Смысл названия рассказа ионыч чехова кратко

Обновлено: 30.06.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальные темы и идеи произведения, претерпели значительные изменения, прежде, чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь и быт городских жителей, любовная тема.

Композиция – Рассказ выстроен методом пунктирной композиции: знакомство с доктором и семьей Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной, следом идет конец неудавшегося любовного романа, дальше – новая встреча с Катей, и завершается описанием той жизни героев, какой она и будет продолжаться в ближайшем будущем.

Жанр – Произведение автора относится к жанру рассказа.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что история создания рассказа постепенно изменялась. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель дает оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности самого героя.

После выхода в свет этого произведения, критика со стороны литературоведов была неоднозначной, отзывы были как положительные, отдавшие дань гению Чехова, так и отрицательные, увидевшие недостаточную открытость в характеристике героев. Одним из критиков была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под его влиянием.

Такая деградация личности является одной из главных тем произведения. Старцев, когда – то стремившийся к каким-то идеалам, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, и отдающий работе все свое время, медленно, но верно, стал превращаться в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика стала приносить ему стабильный и крупный доход. Все свои средства, доктор Старцев стал вкладывать в недвижимость, покупать себе вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Докторская деградация стала происходить не только в его внутренних изменениях убеждений, но и во внешних проявлениях.

Герой стал грубым и раздражительным, он растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме как жажды обогащения. Любовная тема, затронутая автором в этом рассказе, умирает так же, как и духовное начало Старцева. Если в начале повествования герой и испытывал какое-то чувство к Екатерине Ивановне, то и оно, по мере его духовной гибели, сошло на нет. Старцев даже испытывает облегчение от того, что их отношения не сложились.

Проблематика произведения и в состоянии общества в целом, писатель касается многих нравственных проблем, имеющим место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений, серость и низость мышления обывателей превалирует над высокими идеалами.

Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

Композиция

Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных. В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.

В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше. Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.

Главные герои

Смысл рассказа Чехова - Ионыч

Смысл книги

Смысл названия книги Ионыч

Лет 10 назад в уездный город приезжает молодой врач, чем-то напоминающий самого писателя: тонкий, наблюдательный, думающий. Дмитрий энергичен, влюблён в жизнь и с легкостью обходится без лошадей и прислуги. Его тяготит пустота и обыденность окружающих. Только с Екатериной Ивановной Туркиной, девушкой интеллигентной и творческой, Дмитрию легко и приятно общаться. Доктор делает предложение руки и сердца своей возлюбленной, получая категорический отказ.

Смысл произведения Ионыч

Ионыч не прошел испытания временем: то, чего он так боялся и так ненавидел, поглотило его. Но что изменило героя? Обстоятельства, бытовые заботы? Нет, все это только укоренило возникшие привычки и взгляды. Ионыч не был человеком сильной воли и великих страстей, а потому не смог противостоять давящему равнодушию обыденности, пустоте мещанского уклада. Душевная слабость, отсутствие стойких жизненных идеалов и стремлений подталкивают Ионыча к единственно возможному выбору – сытому накопительству, скучному и бесполезному комфорту. Живость сменилась рыхлостью, влюбленность – раздражительностью.

Смысл финала

Последний абзац – описание семьи Туркиных. Они все так же бездарны в своём творчестве, однообразны в привычках и идеях. Статичностью семейства Ивана Петровича автор закольцовывает сюжет, подчеркивая невозможность персонажам рассказа вырваться из круга бессмысленности жизни.

История создания

В черновом варианте повествование ведется от первого лица, но кем оно является, неизвестно, так как ничего общего с Дмитрием Ионовичем он не имеет. В конечном итоге история рассказывается нам третьим лицом, а именно автором, который как бы между строк вставляет свои впечатления и мысли о происходящем.

Смысл названия

Жанр, направление

В рассказе мы видим обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо бунтарство, противоречие обществу, наоборот, главный герой становится подобным обществу, в которое он вынужден был влиться. Антон Павлович посредством своих рассказов боролся с духовным упадком своих современников. Он мастерски создал точные и достоверные характеры героев и события, которые имели место быть во времена писателя, и также могут встречаться и нам в наши дни.

Композиция и конфликт

Рассказ состоит из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.

  1. В первой части Дмитрий Ионыч только назначен земским врачом, герой еще не испорчен обществом, в которое он попал. Герой энергичен и амбициозен.
  2. События второй и третьей части происходят год спустя, Старцев занят своей врачебной практикой, но уже начинают проявляться признаки деградации.
  3. Четвертая часть показывает нам постепенное слияние героя с жителями города С. Он становится все больше и больше на них похож.
  4. В финальной же части наш герой окончательно превращается в того самого Ионыча, теперь нельзя и предположить, что когда-то этот человек был молодым, полным сил и желания приносить добро врачом.

Спустя год главный герой все еще занят работой, времени на посещение Туркиных у него попросту не было. Наведался он к ним, только когда Вера Иосифовна, страдавшая мигренью, попросила у него помощи как у врача. И с этого момента Старцев стал регулярно посещать дом этой семьи, но далеко не ради борьбы с недугом хозяйки дома, а ради встреч с Екатериной Ивановной.

Встречаясь с Екатериной спустя столько времени, он уже не питает к ней прежних нежных чувств, а только со стыдом вспоминает, что когда-то предлагал ей стать его женой.

Главные герои и их характеристика

Хоть героев в этом небольшом произведении немного, но система образов, мастерски выстроенная автором, позволяет нам полностью проникнуться сюжетом и конфликтом произведения.

Дмитрий Ионыч Старцев. Описание Старцева можно разделить на три части: главный герой в начале своей службы, через 4 года после отказа Екатерины и еще некоторое время спустя. Многомудрый Литрекон приготовил таблицу с характеристикой Ионыча:

по прошествии нескольких лет мы уже видим не дмитрия старцева, а ионыча. он променял все свои амбиции и высокие идеалы на стабильность, покой, сытость и деньги. есть несколько важных элементов портрета этого героя: способ передвижения, его фигура и отношение к пациентам. сначала герой имеет нормальное телосложение, ходит пешком и с вниманием и уважением относится к больным. к концу рассказа герой уже совсем разжирел, обзавелся тройкой лошадей и лакеем, пешком почти не ходит, а на пациентов сердится и кричит. данные детали наглядно показывают духовный упадок старцева.

Семья Туркиных — это состоятельные дворяне. В городе они имеют репутацию умных, добрых, воспитанных и гостеприимных людей, также считаются самыми талантливыми и образованными. На самом же деле они совершенно бездарны, но понимает это только главный герой.

Проблемы

Основная идея

Чему учит?

Критика

После выхода рассказа в печать большинство критиков довольно хорошо приняли произведение. Они отметили, что Чехову удалось очень точно и достоверно изобразить некоторые образы, да и русское общество того поколения в целом.

Д. Н. Овсянико-Куликовский хвалит рассказ, причисляя его к лучшим произведениям А. П. Чехова, говоря о правдоподобности и ясности сюжета.

Е.А. Ляцкий дал произведению не столь положительную оценку. Оно показалось ему слишком растянутым и скучноватым, сюжет ему показался недостаточно обоснованным.

Автор: Дарья Ефремчева

Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2018

Автор: Самый Зелёный · Published 11.01.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 23.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Образ земского врача — один из любимых у Антона Павловича Чехова. Изначально, при написании набросков к сюжету будущего произведения, этого персонажа не было. Автор задумывал небольшое повествование о семье Филимоновых. Первоначальной идеей было описать типичную жизнь представителей мелкопоместного дворянства, их праздное времяпровождение, духовную нищету.

Впоследствии автор изменил фамилию Филимоновых на Туркиных, чье семейство в итоге представлено как самое прогрессивное, талантливое и интеллигентное во всем городе. Мать семейства пишет романы о выдуманной жизни, которой нет места в реальности. Дочь Екатерина музицирует, воображая себя в будущем известной артисткой. Отец семейства на ходу сочиняет каламбуры.

О том, насколько развиты остальные городские обыватели, которые в восторге от семейства Туркиных, несложно догадаться по их разговорам, ведущимся за столом. Юный доктор Старцев впервые появляется в черновиках будущего рассказа Чехова в 1897 году. Именно тогда начинает прорисовываться образ главного героя и смещение сюжетной линии в его сторону, а именно описание постепенной деградации под воздействием общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Через год Чехов полностью отредактировал свое сочинение, которое и было опубликовано в 1898 году. В окончательном варианте сюжет строится вокруг жизни земского доктора в типичном уездном городе и его поэтапной трансформации личности.

Почему рассказ называется Ионыч

Чехов вынес в название отчество главного героя неспроста. Читатель на протяжении повествования наблюдает, как всеми уважаемый молодой и талантливый врач из Дмитрия Ионовича Старцева под влиянием окружения превращается в рядового обывателя Ионыча.

В начале сюжета, когда он только начинает свою практику в качестве земского врача, он полон физических и душевных сил, много ходит пешком, ведет активный образ жизни, бодр, поет песни. Его ценят как внимательного по отношению к пациентам доктора, подающего большие надежды врача.

Такое упрощенное, панибратское обращения подчеркивает ту степень деградации, которая произошла с главным героем. Перед читателем словно два разных человека. Был всеми уважаемый интеллигентный доктор Дмитрий Ионович Старцев, а превратился в грубоватого и жадного до денег обывателя Ионыча.

Сюжет произведения

Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.

В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.

Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.

Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.

Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.

Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.

Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.

В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.

Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.

Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.

За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.

Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.

Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.

Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.

Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.

Литературное направление рассказа

По своему жанру произведение можно было бы отнести и к повести, и к рассказу, так как его объем позволяет это сделать. Но если судить по его содержанию и темам, которые затрагивает автор, то оно ближе к реалистическому рассказу.

В рассказе Чехов описывает без прикрас повседневную, обыденную жизнь горожан, совершенно типичные характеры и обстоятельства, социальные проблемы общества. Автор мастерски создал достоверные события и портреты главных героев, которые часто встречались в то время.

Литературный критик Аким Львович Волынский считал, что в рассказе описана самая настоящая российская действительность. Журналист и публицист Александр Сергеевич Глинка подтвердил, что Чехов провел широчайшее обобщение жизни обывателей в России.

Скрытый смысл произведения

Чехов продемонстрировал читателям, как общество может изменить человека. Некогда прогрессивный, движимый высокими идеалами земский врач под влиянием общества превратил свое призвание в средство наживы. Будучи поначалу активным и энергичным человеком, стремящимся к духовности, в конце рассказа Старцев превращается в инфантильного, безразличного ко всему, кроме денег, обывателя.

Он постепенно теряет свою индивидуальность, перестает быть личностью, уподобляясь обществу, которым изначально пренебрегал. Главный герой сам становится таким же бездуховным и беспринципным человеком. Что же именно привело героя к духовной нищете?

Проблема молодого земского доктора состояла в том, что он не нашел среди окружения ни одного человека, равного ему по уровню духовного развития. Не нашлось ни достойного собеседника, ни родственной души, ни обычного человеческого понимания.

Автор делает вывод, что интеллигентному, духовно развитому человеку сложно сохранять свою духовность и возвышенность среди обывателей, все интересы которых сводятся к разговорам о еде и сплетням. Пытаясь спастись от душевного и духовного одиночества, Старцев становится равнодушным к происходящему вокруг. Безразличие — его защитная броня от душевных переживаний. Со временем она становится его натурой.

В этом проявляется конфликт между силой влияния окружающей среды и человеческой личностью. На примере превращения доктора Старцева в Ионыча Чехов доказывает свою мысль, что далеко не каждый способен противостоять влиянию толпы, что развитие человеческой личности сильно зависит от окружения.

Почему рассказ называют сатирическим

Большинство рассказов Чехова являются сатирическими. В них одновременно сочетаются комические и трагические стороны жизни, жесткое обличение и добродушная насмешка, анекдотический юмор и сатира.

Сам Старцев, превратившись в Ионыча, описан уже не с добродушной насмешкой, а с сарказмом. То, что поначалу казалось смешным, становится достойным сожаления, так как является трагической стороной российской действительности. Именно это позволяет назвать рассказ сатирическим.

Общее впечатление от рассказа Ионыч

Чехов не навязывает читателю своего мнения относительно главного героя и затронутых в рассказе проблем духовного развития/деградации личности. Будучи человеком весьма деликатным, автор также не дает прямой оценки ни городским обывателям, ни семье Туркиных. Он предоставляет возможность сделать выводы самостоятельно.

С одной стороны, главный герой сделал карьеру, он по-прежнему неплохой врач, его приглашают на консилиумы. С другой стороны, он духовно деградировал как личность, сделав своей жизненной целью приумножение богатства. Читателю поневоле приходится задуматься о собственных жизненных целях и приоритетах.

Даже литературные критики той эпохи, делая обзор произведения, не сошлись во мнении относительно главного героя. Одни считали, что он преуспел не только в карьере, но и в жизни. Другие же, напротив, уверенно заявляли, что он окончательно деградировал.

На основании этого можно сказать, что общее впечатление от рассказа неоднозначно. Он заставляет читателя анализировать не только жизнь и поступки героев произведения, но и задуматься над своим собственным духовным развитием, в чем и состоит основная задача литературы.

В первых четырёх главах описывается прошлое Старцева: его приезд в уездный город, влюблённость в Катерину Ивановну Туркину, изменение жизненных ценностей и начало обывательского существования. И только последняя – пятая глава посвящена настоящему.

В то время, когда Дмитрий Ионыч только приехал в губернский город С., он был молодым, полным сил и энтузиазма, доктором. Он был настолько увлечён своей работой, что не отдыхал даже в праздники. Его совсем не огорчало личное финансовое состояние и отсутствие своих лошадей, потому что ему не сложно было пройти девять верст пешком до города. Старцев с радостью смотрит в будущее, и живёт ожиданием любви и счастья. В его ещё неиспорченной душе всегда звучит музыка, он видит мир, полным возможностей и удовольствий, которые можно заполучить, приложив всего лишь немного усилий.

В начале рассказа Дмитрия Ионыча раздражают местные жители, которые ведут бесцельный, обывательский образ жизни. Он считает этих людей скучными и пустыми. Старцев чувствует себя предельно одиноким, и находит достойного собеседника только в лице Катерины Ивановны, которая на самом деле тоже его не понимала.

Спустя некоторое время Дмитрий Ионыч стал постоянным гостем в доме Туркиных. Кроме того, он влюбился в их дочь Катерину Ивановну. Тогда эта девушка казалась ему необыкновенной, очаровательной и талантливой, мудрой не по годам. Ослепленный страстью, он не замечал того, что Котик часто отвечала или смеялась невпопад, а то и вовсе убегала во время их разговора.

Собравшись с духом, Старцев решается сделать предложение Катерине Ивановне. Перед принятием этого трудного решения, Дмитрий Ионыч взвесил все за и против. Одна половина его натуры противилась согласиться на этот брак, потому что он означал верную духовную гибель, а вторая обратила внимание на то, что Туркины не обидят молодых приданным. Уже тогда в Старцеве победило его мещанство. Но Екатерина Ивановна не приняла его предложение руки и сердца, у неё были другие планы на будущее. Выйти замуж за Дмитрия Ионыча означало осесть в их небольшом городке, а она мечтала о великой судьбе пианистки, которая будет покорять мир.

Старцев был поражен отказом, и даже страдал после этого инцидента целых три дня. Но как только Котик уехала, он сразу же успокоился. А далее начинается испытание Дмитрия Ионыча. Оказалось, что противостоять воздействию окружающей среды – гораздо труднее, чем кажется. А Старцев не обладал внутренним стержнем, который необходим для того, чтобы пойти наперекор всему обществу. Его противостояние было поверхностным и недолгим, а затем он стал превращаться в одного из тех обывателей, которых ранее презирал. Куда-то исчезли все его амбиции, теперь он стремился только к спокойствию и богатству. Его больше ничего не волновало, кроме денег и сытой жизни. Таким образом, он медленно, но уверенно перестал быть Дмитрием Старцевым, и стал просто Ионычем.

Итог жизни Ионыча – плачевен. Он одинок, его ничего больше не интересует, поэтому ему скучно жить. Спустя некоторое время он даже лишил себя былой радости от прогулок, потому что сильно растолстел, и не мог долго ходить из-за отдышки. Каждый вечер Ионыча проходит по одному и тому же сценарию: он ужинает в ресторане, иногда играет в карты, а затем отправляется к себе домой и пересчитывает свои деньги.

Не случайно финал рассказа описывается в настоящем времени, а путь Старцева к этой деградации – в прошедшем. Это настоящее, словно останавливается, замирает навеки. Автор даёт понять, что дальнейшее развитие событий – уже невозможно. Жизнь Ионыча достигла своего предела, и она никуда уже больше не сдвинется.

Смысл рассказа заключается в том, что человек, который не находит применение своему желанию развиваться, быстро деградирует, привыкая к стабильности и комфорту. Далеко идущим планам Старцева не суждено было воплотиться в жизнь, потому что он не приложил для этого необходимых усилий. Он стал довольствоваться тем, что имеет, и не захотел что-либо менять.

А.П. Чехов затронул в своём рассказе тему жизненного выбора. Он показал, как человек с большими стремлениями, но без особых способностей и талантов, смирился с праздностью и бессмысленностью окружающей его обывательщины. Старцев не смог пройти испытания временем, его поглотило то, чего он так сильно боялся и ненавидел.

Что же повлияло на такие перемены в главном герое? Настоящая причина кроется только в нём самом. Новое мировоззрение быстро укоренилось в Старцеве, потому что он не обладал особой силой воли. Отсутствие стойких жизненных идеалов, духовная слабость и потеря стремлений – всё это подтолкнуло Дмитрия Ионыча к единственному возможному выбору – скучной, сытой и бесполезной жизни. Даже его фамилия оказалась в этом случае весьма символичной, словно она говорит о раннем старении души главного героя.

Кроме Старцева в финале произведения остаётся в неизменном положении и семейство Туркиных. Они всё также занимаются бездарным творчеством, а остальные горожане продолжают считать их талантливыми. Это однообразие быта Туркиных в очередной раз говорит о невозможности вырваться из устоявшегося обывательского круга. Все жители города С. оказались в ловушке, созданной собственной непритязательностью. А.П. Чехов на их примере наглядно показал, как происходит отчуждение человека от самого себя, от своих желаний, от своих чувств, и от своего прошлого.

Читайте также: