Межнациональные конфликты в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Межнациональный конфликт – это конфликт с участием двух или нескольких национальных акторов. В отличие от многих других разновидностей конфликтов, межнациональные конфликты могут иметь разрушительные международные и политические последствия.

Межнациональные конфликты отличаются от других разновидностей конфликтов следующими особенностями:

  1. Участниками межнациональных конфликтов становятся государства или другие международные акторы, которые преследуют свои цели, в том числе цели политического характера;
  2. Межнациональный конфликт может начинаться как внутренний, локальный, а затем его объект может выходить за пределы, и тем самым межнациональный конфликт постепенно перерастает в международный;
  3. Развитие межнационального конфликта происходит в весьма специфических условиях, международная система регулирует межнациональные отношения, однако возникновение конфликта говорит о том, что далеко не все международно-правовые инструменты для регуляции отношений и решения конфликтов оказываются эффективными.

Межнациональный конфликт многогранен, он может принимать разные формы. Для их урегулирования обычно международные организации, которые ответственны за их разрешение, ставят ультиматум противоборствующим сторонам, но практика показала, что такое решение не всегда стратегически верное. Также подобное решение может в целом усугубить ситуацию, поэтому межнациональные конфликты должны разрешаться и с помощью достижения консенсуса, договоренностей, компромиссов. Очень важно в принципе стараться не допускать того, чтобы конфликт возникал, иначе это может привести к очень непредсказуемым последствиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Причины межнациональных конфликтов в России и в мире

Межнациональные и межэтнические конфликты могут возникать по разным причинам. Обычно это взаимные притязания этносов и представителей национальностей, которые проживают на одной и той же территории, однако имеют разные культурные ориентации и ценности. Межнациональные конфликты также может образовываться на межгосударственном уровне, а могут быть и местными. Существует несколько причин межнациональных конфликтов и несколько причин, по которым в принципе могут формироваться противоречия между их сторонами:

  • Во-первых, это история и историческое прошлое этносов. Во многом именно исторические предпосылки могут в настоящем формировать противоречивые ситуации, взгляды, которые в дальнейшем приводят к развитию жестоких конфликтов. Культурные и исторические, культовые и ценностные этнические установки могут для одних быть нормой, а для других – противоестественными явлениями, что и приводит к конфликту.
  • Во-вторых, свою роль играет размытость существующих между этносами границ. Культура и традиции сегодня смешиваются, привычное объединяется с чем-то новым, однако такие изменения и смешения не всегда приводят к положительному результату. Исследователи отмечают и прямо противоположный процесс – когда между нациями выстраиваются границы, которых ранее не было, и эти изменения оказываются непривычными и нежелательными со стороны многих участников процессов.
  • В-третьих, причиной межнациональных конфликтов может стать возврат нации на ее историческую родину, хотя ранее эта нация подвергалась депортации. Участники испытывают значительный стресс, и непринятие со стороны местных жителей также может играть свою решающую роль.
  • В-четвертых, причиной конфликтной ситуации может выступать произвольное внесение изменений в границы распространения и проживания нации. Расчленение нации между различными государствами ведет к тому, что разные части нации обретают новые черты, которые свойственны государству. Они становятся этнически не цельными, могут вступать в открытые противоречия друг с другом. Также нации могут иметь скрытые противоречия, которые затем выливаются в серьезный межнациональный конфликт, последствия которого бывает достаточно сложно спрогнозировать.

Этнические конфликты могут возникать и на бытовом уровне. В основном эта разновидность конфликтов формируется социальными и психологическими факторами. Например, человек испытывает неприязнь к представителю той или иной нации или определенного этноса, и поэтому он заведомо не согласен с образом жизни этого представителя, с его привычками и нравами. Ситуация может развиваться медленно, а затем конфликт вспыхивает с новой силой. Причем очень часто участники конфликта не могут до конца объяснить, чем вызвана неприязнь – она просто есть на подсознательном уровне. Вместе с неприязнью может сосуществовать и страх, особенно если у человека сложилось объективное или стереотипное представление о том, на что способен представитель определенного этноса, насколько он может быть опасен, вреден, и насколько его действия противоречат моральным и нравственным устоям индивида.

В России межнациональные конфликты по-прежнему распространены, как и в других уголках мира. Обостряется ситуация тем, что в России сосуществуют представители различных наций и этносов, народностей и культур, которые могут соперничать друг с другом и конфликтовать. Как правило, конфликты стараются предотвращать, однако законодательная база государства все еще не способна предусмотреть абсолютно все тонкости и абсолютно все обстоятельства, которые приводят к конфликтам.

18 августа 2005 года в селе Яндыки Астраханской области произошли столкновения калмыков с чеченцами, вызванные убийством в массовой драке юноши-калмыка. После похорон 300 калмыков двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома. Позже 12 чеченцев и один калмык были приговорены к лишению свободы на сроки от двух с половиной до семи лет.

25 июня 2006 года в городе Сальске (Ростовская область) ссора из-за девушки переросла в массовую драку местных жителей с выходцами из Дагестана. Один житель был застрелен. Горожане провели несколько митингов против кавказцев и бездействия властей. Шесть дагестанцев, обвиняемых в организации драки и убийстве, были оправданы присяжными.

В ночь на 30 августа 2006 года в карельском городе Кондопоге в драке с уроженцами Кавказа были зарезаны два местных жителя. Их похороны вылились в погромы, за участие в которых было задержано более 200 человек. Два местных зачинщика драки получили 8 месяцев и 3 года 6 месяцев тюрьмы, шесть кавказцев — от 3 лет 10 месяцев до 22 лет тюрьмы.

1 июля 2011 года в поселке Сагра в 40 км от Екатеринбурга произошла перестрелка между местными жителями и вооруженной группой выходцев с Кавказа. Последние приехали в поселок на помощь цыганской семье, с которой местные конфликтовали, подозревая ее в торговле наркотиками. В результате столкновения был смертельно ранен уроженец Азербайджана. Застреливший его сагринец получил статус потерпевшего, в то время как 23 приезжим были предъявлены обвинения в бандитизме, участии в беспорядках, угрозе убийством.

7 июля 2013 года в убийство местного жителя в городе Пугачеве (Саратовская область) вылилось в протестные выступления, собравшие несколько тысяч человек. Обвинение в убийстве было предъявлено четырем чеченцам, позже они были приговорены к срокам от 3 лет 6 месяцев до 14 лет лишения свободы.

13 октября 2013 года народный сход жителей столичного Бирюлево , спровоцированный убийством москвича Егора Щербакова, перерос в беспорядки и погромы в отношении нелегальных мигрантов. 23 человека были ранены, 380 задержаны, около 70 подверглись административным наказаниям. Около 200 иностранцев были депортированы за нарушение миграционного законодательства.

1.Основной причиной обострения проблем на межнациональной и межэтнической почве является отсутствие последовательной государственной политики.

Советского Союза не стало. В стране, где пропаганда была на самом высоком уровне, проблемам религий и национальностей уделялось огромное внимание.

Общины должны и могли бы сыграть огромную роль в профилактике проявлений любого рода экстремизма, в том числе национального и религиозного. Тут нужна целенаправленная работа, нацеленная на оптимальное взаимодействие власти и общин, во благо той территории, на которой живут и развиваются представители наций и народностей, которые приезжают за лучшей долей для себя и своей семьи.

3. Еще одним, не менее важным инструментом воздействия на умы является религия. Как известно, Россия светское государство. Но религия имеет влияния на процессы, происходящие в государстве Российском. Когда мы видим первых лиц государства и регионов во время служб среди прихожан, верующих, роль религии приобретает особое значение.

Государство обязано использовать религию и религиозные ценности для обслуживания важнейших государственных интересов, путем установления взаимодействия между властью и представителями всех конфессий.

Каким образом? Во главе религиозных общин, кафедр и пр. должны стоять патриоты, люди, которым общие цели России не пустые слова. Которые понимают экономические, социальные и иные интересы своей территории, инструментами духовного воздействия привлекают своих сторонников для разрешения этих задач. То есть, ценности духовные на благо всего государства, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Ведь не редки случаи, когда главными религиозными деятелями в регионах являются люди, далеко не являющиеся примером служения государству и своей земле, а те, которые решают свои мелкие (а иногда весьма не мелкие) коммерческие проблемы.




Вмешательство государства в дела духовные и межнациональные всегда весьма болезненно воспринимается представителями тех самых конфессий и национальностей. Но тут речь не идет о прямом вмешательстве, а в выработке официальной позиции, доведенной до всех, суть которой заключается в поддержке именно тех религиозных направлений, деятельность которых нацелена на общенациональные интересы российского народа.

Но нельзя ни в коем случае закрывать глаза на процессы самоорганизации и саморегулирования наций на базе экстремистских настроений и ценностей. Если государству не взять в собственные руки управления этими тенденциями и не повернуть развитие процессов в сторону национальных (государственных) интересов, то современная молодежь, не получающая в современной школе особых устойчивых этических ценностей, превратиться в руках идеологов экстремизма инструментом для манипуляций и получим необратимый процесс разложения Российского государства.

Природа интересов, отстаиваемых в межнациональных конфликтах:

– идеология, несовпадение общественно политической системы государств;

– стремление к господству, как локальному, так и глобальному;

– территориальные предпочтения или сохранение территориальных границ;

– религиозные интересы, оказывающие влияние на статус государства.

Национальные движения, равно как и конфлик­ты, агентами которых они являются, национализма, лежащие в их основе, конечно, не всегда разруши­тельны. Таковыми они становятся, если превраща­ются в националистические движения и конфлик­ты. Иными словами, когда из форм освободитель­ной борьбы они преобразуются в формы насиль­ственного утверждения господства одной нации над другими (крайне радикальная форма националис­тического движения — фашизм). Грань между на­циональным и националистическим движениями весьма относительна; переход первого во второе предопределяется противопоставлением нацио­нального демократическому принципу, стремлени­ем к независимости и самостоятельному развитию национально-этнической общности за счет ущемле­ния, а то и попирания демократических норм обще­жития для других, провозглашения интересов этой общности единственно законными и высшими.

Природа национально-этнических конфликтов становится понятной, если обратиться к одному из их эпицентров в Европе — югославским землям.

Версальский мирный договор для югославских народов имел катастрофические последствия. Он закрепил на 32 года господство великосербского гегемонистского меньшинства, режим социально­го и национального бесправия. В такой ситуации сер­бская национальная идея, сложившаяся на основе православной традиции и восточно-христианско­го менталитета, включавшая приверженность к сильному государству, соборности и мессианской установке, а также ориентацию на Россию, воспринималась односторонне как оправдание велико-сербского гегемонизма.

Итак, историческая динамика югославского межнационального конфликта такова: вначале этно-конфессиональное разделение южнославянс­ких народов; затем формирование взаимоисключа­ющих национальных идей и национализмов; как следствие — провал объединительного движения и разрушение единого югославского государства; образование самостоятельных государств. Про­изошло расчленение территории, на которой жи­вут сербы, на три государства: Союзная респуб­лика Югославия (Сербия и Черногория), где сербы — основная национальная общность, Хорватия, для которой сербы — лишний этнос, Босния и Герцего­вина — мусульманское политическое объединение, стремящееся подчинить этнических сербов, лишив их большей части занимаемой территории и глав­ных промышленных и культурных центров.

В динамике и современном состоянии националь­ного социально-политического конфликта на землях Югославии проявляются все типичные признаки и общая логика конфликтов подобного рода: форми­рование национальной идеи как выражение само­сознания этноса; воплощение национальной идеи в конкретно-исторической форме национализма; раз­витие национального движения, его институционализация и легализация; борьба этноса за полити­ческое самоопределение и образование самостоя­тельного государства; конфронтация с внешним вмешательством, препятствующим самоопределе­нию нации; возникновение вместо бывшего нового социального единства социального объединения этноса, составляющего внешнее для новой нации ус­ловие развития.

1.Основной причиной обострения проблем на межнациональной и межэтнической почве является отсутствие последовательной государственной политики.

Советского Союза не стало. В стране, где пропаганда была на самом высоком уровне, проблемам религий и национальностей уделялось огромное внимание.

Общины должны и могли бы сыграть огромную роль в профилактике проявлений любого рода экстремизма, в том числе национального и религиозного. Тут нужна целенаправленная работа, нацеленная на оптимальное взаимодействие власти и общин, во благо той территории, на которой живут и развиваются представители наций и народностей, которые приезжают за лучшей долей для себя и своей семьи.

3. Еще одним, не менее важным инструментом воздействия на умы является религия. Как известно, Россия светское государство. Но религия имеет влияния на процессы, происходящие в государстве Российском. Когда мы видим первых лиц государства и регионов во время служб среди прихожан, верующих, роль религии приобретает особое значение.

Государство обязано использовать религию и религиозные ценности для обслуживания важнейших государственных интересов, путем установления взаимодействия между властью и представителями всех конфессий.

Каким образом? Во главе религиозных общин, кафедр и пр. должны стоять патриоты, люди, которым общие цели России не пустые слова. Которые понимают экономические, социальные и иные интересы своей территории, инструментами духовного воздействия привлекают своих сторонников для разрешения этих задач. То есть, ценности духовные на благо всего государства, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Ведь не редки случаи, когда главными религиозными деятелями в регионах являются люди, далеко не являющиеся примером служения государству и своей земле, а те, которые решают свои мелкие (а иногда весьма не мелкие) коммерческие проблемы.

Вмешательство государства в дела духовные и межнациональные всегда весьма болезненно воспринимается представителями тех самых конфессий и национальностей. Но тут речь не идет о прямом вмешательстве, а в выработке официальной позиции, доведенной до всех, суть которой заключается в поддержке именно тех религиозных направлений, деятельность которых нацелена на общенациональные интересы российского народа.

Но нельзя ни в коем случае закрывать глаза на процессы самоорганизации и саморегулирования наций на базе экстремистских настроений и ценностей. Если государству не взять в собственные руки управления этими тенденциями и не повернуть развитие процессов в сторону национальных (государственных) интересов, то современная молодежь, не получающая в современной школе особых устойчивых этических ценностей, превратиться в руках идеологов экстремизма инструментом для манипуляций и получим необратимый процесс разложения Российского государства.

Природа интересов, отстаиваемых в межнациональных конфликтах:

– идеология, несовпадение общественно политической системы государств;

– стремление к господству, как локальному, так и глобальному;

– территориальные предпочтения или сохранение территориальных границ;

– религиозные интересы, оказывающие влияние на статус государства.

Национальные движения, равно как и конфлик­ты, агентами которых они являются, национализма, лежащие в их основе, конечно, не всегда разруши­тельны. Таковыми они становятся, если превраща­ются в националистические движения и конфлик­ты. Иными словами, когда из форм освободитель­ной борьбы они преобразуются в формы насиль­ственного утверждения господства одной нации над другими (крайне радикальная форма националис­тического движения — фашизм). Грань между на­циональным и националистическим движениями весьма относительна; переход первого во второе предопределяется противопоставлением нацио­нального демократическому принципу, стремлени­ем к независимости и самостоятельному развитию национально-этнической общности за счет ущемле­ния, а то и попирания демократических норм обще­жития для других, провозглашения интересов этой общности единственно законными и высшими.

Природа национально-этнических конфликтов становится понятной, если обратиться к одному из их эпицентров в Европе — югославским землям.

Версальский мирный договор для югославских народов имел катастрофические последствия. Он закрепил на 32 года господство великосербского гегемонистского меньшинства, режим социально­го и национального бесправия. В такой ситуации сер­бская национальная идея, сложившаяся на основе православной традиции и восточно-христианско­го менталитета, включавшая приверженность к сильному государству, соборности и мессианской установке, а также ориентацию на Россию, воспринималась односторонне как оправдание велико-сербского гегемонизма.

Итак, историческая динамика югославского межнационального конфликта такова: вначале этно-конфессиональное разделение южнославянс­ких народов; затем формирование взаимоисключа­ющих национальных идей и национализмов; как следствие — провал объединительного движения и разрушение единого югославского государства; образование самостоятельных государств. Про­изошло расчленение территории, на которой жи­вут сербы, на три государства: Союзная респуб­лика Югославия (Сербия и Черногория), где сербы — основная национальная общность, Хорватия, для которой сербы — лишний этнос, Босния и Герцего­вина — мусульманское политическое объединение, стремящееся подчинить этнических сербов, лишив их большей части занимаемой территории и глав­ных промышленных и культурных центров.

В динамике и современном состоянии националь­ного социально-политического конфликта на землях Югославии проявляются все типичные признаки и общая логика конфликтов подобного рода: форми­рование национальной идеи как выражение само­сознания этноса; воплощение национальной идеи в конкретно-исторической форме национализма; раз­витие национального движения, его институционализация и легализация; борьба этноса за полити­ческое самоопределение и образование самостоя­тельного государства; конфронтация с внешним вмешательством, препятствующим самоопределе­нию нации; возникновение вместо бывшего нового социального единства социального объединения этноса, составляющего внешнее для новой нации ус­ловие развития.


Фото: ShutterStock

Межэтнические конфликты в России наблюдались и в 2019 году. Было несколько особо крупных, которые прогремели на всю страну. Очень часто их вызывают преступления, совершенные выходцами из других стран по отношению к россиянам.

Что провоцирует межэтнические конфликты в стране

Межэтнические конфликты и в настоящее время вспыхивают в России . Можно назвать несколько причин этого. В России 2019 год стал одним из наиболее активным по въезду на территорию страны трудовых мигрантов из стран Средней Азии и Кавказа. Сейчас сюда ежегодно въезжают миллионы выходцев из других стран, в надежде заработать. Многие из них нелегально работают на территории Российской Федерации .


Большое количество выходцев с Кавказа и Средней Азии повышает градус недовольства у россиян. В последнее время от местного населения можно услышать, что приезжих становиться больше чем русских. А когда происходят преступления, которые связанные с мигрантами, то они могут дойти до массовых беспорядков. Есть и другие причины возникновения межэтнических конфликтов. Стоит остановиться подробнее на нескольких, которые произошли в 2019 году.

Межэтнический конфликт в июне 2019 года в Чемодановке

Один из последних межэтнических конфликтов произошел в середине июля 2019 года в поселке Чемодановка. Вспыхнул он между местными жителями и цыганской общиной. В результате произошло убийство, а цыгане в панике бежали с насиженных мест.

Жители поселка также перекрыли трассу М5 федерального значения, и выдвинули требования к властям — выселить цыганскую общину. Сотни их представителей бежали из Чемодановки, боясь расправы местного населения. Общей сложностью уехало порядка 900 человек. Перебрались они в основном к родным в других областях.

Межэтнический конфликт в марте 2019 года в Якутии

Массовый митинг против трудовых мигрантов произошел в Якутии в марте 2019 года. Кроме того, в это время были зафиксированы случаи нападения местных жителей на представителей других национальностей.


Беспорядки были связаны с изнасилованием местной жительницы выходцем из Киргизии . Неизвестный мужчина насильно затолкнул женщину в автомобиль, отвез к гаражам и надругался. Затем насильник уехал, оставив ее со своими друзьями. Женщина смогла сбежать после того, как мужчины уснули. Она обратилась в полицию, и вскоре все были задержаны.

Когда стало известно о причастности к преступлению мигрантов на улице вышли сотни людей. В результате власти ужесточили требования к политике в области миграции. Был издан указ, запрещающий выходцам из других стран, работать в некоторых направлениях, например, торговле.

Межэтнический конфликт в марте 2019 года в Ингушетии

Осенью 2018 года глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписали документ, закрепляющий границы стран. В результате, часть территории Ингушетии отошла к Чечне , что вызвало недовольство у местных жителей

В Мегасе это вызвало акции протеста в марте 2019 года. В центре столицы Ингушетии возник лагерь протестующих. Граждане требовали проведение референдума. Согласно действующему законодательству решение об изменении границ может приниматься на всенародном собрании.


Власти попытались разогнать протестующих при помощи силовиков, но это не удалось. Затем жители страны перекрыли участок трассы М29 Ростов-на-Дону — Баку . Продолжались акции протеста около двух недель. В городе в это время отключили интернет. Результатом конфликта стали массовые аресты активистов за сопротивление полиции.

Читайте также: