Смерть микеланджело буонарроти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

Детство и юность

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры - "Мадонну у лестницы" и "Битву Кентавров". Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.

В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.

Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.

Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.

Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

18 февраля 1564 года в Риме скончался величайший титан эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. "Его искусство учило многому. Оно учило, как из элементов реальности создается художественный образ общечеловеческой значимости. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Оно учило совершенному мастерству, достигнутому в результате упорной, целеустремленной работы", — писал крупнейший советский знаток эпохи Возрождения профессор Виктор Никитич Лазарев.


Он родился в шестой день марта, в воскресенье, в восьмом часу ночи. "Без особых причин… дали ему имя Микеланджело, предвидя в нем явление небесное… сверхчеловеческое… чем предвещалось, что деяниями его рук будут созданы творения чудесные и достойные изумления", — писал историограф итальянского Возрождения Джорджо Вазари.

В детстве маленький Микеланджело часто был бит отцом, который считал стыдом иметь у себя дома художника. И все же маленький школяр настоял на своем, и родителям пришлось отдать его на обучение к тогдашнему мэтру живописи Доменико Гирландайо.

Его первые художественные опыты связаны с Флоренцией, о чем не преминули упомянуть два великих француза — Стендаль и Ромен Роллан. Эти писатели считали, что именно Флоренция времен Лоренцо Медичи Великолепного открыла в Микеланджело великий дар гения, способного возрождать дух прекрасного в камне. Именно во Флоренции Микеланджело создает своего "Давида".

"…Мягкость совсем исчезает в колоссальном "Давиде"; отныне художник становится грозным Микеланджело", — отмечает Стендаль.

Роллан считает, что "Давид" - это "бурная сила в миг покоя. Ему тесно в стенах музея. Ему нужен простор, вольный воздух, нужна яркая освещенная площадь…".

После Давида мастер приступает к проектированию гробницы Медичи в храме Сан-Лоренцо, но эта его работа прервана мятежами против папы и императора. Микеланджело возвращается в Рим.

Здесь по воле папы Юлия II он приступает к живописной росписи свода Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Несмотря на масштабы этой работы, он отказывается от посторонней помощи и один создает за 4 года грандиозный фресковый ансамбль, включающий 300 персонажей. В основе его сюжета — сцены из библейской жизни "Творение", "Создание Адама и Евы" и "Потоп".

"…Не повидав Сикстинской капеллы, - пишет Гёте, - трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек. Нам приходится слышать и читать о многих великих людях, но здесь все это совершенно живет над головой, перед глазами".


Его одиночество, его самоизоляция от современников, которые считали его сверхчеловеком, поражала многих его коллег по цеху. Он был "одинок, как палач", — так говорил о нем Рафаэль.

Жизнь Микеланджело была постоянным преодолением самого себя: на пределе своих возможностей скульптор становится гениальным живописцем, а от живописца требуют архитектурного шедевра, каким должен стать купол собора Святого Петра в Риме.

Назначенный в 1551 году главным архитектором собора Святого Петра, он последовательно разрабатывает четыре проекта его купола, а также создает проект верхнего этажа Палаццо Фарнезе.

"Ничто так не величаво, как огромное здание с куполом, где у зрителя всегда есть над головой доказательство невероятной творческой мощи", — восхищался Стендаль.

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Глубокий старик, он пережил на 45 лет своего старшего современника Леонардо и на 44 года - младшего собрата Рафаэля. Один за другим умирали его близкие, друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Наступили новые времена, к власти пришли новые люди, по своему образу мышления глубоко враждебные светской культуре Возрождения…

Как отмечал профессор Лазарев, "в годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался "совестью Италии", и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали".

"В год его (Микеланджело) смерти… в далекой Англии родились два поэта: Кристофер Марло и Вильям Шекспир. Марло словно стал наследником микеланджеловской terribilita и в своих титанических фигурах, дышавших страстью и заряженных духом борьбы, продолжал его проповедь гуманизма. А Шекспир… вместил идеологию гуманизма столь же народного, как Микеланджело, в такую галерею образов, которая не имеет равных в литературе, с которой может сравниться только галерея образов в сикстинских фресках да в статуях памятника папе Юлию и Медичейской капелле", — заметил как-то биограф Микеланджело профессор Дживелегов.

Коснулся в своем творчестве памяти Титана Возрождения еще один английский гений. Лорд Байрон в "Паломничестве Чайльд-Гарольда" так описал последний флорентийский приют итальянского гения.


Микеланджело Буонарроти называют самым удивительным и непостижимым мастером эпохи Возрождения. Он настоящий универсал – великий скульптор, гениальный живописец, поэт, архитектор, мыслитель. В его творениях присутствует хвала физической и духовной красоте человека, его поистине безграничных возможностей. Он первый из всех скульпторов был знаком со строением организма человека и высек его из мрамора, показав всем, насколько прекрасно человеческое тело. Очень много планов и идей мастера так и не были реализованы, очень много из его наследия до наших дней не сохранилось, хотя и то, что осталось после него, поражает величественностью и красотой.

Детство

Родился Микеланджело Буонарроти 6 марта 1475 года в итальянском городке Карпезе. Он стал вторым ребенком мэра этого городка Буонарроти Симони, представителя благородного рода. Предки Микеланджело по отцовской линии были очень успешными банкирами, но отец не имел больших доходов. Должность мэра приносила мало денег, но физической работой он не хотел заниматься, считал, что это унизительно для его статуса. Спустя месяц после рождения второго сына отец ушел в отставку, так как вышел срок его полномочий. Семейство приняло решение о переезде в родовое имение во Флоренции.

Портрет Микеланджело в молодости

Маму мальчика звали Франческа, она отличалась слабым здоровьем, да к тому же во время беременности умудрилась упасть с лошади. Кормить новорожденного женщина не могла, поэтому малыша отправили к кормилице, жене каменотеса, где и прошли несколько лет его жизни. Первыми игрушками Мике стали камушки и долото, мальчик научился окультуривать глыбы. Повзрослев, он заявил, что любовь к камню впитал с молоком приемной мамаши.

В возрасте тринадцати лет Микеланджело сказал, что не желает заниматься семейным делом, банкира из него не получится. Он изъявил желание продолжать изучение художественного мастерства.

Микеланджело учился в мастерской братьев на протяжении года, а потом решил посетить сады Медичи, где продолжил изучать скульптуру. Там он и попался на глаза итальянскому правителю Лоренцо Великолепному, который заинтересовался неординарным талантом юноши. Во время работы в садах Сан Марко Мике встречается с настоятелем церкви Нико Бичелини, который великодушно разрешает молодому человеку изучать человеческие трупы. В знак благодарности скульптор дарит священнику распятие с высеченным на нем лицом Христа. Изучение скелетов и мышц мертвых людей помогло Микеланджело хорошо рассмотреть строение тела человека, но здоровье самого скульптора было подорвано.

Творчество

После того, как Лоренцо Великолепный приказал долго жить, его место на престоле занял сын – Пьеро Медичи. Его политическая недальновидность привела к тому, что республиканский строй во Флоренции был разрушен. Италия терпит нападение французской армии, возглавляемой Карлом VIII. В стране начинается революция. Под натиском междоусобных фракционных войн Флоренция капитулирует. Обстановка в стране становится все более накаленной, и Микеланджело понимает, что не может работать в таких условиях. Он уезжает в Рим, затем в Венецию, где продолжает заниматься любимым делом – изучать скульптуры и древние статуи.

Микеланджело Буонарроти

Буквально на следующий день ему уже было стыдно за свою гордыню, и с тех пор он больше никогда не подписывал свои работы.

С каждой новой работой скульптор усложнял себе задачу. Ему исполнилось 26, когда он решился на воплощение в жизнь достаточно трудной задачи. Микеланджело решил высечь статую из куска испорченного мрамора высотой пять метров. Камень был просто брошен одним из его современников, который отчаялся что-нибудь из него сделать. Никто из мастеров тех лет не претендовал на эту глыбу, поэтому для Мике путь был открыт. Он работал над своим новым шедевром на протяжении трех лет, и спустя это время перед ошеломленной публикой предстала статуя Давида, во всей ее величественности. Скульптуру характеризует сочетание гармонии формы, энергии и внутренней силы. Он буквально вдохнул жизнь в этот брошенный мраморный кусок.

После окончания работы над этим шедевром, создали комиссию, которая должна была решить, где место Давиду. Тогда и встретились впервые два таланта – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Встреча прошла не в дружеской обстановке, Леонардо на тот момент исполнилось 50, и он понимал, что перед ним потенциальный соперник. По инициативе молодого Пьеро Содерини между двумя художниками решили устроить своего рода художественное соревнование, и в качестве задания им нужно было расписать стены Большого Совета в палаццо Веккьо.

Портрет Микеланджело

Вначале Микеланджело помогали Джулиано Бугардини, Франсеско Гранакси и сотня подсобных работников. Но однажды он так разгневался, что уволил всех своих помощников. Художник не показывал свою работу в процессе ее создания, он не пускал в церковь даже Папу Римского, которому не терпелось посмотреть, что там получается. И только в 1511-м, после настоятельных просьб всех жаждущих полюбоваться творением его рук, художник приоткрыл таинственную завесу. Многие были потрясены увиденным, сам Рафаэль не смог скрыть своего восторга и удивления. Прославленный мастер даже попытался изменить свой собственный стиль.

Эта работа потребовала от Микеланджело много душевных и физических сил, по окончанию он написал в дневнике, что после такого титанического труда он почувствовал смертельную усталость. Ему только исполнилось 37, а он уже выглядел настоящим стариком, которого не узнавали даже друзья.

Художник жаловался, что практически ослеп, и жизнь превратилась в серое и мрачное существование.

Портрет Виттории Колонны

В жизни великого мастера была одна романтическая история, и связана она с женщиной. Ею стала маркиза Виттория Колонна, к которой Микеланджело был привязан всей душой. Она стала единственной из женщин, чье имя упоминается вместе с Микеланджело.

Их знакомство состоялось в 1536-м, когда Виттория поселилась в Риме. Спустя несколько лет она уехала в Витербо, из-за того, что ее брат восстал против Павла III. Теперь они общаются исключительно с помощью писем, которые тоже остались в истории как памятник тем годам. Историки утверждают, что их связывала исключительно платоническая любовь, Виттория так и не нарушила верность своему мужу, погибшему на поле боя. С художником маркизу связывала лишь дружба.

Смерть

Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Буквально за несколько дней до завершения своего земного пути, он избавился от рисунков, набросков и незавершенных поэм. После этого пошел в небольшую церквушку Санта-Мария дель Анджели, с целью усовершенствовать изваяние Мадонны. В последнее время его преследовала мысль, что все его творения недостойны, и сам он недостоин попасть в Рай, потому что не оставил после себя ни одного потомка, только каменные изваяния. Он решил, что просто обязан довести до совершенства Мадонну, чтобы закончить с земными делами.

Памятник Микеланджело

От сильного напряжения мастер упал в обморок, и очнулся только утром на следующий день. Художник кое-как добрался домой, упал на кровать, и как только продиктовал завещание, сразу умер.

Интересные факты

В биографии известного скульптора эпохи Возрождения есть факты, которые знают немногие.

  • Микеланджело занимался изучением трупов, потому что хотел создавать свои мраморные скульптуры с мельчайшими подробностями. Чтобы этого добиться, он много времени уделял изучению анатомии и на протяжении многих ночей находился в морге монастыря.
  • Величайший из художников не любил традиционную живопись. Пейзажи и натюрморты вызывали в нем отвращение, он считал, что нечего тратить на них свое время, и проводить жизнь за созданием пустых картинок для дам.
  • Своему сломанному носу Микеланджело обязан собственному учителю. Этот факт отразил в своих дневниках Джорджо Вазари в подробностях описав происшествие.
  • Последние 15 лет своей жизни художник преодолевал сильные суставные боли. Краски, которыми работал мастер, были ядовитыми, а он годами дышал их испарениями.
  • Микеланджело прославился и как замечательный поэт, создатель сотен сонетов, которые при жизни так и не были опубликованы.
  • Слава и богатство пришли к великому итальянцу при жизни. Он узнал, что такое мировая известность, и успел насладиться ею, тогда как многие его коллеги не испытали такого счастья.

Скульптуры

Лучшие работы

  • Мадонна у лестницы
  • Битва кентавров
  • Пьета
  • Мадонна с младенцем
  • Давид
  • Умирающий раб
  • Моисей
  • Капелла Медичи
  • Библиотека Лауренциана
  • Скорчившийся мальчик
  • Страшный суд

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


2014 год объявлен год Микеланджело так как отмечается 450 лет со дня смерти великого творца.

Годовшина

Последные годы в Риме

подпись-Микеланджело

Последные дни

Смерть 18 февраля

Посмертная маска и бюст

Сразу после смерти художника Даниэле да Вольтерра снял маску с лица Микеланджело, что служила основой для бюста, и облик великого скульптора стал сам произведением скульптуры. Думали одеть его в рабочую одежду и положить рядом с ним кисть и резец, потом решили одеть как для путешествия: в дорожный кафтан, старинного стиля шляпу, и в сапоги со шпорами.
Как ни торопился племянник Леонардо, он прибыл в Рим только после смерти дяди, в четверг 24 февраля.

Микеланджело к тому времени перенесли в церковь Св. Апостолов, где его уже отпевали.

В экскурсии посвященной великому творцу можете узнать еще очень много о судьбе и о творчестве Микеланджело.

Читайте также: