Смысл заводного апельсина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предполагается, что сюжет фильма разворачивается в какой-то футуристической антиутопии, но трудно понять, в каком именно мире живет Алекс. Иногда это похоже на анархическое беззаконное общество, где он и его банда могут делать, все что им вздумается. С появлением полиции его мир начинает выглядит как жесткая тоталитарная система, которая может быть как левой, так и правой. Кубрик намеренно расплывчатый. Политическая философия подвержена теории подковы, благодаря которой обе крайности превращаются во что-то очень похожее.

Возникает ирония, ведь в своем садизме государство немного лучше банды Алекса. Оно не может навязать мораль — только послушание. Берджесс и Кубрик полагали, что лучше быть психопатом, чем роботом, поскольку у психопата хотя бы есть свобода воли. Моральная дилемма фильма отображена в монологе тюремного священника:

У мальчика нет реального выбора, не так ли? Корысть. Страх перед физической болью привел его к этому гротескному акту самоунижения. Его неискренность было ясно видно. Он перестанет быть правонарушителем. Он также перестанет быть существом, способным на моральный выбор.

Но в отличии от американской, британская версия книги сохранила концовку с действительным излечением Алекса, в которой он, в конечном итоге, отказался от насилия по собственной воле.

Что означает финальная сцена из фильма

Заключительная сцена фильма, в которой Алекс фантазирует о том, как он занимается сексом с женщиной перед толпой из высшего общества намекает на то, что его мировоззрение все же потерпело некоторые изменения: он стал моногамным и делает это в согласии с девушкой. По его мнению, — это именно то, что общество считает приемлемым.

Эта фантазия возникает сразу же после сделки с правительством, которая сулит ему вознаграждение, но при условии, что он будет контролировать свое поведение. Парень соглашается, он все еще злодей, но на этот раз, — более скрытный.

Соответственно, если раньше ему нравилось быть преступником, который действовал вне общества, то теперь он будет придерживаться социально одобренного образа жизни, сохраняя при этом часть своей дикой натуры.

Заводной апельсин: смысл фильма, объяснение концовки, разбор сюжета видео ютуба

Эта чёртова книга — труд, насквозь пропитанный болью…

Смысл названия

О чем книга?

Главные герои и их характеристика

Проблематика

В чем смысл книги?

В любом случае, говорить о положительном исправлении целого общества и мира глупо, ведь никогда не знаешь, когда на тебя обрушатся такие маргинальные мальчики. Рецепта избавления от них не могут придумать даже фантасты. Поэтому надо начать хотя бы с себя и своего окружения.

Символика

В образе Александра Энтони Бёрджесс пытался выплеснуть переполнявшую его злость к тем мучителям, которые расправились с его женой. Он излечился от нее, дописав текст и доведя логику ненависти до победного финала. Герою так и не удалось отомстить, зато в этом порыве он теряет собственную личность. Все, что отделяло его от того преступления, рухнуло, перед нами был такой же убийца, просто мотив был иным. Автор доказал самому себе, что, как бы ни было больно, нельзя унижаться до жестокости.

Концовка

После того, как Алекс покинул дом своей жертвы вместе с политиками из оппозиционной партии, он оказался в просторной квартире, где за стеной была специально включена классическая музыка, которая теперь тоже давила на нервы подростку. Не выдержав боли, он бросается из окна. В результате, его попытка самоубийства была использована интриганами против действующей власти, как предлог для отставки правительства. В больнице молодого человека навещает тот самый инициатор программы исправления преступников и предоставляет ему выгодную работу, новый проигрыватель и множество пластинок за подпись на документе о том, что претензий он не имеет. Теперь пациент излечился от навязанной ему доброты и готов продолжить свое дело под эгидой привилегированного положения.

Критика

Об этом в своей статье откровенно высказался рецензент Андрей Цунский:

Роман привлекал к себе читателя вовсе не тем, что я хотел в нем сказать читателю. Их влекло содержание, а не форма. Люди, к сожалению, любят насилие. Журнал Time назвал меня крестным отцом панка. Я не против. Но на самом деле меня волновало другое — горевал Бёрджесс.

Он же дает философскую оценку музыкальным пристрастиям подростка:

Странная любовь Алекса к музыке как таковой (он необычайно осведомлен в этом отношении и даже профессионально разбирается в звучании отдельных инструментов) знаменует смерть гуманистической цивилизации — безвозвратный разрыв духа и материи, идеала и его формы.

Также он указывает на сходство предпочтений героя и нацистского репертуара, излюбленного аккомпанемента для геноцида.

То, как писал и как выражался, и то, как ставил проблему Бёрджесс, при всей критической направленности его книги, было написано не так, как хотелось бы советскому издательству. Это была все равно, конечно же, чуждая книга

Смысл названия книги

Такое определение подходит и под главного героя. Энтони Берджесс в своем произведении изображает человека, который не живет, а мытарствует. Роман делится на четыре части:

  1. Изображение мира, в котором живет главный герой – Алекс.
  2. Тюрьма.
  3. Мытарство главного героя после освобождения.
  4. Подведение итогов жизни Алекса.
  1. В переводе с английского языка – это апельсин.
  2. В переводе с малайского языка – это человек.

О чем книга Заводной апельсин

смысл книги заводной апельсин

Энтони Берджесс изображает в своем романе будущее. Его он видит в темных красках. Оно ужасно. В таком мире главенствующее положение занимают криминальные группы, состоящие только из молодых людей. Другими словами, автор изображает подобие России в девяностые годы прошедшего века.

Главный герой – Алекс – один из главных людей в подобной группировке. Правительство уже смерилось с формированием и существованием криминала и даже не пытается как-либо с этим бороться. Попытки противостоять криминальным группировкам уже были, но молодые люди объединялись в одно сообщество и давали отпор государственным властям. Такие группировки основывались на агрессии. Главным в них являлся самый сильный, злой и воинственный человек. Самые агрессивные занимали верховное место.

Алекс приходит к выводу, что больше в этом мире ему нет места. В этом обществе ему не выжить.

Смысл произведения Заводной апельсин

Энтони Берджесс в своей жизни пережил множество предательств и жестокостей по отношению и к себе, и к родным. Например, его беременная жена подверглась зверским избиениям и в итоге потеряла младенца.

Автор показывает не только мир, где происходит действие романа, в темных красках, но и каждое слово носит негативные оттенки. Из-за этого произведение достаточно сложно для понимания и чтения.

Смысл финала книги Заводной апельсин

Энтони Берджесс хотел передать идею о том, что зло сидит в каждом человеке – в ком-то глубже, а в ком-то – нет.

Писатель владел восемью языками, одним из которых был русский, увлёкший Бёрджесса ещё в молодости. Русские слова в несколько изменённой, а иногда и в оригинальной форме, были использованы для создания вымышленного языка надсат — смеси английского и искажённого произношения некоторых русских слов на латинице: litso (лицо), starikashka (старикашка), horroshow (хорошо), viddy (видеть), kodla (кодла). Основой для сленга банды подонков стали и некоторые слова из европейских и азиатских языков. По замыслу автора, читатель сразу привыкнет к этому наречию, а к концу книги и вовсе станет его носителем, испытав на себе ту промывку мозгов, которой подвергся главный герой.

Через приключения главного героя романа Алекса — социопата с явными признаками садиста и большого поклонника Бетховена — читатель попадает в мир тотального насилия, где правят бал многочисленные банды подростков, соревнующиеся в жестокости. Таким автор видит ближайшее будущее мира времён холодной войны.

Алекс, осуждённый за убийство женщины, попадает в программу принудительной медикаментозной и психической коррекции. Бёрджесс размышляет о возможности государства вмешиваться не только в личную жизнь человека, но и в его мозг, психику, корректируя её по собственному желанию.

Ещё одной темой является право выбора. По мнению Бёрджесса, насилие над свободной выбора неприемлемо. Если человек теряет возможность выбирать, он перестаёт быть человеком, превращаясь в заводной апельсин — непонятного толка предмет, лишённый всякого смысла. Даже подонок Алекс имеет право выбора — быть хорошим или плохим.

После публикации своего романа Бёрджесс заявил, что стремился задеть самые низменные склонности и инстинкты людей, дозволив через Алекса выйти на свет своим порокам, которые в реальной жизни не отважился бы реализовать.

В начале 21-го века в архиве писателя была обнаружена рукопись, в которой автор выразил свои страхи относительно влияния современных медиа на человека.

Учитель Энтони Бёрджесс занялся писательством, когда врачи сообщили, что опухоль мозга с минуты на минуту сведет его в могилу. Надо было оставить жене хоть какое-нибудь наследство, да и след на Земле оставить тоже показалось не лишним. За четыре года (1960-1964) в бешеном темпе было создано 11 романов. Вопреки прогнозам Бёрджесс прожил еще 34 года после вынесения докторами приговора.

Визуальная оригинальность против оригинальности словесной

Музыка в фильме

Смысл названия

Похождения Алекса

Смысл фильма Заводной апельсин Стенли Кубрика

Самое любимое занятие — вламывание в жилища мирных обывателей и похотливые игры с подвернувшимися под руку хозяйками дома.

Смысл фильма Заводной апельсин Стенли Кубрика

Одна из таких изнасилованных женщин через некоторое время умирает, а ее муж остается калекой. Другая дама, в дом которой ворвался Алекс, погибает от руки молодого бандита.

Вот тут-то члены банды, восставшие против авторитарных методов своего вождя, показывают себя во всей красе. Огрев лидера бутылкой, они покидают место преступления, а Алекс оказывается в тюрьме и получает 14 лет срока.

Смысл фильма Заводной апельсин Стенли Кубрика

Метаморфоза Алекса

В тюрьме номер 655321, как теперь именуется Алекс, прикидывается смирной овечкой, помогает священнику проводить воскресную службу, усердно читает Библию, но при этом в мечтах воображает себя римским солдатом, с воодушевлением бичующим Христа, а затем развлекающимся с красотками.

Через два года отсидки герой вызывается участвовать в эксперименте. Новый министр внутренних дел жаждет освободить пенитенциарные заведения для политических заключенных, а уголовников лечить инновационными методами.

Алекса переводят в клинику и регулярно делают инъекции недавно изобретенной сывороткой. После чего фильмы, посвященные насилию, вызывают у Алекса омерзение и рвотный рефлекс. Побочный эффект терапии: отвращение к горячо любимой Девятой симфонии Бетховена — под эту музыку маршировали в одной из кинолент нацисты.

Смысл фильма Заводной апельсин Стенли Кубрика

Возмездие

Дома Алексу, оказывается, нашли замену. Родители симпатизируют квартиранту Джо. Он занял комнату героя и выгоняет блудного сына на улицу.

Смысл фильма Заводной апельсин Стенли Кубрика

Смысл фильма Заводной апельсин Стенли Кубрика

Смысл фильма Заводной апельсин Стенли Кубрика

Алекс снова стал собой: зло неискоренимо

В результате падения парень закован в гипс с ног до головы, но прежние разрушительные инстинкты — вернулись! Министр внутренних дел приходит навестить пациента и позирует фоторепортерам, кормя Алекса с ложечки. Корзины цветов, гигантские колонки для любимой классической музыки — все это устанавливают в палате героя, который охотно принимает предложение министра служить рупором идей правительства. Алекс интегрируется в систему как нужный для манипуляций обществом элемент.

В своих мечтах Алекс — прежний: он кувыркается с красавицей, а изысканно наряженная публика восторженно ему аплодирует.

Чем отличается финал фильма от финала книги

Фильм заканчивается тем, что Алекс возвращается к своей безнравственной идеологии. Он снова готов глумиться, насиловать и убивать. Зверя исцелить невозможно. Зло — неистребимо.

В фильме же Кубрик полностью изменяет идею писателя. Алекс остался прежним злодеем без стыда и совести. С точки зрения режиссера общество не имеет права воспитывать кого бы то ни было, поскольку власть имущие сами не без греха. Согласно Кубрику, если добропорядочные граждане и не настоящие убийцы и насильники, то латентные — почти все. Режиссер уверен, что на подсознательном уровне современные цивилизованные люди не слишком отличаются от своих пещерных прародителей.

Идея фильма

Алекса словно не замечают находящиеся рядом. Родители — не в курсе, где он там работает по вечерам. Им достаточно, что пятнадцатилетний пацан дал пару пенсов, якобы заработанных. Опять не встает в школу? Устал мальчик. Пусть спит.

Для режиссера фильм стал репликой в споре со сторонниками идеи бихевиоризма. Его заочный оппонент, Ф. Скиннер, психолог, был уверен, что поведение индивидуума обусловлено средой. Изменив ее, моделируем человека. Кубрик же считает, что человека нельзя лишать выбора.

Читайте также: