Смысл жизни в иудаизме кратко

Обновлено: 02.07.2024

— В священной для евреев книге — Торе говорится, что в конце каждого из семи дней творения Всевышний, оглядываясь назад, повторял: "И это хорошо". По завершению всей работы он также произнес: "И это хорошо". Первую оценку мира мы получаем именно от Него (Б-жественный стандарт был высок — мир получил наибольшее количество баллов). Поэтому так примечательна фраза из Талмуда, книги еврейских законов: "После смерти каждый человек должен будет давать оценку тем хорошим вещам на земле, от которых он отказывался при жизни. Например, если он никогда не останавливался, чтобы взглянуть на заходящее солнце. Как можно жить, ни минуты своего времени не уделяя пейзажам, картинам, которые Вс-вышний для нашего блага рисует на небе? Как можно, живя или просто находясь рядом не съездить на Великий Каньон, в Альпы? А сколько еще чудес существует в природе?! Всевышний создал все это для человека, и нам, людям, не видеть, не замечать чудес, значит проявлять неуважение к Творцу. Некогда остановиться, наслаждаясь ароматом придорожных цветов? Разве не замечательно украсил Всесильный наш общий Дом? Будет слишком поздно восторгаться, когда эти цветы кто-нибудь положит на вашу могилу. По иудаизму — не радоваться, не созерцать творения Всевышнего значит наносить ему личное оскорбление.

— Кто-то оказал религии медвежью услугу — сказал, что цель ее — ограничить людей в удовольствиях, развлечениях и прочих "маленьких радостях", сделать жизнь однообразной и скучной. Касательно иудаизма, это очень далеко от истины. Снова и снова в Б-жественных откровениях повторяется фраза "радуйся перед Господом твоим". Аскетизм для евреев — явление не просто нежелательное, а недопустимое, тяжкий грех.


На заметку эрудиту
"Никто не в праве ограничивать свою жизнь, отказываясь от ее многогранности, накладывая на себя дополнительные устрожения"
Маймонид, "Законы развития личности и этического воспитания"


В Торе есть целая серия законов, касающихся людей, которые хотят служить Всевышнему ревностнее других, устрожая заповеди. Назир — человек, отказавшийся от вина и вообще от алкогольных напитков, принесший в этом обет Всевышнему. Такой еврей знает, читал, конечно же, в книге псалмов царя Давида Теhиллим, что "вино радует сердце мужчины", но предпочитает "грустить".

Священная книга предписывает хранить свое слово о воздержании столько дней, на сколько была дана клятва — так как люди обязаны держать слово даже в случаях, которых религия не одобряет. По окончании срока назир должен принести жертвоприношение. Всевышний "злится" от того, что, как говорится в Талмуде, "Разве мало тебе тех ограничений, которые и так предписаны Торой?" Необязательный отказ от чего-либо — грех.

По этому поводу есть одна хасидская история. Молодой человек пришел к учителю и стал хвастаться своей исключительной набожностью: "Я всегда одеваюсь в белое, подкладываю шипы в ботинки — для подавления плоти, я катаюсь голый по снегу, умоляю служителя в синагоге давать мне 40 ударов палкой по спине ежедневно". В это время возле дома учителя появилась белая лошадь, которая побегала и принялась валяться в снегу. "Гляди, — сказал раввин, — вот животное создание, которое пьет только воду, само из себя — белое, в ногах у него — гвозди, катается спиной по снегу, получает за день намного больше, чем 40 ударов. При этом остается всего лишь лошадью". Мораль такова: люди служат Творцу с радостью: именно для этого он их сотворил. Если им не хватает радости — значит, они еще не вполне осознали и почувствовали в себе Его образ и подобие. Но почувствуют…

— Умеренность — да. Умение владеть собой — да. А вот борьба с самим собой до полной победы или полного изнеможения (что на самом деле — одно и то же, и одинаково бесцельно!) — нет и еще раз нет. В старой пословице говорится: "коню брод, а курице потоп". Поскольку иудаизм верит в то, что творениями Всевышнего надо наслаждаться, то три пункта так называемой "праведности", требующие себя усмирять и подавлять, культивируемые, например, в христианстве, для евреев — просто грехи. И уж никак не доблести, а просто пример того, как НЕ НАДО СЕБЯ ВЕСТИ и строить свою жизнь.

— Пойдем по порядку. Начнем с самого личного.

Грех безбрачия


На заметку эрудиту
"Человек, живущий без своей половины, неполноценен. Такие люди недостойны приближаться к жертвеннику в Храме"
Книга "Зоhар", классическое произведение еврейского мистицизма


Иисус Христос говорил своим ученикам: "Люди в этом мире сочетаются брачными узами, но царство небесное принадлежит не им" (Евангелие от Луки)

На самом деле женитьба разрешена христианам, однако апостол Павел говорил: "К вам, холостым и вдовым обращаюсь. Это замечательно, что вы способны контролировать себя и оставаться одинокими, как и я; те же, кто слаб духом, пусть лучше женятся, чем всю жизнь страдать от желания". Женитьба для христиан — компромисс, способ укротить сексуальное влечение. И говорится открытым текстом в их книгах, что не лучший компромисс, "компромисс для слабаков"…. Истинно святы — по их понятиям — те, кто может выдержать обет безбрачия. Отсюда монахи, монахини, монастыри, и прочие атрибуты их церкви, особенно в более древних ответвлениях этой религии, таких как католицизм и православие: у протестантов уже монахов нет, но понятие о том, что брак — это скорее уступка дурному влиянию, чем хороший выход, осталось такое же…

В иудаизме секс не грех, наоборот, это источник жизни, а жизнь — свята. Все, сотворенное Всевышним должно быть использовано для Б-жественных целей. Желание, влечение тоже относятся к подаркам, посланным свыше при создании мира, когда было сказано "И это хорошо". Женитьба не только разрешена, но и является обязанностью, мицвой, Б-жественной заповедью. "Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью" (Берешит, 2:24) Неправда будто холостяк — это существо, никогда не совершившее ошибку, как говорится в одной старой шутке. Евреи пожалеют такого человека, не понимающего, что рай — это, когда на мир глядят четыре глаза, а не два. Все, кто неженат, согласно вердикту Талмуда, живут без радости, без благословения и добродетели.


На заметку эрудиту
"Любовь между мужем и женой наполнена святостью и чистотой. Все созданное Творцом пропитано Б-жественной мудростью, поэтому ничего постыдного и грязного в супружеских отношениях нет. Б-жественное присутствие не покинет двоих, если отношения их строятся на взаимопонимании и любви".
Нахманид (Моше бен Нахман), выдающийся еврейский мудрец Торы, живший в Испании (1194-1270)


Грех бедности

Тевье-молочник, известнейший персонаж книг Шолом-Алейхема в мюзикле "Скрипач на крыше" мечтает, даже поет очень хорошо известные во всем мире куплеты: ВЕН ИХ БИН А-РОТШИЛД… — " Если бы я был богат…". Богатство в иудаизме — это далеко небесплодные фантазии. Глупо стесняться богатства. Идишиский писатель Шолом Алейхем заметил: "Если ты при деньгах — ты и мудр и красив, и даже петь можешь". Деньги позволяют нам выполнять многие мицвы. Но, как и многое другое, их не всегда можно использовать по назначению. В конечном счете, деньги далеко не Зло, наоборот, они — источник бесконечного числа благословений, в том случае, если расходуются правильно.

Христианство идеализирует бедность. В Новом Завете написано: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное". Иудаизм не прославляет бедность и не называет благополучие и богатство грехом. Потому что Вс-вышний благословил всем Авраама, праотца еврейского народа. Авраам был богатым человеком, именно поэтому он мог позволить себе принимать и кормить гостей, дарить им одежду и приближать к Творцу. Для еврея нормально стремиться к собственности, только в приобретении и распоряжении ею нужно руководствоваться уроками еврейского закона, то есть давать цдоку. Выполняя эту мицву мы перераспределяем благословения на все человечество.

Грех отшельничества

На горе Синай, месте дарования Торы, стоит теперь христианский монастырь. Его обитатели, поднявшись туда, уже никогда не покидают этого места, "спасенные" от мирской суеты.


На заметку эрудиту
"Сама по себе бедность не позор и не неизлечимое заболевание. Позорно жить и ничего не предпринимать для улучшения своего материального положения".
Тусидид, греческий историк (ок. 400 г. до н. э.)


Даже после смерти их кости скрываются в одной из комнат, дабы не нарушать обета уединения. Монахи посвящают себя Б-гу, полностью отрекаясь от светского мира.
Мудрец Талмуда по имени рабби hиллель в книге "Пиркей Авот" — "Поучениях отцов" — сказал: "Не отделяйся от общества". Как достичь святости в одиночестве? Разве нужно Вс-вышнему, чтобы мы уходили в изгнание от людей? Чтобы приблизиться к Небесам, необязательно удаляться от земной жизни, надо всего лишь брать уроки у небес и преподавать их на земле.
Наша задача исправлять мир, а не презирать его. Как учат раввины: Моше попросили придти на гору Синай получить Тору и затем донести ее до людей. Оставаться на вершине — означает пройти только половину дороги. "Расскажи об этом всем" — лозунг для истинно верующего человека.

Раз в несколько лет я навещаю в Иерусалиме своего учителя Романа Яковлевича Гузмана. Когда-то он преподавал мне в школе физику. И спас меня, став моим главным Учителем жизни.

И вот каждый раз, как я приезжаю, Роман Яковлевич радостно сообщает, что еврейские мудрецы уже много веков назад разгадали смысл жизни, проинтерпретировав Тору. Он забывает, что уже приносил мне эту благую весть и потому каждый раз очень подробно рассказывает еврейский смысл жизни заново. По двум пунктам он всегда сам с собой совпадает, а вот третий в его изложении разнится.

Вот один из еврейский мудрецов, фотография сделана две недели назад моей дочерью Марьяной Друсиновой, когда мы с ней вместе были в Иерусалиме

А это я дарю Роману Яковлевичу свою книжку - и он может убедиться, что я выполняю второй завет Бога

Иерусалим, две недели назад, фотография Марьяны Друсиновой

Путает нас Роман Яковлевич, путает… Впрочем, может быть, отказаться от прекрасного числа 3 и выбрать себе по вкусу из 4-х?

Общие принципы — в чем смысл жизни?

Общие принципы — в чем смысл жизни?

Возможно ли доступно изложить несколькими фразами суть Творения и цель жизни?

Было бы глупо предполагать что таковы все философы. Конечно нет! За десятки и сотни поколений, человечество не раз было одарено великими людьми, посвятившими себя и свою жизнь Божественному Исследованию. Их неоценимые усилия украсили культуру всех народов мудрыми изречениями и афоризмами, направляющими людей к доброй и полноценной жизни.

Все же, ответ на вопрос о предназначении Творения вообще, и сути жизни человека в частности, наиболее конкретно и ясно разъяснен в трудах еврейских мудрецов (Талмуде, Каббале). Подтверждением этому может послужить тот факт, что в глубокомысленных трудах по философии и эзотерики большинства народов, мудрецы и философы ссылаются на древние еврейские труды.

В чем смысл жизни?

Согласно иудаизму, причиной Творения явилось (и является) Желание Творца поселиться в нижнем (материальном) мире. Это Высшее Желание — цель и причина творения. Творец возжелал существования всего, что нас окружает. То, что мир вокруг нас продолжает существовать и сейчас – само по себе указывает на то, что этот мир (ради какой-то цели) нужен Творцу и сейчас. А иначе, разве продолжал бы Он поддерживать его существование?

Зачем Творцу этот мир? Мудрецы Каббалы и Талмуда отвечают: Он (Творец) Захотел обитать в нижнем мире. То есть, этот мир был сотворен ради того, чтобы в нем обитал Творец. Этот, материальный мир — изначально предназначен быть местом обитания Самого Творца!

Ради реализации этой цели, по словам еврейских мудрецов, человек и создан по Образу и Подобию самого Творца. В каждом человеке присутствует (в микро-мастштабе) сходство по качествам и способностям с самим Бесконечным Творцом (макро-масштаб).

Не следует думать, что само по себе обладание подобием с Образом Творца является поводом, чтобы возвышаться над остальными творениями (тем более людьми). Пока человек не реализует (то есть не проявляет присутствие Творца в этом мире) дарованное ему Свыше сходство — он ничем не отличается от остальных творений (животных, растений, камней). Однако, стоит лишь человеку стать похожим на Творца не только внешним образом, но и Образом поведения и Образом мышления — как сразу же этот человек получает право называться Человеком, с большой буквы.

Человек перенимая у Творца свойство доброты и милосердия, например — реализует Цель Творения, а вместе с ней и цель своей жизни. Ведь и в поведении и в мышлении такого человека проявляются качества свойственные Творцу. А значит, посредством этого человека в мире проявляется полноценный Образ Творца. А это, в свою очередь, означает, что в этот момент — цель Творения достигнута — Творец (в лице этого человека) — обитает в этом мире.


О чём думают живые евреи, как пытаются осмыслить произошедшее и предотвратить катастрофу в будущем?

СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ВЫЖИВШИЕ

Селекция: правая сторона — смерть, левая — жизнь

Регулярно проводилась отсортировка и отправка людей на смерть, поэтому многие, уставшие от постоянного напряжения, покорно ждали своей очереди.

УЧАТ ЛИ НАС СТРАДАНИЯ?

Или, подобно девяностодвухлетнему Гольдштейну из анекдота/притчи, испытавшему погромы, концлагеря и прочие преследования, восклицающему: « Господи! Правда ли, что мы твой избранный народ?

И ответил ему небесный глас:

— Да, Гольдштейн, евреи — мой избранный народ.

ВОЗМОЖНО, ВИНА ЛЕЖИТ НА НАС САМИХ?!

Каждый из сынов Израиля несёт в своём сердце осколок разбившегося Храма, духовную частицу потомков Авраама, получивших, благодаря своему единству, Тору. Мы стали тогда народом, народом Книги. Строя дальнейшую жизнь в соответствии с внутренней сутью Торы, используя её в качестве инструкции, находя смысл жизни в иудаизме, евреи поселились на Земле, обещанной потомкам Авраама, как знак союза со Всевышним.

Обвиняя Творца, позволившему случиться несправедливости и жестокости к своему народу, мы не понимаем, что сами предали и забыли условия союза. И предали не единожды…

[Тора, “Дварим”, “Экев”, 10:16]

Я не хочу отвлекаться на обиды, на обвинения и желание мстить, я не хочу думать, что Творец избрал нас, чтобы мы были просто материально обеспечены. Я верю нашим великим предкам, постигшим высшее управление всем мирозданием и жившим по его законам. Я хочу, чтобы мы соответствовали нашему предназначению стать единым народом и довериться Творцу, избравшему нас для особой миссии, стать примером единства для человечества. Этому стоит посвятить свою жизнь, другая жизнь лишена смысла.


Высокопоставленный раввин Лазар ещё в момент ареста преступника Ходорковского заявил в Лондоне, что евреям не следует искать правоту. Главное - быть сообразительными.

Вот такое руководство к деятельности, что означает: лги, мошенничай, изворачивайся как хочешь, но выкручивайся. Иди с ложью по жизни!

Могла ли подобная философия отвечать нравственным требованиям средневековых народов Европы, России? Ответ однозначный: нет, подобный нравственный паразитизм недопустим ни в каком более-менее здоровом обществе.

Так стоит ли удивляться, что иудеев всегда изгоняли из всех стран, где бы эти паразиты ни обосновывались? И лишь в Советском Союзе большая часть евреев смогла освободиться от идеологических оков иудаизма. И стать нормальными членами общества.

Но перед перестройкой нелегальная иудейско-сионистская сеть была воссоздана. И проводила среди евреев огромную разрушительную работу. Разрушительную для нравственности. Вновь прививая сознанию евреев дикую идею об их некоей „избранности”. Чему, впрочем, во многом способствовала и РПЦ, признавая эту „избранность”.

Вот так, несмотря на огромные усилия Ленина, Сталина и тысяч других настоящих большевиков сделать из безнравственного иудея-расиста человека, - так и сработала заложенная много веков назад иудейская мина под названием „христианство”. Сионистские семена упали в позднем СССР на благодатную проиудейскую почву.

И вновь иудейская мафия развернулась в полную силу в органах управления, действуя по клановому принципу: тянуть только своих. И мы снова получили совершенно безнравственную культуру, иудейскую культуру, коротая проповедует по-Лазару: не надо быть честным, не надо быть правдивым, порядочным человеком. Будь сообразительным, карабкайся наверх по головам своих сограждан, будь успешным!

Т.е. не стань человеком, не служи своей Родине, не помогай обездоленному ближнему. А наоборот: сообрази, как изолгать конкурента, как оболгать соседа, как оклеветать историю некогда бывшим твоим Отечества.

Насколько же принципиально подобная идеологема иудеев „правда во лжи” противоречит русской „не в силе бог, а в правде”!

К сожалению, любая попытка изгнать расистских подонков, вроде Берла Лазара с российской земли, сопровождается истеричными воплями об антисемитизме. Поэтому инициатива изгнания раввината с территории России должна принадлежать самим евреям. Тем из них, кто не разделяет расистскую идеологию иудаизма, кто желает оставаться человеком, а не превращаться в подонка, главным смыслом существования которого есть лозунг „Жить по лжи!”.


Выступая в Лондоне, Лазар сказал: «Я хорошо знаком с Ходорковским, у нас хорошие с ним отношения. Ходорковский обратился к нам за помощью слишком поздно, за 2 дня до ареста. Мы просто не успели помочь ему. Евреи должны искать не правоту в жизни, а быть сообразительными. Ходорковского погубила его самонадеянность на вседозволенность.

(Цитата с сайта Международного общественного движения „За веру православную”.)

Читайте также: