Смысл жизни толстого кратко

Обновлено: 07.07.2024

(352 слова) Творчество Льва Николаевича Толстого охватывает широкий спектр неразрешимых вопросов человеческого бытия. Но особое место в творчестве мыслителя занимает поиск смыла человеческой жизни. Зачем мы рождаемся и умираем? Писатель все время искал ответ на этот вопрос.

Похожий путь проходит и Пьер Безухов. Неудачная женитьба, масонство, попытка убить Наполеона приводят его в плен, где он и встречает Платона Кратаева. Все столь долго лелеемые Пьером вопросы разбиваются в один миг перед обычной житейской мудростью простого солдата. Жизнь Каратаева наполнена добротой, простотой и стоицизмом. Раз за разом принимая удары судьбы, Платон не впадает в отчаяние и не черствеет душой, продолжая с любовью относиться ко всем вокруг себя, не исключая и врагов. Однако в то же время герой понимает, что человек — всего лишь щепка в океане, ему не дано изменить мир, обрести власть над судьбой, а потому необходимо смириться с этим и прожить жизнь, наполненную добротой и счастьем, чтобы с чистой душой отойти в мир иной.

Для Толстого, Бог — есть любовь, любя и будучи любимым, человек воссоединяется с Богом, обретая вечное блаженство и вечную жизнь.

Идеи и воззрения Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой известен всем, как великий русский писатель. Но не все знают, что он выступал против официальной Церкви, считая ее учения ложью; государственной власти, обвиняя в порабощении народа; был пацифистом и проповедником нравственности.

Его философско-религиозные взгляды шли вразрез с идеями правящего класса. В наше время Толстого назвали бы оппозиционером. Однако рассуждения писателя о высших человеческих ценностях, воспитании детей, смысле жизни и Боге очень глубоки и заслуживают внимания. Предлагаем с ними ознакомиться.

Педагогические идеи

Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.

Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.

Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.

Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика. Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.

Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.

Отношение к семье

Мать Толстого умерла, когда писателю было 2 года, отец скончался спустя 6 лет. Мучительные мытарства по тетушкам и опекунам, тоска по родительской любви нашли отражение в творчестве Толстого. Многие его произведения имеют автобиографические истоки.

В своих воспоминаниях Лев Николаевич признавался, что мечтал создать семью с 15 лет. Будучи состоявшимся писателем, он начал целенаправленно искать жену. В невестах побывали и соседка по имению, и дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и племянница высокопоставленного научного деятеля. Но все они по разным причинам не устраивали Толстого.

С дневником Толстого связана печальная история, которая не прошла бесследно для семейного благополучия Толстых. Писатель принял решение показать свои откровенные записи молодой супруге. Дневник содержал детальные описания любовных похождений Толстого, а также информацию о внебрачном сыне, который был рожден от служанки. Софья Андреевна восприняла эти сведения крайне болезненно, они не давали ей покоя на протяжении всей жизни.

Несмотря на это, первые 15 лет брака были счастливыми и плодотворными. Толстой всегда хотел иметь много детей (всего в семье Толстых родилось 13 детей, пятеро умерли в младенчестве). Он был преданным мужем и зажиточным помещиком, сосредоточенным на преумножении богатства семьи.

В конце 1870-х годов в жизни Толстого случился духовный переворот, который изменил ценностные ориентиры. Писатель понял, что стяжательство, деньги, имущество – это зло. Он отписал всю собственность на имя жены и детей, отказался от гонораров и авторских прав на произведения, написанные после 1881 года. Толстой принял решение жить скромной жизнью во благо всех людей. Софья Андреевна не была готова к подобным переменам, что приводило к многочисленным конфликтам между супругами.

Кризис на пике благополучия

Толстой часто задумывался о смысле жизни, задавая себе вопрос: зачем что-то создавать, если в конечном итоге всё закончится смертью? Неотвратимость смерти сводила его с ума, и превращала человеческое существование в бессмыслицу. Иногда печальные мысли были настолько едкими, что Толстой видел единственный выход – самоубийство.

Однако, оглянувшись по сторонам, великий русский писатель замечал, что вопрос смысла бытия других людей не тревожит. И он решил понять: зачем люди живут, где находят для этого силы? Начались годы кропотливого поиска смысла жизни. Толстой обратился к церкви, став смиренным прихожанином, выучил иврит, чтобы изучать святые писания на языке оригинала, перечитал философские трактаты Сократа, Шопенгауэра, Сенеки, Спинозы.

Толстой обратился за ответами к простым людям. Он начал сближаться с простолюдинами, чья вера давала силы для жизни. Из графа и достопочтенного представителя высшего сословия Толстой превратился в благочестивого христианина, кающегося грешника, стыдливо прячущего свое богатство и семейное благополучие.

Историки теряются в догадках, что послужило причиной кризиса писателя. Многие сходятся во мнении, что отправной точкой стал возраст. 50 лет – экватор жизни. Эйфория заканчивается, вопрос неотвратимости смерти повисает в воздухе. Экзистенциальный кризис случился, когда Толстому было около 50-ти. Он имел все, о чем мечтает каждый человек: богатырское здоровье, крепкую семью, писательскую славу, уважение и почитание в обществе. Однако все это казалось Льву Николаевичу пустым.

Есть ли смысл?

Толстой пришел к выводу, что считать жизнь бессмысленной – нелогично и неэтично. Во-первых, вывод о бессмысленности жизни возникает в человеческом мозге, который сам является проявлением жизни. А значит, доверять такому выводу нельзя. Во-вторых, считать жизнь бессмысленной то же самое, что сравнивать её со злом, которое нужно пресекать немедленно. Получается, моралисты, типа, Шопенгауэра, Соломона или Будды должны были покончить с собой, вместо того, чтобы философствовать и развивать свои концепции.

Рассуждая дальше, Толстой понял: чтобы найти смысл объективно конечной жизни, нужно покинуть ее границы. Главный помощник в этом – разум, при помощи которого человек способен осознать бесконечность мира.

Две человеческие особенности привели Толстого к идее о бесконечности мира: возможность понять конечность бытия конкретного индивида на фоне бескрайности и непрерывности жизни в целом, и осознание своей неспособности к полной реализации потенциала.

Религия и Бог

По Толстому, отношение человека к миру, его бесконечности – и есть религия. Поэтому не существует человека без религии, как не существует человека без сердца.

Толстой выделял три типа суждений о религии:

  • теологический, где религия рассматривается, как дар, пророчество;
  • атеистический, который считает религию притворством и суеверием;
  • прагматический, принимающий религию за полезный обман, способный воспитать в людях дисциплину.

Великий писатель не считал эти представления о религии истинными, полагая, что они являются заблуждениями, удобными для человеческого ума.

Согласно воззрениям Толстого, Бог является символом религии. Он олицетворяет безграничность мира. Человек способен допустить существование Творца, но не может делать какие-либо содержательные утверждения о нем. Бог – предел человеческого знания, указывающий на ограниченность нашего понимания.

Человек может допустить существование Бога, но не может сказать, в какой форме он воплощен. Толстой был уверен: если человек не способен чего-то объяснить – это не значит, что его ум работает неправильно. Это говорит о том, что разум имеет естественные пределы.

Религия человека и отношение к Богу формируют веру, которую Толстой считал основой жизни. Вера – есть неосознанное знание о смысле человеческой жизни.

Нравственные аспекты жизни

Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.

Толстой считал, что жизнь ради себя – это путь в никуда, который предполагает насилие и унижение других ради собственного благополучия. Лев Николаевич видел смысл жизни в отречении от своей личности ради познания и исполнения воли Бога.

Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.

Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:

  1. Человек несет абсолютную ответственность за свою жизнь, которая выражается в соблюдении разумной воли. Главная задача бытия – забота о бессмертной душе.
  2. Основной движущей силой и ориентиром человека должна быть любовь. Она проявляется в гуманном отношении к окружающим.
  3. Философия ненасилия предполагает не только отказ от физического доминирования и принуждения к своей воле, но и борьбу против эгоизма во всех сферах человеческой деятельности.

Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.

Отношение к государству

По мнению Толстого, деятельность правителей государства основана на насилии и желании властвовать над людьми, подчиняя их своей воле. Писатель выделял три способа порабощения, которые применяет правящий класс по отношению к простому народу:

  • прямая угроза жизни;
  • терзание голодом (конфискация земель, имущества);
  • денежное рабство.

Армию Толстой считал главным инструментом, при помощи которого государство осуществляет насилие. Потому правительства всех стран так озабочены формированием мощной армии.

Лев Николаевич видел возможность освобождения от рабства государства через самосовершенствование, духовное пробуждение и отказ от насилия. Пока люди ставят власть государства выше нравственных принципов, до тех пор и останутся они рабами, утверждал Толстой.

Критика Церкви

Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту. Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований. Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.

По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.

В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.

Творчество Толстого (1828 - 1910) оказало существенное влияние на мировую культуру именно своей обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования.

Толстой считал ненасилие не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления насилия, средством сопротивления насилию. Ему знакомо было то, чем завершаются все революции, и он искал другие пути устранения социального зла. Толстой разработал целую программу неучастия в государственном (и ином) насилии. И эту программу в значительной мере применил затем на практике выдающийся лидер индийского освободительного движения – М. К. Ганди, считавший себя учеником Толстого.

Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархосоциализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия, государственных структур (неизменно приводящих к насилию); аппеляция к крестьянской общине как основе общества, построенного на принципах добра и любви.




Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христианско-платоническое миросозерцание. Основу его учения является идея всеединства, состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Искомое состояние мира и его первообраз воплощается у него в образе Софии – Премудрости Божией.

Всеединство Соловьев рассматривал в трех аспектах:

· Гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического, рационального и мистического. При этом под эмпирическим знанием он понимал научное знание, под рациональным – философское, а под мистическим – знание, получаемое не в результате познавательной деятельности, а с помощью религиозной веры и интуиции;

· Социально-практическом – как единство государства, общества, и церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

· Аксиологическом – как единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при непременном условии примата добра.

Подтверждением высокого духа гуманизма, которым была наполнена русская религиозная философия, является и экзистенциальная философия Бердяева.

Творчество Толстого (1828 - 1910) оказало существенное влияние на мировую культуру именно своей обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования.

Толстой считал ненасилие не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления насилия, средством сопротивления насилию. Ему знакомо было то, чем завершаются все революции, и он искал другие пути устранения социального зла. Толстой разработал целую программу неучастия в государственном (и ином) насилии. И эту программу в значительной мере применил затем на практике выдающийся лидер индийского освободительного движения – М. К. Ганди, считавший себя учеником Толстого.

Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархосоциализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия, государственных структур (неизменно приводящих к насилию); аппеляция к крестьянской общине как основе общества, построенного на принципах добра и любви.

Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христианско-платоническое миросозерцание. Основу его учения является идея всеединства, состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Искомое состояние мира и его первообраз воплощается у него в образе Софии – Премудрости Божией.

Всеединство Соловьев рассматривал в трех аспектах:

· Гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического, рационального и мистического. При этом под эмпирическим знанием он понимал научное знание, под рациональным – философское, а под мистическим – знание, получаемое не в результате познавательной деятельности, а с помощью религиозной веры и интуиции;

· Социально-практическом – как единство государства, общества, и церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

· Аксиологическом – как единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при непременном условии примата добра.

Подтверждением высокого духа гуманизма, которым была наполнена русская религиозная философия, является и экзистенциальная философия Бердяева.

О смысле жизни в разные времена рассуждали многие писатели и философы. Людей всегда интересовал вопрос о том, для чего они пришли в этот мир, каково их предназначение. Адаму и Еве Богом были даны все указания на данный счёт. Он поселил их в райском саду, где звери и гады не кусались и не жалили.

Землю возделывать не было необходимости, растения самостоятельно росли и давали растительную пищу. И попросил Господь свои создания только об одном. Им нельзя было вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И Адам, и Ева знали своё предназначение, но им этого стало мало. Соблазнённые змеем они вкусили запретный плод. Бог узнал о предательстве.

Он выгнал первых людей из рая и поставил при воротах Ангела. С тех пор женщины в муках рожают своих детей, а мужчины тяжёлым трудом возделывают землю и зарабатывают на жизнь. Адам с Евой раскаялись в своём поступке, но их потомки уже были отравлены грехом.

Во времена праведного Ноя население совсем забыло страх и совесть. Люди открыто грешили, убивали друг друга и блудили. В итоге Господь решил очистить землю от этих злодеяний. Но благодаря Своей доброте сжалился над семьёй Ноя и послал ему идею о создании ковчега. Население обновилось, но со временем снова впало в грех.

Спаситель во время странствования по земле, учил народ нравственному поведению. Он раскрыл им смысл существования. Объяснил, что любой человек приходит в этот мир неслучайно. У каждого есть своя цель. Поскольку люди наделены правом выбора и разумом, они должны добровольно принимать христианскую веру. Некоторые к этому важному решению приходят лишь в финале своего жизненного пути.

В Евангелии прописаны все заповеди для людей. Их исполнение поможет наследовать Царствие Небесное. Но человеку всегда хочется познать что-то большее. Поэтому он активно ищет смысл своей жизни. Особенно не обошли стороной данные размышления талантливых людей. Музыканты, писатели, учёные, философы написали немало работ на эту тематику.

В русской художественной литературе выделяется творчество известного писателя Льва Николаевича Толстого. Он создавал не только романы, но и маленькие рассказы для детей. Все они наполнены глубоким смыслом и нравственным содержанием. Рассмотрим одну из цитат Льва Николаевича Толстого.

Автор говорит читателю о постоянном движении мира. Человек — маленькая его частичка, которая вынуждена находиться в подчинении и постоянном содействии окружающей действительности. Таким образом он ощущает свою важность. Человеку необходимо о ком-то заботиться и вносить свой вклад в определённую сферу деятельности.

Он реализует себя не только как семьянин и родитель, но и как профессионал. Развитие личностных качеств тоже является важным аспектом в жизни людей. Но и забывать о духовном мире не стоит. Ведь земной путь — это лишь короткий период перед вечностью.

Каждый человек сам решает, в чём заключается смысл его жизни. Все личности разные, запросы и желания у них тоже различаются. Кому-то важна крепкая семья и дети, кто-то стремится построить карьеру, кого-то интересуют лишь материальные ценности. Но всех объединяет одно — никто не избежит воздаяния за свои поступки.

Спасибо! Подписывайтесь на канал МУДРОСТЬ ЖИЗНИ . И ставьте:👍

На протяжении многих веков люди "бились" над вопросом о смысле жизни. Для чего мы живём? Неужели жизнь - это только потребление? Жить, чтобы умереть? На страницах великих книг Л.Н. Толстого начали жизнь его герои, ищущие ответы на вопросы о смысле жизни, о любви и счастье.

ВложениеРазмер
l.n.tolstoy_o_smysle_zhizni.docx 29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

. чтобы познать
смысл жизни человека,
надо прожить не менее 600 лет.
Китайская пословица

Это чувствуют герои Л.Н. Толстого.

Ведь именно в юности и надо определяться, что правит миром, что правит твоей душой? Добро или зло? И где та грань, которую нельзя переступить? Иначе погибнет душа…

Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием - такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Всегда ли он считал именно так? Был ли поиск истины?

Сознательная жизнь Толстого - если считать, что она началась с 18 лет -подразделяется на две равные половины по 32 года, из которых вторая отличается от первой как день от ночи. Речь идет об изменении, которое является одновременно духовным просветлением, - о радикальной смене нравственных основ жизни. В сочинении "В чем моя вера?" Толстой пишет: "То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно, - и повернул домой. И все, что было справа, - стало слева, и все, что было слева, - стало справа".

Первая половина жизни Льва Толстого, по всем общепринятым критериям, сложилась очень удачно, счастливо. Граф по рождению, получил хорошее воспитание, богатое наследство. В жизнь он вступил как типичный представитель высшей знати. У него была буйная разгульная молодость. В 1851 годах служил на Кавказе, в 1854 годах участвовал в обороне Севастополя. Однако его основным занятием стала писательская деятельность. Хотя повести и рассказы приносили славу Толстому, а большие гонорары укрепляли состояние, тем не менее его писательская вера стала подрываться. Он увидел, что писатели играют не свою собственную роль: они учат, не зная, чему учить, и непрерывно спорят между собой о том, чья правда выше, в труде своем они движимы корыстными мотивами в большей мере, чем обычные люди, не претендующие на роль наставников общества. Не отказавшись от писательства, он оставил писательскую среду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогической деятельностью среди крестьян (1858). В течение года (1861) служил мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками. Но ничто не приносило Толстому полного удовлетворения. Разочарования, которые сопровождали каждую его деятельность, стали источником нарастающего внутреннего смятения, от которого ничто не могло спасти. Нараставший духовный кризис привел к резкому и необратимому перевороту в мировоззренческих взглядах Толстого. Этот переворот явился началом второй половины жизни. Вторая половина сознательной жизни Л. Н. Толстого явилась отрицанием первой. Он пришел к выводу, что он, как и большинство людей, жил жизнью, лишенной смысла - жил для себя. Все, что он ценил - удовольствия, слава, богатство, - подвержено тлену и забвению. "Я, - пишет Толстой, - как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели". Ложными являются не те или иные шаги в жизни, а само ее направление, та вера, точнее безверие, которое лежит в ее основании. А что же не ложь, что не суета? Ответ на этот вопрос Толстой нашел в учении Христа. Оно учит, что человек должен служить тому, кто послал его в этот мир - Богу и в своих простых заповедях показывает, как это делать.
Толстой пробудился к новой жизни. Сердцем, умом и волей он принял программу Христа и посвятил свои силы целиком тому, чтобы следовать ей, обосновывать и проповедовать ее. Вопрос о том, чем была обусловлена столь резкая перемена жизнеустоев Л. Н. Толстого не имеет удовлетворительного объяснения, однако некоторые предположения можно сделать.

Внешним толчком к духовному преображению Толстого мог послужить 50-летний рубеж жизни. 50-летие - особый возраст в жизни каждого человека, напоминание, что жизнь имеет конец. И Толстому оно напоминало о том же самом. Толстой давно стал задумываться над общим смыслом жизни, соотношении жизни и смерти. Теперь эта тема стала основной: смерть воспринималась как скорый и неизбежный конец. И тут Толстой обнаружил, что его жизнь, его ценности не выдерживают проверки смертью. "Я не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни. Меня только удивляло то, как мог я не понимать этого в самом начале. Все это так давно всем известно. Не нынче завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся - раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать?". Это слова Толстого из "Исповеди". Он ясно понял, что только такая жизнь может считаться осмысленной, которая способна утверждать себя перед лицом неизбежной смерти, выдержать проверку вопросом: "Из чего же хлопотать, ради чего вообще жить, если все будет поглощено смертью?". Толстой поставил перед собой цель - найти то, что не подвластно смерти.

Что скрыто за вопросом о смысле жизни?

Причиной многих несчастий в жизни и неустройств, говорил Л.Н. Толстой, является то, что мы не живем согласно своим убеждениям, а совершаем много сделок с совестью. Нужно сохранять моральную чистоту, стремиться к самоусовершенствованию, а путь компромиссов не для этого.

Совесть - одно из выражений нравственного самосознания личности. Так называемая моральная личность имеет глубокое чувство неудовлетворенности собой, неукротимо ее стремление к совершенствованию, такая личность берет на себя вину за моральную неустроенность мира. Такой человек никогда не может быть спокойным, ибо он признает свой долг и ответственность за то, что происходит вокруг.

Духовная глубина такой личности дает нам пример того, каковыми должны мы быть, идеал Человека. Жизнь показывает, что без чувства совести хотя бы у большинства людей, цивилизация, построенная нами, обречена.

Читайте также: