социал-демократии.

Следуя этому направлению, социал-демократы смогли добиться реформ в экономике и политической демократизации. В Австрии, Швеции, Швейцарии, Франции и Финляндии социал-демократы как правящая партия добились больших успехов в построении демократического, правового и социального государства.

Партии, декларирующие свою идеологию как социал-демократические в посткоммунистических странах, часто подвергаются критике за неолиберальные социальные и экономические реформы. Чаще всего партии социал-демократической идеологии трансформируются либо в либеральные партии, либо в демократические.

В основе марксизма лежало утверждение о возможности абсолютного познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития, кот. позволят безошибочно преобразовать общ-во.

Схема историч. прогресса сводилась лишь к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства, исключая культурные, психологич., историч. и другие факторы. Поэтому весь историч. прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако, если такие формации, как рабовладельч., феодальная и капиталистическая зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизма (и его первая фаза-социализм) создается на общественной собственности.

Революционный переход от капитализма к социализму должен был начаться с отказа от частной собственности и установления диктатуры пролетариата.

Однако попытка насильственным путем установить совершенный общественный строй на практике столкнулась с большими трудностями, особенно в экономич. сфере. В качестве задач социалистич. строит-ва выдвигалась идея замены торговли продуктообменом, прежде всего м/ду городом и деревней; создание производственно-потребительских коммун; постепенной уничтожение денег и замена их сберегательными книжками, краткосрочными билетами. Все это в совокупности с жесткой плановой системой и отрицанием рынка привело к тому, что страны, ставшие на путь строит-ва социализма по уровню жизни значительно отставали от развитых стран Запада.

В результате к началу 80-х гг. влияние и популярность коммунистич. идей в мире резко снизилось. Особенно ощутимый удар мировому коммунистич. движению был нанесен распадом СССР.

Социал-демократия.Осн. принципы: 1. Свобода (означает прекращение всякой дискриминации личности, ее равенство в правах и возможностях, а также освобождение от любой зависимости); 2. Равенство (предполагает равную ценность всех людей и служит неприменным условием свободного развития личности и соц. прогресса. Равенство и личная свобода неразделимы); 3. Солидарность. Это выражение общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости, моральная и материальная поддержка.

Социал-демократы ставили перед собой задачу демократизации экономической, социальной и политической структур в глобальных масштабах. Они признавали возможность существования разл. форм демократии. Но при этом, по их мнению, осн. требованиями политич. демократии д.б. наличие свободных выборов, представление людям выбора между разл. политич. альтернативами, возможность смены правит-ва мирными средствами, гарантии прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

Своей реальной политикой социал-демократы содействовали расширению и закреплению прав и свобод трудящихся, уделяли большое внимание проблемам борьбы с бюрократизмом, выступали за административную децентрализацию и усиление местного самоуправления.

Экономич. теория социал-демократии не была неизменной. Сначала преобладала ориентация на гос. экономику, основой кот. выступало планирование. Потом же они отказались от идеи национализации основных средств производства, а использование рыночных отношений считали необходимым.

Борьба за соц. демократию в понимании социал-демократов – это прежде всего борьба за более высокое качество жизни. Под ним понимаются высокая степень соц. свободы человека, благоприятные условия его трудовой деят-ти, доступность системы образования и духовных ценностей, хорошее состояние окружающей среды и быта.

45. Современные идеологии либерализма и консерватизма.

Идеология либерализмабыла исторически первой политической идеологией. Либерализм как самост. течение сформировался в конце 17-18 в. на базе философии Джорджа Локка, Томаса Гоббса и Адама Смита.

2. В политич. области высшей ценностью либералы считают право. Главный тезис – там, где нет законов, нет свободы. В основе свободы при этом лежит право на частную собственность и ее неприкосновенность.

3. Равенство граждан перед законом. Демократия в одинаковой степени должна служить всем классам и способствовать установлению гармонии интересов разл-х частей общ-ва.

4.В основу гос. строит-ва был положен принцип разделения властей, призванный обеспечить свободу и безопасность от произвола тех, в чьих руках власть. При этом разделение властей д.б. м/ду разл. социальными слоями, т.е. законодат., судебную и исполнит. власть должны представлять люди разных сословий.

5. В экономич. сфере либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимат. инициативы, выступал против политич. вмешательства в экономическую жизнь.

Глубокий кризис первой трети 20 в. обнаружил ограниченные возможности либерализма в сдерживании процессов соц. неравенства, что потребовало его модернизации. Была выдвинута идея нового, или социального либерализма (неолиберализма).

В области экон. политики сторонники неолиберализма отстаивают необходимость сохранения смешанной экономики, равноправного положения разных форм собственности, жизнеспособность кот. должен определить рынок. При этом развитие рынка и его механизмов необх. осущ-ть под контролем гос-ва. Гос-ву придается бол. значение при реш-и задач соц. политики, осущ-я демократич. преобразований в общ-ве.

Сторонники: Т.Грин, Л.Хобхауз.

Консерватизмзащищает традиционные ценности – порядок, стабильность, традиционализм. Эти ценности проистекают из утверждения, что общество и гос-во является результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как признается в либерализме.

Консерватизм прошел длинный путь развития, но осн. его идеи остаются неизменными:

1. Идея несовершенства общ-ва и чела, а следовательно – неверие в неизбежность прогресса.

2. Идея традиции и необходимости укрепления таких традиционных ценностей, как семья и гос-во.

3. Политич. реализм. Основывается на низменности и порочности человека.

6. Непримиримость к идейным и политическим оппонентам. Особенно это характерно для радикального консерватизма, кот. призывает к жестоким методам борьбы с противниками, к отказу от компромиссов и взаимодействия с конкурентами.

7. Выступление против активного участия в политике широких народных масс. Консерваторы также выступают за сильное правительство, кот. необходимо как преграда против возможных соц беспорядков, как инструмент соц. контроля.

8. Консерваторы являются сторонниками местного самоуправления.

С 70-х гг. 20 в. консерватизм трансформировался в неоконсерватизм.

Неоконсерватизм– это политич. течение, в сонове кот. лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. В отличие от реакционной позиции консерватизма, кот. заключается в стремлении восстановить предыдущую эпоху или состояние, неоконсервативная заключается в стремлении, опираясь на все лучшее, что было в прошлом, создать новую ситуацию.

Важнейшие идеологи: Дж.Белл, Р.Гелен, Р.Арон, А. де Бенуа.

Делая ставку в области экономики на развитие свободного предпринимательства, неоконсерваторы не отвергают гос. вмешательства в частное предприним-во, но считают, что оно д.б. минимальным, приоритет должен принадлежать рынку.

Суть политич. теории неоконсерватизма в том, что консерваторы считают, что современные гос-ва переживают кризич, обусловленный действиями террористов, профсоюзов, парализующих высшие системы управления. Это ослабляет гос-во и подталкивает к выполнению несвойственных ему соц. функций. Неконсерваторы выступают за сильное и авторитарное гос-во и полагают, что его авторитет не должен зависеть от групповых интересов. Неограниченная демократия может привести лишь к диктатуре и гибели заподноевроп. культуры.

Читайте также: