Смысл финала комедии ревизор кратко

Обновлено: 06.07.2024

Н. В. Гоголь – выдающийся русский писатель – в пьесе “Ревизор” оставляет финал открытым, тем самым предоставляя читателям (зрителям) возможность не только продумать последующую судьбу персонажей, но и разглядеть в героях, застывших в характеризующих их позах, самих себя с индивидуальными для каждого пороками.

Последнее явление комедии уже в своем начале содержит авторскую попытку вывести главную идею “Ревизора” – высмеивание людских недостатков на примере чиновничества – за пределы произведения. Появление безликого

жандарма, символа неминуемости наказания, становится сюрпризом для внимательного читателя (зрителя): в списке действующих лиц этот персонаж заявлен не был. Так, Н. В. Гоголь вводит героя, заявляющего о скором суде, в рамках пьесы – приезде настоящего ревизора, не только персонажам комедии, но и читателям (зрителям).

В ремарке автор сравнивает это известие с могущественным природным явлением: “произнесенные слова поражают как громом всех”. Создается впечатление божественной природы наказания.

Той же идеей руководствовался Гоголь, выбирая в качестве эпиграфа для произведения народную пословицу:

“на зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Таким образом, автор призывает осуждать не героев пьесы, всего лишь плодов его наблюдений, а тех, кто стал прообразом для чиновников уездного города “Ревизора” – простых людей.

Немая сцена продумана Н. В. Гоголем как галерея персонажей – выставка пороков. Неестественные и комичные позы героев выражают общее настроение собравшихся людей – ужас перед грядущим судом.

Городничий, представленный автором в первой ремарке пьесы как “очень неглупый по-своему человек, хотя и взяточник” замирает “в виде столба с распростертыми руками и закинутой назад головою”. Главный мошенник города как будто вопрошает у бога, почему именно он оказался в самом невыгодном положении: увидел в “пустышке” Хлестакове не только ревизора, но и удачную партию для своей дочери. Драматург насмехается над героем, лицемерно ожидающим равной для себя участи, хотя ранее претендовал на бОльшие привилегии. Доказательством тому становится описание автором и относящегося к семейству городничего выражения лица трех дам (“самое сатирическое”), и “едкого намека” Коробкина.

Может ли Антон Антонович, глава семейства, постоять за свою жену и дочь, чье отмеченное автором “устремление движением всего тела” в последнем эпизоде можно истолковать как просьбу о защите?

С иронией Гоголь описывает позу провинциальных кокеток: дамы сами себе противоречат, обращаясь к простому по их понятиям человеку, когда недавно они смотрели на окружающих свысока (“ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство”).

Остальные позы персонажей в последнем эпизоде также являются приемом создания автором образов героев, также вызывают “горький смех”: чрезмерно любопытный почтмейстер в форме вопросительного знака, “потерявшийся самым невинным образом” трусливый Лука Лукич, толстый человек и тонкий плут Земляника, прислушивающийся, чтоб позднее удачно извернуться, подчеркивающий значимость своих мыслей выразительной позой Ляпкин-Тяпкин, почти во всем созвучные Бобчинский и Добчинский, выпучившие глаза, разинувшие рты и кинувшиеся друг к другу в объятия.

Так через позы Гоголь, отказываясь от реплик для персонажей, раскрывает суть каждого героя, высмеивает его. Длительность же немой сцены (1,5 минуты) позволяет зрителю обратить внимание на схожесть того или иного образа со сцены с собою, предположить дальнейшую судьбу этого типа человека и познать простую истину: каждый поступок требует ответа.

Анализ событий, предшествующих финалу

Автор в своей комедии путём использования сарказма и сатиры показывает читателю все существующие пороки общества города N. Чтобы понять, какой смысл заключён в немой сцене, необходимо провести анализ предшествующих событий.

Описание Хлестакова

Описание Хлестакова

  • ездит исключительно в хороших экипажах с извозчиком;
  • каждый день посещает театр;
  • заказывает только хорошие дорогие обеды;
  • покупает новый фрак из английского сукна;
  • проигрывает огромные суммы в карты.

Именно в такой момент своей жизни молодой чиновник проездом к своему отцу попадает в город N. Так совпадает, что в этот момент все люди, стоящие у власти небольшого провинциального поселения, находятся в ожидании ревизора. И поэтому появление нового незнакомого лица вызвало эффект массовой уверенности, что это проверяющий.

Голодая уже несколько дней и совершенно не зная, как решить свои финансовые трудности, Хлестаков поначалу пугается появления столь значимых гостей. Однако юноша отличается необычайной догадливостью и хитростью, поэтому очень скоро он вживается в роль ревизора.

Замечая столь радушный приём и желание угодить ему во всём, Хлестаков, расслабившись, начинает рассказывать различные истории, выставляя себя очень важным, богатым и светским человеком. При этом он занимает деньги, поясняя, что поиздержался в дороге.

Жители города

Городские чиновники

Городские чиновники, желая избежать возможного наказания за нарушение своих должностных обязанностей и взяточничество, с радостью готовы предоставить гостю любые суммы денег и совершенно не требует их возвращения.

Чиновники осознают, что все отданные деньги не принесут им пользы. Наибольшее сожаление и стыд испытывают героини комедии, ведь они согласились на брак с таким же пройдохой и лжецом, как и они. Более того, они уже начали считать себя превыше окружающих их людей.

Все обманутые герои в финале собрались вместе, чтобы поздравить городничего и его семью с предстоящим браком. И именно в этот момент они были массово поражены содержанием письма до той степени, что даже не задумались о приезде настоящего ревизора. Не успев отойти от осознания своей глупости и нелепости своих действий, они подвергаются новому шоку.

Произведение заканчивается немой сценой, которая подчёркивает те чувства волнения и ужаса, нахлынувшие вновь с приездом ревизора. Только в этот момент, совершенно никто из чиновников не готов к новой проверке.

Новость, удивившая всех

Новость, удивившая всех

Последняя сцена представляется наиболее важной во всём произведении. Сам писатель считал ее ключевой в понимании замысла комедии. Оцепенение чиновников позволяет читателю до малейших деталей рассмотреть героев, застигнутых столькими новостями в самый неожиданный для них момент. Именно в таких ситуациях, когда кто-то преисполнен такими сильными чувствами, как страх и удивление, окружающие могут увидеть настоящее лицо человека.

В череде происходящих событий и испытываемых волнений далеко не все характерные черты персонажей можно заметить, в этой же сцене для изучения каждого героя у читателя есть много времени.

Позы героев

Значение момента

Финал представляет собой самую правдивую и яркую часть всего произведения. Он полностью передает эмоциональную зависимость персонажей и тем самым олицетворяет идею произведения. Только в этот момент времени герои выглядят правдиво, поскольку, находясь в шоке, не способны врать или что-либо предпринять.

Позы героев немой сцены

Николай Васильевич Гоголь таким финалом передаёт каждому читателю мысль, что за все преступления и даже просто за плохие поступки всегда следует наказание. Нужно быть честным человеком и жить, соблюдая все законы, только тогда будет нечего бояться в любой момент жизни.

Финал комедии Гоголя — очень необычный приём для русской классики, вызвавшее в свое время массовый интерес читателей. Почему же?

Значение немой сцены

Произведение Гоголя новаторское для русской драматургии, так как в центре впервые стоит проблема общественного конфликта, а не любовного. Необходимо разобраться, в чём суть и роль немой сцены в данном произведении. Но для начала стоит кратко рассказать о самой комедии.

Эта сцена не зря является финальной, таким образом, она вызывает настоящую бурю эмоций. Здесь всех чиновников Гоголь собирает в одном месте, чтобы как следует встряхнуть их. Чиновники наконец узнают, что Хлестаков, которого они поначалу приняли за ревизора, таковым не является. О прибытии в город настоящего ревизора объявляет жандарм. После его слов герои комедии в буквальном смысле застывают.

Как громом пораженные

Как громом пораженные

Еще большее разочарование их постигает, когда они осознают, что настоящего ревизора они не провели. Он-то всё видел и знает. Все их нарушения по службе у него были как на ладони. Они потрясены своей глупостью и наивностью, которые помешали им разглядеть в Хлестакове вруна. Также они осознают, что понесут за все свои ошибки и глупости наказание, а отомстить за это Хлестакову, увы, уже не смогут, ведь он уехал.

Вот только стыдно им не за своё поведение и обман, а за глупость, из-за которой обманывали они не того человека. Если бы у них была возможность, они с радостью разыграли комедию и перед тем, кем было нужно.

Смысл произведения Ревизор - Гоголя

Смысл книги

Смысл названия повести Ревизор

Одна из самых важных составляющих книги — её название. У повести Н.В. Гоголя очень необычный заголовок. Ревизор — человек, занимающий должность, в обязанность которого входит проведение ревизий(проверок). О последнем и говорится в книге.

Повесть начинается с того, что градоначальник уездного города получает оповещение — инкогнито приезжает ревизор с проверкой. Местные чиновники начинают паниковать из-за этого, каждый на своём месте начинает суетиться: убирают гусей, которые мешаются под ногами, меняют старые колпаки на новые и т.д.

Смысл книги Ревизор

Смысл финала

Но проблема остаётся одной — взяточничество и коррупция в России. Николай Васильевич Гоголь знал, что она как была насущной до XIX века, так и останется после. Собственно, сейчас мы тоже страдаем от неё.

Читайте также: