Смысл и ценность жизни человека в учении живой этики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Живая Этика так же, как и наука, считает окружающий мир материальным. Все сущее есть материя и ее движение, которые существуют вечно. Однако понятие материи в Живой Этике существенно расширенно. Материя бесконечна в своих градациях утончения. То, что в религии называют Духом, есть тончайшая материя, пока еще не известная и не исследованная наукой. Жизнь есть ни что иное, как бесконечная смена форм проявления духа в материи. Разум есть свойство этой тонкой материи, присущее ей изначально и вечно существующее, но формы проявления этого разума постоянно меняются. Разумен весь Космос. Вся Вселенная находится в постоянном эволюционном развитии. Живая Этика различает три градации существующих миров. Земной мир, или мир плотной материи- он наиболее хорошо нам известен и изучен.

Тонкий мир, или мир тонкой материи. И, наконец, Мир Огненный, иначе говоря, мир тончайшей материи, мир Духа. Все три мира существуют взаимно проникая друг в друга и находясь в тесной взаимосвязи. Все сущее, начиная от атома и кончая человеком, содержит в себе элементы всех трех миров. Мир плотный -это всего лишь надводная, видимая часть айсберга, невидимую часть которого составляют миры Тонкий и Огненный.

Какие же открываются перспективы перед человеком и обществом с точки зрения Живой Этики? Они поистине грандиозны. Как перед обществом, так и перед каждым человеком открывается возможность бесконечного развития и совершенствования. Ведь смысл жизни человека, согласно Учения Живой Этики, состоит в бесконечном процессе эволюции, в раскрытии своих неограниченных, поистине фантастических возможностей, заложенных в человеке природой, в бесконечном познании тайн Космоса и тайн своего внутреннего мира- микрокосмоса. Человечеству уготован процесс творчества все расширяющегося масштаба, охватывающий все большие просторы Вселенной, достижение Мира Огненного и творчество в нем.

Нас ждет преображение нашего сознания и продвижение его от человеческого уровня к богочеловеческому и даже божественному. "Нет Бога, который не был бы когда-то человеком", - говорит древняя восточная мудрость. Что же должны делать сейчас люди, чтобы выйти из кризиса и в дальнейшем правильно эволюционировать, раскрывая в себе те замечательные возможности, которые заложены в нас природой?

Во-первых, мы должны глубоко осознать свою роль и место в эволюции Космоса, смысл и перспективу своего существования, высокую ценность развитой индивидуальности в космической эволюции. Во-вторых, осознать великую ответственность за свои мысли и очистить свое мышление. В-третьих, встать, наконец, на единственно возможный путь, указанный нам еще тысячелетия назад и еще раз подтвержденный в Учении Живой Этики. Это путь духовно-нравственного совершенствования человека, а, следовательно, общества в целом. Каждый человек, понявший смысл своего существования, должен немедленно приступить к своему самоусовершенствованию. "Избери три самые худшие свои качества и постарайся избавиться от них"- в этой краткой формуле Живой Этики вся суть ее практического применения в жизни. Самое лучшее, что может сделать человек для себя и для общества- это улучшить себя. Формула эта звучит очень просто, но очень трудно осуществить ее на практике. Зато и результаты получаются самые замечательные. Ставя задачу самосовершенствования человека, Живая Этика указывает и направления, по которым она должна решаться:

  1. Это отказ от догм и устарелых представлений, расширение своего кругозора так, чтобы он вмещал в себя, как единое целое, все богатство знаний, опыта и культуры, накопленных за всю историю человечества.
  2. Особенностью данного этапа развития человечества является то, что у людей сейчас очень развился интеллект, в этом человечество сильно преуспело. Но развитие сердца у нас отстало от развития интеллекта. Наука отвела сердцу лишь роль насоса по перекачке крови. Живая Этика говорит о том, что вместилищем высшего разума человека являются огненные структуры сердца, которые бессмертны

Продвижение по этим направлениям должно быть проникнуто общей основополагающей идеей- идеей служения Общему Благу, т.е. благу всех людей планеты. Только служа общему благу сможет человек раскрыть в себе те замечательные возможности, которые заложены в него природой. В противном случае он утонет в собственном эгоизме.

Итак, в Живой Этике нам даются намеки, расставляются вехи, нам указывается направление космической эволюции. Все остальное должны сделать мы сами, т.к. космический Закон свободной воли запрещает более широкое вмешательство, поскольку в этом случае оно лишило бы нас возможности саморазвития. Живая Этика дает нам ориентиры, чтобы мы не сбивались с курса, но пройти свой путь человечество должно "своими ногами", и "своими руками" построить Новый мир. Войти в этот новый мир сможет только тот, кто сделает правильный выбор, чья свободная воля выберет путь Света, путь эволюции. Время окончательного выбора, о котором нас предупреждали тысячелетия назад, наступило, и каждый будет вынужден его сделать. Тот, кто выберет путь эволюции, путь Света, займет соответствующее ему место в новом мире. Тот, кто сделает противоположный выбор, обречет себя на духовно-нравственное падение и исключит себя из эволюции на нашей планете. Рука помощи нам протянута. Принять ее или отвергнуть зависит от нас.

Универсальная философия антропокосмизма, представленная в Живой Этике, стоящая на принципах универсального эволюционизма, по нашему мнению, вполне может составить универсальную парадигму (или методологию) гуманитарного исследования. И представляет собой одно из оснований новой научно-философской картины мира, её метафизический модус или вектор.

По нашему глубокому убеждению, нравственная интегральная философия Живой Этики как метазнания, как новая универсальная философия космической реальности представляет собой основание и для национальной идеи, и для новой государственной эволюционной идеологии: в формате открывающейся Реальности Космоса.
Одно из крупнейших открытий XX века – открытие реальности космоса и духовной реальности человека.

Агни-Йога, или Учение Живой Этики известно читателю по 14-ти книгам, записанным, собранным и опубликованным в 20-30-х годах XX века Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами.

Прежде чем приступить к изложению истории вопроса нашего исследования, скажем о том, что подробную историю создания книг Учения Живой Этики [2], аутентичные комментарии к ним, глубочайшее философско-научное толкование эзотерического текста и подробнейшее изложение теоретических и практических аспектов Учения можно найти у соавтора Живой Этики, Елены Ивановны Рерих, в ее многообразных Письмах ученикам и сотрудникам[3]. Именно ее исключительная индивидуальность наложила особый отпечаток на переданное телепатическим способом, по каналу яснослышания (что выше ясновидения больше, чем на порядок) Сокровенное Учение Шамбалы, легендарной Заповедной Страны Освобожденных Душ. (Следует отдать должное, Елена Ивановна была уникальным философом-Метафизиком, титаном мысли, осознание этого в интеллектуальном мире еще впереди.)

Уже сама Е.П. Блаватская говорила, что вслед за ее трудом по заложению должной мировоззренческой и теоретической основы, следующим шагом работы Братства Адептов Священной Науки с человечеством будет обнародование основ Учения Жизни как такового. Таким образом, впервые после веков несравненного величия индусского корпуса Вед, Пуран и Упанишад мы можем говорить о появлении столь глубокого и всеобъемлющего духовно-философского Учения, осветившего в той или иной форме метафизические истины о целостности Мироздания и космической эволюции, модель Иерархии Космоса, эволюцию человеческих рас и цивилизаций, многомерную энергетическую структуру человека и Вселенной, особенности развития духа человека и перспективы современной науки, пути развития планетарного социума, различные космические уровни бытия и их воздействие на жизнь земного плана, прошлое, настоящее и будущее человечества в аспекте духовной эволюции. Впервые, на языке народа, соединяющего Европу и Азию, Запад и Восток, перед всем миром широко распахнуты двери до той поры сугубо эзотерического знания.

Так, по словам одного из самих Мастеров Мудрости [7], в XIX веке, в условиях широчайшего распространения в Европе и Америке грубого атеизма и господства механистических представлений в науке, были избраны Е.П.Блаватская и Г.С.Олькотт. Им было предназначено предать широкой огласке общие эзотерические представления о происхождении, структуре и развитии мироздания, планеты и жизни на ней, опираясь на теософию как мировоззренческое течение, синтезирующее мифологию, древнейшие религиозные традиции и философские школы. Также им следовало широко посеять семена осознания всеобщего единства человечества, веротерпимости и духовного синтеза. Осуществление ими своей задачи должно было повлиять на общее умонастроение европейской цивилизации в сторону ее одухотворения.

«. как и прежние Священные Писания, Агни-Йога имеет единственной целью - преображение внутреннего человека, сфера которого лежит в мире мысли. Агни-Йога, как и все прежние Учения, указывает на самое существенное, предоставляя человеку, применившему ос¬новное, избрать и второстепенные вспомогательные средства, по особенности его организма .

Необходимо понять, что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в огненной трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера, но не в механических приемах, которые, касаясь внешнего человека, не имеют никакой цены для пре¬ображения внутреннего человека. Поэтому ни один Радж-йог или Aгни-йог не нуждается ни в каких механических приемах . И единая концентрация, допускаемая им, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном, постоянном стремлении подняться до Heго. И такая концентрация именно продолжается безостановочно: что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир ноуменов.

«Все прежние Йоги, данные из высших источников, принимали за основание определенное качество жизни. Теперь же, при наступлении века Майтрейи, нужна Йога в сущности всей жизни. Всё вмещая и ни¬чего не избегая, именно как библейская легенда о несгораемых отроках, мужественно представивших себя огню и тем получившим мощь.
Можете предложить Мне наименование Йоги жизни, но, может быть, наиболее определительное будет Агни-Йога. Именно стихия огня дает этой самоотверженной Йоге наименование. Когда опасности прежней Йоги при упражнениях уменьшаются, то при Огненной йоге опасности возрастают, ибо огонь, как элемент связующий, проявляется везде, но зато дает познание тончайших энергий. Огонь не уведет от жиз¬ни; он же явится надежным проводником в дальние миры. Ибо кто же напитывает неизмеримое пространство?

Агни-Йога не является и религией, а относится к учениям, которые можно определить как формы вневероисповедной светской духовности. В ней практически полностью отсутствуют культ и обряды, и не предполагается существование церковной организации. Вместе с тем, в ней есть религиозная лексика, имена, образы, идеи, а значит можно утверждать, что Учение в какой-то степени содержит в себе элементы религии. Причем данные элементы, как правило, относятся к наиболее глубинному сущностному ядру каждой мировой религии.

Итак, Учение Живой Этики есть Новейший универсально-научный Завет, Откровение XX века и представляет собой синтез всех бывших заветов, который вмещает все основы всех бывших Учений и приоткрывает новый аспект Единой Великой Истины. Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их.

Надо сказать, что Живая Этика - многоуровневое Учение: в нем найдет свой интерес и пытливый исследователь Высших Миров, и духовный ученик, и просто культурный человек, направляющий весь свой энтузиазм на защиту Культуры, и ученый, идущий в русле новых эволюционных исследований, ищущий синтетический метод в науке, и исследователь эзотерических традиций в духовной культуре чело¬вечества. Учение Живой Этики несет в себе ядро Эзотерической философии, квинтэссенцию восточной философии и духовной практики (с идеалами воспитания эволюционных качеств личности, нравственного самовоспитания и духовного самоконтроля) в сочетании с научными достижениями Запада и новое космопространственное мировоззрение и вызвано к жизни кризисом земной цивилизации в целом.


Основными направлениями Учения Живой Этики, по нашему мнению, можно считать следующие:

5. Утверждение понятия о всеначальной энергии, названной в Учении психическая энергия, качество которой определяет ступень человека в эволюции, уровень его творчества. Психическая энергия есть синтез всех высших энергий.

8. Утверждение новых понятий космического значения в жизни.
Необычности и Красоты как принципа реализации Духовной Воли. Утверждение энергетического мировоззрения, осознание энергетического всеединства Вселенной как основы Нового Мира.

9. Утверждение Науки Служения Эволюции Вселенского Человечества. Ведь не для Земли лишь здесь живем, а для Мироздания.

10. Утверждение Науки Созвучий и соответствий вибраций человека Новой Эпохи с вибрациями Учителей Шамбалы, Космических Иерархов. Принятие, осознание, ассимилирование сердцем и утверждение в новых формах жизни Луча Владыки Христа-Майтрейи - Владыки Нового Цикла, задающего ударную вибрацию на весь Цикл, собирателя монад 6-й Расы, держателя сроков.

Таковы, коротко, основные положения и задачи, которые ставит и решает Провозвестие Эпохи Огня. (И если забежать вперед, то Последнее Слово этому миру - плотному плану, уходяще-убывающей техногенно-потребительской цивилизации, с ее антропоцентристской идеологией).

Учение Агни-Йоги основано на почитании Великой Иерархии Сил Света, на признании высокого авторитета Учителей - Махатм Шамбалы как Ведущего начала жизни.

Благодаря метафизической форме организации эзотерический текст выступает как форма не дискурсивного схватывания целостности и генерирует новые смыслы. Эзотерика метафизична в той же мере, как и рационалистична, в ней трансцензуса(термин Б.П.Вышеславцева) столько же, сколько и дискурса, и это не мешает ей проявлять свои рационально-практические установки. Однако, Учение предупреждает нас о том, что метафизические истины не анализируются интеллектуально; разум может постигнуть внутренние истины только с помощью света, исходящего из сердца, т.е. синтетически, посредством чувствознания, или духовного чувства.

По большому счету Учение дается не для научного описания, а для личного спасения. Но именно потому его и нужно вводить в научный оборот.

Современная наука и, что особенно важно, физика за последние 20 лет добились существенного прогресса, позволившего с новых, научных позиций рассмотреть проблемы физической сущности Тонкого Мира, проблемы физических основ Сознания и проблемы взаимосвязи Духовности Сознания и тонких тел человека [22]. Для современного научного сознания становится очевидным – необходимость привлечения науки для понимания Тонкого Мира. Что само по себе обнадеживает. Ибо первостепенность в глобальном Космическом эволюционном процессе перестройки на Тонком плане есть главное условие любых перемен на плане физическом. И от адекватной перестройки сознания и поведения самих людей будет в немалой степени зависеть, что и как будет происходить с самой Землей и с человеческим сообществом в целом. В связи с этим неизбежен переход от культа к научно-практической этике.

Живая Этика, увидевшая свет в 20-30-ые годы ХХ века, фундирует собой, завершает и кульминирует содержательные, художественно-эстетические поиски культуры Серебряного века, становясь ее подлинным самосознанием, что еще не осознано отечественной культурологией, философией и эстетикой по причине малой изученности духовного, культурно-философского феномена Живой Этики.

В сфере онтологии – новой моделью и новым подходом к Мирозданию, с введением в научно-философский обиход эвристических космических понятий: Космического Магнита, Космического Права, космической эволюции, психической, или всеначальной энергии и новых Космических Законов; в сфере гносеологии Живой Этикой утверждаются энергетические характеристики и действие Мысли, как всепроникающей, тонковибрационной, вездесущей и неуничтожимой материи или мыслеосновы, энергетические аспекты Знания, новые формы познания: чувствознание, духовные познавательные способности.

Социологические аспекты Учения выдвигают стратегию ускорения планетарного социума на путях космической эволюции, подчинении социо-антропо-биологических ритмов и темпов развития космическим, их синхронизации с метагалактическими. А также элементарные практические средства оздоровления социума, или потребительской цивилизации массового плебса – эгоцентриста, с кардинальным поворотом от техноцентризма к антропо- и культуроцентризму.

Таким образом, Учением Ж.Э. в ХХ веке создано поле новой альтернативной мировой культуры. Учение, заключающее в себе синтез восточной и западной культур, подготавливает и поддерживает становление новой космопланетарной культуры и рождение нового человека. Ж.Э. подводит итог традиционной доктрине христианского мира. Художественно-образная картина мира доминирует в Ж.Э.. Идея единства космической реальности дана через философию неизреченности – эстетику Несказуемого. Духовно-энергетическая концепция искусства, выражающего не переживания личности, что характерно для западного искусства, а путь, ведущий душу к раскрытию её истинного бытия в слиянии с Космосом, целостностью Мироздания, формирует новый тип художественной личности или субъекта эстетического восприятия.

Философия искусства в Ж.Э. знаменует собой новую эпоху – Духовного – в искусстве, формирует новую художественную форму и новую суть художественного творчества. Мы убеждены, что космологическая концепция искусства в Ж.Э. творит новый тип художника, инициирует скачок в художественном сознании, являясь фактором самоопределения художественной культуры в ХХI веке. Творя, рождая духовно-эстетическую атмосферу Нового Мира (социально-профетическая категория в Ж.Э.) – через новое искусство, более космическое и одновременно более человеческое.

Москва, 08.2003; 08.2009 гг.

Основные идеи данного исследования отражены в следующих публикациях автора:

16. Шлемова Н.А. Живая Этика как концепция космической эволюции. С.423-430//Русский космизм: философско-антропологический проект: сб. научных статей/редкол.: Т.Б. Любимова(отв.ред.), Е.А.Трофимова(отв.ред.) и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 456с.

21. Н.А. Шлемова. Основные положения "Живой Этики" как синтетической философской системы универсального космического эволюционизма. С.364 - 393//Петербургский Рериховский сборник: Вып. IX. - СПб.: Издание СПбГМИСР, 2016. - 416 с.

Сокращенные обозначения источников:

Ж. Э. Учение Живой Этики
Зов Листы Сада Мории: Зов 1924
Оз Листы Сада Мории: Озарение 1925
О Община 1926
АЙ Агни-Йога 1929
Б Беспредельность 1930
И Иерархия 1931
С Сердце 1932
Н.В. Напутствие Вождю 1933
MО I Мир Огненный, ч. I I933
МОII Мир Огненный, ч. 2 1934
МОIII Мир Огненный, ч. 3 1935
А АУМ 1936
Бр Братство 1937

Полное собрание Писем Елены Ивановны Рерих в 9-ти томах. – М.: МЦР, 1999-2009.

Также научно-популярное изложение Основ Учения Живой Этики см. в трудах:

Преодоление искуса однозначности

Опыт показывает, что, как правило, люди и сайты, на которых представлено какое-либо одно Учение одного Учителя, в подавляющем большинстве своем, в силу ментально-духовной незрелости и, вытекающей отсюда, неспособности к СИНТЕЗУ, этим учением и зазомбированы. Они уже больше ничего не вмещают в сознание, отрицают всё, что не есть данное учение, просеивая через него все явления мировой культуры, относясь ко всему настороженно и подозрительно, часто – враждебно, демонстрируя полную неспособность к универсальному взгляду на мир.

Хорошо, что кто-то знает Живую Этику, но плохо, если он ставит себе предел в ней. Путь зрелой души проходит через синтез всех Учений и философий мира.
Чем универсальнее наша сущность, тем на более широкий спектр явлений она откликается, не впадая в искус однозначности.
Одно учение только одну грань или аспект Души открывает.

Помните, Е.П. Блаватская говорила, что "Тайная Доктрина" - только один поворот ключа в замке, а их надо сделать семь.
Философско-поэтический синтез - самый краткий путь к Душе, как центру человеческого существа.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Для тех, кто только начинает изучать Живую Этику, рекомендую начинать читать ее НЕ с первых двух книг: "Зов" и "Озарение", - они сложны для восприятия НЕ-ученика, но с книги "Знаки Агни Йоги", доступной для неискушенного читателя и наполненной практическими советами. Параллельно изучая Письма Е.И. Рерих в качестве путеводителя по книгам Учения Живой Этики и вообще как философскую энциклопедию, ибо Елена Ивановна обладала поистине энциклопедическими знаниями в сфере мировой философии, культуры и науки.

Света на Пути! ОМ!

С уважением,
Наталья Шлемова, Москва, март 2011.
_______________________________________

* * * *
24 марта - День Учителя М., давшего Учение Живой Этики.
* * * *

PPPS. Мое кредо - СИНТЕЗ: Духовных учений мира, рациональной философии, искусства и науки.
Время господства одного какого-либо учения (будь то марксизм или Живая Этика или христианство) - прошло, далее - только СИНТЕЗ - путь в Эволюции.

Живая Этика для меня - и научно-мировоззренческая система, и идеология, и движение одновременно.

© Наталья Шлемова
_________________________________________

ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЖИВАЯ ЭТИКА

"За последние несколько лет творческое наследие Рерихов всё больше влияет на формирование нового мышления. Ширится круг последователей этого мировоззрения. Одновременно усиливается противодействие извне, делаются попытки исказить идеи, содержащиеся в этом великом наследии. Активизировались силы, извращающие Учение Живой Этики и среди тех, кто называет себя его последователями. В создавшейся ситуации мы считаем необходимым сказать следующее:

Живая Этика не является:

• религией и не может служить идейной основой для любой религиозной секты;
• псевдо-оккультным учением или основой для любой формы магической практики;
• школой для раскрытия паранормальных способностей;
• не предусматривает какие-либо контакты с так называемыми внеземными цивилизациями, "высшим разумом" и т.п.

К Живой Этике не имеют отношения действия организаций и лиц, занимающихся:
а) хатха-йогой;
б) экстрасенсорным лечением, энергетическим целительством и аналогичной деятельностью;
в) ребефингом, дианетикой и подобными психологическими и энергетическими практиками, насильственно влияющими на сознание и подсознание человека;
г) злоупотреблениями в аскетическом подходе формирования образа жизни;
д) групповой релаксацией, медитацией и т.п.

Живая Этика дана для развития внутренней культуры человека. Она воспитывает в нас человечность, помогает изживать эгоизм, устремляет к самосовершенствованию и к Общему Благу, учит благородству и душевности.

Всё творчество Рерихов - и этико-философское, и художественное направляет нас к самому главному в жизни: к повышению уровня культуры в каждом человеке его собственными усилиями и таким образом развития всего человечества в целом. Будущее человечества - это культурное человечество, это расцвет Культуры.

Меняется время. Подступают эволюционные сроки.


Жива́я Э́тика (англ. Living Ethics , нем. Lebendige Ethik , фр. Éthique de Vie ) или Агни-Йога (англ. Agni Yoga ) — религиозно-философское учение, претендующее на синтез всех йог и религий, и указывающее на единую духовно-энергетическую основу мироздания — Пространственный Огонь. [1] Философия Агни-Йоги основана на идеях эзотеризма. [2] Учение рассматривает духовно-нравственные стороны бытия и содержит многие медицинские, астрологические, психологические и другие знания, рассматривающие жизнь в ее многообразных аспектах. [1] [3]

Содержание

Первоиздания книг Живой Этики

Книги Живой Этики по месту и году издания:



Также существуют дополнения к учению Живой Этики:

Основные положения учения Живой Этики



Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени. [6]

Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все ее части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. [7] В основе Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные. [8]

Множественные миры в космосе образуются за счет существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений. [7]

Вселенная развивается по космическим законам. В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества. [8]



Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение ее энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества. [11]

Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своем внутреннем мире. Это дает возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса. [12]

Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия — субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер. [6] В связи с этим Е. И. Рерих пишет, что

Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным. [6]



Любое земное явление Живая Этика рассматривает с точки зрения взаимодействия духа и материи, энергетики этого взаимодействия. Это позволяет выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи. Человек сам своими мыслями, желаниями и действиями предопределяет основные вехи своей будущей жизни. Согласно Живой Этике, нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик. Это грозит разрушением планеты. [11]

В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. [11] Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. [17] Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию. [11] Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли. [6] [17]



Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука. [17]



Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества. [25]



Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. [25]



Согласно Живой Этике, важнейшими средствами совершенствования являются непрерывное обучение и труд. Человеку необходимо знать культуру прошлого и настоящего, достижения науки, изучать окружающий мир и самого себя. Труд должен быть добровольным, творческим, напряженным, но посильным. Важная роль отводится качеству труда. В процессе осознанного, устремленного труда, при его высоком качестве, развивается психическая энергия человека, овладение которой ведет к развитию высших форм сознания, таких как чувствознание и духоразумение. Их частичными проявлениями являются интуиция и озарение. В живой Этике указывается естественный путь развития психической энергии. Это путь сердца, любви и труда. На этом пути человеку необходимо очищать свое мышление, развивать возвышенные чувства и мысли через приобщение к искусству и постоянное сердечное устремление к Свету. [28]

Полемика

Русская православная церковь и учение Живой Этики

Позиция Русской православной церкви в отношении учения Живой Этики была сформулирована на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 года:

— Определение Архиерейского собора Русской православной церкви [29]

В церковной среде нет общего мнения в оценке того, считать ли Определение анафемой [30] непосредственно Блаватской и Рерихам. Одни (в числе которых, в частности, протодиакон Андрей Кураев) признают такую трактовку:

Архиерейский Собор заявил об отлучении от Церкви Блаватской, Рерихов и их единомышленников. [. ] Это не административно-юридический акт, изгоняющий или наказывающий отступников, но просто горькое признание совершившегося отделения. Анафема — это не проклятье, это свидетельство о том, что данный человек не имеет благодатной силы, которая даруется в таинствах Церкви. [. ] Не определением Собора эти люди отлучены от Церкви, но своими собственными действиями они противопоставили себя всем христианам. Собор не наказывает этих несчастных людей, но лишь с болью указывает на то положение, в которое они реально себя поставили.

— Об отлучении Рерихов от церкви [31]

Нет, никто их анафеме не предавал. Да их и невозможно анафематствовать, потому что они вне Церкви, так как не были христианами. Так же нельзя анафематствовать атеиста, так же нельзя анафематствовать теософа — они все вне Церкви.

— Позиция Митрополита Кирилла [32]

Деятели науки и культуры об учении Живой Этики

Теоретическую базу для научного подхода к изучению космических законов, к пониманию хода космической эволюции человечества, особенностей, причин и роли человека в ее сложнейших процессах дает философия Космической Реальности, изложенная в 14 книгах монографии, известной как Живая Этика. Эта работа Рерихов (в соавторстве с пока неизвестными нам другими именами) дает изложение основных принципов нового, космического, мышления. [33]

— А. С. Коротеев, академик РАН, президент Российской Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского

Надежнейший источник этических норм — это труды великих гуманистов всех веков и народов, учение Христа, жизнь и деятельность таких гениев человечества как Лев Толстой и Федор Достоевский, Микеланджело и Николай Рерих, Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, Сергий Радонежский, мать Тереза и Мартин Лютер Кинг. [34]

Творчество семьи Рерихов — это драгоценные камни в короне русской культуры. [35]

Важную роль в процессе обновления мышления сыграли труды выдающихся российских художников, учёных, философов, создателей космизма. Среди них почетное место занимают имена Рерихов. Новая мировоззренческая парадигма, космическое мышление сформировались как система познания, во многом опираясь на феномен Живой Этики ― научно-философской системы, объединяющей разные уровни реальности в единое целое: человека и планету, планету и космос, микрокосм и макрокосм. [36]

— В. М. Плоских, академик, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики,
директор Института мировых культур
— В.И.Нифадьев, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета,
академик Национальной академии наук Кыргызской Республики

Живая Этика — это высоконравственное учение, объединившее в себе те великие знания, которые были достигнуты и в науке, и в искусстве, и в религии. Этот синтез вдохновляет и дает возможность более осмысленно смотреть на великую взаимосвязь тех вещей, о сущности которых я говорил [этика и нравственность]. [37]

— Г. Н. Фурсей, академик и вице-президент РАЕН, вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры

Интересно



Литература

Исследования

Критика

  • Кураев А.В., к.ф.н.Уроки сектоведения. — Санкт-Петербург: Формика, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7754-0039-9

См. также

Ссылки

Организации и фонды

Научные конференции

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Живая Этика" в других словарях:

“ЖИВАЯ ЭТИКА” — “ЖИВАЯ ЭТИКА” серия книг, созданных в 1924 38 в процессе сотрудничества между И. К. и Е. И. Рерих и “Великим Учителем” (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории). Изданы на русском и английском языках в Париже, Нью Йорке, Риге,… … Философская энциклопедия

Живая этика — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Агни (значения). Живая Этика, или Агни Йога … Википедия

Живая этика — (Агни Йога) учение, основанное на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно нравственные ценности вост. и зап. культуры, а также практические наставления по самосовершенствованию человека. Ж. э. создана Е. И … Русская Философия. Энциклопедия

ЖИВАЯ ЭТИКА (Агни Йога) — учение, основанное на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно нравственные ценности вост. и зап. культуры, а также практические наставления по самосовершенствованию человека. Ж. э. создана Е. И. Рерих в… … Русская философия: словарь

ЭТИКА — (греч. ethos нрав, обычай, привычка) проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта … Новейший философский словарь

Рерих, Николай Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рерих. Николай Рерих Николай Рерих (1940 … Википедия

Помочь фонду

В России идеалы и ценности Учения Живой Этики, или Агни Йоги, лежат в основании идейно- духовного и культурно-просветительного движения, охватившего определённую часть наших сограждан. Рериховское движение в России сегодня является фактом общественного сознания. В основу предлагаемой статьи положен доклад автора на юбилейных Рериховских чтениях в Институте востоковедения РАН, проходивших 27—29 ноября 2002 года и посвящённых столетию со дня рождения Ю.Н.Рериха.

Учение Живой Этики - жизненное кредо Рерихов

Масштабы и глубина Учения Живой Этики, или Агни Йоги, столь велики, что мы ограничимся лишь кратким очерком некоторых его основных аспектов. Но вначале коснёмся истории вопроса. Согласно Учению, истоки этого знания уходят в глубочайшую древность. Знание передавалось из Братства Света. Во главе его издревле стоят великие Учителя Света, пришедшие с семи планет Солнечной системы, опекающих нашу Землю. Оно вмещает и выдающихся подвижников различных народов, достигших духовного просветления, также как и великие Учителя, посвятивших себя помощи человечеству.

Учение Живой Этики - жизненное кредо Рерихов

В настоящее время, пожалуй, наиболее активно исследовательская теософская мысль развивается в Америке (Американское теософское общество в Пасадене). Продолжается и международная деятельность теософских организаций со штаб-квартирой в Адьяре (Мадрас, Индия). У нас в России теософская мысль тоже имеет своих последователей.

Надо сказать, что передача основ Учения Братства Света не прерывалась на протяжении всего XX столетия. Так, продолжению дела Е.П.Блаватской, уже после её смерти (1891), посвятили свою жизнь американские подвижники — Франчиа Ла Дью и Уильям Дауэр, создавшие в 1898 году организацию Храм Человечества (с 1903 года в Халсионе, Калифорния, США). Эта организация получила как бы вторую волну, знания основ Учения Братства Света, в виде Учения Храма. Учение это передавалось, в основном, великим Учителем Света Иларионом через Франчиа Ла Дью вплоть до её смерти в 1922 году.

В соответствии с потребностями и возможностями сознания людей своего времени, Учение Храма развивало и углубляло теософскую мысль. Храм выступил за истинную одухотворённую науку, за научно обоснованную религию и за воплощение духовных истин в жизни как движущей силы единения всего человечества.

Кратко другие основные направления можно определить как космическое, диалектическое и универсальное. Космизм этого Учения — органичен.

Утверждается вера в божественность непознаваемого Абсолюта, в его всеобъемлющий огненный принцип, в коренное единство всего проявленного сущего, в бессмертную триаду человеческого сердца. Всё отвечает вечным законам Космоса: закону гармонии, или совершенного равновесия, кармы, перевоплощения, эволюции, противоположений, а также закону Иерархии, тождественности, целесообразности и соизмеримости. Все эти законы взаимосвязаны, дополняют друг друга, и все вместе свидетельствуют о диалектическом характере эволюции Вселенной, Природы и человека.

В Красоте Рерихи видели ведущий эстетический принцип искусства. Философская основа этого принципа связана с представлением о свойствах магнита: мысли, звука, цвета и чувства, притягивающих себе подобное.

Особая значимость придаётся Культуре как двигателю эволюции сознания человечества. Уникальная, в своём роде, концепция Культуры Н.К.Рериха явила, по сути, центральную идею творческой и практической деятельности всех четверых Рерихов, а именно, идею формирования Духовной Культуры человечества. Эта идея стала программной для Е.И. и Н. К.Рерихов с начала 1920-х годов. И с тех пор вся их жизнь была посвящена её претворению.

Согласно этой идее, Культура, в широком понимании, утверждается и как средство, и как путь, и как цель. Но Культура Духа есть единственная самозащита от разложения. И истинный прогресс оценивается по превосходству духовного над материальным. С расцветом Духовной Культуры ведущие области познания — наука, религия, искусство и философия достигнут своего слияния. Формирование Духовной Культуры человечества есть главная, хотя и не близкая цель Учения Живой Этики.

Духовный опыт Е.И.Рерих, ею тщательно описанный, свидетельствует о великой ассимиляции и единении сердца и духа её с сердцем и космическим сознанием Владыки Майтрейи. Эти записи будут изучаться веками многими поколениями человечества.

Достижение Е.И.Рерих Космического Огненного Права в жизни на Земле имеет огромное эволюционное значение, ибо даст в Новой Эпохе понимание космического величия Любви и женского начала. Елена Ивановна именно раскрыла смысл понятия Любви в ее Высшем космическом аспекте. «Влечение и любовь между противоположними началами, — писала она, — должны рассматриваться как проявление космического закона. Ибо, истинно, духовно мёртв тот, кто лишён этого божественного огня вдохновения и творчества, вложенного в нас космическим велением бытия. К несчастью, до сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения. Люди забыли или, вернее, не хотят сейчас признать великого космического значения любви.

Процесс продвижения к осуществлению Огненного Права охватывает тысячелетия. И Таинство понятия Космического Огненного Права пока ещё велико. Могущественно и прекрасно величие этого Таинства! Ведь для утверждения Огненного Права важно, чтобы дух сознательно утвердился в Любви и Красоте космической! [6], II, с. 500. Е.И.Рерих выступала за единобрачие и настойчиво предостерегала от профанации великого понятия [2], II, с. 424; 7, с. 442, II от 14.01.1955.

Подвиг Е.И.Рерих, принявшей на себя в высочайшем самоотвержении великую миссию очищения сознания человечества и утверждения Огненного Права, не отходя от земной жизни, — бессмертен.

Возвращаясь к описанию Учения, отметим, что, помогая осмыслить настоящее, Живая Этика устремлена в будущее. Но её близкое будущее уже наступило. Это и есть переходное к Сатья-юге огненное напряжение на планете, ныне нами переживаемое. Этот момент чрезвычайно важен для характеристики Живой Этики; он придаёт Учению исключительную значимость. Углубляясь в познавание Живой Этики, человек постигает всю линию знания, необходимого для его выживания в условиях нынешнего интенсивно идущего на Землю потока высоких космических энергий. Ибо Учение раскрывает механизм взаимодействия всех главных составляющих организма человека — его семи принципов, или тел, его главных духовных центров, его ауры и, наконец, воли самого человека, характеризуя каждую составляющую, ответственную за накопление духовного Огня — Агни и раскрытие в себе божественного потенциала — Атмана/Буддхи. Утончение же Агни вводит человека в мир обновлённого, более подвижного, а главное, расширенного сознания, в мир чувствознания. Об этом говорится в отдельных учениях: Агни Йоге, о психической энергии, о сердце, о духовных центрах, о сознании, о Космическом магните и других материалах этого Знания.






Ю.В. Никулина. Живая Этика: проблема ее статуса в современной культуре 1

Ушедшее ХХ столетие – эпоха для западной цивилизации знаковая, переломная. Это век крушения многих чаяний и надежд. Пошатнулась столь непоколебимая со времени Просвещения вера в человеческий разум и прогресс; подверглись сомнению и переосмыслению казавшиеся незыблемыми устои социальной реальности, достижения науки, философские системы. Духовный кризис, сотрясающий сами основы современного социума, очевиден и заставляет прогрессивную общественность бить тревогу во многих уголках планеты. Традиционная религиозность, на протяжении веков претендовавшая на роль нравственной опоры общества, его утешительницы и спасительницы, сегодня также зачастую оказывается не в состоянии адекватно ответить на духовные искания современного человека. Многие догматы и вероучительные основоположения религиозных традиций не соответствуют мировоззрению и миропониманию нашего современника.

В силу этих и многих других кризисных явлений порождаются новые формы осмысления реальности, новые подходы к объяснению природного и социального миров. Возникают и оформляются такие синтетические учения, которые интегрируют в себе религиозные и нерелигиозные подходы к интерпретации человека и мира.

История культуры – вспомним хотя бы эпохи зарождения и станов­ления всех мировых религий – убедительно свидетельствует, что все новое, нетрадиционное, идущее вразрез с существующими представлениями и нормами, всегда встречает настороженное, а иногда и просто враждебное отношение со стороны традиционно настроенного большинства.

С подобного рода отношением встречается сегодня и Живая Этика, содержащая новое по отношению к традиционному миропонимание и мирообъяснение, предложенное Рерихами[2]. Нередко она преподно­сится как чуждая нашему сознанию форма духовности. Однако отметим, что в большинстве случаев в подобного рода трактовках отсутствует глубокий научно-философский анализ, учение Живой Этики излагается весьма поверхностно, а многие идеи и положения истолковываются вне контекста.

Между тем необъятное творческое наследие Рерихов, включая текс­ты Живой Этики, – всемирное достояние, а наша российская гордость. Оно заслуживает объективного и беспристрастного философского и научного анализа.

Следует особо подчеркнуть, что живописные и литературно-поэти­ческие произведения, естественнонаучные и языковедческие труды, важнейшие нормативно-правовые документы, ратифицированные между­народным сообществом (например, Пакт Рериха об охране культурных ценностей), – все многообразное наследие великой семьи Рерихов как исключительный вклад в мировую культуру и развитие ценностей гуманизма является объективацией фундаментальных философских идей Живой Этики.

В самом широком смысле Живая Этика может быть истолкована как философско-этическая концепция, рассматривающая пути духовной эволюции человечества. Это не религиозное и не эзотерическое учение, как часто ее интерпретируют. Но это и не отрицание религиозной традиции, ее семантического ядра, ибо она касается всех аспектов жизни, как таковой, и синтезирует позитивный нравственный опыт различных религиозных традиций, исходя из той презумпции, что все они внутренне едины, а разделяются лишь внешней атрибутикой. ­Поэтому неправомерны попытки оторвать Рерихов от христианства, а Живую Этику противопоставить Евангелию.

Философия Живой Этики обращена к людям, осознавшим необходимость духовного обновления и стремящимся к самосовершенст­вованию. Живая Этика предлагает путь духовного возрождения, который органично связан с социальным обновлением всего человечества в свою очередь невозможным без обновления духовного.

Живой Этике свойственен целостный подход к осмыслению явлений природы и духовно-культурного развития человечества. Это интегральное научно-философское учение о Мироздании, его устройстве и законах, происхождении и эволюции Вселенной, роли космического разума в природном и социальном бытии, о месте человека в Мироздании, его тесной связи с Космосом, об эволюции человека и человечества, нравственных основах бытия и путях духовного совершенствования как необходимого условия эволюции.

Духовная мысль Востока, наука, религия, искусство гармонично связаны в Живой Этике универсальной идеей творческого развития и совершенствования человека на основе законов космической ­эволюции[3].

Центральная онтологическая и нравственная идея Живой Этики – это идея эволюции Вселенной в целом и всех составляющих ее частей, включая человечество и каждого отдельного индивида. Путь эволюции включает в себя материальные и духовные аспекты, в том числе – культурно-социальные. Философской предпосылкой осмысления космической эволюции человека и общества выступает представление о Беспредельном Космосе, который одухотворен, разумен, целесообразно и гармонично устроен и находится в состоянии непрерывного прогрессивного развития. Эволюция не имеет предела ни в прошлом, ни в будущем. Она протекает по универсальным законам, которые не зависят от воли и желаний людей. Смысл ее состоит в восхождении различных форм жизни от несовершенного к совершенному, в одухотворении материи, ее утончении.

Космология Живой Этики исходит из представления о Вселенной как о состоящей из множества миров, в которых существует жизнь, находящаяся на различных этапах развития сознания. Земля – один из таких миров, где осуществляется совершенствование человеческого духа. Космическая эволюция и безграничные возможности самого человека связываются в Живой Этике с понятием Беспредельности, которая равнозначна в своем смысловом выражении Абсолюту.

Земное человечество как космопланетарный феномен развивается в процессе взаимодействия со всем многообразием космических явлений и систем. Цель планетарной эволюции – совершенствование и одухотворение всей земной материи. На человека в этом процессе возложена ключевая задача, – совершенствуясь, одухотворять себя, природу, общество, что предполагает осознание ответственности за свою судьбу, судьбу других людей, природы, общества и всей планеты[4]. Эволю­ция, идущая сообразно космическим законам, способна открыть перед человеком возможности влияния на развитие Вселенной. ­Согласно ­позиции Живой Этики, процесс планетарной эволюции замедлен в результате того, что в мировой культуре оказался утраченным приоритет духовно-нравственных ценностей, сменившись приоритетом ценностей утилитарно-прагматического порядка. Цель Живой Этики, таким образом, – трансформировать человеческое сознание, поднять его до космического уровня. Указанная цель основана на уверенности в том, что человек – существо не только земное, но и космическое. В силу этого человеку присущи практически неограниченные возможности реализации неисчерпаемой космической энергии, освоение которой – задача будущего.

Сегодня, когда переосмысливаются привычные догмы, появляются новые направления в науке, формируются модели Мироздания, отличные от привычных, появляются и качественно новые подходы к научным исследованиям – интегральные, междисциплинарные, системные. Целостный подход к миру и человеку становится постепенно приоритетным в науке. Появляется осознание единства микро- и макрокосма, неразрывности человека, Земли и Вселенной. Ориентацию на такой целостный подход находим мы и на страницах Живой Этики.

Тем не менее многие идеи Живой Этики (в частности, основанные на духовно-философской мысли Востока) воспринимаются западным сознанием с трудом. А все, что сложно для понимания, зачастую вызывает раздражение, отрицание, а иногда и неприкрытую агрессию. Именно поэтому философия Живой Этики подчас вызывает резкое неприятие со стороны традиционно настроенных ее критиков. Многие специалисты проявляют удивительную нетерпимость в вопросах познания по отношению к иным, нетрадиционным формам миропонимания и мирообъяснения, к которым относят и Живую Этику. При этом сама ее философская концепция часто вульгаризируется и искажается – причем не только оппонентами, но и последователями, разделяющими ее ценности, но далекими от понимания глубины ее содержания.

Можно по-разному относиться к философии Живой Этики. Ее можно разделять, с ней можно не соглашаться. Но бесспорно одно – она заслуживает глубоко уважительного к себе отношения и систематического профессионального изучения, ибо проникнута высшим гуманизмом и ориентирована на поиск выхода из современного духовного тупика. Живая Этика затрагивает такие животрепещущие для каждой личности и для общества в целом вопросы, как бессмертие, смысл жизни, нравственные нормы. Философия Живой Этики основывается на принципах альтруизма и Общего Блага, в ней высказывается неприятие эгоизма, бездуховности, культа наживы и насилия. При этом в Живой Этике провозглашается духовная свобода, а единственным авторитетом становится авторитет знания. Она призывает людей учиться, познавать окружающий мир и самих себя, расширять свой кругозор и преодолевать невежество. Живая Этика с большой терпимостью относится ко всем другим философским и религиозным учениям (что, к сожалению, чаще всего не свойственно ее оппонентам), не навязывая никому самое себя. Согласно Живой Этике, ее философия может быть воспринята и принесет пользу только в том случае, если такое происходит добровольно уже созревшим для этого сознанием.

В наше сложное время идеи Живой Этики, а также культурно-просветительская деятельность ее последователей могут послужить нравственной опорой для многих людей. Поэтому важно не забыть, не отбросить с порога представляющее мировую значимость духовное и философское наследие семьи Рерихов. Оно должно тщательно сохраняться, ибо великий гуманизм, заложенный в рериховской философии, выраженной прежде всего в учении Живой Этики, может стать крае­угольным камнем в деле духовного возрождения человечества.

1 Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. науч. трудов. Мн.: Технопринт, 2005. С. 282–286.

2 Сочетая в своей философии древние традиции мудрости Востока с новейшими достижениями западной мысли и ценностями западной культуры в их философской, научной, религиозной и других проекциях, Рерихи, однако, не считали себя авторами книг Живой Этики; такая позиция соответствовала их представлениям о безымянности истинного творчества.

3 Гиндилис Л.М., Фролов В.В Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Защитим имя и наследие Рерихов. М., 2001. Т. 1. С. 649.

Читайте также: