Смысл фильма движение вверх кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сценарий: Николай Куликов при участии Андрея Курейчика.

Сюжет: Владимир Гаранжин назначен новым тренером мужской сборной СССР по баскетболу, и на первом же выезде объявляет, что нацелен на невозможное – на предстоящей Олимпиаде он намерен одержать победу над сборной США. Команде предстоит поверить в стратегию Гаранжина и в саму себя, преодолеть внутренние разногласия и сыграть матч, который навсегда войдет в историю спорта.

Побуждающее происшествие: Гаранжин пытается сделать объявление команде, победившей на Чемпионате Европы, но ему мешает председатель Федерации баскетбола Моисеев, который врывается в раздевалку, подводит итог матча и раздает премиальные.

Команда поздравляет Гаранжина с победой, хотя отказалась играть по его стратегии: и чиновники, и спортсмены видят в новом тренере функцию, а не лидера. Но мы помним, что возглавить сборную он согласился только на своих условиях, и происшествие в раздевалке приводит Гаранжина к решению.

Побуждающее событие: на пресс-конференции в Эссене Гаранжин объявляет, что его тренерская цель – это победа над американцами на Олимпиаде.

Второй акт открывается классической полосой препятствий, которая характерна для большинства спортивных драм. Тренировки и пробные матчи, столкновение характеров и выяснение, кто настоящий мужик, а кто просто брюки носит.

Второстепенная сюжетная линия открывается следующей за поворотным пунктом сценой. На тренировочную базу приезжает женская сборная, и мы узнаем о романе Белова и Свешниковой.

Первый пинчпойнт: американский кардиолог ставит страшный диагноз Александру Белову, потерявшему сознание на матче против команды университета. Моисеев отказывается оплачивать лечение и Гаранжин просит жену отнести в Госкомспорт все личные накопления.

Пинчпойнт – это точка, в которой силы антагонизма напоминают о своем могуществе. Внешний конфликт этой сцены – противостояние Гаранжина и Моисеева: главного героя и фальшивого союзника. Но основная драматургическая задача решается на ценностном слое: усиливается внутренняя ставка Гаранжина. Возглавив сборную с намерением разбить США, он поддался зову к свершениям – выбрал великую судьбу против обыденности. Потеря форварда, это мощный удар по цели героя, и он идет ва-банк. Снова.

Мидпойнт: во время олимпийского полуфинала Гаранжин получает звонок из Москвы. Функционеры сомневаются в возможности победы над американцами и отказывают его жене и сыну в выездных визах.

Истинный момент познания , оглушающий Гаранжина до конца встречи. Если он не привезет из Мюнхена золотую медаль, шансы на успешную хирургию для его ребенка равны нулю. Обратной дороги нет . Но тащить за собой всех Гаранжин не намерен. Он предупреждает Модестаса о слежке и рекомендует принять решение: другого шанса на побег может не представиться.

Второй пинчпойнт: на пресс-конференции Моисеев объявляет, что несмотря на теракт, сборная СССР не покинет Олимпиаду.

Сценарий отводит решающему матчу СССР-США 50 минут экранного времени, это почти треть фильма. По логике, всю игру и можно было бы определить заключительным актом, но мне кажется, что переход случается позже, а пресс-конференция, это – пинчпойнт.

Смотрите, что происходит с Гаранжиным: Модестас сбежал, Коркория и Саканделидзе, возможно, в числе погибших заложников, а Госкомспорт не верит в возможность победы и использует трагедию как шанс отказаться от встречи с американцами, сохранив при этом лицо. Гаранжин переживает метафорическую смерть . Но возрождается, когда слышит слова Моисеева и видит среди журналистов всю команду в сборе.

Второй поворотный пункт: оффтайм.

В первом тайме наша сборная разбила американцев, и в перерыве оба тренера, Хэнк Айба и Владимир Гаранжин, настраивают команды: игры кончились, впереди – сложная и жесткая битва.

В этой же сцене использован важный прием отстранения : большую часть инструктажа мы проводим в раздевалке американцев и получаем информацию, которой не обладают советские спортсмены. Благодаря этому, на эмоциональном уровне мы смещаемся из области эмпатии в область симпатии, что поможет нам увидеть победу со стороны и осознать нравственный триумф героя.

Кульминация: три добавочные секунды.

Ставки Гаранжина делятся на три слоя:

Внешняя ставка – победа над сборной США;

Внутренняя ставка – зов к свершению (Гаранжин верит, что способен привести команду к победе);

Философская ставка – одиночка против общества.

Кульминация фильма очень здорово написана, разберу ее по битам.

Ц Е П О Ч К А П О Р А Ж Е Н И Й

1. Американцы бьют штрафной, рефери объявляет победу сборной США, судьи не заметили затребованный Гаранжиным таймаут ( внешний отброс ).

2. До конца матча одна секунда. Функционер Терещенко обреченно машет рукой и уходит под трибуны ( философский отброс ).

3. Гаранжин собирает команду, еще есть шанс отыграться ( аутсайдерские ценности ).

5. Наши бросают, но мяч отскакивает от кольца. Звучит финальная сирена ( внешнее поражение ).

6. Трибуны ликуют, американцы обнимаются ( внешнее поражение ).

7. Гаранжин одевает верхнюю одежду ( внутреннее поражение ).

М О М Е Н Т О Т Ч А Я Н И Я

Слова Павлова подводят черту. Рухнуло все, во что верил Гаранжин.

Внешнее поражение – сборная СССР проиграла сборной США; карьера Гаранжина закончена, и он не вывезет сына на лечение. Внутреннее поражение – функционер Терещенко был прав, тренерская система Гаранжина не работает; он не смог реализовать зов к свершениям и привести сборную к победе. Философское поражение – Моисеев был прав, когда шипел на него в Эссене.

Восторжествовали доминирующие ценности : нельзя вырвать победу у чемпиона; нельзя сотворить чудо; нельзя верить в себя и идти против всех. Это полное поражение – внешнее, внутреннее и философское.

Положительный результат невозможен.

М О М Е Н Т Р Е Ш Е Н И Я

9. Но Моисеев добивается еще одного переигрыша: на табло была одна секунда вместо трех ( философские ставки перевернулись ).

10. Терещенко созванивается с Москвой, выставляя Моисеева виновным в поражении (это момент предательства , который обычно идет в цепочке поражений).

11. Белов кладет победный мяч в кольцо ( внешние ставки перевернулись ).

Владимир Кондрашин

Владимир Кондрашин

Сборная СССР

Сборная СССР

сборная США

сборная США

Геннадий Вольнов

Геннадий Вольнов

Сергей Белов

Сергей Белов

олимпийский баскетбольный турнир

олимпийский баскетбольный турнир

Мы любим кино про историю и спорт, но не очень разбираемся в спорте или истории.


В фильме показано, что Белов играет чуть ли не при смерти из-за проблем с сердцем и вообще ему остается жить от силы год. На самом деле проблемы Белова с сердцем всплыли только пять лет спустя после Олимпиады, поэтому вся его линию можно рассматривать либо как очень вольную трактовку жизни реального человека, либо как оскорбление памяти великого игрока. И проблема в том, что если убрать из сюжета фильма болезнь Белова, то тогда рассыпается и любовная линия, и сюжет с деньгами, которые Гаранжин-Кондрашин копил на лечение сыну, и значительная доля мотивации объединения персонажей


Мы утратили всякую идентичность


Нам нечем гордиться, кроме спорта и истории



В прокат вышла картина о победе сборной СССР по баскетболу в финале Олимпиады-1972. Фильм очень сильный и имеет хорошую прессу. Но создателям ради "драматического эффекта" пришлось приукрасить некоторые исторические моменты.

В российских кинотеатрах идет фильм "Движение вверх" Антона Мегердичева, посвященный легендарному баскетбольному финалу Олимпиады-1972. Та игра стала одной из самых ярких в истории олимпийского баскетбола в том числе благодаря скандалу с переигранной концовкой поединка и трем секундам, за которые советской сборной удалось вырвать золото у непобедимых американцев. Фильм снят очень эффектно, пробуждая в зрителях чувство патриотизма, интерес к баскетболу и к нашей спортивной истории. Но при этом в адрес режиссера и сценаристов раздается и критика.

Вдовы тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова даже подали на создателей "Движения вверх" в суд за искажение исторической правды. Авторы картины не отрицают, что слегка приукрасили действительность, но не видят в этом проблемы – фильм является художественным, а не документальным, хоть в его основе и лежат одноименные мемуары Сергея Белова. Мегердичев полагает, что кино было обречено на некоторые искажения и выдуманные эпизоды ради повышения зрелищности. Что же в этой яркой картине не соответствует истине?

1. СТИЛЬ БАСКЕТБОЛА

Техника игры в "Движении вверх" адаптирована для современной массовой публики. Первое, что бросается в глаза – обилие бросков сверху ("слэм-данков") и эпизод с разбитым щитом. Это красивая мистификация. В советском баскетболе традиции забивать сверху тогда не было, а в американском студенческом баскетболе слэм-данки запрещались правилами. Однако, по словам Мегердичева, его задачей было показать баскетбол как явление, а не слепо копировать стиль игры начала 1970-х. Для массового зрителя все это – нюансы, не влияющие на доверие к рассказанной на экране истории. Кроме того, баскетбол никто и никогда не снимал так, как Мегердичев, поэтому картинка изначально является непривычной для баскетбольных болельщиков.

2. ОПЕРАЦИЯ ДЛЯ СЫНА КОНДРАШИНА

Это, собственно, та самая линия, из-за которой режиссеру пришлось изменить фамилию главного тренера сборной СССР с Кондрашина на Гаранжина. У Владимира Петровича действительно был сын Юрий, с детства страдавший церебральным параличом. Однако тренер не планировал делать ему операцию за границей и не собирал на нее деньги. Соответственно, наставник не отдавал накопленные для сына средства на лечение Александра Белова и баскетболисты не компенсировали Кондрашину деньги из своих призовых в раздевалке. Вдове тренера удалось уговорить режиссера убрать из сценария эпизод, в котором Кондрашин ради сына нелегально торгует валютой, но в целом душещипательный сюжет, в котором очень мало правды, остался. Дабы избежать обвинений в клевете, авторы картины пошли на изменение фамилии тренера.

3. ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ Александра БЕЛОВА

Известно, что гениальный баскетболист Александр Белов скончался в 26 лет от редкого онкологического заболевания – саркомы сердца. Однако во время Мюнхена-1972 великому центровому было 20 лет, и его страшная болезнь еще не проявлялась. Диагноз, о котором говорится в фильме, относится к более позднему периоду жизни Александра. "В 1972-м Белов был абсолютно здоров, – признает режиссер. – Но в 1976-м он был уже болен. Это к вопросу о времени и месте. Но мы позволили себе поместить эту историю в рамки Мюнхена. Как мне кажется, это ни в коей мере не оскорбляет память величайших наших спортсменов".

4. МАТЧ ПРОТИВ АМЕРИКАНСКОЙ ШПАНЫ

В фильме рассказывается о том, что, попав в Америку, советские баскетболисты вдруг решают сыграть в Гарлеме с местными хулиганами, поставив на кон привезенную контрабандой черную икру. В итоге наши уступают неизвестным пацанам, после чего с горя идут в бар и напиваются. В действительности ничего такого не было. В мемуарах Сергея Белова о подобной истории нет ни строчки. И, естественно, эта мифическая попойка не могла повлиять на состояние здоровья Александра Белова. Данный ход от начала и до конца – выдумка сценариста, который в целом склонен преувеличивать тот пиетет, который питали к американскому баскетболу и Кондрашин, и его подопечные. Например, в 1959-м и 1963-м годах, сборная СССР обыгрывала сборную США на чемпионатах мира, и это не считалось суперсенсацией.

5. ОБЕЩАНИЕ ПОБЕДЫ НАД США

Тренер сборной России в "Движении вверх" публично обещает обыграть в Мюнхене "непобедимых" американцев, поставив на кон свою карьеру и карьеры своих подопечных. В реальности никаких обещаний на пресс-конференциях в 1972 году Кондрашин не давал. Тем более, что советских спортивных чиновников на тот момент устроил бы и просто выход в финал. Популярность баскетбольной сборной была намного меньше популярности хоккейной или футбольной команд, поэтому ажиотажа относительно олимпийского результата баскетболистов на государственном уровне быть не могло. И уж тем более в Мюнхене никто не планировал отказаться от финального баскетбольного матча с американцами. Во всяком случае, до выхода в свет "Движения" об этом никто не догадывался.

6. ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНДРАШИН И АНТИСОВЕТЧИК ПАУЛАУСКАС

Люди, знавшие Кондрашина уверяют, что фигура "железного человека", созданная в фильме, не соответствует действительности. Это, скорее, собирательный образ всех советских специалистов. Владимир Петрович же был необщительным и очень погруженным в себя. В то же время капитан сборной литовец Модестас Паулаускас представлен в фильме диссидентом и русофобом, который готовил свой побег за границу. Это тоже собирательный образ "злобного прибалта", причем не из начала 1970-х, а из конца 1980-х. Об антисоветских настроениях реального комсомольца, а впоследствии – детского тренера Паулаускаса ничего неизвестно. Больше того, Паулаускас и в 1990-х тепло отзывался о советских временах в целом, и о русских людях – в частности.

7. ЛИНЗА ЖАРМУХАМЕДОВА И БАСКЕТБОЛИСТКА ИЗ БУДУЩЕГО

Центровой Алжан Жармухамедов действительно плохо видел, но первые линзы по индивидуальному заказу были изготовлены ему уже после Мюнхена. История с потерянными в ходе игры линзами произошла уже после Олимпиады-1972. Она передвинута вперед по времени волей сценариста, так же, как и болезнь Александра Белова. Еще один пример путешествия во времени – появление в Мюнхене в составе советской делегации баскетболистки – девушки Александра Белова. Такого не могло быть поскольку женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал в 1976 году, ну а включение в команду родных и близких спортсменов тогда не практиковалось.

Но несмотря на все эти исторические неточности, сам фильм стоит признать сверхуспешным. В нем много фактов и спорта, он вызывает сильные эмоции, великолепно снят и смотрится на одном дыхании.

А что касается приукрашенных сцен, то каждый создатель имеет на них право. Не правда ли.

Сюжет



Герои


Ничуть не менее тщательно подобраны актёры на малые роли. Советских спортивных чиновников играют звёзды отечественного кино: Андрей Смоляков, Сергей Гармаш и Марат Башаров. Тренер сборной США Генри Айба – это едва ли не самая удачная эпизодическая роль в фильме, спасибо актёру Джону Сэвэджу. Ну а его команда достойна отдельных аплодисментов. Только сравните эти лица с кадрами из записи 1972 года. Ну до чего же похожи!

Баскетбол


Читайте также: