Смерть леонардо да винчи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Леонардо да Винчи умер в возрасте 67 лет от повторного инсульта. К такому выводу пришли два итальянских врача, изучивших по различным древним источникам и свидетельствам современников состояние здоровья гения с 1517 до 1519 года — года его смерти.

По словам исследователей Антонио Перчиканте (Antonio Perciaccante) и Алессиа Коралли (Alessia Coralli), у Леонардо в возрасте 65 лет случился первый инсульт, который частично парализовал его правую руку. Но тем не менее он продолжал писать картины и преподавать ученикам. Потом из-за ограниченной двигательной активности и ухудшения здоровья в течение последних двух лет наступил повторный инсульт, который и стал причиной смерти гения. Об этом сообщает портал Discovery .

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, учёный - всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретённое человеческим искусством.

Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далёкий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нём написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рождённым сыном женщины, о которой почти ничего не известно.

Мы не знаем ни её фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой.
Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевёрнуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полётом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Всё это свидетельствует о его любознательности и ещё о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полёт дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнёс их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Поражённый теми огромнейшими
задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Ранний период творчества. Первая датированная работа Леонардо (1473 г. Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображённый с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приёмом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нём искусно сочетаются слабые, вялые и напряжённые, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным учёным, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования.

В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолёта, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 г. Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 г. он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведённые в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску "Тайная вечеря", которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие.
Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвёл неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало её быстрое повреждение.
А затем довершили дело грубые реставрации и. солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.

Недатированная картина "Благовещение" (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать её как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остаётся открытым.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 г. он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из верёвок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого всё их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его - следующие слова: Leonardus Vinci Academia.

Он был не только гением в искусстве, но и очень приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу.
За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и своё дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483 г., это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклонённая Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя лёгкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечёткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подёрнутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определённым видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. В это время была создана картина "Мадонна с Младенцем и св. Анной", и около 1504 г. Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной "Мона Лиза", портретом жены флорентийского купца. Этот портрет является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в лёгком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу и так же прекрасны, как лёгкая улыбка на её лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали.
Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощён изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Леонардо изобрёл принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют чётких границ: всё, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живёт, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков её улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят всё больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении ещё несколько веков.

Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принёс бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Да всё его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

Ирина Никифорова © Библиотекарь.Ру


Потревожить прах великого Леонардо Да Винчи задумали итальянские учёные из Национального комитета по культурному наследию. Могила художника находится во французском замке Амбуа, и предварительное согласие на эксгумацию уже получено.

У исследователей - множество вопросов. Правда ли это останки самого Леонардо? Есть идея провести сравнительный анализ образцов из французской усыпальницы с ДНК родных да Винчи, похороненных в Италии.

Учёные хотят узнать, от чего умер живописец. В костях поищут следы туберкулёза, сифилиса и отравления свинцом.

Наконец, самое интересное: по черепу собираются реконструировать лицо да Винчи. Тогда и станет понятно, не писал ли художник свою знаменитую Джоконду с самого себя, на чём настаивают некоторые искусствоведы.

Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума.

За свою жизнь он создал более 500 научных трудов во всех областях науки и творчества, хотя написал всего двенадцать картин.
Впервые труды Леонардо да Винчи стали доступны для широкой публики только в начале XX века. Многое из его наследия считается утерянным безвозвратно. Но искусствоведы и учёные, которые занимаются исследованием его творчества, уверены, что в мире существует по крайне мере еще 150 трудов да Винчи, предположительно находящиеся в полной сохранности. Некоторые из его изобретений до сих пор не расшифрованы или их значение не понято современными учёными.

feldgrau.info›Главная Форум Фото Каталоги›…genij-leonardo-da-vinchi


Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и -- представьте себе! -- современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Лихорадка центрального происхождения обусловлена непосредственным раздражением теплового центра гипоталамуса в результате острого нарушения мозгового кровообращения.

В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других.

Леонардо да Винчи


Задача данной статьи - пусть даже и условно выяснить, что расскажет нам код ПОЛНОГО ИМЕНИ уникального человека ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ о его уходе из жизни.

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.


12 18 33 47 48 65 70 85 90 100 118 124 141 157 186 192 209 224 229 230 233 243 257 281 291
Л Е О Н А Р Д О д и с е р П Ь Е Р О д а В И Н Ч И
291 279 273 258 244 243 226 221 206 201 191 173 167 150 134 105 99 82 67 62 61 58 48 34 10


5 6 9 19 33 57 67 79 85 100 114 115 132 137 152 157 167 185 191 208 224 253 259 276 291
д а В И Н Ч И Л Е О Н А Р Д О д и с е р П Ь Е Р О
291 286 285 282 272 258 234 224 212 206 191 177 176 159 154 139 134 124 106 100 83 67 38 32 15


ЛЕОНАРДО ди сер ПЬЕРО да ВИНЧИ = 291 = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ + 152-ТОКСИНАМИ МОЗГ.


Проведём дешифровку отдельных столбцов:

243 = 104-КИСЛОРОДА + 139-ОТРАВЛЕННЫЙ
____________________________________________
58 = МОЗГ БЕЗ.

243 - 58 = 185 = КОНЦЕНТРАЦИЯ \ яда в крови \.


19 = Т\ оксины \
_______________________________________
282 = КОНЦЕНТРАЦИЯ ЯДА В КРОВИ

282 - 19 = 263 = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ + 124-ТОКСИНАМИ М\ озг \.


Код ДАТЫ СМЕРТИ: 2.05.1519. Это = 2 + 05 + 15 + 19 = 41 = МОЗГ = НЕЖИВ.

291 = 41-МОЗГ + 250-ОТРАВЛЕННЫЙ ТОКСИНАМИ.


Код ДНЯ СМЕРТИ = 75-ВТОРОЕ + 46-МАЯ = 121 = АСФИКСИЯ = БЕЗ КИСЛОРОДА \ мозг \ = УГАСАЮЩИЙ.


Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 121-ВТОРОЕ МАЯ + 34-\ 15 + 19 \-\ код ГОДА СМЕРТИ \-ГИБЕЛ\ ь \ = 155 = КОНЧЕНА ЖИЗНЬ.

291 = 155-КОНЧЕНА ЖИЗНЬ, СМЕРТЕЛЬНОЕ + 136-ОТ ТОКСЕМИИ.

Токсемия возникает тогда, когда при работе органов человека в организме полноценно не выводятся естественные продукты распада.

Таким образом мы вернулись к началу дешифровки столбцов.

"Он был не только гением в искусстве, но и очень приятным в общении, что привлекал к себе души людей" - эта фраза очень точно характеризует личность Леонардо да Винчи и объясняет притягательную магию его картин.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Последние дни и распоряжения великого мастера эпохи ренессанса.

Замок Амбуаз

Замок Амбуаз. Последнее пристанище гения.

Последние работы

Автопортрет Леонардо

Знаменитый эскиз (около 1510–1515) приписывается Леонардо как автопортрет

Физические недуги Леонардо вынудили его передать работу над неоконченными произведениями полностью своим помощникам, которые завершали их под его профессиональным руководством. Тем не менее он все еще мог рисовать, его наброски этого периода включают дизайны костюмов и декораций, предназначенных для дворцовых торжеств. Одно из сценических изобретений, приписываемых Леонардо, упоминается 1 октября 1517 года в дневнике посла Мантуи во Франции Ринальдо Ариосто. Во время празднества в Аргентане, расположенном в 193 км к западу от Парижа, на сцену вышел механический лев, который прошел несколько шагов, затем дверца на его груди распахнулась, и взору зрителей предстали лилии, символ королевской власти во Франции.

Последний год

Из рассказа Вазари о последних днях Леонардо мы узнаем, что он был соборован католическим священником по всем правилам, причем сам настоял на том, чтобы подняться с постели для принятия Таинства.

Мадонна с младенцем и святой Анной. Леонардо.

Мадонна с младенцем и святой Анной, фрагмент (около 1502–1516).

Смерть мастера

Легко представить, с какой горечью эта новость была воспринята во Флоренции. Горе его земляков было отягощено еще и тем, что последней волей Леонардо было не выдавать его прах родному городу, в отличие от Микеланджело, который умер в 1564 году: его тело было вывезено из Рима и доставлено во Флоренцию, потому что такова была последняя воля покойного.

Во Флоренции Джованни Строцци сочинил хвалебный стих, которым Вазари и заканчивает повествование о жизни художника:

Vince costui pur solo
Tutti altri; e vince Fidia e vince Apelle
E tutto il lor vittorioso stuolo —

Один он победил всех прочих:
И Фидия, и Апеллеса,
И всю победоносную плеяду…

Завещание

Завещание Леонардо да Винчи было составлено во французском суде, а при его смерти присутствовал король Франции. Целая жизнь прошла от незаконного рождения Леонардо в крошечной деревушке до его кончины в королевских покоях.

Последняя воля Леонардо да Винчи, выраженная в завещании, составленном в королевском суде в Амбуазе 23 апреля 1519 года, за девять дней до смерти художника, распространяется на тех людей, которые много значили для него при жизни.

Карикатура на адвоката или академика. Леонардо.

Карикатура на адвоката или академика (1495–1519). Был завещан художником Мельци.

Пожертвования в пользу бедных

Бедным пациентам больниц Святого Лазаря в Амбуазе Леонардо да Винчи оставил 70 сольди медью и серебром. Леонардо, всей своей жизнью отвоевавший себе право быть уважаемой в обществе личностью, достигший своим трудом самых верхних ступеней среди творческой элиты, свободно вращавшийся среди принцев, королей и дворян, нашел время вспомнить о тех членах общества, чья участь была далеко не так радужна, как его собственная. Возможно, в этот момент он вспомнил о своей бедной матери-крестьянке.

Семья

Этюд мужчины в тюрбане. Да Винчи.

Этюд мужчины в тюрбане (1510–1519). Был завещан художником Мельци.

Слуги

Франческо Мельци

Подготовка похорон

Леонардо пожелал быть похороненным в пределах церкви Сан-Флорентин в Амбуазе, а тело его должны были предать земле священники этой церкви. По завещанию он оставил деньги на 60 свечей, которые на его похоронах должны были нести 60 бедняков. Священникам и пасторам епархии он также заказал три торжественные мессы и тридцать малых григорианских месс. Для этой цели каждой из четырех церквей епархии завещалось по 4,5 кг толстых восковых свечей.

Могила да Винчи

Могила да Винчи в Амбуазе

12 августа 1519 года Леонардо да Винчи, один из лучших сыновей Италии, был похоронен в Амбуазе, во французской земле.

Как уходил из жизни гений эпохи Возрождения? Где он похоронен?

Казалось бы, о таком великом человеке известны все биографические подробности. Картины с изображением умирающего Леонардо посетители могут увидеть во многих музеях мира. Любой желающий может посетить могилу мастера. Но мало кто из простых людей догадывается, что все это неправда!

Мы привыкли считать, Леонардо великим итальянцем. Но прожив большую часть жизни во Флоренции, Милане и Риме, на старости лет мастер принял приглашение французского короля Франциска I и в 1516 году переехал во Францию.

Франциск назначил Леонардо королевским художником, архитектором и инженером. Для работы мастеру предоставили один из красивейших луарских замков - Кло-Люсе , который находился рядом с королевской резиденцией в городе Амбуаз . Об этом городе мы поговорим позже.

Правда, реальными делами во Франции великий итальянец уже не занимался. Не написал ни одной картины. Здоровье совсем подкачало. Последний год жизни Леонардо с трудом передвигался.

Но для французского короля главным был престиж. Франциск I выплачивал мастеру баснословное содержание в размере тысячи золотых. Только чтобы утереть нос другим европейским монархам и показать, что всеми признанный гений служит французскому престолу.

За 10 дней до кончины, понимая, что его дни сочтены, Леонардо да Винчи составил завещание. Кроме того итальянец, ранее достаточно прохладно относившийся к вере и религии, вызвал священника, исповедовался и покаялся в своих грехах. Для этого его пришлось впервые за многие дни поднять с постели.

2 мая 1519 года гений Возрождения скончался в своей постели. Ему было 67 лет. Возраст вполне приличный для той эпохи. Леонардо никогда не был женат, детей не оставил.

Современные историки сходятся во мнении, что причиной стал инсульт. Скорее всего, не первый. Известно, что за два года до рокового дня у Леонардо отнялась правая рука.

Главный биограф мастеров Итальянского Возрождения Джорджо Вазари (1511-1574) в составленном жизнеописании Леонардо да Винчи рассказал о последних минутах мастера на этом свете.

Якобы, Франциску I, сообщили, что художник совсем плох. Король немедленно примчался в замок Кло-Люсе и вошел в комнату к умирающему. Леонардо в знак почтения королю нашел в себе последние силы, чтобы если не встать, то хотя бы сесть на постели и умер буквально на руках у рыдающего Франциска.

Чезаре Муссини. Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I. Картина 1828 г. Общественное достояние

Чезаре Муссини. Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I. Картина 1828 г. Общественное достояние

Вот только исторические документы говорят о том, что короля и в момент кончины Леонардо, и в предыдущие дни не было даже близко от замка. Все это время Франциск проводил с недавно рожденным наследником в двухстах километрах от Кло-Люсе. А это три дня пути.

Кроме того король в своем личном дневнике, в котором описывал такие важные моменты жизни, как список закусок на обеденном столе, вообще никак не обмолвился о кончине великого итальянца.

Франсуа-Гийом Менажо. Смерть Леонардо да Винчи в объятиях Франциска I. Картина 1781 г. Общественное достояние

Франсуа-Гийом Менажо. Смерть Леонардо да Винчи в объятиях Франциска I. Картина 1781 г. Общественное достояние

Также известно, что Леонардо в последний путь провожали его любимые ученики. Один из них в письме к брату Леонардо описывая уход своего наставника, вообще не упоминает Франциска.

Юлиус Шрадер. Леонардо да Винчи на смертном одре в Кло-Люсе в 1519 году. 1870 г. Гравюра. Общественное достояние

Юлиус Шрадер. Леонардо да Винчи на смертном одре в Кло-Люсе в 1519 году. 1870 г. Гравюра. Общественное достояние

Современные историки считают рассказ Вазари заблуждением, взятым автором из какого-либо французского сочинения. Уж очень хотели апологеты французского короля связать его имя с человеком, которого уже тогда считали величайшим гением.

Французских патриотов дополнительно радовал еще и тот факт, что Леонардо в своем завещании приказал похоронить его во Франции. А конкретно в соседнем Амбуазе, где располагался замок его покровителя Франциска I.

Похороны прошли только через три месяца, 12 августа 1519 г. Все это время тело, скорее всего, находилось во временной могиле, а в Амбуазе готовили гробницу для Леонардо. Довольно обычная практика для того времени.

Похоронная процессия ничем особым не выделялась. По завещанию Леонардо 60 нанятых нищих несли 60 свечей. Также мастер пожертвовал значительные средства церковному приюту в Амбуазе. Кажется, великий ученый и гуманист на пороге смерти реально стал бояться Страшного Суда.

Друзья! Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите автора – поставьте лайк и подпишитесь. Это очень поможет развитию канала и появлению новых публикаций. Заранее спасибо!

Сегодня могила Леонардо находится в часовне замка в Амбуазе. Вот только мастера там никто не хоронил.

В 1937 году здесь сделали красочную могильную плиту и стали ждать туристов.

Читайте также: