Речь у детей с рас кратко

Обновлено: 05.07.2024

Напомним также, что на сегодняшний день 50 % лиц с РАС считаются неговорящими, и в качестве важнейшего прогностически благоприятного фактора рассматривается наличие у ребенка к 2 годам элементов речи (Rogers et DiLalla, 1990).

Известны трудности, которые испытывают ученики с РАС в восприятии речи (непонимание скрытого смысла, многозначности слов…), но что сегодня известно о возрасте, когда начинают проявляться признаки этих нарушений, о возможных повреждениях нервной системы, типе речевого нарушения, то есть о том, что могло бы помочь подобрать правильную терапию как основание обучающих программ?

Лица с РАС демонстрируют (в соответствии с критериями DSMV, 2013) устойчивые трудности в социальной коммуникации и взаимодействии в разных областях, затрагивающих все прагматические аспекты речи:

  • в области социально-эмоциональной реципрокности (нарушение социального контакта для возможности поддержать разговор, разделить с другими интересы или эмоции);
  • в невербальной коммуникации, используемой в социальном взаимодействии (особенности зрительного контакта, его частоты и длительности, трудности и ограниченности понимания и использования языка тела – позы, жестов, лицевой экспресии);
  • в развитии, поддержке или понимании межперсональных отношений (трудности корректировки ответного поведения с учетом социального контекста или правил игры, развития дружеских отношений или интереса к сверстникам).

Эти особенности коммуникации и развития отношений сочетаются с ограниченными и повторяющимися поведенческими паттернами, интересами и формами активности (отмечаемые не менее, чем в 2 областях), такими как:

  • повторяющиеся движения (моторные стереотипии, стереотипное использование предметов, повторы в речи);
  • сопротивление изменениям (с возможным возникновением на замеченные изменения рутинных, ритуализированных патттернов вербального и невербального поведения, чаще всего для самоуспокоения);
  • крайне ограниченные и сверхценные интересы, необычные по своей интенсивности или теме;
  • чрезмерно сильное или сниженное реагирование на сенсорные впечатления или особый интерес к сенсорным стимулам окружающего (например, проявление отвращения к звукам или текстуре, или очарованность светом, потоком движения).

Эти симптомы проявляются уже на ранних этапах развития и оказывают значительное влияние на дальнейшее социальное функционирование, возможность работать и другие важные области жизни. Согласно DSMV, должна быть определена степень необходимой поддержки такого человека для возможности реализации всех его прав (в зависимости от степени выраженности его особенностей и трудностей).

  • возможное запаздывание становление речи в темпе TSPL (семантико-прагматическое нарушение речи): хороший синтаксис и словарь, правильное произношение сочетается со слабым использованием речи в социальном контексте, буквальностью понимания (Rapin, 1982);
  • социальная изоляция, объясняемая дефицитом социальных рассуждений у людей с синдромом Аспергера (в то время как у лиц с TSPL первична речевая дефицитарность);
  • возможен избирательный мутизм в детском саду, часто оцениваемый как TCS (нарушение социально-прагматической коммуникации);
  • трудности использования в социальном взаимодействии вербальной и невербальной коммуникации, в частности, отсутствие способностей:
    • для социально направленной коммуникации (приветствие, обмен несущественной информацией);
    • способности изменять форму, стиль общения для того, чтобы адаптироваться к ситуации или потребностям собеседника (однообразная речь в классе и на игровой площадке, в разговоре с ребенком и взрослым, формальная речь);
    • способности следовать правилам ведения беседы и рассказа (соблюдение очередности, переформулировки);
    • способности понимать скрытый смысл и нелитературные или неоднозначные языковые формы (юмор, метафоры).

    Эти трудности влекут за собой функциональную ограниченность в коммуникации, включенности в социум, успешности в обучении, продуктивности в работе. Первые симптомы появляются в период раннего развития, и они не связаны с речевой и неврологической патологией.

    Как понять специфику речи у лиц с РАС (синдромом Аспергера)?

    Особенности символической игры и подражания коррелируют с достигнутым уровнем развития речи, на возможности коммуникации в большей степени влияют включенность во взаимодействие и социальное познание, чем расстройства речевой организации (Rogé 2015). Крайне ограничено использование коммуникативных сигналов.

    В действительности, даже лица с РАС с высоким уровнем грамматических способностей сохраняют трудности следования социальным правилам разговора (Rogé, 2015, р. 89), из-за чего, прежде всего, страдает использование речи в коммуникации (в большей степени, чем сама структура речи).

    Проблемы экспрессивной речи выражаются в следующем:

    Характерно применение речевых конструкций, допустимых в речевых тестах (у лиц с синдромом Аспергера), но неуместных в естественной ситуации, к которым добавляются трудности использования сигналов невербальной коммуникации (кивок, обозначающий одобрение / неодобрение, корректировка выражения лица в соответствии с эмоцией и другие).

    В области использования речи отмечаются:

    • корреляция трудностей восприятия речи и включенности в разделенное внимание (Murray et coll, 2008);
    • устная речь не привлекает внимание ребенка (за исключением речи, относящейся к его собственным интересам);
    • ограниченность буквальным пониманием, сложность делать выводы и понимать косвенные просьбы, метафоры;
    • облегчение понимания при условии использования контекстных подсказок, особенно визуальных, замедлении темпа обращенной речи (Tardif et Gepner, 2009).

    С чем связаны эти проблемы коммуникации: возможно со специфическими и первичными нарушениями подражания (Rogers et Pennington, 1991, Dawson et al 1999)? На каком уровне следует поддерживать развитие? Можно задаться вопросом, испытывают ли маленькие дети с РАС дефицитарность подражания, задействованного в развитии речи, или же трудности подражания, порождаемы другими особенностями развития: аномалиями сенсорной фильтрации информации, внимания.

    Можно также предположить, что первично страдает не имитация, а внимание и разделенное внимание. Они дефицитарны у детей с РАС и предшествуют трудностям подражания: к 7-ми месяцам у младенца не наблюдается социальных предпочтений (предпочтение лица человека объекту) – способности, необходимой для формирования разделенного внимания, возможности плавного переключения внимания (Leekam 2005).

    Как преодолевать эти трудности при развитии речевых навыков?

    Чтобы развивать возможность понимания устной речи и устной коммуникации можно замедлить темп обращенной речи (Tardif et Gepner, 2014).

    Для поддержки символической функции, которая, как известно, ускоряет развитие речи (Luiselli et al 2000), в работе с ребенком 2-4 лет можно использовать программу раннего вмешательства (занятия не менее 15 часов в неделю на протяжении двух лет). Рано сформированное разделенное внимание, символическая игра создают значительное преимущество для возможностей речевого развития между 3-мя и 4-мя годами (Kasari et al 2008).

    Применение когнитивно ясных средств альтернативной коммуникации (PECS) в работе с детьми с РАС, не использующих речь, может запустить развитие устной речи после 13-и месяцев практики (Bondy et Frost, 1994, 2001). Представляется, что освоение устной речи при обучении детей с РАС опирается в первую очередь на письмо или визуальную основу и должно всегда быть направлено на связывание означаемого / означающего до тех пор, пока отношения между ними не будут прочно установлены (MEN, 2009).

    При написании сочинения необходимо представить и помочь освоить ребенку структуру повествования или алгоритм составления рассказа (источник), прежде чем просить написать новый текст (цель). Пока ученик с РАС не может сам выстроить последовательность, необходимо поощрять его проводить замену элементов при поддержании заданной структуры. Это сделает данное упражнение осмысленным и не поставит ученика в затруднительное положение – придумать продолжение или историю (что представляет большую сложность для ученика с РАС в связи с отсутствием воображения).

    Нарушения развития при РАС проявляются в особенностях речи уже с начальных этапов ее приобретения ребенком (даже у лиц с синдромом Аспергера, не имеющих интеллектуальной недостаточности, это проявляется в трудностях понимания многозначности слов и скрытого смысла). Значит, с самых ранних стадий, речевое развитие должно быть поддержано, особое внимания должно быть уделено визуальному подкреплению, значимому во время предъявления для ребенка речевого образца.

    В возникновении описанных трудностей участвует дефицитарность исполнительных функций. Недостаточность функционирования рабочей памяти и внимания (визуально-пространственного хранилища и фонологического цикла) проявляются во многих нарушениях речи, это происходит и у учеников с РАС. Но при аутизме эти трудности представляются вторичными по сравнению с проблемами фильтрации сенсорной информации и восприятия новизны в других случаях (например, у детей с дислексией), когда характерные сложности обнаруживаются на уровне распознавания и согласования знаков письменной речи с их фонологическим компонентом. Также следует учитывать известные данные о нарушении планирования и гибкости мышления у учеников с аутизмом (Labruyère, 2018). Это значит, что при обучении в классе таких детей, сразу должны быть задействованы специальные организационные инструменты для планирования деятельности и закрепления ее результатов, чтобы помочь ребенку переходить от одной задачи к другой (формирование гибкости).

    На практике при формировании письма используются метакогнитивные средства (карточки, таблицы и т. д.), которые могут помочь при разных нарушениях речевого развития. Атипичное функционирование обучающихся с РАС проявляется в том, что им легче воспринимать абстрактную информацию. Благодаря таким средствам поддержки, задача становится понятной, с четко определенными и обоснованными подцелями, поддерживающими планирование.

    Также, могут быть даны следующие педагогические рекомендации в работе с детьми с РАС:

    image

    Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. Это замкнутые, живущие в своем мире люди. В случае тяжелого варианта заболевания – с аномалиями интеллектуального развития.

    Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям общения друг с другом, в чем потребности такие дети не испытывают. Предпочитают обходиться жестами или бездействием.

    Особенности речи при аутизме

    Признаки расстройства, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому аутист не понимает ценности разговора, не осознает, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать ее таким образом.

    Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:

    1. молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно;
    2. эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми;
    3. набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути;
    4. неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
    5. трудности с произношением отдельных звуков;
    6. неумение использовать личные местоимения;
    7. грамматические ошибки;
    8. буквальное понимание значения слов.

    Ребенок держит искусственную руку

    Эхолалия, повторение типовых фраз, чаще появляется сразу, как только дети их услышат. Возможно, и через некоторое время. Запоминаются они целиком. Часто, при хорошей памяти ребенка, возникает иллюзия развитой способности разговаривать.

    Речь детей с аутизмом нужно систематически развивать. Уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей.

    Развитие понимания речи

    Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создается впечатление, что ребенок их не понимает.

    Исследования показывают, что, если больной не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления, такие ребята обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов.

    Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.

    Как донести важность общения ребенку с аутизмом

    Для этого разработаны такие рекомендации:

    Взрослые играют с ребенком в сказку

    • Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребенка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные.
    • Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность.
    • Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребенка. Положительно оценивайте то, что ему нравится.
    • Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают аутиста или заинтересовывают. Дополнительно вы даете необходимые знания об устройстве мира.
    • Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение свое или других людей с точки зрения логики, вы также даете алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает, и затем может применять в течение взрослой жизни.
    • Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребенок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции какими словами выразить.
    • Говорите сложными предложениями, давайте развернутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребенок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются.

    Развивая понимание чужой речи, родители и педагоги учат малыша выныривать из своего мира во внешний.

    Содают и закрепляют навыки, как реагировать на него, взаимодействовать с социумом в необходимом ключе.

    Взрослая описывает ребенку происходящее вокруг

    Работа дает свои плоды. Примером служат известные люди с аутизмом и сумевшие преодолеть трудности.

    Развитие вербальной коммуникации

    Классическое речевое отставание у аутистов встречается достаточно редко.

    Нередко они даже начинают произносить первые слова по возрасту, и раньше. Но используют их не столько для создания коммуникативной ситуации, общения с окружающими, сколько по необходимости или внутренней потребности. Например, ребенок может называть окружающие вещи и предметы, но, когда ему что-нибудь нужно, он будет выражать желание жестами.

    Формирование и развитие речи у детей с аутизмом – цель коррекционной работы. Так как направлена на улучшение навыков говорения, расширение словарного запаса. Способствует пониманию в нужности диалога, пополнению знаний о правильных социальных реакциях.

    Полезны также физиотерапевтические методики, такие как транскраниальная магнитная стимуляция.

    Как разговорить аутиста

    Чтоб разговорить ребенка-аутиста, разработаны ряд подходов:

    Взрослый привлекает ребенка к своей работе

    • Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребенок произносил его сам.
    • Развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка.

    Научить ребенка с аутизмом и расстройствами аутического спектра понимать чужую речь, разговаривать – крайне важно. Без вербальных навыков, дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся.

    Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют речевые проблемы. Перечислены причины нарушений понимания детьми речи. Описан опыт коррекционной работы педагогов над пониманием обращенной речи и прочитанного у детей младшего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста, апробированный в школе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Предложены этапы работы, даны методические рекомендации к занятиям.

    Нарушения понимания речи у детей с РАС

    Частой проблемой, встречающейся у детей с РАС, является нарушение понимания ребенком речи. Это один из важных маркеров аутистических расстройств. Трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития детей. Ребенок не понимает названий предметов, их качеств, действий. Не выполняет простые речевые инструкции. В дальнейшем не понимает обращенную речь, прочитанное, не может ответить на вопросы и пересказать текст. Почему же так происходит?

    Достаточное понимание речи обеспечивается:

    — хорошим уровнем произвольности у детей (произвольная организация своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит; произвольная организация собственной речевой реакции; интереса к речевой ситуации);

    — достаточным уровнем словарного запаса (словарь должен быть актуализированным — это обязательное условие);

    — навыками правильного грамматического оформления высказывания.

    У детей с РАС перечисленные навыки находятся, как правило, в остром дефиците, что неизбежно приводит к трудностям понимания речи.

    Работа по преодолению нарушения понимания речи начинается, как только родитель заметил у своего ребенка трудности такого характера или по рекомендации специалиста. Эта работа должна проводиться комплексно и включать в себя занятия с психологом, логопедом и занятия родителей с ребенком дома. При этом родитель становится полноправным участником коррекционной работы, в ежедневной жизни ребенка применяя свой опыт и знания и навыки, полученные от специалистов.

    Этапы работы над пониманием речи

    На подготовительном этапе важно установить эмоциональный контакт с ребенком и определить сферу его интересов, потребностей и зону ближайшего развития. Исходя из этого, подбирается речевой материал для занятий. В течение всего дня педагогу или родителю необходимо использовать эмоционально-смысловые комментарии. Это позволит акцентировать внимание ребенка на ситуации или речи взрослого. Комментарий должен базироваться на опыте и интересе ребенка. Например, можно нарисовать вместе с ребенком его любимую игрушку, рассказать о ней, выразить к ней эмоциональное отношение.

    Следует подчеркнуть, что педагоги и родители всегда проговаривают происходящее в жизни ребенка.

    Также полезно использовать игры и задания для развития зрительного и слухового внимания, активизировать тактильные и двигательные ощущения, анализировать и инсценировать простые сказки.

    Основные этапы работы по преодолению трудностей понимания речи

    1 этап — отрабатывается словарь имен существительных по темам (важно убедиться, что ребенок правильно понимает значение каждого слова и может соотнести его с конкретным предметом и картинкой).

    3 этап — отрабатывается словарь прилагательных;

    4 этап — проводится работа над грамматическим строем речи;

    5 этап — проводится работа над пониманием прочитанного. Такая работа строится на анализе каждого слова в предложении. Ребенок (или взрослый) читает предложение, взрослый задает вопрос к каждому слову в предложении. После этого текст полностью прочитывается, задаются вопросы. Текст адаптируется для ребенка, педагог оставляет слова, несущие основную смысловую нагрузку. Составляется план пересказа, и ребенок учит адаптированный текст. Здесь также необходимо использовать альтернативные слова и предложения, альтернативные картинки или предметы. В этом случае ребенку хорошо помогает инсценировка текста.

    Работа над пониманием речи является необходимой и важнейшей частью коррекционной программы, базой для формирования всех сторон речи и успешной коммуникации. Выстроенная в такой последовательности, она облегчает задачу педагога по обучению пониманию устной речи и текстов у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста, помогает детям овладеть школьной образовательной программой по основным предметам.

    Источник: Никонова Н.А., Павлова Ю.Б. Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста//Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. No 1.


    Обзор

    Автор
    Редакторы


    Спонсором приза зрительских симпатий выступил медико-генетический центр Genotek.

    Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий) [2], и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей [3]. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей [1]. РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [4]. На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами [5], [6] (рис. 1).

    Причины РАС

    Рисунок 1. Причины РАС

    Симптомы

    Расстройство аутистического спектра часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях пациентов. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности (рис. 2) [7].

    Симптоматика РАС

    Рисунок 2. Симптоматика РАС

    Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.

    История заболевания

    В 1967 году психиатр Бруно Беттельгейм писал, что аутизм не имеет органической основы, но является результатом воспитания матерей, которые сознательно или бессознательно не хотели своих детей, что в свою очередь приводило к сдержанности в отношениях с ними. Он утверждал, что основной причиной заболевания было отрицательное родительское отношение к младенцам на критических ранних стадиях их психологического развития [10].

    Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

    Рисунок 3. Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

    Связь РАС и вакцин

    Рисунок 4. Фрагмент рисунка о связи РАС и вакцин

    Причины РАС

    Точная причина расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время неизвестна. Оно может возникать в результате генетической предрасположенности, экологических или неизвестных факторов, то есть РАС не является этиологически однородным. Вероятно, существует множество подтипов РАС, каждый из которых имеет различное происхождение.

    Генетика

    Предполагается, развитие РАС во многом связано с влиянием генетических факторов. В поддержку генетики как причины можно добавить результаты исследований, показывающие, что РАС чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, что, скорее всего, вызвано генетическими различиями, связанных с Y-хромосомой [14]. В пользу теории говорят также исследования близнецов с РАС, которые определили показатели конкордантности (конкордантность — наличие определённого признака у обоих близнецов) для монозиготных (60–90%) и дизиготных (0–10%) близнецов [15]. Высокая конкордантность в парах монозиготных близнецов и существенно более низкая конкордантность в парах дизиготных близнецов свидетельствуют о значительной роли генетических факторов. В исследовании, проведенном в 2011 году, почти 20% младенцев со старшим биологическим братом с РАС также имели РАС, а если таких старших братьев было несколько, то вероятность иметь диагноз РАС была еще выше [16].

    Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

    Рисунок 5. Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

    Нейробиологические факторы

    Генетические аномалии могут приводить к аномальным механизмам развития мозга, что в свою очередь приводит к его структурным и функциональным, а также когнитивным и нейробиологическим нарушениям. Нейробиологические различия, связанные с диагнозом РАС, включают структурные и функциональные патологии головного мозга, в том числе:

    • увеличенное серое вещество в лобной и височной долях [25];
    • уменьшенное белое вещество по сравнению с серым веществом в подростковом возрасте [26];
    • анатомические и функциональные различия в мозжечке и лимбической системе [26].

    Исследователи в 2018 году обнаружили, что мальчики с РАС имеют меньшую фрактальную размерность (мера структурной сложности объекта) в правой части мозжечка, чем здоровые дети [27].

    Некоторые исследования сосредоточены на гипотезе о том, что нарушенные взаимодействия между областями мозга являются главной причиной развития РАС [28], в то время как другие исследователи изучают молекулярные причины, такие как нарушения работы определенных типов нейронов (например, зеркальных нейронов) или нарушения нейротрансмиссии (передачи сигнала между нейронами) [29].

    Другие причины

    Все больше и больше исследователей пишут об экологических причинах, которые могут вносить свой вклад в аутизм. В исследованиях был выявлен ряд потенциально опасных веществ, которые могут быть связаны с развитием РАС: свинец, полихлорированные дифенилы (ПХД), инсектициды, автомобильные выхлопы, углеводороды и антипирены [25], однако пока ни для одного из этих веществ не было доказано наличие триггерного влияния на возникновение РАС.

    Также возрастает интерес к роли иммунной системы в этиологии болезни. В июне 2018 сообщили, что 11,25% детей с РАС имеют пищевые аллергии, что значительно выше, чем 4,25% детей, страдающих аллергией без данного диагноза, что можно добавить к растущему набору доказательств, указывающих на иммунологическую дисфункцию, как возможный фактор риска для РАС [30].

    Также недавно выходили исследования, которые связывали недостатки в диете беременных матерей и наличие повышенного уровня пестицидов в крови, с наличием диагноза РАС у их детей [31–33].

    Диагностика

    Осматривать ребенка с задержками развития должен врач с целью найти причину задержки развития. Если ребенок проявляет какие-либо симптомы расстройства аутистического спектра, то его, скорее всего, направят к специалистам для консультации, к примеру, к детскому психиатру, детскому психологу, педиатрическому неврологу.

    Для правильного диагностирования надо учитывать полную историю пациента, физический осмотр, неврологическое обследование и прямую оценку социального, языкового и когнитивного развития ребенка. Необходимо предоставить достаточное время для стандартизированных интервью родителей относительно текущих проблем и истории поведения, а также структурированного наблюдения за социальным и коммуникативным поведением, игрой.

    В августе 2018 года исследователи сообщили о различиях в экспрессии генов бактерий в ротовой области, которые могут отличать детей с РАС от их здоровых сверстников. Исследование предполагает, что нарушения микробиома ЖКТ, ранее выявленные у детей с РАС, могут распространяться на рот и горло [35].

    Исследователи из Медицинской школы Университета Миссури и Центра аутизма и неврологических расстройств им. М. У. Томпсона в июне 2018 года выявили связь между дисбалансом нейромедиаторов и характеристикой соединений между регионами мозга, которые играют роль в социальной коммуникации и языке. В исследовании было описано два теста, которые могли бы привести к более точному лечению [36].

    Лечение

    Лечение, используемое в 60-х и 70-х годах, состояло из приема ЛСД, применения электрического тока и жесткого контроля поведения больного, которое часто включало боль и наказания. Только в 80-х и 90-х годах врачи начали внедрять более современные методы лечения детей с аутизмом, такие как поведенческая терапия с упором на положительное подкрепление и обучение под постоянным контролем [9].

    Сегодня лечение может включать в себя как психотерапию, так и медикаментозное лечение. Многие люди с аутизмом имеют дополнительные симптомы, такие, как нарушение сна, судороги и проблемы с ЖКТ. Лечение этих симптомов может улучшить внимание пациентов, их обучение и связанное с этим поведение. Некоторые лекарства, используемые для других состояний, помогают с определенными симптомами: антипсихотики (рисперидон и арипипразол), антидепрессанты, стимуляторы, противосудорожные препараты [37]. Сейчас рисперидон и арипипразол являются единственными лекарствами, одобренными FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США) для симптомов, связанных с расстройствами аутистического спектра, с учетом раздражительности, часто наблюдаемой при этом диагнозе. Дети и подростки с расстройством аутистического спектра, по-видимому, более восприимчивы к побочным эффектам при использовании лекарств, поэтому рекомендуется использование небольших доз [38].

    Среди немедикаментозного лечения в настоящее время используют прикладной анализ поведения, когнитивно-поведенческую терапию, обучение социальным навыкам, сенсорную интеграционную терапию, трудотерапию, логопедию [35].

    Читайте также: