Собиратели и издатели народных сказок кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главный собиратель и издатель русских народных сказок — Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871). Он окончил Московский университет, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества. Обращение же к народным сказкам в годы, когда так остро стоял вопрос об освобождении народа, об отмене крепостного права, свидетельствовало о гражданской позиции А.Н. Афанасьева, о его демократических настроениях. Трудно переоценить общественное, научное и историческое значение изданного А. Н. Афанасьевым свода русских народных сказок.

Впервые „Народные русские сказки" А. Н. Афанасьева увидели свет (в восьми выпусках) в 1855—1863 годах. Записи сказок в большинстве своем не принадлежали А.

Н. Афанасьеву. Установлено, что он записал немногим более десяти сказок в Воронежской губернии. Но от этого значение его участия в предпринятом издании ничуть не уменьшается. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры — В. И. Даля. Владимир Иванович Даль был писателем, фольклористом, языковедом, автором знаменитого „Толкового словаря русского языка" и самого богатого сборника пословиц и поговорок — „Пословицы русского народа".

Таким образом, А. Н. Афанасьев сумел сосредоточить в своих руках огромное собрание сказок и издать их. До сих пор это самый большой сборник сказок (их свыше 600!). Здесь представлены сказки из самых разных мест России, многие из них опубликованы в нескольких вариантах. Сборник к тому же был первым по-настоящему научным изданием сказок. Известный русский критик, революционер-демократ Н.А. Добролюбов в рецензии на сборник отметил, что он сделан „добросовестно и с любовью", что в нем раскрывается внутренняя, душевная, жизнь народа.

Задуманные как научный сборник, „Сказки" А. Н. Афанасьева сразу же после их выхода в свет стали любимейшей книгой русского читателя. Знаменитый ученый академик И. И. Срезневский писал А. Н. Афанасьеву: „Перечитавши сам вашу книжку, я не спрятал ее и от детей своих, и даже шестилетний мой Вячко заполз в нее своими глазенками. Вследствие этого я, в должности отца, обращаюсь к Вам с всепокорнейшей просьбой: нельзя ли вместе с этим изданием для ученых печатать сказки и для детей — голый текст, литературным правописанием, с переводом слов необщепонятных (под строкою) и с выпуском тех сказок, которые детям читать некстати? .. Покупателей будет много, пользы много, радости много, а труда вам на десяток часов".

А. Н. Афанасьев исполнил просьбу многочисленных читателей: в 1870 году он выпустил для детей специальный сборник под названием „Русские детские сказки", который с тех пор переиздавался неоднократно. „Взрослый" же сборник переиздавался шесть раз. Последнее издание было осу ществлено в 1957 году. Целый ряд сказок из него публикуется и в нашей книге.

„Народные русские сказки" А. Н. Афанасьева открывали длинный ряд по-настоящему серьезных публикаций сказок. В 1860—1862 годах выходят три выпуска „Великорусских сказок" И. А. Худякова, в 1884 году издаются „Сказки и предания Самарского края" Д. Н. Садовникова, в начале XX века выходят „Северные сказки" Н. Е. Ончукова, в 1914 году — „Великорусские сказки Пермской губернии", а в 1915 году — „Великорусские сказки Вятской губернии", собранные Д. К. Зелениным. В том же 1915 году опубликован сборник „Сказки и песни Белозерского края" Б. и Ю. Соколовых, а в 1917 году изданы два выпуска „Сборника великорусских сказок архива Русского географического общества", составленные А.М. Смирновым. Некоторые сказки из этих книг также включены в наш сборник.

Ряд сборников фольклора, изданных во второй половине XIX—начале XX века (в том числе и сборник Н. Е. Ончукова „Северные сказки"), знал Владимир Ильич Ленин. Ознакомившись с книгами, в которых были опубликованы произведения устного народного творчества, В. И. Ленин говорил, что в фольклоре отразились „чаяния и ожидания народные", отмечал, что в сборниках представлено „подлинно народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни".

В советское время сказки успешно собирали многие фольклористы, в том числе М.К. Азадовский, Й.В. Карнаухова, А.И. Никифоров, Э.В. Померанцева и др.

Благодаря усилиям многих и многих собирателей-энтузиастов мы обладаем сейчас бесчисленными сказочными богатствами. Часть из них опубликована в сборниках сказок. Кроме названных ранее, имеются и другие сборники. Их много, очень много, поэтому даже просто перечислить их здесь нет никакой возможности.

Как видим, прежде чем попасть в книгу, сказки создавались народом на протяжении столетий, они являются искусством сказочников — талантливых рассказчиков и своеобразных их создателей.

Повествуя о жизни народа, сказки запечатлевали взаимоотношения людей, высмеивали пороки общества, вставали на защиту угнетенных и обездоленных, выражали мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом. Они занимательны и увлекательны, являются прекрасным учебником жизни и непревзойденными образцами искусства слова. Во всем этом вы убедитесь, когда прочитаете сказки, опубликованные в этой книге.

В наш сборник включено ровно сто сказок. Это наиболее известные и распространенные произведения устного народного творчества. Основным критерием выбора вариантов сказок являлась их идейно-художественная ценность. В то же время хотелось, чтобы в книге были представлены лучшие сказки из разных классических сборников, чтобы в ней нашли свое место и сказки разных исполнителей. Из-за этого пришлось отказаться от публикации ряда сказок, уже хорошо известных вам (например, „Колобок", „Репка", „Кот, петух и лиса" и др.).

Путешествие в страну сказок связано с преодолением некоторых трудностей. Добрым помощником вам в этом путешествии будет помещенный в конце книги „Словарь", к которому вы сможете обратиться в тех, случаях, когда встретятся непонятные слова. Помогут вам также разделы „Источники" и „Примечания". Из них вы узнаете сведения о сказочниках, о месте и времени записи сказок, а также о сборниках сказок, в которых они были опубликованы ранее.

Итак, счастливого пути по чудесному, волшебному миру сказок!

    Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. - 320 с, ил. — (Школ. б-ка).

Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов.

Сказки стали у нас любимым жанром народного искусства. Они были распространены уже в древней Руси (см. об этом подр.: Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963. С. 25–26). Несмотря на то, что православная церковь, усматривая в них языческую ересь, боролась с ними на протяжении нескольких веков, она не могла прервать их распространения. В уже упомянутой книге читаем:

Жанровый авторитет сказок в XIX веке был поднят на небывалую высоту А. С. Пушкиным. Известно, что от своей няни Арины Родионовны он записал семь сказок, три из которых были им использованы в его гениальных сказках – о царе Салтане, о попе и его работнике Балде и о мёртвой царевне. В этом же веке появились авторские сказки П. П. Ершова, С. Т. Аксакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и др.

Самой плодоносной в собирании русских сказок оказалась первая половина XX в. По предположению В. Я. Проппа, число опубликованных русских народных сказок за это время увеличилось примерно до 20 тысяч. Поистине подвижническую работу в сказочном деле выполнили Н. Е. Ончуков и Д. К. Зеленин, братья Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. И. Никифоров и М. К. Азадовский, В. И. Сидельников и В. Ю. Крупинская, И. В. Карнаухова и Н. И. Рождественская, Т. М. Акимова и Н. И. Савушкина и мн. др.

Наука о сказках – сказковедение – входит в фольклористику.

Анонимное народное творчество составляет параллель авторскому творчеству. Одни фольклорные произведения связаны с религией (например, былички – это рассказы об языческих персонажах, а легенды – о христианских), а другие – с наукой (приметы), искусством (сказки, былины, народный театр, песни), нравственностью (пословицы), политикой (исторические предания) и т. д. Мы можем найти у анонимных авторов фольклорных произведений свою версию по существу всей духовной культуры. Её можно назвать народной духовной культурой. Частью этой культуры, как блестяще показал М. М. Бахтин, является смеховая народная культура.

Не все фольклорные жанры равноценны по своей значимости. Одно дело прибаутки, а другое, например, былины. Наибольшей значимостью обладают пословицы и сказки. Вот почему в области фольклористики сформировались особые научные дисциплины о них – паремиология и сказковедение.

В XIX в. сформировались две ведущих школы в сказковедении – мифологическая и миграционная. Представители первой сосредоточились на поиске мифологических корней у сказок, а представители второй – на миграции их сюжетов из одних стран в другие.

Идеи бенфеистов получили распространение в России. В той или иной мере они оказали влияние на А. Н. Пыпина, B. В. Стасова, Л. 3. Колмачевского и др. Мудрую позицию в споре между миграционистами и их противниками занял выдающийся филолог XIX в. Александр Николаевич Веселовский (1838–1906). Он советовал им заключить союз друг с другом.

Сказки имеют свою жанровую структуру. Стартовой площадкой здесь стала классификация сказок, выполненная

А. Н. Афанасьевым. Он выделил следующие сказочные жанры: 1) о животных; 2) о предметах, 3) о растениях; 4) волшебные; 5) былинные; 6) исторические сказания; 7) новеллистические или бытовые; 8) былички (о мертвецах, ведьмах, леших и проч.); 9) народные анекдоты; 10) докучные; 11) прибаутки.

Русские волшебные сказки, сказки о животных и бытовые сказки вносят свой вклад в сказочную картину мира, созданную русским народом. Опираясь на них, я пытаюсь в своей книге в самых общих чертах обрисовать эту картину мира.

Главный собиратель и издатель русских народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Он окончил Московский университет, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества. Обращение же к народным сказкам в годы, когда так остро стоял вопрос об освобождении народа, об отмене крепостного права, свидетельствовало о гражданской позиции А. Н.

Афанасьева, о его демократических настроениях.

общественное, научное и историческое значение изданного А. Н. Афанасьевым свода русских народных сказок.

Впервые “Народные русские сказки” А. Н. Афанасьева увидели свет (в восьми выпусках) в 1855-1863 годах. Записи сказок в большинстве своем не принадлежали А. Н. Афанасьеву. Установлено, что он записал немногим более десяти сказок в Воронежской губернии. Но от этого значение его участия в предпринятом издании ничуть не уменьшается.

Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры

– В. И. Даля. Владимир Иванович Даль был писателем, фольклористом, языковедом, автором знаменитого “Толкового словаря русского языка” и самого богатого сборника пословиц и поговорок – “Пословицы русского народа”.

Таким образом, А. Н. Афанасьев сумел сосредоточить в своих руках огромное собрание сказок и издать их. До сих пор это самый большой сборник сказок (их свыше 600!). Здесь представлены сказки из самых разных мест России, многие из них опубликованы в нескольких вариантах. Сборник к тому же был первым по-настоящему научным изданием сказок.

Известный русский критик, революционер-демократ Н. А. Добролюбов в рецензии на сборник отметил, что он сделан “добросовестно и с любовью”, что в нем раскрывается внутренняя, душевная, жизнь народа.

Задуманные как научный сборник, “Сказки” А. Н. Афанасьева сразу же после их выхода в свет стали любимейшей книгой русского читателя. Знаменитый ученый академик И. И. Срезневский писал А. Н. Афанасьеву: “Перечитавши сам вашу книжку, я не спрятал ее и от детей своих, и даже шестилетний мой Вячко заполз в нее своими глазенками… Вследствие этого я, в должности отца, обращаюсь к Вам с всепокорнейшей просьбой: нельзя ли вместе с этим изданием для ученых печатать сказки и для детей – голый текст, литературным правописанием, с переводом слов необщепонятных (под строкою) и с выпуском тех сказок, которые детям читать некстати? .. Покупателей будет много, пользы много, радости много, а труда вам на десяток часов”.

А. Н. Афанасьев исполнил просьбу многочисленных читателей: в 1870 году он выпустил для детей специальный сборник под названием “Русские детские сказки”, который с тех пор переиздавался неоднократно. “Взрослый” же сборник переиздавался шесть раз. Последнее издание было осу ществлено в 1957 году. Целый ряд сказок из него публикуется и в нашей книге.

“Народные русские сказки” А. Н. Афанасьева открывали длинный ряд по-настоящему серьезных публикаций сказок. В 1860-1862 годах выходят три выпуска “Великорусских сказок” И. А. Худякова, в 1884 году издаются “Сказки и предания Самарского края” Д. Н. Садовникова, в начале XX века выходят “Северные сказки” Н. Е. Ончукова, в 1914 году – “Великорусские сказки Пермской губернии”, а в 1915 году – “Великорусские сказки Вятской губернии”, собранные Д. К. Зелениным. В том же 1915 году опубликован сборник “Сказки и песни Белозерского края” Б. и Ю. Соколовых, а в 1917 году изданы два выпуска “Сборника великорусских сказок архива Русского географического общества”, составленные А. М. Смирновым.

Некоторые сказки из этих книг также включены в наш сборник.

Ряд сборников фольклора, изданных во второй половине XIX-начале XX века (в том числе и сборник Н. Е. Ончукова “Северные сказки”), знал Владимир Ильич Ленин. Ознакомившись с книгами, в которых были опубликованы произведения устного народного творчества, В. И. Ленин говорил, что в фольклоре отразились “чаяния и ожидания народные”, отмечал, что в сборниках представлено “подлинно народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни”.

В советское время сказки успешно собирали многие фольклористы, в том числе М. К. Азадовский, Й. В. Карнаухова, А. И. Никифоров, Э. В. Померанцева и др.

Благодаря усилиям многих и многих собирателей-энтузиастов мы обладаем сейчас бесчисленными сказочными богатствами. Часть из них опубликована в сборниках сказок. Кроме названных ранее, имеются и другие сборники.

Их много, очень много, поэтому даже просто перечислить их здесь нет никакой возможности.

Как видим, прежде чем попасть в книгу, сказки создавались народом на протяжении столетий, они являются искусством сказочников – талантливых рассказчиков и своеобразных их создателей.

Повествуя о жизни народа, сказки запечатлевали взаимоотношения людей, высмеивали пороки общества, вставали на защиту угнетенных и обездоленных, выражали мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом. Они занимательны и увлекательны, являются прекрасным учебником жизни и непревзойденными образцами искусства слова. Во всем этом вы убедитесь, когда прочитаете сказки, опубликованные в этой книге.

В наш сборник включено ровно сто сказок. Это наиболее известные и распространенные произведения устного народного творчества. Основным критерием выбора вариантов сказок являлась их идейно-художественная ценность.

В то же время хотелось, чтобы в книге были представлены лучшие сказки из разных классических сборников, чтобы в ней нашли свое место и сказки разных исполнителей. Из-за этого пришлось отказаться от публикации ряда сказок, уже хорошо известных вам (например, “Колобок”, “Репка”, “Кот, петух и лиса” и др.).

Путешествие в страну сказок связано с преодолением некоторых трудностей. Добрым помощником вам в этом путешествии будет помещенный в конце книги “Словарь”, к которому вы сможете обратиться в тех, случаях, когда встретятся непонятные слова. Помогут вам также разделы “Источники” и “Примечания”.

Из них вы узнаете сведения о сказочниках, о месте и времени записи сказок, а также о сборниках сказок, в которых они были опубликованы ранее.

Итак, счастливого пути по чудесному, волшебному миру сказок!

    Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 – 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с, ил. – (Школ. б-ка).

Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4-6 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.

  • Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.
  • Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Даль Владимир Иванович

Читайте также: