Смысл произведения уроки французского кратко

Обновлено: 08.07.2024

Это автобиографичный рассказ
Там учительница французского языка специально играла с мальчиков в пристенок, поддавалась ему, что бы ребенок выигрывал. Она видела, что ребенок недоедаел, хотела ему как-то помочь, мальчик был ведь очень гордый и не принимал помощь от чужих людей.

В данной повести можно выделить, как основные, несколько проблем : проблема становления личности, проблема истинной человечности.

Главный герой хоть и нуждается в помощи, однако, отказывается, когда ее предлагает Лидия Михайловна. Она, в свою очередь, идет против правил педагогики, чтобы помочь мальчику, идет на хитрость.

Это автобиографичный рассказ
Там учительница французского языка специально играла с мальчиков в пристенок, поддавалась ему, что бы ребенок выигрывал. Она видела, что ребенок недоедаел, хотела ему как-то помочь, мальчик был ведь очень гордый и не принимал помощь от чужих людей.

Название рассказа В. Распутина "Уроки французского" имеет, по крайней мере, две смысловых плоскости. Наиболее явственна связь названия с основной фабульной линией рассказа: учительница Лидия Михайловна дает своему ученику уроки французского языка. Если ограничиться такой трактовкой, то ключевым в заглавии следует считать слово "французского".

Но у названия есть и второй, глубинный план. Его обнаруживает уже первое предложение текста:

Видимо, о каких-то других уроках вспоминает уже повзрослевший герой, и вовсе не на незнание французского языка, математики или физики он сетует, когда говорит о нашей вине перед учителями.

Лидия Михайловна преподала своему ученику очень важный жизненный урок: что такое нравственность. Опять же, если посмотреть на ситуацию сверху, то мы увидим ее так, как ее увидел директор школы: педагог приучает ребенка к азартным играм, что крайне безнравственно. Вполне закономерным выглядит возмущение администрации и увольнение учителя. Но Василию Андреевичу, слепо следующему готовым нормам, сверху спущенным директивам, невдомек, что любовь к ребенку, стремление его спасти намного важнее догм. Лидия Михайловна поняла, что полуголодный мальчик из гордости не примет от нее помощь напрямую, поэтому предлагает ему на деньги сыграть в игру, которая давно уже стала источником заработка подростка.

Уроки Лидии Михайловны дают понимание того, что нравственность часто выходит за границы общепринятых норм, а иногда и перечеркивает эти нормы во имя законов доброты.

Рассказ Распутина В. Г. называется именно "Уроки французского", потому как всё действие произведения разворачивается вокруг учительницы французского языка Лидии Михайловны.
Лидия Михайловна в рассказе помогает обычному мальчишке из простой семьи с французским, проводя при этом занятия на дому. В итоге она видит, что мальчик нуждается, но мальчик помощи не принимает. И она решилась играть с ним в игры на деньги и намеренно проигрывать лишь бы мальчик смог себе купить молоко.

Мне кажется, что речь идет не столько об уроках иностран­ного языка, сколько об уроках жизни. Мальчик приехал из русской глубинки в районный город и поначалу ведет себя скованно и замкнуто. Он боится всех, а больше всего классную руководительницу. Чувствует себя очень одиноко вдали от дома, от матери и родных. У него нет друзей, нет близких. Самой главной бедой его жизни является постоянный голод, который ребенок чувствует даже ночью. Единственная его отрада и спо­соб отвлечься от голода и тоски по дому — это учеба. Он учит­ся хорошо, но одно слабое место не дает ему покоя. Это фран­цузский язык. Лидия Михайловна, учительница французского, не выдержав, начинает заниматься с ним отдельно. Поначалу эти уроки были для главного героя настоящим мучением, но со временем он втянулся, перестал бояться своей учительни­цы. Эти уроки стали для него отдушиной, скрашивали одино­чество, делали жизнь разнообразной. Лидия Михайловна на­учила его не только правильному произношению французских слов. Она научила мальчика преодолевать трудности, избавила от излишней застенчивости и робости. Он стал более общи­тельным, научился поддерживать любой разговор и даже уча­ствовать в споре. Она научила его быть свободным, выражать свои мысли и убеждения. Поэтому я считаю, что она научила его жизни.

Я думаю, что общение с умной, доброй молодой женщиной, умеющей понять внутренний мир своего ученика, стало для мальчика хорошим жизненным опытом.

Основной конфликт

Суть произведения заключена в поступке учительницы французского языка Лидии Михайловны. Желая помочь главному герою, она многое делает для него. Учительница видит сложности героя с предметом, поэтому приглашает его на дополнительные занятия.

Героине не жалко денег, чтобы помочь мальчику, который часто голодал, потому что еду, присылаемую ему матерью, забирала себе его тетя.

Учительница довольно хитра в собственных действиях. Она отправляет мальчику посылку с едой, однако ему удается разгадать ее тайну.

Роль учительницы

Учительница оказала огромное влияние на жизнь рассказчика. Он повествует о событиях спустя время. Лидия Михайловна остается в памяти героя отличным человеком, желающим ему помочь. Она не только подтянула его по предмету, исправив произношение героя по французскому языку, но и преподнесла ему нравственные уроки.

Уроки

Лидия Михайловна ценой собственной работы смогла оставить след в душе ребенка, которому пришлось пройти препятствия на своем жизненном пути. Учительница научила одиннадцатилетнего мальчика не проходить мимо проблем других людей, помогая им.

Краткое содержание

Главные герои рассказа:

Большие беды маленького человека

Главный герой живет в деревне с матерью и двумя младшими детьми. Там он окончил начальную школу. Так как в поселке не было возможности продолжать учебу, мама, видя стремление и способности сына к учению, отправляет его в райцентр. Герой вынужден жить и учиться самостоятельно. Он живет в квартире у знакомой его матери, которая согласилась приютить мальчика. Как выяснится дальше – вовсе не из благородных соображений.

Семья, как может, поддерживает ребенка. С оказией отправляет ему скудный набор продуктов и деньги. Мальчик старается расходовать их экономно. Каждый лень варит себе несколько картофелин и за рубль покупает кружку молока на рынке. Но вскоре он замечает, что количество картофелин уменьшается быстрее, чем он кушает. Оказывается, хозяйка дома самовольно назначила плату за проживание, отбирая у мальчишки и так скудный запас продуктов. Понимая, что в его семье и так не хватает еды, он никому не рассказывает о своей беде.

Несмотря на жизненные трудности, учеба дается ему легко. Только французский язык вызывает сложности. С ним решает позаниматься дополнительно молодая учительница. Именно она обращает внимание на синяки, оставшиеся после драки. Она проявляет участие к судьбе ученика, расспрашивая его о его жизни. Узнав о тяжелом положении мальчика, она посылает ему продукты. Мальчик, понимает, кто является отправителем. Его гордость не позволяет ему принять подарок.

Лидия Михайловна спасает своего ученика от голода и лишений. Но директор школы, увидевший однажды их за игрой, так не считает. Азартные игры в школе – какой ужас! Он увольняет учительницу. Женщина уезжает на Кубань. И однажды мальчик получает оттуда посылку. В ней было три красных яблока, которые он видел только в книгах.

На заметку! Настоящая фамилия Лидии Михайловны – Молокова. Писатель, будучи уже взрослым, часто встречался с ней. Они вместе вспоминали школу и поселок Усть-Уда, где происходит действие рассказа.

Поступок Лидии Михайловны оставил глубокий след в душе мальчика. Ее искреннее участие оказало влияние на становление его личности. Валентин Распутин спустя много лет с теплом в сердце вспоминал о своей учительнице. Именно благодаря ей он, встречаясь даже с таким большим количеством недостойных людей, не потерял веру в доброту и человечность.

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

История создания


Направление и жанр

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень.
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу.
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главные герои и их характеристика

  1. Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
  2. Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
  3. Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
  5. Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Проблемы

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.


  • Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.


Главная мысль

Чему учит?

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 24.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 05.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 15.06.2021

1 комментарий

спасибо но как-то слишком много

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: