Снг и ссср за двадцать лет xxi века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это — совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой.[1]

Договорную основу Содружества Независимых Государств составляют Устав[2], принятый 22 января 1993 года и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г. Минск)[3], подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.[4] ), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.[5]

Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г. Он включил в себя 7 глав и 34 статьи, в рамках которых предполагалось:

— сформировать условия стабильного развития национальных экономик Договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— обеспечить поэтапное создание общего экономического пространства на основе рыночных отношений;

— создать равные возможности и гарантии для всех хозяйствующих субъектов;

— осуществить совместные экономические проекты, представляющие общий интерес;

— решать совместными усилиями экологические проблемы, а также проводить ликвидацию последствий стихийных бедствий и катастроф.

Таким образом, СНГ обеспечило институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства.

Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

Государства-члены СНГ приняли в качестве отправной точки своеобразную доктрину универсального правопреемства. Согласно этой теории вся совокупность прав и обязанностей одного государства переходит к другому или некоторым государствам без каких-либо исключений и изменений. Все государства, образовавшие СНГ, утверждали, что равным образом несут обязательства Советского Союза. Все они в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако в дальнейшем члены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применяли его по-разному.

Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.

Если анализировать экономические стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией (см. диаграммы 1 и 2[11] ).

Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.[12]

В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. — об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.[13]

Целью создания интеграционного объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.

ЕврАзЭС будет эффективнее ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли на стандартную международную процедуру принятия решений: число голосов, принадлежащих той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.

Итак, Россия вступила в двадцать первый век в новом качестве – в качестве независимого, федеративного государства с рыночной экономикой. Оценим перспективы Российской Федерации в текущем столетии.

На наш взгляд, Россия будет занимать довольно значимую роль в мировой экономике и политике. Связано это с рядом объективных факторов, которые мы обозначим.

Во-первых, Россия – это самое большое государство мира, с громадным ресурсным потенциалом. Роль России как поставщика энергетических ресурсов, по оценкам специалистов, будет только возрастать. Кроме того имеющаяся ресурсная база позволяет вести Российской федерации множество экономических проектов, важных в контексте всего мирового хозяйства.

Во вторых Россия – это значимый субъект международной политики. Она является постоянным членом Совета безопасности ООН, с правом Вето, а также членом множества влиятельных международных организаций – СНГ, АСЕАН, БРИК. Позиции России в этих организаций весьма сильны;

В-третьих Россия – это военная держава мирового значения. Военный потенциал России, атомное оружие, которое имеется у России, априори делает ее значимым игроком мировой политики. Кроме того, Россия пользуется исторически-обусловленным авторитетов в различных мировых регионах, что делает ее партнером при решении разного рода региональных конфликтов.

В-четвертых необходимо отметь очень высокую роль и влияние России на пространстве бывшего СССР. С большинством государств – бывших членов СССР, Россию связывают активные экономически связи и общая инфраструктура.

В-пятых отметим экономический потенциал России, который стал проявляться в 2000-е годы, когда экономика России признавалась одной из наиболее активно-развивающихся. В скобках можно сказать, что возможное вступление России в ВТО, а также другие интеграционные процессы, имеющие место быть в настоящее время, позволят Росси в перспективе занимать гораздо более значимое место в мировом хозяйстве.

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции (разложения) в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сферах Советского Союза, что привело к прекращению его существования как государства в 1991 г.

Предпосылки распада СССР

Хронология событий в 1991 году

23 августа — Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина о приостановке деятельности КПСС на территории России.

24 августа — Отставка М. С. Горбачёва с поста Генерального секретаря ЦК КПСС → конец КПСС в прежнем виде.

5 сентября — Самороспуск Съезда народных депутатов СССР.

5 декабря — Заявление президента Украины Л. М. Кравчука о выходе республики из Союзного договора 1922 г.

21 декабря — Подписание в Алма-Ате (Казахстан) Декларации об образовании СНГ. Присоединение к СНГ Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.

25 декабря — Заявление М. С. Горбачёва об отставке с поста Президента СССР.

26 декабря — Самороспуск Верховного Совета СССР.

1 января 1992 г. — Занятие Россией места СССР в ООН → исключение СССР из списка государств ООН

Последствия распада СССР

  • Разрушение тоталитарной системы.
  • Создание предпосылок для последовательной демократизации страны.
  • Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния, начало демилитаризации страны.
  • Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания.
  • Развитие национальной экономики за счёт внутренних ресурсов.
  • Выход бывших союзных республик на международную арену.
  • Восстановление национальных традиций и культурных особенностей.
  • Открытие возможности для свободного выезда в другие страны.
  • Нарушение экономических связей между бывшими республиками.
  • Ослабление обороноспособности всех республик.
  • Обострение межнациональных противоречий и возникновение новых конфликтов.
  • Рост национализма и шовинизма в бывших союзных республиках.
  • Увеличение потока беженцев и вынужденных переселенцев.
  • Дискриминация русскоязычного населения и русского языка в некоторых республиках бывшего СССР.
  • Ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения.
  • Ослабление власти в центре и на местах, угроза распада самой России.
  • Появление острых проблем, связанных с гражданством.
  • Представлены в общественном сознании распада СССР как разрушения мощного государства и потери международного престижа

Образование СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (но не всеми). СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Российский парламент ратифицировал документ, тем самым он нарушил ст. 104 Конституции РСФСР, так как для ратификации Беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение влекло за собой изменение Конституции. В апреле 1992 года Съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение, вплоть до своего разгона в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ.

В подписании Алма-Атинской декларации присутствовали главы одиннадцати бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – это межнациональная организация, государствами-участниками которой выступают 9 стран постсоветского пространства, преследующая цели их экономической, политической, культурной интеграции.

Основные этапы развития СНГ

Возникновение СНГ было продиктовано той внутренней ситуацией в которой находились советские республики на момент распада СССР. Из всех республик только прибалтийские страны обладали достаточно сформированным национальным самосознанием для строительства независимой государственности, кроме того они четко ориентированы на интеграцию в западноевропейское сообщество. В тоже время политические и национальные элиты остальных республик не были готовы к ведению политики управлению независимым государством в новых условиях, зачастую мотивы отделения были связаны больше с приобретением личных выгод в процессе приватизации бывшей союзной собственности, чем с осознанными стремлениями развития национальных государств. Кроме того, все республики были частью единой экономической системы, единомоментный разрыв которой был невозможен, требовалась глубокая и продуманная перестройка национальных экономик, что требовало времени и понимания совершаемых действий. А потому на начальном этапе становления независимых государств, для них жизненно-важным фактором была возможность новой интеграции, позволяющей обеспечить национальное развитие и стабильность.

В процессе становления и развития СНГ можно выделить три основных этапа:

  • 1991-1992 годы;
  • 1993-1996 годы;
  • 1996-1999 годы.

СНГ была создана 8 декабря 1991 года в результате Беловежских переговоров лидеров России, Украины и Белоруссии. 13 декабря в Ашхабаде состоялись переговоры лидеров среднеазиатских республик, которые также высказались за участие в СНГ при условии обеспечения равноправия всех его членов, а также предоставления всем бывшим советским республикам статуса стран-учредителей. 21 декабря была подписана Алма-Атинская декларация, в которой излагались основные цели, принципы и направления деятельности СНГ главами 11 стран – Армении, Белоруссии, России, Азербайджана, Казахстана, Молдавии, Украины, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Позднее в 1993 году к СНГ присоединилась Грузия По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Российско-грузинские отношения подробнее , а в 1994 году членом Содружества стала Молдавия до того момента находившаяся в статусе ассоциированного члена.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на декларируемые цели интеграции, развития сотрудничества, в практических представлениях глав независимых государств понятие интеграции противопоставлялось независимости, а их политика была в большей степени направлена на выстраивание экономических и политических связей с иными странами и блоками вне СНГ. Ряд государств изначально заняли позицию интеграции в Евросоюз По данной теме мы уже выполнили реферат Дипломатия Евросоюза подробнее и НАТО По данной теме мы уже выполнили творческую работу Основные направления сотрудничества России и НАТО подробнее , что также не способствовало реализации интеграционных целей СНГ.

Вместе с тем практические трудности заставили страны-участницы расширить экономическое взаимодействие в рамках СНГ, к концу 1992 года было подписано более 200 договоров в рамках Содружества. Большую роль на процессы в СНГ оказывала Россия, которая продолжала выполнять роль поставщика дешевого сырья и энергоресурсов для стран-участников, а также оказывала финансовую поддержку.

Третий этап связан с активной деятельностью Межпарламентской ассамблеи в области разработки стандартов модульного законотворчества и усилением политической интеграции стран-участниц СНГ, сближением законодательных систем.

Оценки деятельности СНГ

Эксперты дают различные оценки деятельности СНГ, подчеркиваются как позитивные, так и негативные моменты. Один из главных пунктов критики связан с сугубо декларативным, формальным характером целей СНГ – всесторонней интеграции ее стран-участниц. С данной точки зрения деятельность Содружества оказалась провальной, ряд стран (Грузия, Украина) покинули СНГ, между остальными периодически сохраняются возникают конфликты по экономическим и политическим вопросам. Остаются нерешенными многие военные конфликты, связанные со стремлением к обособлению непризнанных республик, таких как Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нагорно-Карабахский конфликт подробнее и т.д.

У СНГ нет действенных международных органов, которые могли бы осуществлять реальную деятельность в рамках проблемы интеграции, а все решения, принимаемые МАГ носят в лучшем случае совещательный характер.

Вместе с тем, В.В. Путин указывал, что главная цель СНГ состояла в цивилизованном разводе бывших советских республик, и данная цель была достигнута. Кроме того, были заключены соглашения в самых разных сферах сотрудничества между странами, которые позволили сохранить интеграционный потенциал региона.

Перспективы СНГ

В настоящее время СНГ чаще оценивается не как геополитическое, а скорее, как культурно-географическое пространство, обладающее собственной спецификой в силу общности условий исторического развития, так как страны СНГ имеют общую историю не только советского периода, но еще со времен Российской Империи.

Вместе с тем рассматривая перспективы традиционно выделяют три пути развития СНГ:

  • интеграцию;
  • создание региональных объединений;
  • создание системы двусторонних соглашений.

Первый путь является наименее вероятным в настоящее время. Возможности действительной интеграции стран-участниц Содружества оцениваются крайне пессимистично, что связано как с разницей в темпах развития самих стран, так и различием во внешнеполитических подходах и ориентациях.

Вместе с тем в рамках СНГ функционирует множество региональных международных организаций, таких как ЕАЭС, ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее и т.д., которые нацелены решение более узких и конкретных задач в сравнении с Содружеством, но в тоже время показывают себя как более эффективные образования. Вполне возможно, что дальнейшая интеграция будет развиваться именно в рамках данных организаций.

Наконец некоторые страны-участницы СНГ (например, Туркменистан) придерживаются политики дистанцирования от общих интеграционных процессов и соглашений СНГ, но в тоже время активно развивают систему партнерства и двусторонних соглашений в рамках Содружества.


Распад Советского Союза в 1991 г. стал окончанием почти 500-летнего периода в российской истории, когда содержанием, а долгое время и формой российской государственности была империя. Эта перемена состояний имела огромные последствия в том числе для внешней политики.

Распад Советского Союза в 1991 г. стал окончанием почти 500-летнего периода в российской истории, когда содержанием, а долгое время и формой российской государственности была империя. Эта перемена состояний имела огромные последствия в том числе для внешней политики.

Вопреки надеждам одних и страхам других, за распадом СССР, в отличие от крушения Российской империи в 1917 г., не последовал процесс имперской реставрации в новом обличье. Два десятилетия спустя все бывшие советские союзные республики не только сохранили свою государственность, но сумели вписаться в мировое сообщество.

Выход из имперского существования – всегда длительный и болезненный процесс. Необходимость выстраивать отношения с бывшими колониями или имперскими окраинами – сложный вызов для бывших метрополий. Применительно к Российской Федерации ряд факторов облегчают эту задачу, но ряд других делают ее более сложной.

Распад СССР произошел мирно и добровольно. Представители республик, составивших в 1922 г. Советский Союз, договорились в Беловежской пуще о роспуске союза. Президент СССР вскоре после этого добровольно подал в отставку. Он передал символы верховной власти – ядерный чемоданчик и Кремлевскую резиденцию - президенту России. Особо следует выделить роль командования Вооруженных Сил СССР, согласившегося с роспуском Союза и разделом армии и флота.

Российская Федерация с самого начала признала новые государства в границах, совпадавших с административными границами союзных республик – несмотря на то, что за пределами этих границ оказалось около 25 млн. этнических русских, в ряде случаев проживавших компактно на обширных территориях. Особенно тяжело стояли вопросы об Украине, Крыме, Севастополе, Черноморском флоте. Российское руководство воздержалось от претензий в отношении Украины, чтобы избежать конфликта с республикой, еще обладавшей частью советского ядерного арсенала.

В первое десятилетие становления новой России (1990-е гг.) страна была сосредоточена на решении своих внутренних проблем, а во внешней политике – на выстраивании отношений с Западом. Российской Федерации было крайне важно сохранить правопреемство по отношению к СССР (и Российской империи), место в Совете Безопасности ООН, полный контроль над ядерным потенциалом СССР. Для того, чтобы занять на международной арене нишу бывшего СССР, Москва приняла на себя ответственность за долги Союза и взяла под контроль его активы и воинские формирования, расположенные за рубежом.

Созданное в момент роспуска СССР Содружество независимых государств (СНГ) с самого начала стало не площадкой для реинтеграции новых государств вокруг бывшей метрополии, а, наоборот, инструментом совместного выхода из имперского состояния и фактором становления новых государств, укрепления их независимости. Согласившись на формат равноправного тесного общения без жестких обязательств, Россия фактически помогла новым государствам встать на ноги.

СНГ способствовал смягчению – в том числе в общественном сознании – шока от распада СССР. Между бывшими республиками сохранялась открытость границ. Вплоть до 1993 г. денежной единицей стран СНГ являлся российский рубль. Сохранялись значительные российские дотации на энергоносители и сырье, поставляемые новым независимым государствам. Россия использовала механизмы СНГ для тушения – силами российской армии и усилиями российской дипломатии - этнических конфликтов, вспыхнувших в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Карабахе, в Таджикистане. В то же время эффективность собственно структур СНГ, исполняемость решений организации оставались крайне низкими.

Знаковым событием в этом смысле стало прекращение в 2005 г. дотирования поставок российских энергоносителей в страны СНГ.

При внешнем сходстве между двумя этими понятиями существуют важные отличия. Если империя – как Российская, так и советская – заботилась не столько о процветании метрополии (ее как таковой в России не было, если не считать столицы – Петербург, а затем Москву), сколько о поддержке и развитии окраин и подконтрольных стран, то великая держава сосредоточена прежде всего на укреплении собственной мощи и влияния во внешнем мире.

Несмотря на безусловное признание независимости бывших окраин и первостепенное внимание к экономическим вопросам, российское руководство стремилось исключить где-либо на пространстве СНГ преобладающее влияние третьих держав.

Наиболее серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали цветные революции в Грузии, Украине и Киргизии.

Нового противостояния, однако, не последовало. В сентябре 2008 г. мировой финансово-экономический кризис переключил внимание всех государств на проблемы экономики. На президентских выборах в США в ноябре победил кандидат демократов Барак Обама, резко критиковавший внешнюю политику Дж.Буша. В 2009 г. в российско-американских отношениях произошла т.н. перезагрузка, позволившая ослабить напряженность и перейти к практическому сотрудничеству в зонах совпадающих интересов. Ситуацию на Кавказе, где Москва вскоре после войны с Грузией признала независимость Абхазии и Южной Осетии, удалось вывести за скобки в отношениях между РФ, с одной стороны, и США, НАТО и ЕС, с другой. В Украине на президентских выборах 2010 г. победил кандидат Партии регионов Виктор Янукович, который в законодательном порядке закрепил внеблоковый статус Украины. Как и в отношении Грузии после войны 2008 г., вопрос о членстве Украины в НАТО утратил актуальность.

В начале третьего десятилетия (2010-е гг.) руководство России сочло возможным перейти к шагам по реальной интеграции с отдельными странами СНГ. В 2010 г. заработал Таможенный союз трех стран – Белоруссии, Казахстана и РФ. С 2012 г. экономики этих стран образуют Единое экономическое пространство. Интеграционные усилия в рамках ТС оказались не бесплодными, так как основываются на реальных экономических интересах. Создание ЕЭП, однако, предполагает такую степень открытости национальных экономик, свободы передвижения капиталов и гарантий прав частной собственности, которая до сих пор отсутствует в Белоруссии. Это обстоятельство может стать серьезным тормозом или даже непреодолимым препятствием в процессе интеграции Белоруссии в ЕЭП.

В России существуют планы еще более глубокой интеграции – формирования на базе ТС и ЕЭП Валютного союза, в рамках которого российский рубль становился бы региональной валютой, обслуживающей огромное пространство между Евросоюзом и Китаем.

Перспективы Евразийского союза зависят от того, удастся ли его инициаторам и создателям избежать соблазна забегания вперед.

Осенью 2011 г. Владимир Путин выдвинул идею т.н. Евразийского союза. Речь идет о создании на большей части пространства СНГ центра силы с интегрированной экономикой, единой системой обороны и безопасности и общим гуманитарным пространством. Моделью Евразийского интеграционного проекта называется Европейский союз. В этой связи планируется создание наднациональных органов управления, начиная с экономической области.

Перспективы Евразийского союза зависят от того, удастся ли его инициаторам и создателям избежать соблазна забегания вперед. Экономическая интеграция в рамках Таможенного союза является успешной и может стать основой для начала формирования Единого экономического пространства. Но уже на этой стадии необходимо иметь в виду: создание ЕЭП с полноценным участием Белоруссии невозможно в условиях существующего политического режима в Минске. Еще больше проблем с Валютным союзом. Не ясно, идет ли речь о рубле как об общей валюте участвующих в союзе стран, наподобие евро, или же о придании российскому рублю функции общей валюты, наподобие доллара. Соответственно, непонятно, кто будет обладать правом эмиссии денег в рамках ВС.

Поспешное расширение зоны экономической интеграции может не только создать трудности для стран-основателей ТС и ЕЭП, но и подорвать доверие ко всему проекту. Очевидно, что Киргизии и Таджикистану предстоит пройти большой и трудный путь, чтобы обеспечить экономические и политические условия, сопоставимые с казахстанскими. Еще более разрушительным может стать стремление во что бы то ни стало включить в интеграционный процесс Украину. Для любой конфигурации власти в Киеве интеграция с Россией – это, в конечном счете, подчинение Москве. Даже если то или иное украинское правительство согласится – по тактическим соображениям – присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, такое решение может быть оспорено и изменено следующим правительством.

Таким образом, геополитические амбиции не должны игнорировать экономические интересы и политические реалии. Российская Федерация стремится – посредством интеграции – обрести новое равновесие и занять более высокое место на ставшей уже глобальной арене. Другие государства и их элиты преследуют свои цели, отчасти идущие в русле российских, отчасти нет. Поэтому, встав на путь интеграции, необходимо помнить о двух вещах. Во-первых, в любом интеграционном проекте должен быть донор, и в Евразийском проекте таким донором является Россия. Во-вторых, для каждого из государств СНГ независимость означает, прежде всего, независимость от России. И ей они не готовы поступиться.

Из сказанного следует необходимость поддержания баланса между амбициями и ресурсами, вложениями и приобретениями. Критерием при этом могут служить лишь национальные интересы самой РФ. Главное для России в начале XXI столетия – это не создание геополитической конструкции, а преодоление собственной отсталости, запуск успешной национальной модели развития. Очевидны в этой связи первостепенная значимость внешних ресурсов модернизации и неуклонное следование принципу стратегической самостоятельности. Интеграция со странами СНГ может принести существенную экономическую выгоду; а необходимость надежного обеспечения безопасности по периметру границ РФ – прежде всего от новых вызовов - очевидна.

Традиционный территориальный императив – поиск геополитических балансов с соседями и конкурентами - требует переосмысления.

Помимо полноформатной интеграции со странами СНГ, России требуются экономическая интеграция с Европейским союзом, политическое сотрудничество с ним, а также формирование единого пространства безопасности в Евро-Атлантике, т.е. прежде всего демилитаризация отношений с США, тесное и сбалансированное сотрудничество с Китаем и реализация себя в качестве Евро-Тихоокеанской державы. В XXI веке у российской внешней политики много дел.

Читайте также: