Смысл названия реквием ахматова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аллюзия – это прием, который заключается в намеке на исторические события, общеизвестные факты, литературные произведения и т. д.

Реквием – это заупокойная месса.

Название поэмы точно соответствует чувствам Ахматовой, которая вспоминала:

В своей поэме поэтесса говорит от лица миллионов людей, не понимавших, в чем обвиняют их близких и родных, и пытавшихся добиться от властей сведений об их судьбе.

В поэме Ахматова выражает безмерное народное горе, абсолютную беззащитность людей, потерю ими нравственных ориентиров.

Поэтесса в емких, коротких строчках стихов сумела выразить душевное состояние человека, находящегося в ситуации обреченности, безвыходности, отчаяния и абсурда происходящего. Автор сомневается в собственном душевном здоровье, ощущает себя как в бреду.

Готовые работы на аналогичную тему

Анна Ахматова, пережив такое горе, не может молчать. Поэтесса не говорит, а свидетельствует. В произведении автор создает эффект многоголосья, кажется, что говорят разные люди. Реплики словно повисают в воздухе.

  • Символы,
  • Олицетворения,
  • Аллегории.

Особенности жанра, направление, композиция произведения

История создания

О создании поэмы известны интересные факты:

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

Смысл названия

Композиция и конфликт

Суть: о чем произведение?

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Основная идея

Критика

Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

Писатель и критик Ю. Карякин писал:

Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:

Автор: Екатерина Озаровская

Автор: Самый Зелёный · Published 18.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 14.11.2018

Автор: Самый Зелёный · Published 13.11.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Смысл поэмы Ахматовой -

Смысл книги

Смысл произведения Реквием

Ахматова же ждет оглашение приговора своего сына. Она не может сдерживать себя, ведь душа буквально рвется на части, однако ей удается подавить эмоции. И тут ее узнают в очереди. Женщина обращается к поэтессе и просит описать все происходящее в каком-либо своем произведении. Ахматова обещает сделать это. Эта сцена показывает всю близость данной темы с народом. В то время абсолютно каждый потерял кого-то из-за жестокости и кровожадности вождя, именно поэтому женщина, несмотря на свое горе, просит написать об этом. Ей важно, чтобы потомки никогда не пострадали от подобного. И да, она сильно рискует, ведь говорить плохо про власть опасно, но девушка понимает, что скоро останется одна. Ей не страшно умирать — ей страшно видеть свои страдания и страдания людей вокруг.

И, несомненно, Ахматова не просто так отмечает произвол власти. Она пишет, что муж умер, сын в ссылке, ей, по сути, уже нечего терять, поэтому она не скупится на описании ужаса, творящегося в стране. Страх, голод, отсутствие надежды на будущее — это только начало списка. И ничего не изменится, если не начать действовать решительно. Именно это и делает Анна Ахматова, выпуская подобно произведение.

Смысл финала


Краткий анализ

Год написания – 1935–1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы: её бывший муж Николай Гумилёв был расстрелян большевиками в 1921 г., а сын арестован в 30-ые годы, в период сталинских репрессий. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в тюрьмах и лагерях только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма.

Композиция – После эпиграфа, предисловия, посвящения и вступления идут первые две главы поэмы; они образуют пролог, а последние две – эпилог. Основная тема следующих за прологом 3–6 глав – обобщение материнского горя, 7 глава “Приговор” – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – акмеизм; он повлиял на раннее творчество поэтессы, его отголоски можно найти и в поэме “Реквием”.

История создания

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

для самых рациональных -

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с близкими, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего ребёнка.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.

Композиция

Направление, которое проявилось в поэме, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений начала ХХ века, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Долгое время уже законченное произведение видели только близкие поэтессы – люди, которым она бесконечно доверяла. Именно им она зачитывала щемящие душу строчки.

Сейчас произведение внесено в обязательную школьную программу. Смысл поэмы Ахматовой ищут все новые и новые поколения школьников.

реквием смысл

История разворачивается в 30-х годах XX века. Ленинградские тюрьмы не справляются с бесконечным потоком арестованных и переполнены узниками. Возле каждой из них стояла молчаливая толпа, ожидающих новостей о своих близких.

предисловие реквием

Далее перед читателем предстает история матери, вспоминающей, как арестовали ее сына. Весь сюжет пронизан тоской и отчаянием одинокой женщины, похоронившей мужа, а вот теперь и потерявшей сына. Эмоции героини очень сильны. Ей не верится даже, что она способна испытывать такие душевные страдания. Некогда веселая и беззаботная, теперь она вынуждена стоять в очереди из таких же отчаявшихся оцепеневших женщин с передачами для близких.

17 месяцев ее терзало чувство неизвестности:

  • Что с сыном?
  • О чем он думает?
  • Как переносит все эти испытания?

В день оглашения приговора героиня молится о том, чтобы ее душа окаменела, а память очистилась. Она призывает смерть, так как только она может избавить ее от этих страданий, делающих ее почти безумной.

На заметку! В сюжете появляются библейские сравнения с Божьей Матерью, которая также вынуждена была отдать своего невинного сына на плаху.

реквием смысл

В эпилоге автор опасается, что ее мозг, опасаясь за здоровье всего организма, вычеркнет из памяти все испытания. Место, где были проведены страшные 17 месяцев, она считает единственно правильным местом, где должен стоять памятник ей.

Основная тема поэмы Реквием

Сквозь призму личных трагических обстоятельств, автор раскрывает тему переживания за свою родину, которая вынуждена беспомощно смотреть на то, как жестоко поступают с ее сыновьями. Анализ поэмы Реквием позволяет понять, что Ахматова проводит аналогии между собой и сотнями тысяч других женщин из разных времен, отправляющих на плахи своих детей. Тема материнской, сестринской, дочерней, женской любви раскрывается в поэме за счет описания отчаяния и душевных терзаний, которые испытывает такой слабый, и такой сильный пол за своих близких. Эмоции настолько сильны, что, кажется, не всегда помещаются в одном теле.

стих

реквием смысл

В этом и заключается основная тема и смысл поэмы Реквием, своеобразный призыв Ахматовой для потомков.

Смысл названия поэмы Ахматовой

Смысл названия поэму Реквием состоит в точно использованном автором значения этого слова. Те, кому посвящено произведение – умирающие, вот-вот уйдущие от своих близких, люди. Темная толпа отчаявшихся женщин будто проводит заупокойную службу по каждому обреченному любимому. Их близкие словно смертельно больны, и сейчас должен поставиться диагноз и раздаться приговор.

Этим смертельным недугом было инакомыслие. Его власти пытались жесточайшим образом безжалостно искоренить во все времена. Однако результатом террора было обычно искоренение умных и думающих людей, цвета нации. Что неизменно замедляло прогресс и общее развитие общества.

Читайте также: