Смысл финала романа отцы и дети кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема отцов и детей представлена в романе многосторонне. С одной стороны, это идейная борьба между дворянами и разночинцами. С другой стороны, это вечный конфликт поколений.

Проблема отцовства – это и проблема единства развития всего человечества.

Главный герой романа – нигилист Евгений Васильевич Базаров. Именно с этим образом связаны все вопросы тургеневского произведения.

В конце романа автор изображает печальное сельское кладбище и могилу, в которой похоронен Евгений Базаров. Герой умирает от случайного пореза пальца при вскрытии мужика, умершего от тифа. Думаю, что заражение тифом произошло не так уж и случайно. Базаров выбит из колеи страстной и безответной любовью к Одинцовой. Из-за сильных переживаний он был невнимателен и рассеян, не поинтересовался даже, есть ли у местного фельдшера адский камень для прижигания раны и предотвращения заражения. Как ни отрицал Базаров любовь как высокое духовное чувство между мужчиной и женщиной, а влюбился вопреки своим убеждениям и почувствовал в себе романтика. Любовь, как и жизнь, оказались сильнее всех схем и теорий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Авг 2, 2018 | 0 комментариев

Когда читаешь произведения, часто задумываешься о смысле той или другой концовки и вот сегодня нужно ответить на вопрос, а какой же смысл финала романа Отцы и дети.

Как известно из прочтенного материала, герой романа Отцы и дети умирает от тифа, которым заразился, практикуясь на трупе тифозного больного. Казалось бы привычное явление, смерть по неосторожности. Но в случае с романом Тургенева, все обстоит иначе. Смысл финала Отцы и дети кроется в другом и это начинаешь понимать, когда глубже проникаешься работой писателя и вдумчиво вчитываешься в произведение.

Отцы и дети: смысл финала

Как оказалось, такие люди были лишними, да и Базаров это понимает, утверждая, что он не нужен стране. К тому же автор вложил в смерть смысл того, что только приближение конца открывает глаза на многие вещи. Только предсмертные дни позволяют людям раскрыться и показать, какие они есть на самом деле. И здесь мы понимаем, Базаров не только нигилист, но еще и человек. Он может думать, тонко чувствовать, ему не чужды человеческие чувства. Может поэтому в последние свои дни главный герой романа становится добрее, ему хочется встретиться с любимой женщиной, он становится мягче по отношению к родителям.

Как видим, Базаров посвятил себя науке, посвятил себя стремлению стать полезным, но его смерть стала символичной и могла означать лишь одно. Такие люди не нужны стране и это осознание ненужности как раз и приходит в последний момент к герою, став эпилогом взглядов Базарова.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца,
и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе,
не в состоянии относиться к этому с полным безразличием.
Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче.
“Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может
противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть.
Она тебя отрицает, и баста! ”.
За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.
Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее.
Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви.
Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.
Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца,
и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе,
не в состоянии относиться к этому с полным безразличием.
Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче.
“Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может
противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть.
Она тебя отрицает, и баста! ”.
За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.
Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее.
Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви.
Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.
Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца,
и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе,
не в состоянии относиться к этому с полным безразличием.
Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче.
“Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может
противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть.
Она тебя отрицает, и баста! ”.
За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.
Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее.
Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви.
Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.
Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Чем заканчивается роман

Чем закончилось?

Базаров оказывается в постоянном конфликте с окружением. Общество упорно пытается заставить его избавиться от своих нигилистических воззрений, в том числе и отрицании любви. Именно последний принцип попадает в шаткое положение, так как Базаров влюбляется в Одинцову, но не получает ответа на свои чувства.

Последние события разворачиваются довольно быстро: Базаров, разговаривая с Фенечкой (возлюбленной Павла Кирсанова) в беседке, целует её. Павел становится свидетелем этой сцены и вызывает Базарова на дуэль. Они решают стреляться без секундантов, приглашают только слугу и пишут предсмертные записки, чтобы снять вину друг с друга. Кирсанов промахивается, а Базаров стреляет ему прямо в ногу. Несмотря на желание Павла продолжить дуэль до смерти, Евгений оказывает ему первую медицинскую помощь. Об истинных причинах дуэли они не сообщают, сойдясь на том, что стрелялись из-за политических разногласий. Именно это событие позволяет Базарову понять, что ему больше нечего делать в имении Кирсановых, а Павлу – признать свои чувства к Фенечке. Николай предлагает брату жениться на ней, хотя был против этого брака.

Базаров уезжает к своим родителям, по пути посещая Аркадия. Он сообщает ему о дуэли. Аркадий, отдалившийся от друга из-за влюблённости в Катю, уже почти не разделяет нигилистические воззрения. Он делает Кате предложение. Базаров укоряет его за это.

Родители рады возвращению сына, но Евгения тяготит жизнь с ними. Он начинает работать лекарем, но чувства мешают ему мыслить рационально и здраво, хотя он полностью убеждён, что держит их под контролем. Из-за неосторожности во время вскрытия тифозного трупа Евгений заражается тифом. Болезнь разворачивается быстро. Базаров не строит иллюзий насчёт своего состояния и понимает, что скоро умрёт. Уже в бреду он просит родителей прислать Одинцову. Базаров признаётся в своих чувствах к ней, укоряя себя за никчёмность и сожалея о своей непродолжительной жизни. Одинцова целует его в лоб. Вскоре он умирает.

Аркадий и Катя селятся в имении Кирсановых в Марьино. Аркадий вскоре становится отцом и показывает себя как трудолюбивого хозяина – благодаря его усилиям имение начинает процветать и приносить немалые доходы. Николай Кирсанов начинает работать мировым посредником: разъезжает по своему участку, улаживает поземельные споры после проведённой крестьянской реформы.

Одинцова снова выходит замуж, но не по любви, за очень умного человека, доброго, но холодного. Кукшина тоже перебирается за границу и общается в Гейдельберге со студентами-химиками. Ситников остаётся в Петербурге, утверждая, что собирается продолжать дело Базарова.

Жизнь идёт своим чередом, и только родители посещают ухоженную могилу сына и долго молятся.

Читайте также: